Альтернативные наказания (не связанные с лишением свободы): система и виды

Тема курсовой работы “Альтернативные наказания (не связанные с лишением свободы): система и виды”. Актуальность темы состоит в том, что, во-первых, за последние несколько лет в системе наказаний произошли серьезные изменения и, во-вторых, исследования альтернативных видов наказаний до сих пор носят актуальный характер. Об этом говорит частое изучение вопросов, cвязанных с альтернативными видами наказания, необходимостью изменения существующего законодательства в борьбе с преступностью, с регламентацией отельных уголовно-правовых институтов, устранением имеющихся недостатков. В связи с ростом числа преступлений государство вынужденно расширять применение таких мер, как тюремное заключение к гражданам, которые преступили закон. В результате этой меры увеличивается количество заключенных, растет рецидивная преступность, происходит криминализация личности, разрываются социальные связи, происходят другие неблагоприятные последствия, связанные с изоляцией личности. Так, по данным ФСИН в России по состоянию на 1 марта 2016г. в учреждениях уголовно — исполнительной системы содержалось 650.613 человек, в исправительных колониях отбывало наказание 526.343 человека, в т.ч. в колониях – поселениях – 32.079 чел. Известно, что наказание в виде лишения свободы основано на презумпции того, что лицо, совершившее преступление, очень высоко ценит личную свободу и вновь попасть в тюрьму ему не хотелось бы. Казалось бы это обстоятельство должно являться фактором, которое бы сдерживало преступность, но на самом деле этот сдерживающий эффект не очень велик. Кроме того, оказавшись один раз в тюрьме, осужденный проходит там “школу преступности” и неоднократно возвращается туда обратно, но уже более опытным и опасным для общества. Так же следует отметить недостаточную эффективную работу институтов реабилитации и адаптации по возвращению бывших осужденных в общество (сложность устроиться на работу, найти жилье т д.).

Ранее проблемы совершенствования системы уголовных наказаний оставались без внимания. В настоящее время большинство обсуждаемых вопросов, которые связаны с совершенствованием системы наказаний, сводятся к созданию единой и цельной системы уголовных наказаний, а также к совершенствованию перечня видов наказаний, решения ряда проблем, которые непосредственно связанны с применением отдельных видов наказаний, в том числе и альтернативных. С 1970г. пути разрешения существующей проблемы рассматривало ряд государств через распространение применения наказаний, которые непосредственно были связаны как с лишением свободы, так и не связанные с ней. ООН и Совет Европы стали разрабатывать и применять специальные документы, а также внедрять такую практику во всем мире.

14 стр., 6551 слов

Система и виды наказаний в Российском уголовном процессе

... неприкосновенность, свободу, имущество, честь и достоинство. Эти наказания стали далекими предшественниками всех последующих сочетаний основных и дополнительных видов наказаний. Назначение нескольких наказаний за совершение одного преступления широко практиковалось на всем ...

Цель моей работы: проанализировать и определить особенности альтернативных видов наказания, применение их в современных условиях.

Для раскрытия этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности построения системы наказаний в уголовном праве;
  • определить место наказаний, не связанных с лишением свободы в системе наказаний;
  • исследовать особенности системы альтернативных наказаний, виды и их сущность;
  • обозначить проблемы, возникающие при исполнении альтернативных видов уголовных наказаний;
  • выявить факторы, влияющие на эффективность альтернативных лишению свободы уголовных наказаний

Объектом исследования является изучение уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Предметом исследования является система альтернативных наказаний (не связанных с лишением свободы): система и виды, Теоретическую основу исследования составляют Конституция РФ, российское уголовное, уголовнопроцессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, труды ученыхправоведов, нормативные акты в области уголовного и уголовноисполнительного законодательства.

Методологическая основа работы — общенаучные методы познания, сравнительно–правовой, историко-правовой, логический, сравнительноправовой, систематический методы, а также методы анализа и социологического наблюдения.

Глава 1.Понятие и особенности построения системы наказаний в

уголовном праве.

1.1.История становления института альтернативных уголовных наказаний.

Анализируя особенности построения системы наказаний в уголовном праве, следует отметить, что с развитием цивилизации сама система наказаний становилась более гуманнее и мягче. В российском законодательстве система наказаний основывается на Конституции РФ, а также на принципах уголовного закона и права, общепринятых принципах и нормах международного права, а значит на разумном сочетании социальной справедливости и гуманизма. Понятию “наказание” уделяли большое внимание правоведы Абрашкевич (М.М..Эволюция идеи о преступлении и наказании.Одесса.1903), Баркиев С.О.(О мере наказания.М.1840), Богдановский А. (Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве от Петра Великого М.1867) Познышев С.В(.Основные вопросы учения о наказании. -Ученые записки Московского университета.Вып.22,М.1904 С.340) и другие. В досоветском уголовном законодательстве определения понятия “наказание” не было. Впервые оно встречается в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919г: “Наказание – это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)”.1

В УК РСФСР 1922 г. появилась ссылка на цели применения наказания. В 1960г. в ст. 20 УК РСФСР было сказано: “Наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Наказание не имеет целью причинения физических страданий и унижения человеческого достоинства.” Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 19171952.М.Госюриздат.1953.С.58. Затем законодательное определение понятия уголовного наказания появилось в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г, но оно не вступило в силу из-за распада СССР, уже позднее в 1996г оно вновь появилось в Уголовном Кодексе РФ

13 стр., 6364 слов

Институт назначения наказания в Российском уголовном праве

... назначения наказания; анализ нормативных положений об общих началах назначения наказания; рассмотрение принципов назначения наказания; рассмотрение порядка применения общих начал назначения наказания. Непосредственным объектом исследования выступают нормы Уголовного кодекса, которые предусматривают понятие и порядок назначения наказания, ...

