ГП . I. Понятие сервитута в Российском законодательстве

Контрольная работа

Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что, во-первых, среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, во-вторых, действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут).

Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах, в-третьих, современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме).

Действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако после 1 марта 2015 года выделяет публичный сервитут, подразделяет на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут).

Общей является норма ст. 274 ГК РФ о том, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения. На публичный сервитут распространяются положения п. 1 ст. 275 ГК РФ о сохранении сервитута в случае перехода прав на земельный участок, обремененного сервитутом, к другому лицу. Согласно п. 2 ст. 275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Целью данной работы является исследование сущности сервитута в Российском законодательстве.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

  • описывается история развития сервитута;
  • показывается понятие, порядок установления и государственная регистрация сервитута;
  • рассматривается публичный сервитут (основания установления и прекращения публичного сервитута).

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере установления, государственной регистрации и прекращении сервитута.

7 стр., 3136 слов

Сервитуте права реферат рб

... водоснабжения и мелиорации, которые устанавливаются в интересах общества. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. ... завещательного отказа. И только с принятием Гражданского кодекса 1998г. можно констатировать, что сервитут обрел-таки полноценные "права гражданства". Именно с этого момента начался этап ...

Предмет исследования – сервитут в Российском законодательстве.

Новизна исследования – характеризуется тем, что в работе достаточно подробно описан исторический экскурс, в особенности римского права, что позволит разобраться в сущности сервитута по Российскому законодательству.

Глава I. Понятие сервитута в Российском законодательстве

Необходимость этой категории прав была в особенности очевидна ввиду существования права частной собственности на землю. Дело в том, что нередки случаи, когда определённый земельный участок не имеет всех тех свойств и качеств, какие необходимы для нормального его использования; например, на данном участке нет воды или нет пастбища и т.п. Для того, чтобы пользование данным земельным участком было возможно и хозяйственно целесообразно, возникает потребность в пользовании (в соответствующем отношении) соседней землёй. Такого рода вопросы были легко разрешимы в то время, когда земля находилась в общественной собственности (племени, рода, общины).

Но с возникновением права частной земельной собственности собственник земельного участка не обязан был помогать соседу, не имеющему на своей земле воды, пастбища и т.п. Стала настоятельной потребность в закреплении за собственником одного земельного участка права пользования в известном отношении чужой землёй, обычно землёй соседа. Земельные участки, отрезанные от публичной дороги землями других собственников или лишённые воды и других естественных благ, нельзя было использовать без предоставления собственнику этого участка пользоваться в соответствующем отношении чужой землёй. С ростом городов, с увеличением скученности городских построек собственники городских земельных участков стали нуждаться в правовом средстве , с помощью которого можно было бы предупредить полное затемнение одного участка постройкой на соседнем участке и т.д.

«Подобного рода потребности в римском праве удостоверялись двумя путями. Можно было договориться с соседом о том, чтобы он принял на себя определённое обязательство в пользу данного собственника земли; например, чтобы он обязался давать собственнику данного участка выход и выезд через свою землю на общественный проезд или чтобы он обязался давать ему ежедневно 10 ведер воды и т.д.

Однако этот путь был не вполне надёжным, потому, что такое обязательство имело личный характер; стоило тому собственнику земли, который принял на себя подобного рода обязательство, продать свой участок, и пользование этой землёй со стороны соседа могло продолжаться только при условии согласия нового собственника.

Между тем удовлетворение таких потребностей, как выход и выезд на публичную дорогу, выпас скота, получение воды и т.п., необходимо было обеспечить более надёжным и прочным способом, независимо от изменения собственника соседней земли. Для этой цели и была введена такая категория прав, как сервитуты (от слова servire — служить: один земельный участок в этом случае служит потребностям другого участка)».

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, сервитутами назывались права пользования чужой вещью, которые устанавливались или для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка или в пользу определенных лиц.

6 стр., 2928 слов

Право собственности. Правомочия собственника

... праву собственности, они имеются и у лиц, которые не являются собственниками. К другим вещным правам относятся, например, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного бессрочного пользования земельным участком, право ограниченного пользования земельным участком, ...

