Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов Российской Федерации как фактор повышения эффективности их деятельности Любавин Николай Сергеевич

Проводимая в России административная реформа направлена не только на оптимизацию системы государственного управления, но и на приведение его в соответствие с потребностями времени, внедрение современных методов и форм организации, использование передовых технологий обеспечения принятия управленческих решений. Особое место в системе органов государственной власти занимают правоохранительные органы, целью реализации полномочий которых является обеспечение в обществе режима законности и правопорядка. Данная функция государства, учитывая сложность и многогранность стоящих перед ней задач, обеспечивается созданием целой системы государственных органов, для которых осуществление правоохранительной деятельности является основой либо вспомогательной задачей. Сложившаяся на современном этапе развития России система правоохранительных органов, несмотря на различную ведомственную подчиненность, имеющуюся специфику внутренней организации, а также отсутствие четко обозначенного в законодательстве их перечня, характеризуется наличием общих черт организационного характера, среди которых наиболее ярко в последнее время выделяется информационно-аналитическое обеспечение их деятельности. Информационное обеспечение организации и управления правоохранительными органами является адекватным отображением процесса управления подчиненными формированиями на область данных.

Содержание процесса управления, а также структура органов и функции управления правоохранительными органами обусловливают облик системы информационно-аналитического обеспечения их деятельности, а также предъявляют требования к данным и формам их представления. Более того, основу эффективной реализации правоохранительными органами задач и функций, возложенных на них в соответствии с законодательством, составляет именно информационно-аналитическое обеспечение их деятельности, являющееся необходимым условием своевременности и объективности принятия ими мер, направленных на обеспечение законности и правопорядка в обществе.

В настоящее время к организации информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов в условиях происходящих процессов информатизации общества и формирования в России единого информационного пространства предъявляются новые повышенные требования, обусловливая необходимость изменения его основных принципов, методологии, технологической и кадровой обеспеченности, а также нормативно-правового регулирования. Проводимая в стране административная реформа и процессы информатизации сферы государственного управления изменяют облик информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов, приводя ее в соответствие с потребностями не только самой системы их управления, но и запросов общества.

7 стр., 3269 слов

Понятие и обеспечение информационной безопасности в организации

... обеспечению безопасности локальной сети в маленькой фирме. Поэтому принципы обеспечения информационной безопасности в данной работе рассматриваются на примерах деятельности отдельной организации. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Прежде всего, примем понятие информационной безопасности ... ключевых механизмов обеспечения информационной безопасности: идентификация и аутентификация; управление доступом; протоколирование ...

Осознание важности информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов, а также необходимости его модернизации в соответствии с потребностями информатизации системы государственного управления нашло закрепление в целом ряде общегосударственных и ведомственных программных документов, определивших перспективы его развития и внедрения информационных технологий в технологическую базу осуществления. Вместе с тем на настоящий момент необходимо изменение не только внешних аспектов осуществления информационно-аналитической деятельности, но и общих принципов ее организации, управления, форм и методов построения внутренних связей между субъектами, ее осуществляющими, определяя актуальность научного исследования данной сферы общественных отношений в рамках социологического анализа. Кроме того, необходимо отметить, что именно социологический анализ организации и управления информационно-аналитическим обеспечением деятельности правоохранительных органов позволяет рассмотреть данную проблему комплексно, раскрыть внутренние процессы взаимодействия обособленных подсистем в рамках формирования единой информационной базы системы правоохранительных органов, обосновать необходимость выделения данного вида деятельности в отдельную подсистему и применения к ней единых форм и методов организации и управления.

Степень научной разработанности темы.

Рассматривая научные исследования понятия и сущности информационно-аналитической деятельности в рамках организации государственного управления, следует сказать о значительном числе работ, посвященных данной проблеме. При этом большинство исследователей отмечают, что правовые акты и иные решения, принимаемые органами власти, являются информацией особого вида, т.е. процесс управления понимается как частично или полностью информационный, а информация оценивается как результат деятельности органов власти. В ряде исследований выделяется информация как средство управляющего воздействия на социальный процесс.