В частности в ст.43 УК РФ было записано:” Наказание характеризуется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений”2

В ч.1 ст. 43 УК РФ указывается на разницу уголовно-правового и уголовнопроцессуального основания применения наказания. Так, если уголовно – правовым основанием применения наказания является совершение лицом преступления (” наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления”), то уголовно – процессуальным основанием применения наказания является признание лица виновным приговором суда (“ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда”).

С.В.Познышев, профессор МГУ, юрист считал, что “наказание имеет только одну цель – предупреждение преступлений, которое возможно в форме физического удержания (для преступных элементов) или в форме психологического противодействия преступлению (для других членов общества).

Он же отмечал, что “если наказание реально применяется, то его сдерживающий эффект может быть достигнут и без лишней жестокости, а если не применяется, то даже самая страшная угроза останется мертвой буквой”.3

Надо отметить, что современная уголовная политика всех стран, в том числе и Российской Федерации направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлении , при этом идет смягчение уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. В Российской Федерацииэто можно прежде всего увидеть в увеличении видов наказаний, не связанных с лишением свободы, расширением круга оснований их применения, а также в совершенствовании регламентации исполнения. Собрание законодательства РФ.1996.№25.Ст.2954. Познышев С.В. Основные вопросы учения о наказании. М.1904.М.262.. Вместе с тем , в истории развития системы уголовного наказания в России всегда присутствовали наказания, не связанные с лишением свободы. При этом следует отметить, что в истории юриспруденции России альтернативные наказания связывались не только с формами, которые изолировали гражданина, но и с любыми видами наказаний, противоположными лишению

Поскольку в действующем уголовном законодательстве нет определения альтернативных видов уголовных наказаний , рассмотрим значение слова “альтернатива”. Слово “альтернатива” происходит от латинского alter – один из двух и обозначает необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями. Понятие альтернатива в случае совершения преступления может рассматриваться, как альтернативные лишению свободы уголовные наказания, так и альтернатива уголовному преследованию. Во -втором случае имеется в виду деятельность государства, альтернативная уголовному преследованию , суть которой состоит в замене мер уголовной ответственности другими мерами социального реагирования.

15 стр., 7037 слов

Понятие, цели и виды уголовного наказания в Российской Федерации

... наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступления. В связи с этим «наказание есть государственное порицание лица, совершившего преступление». наказание, ... которой осуществлялось удержание людей от совершения новых преступлений. Позже наказание рассматривали как меру воздействия на личность преступника, ...

В ХХ в. европейские государства стали принимать меры для распространения альтернативных наказаний в различных странах. Поэтому на современном этапе альтернативы уголовному преследованию, а также альтернативные лишению свободы, уголовные наказания, прежде всего, связываются с системами исполнения уголовных наказаний в европейских государствах. Но это не совсем так, поскольку многочисленные исследования говорят о том, что существующая система альтернативных наказаний ранее существовала в системе уголовного наказания России, и, что особенно важно, имела свою практику как назначения, так и исполнения.

Проследим историю возникновения и развития отдельных видов альтернативных наказаний в истории российского уголовно-исполнительного и уголовного законодательства.

Так, истоки возникновения штрафа можно встретить в самых ранних памятниках российского законодательства, например в Русской Правде, в которой важное место уделялось денежным штрафам. Главным видом наказания по Русской Правде являлись денежные взыскания с преступника, само взыскание состояло из двух частей: штрафа и компенсации; при этом князю поступал штраф , а вот компенсация шла потерпевшей стороне за причиненный ущерб, а именно: за убийство – вира (в пользу князя) и головничество (родственникам потерпевшего), за другие преступления – продажа (князю) и урок (потерпевшему).

Также нельзя не вспомнить, что тяжким наказанием в виде денежного взыскания была вира – (денежный штраф), которая применялась за убийство свободного человека и взыскивалась в пользу князя. Само слово “вира” взято из немецкого языка (в других славянских языках не встречается).

Таким образом, данный вид уголовного наказания можно назвать одним из самых древних уголовных наказаний, и только со временем, в процессе длительного применения, он стал наказанием альтернативным лишению свободы

По Русской Правде высшей мерой наказания являлся так называемый “поток и разграбление”. “Поток” – это лишение личных прав, а “разграбление “– лишение прав имущественных, при этом и то и другое составляет одно наказание, хотя в одном случае (ст.31) упомянут один поток без разграбления (за конокрадство), а в другом случае термин “поточити” употреблен в смысле разграбления (ст.97: следует уточнить, что за поджог или разграбление имущества прежде всего возмещается ущерб потерпевшего , а “в остальном князю поточити”. Поток и разграбление не только заменили виру за предумышленное убийство, но распространялись на поджог, на конокрадство и на политические преступления. Денежные наказания с Х1Vв стали средством обязательного искупления вины. Из имущества преступников удовлетворялись убытки истца при разбое. По Судебнику 1497г. “продажа” означала денежный штраф за преступление, штраф шел в пользу не только лиц, осуществляющих правосудие, а также и в пользу князя. По усмотрению суда устанавливался размер “продажи”. В сочетании с торговой или смертной казнью часто применялась “продажа”, но уже в качестве дополнительного наказания. А вот за оскорбление словом или действием, злостную неуплату долга, “продажа” могла быть и самостоятельным видом наказания. Судебник 1550г. вводит денежные штрафы (“пеня”).

