Организационно-правовые основы местного самоуправления в России

Актуальность темы курсовой работы вызвана перестройкой современного социально-экономического строя Российской Федерации, который происходит с 1990 года по настоящее время. В данный промежуток времени возросло количество социальных и экономических противоречий, бороться с которыми будет государство и местное самоуправление. Местная власть Кимовского района активно функционирует, поэтому проведение анализа её деятельности необходимое условие выявления и устранения существующих проблем в Кимовском районе, а также его процветания.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке отсутствующей аналитической и практической информации о деятельности органов местного самоуправления Кимовского района, позволяющей представлять состояние хозяйства этой территории для определения дальнейших действий, направленных на развитие района.

Практическая значимость исследования заключается в применении разработанной практической информации, способов и методов разрешения существующих проблем муниципального образования Кимовский район с целью обеспечения наиболее благоприятных темпов развития района и его процветания.

Для проведения исследования необходимо ввести объект исследования, который в данной работе представлен основами местного самоуправления в России, и субъект исследования, в качестве которого выступает деятельность органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район.

Успешность выполнения исследования зависит от корректности сформулированных целей и задач исследования. В качестве цели в данной работе выступает разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности местной власти в Кимовском районе. Для достижения сформулированной цели необходимо решение следующих задач:

  • рассмотрение организационно-правовых основ местного самоуправление в России, понятие и сущности, органов местного самоуправления;
  • изучить структуру муниципальных органов в Кимовском районе, работу представительного, контрольно-счётного, исполнительного органа;
  • проанализировать деятельность муниципальных органов Новомосковского района;
  • выявить проблемы в деятельности этих органов;
  • предложить пути решения выявленных проблем.

Структура курсовой работы представлена в виде двух частей: теоретической, в которой рассмотрены основы местного самоуправления в России, и практической, состоящей из анализа работы местной власти в Кимовском районе и проектирования разрешения проблем их работы.

28 стр., 13572 слов

Полномочия органов местного самоуправления

... работы, формулируются объект, предмет, цель, задачи и методология исследования. В первой главе под названием «Местное управление и самоуправление» раскрываются понятие, виды, принципы и функции местного самоуправления, а также особенности взаимодействия органов местного самоуправления ... При помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на ...

Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления в России

1 Муниципальные образования и местное самоуправление

Муниципальные образования создаются для осуществления местного самоуправления. Главный признак территории муниципального образования — это её населённость. В муниципальном образовании необходимо наличие органов местного самоуправления, местного бюджета и муниципального имущества, а также наличие своего устава о местном самоуправлении.

Местное самоуправление — форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Среди основных принципов организации местного самоуправления выделяют принадлежность права на самоуправление населению в границах населенных пунктов, территорий и их ассоциаций, наличие достаточных собственных материально-финансовых ресурсов, организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти, законность в организации и деятельности местного самоуправления, многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления, выборность органов местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством за надлежащее исполнение своих функций.

Полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти, органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту законных прав и интересов местного самоуправления. Никто не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местного самоуправления, в том числе принимать акты, ограничивающие его компетенцию, правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и гражданами. В этом заключаются организационно — правовые гарантии местного самоуправления.

Для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций население образует выборные и другие органы местного самоуправления и наделяет их в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения. Местное самоуправление, как и любой вид социального управления, имеет организационную структуру, отражающую основные задачи и функции муниципальной деятельности.

2 Организационно-правовые основы местного самоуправления

Правовую основу организации местного самоуправления составляют: Конституция РФ; федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления; законодательство субъектов Федерации и уставы (положения) о местном самоуправлении.

6 стр., 2915 слов

Основные теории местного самоуправления

... кругу ученых и государственных деятелей широкое распространение получила юридическая теория Л. Штейна. Согласно этой теории органы местного самоуправления, хотя и входят в систему органов государственной власти и тем самым подчинены им, ...

Организационные основы местного самоуправления составляют муниципально-правовые нормы, закрепляющие структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, регламентирующие муниципальную службу.

Органы местного самоуправления — это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» связывает решение вопросов организации местного самоуправления с принятием устава муниципального образования. В уставе определяются структура, наименование и порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, регламентируются условия и порядок организации муниципальной службы, указываются гарантии прав должностных лиц, основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, срок полномочий, основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутатов и членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, другие положения, составляющие организационную основу местного самоуправления.

