Правовой режим земель водного фонда

Российская Федерация принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами, и располагает 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод, однако экологическое состояние водных объектов и земель водного фонда в нашей стране в целом оценивается как недостаточно благополучное. Серьезную озабоченность по этому поводу вызывает практика нарушения правового режима землепользования в водоохранных зонах, ведения запрещенных видов хозяйственной деятельности, их застройка жилыми и иными объектами.

В связи с этим, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в сложившейся ситуации важную роль играет охрана и правильное использование, как самих гидроресурсов, так и сопряжённых и находящихся в постоянном контакте с ними водопокрытых и приводных земель.

Эффективность правового регулирования использования, охраны и улучшения, сопряжённых с водой земель приобретает большую значимость и для водного хозяйства. Решение задач обеспечения населения должным качеством и количеством водных ресурсов во многом зависит от эффективности норм водного и земельного законодательства.

Предметом изучения являются земли водного фонда.

Объектом изучения в работе является правовой режим земель водного фонда, характеристика которого связана, прежде всего, с особенностями земель водного фонда.

При написании данной работы поставлена следующая цель: дать комплексную характеристику землям водного фонда, которые являются самостоятельной категорией земель, но обладают своими характерными чертами и особенностями, а также их правовому режиму.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и значение водных объектов для социальных нужд граждан и государства.
  2. Дать общую характеристику землям водного фонда.
  3. Выявить особенности правового режима земель водного фонда.
  4. Проанализировать право собственности и пользование водными объектами, а также землями, на которых они расположены.
  5. Описать основные способы правовой охраны в отношении водных объектов и занимаемых ими земель.
  6. Выявить меры юридической ответственности за нарушения земель водного фонда.

При написании данной работы использовались следующие методы:

  1. Научно-правовой метод, поскольку в работе дается определение ключевым понятиям, имеющим отношение к землям водного фонда. Такими понятиями являются и водный объект, водные ресурсы, водный фонд, земли водного фонда, территориальное море РФ и т. д.
  2. Метод комплексного анализа, поскольку при описании правового режима земель водного фонда я использовал не только правовую характеристику данного института, но и с точки зрения его ценности для государства и населения.
  3. Исторический метод, поскольку в своей работе я делаю упоминание на историческое развитие института земель водного фонда в российском законодательстве.

При написании контрольной работы, помимо действующего российского законодательства, регулирующего отношения в сфере земель водного фонда, использовалась учебная и научная литература Вылегжанина А.Н., Сивакова Д.О., Зиберова А.В., Боголюбова С.А. и других авторов.

3 стр., 1487 слов

Правовая основа работы ведомственных архивов

... хранение передаются ЭД в составе фондов организаций-источников комплектования архивов. 2. Правовая основа работы ведомственных архивов 2.1.Права и ответственность ведомственного архива Для выполнения основных задач и функций архив организации имеет право: требовать ...

Глава 1. Основные положения о землях водного фонда

1.1 Понятие и общая характеристика земель водного фонда

В современном законодательстве землями водного фонда признаются «земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах» 1 .

В соответствии со ст. 102 ЗК РФ земли водного фонда условно можно разделить на две категории:

К первой категории относятся земли, непосредственно покрытые водой и прилегающие к водоемам. В данном случае речь идет о дне и прилегающих берегах поверхностных водных объектов. Дном признаются водопокрытые земли, постоянно или большую часть времени находящиеся под водой. К берегу относится полоса суши вдоль либо вокруг водного объекта, которая именуется также береговой полосой или прибрежной защитной полосой. Ширина береговой полосы устанавливается для каждого водного объекта отдельно. Ширина береговая полоса вдоль водных объектов общего пользования не должна превышать 20 метров от уреза воды. Земли, прилегающие к внутренним морским водам и территориальному морю, именуются прибрежной полосой. Ее границы и режим определяются Правительством РФ. Автор одной из монографий, посвященной землям водного фонда, Краснова И.О. высказывает мнение, что в официальной статистике в качестве земель водного фонда не учтены дно и прилегающие берега внутренних морей и территориального моря, хотя это противоречит водному законодательству. Территорию Российской Федерации омывают 13, включая Каспийское море, морей, из которых Баренцево и Охотское относятся к внутренним морям, остальные – к территориальному морю. В соответствии с официальной статистикой, общая акватория морей составляет 7 млн. кв. км, или 70 млн. га, что почти в 3 раза превышает официально объявленную площадь земель водного фонда. Это позволяет сделать вывод о том, что дно и, возможно, прилегающие берега морей учитываются иным образом, хотя определить, к какой категории земель они отнесены, невозможно, так как упоминания об их принадлежности к иной категории земель в официальных данных нет. 2 Таким образом, можно отметить небольшую общую площадь категории земель водного фонда при довольно обширной водной акватории России.

Ко второй категории земель водного фонда относятся земли, предназначенные для использования и охраны вод. Данная категория земель водного фонда может использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, энергетических, природоохранных, промышленных, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. Помимо этого в рамках данной категории земель в соответствии с законодательством могут устанавливаться санитарные зоны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель для охраны источников водоснабжения и производственных водных объектов, требующих специальной санитарной защиты, а также для обеспечения защиты населения от негативного воздействия промышленных, транспортных и других объектов.

