Воскресение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

ГЛАВА I. МЕСТО РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

1.1. История создания романа «Преступление и наказание»

и его место в творчестве Ф.М. Достоевского

Федор Михайлович Достоевский – не просто один из величайших русских писателей. Это тот человек, по произведениям которого весь мир судит о России, о таинственной русской душе. Четыре его романа заслуженно признаются вершиной творчество Ф.М. Достоевского, и как раз в них христианская тема выражена наиболее отчетливо в виде искупления через страдание. Это – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» [33].

Истоки романа «Преступление и наказание» восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман. Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения.» [51, 24]. Первоначально Ф.М. Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь беллетрист впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Ф.М. Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег.

2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду писатель был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Ф.М. Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание», которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы [7].

3 стр., 1225 слов

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона ...

Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольникова. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. ...

В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть – журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна, для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью. Докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы …» [45, 28].

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Писатель был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность [11].

Сюжет романа «Преступление и наказание» первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел, в конце концов, в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова [17].

2 стр., 780 слов

Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание

... невозможно осмысᴫить и понять ряд произведений, в том чисᴫе и роман «Преступᴫение и наказание». По‑разному относиᴫись и относятся к творчеству Ф. Достоевского как читатеᴫи, так и критики. Многие считают ... он принимает на себя вину, чтобы пострадать. Есть в романе немало деталей, неслучайных слов, цифр, связанных с библейскими мотивами. Так, «кроткая», «безответная» Соня поселяется у Капернаумова. А ...

Ф.М. Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием [22, 187].

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине автор составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания». Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом [15].

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился. Прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Ф.М. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора – и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения.

В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно.» [40, 56]. Черновые тетради «Преступления и наказания» позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора.

В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться» [33, 160]. Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу» [33, 165]. Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона». Идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству.» [40, 27].

10 стр., 4720 слов

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

... на каторгу, где Родион становится на путь духовного перерождения и искупления вины. Самооправдание или самообман Раскольникова В своем Самооправдание или самообман Раскольникова В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека ...

Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет» [23].

Но это был финал только для идеи Наполеона. Писатель же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя [39, 102].

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла «Преступления и наказания» столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются».

15 стр., 7037 слов

Понятие, цели и виды уголовного наказания в Российской Федерации

... наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступления. В связи с этим «наказание есть государственное порицание лица, совершившего преступление». наказание, ... которой осуществлялось удержание людей от совершения новых преступлений. Позже наказание рассматривали как меру воздействия на личность преступника, ...

1.2. Художественные особенности романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский – мастер стремительно-действенного сюжета. Читатель с первых страниц попадает в ожесточенную схватку, действующие лица вступают в конфликт со сложившимися характерами, идеями, душевными противоречиями. Все происходит экспромтом, все складывается в максимально сжатые сроки. Герои, «решившие в сердце и голове вопрос, ломят все препятствия, пренебрегая ранами» [45, 24].

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован и стал известен читателю в 1866 году. Нам известно, что Достоевский большую часть своей жизни прожил в трудных материальных условиях, так как расплачивался с долгами, которые образовались ещё при издании журналов «Эпоха» и «Время» братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Именно поэтому Ф.М. Достоевский вынужден был заранее продать свой роман издателю до его выхода в свет, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Л.Н. Толстому, семь раз переписать и исправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых моментах. Много сказано исследователями о его растянутости, необычном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках [33].

Но все сказанное выше не может загородить от нас тот факт, что творчество великого писателя, его художественное восприятие мира настолько ново, оригинально и талантливо, что он навечно вошел, как основатель новейшей школы в историю мировой литературы.

Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа. В русской литературе психологизм был известен давно. Сам Ф.М. Достоевский, создавая свое художественное произведение, следует также традиции М.Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что «история души человеческой едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Ф.М. Достоевского в романе характерно проникновение в психологию представляемых героев, будь то невинная душа Сони Мармеладовой или темные извилины души Свидригайлова, склонность не только передать их реакцию на царившие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в предоставленных общественных обстоятельствах [13].