Другим аспектом данного вида деятельности является анализ входящей информации. По мнению Ю.В. Курносова и П.Ю. Конотопова, аналитика должна решать, как минимум, три класса задач: задачи методологического плана; задачи технологического плана; задачи организационного плана. Рассматривая природу аналитической деятельности, Н.А. Сгляднева отмечает, что аналитика наиболее близка к гуманитарной науке, опирающейся на герменевтические методы.

Особенности организации информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов являлись объектом исследований ряда ученых, рассматривающих прежде всего ее юридическую составляющую. Так, сущность информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции В.К. Голубовский определяется как целесообразная деятельность человека, направленная на исходные фактические данные с тем, чтобы, используя соответствующие технические средства, преобразовать их в форму, пригодную для решения управленческих либо конкретных задач выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников, без вести пропавших граждан.

15 стр., 7126 слов

Система, структура, принципы организации и деятельности органов ...

... стала единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за точным и неуклонным исполнением законов всеми организациями, должностными лицами, гражданами, а также осуществляющих уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе ...

Е.Е. Степанова и Н.В. Хмелевская считают, что информационное обеспечение – это осуществление действий по предоставлению своевременной, достоверной и полной информации руководителю с заданной периодичностью. А.Л. Ковалев полагает, что информационным обеспечением деятельности аппаратов по борьбе с преступлениями в сфере экономики следует считать комплекс мер, направленных на создание системы информации, необходимой и доступной для успешного решения задач по оперативному обслуживанию объектов.

Проблемы различных аспектов информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел разрабатывались в диссертациях таких ученых, как П.Е. Букейханов, И.П. Воробьев, В.К. Голубовский, Н.Н. Новгородцев, И.Н. Паршин, В.Н. Тищенко, Ю.В.Уваров. Следует сказать, что ранее все научные исследования велись в рамках юридического анализа нормативно-правового регулирования информационно-аналитической деятельности правоохранительных органов и правоприменительной практики, в то время как организационные аспекты оставались за сферой научного осмысления и анализа. Также необходимо отметить, что юридический анализ информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в имеющихся на настоящий момент научных работах ограничивается преимущественно сферой деятельности органов внутренних дел, недостаточно исследована специфика ее организации в иных органах государственной власти, наделенных правоохранительными полномочиями, отсутствует систематизация общих принципов организации и управления данным видом деятельности.

Достаточно важным аспектом информационно-аналитической работы правоохранительных органов, который иногда незаслуженно считают второстепенным, является подготовка сведений для освещения их деятельности по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений, по информированию общественности о состоянии борьбы с преступностью. Проблемы взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации и гражданами исследовались в диссертационных исследованиях таких ученых, как Е.В. Ильгова, А.В. Копылов, Г.В. Лысов, С.П. Супонев. Вместе с тем отмеченные исследования акцентируют внимание лишь на юридических и социальных аспектах информационного взаимодействия правоохранительных органов с обществом, не раскрывают принципов их организации в контексте управления всей системой правоохранительных органов.

Таким образом, как свидетельствует представленный анализ, проблема информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов является одной из наиболее актуальных и представляет значительный научный и практический интерес для совершенствования их деятельности. Однако большинство работ в данной сфере характеризуется разрозненностью исследований различных аспектов организации ее управления в системе правоохранительных органов. На современном этапе отсутствуют систематизированные исследования в данной сфере, которые бы в полной мере учли динамику развития организационных принципов информационно-аналитического обеспечения правоохранительных органов в условиях проводимой административной реформы и реализации программ информатизации органов государственной власти.

9 стр., 4259 слов

Информационное обеспечение деятельности муниципальных органов

... обеспечения деятельности органов власти и местного самоуправления в России. Предмет исследования — информационно — аналитическое обеспечение органов муниципального управления. 1. ИНФОРМАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 1.1 Сущность и значение информационного обеспечения органов власти и управления Информационное обеспечение ...

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности проведения комплексного социологического исследования информационно-аналитического обеспечения правоохранительных органов в России на современном этапе, а также определения приоритетов его совершенствования в контексте повышения эффективности их деятельности.

