Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и отражение в учете ее результатов

Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Правильная постановка учета и рациональное функционирование учетного аппарата организации существенным образом влияет на эффективность производства. Особо актуальной становится роль учета как составной частью системы управления производством. При помощи учета обеспечивается информационное обеспечение системы управления на всех ее уровнях.

Кроме управленческих функций, важной функцией учета является обеспечение контроля за сохранностью собственности организации, недопущение разного рода непроизводительных потерь. Таким образом, проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательной и неотъемлемой частью учета имущества предприятия.

С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц.

Для определения цели исследования и его задач следует исходить из того, что для выполнения курсовой работы необходимо изучить теорию вопроса, то есть методологическую и законодательную основу, затем состояние учета и отчетности в организации и на основе всего этого сделать соответствующие выводы и предложения по совершенствованию вопросов рассматриваемой темы.

Целью данной работы является:

1. Изучить теоретические основы бухгалтерского учета по инвентаризации активов и обязательств;

2. Изучить организацию учета по инвентаризации активов и обязательств;

3. Выявить пути совершенствования учета по инвентаризации активов и обязательств и отражения ее результатов в учете.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи :

  • ознакомиться с характеристикой предмета исследования;
  • ознакомиться с нормативным регулированием по теме исследования;

— выявить сроки, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также отражение ее результатов в бухгалтерском учете;

3 стр., 1297 слов

Инвентаризация активов и обязательств в бюджетных учреждениях ...

... Обеспечение достоверности данных бюджетного учета и контроль за имуществом, активами и обязательствами в бюджетных учреждениях – это не только одна из основных задач бухгалтерии бюджетного учреждения. Инвентаризация имущества, активов и обязательств бюджетных учреждений – еще и средство информирования ...

— оценить возможность совершенствования учета по инвентаризации активов и обязательств и отражения ее результатов в учете.

1 Теоретические основы бухгалтерского учета по

Важным этапом подготовки к успешному составлению годового бухгалтерского отчета является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.

В тех организациях где, эта работа проведена на должном уровне, реальность показателей баланса на 1 января следующего года, как правило, не вызывает ни каких сомнений. Наоборот, проведению инвентаризации не уделяется должного внимания (или она не проводится вообще), показатели баланса по отдельным его статьям бывают, не реальны.

Сам термин инвентаризация трактуется по-разному. Пересмотрев множество литературы, мною было найдено несколько понятий инвентаризации.

Инвентаризация — это периодическая проверка в натуре и состояния описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов [16, с. 327].

Инвентаризация — это документы, оформленные в соответствии с предъявленными к ним требованиями, обеспечивают систематический контроль над состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источников их формирования [15, с. 277].

Инвентаризация — установление на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета [12, с.194].

Инвентаризация — прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества.

Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля [13, с. 365].

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета [13, с.366].

С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Практика показывает, что в отдельных организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности. Инвентаризация преследует следующие цели, т.е. выявление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения финансовых обязательств в учете[13, с.366].

9 стр., 4210 слов

Инвентаризация как основной метод фактического контроля

... § Инвентаризацию основных средств; § Инвентаризацию капитальных вложений, незавершенных капитального строительства и капитального ремонта; § Инвентаризацию незавершенного производства; § Инвентаризацию товарно-материальных ценностей; § Инвентаризацию денежных средств; § Инвентаризацию расчетов и других статей баланса. Сущность тех или иных объектов учета и контроля, ...

Задачи инвентаризации

1. установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;

2. контроль над сохранностью основных средств, материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3. выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью их реализации, а также материальных ценностей, полностью или частично потерявшие свои качества;

4. поверка состояния складского хозяйства, условий хранения материальных ценностей и эксплуатации машин, оборудования, зданий и других основных средств;

5. проверка реальности дебиторской и кредиторских задолженностей, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и других статей баланса.

Инвентаризация проводится в обязательном порядке в следующих случаях: [22].

1. При смене собственника или реорганизации предприятия (учреждения);

2. При ликвидации предприятия ( учреждения);

3. Перед составлением годовой отчетности;

4. При смене руководителя предприятия (учреждения) или другого материально ответственного лица;

5. При смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

6. При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления, а также порчи ценностей;

7. После пожара или стихийных бедствий;

8. По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.

К сожалению, эти требования часто не выполняются, в результате чего после увольнения материально ответственных лиц нередко вскрываются значительные суммы недостач материальных и денежных средств, иски, на взыскание которых впоследствии к виновным не предъявляются, и списываются эти суммы в конце года в большинстве случаев на финансовые результаты, что делать категорически запрещено.

Выборочные инвентаризации и контрольные проверки в течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют своевременно вскрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения, содействуют сохранности имущества предприятия. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль над своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотребления и фактов хищения имущества сводится к минимуму. [22]

В деле обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств важное значение имеют подбор, расстановка и воспитание работников, занимающих должности, связанных с материальной ответственностью. В целях усиления ответственности лиц за сохранность вверенных им материальных ценностей и денежных средств администрация предприятия заключает письменные договоры о полной ответственности с работниками, достигшими 18-летнего возраста, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Назначение, увольнение, перевод и перемещение работников, с которыми заключается или заключены письменные договоры о полной материальной ответственности, производятся по согласованию с главным бухгалтером (лицом, его заменяющим) [22].

60 стр., 29551 слов

Учет и контроль расходов на восстановление (ремонт) основных средств

... ведения бухгалтерского учета основных средств. На всех предприятиях должна существовать правильная унифицированная организация бухгалтерского учета и контроля расходов на восстановление и ремонт основных средств по всем категориям. Основные средства играют огромную роль ...