14 стр., 6637 слов

Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

... наказания в виде лишения свободы. Предметом исследования условия отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы. Для достижения поставленной цели следует определить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие и значение уголовного наказания в виде лишения ... и особо тяжких видов преступлений, что ведет к обширному применению в судебной практике такого наказания, как лишение свободы. Но и происходящие ...

Она назначалась по указанию государя и взыскивалась с должностных лиц за взяточничество – (втрое против взятого) и за нанесение бесчестья обвиняемому. Кроме того вместе с выплатой продажи и “пени” виновный должен был в пользу потерпевшего уплачивать денежное вознаграждение. По Судебникам оно полагалось истцу (по всем видам преступлений).

Еще одна особенность, только в восьми случаях в Соборном Уложении 1649г сохранены денежные штрафы, за такие преступления, как: преступления, посягавшие на честь частного лица, здоровье и на имущество. В законодательство Петра1 были внесены изменения в порядок взыскания штрафов. Теперь денежные наказания взимались в основном в пользу государства – казну ,Синод, госпитали, лечебные учреждения, и меньше всего в пользу потерпевших. Таким образом, штрафы являлись наиболее распространенным видом денежных наказаний. В качестве самостоятельного наказания штрафы взимались с частных и должностных лиц, за невыполнение тех или иных предписаний. Помимо этого, штрафы использовались и как предупредительная мера. Например, за каждого беглого солдата взыскивались денежные штрафы: с солдат – по копейке с человека, со всех чинов от офицера в сумме -1 руб.50 коп. Не осталась в стороне и церковь, она взыскивала штрафы как с нарушителей, так и с поручителей за них.

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г. различали штрафы, которые поступали в казну, и “пени” которые поступали на улучшение мест заключения. Если суммы, не имели специального назначения, то их передавали в доход государственного казначейства, а по Уставу о наказаниях редакции 1885 г. – в земский капитал по каждой губернии, где потом их использовали для устройства арестных домов.

В 1917г. в Уголовном праве России появилось понятие исправительные

работы, как самостоятельный вид наказания. Следует отметить, как положительное явление, что на протяжении истории развития наказания в виде исправительных работ возрастала их профилактическая направленность, а уровень кары постепенно снижался.

Ст. 44 Уголовного кодекса РФ предусмотрено новое для законодательства России наказание – обязательные работы, суть которых состояла в выполнении осужденным бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы время, при этом вид работ определялся органами местного самоуправления. Следует сказать , что это наказание было известно уголовному законодательству России конца Х1Х-начала ХХ в. как общественные работы. Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861г. составили нормативную основу такого наказания.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: наказания не связанные с лишением свободы имеют достаточно длительную историю и существовали издавна, кроме того они и сейчас содержат в себе значительный потенциал для исправления осужденного.

1.2.Место наказаний, не связанных с лишением свободы в системе

наказаний.

В настоящее время большая часть правоведов понимают систему наказаний как совокупность элементов, которые находятся во взаимодействии. Основой системы наказаний является перечень видов наказаний, который отвечает системности (взаимообусловленности, взаимосвязи, организационного единства).

Не случайно, за основу критерия построения перечня видов наказаний берется “степень тяжести” наказания. Известно, что законодатель классифицирует преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ст.15 УК РФ).

3 стр., 1263 слов

Лишение свободы как вид наказания курсовая работа

... стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ. Но размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных преступлений. При его ... произвола как в отношении отдельной личности, так и в отношении достаточно больших общностей людей. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении правового института лишения свободы ...

Доктор юридических наук, профессор А.И.Марцев, будучи глубоко убежденным в правильности выбора критерия “тяжесть наказания”, считал, что “за тяжкие преступления должны назначаться тяжкие наказания , за особо тяжкие преступления – особо тяжкие наказания”. 4

Следует отметить, что в уголовно-правовой доктрине соотношение “преступление- наказание” подвергается сомнению. Так, Н.М. Кропачев, российский юрист, ректор СПБГУ предложил рассматривать уголовное законодательство по системе “преступление – ответственность”, а не традиционно. Можно согласиться, что соотношение “преступление – ответственность” более соответствует социальной справедливости. Понятие социальной справедливости, применительно к целям наказания использовано законодателем в социально-правовом смысле, которое должно отвечать интересам общественного порядка и которое выражается в соответствии: 1).между деятельностью человека и его положением в обществе (социальным статусом), 2).между деянием и воздеянием. Существует точка зрения, которую высказывает в своей работе: ”Социальный механизм уголовного правового воздействии” В.М.Коган доктор юридических наук. Так, проводя исследование, он пришел к выводу, что механизм уголовно — правового воздействия ограничивает “ строгость и справедливость”. Недаром в правовой литературе широко используется само понятие “строгость”( по отношению к наказанию), хотя в перечне видов наказаний строгость не Проблемы правовой культуры, институт классификации преступлений в современном уголовном законодательстве, перспективы его модернизации. Марцев А.И. является самостоятельным предметом, но нельзя не согласиться с тем, что именно в наказании проявляется строгость.

