Охрана окружающей среды и энергосбережение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Минский государственный торговый колледж»

Специальность « Правоведение»

Контрольная работа

По дисциплине « Охрана окружающей среды и энергосбережение »

Учащейся Поляковой Юлии Артуровны

3 курса

31255 группы

13 шифр

Список вопросов:

7. Классифицируйте природные ресурсы. Назовите природные ресурсы Вашего родного края. (стр.3)

13.Сформулируйте определение круговорота энергии и вещества и приведите примеры круговоротов. (стр.3 – 4)

24.Назовите государственные органы, занимающиеся решением проблем охраны окружающей среды в РБ. (стр. 4 -5)

35.Дайте общую характеристику основных направлений энергетической политики РБ. (стр. 5 – 7)

46.Вследствие чего происходит перерасход тепловой энергии в жилых зданиях? Как снизить эти потери? ( стр. 7 – 8)

7. Природные ресурсы – это составные части окружающей среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

Классификация природных ресурсов :

  1. По интенсивности использования :
  • реальные – используемые при данном уровне развития производства,
  • потенциальные – могут быть использованы при возникновении новых технологий или в связи с изменением потребности общества в этих ресурсах (алюминий, уран).

2. По принадлежности к частям биосферы (натуральная классификация):

  • биотические – животный и растительный мир,
  • абиотические – водные, воздушные, климатические, почвенные, космические, полезные ископаемые.

3. По исчерпаемости:

  • исчерпаемые – запасы таких ресурсов ограничены на Земле.
  • неисчерпаемые – количество ресурсов практически не изменяется при их потреблении.

Исчерпаемые невозобновляемые – богатства недр.

Исчерпаемые возобновляемые — растения и животные, микроорганизмы.

Исчерпаемые относительно возобновляемые – почва, воздух, вода.

4.По экономической классификации:

  • ресурсы для материального производства;
  • ресурсы непроизводственной сферы (отдых, коммунальное хозяйство).

5.По заменяемости:

  • заменяемые (нефть)
  • незаменяемые (кислород).

Природными ресурсами моего края являются:

  • Минерально-сырьевые ресурсы (доломит, глина, песок, песчано-гравийная смесь, торф и сапропель).

  • Водные ресурсы
  • Лесные ресурсы.
  • Земельные ресурсы.

13. Круговорот вещества и превращение энергии

Круговорот вещества – это постоянный процесс изменения и перемещения веществ на Земле, который имеет направление и цикличность.

Превращение энергии: энергия Солнца поглощается растениями, их поедают растительноядные животные, а их плотоядные; остатки биомассы разлагаются микроорганизмами, грибами, бактериями. Поглощенная энергия Солнца возвращается в пространство в виде тепловой, механической энергии, частично запасается в недрах Земли (торф, уголь, нефть).

Большой круговорот вещества связан с превращением горных пород на Земле (выветривание, растворение, образование осадков, поднятие и опускание земной коры).

Малый (биологический) круговорот — это часть большого круговорота: питательные вещества из почвы поглощаются растениями, которые поедаются животными, после гибели, которых микроорганизмы вновь возвращают питательные вещества в почву.

Примеры круговоротов:

  • Круговорот воды – вода испаряется с поверхности мирового океана и суши.

Столько же выпадает с осадкам. Часть задерживается растениями, остальное впитывается почвой или стекает по поверхности земли в водоемы. Часть возвращается в атмосферу. Лишние осадки, выпадающие на сушу, сохраняются в ледяных шапках и ледниках, пополняя грунтовые воды. Растения, с помощью корневой системы, используют грунтовые воды для роста и развития. Грунтовые воды подпитывают реки и озера, со стоком вода возвращается обратно в океан. Воду, ушедшую в космос, в некотором количестве компенсируют за счет ювенильной воды, поднимающиеся из недр земли в результате вулканической деятельности и землетрясений.

— Круговорот углерода – в результате фотосинтеза из диоксида углерода и воды образуются углеводы, и высвобождается кислород, поступающий в атмосферу. Часть образовавшихся углеводов используется самим фотосинтезирующим организмом для получения энергии, а часть употребляется животными в пищу. При этом диоксид углерода переходит в окружающею среду через корни, листья и другие органы растений, а также выделяется животными при дыхании. Мертвые растения и животные разлагаются микроорганизмами почвы, и углерод из тканей вновь окисляется до углекислоты и возвращается в атмосферу.

24. Систему государственных органов в области охраны окружающей среды составляют:

Президент РБ – издаёт декреты, указы, распоряжения, директивы и контролирует соблюдение законодательства.

Национальное собрание РБ – определяет основные направления государственной политики в области природопользования и энергосбережения.

Совет Министров РБ – реализует государственную политику в области энергосбережения и природопользования, разрабатывает программы, определяет направления международного сотрудничества, координирует деятельность Министерств.

