Направления государственной политики в области развития дополнительного образования детей

В Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспитания и обучения — государственную систему (внешкольного) дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последнее десятилетие достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах РФ активно развивается региональная система дополнительного образования детей, реализуется межведомственный (межотраслевой) подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, созданы и продолжают развиваться системообразующие центры развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях — государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области. Выполняя координирующую роль в развитии системы дополнительного образования детей, они:

  • осуществляют сетевое взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • обеспечивают участие детей из субъектов РФ в мероприятиях федерального и международного уровней;
  • реализуют функции организационно-методических центров для образовательных учреждений всех типов и видов субъектов РФ, осуществляют программно-методическое обеспечение муниципальных учреждений дополнительного образования детей, организуют работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом специфики деятельности, проводят экспериментальную работу;

— организуют работу с одаренными детьми от муниципального до федерального и международного уровней, участвуют в формировании молодежной политики, способствуют развитию «замещающей педагогики» в деятельности по предупреждению асоциальных проявлений в детской и молодежной среде.

Созданы предпосылки для институциональной перестройки дополнительного образования детей, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, развития международного сотрудничества по вопросам дополнительного образования детей, прежде всего на территории постсоветского пространства — со странами СНГ.

Наряду с позитивными тенденциями в развитии системы дополнительного образования детей имеется ряд нерешенных проблем:

13 стр., 6494 слов

Международная деятельность Республики Беларусь в области окружающей среды

... о биологическом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области природоохранной деятельности принятием Повестки дня на ХХ1 век и других ... экологических программ под эгидой ООН. Конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к ...

  • усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики на современном этапе (общая проблема российского образования);
  • недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы, в том числе ведомственной, которая не в должной мере обеспечивает социальный статус системы дополнительного образования детей, не гарантирует ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития;
  • ограничение доступа детей из малообеспеченных семей к качественному дополнительному образованию;
  • сокращение бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность учреждений дополнительного образования детей, что ведет к ее ресурсному «истощению».

Отсутствие гарантированного финансирования системы федеральных и региональных мероприятий с учащимися подрывает основы системы дополнительного образования детей, разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражается на качестве образования, возможности увеличения контингента обучающихся;

  • недостаточный уровень квалификации части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.

В целом потенциал системы в настоящий момент используется не в полной мере, что связано с устаревшей учебной и материально-технической базой учреждений; недостаточностью законодательной базы в части дополнительного образования детей, отсутствием социальных нормативов и социальных гарантий, обеспечивающих доступность дополнительного образования детей для всех слоев населения; недостатками программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья; неразвитостью механизмов государственно-общественного контроля за качеством образования; дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей; остаточным принципом финансирования учреждений дополнительного образования детей из бюджетов всех уровней.

Цель исследования — анализ государственной политики в области дополнительного образования детей.

Объект исследования — органы государственной власти, осуществляющие регулирование в сфере дополнительного образования детей.

Предмет работы — процесс управления учреждениями дополнительного образования.

Задачи работы:

  • Провести анализ нормативно-правовых основ управления учреждениями дополнительного образования;

2. Проанализировать и дать оценку целям, задачам и направлениям регулирования учреждений дополнительного образования;

— Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Основная часть включает в себя две главы. Первая основана на нормативных актах Российской Федерации и Челябинской области и показывает систему нормативно-правового регулирования деятельности учреждений дополнительного образования детей. Во второй главе проведен анализ направлений государственной политики управления учреждениями дополнительного образования детей. В заключении приводятся основные выводы и рекомендации.

1.1 Дополнительное образование как объект государственного и муниципального управления

В соответствии с Законом «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • учреждения дополнительного образования взрослых;
  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • учреждения дополнительного образования детей;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Далее нами более детально будут рассмотрены нормативно-правовые основы регулирования учреждений дополнительного образования и в частности дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования <#»557341.files/image001.gif»>

  • Рис. 1 Охват детей дополнительным образованием на территории Челябинской области

В учреждениях дополнительного образования функционируют 13328 объединений по образовательным программам следующих направленностей: естественнонаучное (1,1%), гражданско-патриотическое (1,9%), спортивно-техническое (2,5%), эколого-биологическое (3,3%), культурологическое (4,1%), научно-техническое (4,6%), туристско-краеведческое (6,0%), социально-педагогическое (11,1%), физкультурно-спортивное (31,6%), художественно-эстетическое (33,8%).