На данный момент Большой юридический словарь дает следующее понятие сервитута: «СЕРВИТУТ (от лат. servitus — обязанность, обязательство, повинность) — особый вид ограниченного вещного права, заключающийся в праве пользоваться (в установленных пределах) чужой вещью. Чаще всего сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. В некоторых случаях сервитутами обременяются здания, сооружения и другое недвижимое имущество. Сервитут может устанавливаться для обеспечения собственнику земельного участка прохода и проезда через другой (соседний) участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены иным путем. Сервитут — не самостоятельное вещное право, поэтому не может быть предметом купли-продажи, залога и не передается каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения, эксплуатации которого установлен сервитут. Термин «сервитут» употребляется в законодательстве РФ с 1994 г».

Слово servitus в римском праве означало собственно «рабство вещи», «служение ее», т.е. такое отношение, при котором вещь, участок — praedium servien» — служил не только своему собственнику, но и использовался для экономических выгод соседнего господствующего участка — praedium dominans, следовательно, для выгод собственника последнего. Права последнего на служащую вещь тоже назывались сервитутами. Затем термин servitus был распространен на целый ряд сходных отношений.

Прочность удовлетворения потребности посредством такой правовой формы состояла в вещном характере сервитутного права: предметом сервитутного права являлся сам земельный участок, а не действие определённого лица, обязавшегося допускать пользование его земельным участком со стороны соседа. Поэтому субъект сервитутного права сохранял своё право пользования соседним участком независимо от того, остаётся ли его собственником тот, кто установил на свою землю сервитут в пользу соседа, или же произошла смена собственника. Сервитут являлся обременением самой земли и вместе с ней переходил к новому собственнику.

Собственник служащей вещи был обязан или воздерживаться от определенного воздействия на нее, какое он оказывал бы на свою вещь, если бы она была свободна от вещных прав другого лица — servitus, quae in non faciendo consistit — сервитут, который состоит в воздержании от действия: собственник участка обязуется не строить зданий выше определенной высоты, или терпеть — pati — действия другого лица по отношению к вещи, которые собственник мог бы устранить, если бы вещь не была обременена сервитутом — servitus, quae in patiendo consistit, который состоит в допущении, например, собственник участка обязуется допускать скот соседа к водопою.

К положительным действиям сервитут обязывать не мог. Однако римское право мало один сервитут — несения тяжести надстройки, при котором на собственнике обремененного участка лежала обязанность производить ремонт и восстановление опоры — servitus oneris ferendi.

Хозяин обязанного сервитутом участка должен был постоянно держать его в состоянии пригодности, чтобы поддерживать строение, собственнику которого принадлежал сервитут.

8 стр., 3735 слов

Государственная регистрация земельных участков, прав на земельные ...

... порядке. Государственной регистрации подлежат возникновение, переход, прекращение: права собственности; права пожизненного наследуемого владения зе-мельным участком; права постоянного пользования земельным участ-ком; права временного пользования земельным участ-ком; аренды и субаренды земельного участка; сервитута; ипотеки; ареста; иных прав и ...

Сервитут есть всегда право на чужую вещь. Так как в своей собственной вещи соединяются для собственника все нормы пользования ею, то выработалось основное положение nemini res sua servit — никому не служит собственная вещь , т.е. не может быть сервитута на свою вещь.

Таким образом, можно определить сервитут как вещное право пользования чужой вещью в том, или ином отношении. Такое право вызывается необходимостью сгладить неудобства и затруднения, возникающие (при существовании права частной собственности на землю) вследствие неравномерности распределения естественных благ между отдельными земельными участками.

Сервитут означает право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества. Сервитуты могут быть срочными или постоянными, а также публичными. Установление публичного сервитута в силу ст. 23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Довольно подробно в ЗК РФ изложены случаи возможного установления публичных сервитутов. Обычно публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельные участки, а также для использования земельных участков в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры, одновременно для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, для проведения дренажных работ на земельном участке, для забора воды и водопоя, прогона скота через земельные участки, для сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением земельных участков в пределах земель лесного фонда, а также для использования земельных участков в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке, для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских работ и для свободного доступа к прибрежной полосе 1 .

Кодексом выдвигается требование проводить государственную регистрацию сервитутов согласно положениям, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым государственная регистрация сервитутов в соответствии с названным Федеральным законом проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Если сервитут относится к части земельных участков или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. В случае если сервитут относится ко всему земельному участку, то можно и не представлять план этого же земельного участка. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен. Оформляются такие отношения путем принятия акта об отмене сервитута.