3 Органы местного самоуправления

Муниципальное законодательство устанавливает обязательное наличие в муниципальных образованиях выборных органов местного самоуправления. Прежде всего, подразумевается наличие представительного органа — выборного органа, обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых путем тайного голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права в соответствии с федеральными законами и законами местного самоуправления и закрепляется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. В Федеральном законе № 154 дается следующее определение понятия представительного органа местного самоуправления — это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления занимает ведущее место среди и должностных лиц местного самоуправления в РФ, так как его наличие является обязательным, другие органы местного самоуправления могут создаваться, а могут и не создаваться.

Представительный орган обладает правом представлять все население муниципального образования, выражать его интересы, выступать от его имени. Только представительный орган обладает определенным объемом исключительных полномочий на решение вопросов местного значения. Никакие другие органы местного самоуправления и должностные лица не могут обладать исключительными полномочиями, в том числе каким-либо путем присваивать себе исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления обладает правотворческой функцией , то есть имеет право принимать общеобязательные, локальные нормативные правовые акты по всем вопросам, отнесенным уставом соответствующего муниципального образования к предметам ведения последнего; представительный орган местного самоуправления контролирует деятельность всех других органов и должностных и должностных лиц местного самоуправления, действующих на территории соответствующего муниципального образования. Решения представительным органом местного самоуправления принимаются только в коллегиальном порядке.

11 стр., 5433 слов

Муниципальные образования как субъекты гражданского права

... субъекта гражданского права, как юридическое лицо. Владение и управление имуществом осуществляется через государственные и муниципальные органы. Действующий ГК РФ устанавливает, что публично-правовые образования, наряду с гражданами и юридическими лицами, являются субъектами гражданского права ...

Представительный орган состоит из депутатов , которые избираются гражданами РФ, обладающими избирательным правом и проживающими на территории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом численный состав органа, избираемого впервые, устанавливается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Как известно, в России существуют различные виды муниципальных образований. Это необходимо учитывать при определении численного состава представительных органом местного самоуправления различных муниципальных образований.

Во-первых, имеет значение количество населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Во-вторых, численный состав представительного органа местного самоуправления зависит от объема тех полномочий, которые в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования предстоит осуществлять.

В-третьих, в местном бюджете должно быть достаточно средств на содержание того или иного по численному составу представительного органа местного самоуправления, если какая-то часть его депутатов должна работать на освобожденной (оплачиваемой) основе.

Также немаловажное значение в определении численного состава представительного ОМС играет территория соответствующего муниципального образования, ее пространственные пределы, географические и климатические условия и т.п. Необходим учёт и других специфических особенностей территории, условий и традиций конкретных муниципальных образований.

Законодательство субъекта РФ по вопросам местного самоуправления должно предоставлять населению муниципальных образований возможность выбора наименования органа местного самоуправления. Действующие в настоящее время в различных регионах нашей страны представительные органы местного самоуправления имеют самые разнообразные наименования (дума, собрание представителей, муниципальные советы, комитеты, земское собрание и т.п.).

Основной формой деятельности представительного органа местного самоуправления являются сессии (заседания), периодичность созыва которых определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа. На сессиях в коллегиальном порядке принимаются решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований. Уставами муниципальных образований помимо представительных органов могут быть предусмотрены иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (в том числе и выборные).

Основное их предназначение — исполнение решений представительных органов местного самоуправления, организационно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение их деятельности.

Муниципальное законодательство не содержит понятия «исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления». Тем не менее, характер функций, выполняемых органами местного самоуправления позволяет с определенной степенью условности считать таковыми все иные, отличные от представительных, органы местного самоуправления.

4 стр., 1597 слов

Исполнительные органы местного самоуправления

... № 131-ФЗ). Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными ...

