Субъекты муниципального права (2)

Отделение местного самоуправления от государства, провозглашенное ст. 12 Конституции РФ, объясняется тем, что назначение местного самоуправления сочетает в себе черты как государственной властной деятельности (регулирование общественно значимых отношений, общеобязательность решений, территориальный принцип организации, гарантированность решений силой государства и др.), так и общественной организации (социальная инициатива, непосредственное волеизъявление, экономическая целесообразность).

Местное самоуправление осуществляется в двух формах – непосредственно (сход граждан и местный референдум) или опосредованно (через представительные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц).

Категория субъекта права или субъекта правоотношения является достаточно разработанной как в общей теории права, так и в отраслевых правовых науках.

Субъектом права считают тех кто наделен правами, обязанностями и полномочиями в той или иной сфере, той или иной отрасли права.

Тема настоящей курсовой работы: «Субъекты муниципального права». Указанная тема не перестает быть актуальной в настоящее время. Её актуальность определяется тем, что в науке муниципального права все еще не сложилась единообразная структура субъектов муниципального права. В частности, много вопросов возникает по поводу такого субъекта муниципального права как местное население, которое по сути наделено какими либо властными полномочиями лишь в период избирательных кампаний и выборов. Вместе с тем, несомненно, то что именно население должно быть основным субъектом муниципального права.

Итак, в рамках настоящей работы будут проанализированы субъекты муниципального права. Однако, данная правовая категорий будет характеризоваться не сама по себе, а как один из элементов муниципального правоотношения.

Кроме того, более подробно в рамках настоящей работы будут рассмотрены органы местного самоуправления и местное население, как субъекты муниципального права.

Объектом исследования в настоящей работе станут общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании.

Предметом исследования станут субъекты местного самоуправления (субъекты муниципального права)., Цель работы – исследование особенностей отдельных субъектов муниципального права., Приближаясь к указанной цели, в рамках настоящей работы будут решены следующие основные задачи:

  • представлена общая характеристика субъектов муниципального права;
  • рассмотрены органы местного самоуправления в качестве субъектов муниципального права;

— дана характеристика населению муниципального образования как субъекту муниципального права.

11 стр., 5433 слов

Муниципальные образования как субъекты гражданского права

... выявления особенностей их юридической природы. Предметом Целями курсовой работы является определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско ...

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, КАК ЭЛЕМЕНТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

1.1 Муниципальные правоотношения

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) – это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъектов муниципальных правоотношений, т.е. тех, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы:

  • индивидуальные субъекты;
  • коллективные субъекты;
  • политико-территориальные образования;
  • социальные общности.

В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. К общим субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специальным – избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения1 .

В группу коллективных субъектов входят органы местного самоуправления, государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты Федерации, сама Российская Федерация.

В группе социальных общностей – население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов Федерации, многонациональный народ России.

Объекты правоотношений – то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников).

Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями2 .

По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется нормами процессуальными.

4 стр., 1524 слов

Содержание и осуществление права муниципальной собственности

... экономические отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при осуществлении местного самоуправления. Предмет исследования - понятие, содержание и осуществление права муниципальной собственности как особой формы собственности. При написании работы автор поставил перед собой ...

1.2 Субъекты муниципального права, как субъекты муниципальной собственности

Говоря о субъектах муниципального права, важно выделить то, по поводу чего они вступают в те или иные отношения в муниципальном образовании. Как уже было отмечено выше, это прежде всего территория муниципального образования, муниципальные правовые акты, а также муниципальное имущество.

Таким образом, говоря о субъектах муниципального права, мы в том числе говорим и о субъектах муниципальной собственности, как важнейшей категории муниципальных правоотношений.

Становление права муниципальной собственности связано с признанием населения местных административно-территориальных образований, местных общин коллективными субъектами права публичной собственности, а не простыми или безответственными пользователями единого имущественного фонда общенародной или государственной собственности.

Проблема муниципальной собственности приобрела особую остроту в начале 90-х годов прошлого века, когда в условиях экономического кризиса различные государственные хозяйствующие субъекты начали передавать местным органам власти разнообразные объекты социально-бытового назначения, а централизованное (государственное) финансирование местных административных образований значительно ухудшилось в условиях гиперинфляции и распада союзного государства.

Можно говорить о субъектах права муниципальной собственности, которые различаются по кругу предметов ведения как административно-территориальные образования – общины-поселения и иные муниципальные образования (поселение, муниципальный округ, город или сельский район), закрепленные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Везде, где осуществляется местное самоуправление, должны возникать и отношения муниципальной собственности. Однако признание муниципальной правосубъектности территориальных общин само по себе не создает муниципальные имущественные фонды, точно так же, как признание гражданской правоспособности не делает лицо собственником. До введения в действие Закона об общих принципах организации местного самоуправления на большей части территории страны самоуправление осуществлялось в довольно крупных административных единицах и не доходило до уровня личного участия граждан в его делах.

Создание крупных муниципальных образований при соблюдении принципа автономности местных общин диктуется особенностями процесса передачи в муниципальную собственность государственного имущества. Укрупнение объясняется и технологическими нюансами оказания социальных услуг, необходимостью участия в крупных капиталоемких предприятиях.

Несколько муниципальных образований могут создать межмуниципальные хозяйственные общества. Но в таком случае собственниками имущества хозяйствующего субъекта будут муниципальные образования – учредители.

7 стр., 3402 слов

Право государственной собственности

... «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и распоряжением Президента РФ, утвердившим Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Указанный подход используют ...

Осуществление отдельных вещных прав жителями некоторых территорий в отношении определенных имущественных фондов возможно и на локальном, или субобщинном, уровне. Так, на законодательном уровне предусмотрены и переходные формы между муниципальным образованием и некоммерческим юридическим лицом – территориальное общественное самоуправление. По своей природе это самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения в подъезде многоквартирного жилого дома, многоквартирном жилом доме, группе жилых домов, жилом микрорайоне, сельском населенном пункте, не являющемся поселением, на иных территориях проживания граждан.

Отдельные вопросы местного значения вправе решать и товарищество собственников жилья (кондоминимум).

Тем не менее эти субъекты не становятся ни носителями муниципальной власти, ни субъектами права муниципальной собственности. Согласно Конституции РФ права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью принадлежат населению муниципального образования (ст. 130).

Никакая часть населения не может выступать от имени всех иначе как по их поручению, данному установленным законом порядком.

Именно население поселения в целом выступает в роли собственника «первого уровня». Неслучайно для решения важнейших вопросов местного самоуправления, таких как изменение границ, создание или упразднение муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления, законодательством предусмотрена необходимость волеизъявления граждан.

Внутренняя системность муниципальных образований как коллективных субъектов права собственности диктует необходимость исследования структурных элементов, обладающих вещными правами на соответствующие объекты муниципальной собственности. Права всех других субъектов являются производными от прав собственника-населения. Последний передает права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью представительным органам местного самоуправления и (или) выборным должностным лицам. Эти субъекты реализуют соответствующие права в пределах собственной компетенции и в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта Федерации и уставом муниципального образования.