Характеристика программного обеспечения учреждений дополнительного образования приведена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика программного обеспечения дополнительного образования в учреждениях, подведомственных органам управления образованием Челябинской области

№п/п

Направленность

Количество образовательных программ

Количество детей, занимающихся по данным программам

1

Художественно-эстетическая

1863

73276

2

Спортивно-техническая

151

5803

3

Научно-техническая

314

9735

4

Физкультурно-спортивная

1188

80363

5

Естественнонаучная

101

1876

6

254

8399

7

Социально-педагогическая

728

33445

8

Эколого-биологическая

223

6723

9

Туристско-краеведческая

432

12809

10

Гражданско-патриотическая

109

3481

Данные программы реализуются в учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных органам управления образованием Челябинской области, на бесплатной основе и только 1,7% программ реализуются на платной основе.

Кадровое обеспечение дополнительного образования детей в целом количественно и качественно растет, возможно, за счет перехода педагогов дополнительного образования из штата образовательных учреждений в штат учреждений дополнительного образования детей.

Но в дополнительном образовании сохраняется достаточно большой процент совместителей (около 40%).

На 399 учреждений приходится 4958 педагогов, т.е. по 12 человек на каждое.

Одна из главных задач образовательной политики в сфере дополнительного образования детей в Челябинской области — обеспечение доступности образовательных услуг, в том числе для детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальным сегодня остаются вопросы обновления содержания дополнительного образования детей, что во многом зависит от материально-технической базы, творческой инициативы педагогов, поиска новых путей, связанных с интеграцией областей знаний, нетрадиционностью подходов и методов.

1.2 Нормативно-правовые основы государственного регулирования деятельности учреждений дополнительного образования

Основным правовым актом, регулирующим вопросы дополнительного образования детей в Российской Федерации является закон «Об образовании». Анализ статей данного закона показал отсутствие специальных норм, регламентирующих дополнительное образование детей.

В соответствии со статьей 29 Закона «Об образовании» функции по организации предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения находится в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом «Об образовании» устанавливаются общие для всех образовательных учреждений требования к содержанию и организации образовательного процесса (ст. 14, 15).

В соответствии с законом «Об образовании» все учреждения дополнительного образования еще до начала своего существования проходят процедуру лицензирования.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области образования, государственного регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан Российской Федерации на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.

Под лицензированием понимается процедура, включающая проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.

Процедура лицензирования регламентирована Положением о порядке лицензирования образовательных учреждений.

До 2007 года обязательной процедурой для учреждений дополнительного образования детей являлась — аттестация.

Аттестация дошкольных образовательных учреждений Челябинской области проводилась Министерством образования Челябинской области в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.05.1998 г. №1327, Процедурой проведения аттестации образовательных учреждений Челябинской области, утверждаемой Министерством образования и науки Челябинской области.

Процедура аттестации для всех образовательных учреждений (в т.ч. учреждений дополнительного образования детей) была отменена в 2007 году Федеральным законом от 20.04.2007 №56-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в статью 33 и другие статьи Закона РФ «Об образовании».

К сожалению, до сих пор эти законодательные изменения не внесены в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №233 в последней редакции постановления от 10.03.2009 г. №216. В тексте этого документа сохраняется пункт 14, предусматривающий аттестацию учреждений дополнительного образования детей. Пункт 14 противоречит федеральному законодательству и не подлежит применению, т.е. никакой аттестации учреждения дополнительного образования в настоящее время не должно проводиться.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Учреждения дополнительного образования детей регулируются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Названным положением устанавливаются основные задачи учреждения, к которым относятся

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Типовым положением также определяются основы организации и деятельности учреждения дополнительного образования детей, органы управления и руководства, источники формирования финансовых средств.