Особое место в системе местного самоуправления занимают главы муниципальных образований. Они могут приобретать свои полномочия двумя способами. Во-первых, получив предварительно полномочия главы муниципального образования путем избрания всем населением на муниципальных выборах. В этом случае глава местной администрации будет одновременно иметь статус высшего должностного лица муниципального образования. Во-вторых, назначением по контракту, который заключается по результатам конкурса. В этом случае статус высшего должностного лица — главы всего муниципального образования получит лицо, избранное представительным органом из своего состава и являющееся его председателем. Должность главы — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, может быть предусмотрена его уставом. В соответствии с уставом глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Он руководит деятельностью исполнительных органов местного самоуправления и согласно уставу муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом подотчетны как населению непосредственно, так и представительному органу местного самоуправления. Главы муниципальных образований, иные должностные лица местного самоуправления, а также другие лица, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Таким образом, муниципальная служба — профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Муниципальные служащие не относятся к категории государственных служащих. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район

1 Структура органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район

В муниципальном образовании Кимовский район действует смешанная (гибридная) модель местного самоуправления. Данная модель соединяет в себе черты 3-х других основных моделей муниципального управления — Континентальной, Англосаксонской и Социалистической. Структура данной модели изображена на схеме 1.

Схема 1

Рассматриваемую модель характеризуют следующими чертами:

  • а) значительной свободой действий в сферах, которые связаны с жизнеобеспечением населения муниципального образования;
  • б) широкой социальной базой процессов принятия решений и управления;
  • в) широкими возможностями и правами в вопросах хозяйственной и финансовой самостоятельности;
  • г) мощной социальной поддержкой местного населения.

Моделью взаимоотношений в муниципальном образовании Кимовский район является модель «Совет — менеджер», представленная на схеме 2. В ней избираются представители в совет (депутаты в представительное собрание), которые назначают на должность менеджера (главу администрации), выполняющего исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании.

11 стр., 5060 слов

Правовое регулирование местного самоуправления

... муниципального образования» . Для существования местного самоуправления необходимы определенные условия: перечень местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами; правовая база, гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление; ... возможность органами местного самоуправления создавать свои нормативно-правовые модели регулирования порядка решения ...

Схема 2

Преимуществами данной модели взаимоотношений местного самоуправления являются:

  • профессионализм исполнительной власти;
  • координаторские функции и функции управления в одних руках;
  • четкое распределение ролей депутатов и чиновников;

К недостаткам данной модели можно отнести:

  • снижение политической силы власти, в случае, если менеджер не обладает политическим весом;
  • при решении вопросов не учитываются различные точки зрения;
  • снижена роль советов.

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район составляют:

  • Собрание представителей муниципального образования Кимовский район;
  • Глава муниципального образования Кимовский район;
  • Глава администрации муниципального образования Кимовский район;
  • Администрация муниципального образования Кимовский район;
  • Контрольный орган муниципального образования Кимовский район.

2 Представительный и контрольный орган муниципального образования Кимовский район

Собрание представителей — представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Действует на территории муниципального образования Кимовский район с декабря месяца 1997 года. До 24 мая 2005 года представительный орган носил название муниципальный Совет, затем в связи со вступлением в силу Устава муниципального образования Кимовский район, по решению депутатов от 23.06.2005 года №57-491 представительный орган местного самоуправления стал именоваться Собранием представителей муниципального образования Кимовский район. Структура собрания представителей Кимовского района представлена на схеме 3.

Схема 3

Представительный орган трех созывов являлся выборным и состав его определялся в результате проведения муниципальных выборов.

В 2008 году Собрание депутатов муниципального образования Пронское Кимовского района выступило с инициативой о формировании районного представительного органа. Инициативу поддержали все муниципальные образования, входящие в состав Кимовского района.

В результате проведения 1 марта 2009 года муниципальных выборов Собрание представителей муниципального образования Кимовский район 4-го созыва сформировано в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального образования Кимовский район, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

Количественный состав Собрания представителей 5 Созыва 15 человек.

3 стр., 1309 слов

Субъекты муниципального права (2)

... характеристика субъектов муниципального права; рассмотрены органы местного самоуправления в качестве субъектов муниципального права; - дана характеристика населению муниципального образования как субъекту муниципального права. 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, КАК ЭЛЕМЕНТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 1.1 Муниципальные правоотношения Муниципальные правоотношения (муниципально ...

принятие Устава муниципального образования Кимовский район и внесение в него изменений и дополнений;

  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования Кимовский район, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования Кимовский район в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования Кимовский район полномочий по решению вопросов местного значения;
  • принятие решения об удалении главы муниципального образования Кимовский район в отставку.

Контрольный орган муниципального образования Кимовский район является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Собранием представителей муниципального образования Кимовский район и ему подотчетен. Контрольный орган обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность Контрольного органа не может быть приостановлена, в том числе в связи с истечением срока или досрочным прекращением полномочий Собрания представителей муниципального образования Кимовский район.

