Конституционный контроль

Согласно определению, конституция – это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением. В этой емкой формулировке напрямую говорится о ведущей роли конституции в функционировании государства. Конституционализм, правовое государство и гражданское общество – три кита, на которых стоит современная демократия. Стоит представить себе, что одна из опор пошатнулась, и можно безошибочно сказать, что гармония политического режима будет невосполнимо нарушена.

Соответственно, вырисовывается неотъемлемая функция государства: контроль и забота о качественном функционировании конституционных механизмов. Конституционный контроль, стоящий на страже основного закона, имеет важное значение для функционирования различных государственных институтов и играет существенную роль в государственном устройстве многих стран.

Ввиду исключительного значения основного закона очевидна важная роль конституционного контроля не только для законодателя и правоприменителя, но и для всего общества в целом. Опасность существования неконституционных законов очевидна и дело не только в том, что они создают диссонанс в правовой системе государства. Одни из важнейших ценностей в демократическом обществе, права и свободы человека, могут быть нарушены из-за действия таких законов. Подобный случай мы можем наблюдать на примере недавних событий в США. Закон о реформе системы здравоохранения, предложенный президентом США Бараком Обамой и одобренный конгрессом год назад, должен решить проблему отсутствия в США бесплатной медицины путем установления лимитов на стоимость страховки и установления ряда льгот. Реформа, безусловно, нацелена на улучшение жизни общества, но является по постановлению суда штата Флорида неконституционной. По мнению судьи, закон о новой системе здравоохранения, фактически обязывающий каждого американца иметь медицинскую страховку, нарушает один из принципов конституции США — свободу выбора. Этот современный пример наглядно доказывает актуальность темы конституционного контроля.

Изучение проблем конституционного контроля в научной теории и в общественно-политической практике позволяет дать юридическую оценку современного уровня развития правовых механизмов в области соблюдения конституции, проследив историю конституционного контроля, различные его формы и виды.

5 стр., 2064 слов

Конституционный контроль (2)

... не соответствующим Конституции непосредственно влечет за собой утрату им юридической силы. Почему Европа XX века не восприняла американскую модель конституционного контроля? Ведь ... абсолютного большинства новых независимых государств на постсоветском пространстве. Институт специализированного конституционного контроля предусмотрен основными законами 14 государств из 15 бывших союзных республик ...

Объектом данной работы является институт конституционного контроля в зарубежных странах, а предметом – его формы, виды, существующие способы реализации.

Основной целью курсовой работы является анализ правовых и организационных основ конституционного контроля в различных государствах. Главными задачами при этом являются изучение концептуальных основ данного института, его организационно-правовых форм и анализ практической деятельности органов специализированного конституционного контроля в различных государствах, его системы, со статусом органов конституционного контроля и порядком их наделения полномочиями с целью его осуществления.

Конечной целью я ставлю выявление недостатков, которые выявлены при изучении данного института и формирование выводов по выбранной теме.

Понятие и исторический опыт правовой охраны Конституции.

Понятие «конституционный контроль» непосредственно связывается с наличием Конституции, сохранением конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечивающих установленный баланс полномочий различных органов власти, а также с задачей обеспечения конституционных гарантий зашиты прав и свобод человека и гражданина. Иначе говоря, — главная миссия конституционного контроля — обеспечение верховенства и стабильности Конституции, сохранение конституционного разделения властей и гарантирование защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека.

Помимо понятия «конституционный контроль» существует также термин «конституционный надзор». Вопрос соотношения этих терминов спорный, однако, оба эти механизма направлены на сохранение и укрепление конституционализма.

Чаще всего под контролем понимают такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа. Надзор же при этом понимании – это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и, самое большее, может приостановить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.

Есть и другое понимание соотношения между этими двумя терминами. При этом понимании контроль есть проверка деятельности подконтрольного органа, проводимая контролирующим органом либо выборочно по собственной инициативе, либо по какому-то сигналу, а надзор – постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа.

