Основные этапы развития римского права. Законы 12 таблиц. Манципация

«Едва ли найдется человек, настолько легкомысленный и равнодушный к окружающей жизни, который бы не заинтересовался вопросом о том, какими средствами, какими приемами политики римляне в промежуток менее 53 лет (считая с конца 2-й пунической войны) победили почти все страны населенного мира и подчинили их своей единой власти – факт в истории беспримерный.»

Полибий, II в. н. э.

По известному выражению римляне трижды покоряли мир – легионами, христианством и правом. В нашем случае остановимся на третьем.

Этапы римского права могут быть рассмотрены, исходя из разных критериев. Во-первых, уместно соотношение развитие римского права с общими этапами римского государства:

  • Древнейший этап — потестарное (архаичное, древнее, ранее) право — VIII в. до н. э. – III в. до н. э. (в этот период римское право рассчитано на патриархальное хозяйство, оно узконациональное, замкнутое);
  • Предклассический этап — III в. до н. э. – I в. н. э.
  • Классический этап — I в. н. э. – 3 в. н. э. («золотой век» римской юриспруденции, когда из узконационального римское право становится мировым; он связан формированием всех тех институтов права, на которых базируются практически все мировые правовые системы);
  • Третий этап — период постклассического права — III в. н. э. – VI в. н. э. (в этот период на первый план выступает систематизация римского права, его кодификация).

Существует также периодизация, базированная на изменениях формы политического

I. Царский период (753 — 510 гг. до н. э.)

II. Республика (509 г. до н. э. – 27 гг. до н. э.)

  • Ранняя Республика (509 – 265 гг. до н. э.)
  • Поздняя республика (264 – 27 гг. до н. э.)

III. Империя:

  • Принципат (27 г. до н. э – 193 г. н. э.)
  • Кризис III века (193—284 гг.)
  • Доминат (284 – 476 гг.)

Деления также часто производят в зависимости от формы политического устройства:

  • период древнего, или квиритского, права — 753–130 г. до н. э.;
  • период классического права — 130 г. до н. э. – 230 г. н. э. (этот период подразделяется на периоды ранней, высокой и поздней классики);
  • постклассический период права 230–527 г. н. э.;
  • право эпохи Юстиниана 525–565 г. н. э.

Однако право и государство не могут развиваться обособленно друг от друга, а, следовательно, следует рассмотреть изменения, происходящие в самом государстве, а именно, воспользоваться второй периодизацией.

8 стр., 3501 слов

Ответы по римскому праву. И предмет регулирования римского частного ...

... система и предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права. Под РЧП следует понимать совокупность норм, регулирующих эк-ие, а также некие иные отношения в период существования Др. Рима. Предметом можно условно ...

1. Римское государство. Периодизация.

Царский период.

По легенде, которой римляне верили и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города, после убийства Рема единственным властителем остался Ромул, и основанный город получил названье от имени своего основателя. (В древней Италии несколько мест носило название Рим (Roma).

По Дионисию Галикарнасскому (I, 73) и Диону Кассию (I, 4, 15), в области, где жили латины и аборигены, существовали два или три Рима. Отсюда делался вывод о том, что имя Ромул — производное от названия «Рим», а не наоборот.)

«Воздав должное богам, Ромул созвал толпу на собрание и дал ей законы, — ничем, кроме законов, он не мог сплотить ее в единый народ. Понимая, что для неотесанного люда законы его будут святы лишь тогда, когда сам он внешними знаками власти внушит почтенье к себе, Ромул стал и во всем прочем держаться более важно и, главное, завел двенадцать ликторов. Иные полагают, что число это отвечает числу птиц, возвестивших ему царскую власть, для меня же убедительны суждения тех, кто считает, что и весь этот род прислужников, и само их число происходят от соседей-этрусков, у которых заимствованы и курульное кресло, и окаймленная тога. А у этрусков так повелось оттого, что каждый из двенадцати городов, сообща избиравших царя, давал ему по одному ликтору.» «А потом, чтобы огромный город не пустовал, Ромул воспользовался старой хитростью основателей городов (созывая темный и низкого происхождения люд, они измышляли, будто это потомство самой земли) и открыл убежище в том месте, что теперь огорожено, — по левую руку от спуска меж двумя рощами. Туда от соседних народов сбежались все жаждущие перемен — свободные и рабы без разбора, — и тем была заложена первая основа великой мощи. Когда о силах тревожиться было уже нечего, Ромул сообщает силе мудрость и учреждает сенат, избрав сто старейшин, — потому ли, что в большем числе не было нужды, потому ли, что всего-то набралось сто человек, которых можно было избрать в отцы. Отцами их прозвали, разумеется, по оказанной чести, потомство их получило имя «патрициев»». (Тит Ливий)

В Царский период на троне находилось 7 царей. Время основания Рима характеризуется процессами разложения первобытно-общинного строя у племён, живших у реки Тибр из латинов, сабинов и этрусков. Эти племена образовали в Риме общины. Римская община была неоднородна и имела специфическую социальную организацию: всего было 300 родов, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию (10 курий – триба – племя).

В определённые дни роды, курии и племена, а затем и весь союз племён сходились на собрании для рассмотрения дел.