В соответствии с Положением Контрольный орган осуществляет:

  • внешний муниципальный финансовый контроль;
  • аудит в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.

На Контрольный орган в соответствии с заключенными соглашениями возложено исполнение полномочий по внешнему финансовому контролю по 3 поселениям, входящим в состав Кимовского района.

Решением Собрания представителей Контрольный орган определен органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований.

Контрольным органом муниципального образования Кимовский район проводится контрольное мероприятие: «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Тульской области, направленных муниципальному образованию Кимовский район на реализацию Закона Тульской области «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жильем отдельных категорий жителей Тульской области за 2014 год и истекший период 2015 года»

муниципальный местный самоуправление исполнительный

2.3 Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Кимовский район

Администрация муниципального образования Кимовский район является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Кимовский район, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Тульской области, Уставом муниципального образования. В структуру администрации входят (схема 4):

20 стр., 9888 слов

Совершенствование системы управления строительством жилья на ...

... I. Анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие муниципального образования г. Новосибирск 1.1 Анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие ... жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.Нормативно-правовые акты на уровне Субъекта РФ8Закон Новосибирской области «О местном ...

  • глава администрации муниципального образования Кимовский район;
  • первый заместитель главы администрации муниципального образования Кимовский район;
  • заместители главы администрации муниципального образования Кимовский район;
  • структурные подразделения администрации.

Руководит администрацией глава администрации муниципального образования Кимовский район на принципах единоначалия.

Администрация в своей деятельности подотчетна и подконтрольна Собранию представителей муниципального образования Кимовский район (далее Собрание представителей) в соответствии с Уставом.

4 Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район

Анализ деятельности представительного органа в 2015 году

За отчетный период состоялось 21 заседание. Собранием представителей было принято 116 решений, из них 2 решения о внесении изменений в Устав муниципального образования Кимовский район; 17 решений носили нормативный характер и были направлены аппаратом

Собрания представителей в регистр муниципальных правовых актов с учетом строго соблюдения сроков предоставления и требований по оформлению решений. 3 Решения рассматривались по следующим вопросам: управление имуществом и земельными ресурсами — 47 решений; формирование, утверждение и исполнение бюджета -8; экономическое развитие муниципального образования- 4; структура администрации-2; ЖКХ-5 прочие -50.

Кроме того, на заседаниях заслушивалась информация и обсуждались следующие вопросы:

  • о ходе строительства жилых домов в городе Кимовске;
  • — об итогах работы в зимних условиях 2014-2015 годов предприятий коммунальной сферы, учреждений образования, культуры и здравоохранения;
  • о подготовке и готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства, учреждений образования, культуры и здравоохранения к работе в зимних условиях 2015-2016 годов;
  • отчет начальника МОМВД России «Кимовский» о проделанной работе по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, результатах охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности в 2014 году;
  • отчет о деятельности Контрольного органа муниципального образования Кимовский район за 2014 год.

Привлекая население к участию в местном самоуправлении, Собрание представителей проводит публичные слушания по проектам правовых актов. За отчетный период проведено публичных слушаний -4, по следующим вопросам: о внесений изменений в Устав-2; по бюджету-2. На публичные слушания приглашаются жители города, представители органов местного самоуправления, общественных организаций. Информация о месте и времени проведения публичных слушаний размещается в газете «Районные будни. Кимовский район», на сайте муниципального образования, на стенде муниципального образования.

7 стр., 3061 слов

Преобразование муниципальных образований

... соответствии с требованиями федерального законодательства. Изменение границ МО - объединение, разделение, изменение статуса городского поселения либо лишения его статуса. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти ...

В 2015 году Собранием депутатов на заседаниях было рассмотрено 2 протеста на принятые решения. В соответствии с поступившими актами прокурорского реагирования Собранием депутатов в установленный законом срок были приняты или приведены в соответствие законодательству муниципальные акты. Проекты нормативных правовых актов предварительно размещались на сайте муниципального образования для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а затем проходили обязательную экспертизу в Собрании представителей. Задачей Собрания представителей является не только контроль за деятельностью администрации и определение общих направлений и перспектив развития, но и реализация главного демократического принципа -народовластия.