Таким образом, учитывая важное значение вышеназванной уголовноправовой категории (“строгость “наказания), следует сделать вывод, что именно такой критерий, как “строгость” наказаний положен в основу построения перечня видов наказания. Строгость наказания зависит не только от других видов наказания, а также от характера и размера его самого.

В России сегодня в перечень наказаний входит двенадцать структурных элемента ( также как и в УК РСФСР 1960г): штраф ограничение свободы; арест; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград ограничения по воинской службе;; обязательные работы; исправительные работы; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Следует отметить, что по числу зафиксированных в УК наказаний мы идем впереди многих государств.

Отсюда можно сделать вывод: наличие большого количества видов наказаний в Уголовном Кодексе дает возможность при осуществлении правосудия выбрать более действенный.

1.3.Проблемы исполнения альтернативных видов наказаний в

современных условиях.

В ст.2.3.Токийских правил указано, что “система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до после судебных мер”. В ст.2.4. особо подчеркивается, что ”следует поощрять разработку новых мер, не связанных с тюремным заключением, и внимательно наблюдать за этим процессом, а также систематически оценивать практику их применения.” Так на основании п.8.2 Токийских правил при назначении наказания в качестве мер, альтернативных тюремному заключению, предлагаются следующие санкции: устные санкции, такие как замечание, порицание и предупреждение; экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые штрафы и поденные штрафы; условное наказание или наказание с отсрочкой; условное освобождение из заключения и судебный надзор; конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество; возвращение имущества жертве или постановление о компенсации; условное освобождение от ответственности; поражение в гражданских правах; постановление о выполнении общественно полезных работ; направление в исправительные учреждение с обязательным ежедневным присутствием; домашний арест; любой другой вид обращения, не связанный с тюремным. Следует отметить, что со стадией уголовного процесса – исполнением приговора тесно связано исполнение любого уголовного наказания (кроме норм уголовно-исполнительного законодательства).

12 стр., 5926 слов

Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

... законодательство не включало в предмет своего правового регулирования исполнение наказаний в отношении военнослужащих. В УИК РФ впервые введено исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих (раздел V, ...

Суд в рамках Закона осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением приговоров и реализует отдельные свои решения: во-первых, по обращению приговора к исполнению, во-вторых, контролю за проведением приговора к исполнению и в третьих, разрешению вопросов с приведением приговора в исполнение.

Таким образом, исполнение наказания – это взаимодействие двух главных отраслей права уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального. И та и другая отрасли права реализуют в полном объем наказания, который определен уголовным законодательством.

В качестве примера рассмотрим наказание, которому в науке недостаточно уделяется внимания ”Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью”. Ст.47 УК РФ определяет, что “лишение право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью” (например, врачом, педагогом).

Нетрудно заметить, что круг субъектов данного преступления стал уже, поскольку это коснулось лишь занятия должностей, что же касается занятий определенной деятельностью, то тут ничего не изменено.

Согласно Закона РФ “О государственной службе и государственных служащих” государственной службой считается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственные должности в соответствии с этим законом подразделяются на категории (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности), соответствующие 5 группам. Для всех госслужащих введено 15 квалификационных разрядов (действительные государственные советники РФ, государственные советники РФ, советники РФ, советники госслужбы, референты.

Профессиональная деятельность – это постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний или подготовки (учитель юрисконсульт, шофер).

Под иной деятельностью подразумевается постоянное занятие (охота).

К работникам органов местного самоуправления следует относить только тех служащих, которые выполняют управленческие функции – это председатели, начальники, ревизоры, управляющие и т.д.).

3 стр., 1458 слов

Классификация и наказание осужденных

... использования, по формам воспитательной работы, общеобразовательного й профессионально-технического обучения. Все это существенно влияет на правовое положение осужденных к лишению свободы в период ртбывания наказания. Учет является мощным ...

Из содержания наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью следует оно должно применяться только в тех случаях, когда лицо совершает преступления, используя свою должность или профессию Изменились сроки этого наказания. В настоящее время они выглядят: так в качестве основного наказания виновный может получить срок от одного года до пяти лет и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного наказания. В санкциях статей Особенной части УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью встречается 98 раз, при этом в качестве основного наказания — 31 раз (в альтернативе с другими наказаниями), в том числе сроком до 5 лет -15 раз, до 3 лет -12 раз, до 2 лет – 2 раза. Таким образом, судебная практика последних лет показала, что данное наказание применяется не очень часто.

Глава 2.Применение альтернативных видов уголовных наказаний в

России.

2.1.Система альтернативных наказаний в российском законодательстве.

Уже в 1980 г., начале 1990-х г. политика в области уголовного наказания склонялась в пользу альтернативы тюремному заключению. Правоведы, выступая против наказаний в виде лишения свободы, предлагали различные модели систем наказаний, направленные на ограничение применения этого вида наказания. В течение многих лет высказывались доводы, связанные с затратами на содержание тюрем, последствиями нахождения за решеткой, а также доводы гуманитарного соображения. Все это вынуждало законодателя идти по пути сокращения количества наказаний, связанных с лишением свободы.

