«Молодой специалист — начало профессиональной деятельности» статья

Молодой специалист — начало профессиональной деятельности

Петровская В.П., педагог-психолог МБДОУ № 28

Аннотация. В статье обсуждается начало профессиональной деятельности молодого специалиста; трудности адаптации, с которыми сталкивается молодой специалист в образовательном учреждении; возможности, открываемые в образовательном учреждении; перспективы развития.

Статья может быть интересна в первую очередь педагогам-психологам, молодым специалистам образовательных учреждений.

Начало профессиональной деятельности молодого специалиста

Самый первый шаг молодого специалиста заключается в собеседовании при приеме на работу. На нем молодой специалист нередко понимает: все, чему его учили в вузе, обязательно понадобится, но не сейчас. Для начала необходимо понравиться работодателю, а диплом, даже красный, зачастую слабая подмога. Это первая проблема, с которой я столкнулась, закончив вуз при устройстве на работу. Усердно учась в течение пяти лет, достигла какого-то результата, но вдруг оказалось, что работодатель не готов меня за это вознаградить: он если и взглянул на оценки, то только мельком. В первую очередь всех интересует опыт работы, и если такового нет, получается, вы пришли устраиваться «с пустыми руками». Все это очень сильно снижает самооценку — ведь разбиваются мечты и ожидания, начинаешь невпопад отвечать на вопросы, пугаться ответственности.

Когда я приступила к самостоятельной деятельности после окончания вуза, то поняла, что в большей степени я обладаю только теоретической подготовкой, поэтому было трудно избежать разочарования, так как для осуществления профессиональной деятельности опыт был недостаточен. В начале своей профессиональной деятельности я столкнулась с определенными вопросами и трудностями, связанными с практической деятельностью, ведь как оказалось теоретические знания не всегда можно применить на практике. Но благодаря атмосфере взаимовыручки, взаимопомощи и понимания опытных специалистов, возникающие проблемы постепенно решились!

5 стр., 2465 слов

Профессиональные врачебные ошибки, пути их предупреждения

... ошибок. Иногда ошибки в деятельности врача исключить невозможно. Но страшна не столько сама ошибка, сколько неумение сделать из нее выводы. Для настоящего специалиста ошибка всегда очень болезненна. Следовательно, анализ врачебных ошибок ... знаний, но и профессиональное воспитание. Следует не лакировать действительность, а давать ее такой, какой она является на самом деле. Молодые люди еще со ...

Трудности адаптации молодого специалиста

Первым этапом адаптации молодого специалиста является знакомство с коллективом. Отношения внутри коллектива является тем фактором, который влияет на молодого сотрудника в первую очередь.

Как его воспримет коллектив? Позволит полностью интегрироваться? Признает своим, пусть и не сразу? Подобные вопросы волнуют каждого. Именно на этапе знакомства со средой появляются первые трудности, которые надо правильно преодолевать. Если коллектив встретил нового человека не с широкими улыбками и распростертыми объятиями, то это вовсе не означает, что ему не рады.

Ведь большая радость может свидетельствовать о неискренности. Коллеги еще не знают педагога, поэтому просто выжидают. Влиться в коллектив не так уж трудно, надо просто быть собой. Не уподобляться полностью, не приспосабливаться к тому, что тебе не нравится, а показывать себя настоящего, уважая при этом уже закрепленные правила.

Для установления равновесия между средой и индивидом нужно желание обеих сторон. Нельзя кого-то приспособить к себе в одностороннем порядке, надо идти на уступки и самому. Опытные педагоги, должны всячески помогать молодому специалисту, могут занимать нейтральную позицию. Они только ждут и наблюдают за тем, как подаст себя новый сотрудник.

Новичку не хватает реального опыта, который имеют коллеги и который позволяет им лучше оценивать процесс обучения. Он хочет реакции. Не обязательно похвалы, подойдет и критика, только она должна быть конструктивной. Советы и наставления также нужны молодому педагогу. В то же время слишком большой контроль, четкие рамки, которые определяют другие, не дают возможности полностью раскрыться, показать все таланты.

Ведь на пути профессиональной деятельности любые трудности следует рассматривать как препятствия на пути к достижению цели. Важно понять — вы боитесь своего страха перед проблемой, а не реальности. Раньше точно такую же работу делали другие люди, и они были не лучше вас. Успокоившись, разложите все по полочкам — выделите приоритетные задачи, разработайте методику их решения, наметьте сроки. Можно набросать примерный план дел на бумаге — это способствует успокоению и сосредоточению. Какое — то время можно пообщаться с друзьями. Но помните: это лишь временная отсрочка и проблемы сможете решить только вы сами.

Педагог — это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия педагога, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять.

Возможности, открываемые перед молодым специалистом

Работая в детском саду, передо мной открылись возможности изучать индивидуальные особенности развития личности детей для выявления проблем в развитии и обучении; определять возможности личности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннее выявление профессиональных и познавательных интересов; определять индивидуальный стиль профессиональной деятельности и др.

19 стр., 9094 слов

Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной ...

... педагога и перспектив развития его возможностей, может претендовать на повышение квалификации специалиста, соответствующего современным требованиям. Анализ научной литературы дает возможность выявить теоретические подходы, на которых базируется педагогическая экспертиза профессиональной деятельности. ... и др.) и конкретно в послевузовском педагогическом образовании (Т.Г. Браже. С.Г. Вершловский, ...

Профессиональная деятельность педагога-психолога тесно связана с общением, которое выступает условием, потребностью и деятельностью одновременно.

Анализ работы молодого специалиста

На мой взгляд, главным показателем хорошего педагога было и остается искреннее отношение родителей и детей к образовательному процессу. Работая в детском саду, у меня есть уникальная возможность проявить себя и свой творческий потенциал в различных формах профессиональной деятельности. О чем же идет речь?

Моя профессиональная деятельность простраивается в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 28 «Ручеёк». Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени, моя основная цель, как педагога-психолога – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознание. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Перспективы развития молодого специалиста

Важным, на мой взгляд, является то, что молодой специалист, готовый к саморазвитию способен к сотрудничеству, отличается мобильностью, конструктивностью и обладает развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющего самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, молодому специалисту нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего специалиста прошел успешно, многое зависит от администрации, с которой мне очень повезло. Хороший руководитель всегда готовит и воспитывает смену.