Востребован районным сообществом и официальный сайт, на котором оперативно размещается информация об органах местного самоуправления. Кроме этого нормативные акты Собрания представителей передаются в справочную правовую систему «Консультант — Плюс». Особое внимание уделяется реализации долгосрочных целевых программ в сфере ЖКХ, развития дошкольного образования, социального развития села. В 2015 году депутаты Собрания представителей приняли активное участие в проекте «Народный бюджет»: проводилась разъяснительная работа среди населения о необходимости участия в софинансировании, в дальнейшем- осуществлялся контроль за ходом выполнения работ. 4 Успешная работа по решению вопросов местного значения во многом зависит от эффективности взаимодействия органов местного самоуправления района между собой и с населением.

Поэтому я и депутаты Собрания представителей всегда уделяем особое внимание встречам с жителями, трудовыми коллективами, общественными организациями и с руководителями поселений, входящих в состав муниципального образования Кимовский район.

В 2015 году был согласован перечень вопросов местного значения, которые передает муниципальное образование Кимовский район поселениям, расположенным на территории муниципального образования, для исполнения в 2016 году- это:

  • Организация в границах поселения электро — , тепло — , газо — , водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ;
  • Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ;
  • Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
  • Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Решением Собрания представителей №49-229 от 17.12.15г. мне, главе МО Кимовский район, предоставлено право на заключение соглашения о приеме(передаче) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального оразования Кимовский район.

Решением Собрания представителей был согласован и перечень вопросов местного значения, которые передают муниципальные образования Епифанское Кимовского района и Новольвовское Кимовского района муниципальному образованию Кимовский район для исполнения в 2016 году.Это: формирование архивных фондов поселения.

Анализ деятельности исполнительно-распорядительного органа в 2014-2015 году

Таблица 1. Показатели развития муниципального образования, часть 1

В целом экономическая составляющая муниципального образования показывает неплохие результаты. Наблюдается рост субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение числа рабочих мест и занятых на предприятиях района. Увеличена доля земельных участков, являющихся объектом налогообложения и доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий в общем числе. Позитивным изменением является хотя и медленное, но сокращение числа автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям.

Неопределёнными изменениями являются показатели необеспеченности населённых пунктов регулярным транспортным сообщением, а также неоднородность роста заработной платы в различных организационных сферах. Например, в коммерческой сфере рост имеет место превышения темпа инфляции, в сфере образования рост ниже темпов инфляции, в сфере культуры и спорта рост высокий.

Снижение объёма инвестиций в основной капитал на одного человека снизился примерно на 50%, что является негативным изменением.

Таблица 2. Показатели развития муниципального образования, часть 2

Дошкольное образование в Кимовском районе согласно данным таблицы 2 имеет наивысшую степень доступности, отмечается осторожный рост количества детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, в общем числе. В сфере общего и дополнительного образования Кимовского района наблюдаются неопределённые тенденции. Положительным фактом является полное соответствие образовательных учреждений современным требованиям обучения, однако не было уменьшено количество выпускников, не сдавших ЕГЭ и не получивших аттестаты, что свидетельствует о меньшем уровне образования людей из указанного выше числа.

Таблица 3. Показатели развития муниципального образования, часть 3

В период с 2014 на 2015 отмечено снижение обеспеченности населения учреждениями культуры от нормативной потребности, население Кимовского района не обеспечено парками культуры и отдыха.

Определённый положительный эффект был достигнут в сфере физической культуры и спорта. За год было увеличено количество людей, занимающихся спортом приблизительно на 8%.

Жилищное строительство Кимовского района находится в среднем состоянии. Отмечается снижение площади жилых помещений на количество населения муниципального образования, годовые темпы введения жилья в эксплуатацию средние. Однако выделение больших участков под жилищное строительство обуславливает наличие оптимистической перспективы. При сохранении такой динамики очередь за жильём может устраниться за 5 лет.

Таблица 4. Показатели развития муниципального образования, часть 4

В Кимовском районе развиваются товарищества собственников жилья, которые по данным таблицы 4 в общем обладают большой самостоятельностью и автономией ведения деятельности

Таблица 5. Показатели развития муниципального образования, часть 5

Осуществление муниципального управления в Кимовском районе эффективно. Отмечается увеличение собственных налоговых и неналоговых доходов муниципального образования, отсутствие банкротства муниципальных фондов, просрочки по строительству и кредиторской задолженности по различным выплатам. Муниципальных аппарат обходится каждому человеку в тысячу рублей, что является хорошим показателем. Удовлетворенность работой органов местного самоуправления высокая. Однако негативным фактором муниципального образования является снижение численности населения.