В последние годы можно наблюдать значительные изменения в законодательстве многих стран, суть которых состоит в сокращении численности осужденных. Да и сама система наказаний, не связанная с лишением свободы, продолжает развиваться во всем мире. Среди них наибольшее распространение получают уголовное осуждение, общественные работы (включая исправительные).

Развитие альтернативных санкций в уголовном законодательстве представляется особенно актуальной для России, так как в нашей стране достаточно сложной остается экономическая ситуация. Кроме того, исторический опыт говорит, во-первых, об изначальном закреплении альтернативных видов наказаний в уголовном законодательстве России, вовторых, Россия занимает второе место по количеству осужденных, находящихся в местах лишения свободы, что уже требует искать пути для снижения их количества. На необходимость гуманизации уголовного законодательства, сокращения назначения наказаний в виде лишения свободы и увеличения применения альтернативных наказаний ( не связанных с изоляцией от общества) указывал бывший президент Российской Федерации Д.А.Медведев: ”Нельзя забывать и о таком принципиальном вопросе как гуманизация закона и порядка его применения. Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер применения в виде ареста и к назначению наказаний, не связанных с изоляцией от общества”.5

Современная уголовная политика Российской Федерации получила закрепление в УК РФ, вступившем в силу 1 января 1997г. и в УИК РФ, вступившем в силу 1 июля 1997г. Суть состоит в смягчении условий применения мер уголовной ответственности к лицам, которые впервые совершили преступления небольшой и средней тяжести, а также усилении борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Это проявляется в росте видов наказаний, которые призваны служить альтернативой изоляции осужденного от общества, расширением круга оснований их применения, а также совершенствовании правовой регламентации порядка исполнения этих уголовно-правовых мер.

4 стр., 1706 слов

Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении ...

... //"Общество и право", 2008, N 2Иванова Н.А. «Гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин в современных условиях» диссертация 2011г.Качан М.И. Обстоятельства, смягчающие ... уровнях.Под знаком внимательного, гуманного и милосердного отношения к женщинам, пусть даже и преступившим закон, должна осуществляться работа на всех этапах того процесса, рамки которого ...

Исследуем специфику формирования альтернативных санкций в уголовном праве. Надо иметь в виду , что уголовно-правовые санкции являются одним из видов социальных санкций. Реакция на отклонение от предписаний уголовно-правовых норм прежде всего должна включать в себя все меры ответственности, а не сводиться только к наказанию, Кроме того задача государство реагировать на факты нарушения норм уголовного права.

Таким образом, социальная ценность альтернативных видов уголовных наказаний, состоит в том, что общество (отдельные граждане, конкретные социальные группы, коллективы) не отстраняется от процессов воздействия на преступника, а вот при назначении наказания в виде лишения свободы общество как раз стоит в стороне от происходящих процессов Послание Федеральному Собранию Российской Федерации – 5 ноября 2008г. Текст выступления Президента Российской Федерации Д.А.Медведева // Российская газета. 2008.6 ноября.

2.2.Классификация альтернативных мер наказаний и их сущность.

Объединение наказаний в однородные группы по определенным критериям с учетом их функциональной роли в выполнении различных задач, объема и характера правоограничений называется классификацией.

Согласно классификации все наказания делятся на три разряда:

1).наказания, не связанные с лишением свободы;

2).наказания, связанные с лишением свободы;

3).наказания в виде смертной казни.

В соответствии с темой курсовой работы рассмотрим группу наказаний, не связанных с лишением свободы.

Сюда входят такие наказания как: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы и принудительные работы. К основным видам наказаний относятся: исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы и ограничение о военной службе. Следует отметить, что осужденные к этим видом наказаний не лишаются личной свободы: не отрываются от социально – полезной деятельности, от семьи, работы, учебы, при этом объем правоограничений в них не большой.

Рассмотрим альтернативные виды наказаний:

1.Штраф.

В ч.12. ст. 46 УК дано определение понятия “штраф”: ”Штраф- денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК, в виде определяемой уголовным законом денежной суммы, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период “. Суть штрафа состоит в ущемлении имущественных интересов лица, которое виновно в совершении преступления. Размер штрафа определяется судом, при этом учитывается тяжесть совершенного преступления, а также имущественное положение лица, виновного в его совершении и его семьи, а также возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.. При учете имущественного положения принимаются во внимание три фактора: наличие у осужденного определенного имущества, получение заработной платы, иные доходы. В Постановление Пленума Верховного суда РФ от 04.07.1997 № 8 “О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов” говорится: ”Под иным доходом следует понимать любой помимо заработной платы подлежащей налогообложению доход, который получен осужденным в денежной (в том числе в виде иностранной валюты) или натуральной форме.” Закон предусматривает определенный срок уплаты штрафа, а именно: в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Если у осужденного нет возможности полностью уплатить всю сумму штрафа сразу, то суд ( ст.31 УИК РФ) имеет право рассрочить уплату штрафа до 3 лет. На период свыше 3 лет штраф может назначается только за тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. Особенной части УК) в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного.

Штраф может применяться в качестве двух видов наказаний: основного и дополнительного. В качестве основного вида наказания в соответствии с санкцией, на основании ст. 64 УК, дополнительный вид только случаях, которые предусмотрены статьями Особенной части УК. В соответствии частей 2 и 3 ст. 32 УИК РФ предусмотрен различный порядок исполнения основного и дополнительного наказаний в виде штрафа, исходя из которого при начислении наказания по совокупности преступлений нельзя складывать суммы штрафов, назначенных в качестве основного за разные преступления.