Помимо общих мер регулирования учреждений дополнительного образования детей устанавливаются также специальные нормы, регулирующие их деятельности. Например, санитарно-эпидемиологические нормы. Разработаны специальные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для детских внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования).

Данным нормативным актом установлены требования к земельному участку, требования к зданию и основным помещениям, требования к водоснабжению и канализации, требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности, требования к естественному и искусственному освещению, требования к воздушно-тепловому режиму, требования к режиму деятельности детей, требования к санитарному состоянию и медицинскому обеспечению.

Несмотря на то, что законом «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (п.5 ст.14) Министерством образования приняты требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

Данное обстоятельство говорит о несоответствии принятых норм закона.

Одной из актуальных правовых проблем в работе с педагогическими кадрами учреждений дополнительного образования детей является установление тождественности должностей «педагог дополнительного образования» и «руководитель кружка». Как известно, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, должность «руководитель кружка» в отличие от должности «педагог дополнительного образования» не предусмотрена. Тождество указанных должностей на федеральном уровне не может быть установлено в связи с тем, что Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 №367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название должности «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской студии)», используемое в других организациях и учреждениях.

Вопрос установления тождественности должности «руководитель кружка» внешкольного образовательного учреждения должности «педагог дополнительного образования» учреждения дополнительного образования детей может быть решен в судебном порядке на муниципальном и региональном уровнях, как это предусмотрено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.06.2004 №197-О.

Таким образом, дополнительное образование детей в Российской федерации регулируется рядом нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в нашем случае Челябинской области, а также органами местного самоуправления. На федеральном уровне создан комплекс мер по управлению учреждениями дополнительного образования. Основы управления определены законом «Об образовании», приняты типовые положения об учреждениях дополнительного образования. Обязательными для всех учреждений дополнительного образования является процедура лицензирования, аккредитации и аттестации.

государственный правовой дополнительный образование

Глава 2. Направления государственной политики в области развития дополнительного образования детей

2.1 Цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере дополнительного образования

Сохранение и развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования детей является важнейшей задачей органов исполнительной власти субъектов РФ всех уровней. Этот вопрос был серьезно поднят на коллегии Минобрнауки России «О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей» (октябрь 2004 года), где была одобрена Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года. Во исполнение решения коллегии была разработана Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года.

Цель политики модернизации дополнительного образования детей в среднесрочной перспективе состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, обеспечении конкурентоспособности человеческих ресурсов России. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования; обеспечить сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России, создать условия и механизмы устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года были обозначены следующие задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования:

  • совершенствование законодательной базы и нормативного правового обеспечения в области образования, культуры, спорта, туризма в части дополнительного образования детей;
  • повышение качества и доступности дополнительного образования детей;
  • развитие информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного образования детей;
  • обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
  • укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей;
  • повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;
  • внедрение моделей нормативного финансирования основных образовательных программ дополнительного образования детей;
  • целевая поддержка научных исследований, разработок в области научных достижений и методических основ системы дополнительного образования детей;
  • совершенствование межведомственного взаимодействия в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей.

Основными направлениями модернизации системы дополнительного образования детей являются:

  • Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей.

Конституция РФ гарантирует права граждан на образование. Правительство РФ осуществляет меры по их реализации, в том числе и в дополнительном образовании детей.

В их числе:

  • создание условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании;
  • сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования детей, равного доступа детей к дополнительному образованию;
  • разработка механизма внеконкурсного поступления в вузы обучающихся — победителей всероссийских конкурсов и соревнований;
  • создание единого информационного поля в системе дополнительного образования детей, мониторинг состояния системы дополнительного образования детей;
  • расширение взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации профильного обучения;
  • обеспечение сельским детям равных возможностей в получении дополнительного образования, создание на базе сельских школ детских творческих объединений различной направленности, внедрение новейших информационных технологий для дистанционного обучения и реализации коллективных телекоммуникационных проектов;
  • расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей «группы риска» через развитие клубных объединений по месту жительства, программы каникулярного отдыха и занятости в системе дополнительного образования детей.
  • Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично. В каникулярный период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для развития личности условиях. Для создания необходимых условий достижения современного качества дополнительного образования детей предусматривается:

  • обновление содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей;
  • регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
  • экспертиза программно-методического обеспечения, разработка программ нового поколения и их экспериментальная проверка;
  • активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста;
  • создание и функционирование федеральных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования детей;
  • разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору за курс основной средней школы итогов реализации программ дополнительного образования детей соответствующей направленности;
  • развитие методической службы учреждений дополнительного образования детей;
  • разработка программы «Основные направления информатизации системы дополнительного образования детей»;
  • обеспечение государственной поддержки и развития одаренных детей.
  • Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей

Профессионализм педагога — это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.

В учреждениях дополнительного образования детей сегодня работает около 440 тыс. руководящих и педагогических кадров, в том числе в системе образования — около 300 тыс. педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, методистов. За последние три года значительно возросло число педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории.

Меры, направленные на повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования, призваны способствовать модернизации системы дополнительного образования детей. Приоритетными из них являются:

  • активизация и актуализация подготовки выпускников средних профессиональных образовательных учреждений Российской Федерации по специальности «Педагогика дополнительного образования», разработки и утверждения дополнительной квалификации «Педагогика дополнительного образования» для высших профессиональных образовательных учреждений;
  • разработка государственного заказа на повышение квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей;
  • создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
  • разработка государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области дополнительного образования детей для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования всех уровней;
  • планирование в бюджетах всех уровней финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей;
  • создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов дополнительного образования детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания.
  • Формирование эффективных экономических отношений в дополнительном образовании детей

Важными элементами формирования эффективных экономических отношений в дополнительном образовании детей являются:

  • разработка рекомендаций по методике расчета нормативного финансирования и материально-технического обеспечения с учетом направленности дополнительных образовательных программ, широкое использование рекомендаций в практике работы;
  • выделение средств из бюджетов всех уровней на приобретение материалов, инструментов, лабораторного, компьютерного оборудования, снаряжения;
  • актуализация опыта многоканального финансирования учреждений дополнительного образования детей;
  • поддержка учреждений дополнительного образования детей через участие в реализации федеральных целевых программ на условиях софинансирования бюджетов всех уровней.
  • Управление развитием системы дополнительного образования детей

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы дополнительного образования детей — совершенствование управления, создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного образования детей. В числе первоочередных мер, направленных на управление развитием системы дополнительного образования детей:

  • изучение и обобщение опыта органов управления образованием субъектов РФ по реализации региональных требований к условиям функционирования учреждений дополнительного образования детей;
  • разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования учреждений по результатам аттестации и аккредитации, а также педагогических и руководящих работников, добившихся высоких результатов в своей работе.

Несмотря на то, что в Концепции модернизации дополнительного образования обозначено достаточно большое количество направлений, конкретные мероприятия с конечными количественными показателями отсутствуют.

В целях выявления и распространения передового педагогического опыта, инновационной деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, повышения профессионального мастерства и престижа труда педагогических работников на федеральном уровне проводятся системообразующие мероприятия:

  • Всероссийский конкурс учреждений дополнительного образования детей;
  • Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
  • Всероссийский конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей;
  • Всероссийский Календарь массовых мероприятий с обучающимися.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) с 2006 года предусмотрена государственная поддержка способной и талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет по направлениям: школьные олимпиады, социально значимая и общественная деятельность, научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество и спортивные достижения.

Проблеме дополнительного образования детей в программе уделено достаточно мало внимания. Вскользь упоминается о ней в целях и задачах подпрограммы поддержки талантливой молодежи. Формулировка цели звучит следующим образом: сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей. Установлен индикативный показатель увеличения численности обучающихся в 2006 г. -36,7%, 2010 г. — 41%. Однако в плане мероприятий реализации данной программы никаких конкретных мер по решению поставленной задачи не предусмотрено.