6 стр., 2642 слов

Ограниченное пользование земельным участком

... редко. 1. Определение сервитута Сервитут - это ограниченное право пользования чужим земельным участком. В соответствии с п.1 стр.274 ГК РФ собственник земельного участка (или иной недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых ...

Совершенствование законодательства о публичных сервитутах предполагает решение вопросов об определении места этого института в системе права, его природы, содержания, порядка и условий введения и прекращения. Настоящее исследование затрагивает только аспекты установления и прекращения публичного земельного сервитута, включая основания, процедуру оформления, определение личности заявителя и органов, принимающих решение. В качестве исходного используется понятие публичного сервитута как разновидности самостоятельного гражданского вещного права сервитута, которое состоит в правомочии ограниченного пользования чужим объектом недвижимости. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, как правило, с учетом результатов общественных слушаний , в интересах государства, муниципального образования и (или) местного населения. Нормы о публичном земельном сервитуте закреплены в ст. 23, 41, 48 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ2 .

Публичный земельный сервитут устанавливается:

  • а) одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);
  • б) после момента предоставления участка в собственность.

Цели введения публичного сервитута на земельный участок:

  • проход/проезд через участок;
  • неограниченный доступ к прибрежным полосам;
  • проведение дренажных работ;
  • временное пользование для проведения изыскательских работ или исследований;
  • для охоты или рыболовства;
  • прогон скота через участок и т.д.

Можно выделить следующие этапы введения публичного земельного сервитута:

  1. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута.

  2. Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний.

  3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам.

  4. Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута.

  5. Государственная регистрация публичного сервитута.

Публичные сервитуты устанавливаются законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения.

Основная причина их установления — это возможность решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

9 стр., 4494 слов

Сделки с земельными паями

... с ней разрешались сделки, как с другими объектами недвижимости, во-вторых, с разрешения местных властей можно было продать земельные участки с изменением их целевого назначения. В нем было сказано, что собственник земельной доли ... основные элементы. Источниками информации для написания данной работы по теме «Сделки с земельными паями», послужила базовая учебная литература, фундаментальные ...

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ (п. 3 ст. 23 ЗК РФ) 3 .

Отсутствие иных оснований установления публичного сервитута ограничивает органы местного самоуправления и государственной власти в установлении публичных сервитутов по иным основаниям. Это порой препятствует надлежащему регулированию земельных отношений. При этом законодатель указывает, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Однако процедуры и формы проведения этих слушаний ни кодекс, ни иной нормативный акт не устанавливают, как и того, о чем именно должны быть эти слушания. Практика применения указанных норм показала, что никаких слушаний не проводится, решение принимается уполномоченным органом в «общественных интересах» 4 .

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, может подать исковое заявление в суд общей юрисдикции об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в связи с тем, что установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный — без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4. 4.1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ «срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд , не может превышать срок резервирования таких земель».

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут (п. 5 ст. 274 ГК РФ; п. 6 ст. 23 ЗК РФ).

Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.

При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут. Но только если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

12 стр., 5543 слов

«Предоставление права пользования участками недр» (2)

... пользование недрами" Часть 2. "ОПИ" Тема "Предмет горного права", Часть 1. Предмет горного права, метод горного права, основные источники горного права формирование и развитие горного права Российской Империи 17 - начала 20-го века; горное право ... отдельные нормы Земельного, Лесного, Водного ... работ на нефть и газ" Тема "Ответственность за нарушение законодательства при изучении и освоении участков ...

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. В соответствии со ст.553 ГК, если условия пользования соответствующей частью земельного участка договором его продажи не определены, продавец сохраняет право ограниченного пользования (сервитут) той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением.

Согласно ст.613 ГК собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе и об обременении этого земельного участка сервитутом. В случае, если арендодатель — собственник участка не выполнил этого условия, то арендатор вправе либо потребовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков.

В случае заключения договора ссуды (ст.689 ГК) ссудодатель лицо, передающее свою вещь (земельный участок) в безвозмездное пользование другому лицу, также обязан предупредить ссудополучателя об обременении этого земельного участка сервитутом (ст.694 ГК).

Невыполнение этой обязанности предоставляет право ссудополучателю потребовать расторжения договора ссуды и возмещения понесенного им реального ущерба.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения, использования которого сервитут установлен.

П.9 ст. 23 ЗК РФ, следуя общему правилу п. 2 ст. 8 ГК РФ, вводит обязательность государственной регистрации сервитута и его прекращения в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон).