Таким образом, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ “О практике назначения судами уголовного наказания” при решении вопроса о назначении наказания в виде штрафа судам, во-первых, необходимо выяснять материальное положение подсудимого, имеются ли на его иждивении несовершеннолетние дети, престарелые родители. во-вторых, на момент вынесения приговора (назначение штрафа) подлежит исчислению размер заработной платы или иной доход осужденного.

2.Принудительные работы. Рассматриваемое наказание существенно огранивает правовой статус личности. Наказание было введено в Уголовный кодекс Российской Федерации 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

По мнению директора Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России В.Максименко: ”Этот вид наказания выгодно отличается тем, что всетаки это не изоляция от общества. Принудительные работы и нахождение в исправительных центрах, несмотря на их название, можно сравнить с работой вахтовиков, которые работают вдали от дома, проживая в общежитиях.” 6

С 1 января 2017г. данный вид наказания вступит в силу, для чего введены в строй четыре исправительных центра в Тюменской и Тамбовской областях, в Ставропольском и Приморском краях, а также еще 7 участков на 900 осужденных. Данный вид наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, которые определяются учреждениями и органами уголовноисправительной системы. Осужденный отбывает наказание в специальном учреждении – исправительном центре. При этом, расположение центра должно быть в пределах территории субъекта РФ, в котором он был осужден или проживал. Если такого центра на территории субъекта РФ нет, осужденный отбывает наказание или в изолированном участке исправительного учреждения, работающего как исправительный центр, или в исправительном центре другого субъекта. И еще одна особенность, осужденный может краткосрочно выезжать за пределы исправительного центра (на срок до пяти суток), но только при наличии решения администрации. Также Закон предусматривает при ухудшении материального положения осужденного, снижение размера удержания из заработной платы.

3.Обязательные работы.

Цель обязательных работ заключается в выполнении осужденными общественно-полезных бесплатных работ по месту жительства, в свободное от работы и учебы время, в выходные и праздничные дни (под надзором).

При этом некоторые юристы предлагали общественные работы внести в закон как разновидность исправительных работ, но законодатель, на мой директор Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России В.Максименко взгляд, принял правильное решение и закрепил обязательные работы как самостоятельный вид наказания.

Обязательные работы – это основной вид наказания, который назначается трудоспособным лицам. Данные работы предоставляются органами местного самоуправления и исполняются уголовно-исполнительными инспекциями в течение времени, которое определил суд. Следует отметить, что такие работы назначаются в основном за преступления небольшой, намного реже средней тяжести и служат альтернативой чаще всего наказанию в виде штрафа. Обязательные работы сами по себе не несут никакого ограничения осужденного в его личной свободы, в том числе и свободе передвижения по стране, но имеют отличие от таких видов наказания, как например, арест. Закон определяет время исчисления срока обязательных работ. Так, в соответствии со ст. 27 Уголовно-исполнительного кодекса РФ: “Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебы, а в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.” В основном осужденных привлекают к работе по уборке и благоустройству улиц, уходу за больными и престарелыми, помощи в строительстве.

Приведу пример. В октябре 2016г. Гагаринский суд г. Москвы приговорил сына вице-президента крупной нефтяной компании Р.Шамсуарова к 300 часам обязательных работ, также в доход государства по решению суда был изъят внедорожник Mercedec G-63 AMG ,на котором Шамсуаров и его друзья устроил гонки по столице.7

Следует отметить, что закрепляя данный вид наказания, законодатель, прежде всего, рассчитывал на возможность формирования у осужденного уважение к обществу. Конечно, в вышеназванных работах есть и элемент кары – это наличие судимости, которая впоследствии для лица, отбывающего наказания почти всегда создает определенные неудобства (при трудоустройстве, обучении).

В качестве положительного момента следует отметить, что Закон отдельно выделил категорию лиц, к которым не могут применяться обязательные работы. Это инвалиды первой и второй группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, Участники гонки на Gelandewagen приговорены к общественным работам. Российская газета.17.10.2016.Рубрика “Происшествие.” женщины, достигшие 55 лет, мужчины, достигшие 60 лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. 8

Таким образом, труд, который выполняют осужденные при отбывании наказания, носит принудительный характер, поскольку осужденный обязан отработать на пользу общества, указанное в приговоре количества часов, да и само трудоустройство осуществляется в принудительном порядке. Вместе с тем, Закон предусматривает ответственность за злостное уклонение от обязательных работ (например, за нарушение трудовой дисциплины более двух раз в течение месяца, появление на работе в нетрезвом виде).

4.Исправительные работы.

Сущность исправительных работ состоит в совокупности ограничений прав и свобод осужденных (трудовых, материальных), которые реализуются в процессе участия их в общественно- полезном труде ,а главное без изоляции от общества по основному месту работы осужденного. Также как и общественные работы, исправительные работы являются продуктом исторического развития принудительных работ. Кроме того, они назначаются только трудоспособным гражданам и в качестве основного наказания.