Прием многоголосия помогает автору максимально раскрыть души и мировосприятие героев в романе. Любой герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Ф.М. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на диалогах и монологах героев. В романе писатель четко передает речевые особенности каждого героя, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова).

Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа – сжатость описаний. Ф.М. Достоевского как бы волнует не то, как выглядит человек, а то, какая душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони читателю запоминается одно только яркое перо на ее шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны – яркий не то платок, не то шаль, которую она носит [15].

3 стр., 1255 слов

О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)

... Многогранная картина личности В романе «Преступление и наказание» сны Раскольникова позволяют читателю проникнуть в самые дальние уголки души персонажа, при помощи их Достоевский совершает краткий экскурс в подсознание Родиона, чтобы ... цену своим поступкам и не обставляет их «высокими» теориями. Впрочем, и он не выдержал до конца своей роли. Если бы не сострадание и любовь Сони, Раскольников ...

Главной художественной особенностью можно считать и то, что роман «Преступление и наказание» требует от нас глубинного философского прозрения жизни. Герои его – люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей является идея о «крови по совести», которая принуждает главного героя забыть о собственном материальном благополучии. Сам писатель обсуждает данную идею с читателем, показывая как раскрывает её Родион в разговоре с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им. Последовательно и детально рассматривая эти эпизоды во взаимосвязи с ходом развития сюжета, можно увидеть, что на протяжении всего романа идет философский спор о содержании понятия «преступление» (почему Сонечка – преступница, а Лужин – порядочный человек в глазах общества, хотя на самом деле все наоборот?) [3, 149].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сюжет романа основывается на истории преступления (известно, что Достоевский прочитал о чем-то похожем в колонке происшествий).

Отсутствуют полутона, а страсти в романе доведены до предела. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Обычная, нормальная жизнь скучна для его главного героя.

Все перечисленные художественные особенности романа делают его творением русской и мировой литературы, а его автора – основателем нового «психологического» выхода к изображению явлений действительности.

1.3. Роман «Преступление и наказание» в религиозно-философском контексте русской литературы XIX века

Русская литература особенно богата христианскими мотивами, без них она немыслима, в ней они наблюдаются яснее, чем в литературе других народов. Христианские мотивы – связанные с Христом, с верой в Бога-Творца.

Последнее художественное произведение Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» самим писателем мыслилось как итог значительного творческого периода. В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, как и в «Братьях Карамазовых» описан приблизительно круг евангельских мотивов с литературной критикой. Простор для исследования необычно велик. Предлагает рассмотреть отдельный аспект проблемы прочтения романа «сквозь» Евангелие.

Уже эпиграф представляет в этом плане несомненный интерес. Достоевский приводит слова из Евангелия (Иоан., XXI, 24), причем ключевые слова из проповеди Спасителя Иисуса Христа. Первое, что видит приступающий к чтению «Братьев Карамазовых», это (после посвящения Анне Григорьевне Достоевской): «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падших в землю, не умрет, то останется одно: а если умрет, то принесет много плода». Так Ф.М. Достоевский говорит нам, читателям, о прямой параллели происходящего в романе с евангельским повествованием и о том, где именно ее следует искать, находить и осмысливать [20, 48].

Известно, что эпиграф несёт смыслообразующую роль и уже в самом начале, перед прочтением произведения, указывает путь читателю, по которому тот должен пройти в ходе чтения. Между тем вслед за некоторыми религиозными философами рубежа XIX–XX вв. стало почти традиционным интерпретировать 24-й стих 12 – главы Евангелия от Ионна таким образом, что смысл романа не столько проясняется, сколько искажается.

8 стр., 3551 слов

Изображение войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

... отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. События «Тихого Дона» начинаются в 1912 году и заканчиваются в 1922 году, когда гражданская война на Дону была ... мысли, чувства, действия героев, писатель не остановился, а обнажил нити, ведущие в прошлое. Работая над эпосом «Тихий Дон», Шолохов исходил из философского представления о людях как ...