Цель диссертационной работы

исследовательские

  • раскрыть понятие информационно-аналитической деятельности и определить ее место в системе управления;
  • провести анализ общих принципов организации информационно-аналитического обеспечения в правоохранительных органах Российской Федерации;
  • рассмотреть особенности информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;
  • провести социологический анализ организации информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов и определить направления ее совершенствования;
  • раскрыть основные аспекты информатизации информационно-аналитической деятельности правоохранительных органов и ее роль в повышении эффективности их деятельности;
  • определить перспективы развития информационно-аналитического обеспечения координации и взаимодействия правоохранительных органов в России.

Объектом исследования, Предметом, Методологической и теоретической основой работы

Базовой социологической концепцией, положенной в основу исследования, явилось рассмотрение информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов как самостоятельной системы, характеризуемой единством принципов организации, правления, форм и методов реализации возложенных на нее задач.

В частности, применительно к изучению информационных процессов в деятельности правоохранительных органов системный подход предполагает: определение информационных целей их развития как информационного образования, правильное формирование критерия оптимального планирования работы с информацией; структурный анализ информационных процессов в деятельности правоохранительных органов, вскрывающий характер взаимосвязи и взаимодействия между ними; исследование особенностей правового регулирования и управления на основе использования информационной техники; изучение механизма прямых и обратных информационных связей для наилучшей реализации поставленных целей; определение характера и степени влияния внешних информационных факторов, условий ее (среды) функционирования для повышения надежности плановых решений; исследование с позиций информационной теории процессов принятия и реализации решений.

Важную роль в определении перспектив развития информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов играют законы информационного взаимодействия (законы аддитивности), которые открыл еще в начале XX в. А.А. Богданов в своей «Тектологии», в соответствии с которыми суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия ее подсистем.

В диссертационной работе использовались концепции, положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных социологов, политологов и правоведов, исследующих проблемы организации информационно – аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов и направлений повышения эффективности их деятельности на современном этапе. Рассмотрение проблемы стало возможным также благодаря комплексному анализу, теоретическому моделированию, компаративному анализу и синтезу.

13 стр., 6485 слов

Оперативно-розыскная деятельность, как вид правоохранительной деятельности

... -розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности. Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в ... обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательства. Основные черты ОРД: разведывательно-поисковый характер; перечень субъектов, исчерпывающий; ОРД ограничивается пределом компетенции органов, ...

Эмпирической базой

Автор подверг вторичному анализу опубликованные результаты конкретно-прикладных исследований, социологических опросов и данные официальной статистики. В частности, в работе использованы материалы анкетирования ЭКЦ УВД (ГУВД) ряда краев и областей Российской Федерации (Краснодарский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Свердловская, Смоленская, Томская области, Чувашская Республика, ЭКУ МВД Республики Башкортостан), проведенного в 2010 г., а также исследования общественного мнения, проведенные в 2006–2008 гг. научным коллективом кафедры криминологии Московского университета МВД России, возглавляемой профессором С.Я. Лебедевым.

Научная новизна диссертационного исследования

К результатам исследования, обладающим признаками научной новизны, относится следующее:

  • на основе комплексного анализа понятия информации дается понятие информационно-аналитической деятельности и раскрываются ее место и роль в системе управления;
  • рассмотрение понятия системы правоохранительных органов Российской Федерации, организации информационно-аналитического обеспечения их деятельности позволило автору дать комплексное понятие информационно-аналитической деятельности в данной сфере государственного управления, а также раскрыть его особенности и организационные принципы;
  • в рамках исследования особенностей организации информационно-аналитического обеспечения деятельности различных органов государственной власти, входящих в систему правоохранительных органов, автором раскрываются системные свойства данного вида управленческой деятельности, а также характерные задачи, решаемые в рамках обеспечения правоохранительной деятельности государства;
  • системный подход в исследовании информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов позволил сформулировать и обосновать необходимость выделения общей информационной составляющей в каждом из признаков и функций правоохранительных органов, определения общей стратегии развития данной системы в условиях информационного общества, формирования и реализации информационной идеологии;
  • рассмотрение российского опыта организации информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов позволило обобщить понятие их информатизации, роль и значение данного процесса в повышении эффективности их деятельности, вместе с тем обосновывается тот факт, что информатизация является лишь технической предпосылкой разработки модели информационного обеспечения, выступающей материальной основой его развития;

— – определив направления развития информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов, автор рассматривает перспективы повышения эффективности их деятельности путем координации усилий в борьбе с нарушениями законов и преступностью, а также взаимодействие, которое носит преимущественно информационный характер.