В сфере обеспечения энергетической эффективности наблюдаются положительные сдвиги.

Таблица 6. Показатели развития муниципального образования, часть 6

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район

1 Проблемы в деятельности муниципальной власти в Кимовский район

Достижение запланированных показателей развития муниципального образования возможно с помощью высокоорганизованной и продуманной работы органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район. Для обеспечения больших темпов роста Кимовского района необходима корректировка деятельности местной власти с учётом анализа предыдущих годовых показателей, на основе которого возможно выявление проблем, связанных с решением вопросов местного значения органов местного самоуправления в Кимовском районе.

Совокупность негативных показателей и тенденций в деятельности местной власти на рассматриваемой территории, разработанных в результате анализа годовых отчётов, позволяют выявить проблемы муниципальной власти в Кимовской районе. На диаграмме 1 изображены показатели деятельности, имеющие негативную динамику. К таким показателям относятся среднегодовая численность постоянного населения, уровень обеспеченности населения культурными учреждениями, уровень грамотности выпускников образовательных учреждений, объём инвестиций в основной капитал. К показателям, имеющим застойные тенденции можно отнести наличие парков на территории и наличие населённых пунктов, в которых отсутствует регулярное автобусное сообщение. Совокупность этих показателей обуславливает наличие в муниципальном образовании Кимовский район следующих проблем:

  • Отсутствие прироста и наличие убыли населения;
  • Несоответствие обеспеченности населения культурными учреждениями соответствующим нормам и их ликвидация;
  • Наличие выпускников низкого уровня грамотности и их увеличение;
  • Спад инвестиционной привлекательности района;
  • Нерациональное территориальное разделение.
  • Кроме того на интернет-портале муниципального образования Кимовский район отсутствует графическая схема структуры администрации, что не является проблемой в работе органов местной власти, а скорее недочётом.

Проблема отсутствия прироста и наличия убыли населения сказывается на экономическом развитии региона, так как уменьшается количество населения, которое может быть задействовано в работе предприятий, расположенных на данной территории. В первую очередь данная проблема связана с низким уровнем воспроизводства населения, затем она может быть связана с низкой привлекательностью муниципального образования, высоким соотношением эмиграции и иммиграции.

Несоответствие обеспеченности населения учреждениями культуры соответствующим нормам и их ликвидации — свидетельство нехватки средств бюджета на обеспечение культурной составляющей населения. Данная проблема может породить перечень других, таких как: низкий уровень культуры населения и преступность, на борьбу с которыми потребуется гораздо больше средств, чем на строительство и содержание.

Наличие выпускников, не сдавших ЕГЭ и не получивших аттестаты о среднем образовании является прямым следствием низкого уровня их грамотности и неэффективности использования бюджетных средств на образование. Это связано с тем, что выпускники не способы подтвердить наличие знаний, полученных за учебных курс, а также они не могут поступить в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Выпускники становятся неквалифицированной рабочей силой.

Спад инвестиционной привлекательности района связан с отсутствием условий для предпринимателей, наличием негативных тенденций, а также низкой численностью городского населения и развития городских инфраструктур.

Нерациональное территориальное разделение проявляется в присутствии поселений, в которых нет постоянно проживающего населения, полностью нет жилых домов, а также которые расположены вблизи более населённых поселениях. Это обусловлено дополнительными затратами на учёт во время различных мероприятий, таких как перепись населения, выборы, перечисления названий пустых населённых пунктов в документах.

Диаграмма 1. Показатели деятельности органов МСУ МО Кимовский район, имеющие негативную динамику.

2 Пути совершенствования деятельности местной власти в Кимовском районе

Для более успешной работы органов местного самоуправления муниципального образования Кимовский район необходимо разработать и применять на практике пути решения проблем, выявленных в предыдущем подпункте. Решением проблемы демографического спада может являться создание структурных подразделений в администрации Кимовского района, которые будут наделены полномочиями разработки стратегий и способов и инструкций к их применению для повышения численности населения. К таким способам можно отнести создание различных стимулов для повышения деторождения матерей. Не маловажным фактором расширенного воспроизводства населения является наличие собственного жилья и достаточного уровня доходов. Поэтому действия администрации муниципального образования Кимовский район должны быть направлены на разработку стимулов для увеличения деторождения матерей, повышения уровня обеспеченности жильём и высоким уровнем дохода семьям, потенциально способным содействовать расширенному воспроизводству населения, а также на привлекательность района для жителей других муниципальных образований.