Сам сервитут возникает, изменяется, прекращается только с момента государственной регистрации. Государственной регистрации частных сервитутов отведена специальная статья Закона — 27 5 .

Соглашение о сервитуте будет являться правоустанавливающим документом, однако право сервитута (или просто сервитут, как и иные вещные права) не регистрируется. Все сервитуты регистрируются в Едином государственном реестре прав как обременение (ограничение) права собственности. Это существенно отличает регистрацию сервитута от регистрации иных вещных прав и никак не комментируется законодателем. В случае если сервитут устанавливается решением суда — регистрируется на основании решения суда по заявлению одной из сторон сервитута и возникает также с момента государственной регистрации. Прекращение сервитута также подлежит государственной регистрации.

Во всех случаях регистрации сервитутов свидетельство о государственной регистрации не выдается, делается лишь отметка на правоустанавливающих документах, что также отличает регистрацию сервитутов от регистрации других вещных прав.

Основанием для регистрации публичного сервитута и его изменения, прекращения будет являться соответствующий акт уполномоченного органа либо решение суда (в случае прекращения).

10 стр., 4567 слов

Ограниченные вещные права на земельные участки

... Проспект, 2003, с. 117-119.. Классическим примером данного права являются сервитуты -- права пользования чужой недвижимой вещью в определенном, строго ограниченном отношении, например, право прохода или проезда через чужой земельный участок. ...

В п.2 ст. 247 ГК РФ говорится о том, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения.

Публичный сервитут носит некий императивный характер и практически не зависит от воли собственника, в отношении участка которого устанавливается.

1.3 Сервитуты в сфере градостроительства. Водные и лесные сервитуты

Статья 64 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что в отношении объектов недвижимости в градостроительстве могут устанавливаться публичные и частные сервитуты. Правовую основу сервитутов в сфере градостроительства составляют положения ст.277 ГК, согласно которой сервитутом могут обременяться также здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки, если это определяется государственными или общественными интересами. Частные сервитуты в области градостроительства устанавливаются в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений; строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур; эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки; других нужд собственников объектов недвижимости , которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Порядок установления и прекращения частных сервитутов определяется в соответствии с ГК.

Федеральный закон «о товариществах собственников жилья» (п.5 ст.8) допускает, что прилегающий земельный участок и иное общее имущество кондоминиуме могут быть обременены правом ограниченного пользования (сервитутом) другими лицами. При этом нельзя запретить установление сервитутов в случае необходимости обеспечения доступа иных лиц к объектам, существовавшим до момента принятия указанного закона. Новые сервитуты устанавливаются по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и домовладельцами. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1996 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлений границ земельных участков в кондоминиумах) детализирует указанные выше положения об установлении сервитутов. Так, территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов (п.6 Положения).

Водные и лесные сервитуты фактически представляют собой земельные сервитуты, устанавливаемые на землях водного и лесного фондов. По содержанию эти сервитуты приближаются к земельным сервитутам. Объясняется это тем, что нельзя пользоваться водным объектом или лесным фондом без использования их земель.

Согласно ст.43 ВК право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов. Каждый может пользоваться водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут).

7 стр., 3144 слов

Право земельного сервитута

... переносить грузы и ездить верхом по чужой земле. Данный сервитут мог быть ограничен в любом с трех видов пользования; ь право проезда и прогона животных, но без определения любой ... из гражданского оборота; ь соединение права собственности и сервитута в одной особе; ь прекращение жизни особы - субъекта личного сервитута или имущества - для имущественного сервитута. В том случае, когда сервитут ...

На основании договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут).

Частные водные сервитуты могут устанавливаться на основании судебного решения. Общие положения сервитутов, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ВК.

Как предусмотрено в ст.44 ВК, публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях: забора воды без применений сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. Кроме того, водным законодательством могут быть установлены иные водные сервитуты. Получения лицензии на водопользования для того, чтобы осуществлять водные сервитуты не требуется. Перечень водных сервитутов не является исчерпывающим. Следует заметить, что все случаи установления водных сервитутов являются по характеру разновидностями осуществления права общего водопользования.

Статья 21 ЛК закрепляет право граждан свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено лесным законодательством. Такое право осуществляется на основании публичного лесного сервитута.