8 стр., 3672 слов

Понятие прокуратуры. Принципы организации деятельности органов прокуратуры

... прокуратуры, улучшение их медицинского обеспечения, а также на расходы медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений органов прокуратуры»[6, стр. 37-38]. 2. Принципы организации деятельности органов прокуратуры «Принципы ... Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.234 Основные принципы организации и деятельности прокуратуры ...

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Включение в механизм научного управления информационно-аналитической деятельности обосновывается тем, что она представляет своеобразное системообразующее начало процесса управления на основе научного обоснования, являясь технологическим инструментарием, способом и необходимым условием разработки оптимальных управленческих решений по обеспечению целей деятельности правоохранительных органов. На современном этапе в функциональной структуре управления в процессе формирования управленческих решений аналитическая деятельность превращается в подсистему, в рамках которой проводятся исследования, охватывающие все области деятельности объекта управления и его окружение.

  2. Информационно-аналитическая деятельность является целостной частью ведомственного механизма управления правоохранительными органами, что проявляется в наличии единых целей, единого комплекса функций, единых основных методов их реализации, единого класса объектов управления, в существовании устойчивых связей между элементами среды, при преобладании внутренних связей над внешними, что обеспечивает относительную автономность системы. Вместе с тем, являясь неотъемлемым элементом управленческой деятельности, она направлена на достижение конкретных результатов, к которым можно отнести прежде всего обеспечение соблюдения режима законности и правопорядка в обществе.

  3. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности правоохранительных органов представляет собой систему, включающую в себя два взаимосвязанных компонента. Первый – это информационное обеспечение, которое состоит в изучении информационного спроса потребителей, поддержании устойчивого состояния информационных связей, сборе, накоплении, обработке, хранении и выдаче информации потребителям в максимально короткие сроки. Второй – аналитическое обеспечение, заключающееся в исследовании криминальных угроз, выявлении причин и условий, влияющих на формирование обстановки, прогнозировании ее развития, изучении проблемных ситуаций в сфере обеспечения законности и правопорядка в обществе. В совокупности, информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности направлено на выполнение двух наиболее общих задач, выполнение которых присуще им, как и любым иным сложным системам: управленческих и предметных. В целях выработки оптимальных управленческих решений специализированные информационно-аналитические подразделения правоохранительных органов: участвуют в организации и реализации мероприятий текущего и перспективного планирования правоохранительной деятельности; разрабатывают и внедряют специальные информационные системы, методики и технологии взаимодействия оперативно-розыскных подразделений между собой и иными правоохранительными органами; разрабатывают и реализуют методологию информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности; готовят аналитические, обзорные, справочные документы в инстанции. Предметные задачи находят выражение в виде участия информационно-аналитических подразделений в реализации оперативно-розыскных мероприятий посредством специальных информационных систем.

    3 стр., 1437 слов

    Информационное обеспечение правоохранительных органов

    ... в регистрационную систему электронно-вычислительной техники наиболее перспективным направлением оптимизации и повышения эффективности информационного обеспечения органов, осуществляющих борьбу ... и значение информационно-справочного обеспечения криминалистической деятельности Успешность любого вида правоохранительной деятельности во многом зависит от степени обеспечения ее соответствующей ...

  4. В соответствии с законами информационного взаимодействия функционирования различных подсистем правоохранительных органов на современном этапе важнейшим направлением повышения эффективности их деятельности является необходимость выделения общей информационной составляющей в каждом из признаков и функций правоохранительных органов, определение общей стратегии развития данной системы в условиях информационного общества, формирование и реализация информационной идеологии. Кроме того, единство целей деятельности информационно-аналитической системы правоохранительных органов обусловливает обоснованность их развития хотя и на основании ведомственных программ, но в рамках обеспечения приоритета интегральных процессов над ведомственными интересами. Выделение информационно-аналитического обеспечения в качестве самостоятельной системы, обладающей организационным единством, обусловливает предъявление таких требований к ее организации, как тщательная стыковка целей подсистем, унификация статистических показателей, установлением соответствующих организационно-структурных связей.