В области энергосбережения: Совету Министров РБ подчиняется Министерство экономики, Комитет экономики ТЭК и химической промышленности, Государственный Комитет “Энергосбережение”, концерны “Белэнерго”, “Белтопгаз”, “Белнефтехим”.

Государственному Комитету “Энергосбережение ” подчиняются управление Энергонадзора и нормирования с его областными отделениями.

В области природопользования: основным государственным органом управления природопользованием в РБ является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Оно контролирует выполнение законодательства в области охраны окружающей среды, выполнение международных обязательств, проводит экологическую экспертизу проектов. Министерство здравоохранения осуществляет контроль качества питьевой воды, продуктов питания, санитарный надзор.

МВД: проводит мероприятия по охране атмосферы от вредного воздействия автотранспорта, борьбе с хищениями природных богатств.

Гос. таможенный комитет: препятствует незаконному ввозу и вывозу редких животных, памятников природы, радиоактивных и токсичных веществ.

Управление делами администрации Президента РБ: осуществляет руководство природоохранной деятельностью на территории национальных парков и заповедников.

К иным специально уполномоченным государственным органам, наделенным правами государственного контроля состояния окружающей среды в рамках своей компетенции, являются:

35. Основные направления энергетической политики РБ до 2010 года.

Перед республикой стоят

  1. критическое финансовое положение ТЭК, дефицит инвестиций в ТЭК.
  2. высокая энергоемкость ВВП (приводит к высоким ценам на продукцию).

  3. повышение надежности обеспечения РБ топливом
  4. отсутствие современной нормативно-законодательной базы отраслей ТЭК.
  5. неразвитая производственная база по выпуску запасных частей и комплектующих энергетического оборудования.

Начиная с 1992 г. в РБ проводилась работа по выполнению «Энергетической программы РБ на период до 2010 года» и «Основных направлений энергетической политики РБ на 2001-2005 гг. и на период до 2015 года».

Были реализованы следующие намеченные планы:

  1. обеспечена потребность РБ в топливе и энергии,
  2. энергоемкость ВВП в 1999 г. сократилось по сравнению с 1995 на 22.4%
  3. снижена экологическая нагрузка ТЭК на окружающую среду.
  4. сформирована нормативно-правовая база для реализации энергосберегающей политики.
  5. проводится работа по структурной перестройке ТЭК

Разработанная Энергетическая программа РБ содержит следующие направления:

1. энергосбережение;

2. использование местных видов топлива;

3.модернизация ТЭК РБ;

4. развитие малой энергетики;

5. внедрение систем контроля и учета энергии и энергоресурсов;

6. снижение энергоемкости ВВП.

К 2010 г. установленная мощность производства электроэнергии в РБ должна возрасти до 9000 МВт. Планируется построить ТЭЦ с использованием газотурбинных технологий (Березовская ГРЭС, ТЭЦ – 3, ТЭЦ – 4 Минск, Гродненская и Гомельская ТЭЦ) и строительства АЭС. Необходимо и далее снижать энергоемкость ВВП, покрывать дефицит ТЭР за счет нетрадиционных источников энергии .

Поскольку Беларусь не обладает достаточными собственными энергетическими ресурсами, оптимизация развития и функционирования энергетического сектора рассматривается как приоритет при осуществлении реформ в сферах законодательства, управления и организации. В качестве основных направлений развития были определены следующие ключевые направления:

  • снижение энергоемкости экономики;
  • энергосбережение;
  • диверсификация импорта энергии;
  • модернизация существующих и строительство новых электростанций на базе энергоэффективных технологий;
  • максимальное развитие энергоисточников на местных видах топлива (прежде всего, древесина и торф) и ВИЭ;
  • развитие атомной энергетики.

Три «Республиканских программы энергосбережения» были приняты на периоды 1996- 2000 гг., 2001-2005 гг. и 2006-2010 гг. Эти программы были успешно выполнены. В декабре 2010 была принята новая Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. №1882).

Основная цель всех программ заключалась в снижении энергоемкости и повышении энергоэффективности как на стороне производства, так и на стороне потребления. Выполняемая в настоящее время программа ставит новые задачи по повышению энергоэффективности и придает особое значение развитию возобновляемых источников энергии.

Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» был принят в 1998 г.

В 2007 году Президентом Республики Беларусь были утверждены два стратегических документа, которые определили политику и стратегию страны в области энергетики вплоть до 2020 года:

  • Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь;
  • Директива N 3 Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства.

Это ответ Беларуси на растущее беспокойство в мире в связи с ограниченностью энергоресурсов, экологическими проблемами и ростом цен на топливо.

Два вышеназванных документа определяют действующую энергетическую стратегию и цели страны до 2020 г.

Дополнительно был принят ряд документов, определивших организационные структуры и механизмы реализации Концепции и Директивы N 3. В их числе:

«Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 г.»;