В любом случае, если учитывать нюансы различия конституционного контроля и надзора или воспринимать их как синонимичные понятия, их основная функция – правовая охрана конституции.

Под правовой охраной конституции следует понимать совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых другими государственными органами, соблюдения принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов.

Считается, что сама идея конституционного контроля появилась в начале XVII века в Великобритании и была связана с деятельностью Тайного совета, который признавал законы легислатур (законодательных собраний) колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента, изданным для этих колоний, или общему праву. Однако конституционный контроль в современном понимании, впервые появился в США: в деле У. Мэрбери против Дж. Мэдисона в 1803 году Верховный суд под председательством Дж. Маршалла объявил, что федеральная Конституция – высший закон страны и любой закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным.

58 стр., 28568 слов

Первые конституции азиатских государств

... -экономического и политического положения Японской и Османской империй накануне принятия ими конституций, изучение истории принятия этих законодательных актов, исследование и сравнение текстов японской ... зарубежных стран» (2). Данные работы позволили ознакомиться с текстом первой японской конституции. Материалы и документы, позволившие сделать анализ экономического и политического развития Турции ...

Этот пример позднее был заимствован рядом латиноамериканских государств (Бразилией в 1891 г., Уругваем в 1917 г. и др.).

До Первой мировой войны ему последовали некоторые европейские страны – Норвегия, Греция, частично Швейцария.

После Первой мировой войны в Европе была выработана собственная модель конституционного контроля, которая в настоящее время стала распространяться и на других континентах. Во всяком случае ее восприняли все или почти все постсоциалистические страны. Идея европейской модели принадлежит ученому с мировым именем – австрийскому юристу Гансу (правильнее – Хансу) Кельзену (Hans Kelsen), участнику разработки австрийского Федерального конституционного закона 1920 года, а затем члену Конституционного суда этой страны.

Европейская модель конституционного контроля получила самое широкое распространение после Второй мировой войны, постоянно совершенствовалась, и теперь она воспринимается на других континентах.

В постсоциалистических странах учреждение института конституционного контроля диктовалось стремлением преодолеть наследие тоталитарных и авторитарных режимов. Конституционный контроль становится заметным барьером на пути возможных нарушений конституции в странах со слаборазвитой демократией, где власть сильно сконцентрирована в руках исполнительной власти.

Для обоснования конституционного контроля использовались три основных теории. Органическая теория исходила из того, что поскольку конституция – акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоящей по отношению к учредительной, не должны противоречить акту учредительной власти. Институциональная теория исходит из того, что конституция устанавливает «правила игры» для органов власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого, а для федеративных государств особенно важно соблюдение разграничения сфер компетенции центра и субъектов федерации. Естественно-правовая теория, или теория общественного договора, считает, что конституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина, и конституционный контроль призван следить за их соблюдением.

Все эти теории верны и дополняют друг друга. Конечно же, необходимость конституционного контроля обусловлена прежде всего иерархичностью системы правовых норм, которая, в свою очередь, во многом (хотя и не только) есть следствие иерархичности в системе органов власти ,которые издают нормативные правовые акты. К тому же число правовых норм в XX веке, можно сказать, обвально возросло, и риск их противоречивости и неконституционности многократно увеличился.

Сфера действия конституционного контроля.

Для глубокого и всестороннего анализа сущности конституционного контроля необходимо определить сферу его действия. В связи с этим следует выяснить имеющий ключевое значение вопрос об объектах конституционного контроля. Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло и для каждого государства этот набор объектов индивидуален. В связи с этим назовем лишь основные.

6 стр., 2927 слов

Судебная власть Республики Беларусь: строение, функции и проблемы

... 2006 г. Ст. 5: Конституционный Суд Республики Беларусь — орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; Общие суды, ... внимание на следующие вопросы: каковы были основные гарантии независимости судебной власти в РБ, что спровоцировало А. Лукашенко на проведение такой откровенно анти ...

К ним относятся в первую очередь нормативные акты (законы, нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях), международные договоры).