Особенности исправительных работ:

  • а) исполняются по месту основной работы осужденного (могут назначаться и безработным гражданам);
  • б) являются имущественными наказаниями. Из заработка осужденных производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда ( в пределах от 5 до 20%);
  • г) применяются только в качестве основного наказания, причем за преступления небольшой и средней тяжести, например: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ч.1.ст.191 УК), за умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст.

115 УК), клевету (ч.ч.1.2.ст.129УК), оставление в опасности (СТ.125УК), загрязнение атмосферы (ч.1.2. ст.251 УК).к воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст.141 УК), кражу (ч.1 ст.158 УК).;;д).устанавливаются на срок от 2 месяцев Уголовный Кодекс Российской Федерации13.06. 1996г. Ст. 49. до 2 лет, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа (замена судом исправительных работ на штраф) устанавливается срок меньше 2 месяцев.

Отличие исправительных работ от обязательных работ:

  • а) сроки исправительных работ более продолжительные, чем в обязательных работах;
  • б) различна правовая регламентация права на отпуск;
  • в) в случае злостного уклонения осужденного от выполнения работ . исправительные работы могут быть заменены лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ, замена же обязательных работ лишением свободы не допускается;
  • г) если при назначении наказания в виде исправительных работ суд придет к выводу, что осужденный может исправиться без лишения свободы, то назначенное наказание может быть условным (ст.73 УК).

    Обязательные работы условно не могут быть вынесены;

  • д) к лицам осужденным к исправительным работам может быть применено условно-досрочное освобождение, к обязательным работам оно неприменимо;
  • ж) исполнение как тех так и других работ отнесено к ведению одного органа – уголовно-исправительных инспекций по месту жительства осужденного ;

— Таким образом, обязательные работы и исправительные работы имеют различную социально — экономическую характеристику, что дает возможность говорить о самостоятельности данных видов наказаний, а не о различных вариантах одного и того же наказании.

4.Ограничение по военной службе

  • состоит в лишении возможности повышения в должности и воинском звании осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с одновременным удержанием в доход государства установленной приговором суда части их денежного довольствия.(ст.51 УК).

    Ограничения по военной службе применяется только в качестве основного наказания При этом это преступления небольшой или средней тяжести. Этот вид наказания включает следующие элементы: применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

  • включает возможность повышения их во время отбывания наказания в должности и воинском звании;
  • предусматривает удержание в доход государства установленной приговором суда части денежного довольствия. Следует отметить, что ограничение по военной службе применяется только к военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты, матросы, поступившие на военную службу по контракту), Данное наказание назначается за совершение преступлений против военной службы на срок от 3 месяцев до 2 лет, а при замене военнослужащему исправительных работ, назначенных за совершение преступлений, не связанных с военной службой, ограничением по военной службе, на срок от 2 месяцев до 2 лет. Удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, (но не свыше 20% наказания) производится из денежного довольствия осужденного. Еще одна особенность во время отбывания ограничения по военной службе осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч.2ст.51 УК).

Если до истечения установленного приговором суда срока ограничения по службе осужденный военнослужащий увольняется с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, командир воинской части (ст.148 УИК РФ) направляет представление в суд о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, либо об освобождении от наказания.

5.Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Запрещение заниматься профессиональной (врачебной, педагогической) или иной (торговли, шоу-бизнесе) деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо деятельности, связанной с государственной или муниципальной службой .Данное наказание может использоваться в качестве основного или дополнительного наказания, следует отметит, то существует разница в в сроках наказания. Так, если оно применяются как основное наказание, то продолжительность составляет от 1 до 5 лет, а при использовании , дополнительного от 6 месяцев до 3 лет (ч. 2, ст.47 УК).

Данное наказание применяется за преступления, которые совершаются с использованием должностного положения, профессиональной или иной деятельности. Перечислим за какие преступления предусмотрено вышеназванное наказание. Основное наказание предусмотрено: за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст.145.1УК); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169 УК); злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК); превышение должностных полномочий (ст.286 УК).

Дополнительное наказания предусмотрено : за заражение другого ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.4 ст.122 УК); неоказания помощи больному (ч.2 ст. 124 УК); незаконное помещение в психиатрический стационар (ч.2 ст.128 УК); нарушение правил охраны труда (ч.2 ст. 143 УК).

Например, Гендиректора “Голдергиона” золотопромышленника Гаджи Мирзеханова за получении взятки суд не лишил свободы, а обязал выплатить сумму взятки в 60 -кратном размере (54.мил.600 т.руб.), но при этом судом он также был лишен права заниматься определенной деятельностью в золотодобывающей сфере в течение 2 лет.9

Еще одна особенность. Если такое наказание назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, либо к исправительным работам, а также при условии осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. То есть сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно. Иной порядок предусмотрен, если рассматриваемое наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы. В этом случае оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания. Рассмотрим пример. В Туле суд признал гр. Сундуеву Г.И. зав. отделением патологии беременных роддома № 1, виновной в совершении преступления (новорожденный ребенок получил ожоги, во время проведения медицинской процедуры), предусмотренного ч.2 ст. 293 УК РФ (халатность).

Приговор суда: лишение свободы сроком на 3 г. и лишение права виновной 3 года занимать должности, связанные с организационно – распорядительными функциями в здравоохранении.10 Суд отклонил апелляцию руководителя компании, осуждённого за дачу взятки руководителю амурского управления Росприроднадзора Суд отклонил апелляцию руководителя компании, осуждённого за дачу взятки руководителю амурского управления Росприроднадзора Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, исправительный центр, исправительное учреждение или дисциплинарную воинскую часть(ст.16 УИК РФ).