Развитие культуры можно осуществить с помощью перераспределения средств муниципального бюджета и выделения их на создание новых учреждений культуры. В условиях ограниченности средств бюджета рационально коммерциализировать существующие культурные заведения, привлекать средства от населения и инвесторов.

Наличие выпускников, не сдавших ЕГЭ и не получивших аттестат о среднем образовании можно снизить, создав соответствующие стимулы для учителей. Например, ввести зависимость роста заработной платы учителей от количества выпускников, не сдавших ЕГЭ и не получивших аттестат о среднем образовании.

Спад инвестиционной привлекательности района можно превратить в рост, если будут решены предыдущие проблемы, а также если политика местных властей будет направлена на урбанизацию и развитие городских инфраструктур города Кимовск.

Нерациональное территориальное разделение является плохой работой представительного органа муниципального образования Кимовский район, так как не была проведена соответствующая законодательная работа, которая направлена на территориальное изменение муниципальных образований. Данную проблему необходимо решать с помощью прокурорский проверок на выявление бездействий или неисполнений полномочий в отношении изменения территориальных границ муниципального образования.

Заключение

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление — форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения.

Правовую основу организации местного самоуправления составляют: Конституция РФ; федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления; законодательство субъектов Федерации и уставы (положения) о местном самоуправлении.

Организационные основы местного самоуправления составляют муниципально-правовые нормы, закрепляющие структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, регламентирующие муниципальную службу.

В результате проведения исследования были выделены следующие проблемы местной власти в Кимовском районе:

1. Отсутствие прироста и наличие убыли населения;

  • Несоответствие обеспеченности населения культурными учреждениями соответствующим нормам и их ликвидация;
  • Наличие выпускников низкого уровня грамотности и их увеличение;
  • Спад инвестиционной привлекательности района;
  • Нерациональное территориальное разделение.
  • Кроме того на интернет-портале муниципального образования Кимовский район отсутствует графическая схема структуры администрации, что не является проблемой в работе органов местной власти, а скорее недочётом.

Были разработаны следующие рекомендации, позволяющие решить выявленные проблемы:

  • создание структурных подразделений в администрации Кимовского района, которые будут наделены полномочиями разработки стратегий и способов и инструкций к их применению для повышения численности населения;
  • перераспределения средств муниципального бюджета и выделения их на создание новых учреждений культуры;
  • ввести зависимость роста заработной платы учителей от количества выпускников, не сдавших ЕГЭ и не получивших аттестат о среднем образовании;
  • проведение прокурорских проверок на выявление бездействий или неисполнений полномочий в отношении изменения территориальных границ муниципального образования.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/normativno-pravovaya-baza-mestnogo-samoupravleniya/

1. Конституция РФ;

2. ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”;

  • ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказания услуг для гос. и муниципальных нужд»;
  • Бюджетный Кодекс РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
  • Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ;
  • Постановление Администрации Тульской области от 11.06.2008 №334;
  • Устав МО Кимовский район;
  • Иванов В.

В.Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 382 с.

  • Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление в России : теория и организация : учебное пособие. — Ростов н/Д. : МарТ : Феникс, 2010. — 382 с.
  • Кабашов С.

Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации : учебное пособие. — М. : Флинта : Наука, 2010. — 351 с.

  • Митин А. Н.Системные основы государственного и муниципального управления : учебное пособие. — Екатеринбург : УрГЮА, 2010. — 274 с.
  • Мищеряков Ю.

Н. Муниципальная реформа и муниципальное управление // Муниципальное право. — 2011. — N 3 (55).

— С. 77-84.

  • Моисеев А. Д. Муниципальное управление : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 159 с.
  • Наумов С.

Ю. Основы организации муниципального управления. — М. : Форум, 2011. — 351 с.

  • Наумов С. Ю. Теория государственного и муниципального управления. — М. : ФОРУМ, 2011. — 319 с.
  • Орешин В.

П. Система государственного и муниципального управления : учебное пособие. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 320 с.

  • Парахина В. Н. Муниципальное управление : учебное пособие. — М. : Кнорус, 2010. — 493 с.
  • Праскова С.

В. Единая местная администрация для поселения и муниципального района : шаг вперед и два назад? // Муниципальное право. — 2011. — N 3 (55).

— С. 6-19.