Лесной сервитут закреплен в ЛК по аналогии с водными сервитутами. Он предполагает право ограниченного пользования землями лесного фонда и произрастающими на них лесами. В правоотношении публичного лесного сервитута одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов — Российская Федерация, с другой — неограниченный круг граждан, не являющимися собственниками, осуществляющими право общего лесопользования. Субъектами частного лесного сервитута является, как правоотношения могут быть только лесопользователи – не собственники.

Лесной сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лесопользователем и подлежит регистрации в порядке, действующем для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно-правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке.

Глава 2. Действующее законодательство, регулирующее сервитутные отношения

В современной России право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) закреплено в п.4.10 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 15357) (в ред. от 25 января 1999 г.).

Для продаваемых при приватизации застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники таких участков обязаны обеспечить безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), существовавших на момент передачи земельного участка в собственность: возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться только федеральным законом или принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Позднее правила установления сервитутов были закреплены в главе 17 Гражданском кодексе РФ (ст. 216, ст. 274-277) 1994 г. Правовому регулированию установления сервитутов в отношении земельных участков посвящена и ст.23 Земельного кодекса РФ.

В российском законодательстве определение сервитута сформулировано в статье 274 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) «Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

В целом оно соответствует классической концепции сервитута, принятой в континентальных европейских странах, где право использовать чужую собственность (подчиненное владение) прикрепляется к земельному участку (доминирующее владение).

По смыслу ст. 247 ГК РФ сервитутом может быть обременено право собственности на земельный участок. В то же время закон не предусматривает возможность обременения сервитутом земельного участка, принадлежащего лицу на праве постоянного бессрочного пользования, аренды.

«Выделяют частный и публичный земельные сервитуты. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. В отличие от частного , публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков».

Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК) обозначил понятие публичного сервитута, устанавливаемого решениями исполнительной власти с учетом результатов общественных слушаний, разрешив собственникам, чьи интересы и права затрагиваются при создании публичного сервитута требовать компенсаций с органов, установивших его.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ЗК сервитуты подлежат обязательной регистрации, что в практике российских регистраторов прав дает им возможность требовать межевания сервитутов.

Нормативная база российского законодательства, таким образом, удовлетворительно регулирует только установление частного сервитута, хотя статутное положение ст. 274 ГК, предоставляющее в качестве единственного инструмента для принудительного формирования сервитута (в случае отказа собственника подчиненного владения от заключения соглашения) судебную тяжбу явно недостаточно для эффективной интеграции сервитутного права в юридическую систему. В отношении публичных сервитутов правовая система не формулирует ни четких механизмов их установления, ни порядок компенсаций. Кроме того, положения ЗК о возмещении собственникам затронутых прав и интересов устанавливают прямую связь между публичной властью, как стороной, выплачивающей компенсации и собственниками подчиненного владения, как получателя такой компенсации.

Еще один важный недостаток российской правовой системы, − невыраженность отличий между вещными и персональными правами, что инспирирует тенденцию персонификации сервитутных прав. Подобные персональные сервитуты фактически вырождены в современных юридических системах развитых стран, будучи вытесненными под эгиду контрактного права. Подчеркивает смещение сервитута в сторону персональных прав возможность регламентации сроков действия сервитута. Преимущества вещных сервитутов перед персональными заключаются в отсутствии необходимости перезаключения договора при смене собственника подчиненного владения и в сроках действия сервитута столь долгого сколь существует сам объект сервитута.

Кроме того, в Российской Федерации зачастую смешиваются понятия публичных ограничений и сервитутов. Так, например, в письме Госстроя России от 20.03.2000 № НМ-1082/2 приведен перечень ограничений и сервитутов, при том, что ни один из пунктов перечня не является сервитутом.

Заключение

Все большую актуальность приобретает также проблема определения и регистрации прав ограниченного пользования землей. Это обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время сохраняется неопределенность относительно допустимости и порядка установления условий права ограниченного пользования земельным участком, возникающего у государственных учреждений непосредственно в силу закона, а также порядка государственной регистрации указанного права ограниченного пользования земельным участком.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории (земли обороны, безопасности, земли поселений, земли транспорта, земли лесного фонда и др.) и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под разрешенным использованием земельных участков понимается использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сервитуты. Возникшее в силу закона право ограниченного пользования земельным участком (ограничение права на земельный участок) формирует содержание разрешенного использования земельного участка, определяющего, в свою очередь, правовой режим участка. Таким образом, применительно к земельному участку, обремененному в силу закона правом ограниченного пользования им государственным учреждением, можно говорить о способе его использования.