Таким образом, мы видим, что меры направленные на развитие системы дополнительного образования детей в данном документе отсутствуют, что говорит о неэффективности проводимой органами государственной власти политики в сфере дополнительного образования.

2.2 Развитие системы дополнительного образования детей органами государственной власти Челябинской области

Основным направлением деятельности органов государственной власти Челябинской области является интеграция основного и дополнительного образования детей.

Интеграция общего и дополнительного образования является одним из условий выявления и поддержки талантливых детей, создания для них общей развивающей образовательной среды, индивидуальных образовательных маршрутов, активное включение их в творческие конкурсы, фестивали, соревнования различного уровня.

Интеграция общего и дополнительного образования детей осуществляется путем предоставления общеобразовательным учреждением учреждению дополнительного образования возможности во вторую половину дня с учащимися, родителями, жителями микрорайона проводить занятия в кружках, секциях, массовые спортивные, досуговые мероприятия. В Магнитогорском городском округе такие проекты получили название «Школа на окраине», в Красноармейском муниципальном районе работа осуществляется по четырем направлениям: правовое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное.

Широко распространена форма предоставления учреждением дополнительного образования детей своих услуг общеобразовательному учреждению на основе социального заказа учащихся, родителей, педагогов школы. Результатом деятельности является создание совместных досугово-образовательных программ, которые позволяют детям расширять знания, полученные на уроках. Особое внимание уделяется одаренным детям, детям «группы риска», детям из малообеспеченных семей. В системе образования Саткинского района педагогами дополнительного образования разработаны такие программы, как «Школа одаренных детей», «Школа юного педагога», «Школа юного вожатого».

Кроме общеобразовательных учреждений, интеграцию общего и дополнительного образования детей обеспечивают методические службы учреждений дополнительного образования. Педагогам школы предоставляются необходимые образовательные программы по выбранным направленностям, адаптированные к условиям школы, проводятся обучающие семинары, обеспечивается проведение мастер-классов.

В данном направлении интересен опыт работы муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» г. Челябинска, который реализует целый спектр программ по координации деятельности городских опорных площадок по развитию социальной активности и инициативы подростков, обучение педагогов и учащихся школ города по вопросам социализации, правового просвещения подростков

Решение вопросов интеграции общего и дополнительного образования детей осуществляется в рамках социального партнерства. Реализация социальных проектов позволяет улучшить качество образования, обеспечить его доступность за счет сетевого и межведомственного взаимодействия. Например, в Магнитогорске социальными партнерами учреждений дополнительного образования детей являются ОАО «ММК», Союз молодых металлургов, Магнитогорское Городское собрание депутатов, Магнитогорский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет, Магнитогорская консерватория, учреждения культуры, спорта, что обеспечивает поддержку учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, проведение акций, мероприятий, праздников различного уровня.

В регулировании деятельности учреждений дополнительного образования детей органы государственной власти используют и стимулирующие меры. В 2007 году губернатором Челябинской области принято постановление «О конкурсном отборе лучших учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы». В соответствии с данным постановлением был установлен размер гранта Губернатора Челябинской области каждому учреждению дополнительного образования детей, активно внедряющему инновационные образовательные программы, — победителю конкурса — в сумме 250 тыс. рублей.

В 2008 году за право быть признанными лучшими боролись 42 учреждения. В состав конкурсной комиссии, проводившей отбор, вошли специалисты министерства образования и науки Челябинской области, областного центра дополнительного образования и института повышения квалификации.

Среди лучших учреждений дополнительного образования этого года — златоустовский «Центр юных техников». Это уникальное многопрофильное учреждение реализует 44 образовательные программы по 6 направлениям. В частности, на базе центра разработана модель психолого-педагогической поддержки детей, нуждающихся в особой защите государства. В дальнейшем специалисты центра планируют развивать инновационные программы, например, использования информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образовательной деятельности.

В этом году среди победителей областного конкурса также детско-юношеская спортивная школа по техническим видам спорта города Челябинска. Одна из старейших спортивных школ области всегда славилась своим тренерским составом: со школьниками работают мастера спорта, заслуженные тренеры России и чемпионы мира. Обучение идет по трем направлениям: техническое, спортивно-техническое моделирование и физкультурно-спортивное направление.

