Муниципальная собственность, как социально-экономическая основа местного самоуправления

Актуальность курсовой работы. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения.

Институт собственности, имеющий межотраслевой комплексный характер, еще не стал предметом общетеоретических исследований, хотя неизменно привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в отношениях собственности воплощаются главные социальные связи и процессы.

Следует отметить большую разработанность гражданского правового института собственности, а также проблемы государственной охраны собственности, вместе с тем в юридической литературе неизменно подчеркивается, что отношения собственности по своему характеру разнородны, регулируются различными отраслями законодательства: конституционного, административного, гражданского, трудового, земельного, уголовного и так далее. Это диктует необходимость общетеоретических обобщений и выделения общих закономерностей, присущих развитию данного института в различных сферах общества в условиях рыночных отношений. Особенно это значимо применительно к становлению современной российской государственности, где только еще формируется многовариантная модель собственности, складывается рыночная экономика.

В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Гарантируя защиту права собственности Гражданский кодекс РФ (глава 20) исходит из того, что право собственности может быть нарушено как путем лишения собственника владения имуществом, так и иным способом. Вместе с тем, в вопросах управления муниципальной собственностью в России существует много проблем. Главным образом, они касаются разграничения государственной собственности между субъектами управления и полномочий по формированию доходов от использования объектов собственности, а также методологии ценообразования на объекты муниципальной собственности.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении муниципальной собственностью как социально-экономической основы местного самоуправления.

В задачи работы входит:

Объект исследования – процесс формирования и правового регулирования управления муниципальной собственностью.

Предмет исследования – муниципальная собственность в РФ.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1.1 Понятие и состав муниципальной собственности

Собственность представляет собой исторически определённую общественную форму присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Желание присваивать и обладать всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми.

31 стр., 15499 слов

Курсовая работа управление коммерческими сделками

... позволит достигнуть основные цели деятельности предприятия. Актуальность темы курсовой работы подчеркивается необходимостью управления коммерческой деятельностью на предприятии, которое должно быть системным и ... производить оценку эффективности коммерческой деятельности в целом и в отдельности по каждой торговой сделке. Исследование теоретической базы управления коммерческой деятельностью, а также ...

Право собственности являясь гражданско-правовой категорией, подробно урегулировано в гражданском законодательстве. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота.1

Конституция РФ (ст.35) и Гражданский кодекс РФ (ст.209), раскрывая содержание права собственности, определяет его как совокупность прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2

Собственность в современном обществе является ценностью, которая, безусловно, защищается различными отраслями права. Муниципальное право в данном случае не исключение.

Со времени становления российской государственности и вплоть до петровских времен управление государственными имуществами находилось в ведомстве Приказов — органов центрального управления. Реформы Петра Великого, направленные на централизацию и коллегиальность решения вопросов управления Россией, привели к созданию Сената, и в помощь ему, Коллегий, заменивших Приказы.3

По вступлении на престол Император Александр 1 предпринимает ряд реформ во всех отраслях государственного управления, в том числе в области государственного хозяйства России. В 1802 году на смену Приказам приходят министерства.

При учреждении министерств создание отдельного ведомства для надзора за государственными имуществами не предусматривалось. Эти функции распределялись между подразделениями Министерства внутренних дел и Министерства финансов.

Желая упорядочить управление государственными имуществами, государственными крестьянами (землями, им принадлежавшими), Александр 1 учреждает 8 декабря 1811 при Министерстве финансов особый Департамент Государственных имуществ.

Департамент явился началом сосредоточения управления государственными имуществами и государственными крестьянами, переданными из разных учреждений и ведомств.

26 декабря 1837 года вышел Указ Александра I об учреждении Министерства государственных имуществ, которому передаются дела по управлению государственными имуществами и государственными крестьянами.

В 1843 году в состав Министерства переходит из финансового ведомства Лесной департамент вместе с Корпусом лесничих. В 1845 году образуется Департамент лесного хозяйства, который в 1866 году преобразован в Департамент земледелия и сельской промышленности.

В 1894 году ведомство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ. В мае 1905 года оно снова меняет статус — реорганизуется в Главное управление землеустройства и земледелия, в котором сосредоточилось все дело осуществления столыпинских аграрных реформ.

13 стр., 6122 слов

Формы собственности по законодательству Российской Федерации

... и перейдем. 2. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ 2.1 Понятие права собственности граждан Законодатель закрепляет право собственности граждан в качестве самостоятельного вида частной формы собственности Конституция РФ, п. ... курсовой работы и ее основную цель: раскрыть понятие собственности, и ее основные формы по законодательству России. В процессе изучения и обработки материалов применялись ...

В октябре 1915 года Главное управление вновь преобразуется в Министерство.

Министерству государственных имуществ вверялось управление государственными имуществами (казенными землями, казенными оброчными статьями, лесами казенного ведомства); общий надзор за исполнением повелений о сбережении лесов и поощрение лесоразведения и устройства лесов на землях частных владельцев; заведование «предметами сельского хозяйства»; заведование кустарными промыслами; попечение над некоторыми категориями населения, организация управления государственными крестьянами, которое бы повысило их благосостояние. 4

В современной России институт муниципальной собственности впервые получил свое закрепление в Законе «О собственности в РФ» 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г., в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8).

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

В настоящее время понятие муниципальной собственности, порядок ее образования, а также порядок владения, пользования и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными и региональными законами.

Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью». 5

Наличие муниципальной собственности — одно из важных условий успешного существования муниципального образования. Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии со статьёй 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.6

Субъектом права муниципальной собственности являются муниципальные образования. В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование это городское или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория в пределах которых осуществляется местное самоуправление. В Санкт-Петербурге субъектом права муниципальной собственности являются города, муниципальные округа и поселки.

44 стр., 21702 слов

Право собственности в Российской Федерации

... дипломной работы. Степень научной разработанности., Целями дипломного исследования являются: рассмотрения понятия собственности; определение субъектов и объектов права собственности; ... муниципальную и иные формы собственности. Практически бесспорным можно признать факт, что собственность ... вещных прав по российскому законодательству: 1) ... служит индивидуально-определенное имущество. Вещи, определяемые ...

Объекты права муниципальной собственности. Круг объектов права муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесен ряд объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие.

Объекты права муниципальной собственности возможно классифицировать по нескольким основаниям: 7

Во-первых:

Во-вторых:

Указанная классификация может быть использована для создания реестра муниципальной собственности.

Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят: 8

  • средства местного бюджета,
  • муниципальные внебюджетные фонды,
  • имущество органов местного самоуправления,
  • муниципальные земли и другие природные ресурсы,
  • муниципальные предприятия и организации,
  • муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
  • муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,
  • муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,
  • другое движимое и недвижимое имущество.

Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.9

Содержание права муниципальной собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.

Полномочие владения — это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. 10

Полномочие пользования — это юридически-обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления. Полномочие пользования обычно опирается на полномочие владения. 11