В этот период Рим сохраняет черты военной демократии:

  • во главе общины стоит рекс. (он – военный вождь, верховный жрец, председатель суда.) Он избирался комициями, проходившими по куриям, власть его – ограничена. (всего за Царский период было 7 царей).

  • Сенат (состоял из старейшин родов в 300 человек).

    Сенат – хранитель традиций и советник царя по важным вопросам. В его ведении – также вопросы текущего управления.

В конце царской эпохи должностные лица назначались царём. На время своего отсутствия царь назначал префекта города. Также существовали жреческие комиссии для отправления культов какого-либо божества.

Полноправные члены римской общины, объединённые в роды, постепенно стали привилегированной частью общества – патрициями. Первоначально, только они составляли римский народ.

4 стр., 1736 слов

Эволюция государственного строя Древнего Рима

... Древнем Риме и проанализировать признаки государства во все периоды истории Древнего Рима. 1.Возникновение государства в Древнем Риме. Становление римского полиса Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула ... совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и ...

Параллельно существовали плебеи. Они не входили в старые роды, курии, племена и соответственно не составляли части римского народа.

Реформы Сервия Туллия. С течением времени земельный фонд в связи с приростом населения был исчерпан и Рим перешёл к политике завоеваний. Плебеи не могли принимать участия в дележе захваченных территорий. Параллельно остро стоял вопрос о политических правах плебеев. Как следствие – реформы. Самой важной из проведённых реформ была имущественная реформа Сервия Туллия: все римляне были поделены по имущественному принципу. (поделены на 193 центурии) Голоса богатых и самых богатых в этом случае составляли большинство при голосовании.

Также была проведена территориальная реформа – разделение Рима на трибы, где важную роль играло имущественное положение, а не происхождение.

Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были ли они патрициями или плебеями. Параллельно положили конец древнему родовому строю; патриции и плебеи слились в один populus Romanus, и реформа завершила переход к государству.

Республика в Древнем Риме.

В период республики организация власти была достаточно простой и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет, составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция была широкой: он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты; в его распоряжении была казна. Т. о. он устанавливал налоги, определял финансовые расходы. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т. п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

14 стр., 6679 слов

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН : ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ

... общества, ограждающих его от вмешательства государства. Указанный процесс привел к изменению всей системы источников конституционного права Республики Казахстан. Наиболее существенные изменения произошли ... реформ. 2 Конституция РК 1995 года – основной источник конституционного права. 3 В Конституции Республики Казахстан содержится определение "действующее право в Республике Казахстан" для того, ...

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Все магистраты – консулы, преторы, народные трибуны, (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. (Существовали ординарные и экстраординарные магистраты. Экстраординарные предназначались для военного времени и срок исполнения был равен 6 месяцам. Ординарные же регулярно выбирались.) Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными — на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один).

Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии).

Должности магистратуры были безвозмездными, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas).

В imperium включались высшая — военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам.

Во главе республики стояло 2 консула. Они были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой — дела с участием иностранцев (претор перегринов).

16 стр., 7769 слов

Право собственности граждан на землю в Республике Беларусь

... работы является рассмотрение такого вопроса как Право собственности граждан на землю в Республике Беларусь. Право собственности граждан на землю в Республике Беларусь на современном этапе была введена после распада ... ведь при СССР существовала на самом деле только коллективная и государственная собственность, поэтому введение права собственности граждан на землю породило различные кривотолки при ...

Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Во 11—1 вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация сопровождались усилением конфликтов правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих. Свою роль сыграла и успешная завоевательная политика: Рим завоевывал новые территории (Северная Африка, Греция, Македония, северная Италия…), но не давал гражданских прав присоединённым. Часть земель были превращены в государственный фонд и сдавались в аренду, а покорённые города были обложены таможенной пошлиной. В целом, Римская республика переживала кризис, так как на момент создания республики Рим был городом-государством, где демократическое устройство отвечало структуре государства. В конце же поздней республики – это огромная мировая держава, где территория самого Рима была во много раз меньше присоединённых провинций. Так как старые республиканские учреждения были приспособлены к нуждам небольшой римской общины, в новых условиях они фактически не действовали. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям.

Империя в Древнем Риме.

В 124 г. до Р. Х. народным трибуном был выбран Гай Гракх, брат

Тиберия. Он продолжал линию брата по отношению к народу и сенату, и довольно успешно, несколько тысяч (ок. 30 000) граждан получили свои наделы. (Тиберий Гракх, совместно со своим окружением, выдвинул законопроект о разделе земли и введении ограничения на количество земли у одного владельца. Большая часть земли к этому времени сосредоточилась в руках сенаторов, а мелкое землевладение переживало свой упадок. Тиберий решил восстановить опору раннереспубликанского Рима. Тиберий решил выкупить у крупных владельцев «излишки» земли (плата в законе не указывалась) и раздать желающему плебсу кусками по 30 югеров в наследственное пользование с последующим выкупом ее у государства (т. е. в кредит)).

В движение пришли те же силы, что и при Тиберии, и раньше всего сенат. Уже в конце республики сенат присвоил себе право издавать в критических ситуациях чрезвычайный закон, который уполномочивал высших магистратов прибегать к любым средствам, в том числе и неконституционным, чтобы предотвратить грозящую опасность и овладеть ситуацией. Принятие этой меры привело к убийству Гая Гракха и к отказу от аграрных реформ в пользу римского крестьянства.