17 стр., 8008 слов

Разработка мероприятий по защите поверхностных водных объектов ...

... загрязнение водный объект водоохранный 1. Современное состояние качества воды в водных объектах При жизни нынешнего поколения людей исчезла иллюзия о неисчерпаемости водных ресурсов на Земле. Количество ... нуждается в защите. Охрана вод представляет собой деятельность людей, направленную на сохранение, восстановление и улучшение природных запасов воды на земле. Обеспечивается это правовыми, ...

Путем доктринального толкования можно обозначить два характерных признака земель водного фонда, благодаря которым законодатель выделил их из общего состава земель Российской Федерации и ее субъектов:

1. Во-первых, земли водного фонда — это земельные участки, являющиеся вместилищем различных водных объектов (водотоков и водоёмов естественного и искусственного происхождения).

2. Во-вторых, земли водного фонда являются пространственным базисом для размещения гидротехнических сооружений, необходимых для обеспечения потребностей населения (включая питьевые) и различных отраслей экономики (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт и т.д.).

Данные признаки земель водного фонда, закрепленные в статьи 102 ЗК РФ, указывают на легальную возможность использования земель водного фонда, однако они не являются безусловными основаниями для выделения земель водного фонда в самостоятельную категорию земель. Перечисленные в ст. 102 ЗК РФ виды использования земель, сопряжённые с водоёмами присущи и другим категориям земель, где только есть водоёмы.

В связи с этим существует основополагающий (базовый) признак, обуславливающий выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию земель. Этим базовым признаком земель водного фонда является специальное и единственное в своём роде предназначение земель водного фонда, которое состоит в том, что они обеспечивают рациональное использование и охрану гидроресурсов нашей страны. 3

1.2. Пользование землями водного фонда

Право пользования землями водного фонда тесно примыкает к праву пользования водным объектом, так как земли являются частью водного объекта. Под пользованием водными объектами понимается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов.

Ряд специалистов утверждают, что использование водных объектов практически невозможно осуществлять в одинаковом формате. В связи с этим существует классификация использования водных объектов, где выделяется общее и специальное использование: 4

1.Общим называется пользование без применения сооружений, технических средств и устройств. Данное водопользование может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии, как на объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании.

2.Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств называется специальным, оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Основанием приобретения права пользования водными объектами является лицензия на водопользование и заключенный в соответствии с ней договор пользования водными объектами.

9 стр., 4232 слов

Режим пользования водными объектами

... водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным, такая запись не защищает водопользователя, ибо ее несоблюдение ничего не влечет для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Итак, новый Водный кодекс ... Трудно сказать, какие виды водных объектов могут быть выделены по гидрорежимному признаку. Такие виды водных объектов как внутренние морские ...

Очевидно, что субъектами права пользования водными объектами могут быть как граждане, так и юридические лица. Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Причем для собственных нужд данный субъект может использовать водные объекты свободно, а для предпринимательской деятельности — только после получения лицензии на водопользование. Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении им 18 лет.

Водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование 5 . Право на получение лицензии на водопользование возникает у юридического лица с момента его государственной регистрации.

Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским, земельным и водным законодательством РФ.

Лицензия на водопользование является актом специального государственного органа. Она должна содержать: сведения о водном объекте; сведения о водопользователях; указания на цели и способы использования водного объекта; указания границ (координат) водного объекта; сведения о лимитах водопользования; сроки действия лицензии; требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей среды.

После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование, он обязан заключить договор пользования водным объектом. Таким договором признается соглашение органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. После заключения договора пользования водными объектами он должен быть зарегистрирован в государственном

Водным законодательством преду смотрено прекращение прав пользования в нескольких случаях:

  • отказ водопользователя от пользования водными объектами;
  • истечение срока пользования;
  • смерть водопользователя-гражданина или прекращение деятельности водопользователя — юридического лица;
  • естественного или искусственного исчезновения водных объектов и др.

Допускается принудительное прекращение прав пользования водными объектами, но в четко очерченном круге случаев. Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

  • нецелевое использование водного объекта;
  • использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;
  • неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

Интересен порядок прекращения прав пользования. Так, права пользования водными объектами могут быть прекращены путем аннулирования лицензии на водопользование. Затем расторгается договор пользования водным объектом. Но первоначально может быть расторгнут договор, а уже затем аннулирована лицензия на водопользование. В случае принудительного прекращения прав пользования водными объектами лицензия на водопользование аннулируется после предупреждения водопользователя о допущенных нарушениях водного законодательства и неустранения их в установленные сроки.

4 стр., 1949 слов

Ответственность за нарушение водного законодательства

Административная ответственность Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномочен­ного государственного органа управления использованием и охраной водно­го фонда за следующие виды водных нарушений: самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также ...

Помимо общего и специального водопользования некоторые автор выделяют и другие классификации использования водных объектов. Так, использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов. По срокам водопользование делится на краткосрочное (до трех лет) и долгосрочное (от трех до 25 лет) пользование. 6

Помимо этих видов пользования водными объектами право пользования может быть предоставлено в виде сервитутов. Сервитутом является право ограниченного пользования водным объектом. Оно может выступать в формах публичного и частного водных сервитутов.