В учреждениях дополнительного образования функционируют 13328 объединений по образовательным программам.

Данные программы реализуются в учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных органам управления образованием Челябинской области, на бесплатной основе и только 1,7% программ реализуются на платной основе.

В 2010 году проведено 44 областных массовых мероприятия, в которых приняли участие 27974 школьника. Большинство мероприятий были посвящены 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Так, например, на базе Станции юных техников Копейского городского округа прошла областная выставка детского технического творчества, посвящённая 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в которой приняли участие 37 образовательных учреждений из 17 муниципальных образований Челябинской области. На выставку было представлено 289 работ (спортивно-технические модели, сборные конструкции, радиоэлектронные устройства, техническая игрушка и другие).

По итогам выставки определено 56 победителей.

человек приняли участие в Первенстве России по авиационным кордовым моделям среди учащихся. Сборная команда Челябинской области заняла I место в Первенстве России в старшей и младшей возрастных группах (9 победителей).

В целях укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения в рамках областного календаря спортивно-массовых мероприятий с обучающимися в 2010 году проведено 300 спортивно-оздоровительных мероприятий со школьниками. Наиболее массовыми стали областные соревнования по 17 видам спорта с участием 4445 чел., областная спартакиада по военно-прикладным видам спорта, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, — 28120 чел., «Президентские состязания» — более 12 тыс. школьников.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.07.2010 г. №948 «О проведении Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников)» с 2011 года повысился статус «Президентских состязаний» (участвуют классы-команды), а также во всех общеобразовательных учреждениях будет проводиться новое мероприятие — «Президентские спортивные игры» (участвуют команды-школы).

С целью увеличения объема двигательной активности обучающихся и развития их физических качеств с 1 сентября 2011 года в учебный план общеобразовательных учреждений вводится дополнительный третий час физической культуры.

В 2010 году улучшилось качество мероприятий, этому способствовало изменение содержания и форм проведения традиционных мероприятий. Так, при проведении геологической Интернет — олимпиады «Эрудит», экологического конкурса для младших школьников «Тропинка» использовались новые информационные технологии, ряд мероприятий переведен в формат социальных проектов.

В 2010 году мероприятия Челябинской области с участием представителей Омской, Свердловской и Курганской областей, Пермского края, республики Башкортостан, Ханты — Мансийского автономного округа (областной конкурс исследовательских работ «От старины до современности», областная геологическая Интернет-олимпиада, открытый слёт школьных лесничеств и детских экологических объединений «Юные друзья природы») приобрели статус открытых межрегиональных конкурсов.

По результатам проведения областных массовых мероприятий в 2010 году 16 учащихся стали стипендиатами Губернатора Челябинской области; 3 человека награждены премиями Президента Российской Федерации; более 20 учащихся награждёны путёвками во Всероссийские Детские Центры «Орлёнок» и «Океан».

В постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» определены следующие виды образовательных учреждений дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, спорта, культуры и т.д.; центры дополнительного образования детей, развития детей и юношества, оздоровительно-образовательные центры и т.д.; дома детского и юношеского творчества; станции юных натуралистов, детского и юношеского творчества; школы искусств, спортивные школы; студии. До 2006 года в этот перечень также входили: музеи литературы и искусства; клубы юных натуралистов, туристов и т.д.; детские оздоровительно-образовательные лагеря.

Проведенный анализ управления учреждениями дополнительного образования показал наличие разветвленной системы мер управления. В частности органами государственной власти и местного самоуправления разработан и принят пакет документов по регулированию деятельности таких учреждений.

Несмотря на это существует ряд проблем, которые сдерживают развитие дополнительного образования детей.

Первый блок проблем — правовой.

Во-первых, закон «Об образовании» не раскрывает сущность понятия «дополнительное образование детей», не имеет даже обобщенного раздела, в соответствии с которым установлены основы управления учреждениями дополнительного образования детей.

