Конституционные основы судебной системы РФ

Под судебной системой Российской Федерации понимается, как правило, совокупность всех судов России. Безусловно, судебные органы всех видов составляют ядро, основу судебной системы. Однако последняя не сводится только к ним. Представление о судебной системе было бы не полным без характеристики ее динамики, процесса функционирования, осуществления правосудия и иных направлений деятельности.

Актуальность и значение темы обусловлены тем, что, в соответствии с Конституцией РФ, вопросы судоустройства отнесены к исключительно у ведению федеральных органов. Поэтому основную нагрузку в правовом регулировании организации и деятельности судебной системы несет федеральное конституционное законодательство о судебной системе Российской Федерации. Оно включает Конституцию и предусмотренную ею совокупность Федеральных конституционных законов.

Поэтому степень разработанности рассматриваемой темы очень велика.

Новая Конституция Российской Федерации четко разделила государственную власть на три вида: законодательную, исполнительную и судебную. В конституции РФ записано, что «судебная власть в Российской Федерации принадлежит судам». Таким образом, конституцией определено, что судебная власть — один из видов государственной власти. Суд из рядового государственного учреждения постепенно превратился в независимый орган, решающий специфические задачи.

Согласно Конституции, на суд возлагается особая миссия, которая свидетельствует о том, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Суд, как орган государственной власти, отличается от других ветвей не только спецификой судебных полномочий, но и порядком формирования, то есть для них существуют особые правила, отличные от формирования законодательных и исполнительных органов. По действующему законодательству суды образуются по строго установленной процедуре. Эта процедура предусмотрена Конституцией российской Федерации и законом «О статусе судей в Российской Федерации». Установленная процедура призвана обеспечить качественный отбор судей, способных добросовестно, ответственно и грамотно рассматривать и разрешать подсудные им дела.

Конституционные основы судебной системы разрабатывается правовой наукой в течение длительного времени.

2 стр., 838 слов

Президент Российской Федерации и исполнительная власть

... исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти. Осуществление государственной власти в Российской Федерации ... Судебную систему, Верховный суд, Президент Российской Федерации Полномочия президента США велики, но ограничены. Президент является главнокомандующим Вооруженными силами. Президент ...

Кроме существующего массива законодательства (Конституции Российской Федерации, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ряд других специальных нормативных актов), довольно часто встречаются теоретические работы и монографии. Наибольший вклад в изучение конституционных основ судебной системы РФ внесли такие учёные, как М.В. Баглай, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Б.Н. Пантелеев, А.И. Коваленко, В.С. Авдовкин, А.Н. Кокотов и многие другие. Некоторые учёные занимаются изучением отдельных проблем правового регулирования основ судебной системы РФ, исследования которых можно встретить в различных журнальных публикациях этих авторов. Это такие исследователи, как А.Р. Султанов, В.В. Лебедев и другие.

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления деятельности судов РФ в рамках своей компетенции, а также регулирования основных принципов построения судебной системы РФ.

Предмет исследования может быть определён как совокупность норм, регулирующих понятие, состав, структуру и круг полномочий судов в РФ в зависимости от вида осуществляемого правосудия.

Таким образом, целью данной работы является определение конституционных основ судебной системы РФ.

В соответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:

1.Изучение учебной, научной монографической литературы по теме работы, а так же нормативно-правовой базы.

2. Определение демократических принципов современного судопроизводства в России.

3. Определение понятия и признаков судебной власти и судебной системы.

4. Определение системы и полномочий судов Российской Федерации.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данная тема исследования имеет огромную практическую значимость. Это обусловлено тем, что суды как органы государственной власти, призванные осуществлять правосудие, являются главным механизмом защиты нарушенных прав граждан и юридических лиц.

Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и перечня использованных источников.

1. Понятие и основные черты судебной власти в Российской Федерации

1.1 Содержание понятия «судебная власть»

В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ», 1 судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда.

В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

5 стр., 2165 слов

Понятие органов исполнительной власти, система и структура

... субъектов РФ. В соответствии с принципом система органов исполнительной власти включает два уровня: федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ (республик в составе России, ... и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Система органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, ...

«Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. 2

Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь 3 определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации4 , носящая название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

Под законность судебной власти находит свое выражение в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом и не вправе в своей деятельности отступать от требований закона по мотивам так называемой целесообразности.

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой другой орган или должностное лицо не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. Не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.

1.2 Признаки судебной власти

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

  1. Судебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей,
  2. Судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
  3. Судебная власть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.
  4. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. 5 каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

10 стр., 4869 слов

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ

... об ответственности за преступления, направленные против правосудия: - нацелены на гарантию уголовно-правовой охраны и защиты этих положений Конституции; - призваны обеспечить нормальное функционирование судебной власти, разрешающей на основе закона конфликты: между ...

  1. Исключительность судебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
  2. Независимость, самостоятельность, обособленность — характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.
  3. Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.
  4. Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
  5. Под законность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Правосудие как основная функция судебной власти

2.1 Понятие и признаки правосудия

Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.