Помимо нормативных актов объектами конституционного контроля являются правоприменительные акты, в том числе и акты судебных органов, действие должностных лиц в порядке их конституционной ответственности, организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов. Остановимся на рассмотрении некоторых из перечисленных объектов.

Подход к проблеме установления конституционности нормативных актов основывается на установившейся их иерархии, которая выступает гарантом единства системы законодательства государства, важнейшим условием осуществления законности. В свою очередь иерархия нормативных актов, как правило, зависит от субъекта и условия принятия. На вершине правовой пирамиды стоят акты, принятые путем референдума, которые являются высшей формой непосредственной демократии, или парламентом, служащим высшей формой представительной демократии.

Конституция и законы являются двумя основными видами актов, служащих объектом конституционного контроля. Конституции должны соответствовать все законы, а Конституции и законам – все иные нормативные акты органов государства.

Конституция обладает наивысшей силой по отношению ко всем иным правовым актам, в связи с чем последние должны исходить из конституционных предписаний и строго им соответствовать. Приоритет основного закона — неотъемлемый и непременный признак правового государства 1 . Следовательно, в сфере конституционного контроля конституция выступает в качестве отправной точки. Все вопросы в данной области рассматриваются, прежде всего, под углом зрения соответствия основному закону всех иных нормативных актов.

Виды конституционного контроля.

Помимо существования двух различных моделей конституционного контроля – американской и европейской, о которых упоминалось выше и будет сказано подробнее в следующем подразделе, существует несколько классификаций способов конституционного контроля. Виды конституционного контроля можно подразделять следующим образом:

  • С точки зрения органов, осуществляющих контроль
  • По стадии законотворчества, на которой применяется контроль (до или после вступления в силу)
  • По привязке рассматриваемого органами конституционного контроля закона к конкретному делу.
  • По обязательности поведения

Рассматривая виды конституционного контроля с точки зрения осуществляющих его органов, различают специализированный и неспециализированный конституционный контроль. Неспециализированный контроль осуществляется разными органами государственной власти в числе их прочих функций. Например, определенными полномочиями по конституционному контролю могут наделяться: парламент, глава государства, суды общей юрисдикции, органы прокуратуры, некоторые органы исполнительной власти.

3 стр., 1378 слов

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти

... 1997 г. «О внесении изменения в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ.-1997.-№ 50.- ... политических процессов. В политический механизм правотворчества включен и режим конституционного регулирования законодательной деятельности. Политический механизм правотворчества должен быть нацелен ...

Специализированный конституционный контроль осуществляется органами, созданными специально для выполнения этой функции. В мировой практике есть две разновидности таких органов: конституционный суд (Германия, Италия, Испания, Португалия, Австрия) и конституционный совет (Франция).

Различие между ними состоит в том, что конституционный суд функционирует на основе принципов судопроизводства (равенство и состязательность сторон, открытость процесса и др.) и формируется из судей, имеющих специальный статус. Конституционный совет является «квазисудебным» органом, состоящим из государственных служащих, не являющихся судьями, и работает в закрытом режиме.

Также, традиционным является противопоставление таких форм конституционного контроля, как предварительный и последующий. Предварительный контроль предполагает проверку конституционности законов на стадии их прохождения через парламент (Швеция, Финляндия, Канада, частично Франция).

Точнее говоря, в этом случае речь идет о проверке конституционности законопроектов. После санкционирования закона и его промульгации применяется последующий контроль, так как он не порождает неопределенности в гражданском обороте и иных правоотношениях. 2 Однако есть и смешанные системы судебного конституционного контроля, о чем свидетельствует, в частности, деятельность конституционных судов Испании и Греции. Так, в Греции на основе конституции 1975 года правом конституционного надзора наделены все суды общей юрисдикции (децентрализованный вид), но кроме того, создан Верховный специальный суд (централизованная система).3 Верховный же суд Греции наряду с вопросами о конституционности законов рассматривает избирательные споры, вопросы о несовместимости, о законности результатов референдумов (ст. 100 Конституции).4