Попытка принять специальный закон «О дополнительном образовании» не была поддержана Президентом РФ. Государственная Дума РФ согласилась с мотивами решения Президента Российской Федерации о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения Федерального закона «О дополнительном образовании» (проект №97091427-2) и сняла указанный Федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой.

Во-вторых, анализ действующих правовых актов, в соответствии с которыми работают учреждения дополнительного образования детей, показал несоответствие их между собой.

В-третьих, на нормативном уровне необходимо установление тождественности должностей «педагог дополнительного образования» и «руководитель кружка». Данная мера позволит решить и кадровый вопрос, который также остро стоит в системе дополнительного образования детей.

Концепция модернизации дополнительного образования детей, которая была разработана до 2010 года, не содержит конкретных мероприятий, а также показателей эффективности.

В связи с этим предлагается продлить действие данной концепции, а также ввести количественные показатели эффективности системы дополнительного образования детей: увеличение процента охвата детей дополнительным образованием, увеличение количества учреждений дополнительного образования детей и т.д.

Нормативно-правовые акты

1. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №30, ст. 1797

2. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей: Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №233 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №12. Ст. 1053.

  • Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений: Приказ Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442 // Российские вести. 1995.10 марта.
  • О федеральном законе «О дополнительном образовании: Постановление Государственной Думы ФС РФ от 27 мая 2004 г. №564-IV ГД.
  • О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г.

№27 // Российская газета. 2003. от 3 июня.

— Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (утв. Министерством образования и науки РФ 16 апреля 2007 г. и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ 30 августа 2007 г.) (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2007 г. №06-1549) // Официальные документы в образовании., 2007, №32.

  • О лицензировании государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования: Приказ Минобразования РФ от 3 января 2001 г. №15
  • О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного профессионального образования: Приказ Минобразования РФ от 20 мая 1997 г. №946
  • О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей: письмо Минобразования РФ от 11 декабря 2006 г.

№06-1844 // Вестник образования. 2007. №2.

— Областная целевая Программа реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2009 — 2012 годы: постановление Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 г. №298-П (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 3 июня 2011 г. №166-П) // Южноуральская панорама. 2009. 15 декабря.

— О конкурсном отборе лучших учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы: Постановление Губернатора Челябинской области от 26 апреля 2007 г. №140 // Южноуральская панорама. 2007. 8 мая.

— Постановление Губернатора Челябинской области от 18 февраля 2008 г. №41 «Об утверждении перечня мероприятий в сфере образования на 2008 год по разделу Образование» (без учета мероприятий, предусмотренных областными целевыми программами) классификации расходов бюджета» (с изменениями и дополнениями)

  • Постановление главы администрации Челябинской области от 29 августа 1995 г. №435 «О региональной программе «Дети Южного Урала»

— Постановление Правительства Челябинской области от 17 апреля 2008 г. №88-П «О выполнении Плана мероприятий Правительства Челябинской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году»

— О принятии городской целевой программы по реализации национального проекта «Образование» в городе Челябинске на 2006-2010 годы» (с изменениями и дополнениями): Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 27 июня 2006 г. №13/5 // Вечерний Челябинск. 2006. 5 июля.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/normativno-pravovoe-obespechenie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey/

16. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. М.: Диалог культур, 2007. 512 с.

17. Состояние и развитие областной системы образования: Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области / под редакцией А.И. Кузнецова, Челябинск, 2010, 80 с.

— Никотина Е.В. Роль дополнительного образования детей в современном обществе // Социосфера. 2010. №5.

— Е. Плетнёва: «Одна из главных задач в сфере дополнительного образования при переходе на ФГОС — доступность образовательных услуг» // http://www.edunso.ru

— Кузнецов А. Образование как стратегический ресурс развития Челябинской области //

— Левитская А.А. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений (автономные учреждения) и государственная политика в сфере дополнительного образования детей //

— Основные результаты деятельности муниципальной образовательной системы за 2007 год // www.cheladmin.ru

— Информация о ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории города Челябинска за 2007 год. // www.cheladmin.ru