  5. Информатизация деятельности правоохранительных органов предполагает объединение их информационно-аналитических подсистем в единое информационное пространство всей системы правоохранительных органов за счет унификации методов обработки, систематизации и анализа информации, используемой в их деятельности, обеспечения свободного и оперативного доступа должностных лиц правоохранительных органов к базам данных и информационного взаимодействия в рамках достижения общих целей обеспечения законности и правопорядка в обществе. При этом формируемая в рамках информатизации система информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов должна тесно взаимодействовать с внешними информационными системами, как в части получения необходимой информации, так и ее предоставления в объемах, соответствующих режиму ее защиты в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем информатизация предполагает работу исключительно по созданию телекоммуникационной структуры, что является технической предпосылкой разработки модели информационного обеспечения, но при этом является значительно шире самого понятия информатизации, которое выступает только в качестве материальной его основы развития. Поэтому информатизация системы информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов должна происходить в рамках деятельности информационных центров, осуществляющих техническое обслуживание и программное обеспечение информационно-аналитических центров, деятельность которых направлена непосредственно на анализ приходящей и накапливаемой информации и которые подготавливают информационные основы для соответствующих управленческих решений.

  6. Взаимодействие правоохранительных органов и координация их деятельности, оптимизируют достижение общих для них задач, но осуществляются посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов, позволяя достигать кооперации, взаимодополнения, сложения сил и средств, получая качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью. При этом в координационной деятельности правоохранительных органов ключевую роль играет ее информационно-аналитическое обеспечение, создающее необходимую базу для достижения соответствующих целей в наиболее эффективных формах и сроках, представляя собой непрерывный, совместный или согласованный процесс сбора, анализа, передачи, обработки, хранения и использования информации, необходимой для создания функционально-организационного механизма в данной сфере. Формирование единой информационной базы данных правоохранительных органов, создаваемое с учетом существующих межведомственных соглашений по информационному обмену, а также информационно-технологической совместимости создаваемых в рамках единого информационного пространства информационных систем и банков данных, позволит обеспечить эффективное информационное взаимодействие всех правоохранительных органов и координацию их усилий по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства, а также реализацию всех базовых функций стратегического и текущего управления.

    7 стр., 3389 слов

    Информационные технологии в правоохранительной деятельности

    ... с. В правоохранительной деятельности существуют несколько различных по назначению, автоматизированных информационных систем (далее АИС), которые применяются для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативной и следственной практики, ...

Научно-теоретическая значимость

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться в процессе разработки практических мер по правовому и организационному обеспечению информационно-аналитической деятельности правоохранительных органов. Материалы диссертационной работы могут быть полезны также при чтении общих и специальных курсов по социологии управления.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в частности, на: IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (г. Ростов-на-Дону, 2008 г.), Международной научной конференции «Регионы Юга России: вызовы мирового кризиса и проблемы обеспечения национальной безопасности» в ИППК ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.), Международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.), межрегиональной конференции молодых ученых «Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук» (г. Ростов-на-Дону, 23 апреля 2010 г.), Вторых научных чтениях памяти Ю.А. Жданова (г. Ростов-на-Дону, 15–16 сентября 2010 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Духовность России в условиях глобализации» (г. Ростов-на-Дону, 22–23 апреля 2010 г.), Межрегиональном научно-практическом семинаре «Влияние молодежных субкультур на формирование антитеррористического мировоззрения» (г. Ростов-на-Дону, 15–16 ноября 2010), II Международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом». (г. Ростов-на-Дону, 23–24 сентября 2011 г.) и др.

По теме работы опубликовано 5 публикаций общим объемом 3,5 п. л., в том числе 3 статьи в изданиях перечня ВАК РФ, объемом 1,5 п. л.

Структура работы.