В Евангелии же если и не совсем противоположное, то, тем не менее, всё-таки другое значение. Всмотримся в контекст «Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшенично зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да проследует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Иоан., XII, 23–27).

Вполне очевидно, что речь идет о распятии, о кресте, о крестных муках, об умирании и последующем воскресении. Буквально теми же словами об этом повествуется и в Евангелии от Марка: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми свой крест, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее, т.е. идея эпиграфа – это, несомненно, идея креста, самоотвержение ради Бога [18, 378]. Умереть в этом смысле, следовательно, умереть миру; а мир – это собирательное понятие, обозначающее совокупность страстей и пороков. С другой стороны, рассматривая в Евангелии значение приношения плода, можно увидеть, что это не что иное, как пребывание во Христе, что, по словам святителя Феофана, затворника Вышенского, возможно только через приобщение Животворящей Силе Креста Господня [36].

К такому же умозаключению можно прийти при анализе двух ситуаций в самом тексте «Братьев Карамазовых», где эпиграф повторяется (в первый раз – Зосимой о Дмитрии, второй – в сцене с таинственным посетителем).

Первая часть – это исходная ситуация, которая предполагает дальнейшее продолжение, изменение; вторая представляет собой уже само это изменение. В этих частях отчётливо просматривается христианская система ценностей и мотивируется их наличие в «Братьях Карамазовых» как художественного воплощения содержания двух притч. Исходная ситуация интерпретирует притчу о сеятеле (Лук., VIII, 5–8, 11–15): «… вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было протоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало на доброю землю и , взойдя, принесло сторичный…» (Лук., VIII, 5–8).

По толкованию св. Ионна Златоуста, под сеятелем, вышедшим сеять, следует разуметь самого Христа, воплотившего Бога, пришедшего в мир для спасения человеческого рода, под семенем – Его учение, а под нивою – человеческие души. Таким образом, подвигу самораспятия каждого человека предшествует подвиг самого Христа, как и апостол Павел говорит: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? (Рим., X, 14).

Восприимчивость к Слову Божию, оклик на Него становятся важнейшей оценочной характеристикой в системе романа [16, 88].

В каждом из четырех видов приемлющей земли коренится образ, одного из братьев Карамазовых. Семя, упавшее при дороге, означает слушающих, «к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лук., VIII, 12).

К таковым относятся незаконный сын Федора Павловича Карамазова Павел Смердяков. Это можно легко установить, рассматривая две сходные по структуре и смыслу сцены. Одна – связана с Ветхим Заветом. Это обучение Григорием малолетнего Смердякова грамоте и священной истории, когда на втором или третьем урока мальчик вдруг усмехается, а на вопрос Григория: «Чего ты?» дерзко отвечает «Свет создал Господь Бог в первый день, а солнце, луну, и звезды на четвертый. Откуда же свет – то сиял в первый день?». После таких слов Григорий остолбенел. «Мальчик насмешливо глядел на учителя. Даже было во взгляде его что-то высокомерное». В Беседах о книге «Бытия» Иоанна Златоуста можно найти такое место: «Да не обольщает тебя вид (солнца): если захочет повелеть Создатель, оно исчезнет, как будто бы и не было его. Поэтому и создал солнце на четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день». Смердяков впадает именно в такое обольщение, о котором св. апостол Павел говорил так: «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.,1, 25).

3 стр., 1205 слов

Зарубежный опыт применения института присяжных заседателей и ...

... опыта существования института сословных представителей за рубежом. 1.3. Становление и развитие суда присяжных заседателей за рубежом Суд присяжных заседателей — дитя системы общего ... присяжных заседателей и иных форм участия народа в отправлении правосудия. Задачи работы: изучение вопросов становления и развития суда присяжных заседателей; анализ зарубежных моделей создания суда присяжных ...

Припомним эпизод с «валаамовой ослицей». Усмешка Смердякова проясняется через этот контекст [19].