Требования приговора исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, и органами, у которых есть право в соответствии с законом ликвидировать разрешение на занятие определенной деятельностью. Осужденные к такому виду наказания, как правило, составляют небольшую часть от общего числа лиц, находящихся на учете в Уголовно-Исполнительной Инспекции. Несмотря на то, что общее количество лиц осужденных к такой мере наказания без изоляции от общества уменьшается , все-таки для данной категории осужденных характерно ежегодное увеличение как относительно количественных показателей, так и абсолютных Так, в 2014г.(по сравнению с 2013г.) абсолютные количественные показатели выросли на 671 единицу(5,97%).

6.Ограничение свободы.

Суть данного наказания выражается в ограничении прав и свобод осужденного на перемещение, посещения определенных мест, использования форм досуга, выбор места жительства, работы и (или) учебы. Остановимся на правоограничениях в отношении осужденных к ограничению свободы (ст.53 УК РФ ): не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания места работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, который осуществляет надзор за отбыванием осужденными наказания, Наказание в виде ограничения свободы назначается только лицам, которым к моменту вынесения приговора исполнилось 18 лет, не назначается, инвалидам 1 или 2 группы, беременным женщинам, женщинам, у которых имеются дети в возрасте до 14 лет, женщинам, достигшим 55-летнего, мужчинам – до 60 -летнего возраста (ч.5.ст.53 УК).

Так же ограничение свободы назначается (ч.2.ст.53УК): а).лицам, ранее не имеющим судимости и осужденным за совершение умышленных преступлений (от 1 года до 3 лет); б).лицам, осуждаемым за преступления, совершенные по неосторожности (от 1 года до 5 лет).Если обязательные или исправительные работы заменены ограничением свободы, то наказание возможно на срок менее 1года (ч.3 ст.53 УК).

При этом срок ограничения свободы исчисляется уже со дня постановки осужденного на учет в исправительном центре. Законодатель предусмотрел и интересы осужденных, например возможность последнего подать письменное ходатайства администрации уголовно-исполнительной инспекции с просьбой: изменения места постоянного проживания (пребывания), изменение места работы и (или) обучения и после положительного решения администрации мог осуществить свою просьбу. Как законный интерес можно рассматривать меры поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду или учебе (благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней, денежная премия, разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования.

2.3.Факторы, влияющие на эффективность альтернативных лишению

свободы уголовных наказаний.

К факторам , влияющим на эффективность альтернативных лишению свободы уголовных наказаний, можно отнести следующие: а).эффективная деятельность уголовно-исполнительных инспекций. Эффективность исполнения наказания легче всего подается учету и оценке деятельности по исполнению приговоров, критериями которой является точность и своевременность исполнения приговоров. отсутствие побегов или других уклонений от отбывания наказания; б).уголовная политика и ее исторические тенденции в России; в).общественное мнение;

  • г) уровень рецидивной преступности, количество отбывающих наказание вновь;
  • д) тенденции развития преступности, ее структура и уровень;
  • и).снижение расходов на уголовно-исполнительную систему Российской Федерации);
  • ж) содержание осужденных в исправительных учреждениях; з).судебная практика назначения уголовных наказаний.

В качестве примера рассмотрим исполнение наказаний и мер уголовноправового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Так, в течение 2010-2014г. на учете в УИИ состояло 2.982.794 осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. Из них -25.926чел.(0,87%) от общего числа были осуждены к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания или в качестве дополнительного наказания отбывшим основное; 427.054 чел(14,32%) отбывали наказание в виде обязательных работ; 358.850 чел.(12,03%)- в виде исправительных работ; 119.961 осужденных(4.02%) отбывали ограничение свободы в качестве основного вида наказания или в качестве дополнительного наказания отбывшим основное ; 2.026.789 лиц (67,95% от общего количества ),в отношениях которых суд пришел к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания и постановил считать назначенного наказание условным; 24.214 осужденных(0,81%) с отсрочкой отбывания наказания. 11

Анализ показателей исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных общества позволяет сделать следующие выводы: сократилось общие число осужденных (по учетам УИИ на 12,93% от данных на 2010г)., выросло число лиц, снятых с учета в связи с заменой наказания более строгим видам наказания, отменена отсрочка отбывания наказания ( по приговору суда), отменено условное осуждение, каждый год увеличивается доля осужденных , которые обязаны пройти курс лечения от наркомании и алкоголизма. Вместе с тем, к 20132014гг. доля раннее судимых лиц в общем числе осужденных приговорами суда достигла 44-45%.Среди находящихся в местах лишения свободы осужденных, доля раннее отбывающих наказание лиц к 2014-2015гг. достигло 63 – 64%,хотя до 2012г она не превышала 50-53%. С каждым годом количество освобождаемых условно-досрочно или в связи с заменой лишения более мягким наказанием (ст.79 УК РФ) сокращается. Если до 2016г., более половины освобождаемых лиц выходило на свободу досрочно, то к 2014г. лишь каждый пятый. Исполнение наказания и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества.№34-1, 02.05.2015.Юридические науки. Дегтярева О.Л.

Заключение.