Характер расположения помещений (полуподземные, подземные) в здании, специальная правоспособность государственного учреждения, существующие градостроительные ограничения могут служить основанием для установления, в частности, особых условий ограниченного пользования земельным участком: без права капитального строительства, проведения земляных работ , с правом парковки служебного автотранспорта, проведения погрузочных работ, размещения места для курения и т.п.

Устанавливаемые актом органа исполнительной власти условия ограниченного пользования земельным участком (площадь и границы участка, способ использования, особые условия ограниченного пользования, срок действия права ограниченного пользования) индивидуализируют обременяемый участок и определяют его правовой режим. На практике (в частности, в подразделении Московского земельного комитета в Северном административном округе города Москвы) с учетом предусмотренного земельным законодательством порядка оформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком производится издание акта органа исполнительной власти об установлении государственному учреждению условий ограниченного пользования земельным участком.

В преамбуле акта органа исполнительной власти указывается, что условия ограниченного пользования земельным участком устанавливаются правообладателю в соответствии с п. 4 ст. 36 ЗК РФ, на основании документа, подтверждающего наличие права оперативного управления помещениями, и в связи с возникновением на основании закона у государственного учреждения права ограниченного пользования земельным участком для осуществления прав на закрепленные за ним помещения по конкретному адресу. В основной части акта органа исполнительной власти указываются устанавливаемые государственному учреждению условия ограниченного пользования земельным участком, в том числе: площадь и границы участка согласно прилагаемому плану, способ использования участка, особые условия ограниченного пользования, срок действия права ограниченного пользования земельным участком.

Одновременно кадастровым инженером, ответственным за проведение кадастровых работ, выдается план земельного участка, обремененного правом ограниченного пользования государственным учреждением. Указанные документы, по нашему мнению, должны являться достаточными основаниями для государственной регистрации права ограниченного пользования государственным учреждением соответствующим земельным участком в учреждении юстиции.

Предлагаемый порядок позволит исключить неопределенность в вопросе о наличии у государственных учреждений прав ограниченного пользования индивидуально определенным земельным участком, возникших на основании закона и зарегистрированных в учреждении юстиции.

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ — Российская газета, N 7, 21.01.2009.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.04.2011 — Российская газета, 08.04.2011.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ. Часть третья. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49.

  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1.

  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2010 442-ФЗ — Российская газета, 31.12.2010.

  1. Боголюбов С.А. Земельное право. М., 2001. 420 с.

  2. Большой юридический словарь. Додонов В.Н., Ермаков В.Д. Крылова М. А. — М, Инфра-М, 2001 — 623 с.

  3. Горонович И. Исследование о сервитутах. Спб., 1883.

  4. Гражданское право: учебник для вузов в 3 т. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М., 2009.

  5. Гражданское право . Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004. 780 с.

  6. Грудцына Л.Ю, Козлова М.Н. Земля. Справочник собственника и арендатора. М.: Юстицинформ, 2007. — 432 с.

  7. Дигесты Юстиниана: Избранные фрагменты / Пер. и прим. И.С. Перетерского. М., 1984.

  8. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. М., 1996.

  9. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд., перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 656 с.

  10. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. 280 с.

  11. Казанцев В., Коршунов А. Возрождение сервитутного права в России / Российская юстиция. 1997. N 5.

  12. Калинин Н.А. Общедоступный очерк русского гражданского права. Спб., б.г.

  13. Копылов А.В. Вещные права на землю. М., 2000.

  14. Мазуров А.В. Земельное право: Краткий курс лекций. М., 2003. 220 с.

  15. Нецветаев А.Г. Земельное право: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 386 с.

  16. Новицкий И.Б. Римское право: Учебник — Изд. 7-е — М, 2002. -310 с.

  17. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М., 1993.

  18. Римское частное право: Учебное пособие / Под. Ред. Баринова М.А. Максименко Т.С. — М., 2006 — 208 с.

  19. Романова Е.В.,Третьякова Т.В. Земельное право. Учебник для вузов. М., 2004. 275 с.

  20. Свод законов Российской империи. Т.ХVI.

  21. Синайский В.И. Русское гражданское право. Вып.1. Общая часть. Вещное право. Авторское право. Киев, 1917.

  22. Хутыз М.Х. Римское частное право: Учебник — М., 1994.