Учредительная документация образовательного учреждения

Актуальность и роль учредительных документов, в том числе для образовательного учреждения. Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Оно является юридическим лицом, которое может быть государственным (федеральным или находящимся в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальным, негосударственным.

В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия.

Учредительные документы – это документы, на основании которых действуют юридические лица (учреждения, организации, предприятия) 1 . В нашем случае это образовательное учреждение, основными документами которого являются договор с учредителем и устав, на основании которого строится вся деятельность образовательного учреждения.

Как показывает практика, во многих общеобразовательных учреждениях, регламентирующих цели и задачи, организационную структуру, экономический и хозяйственный аспекты деятельности, руководители общеобразовательных учреждений не принимают во внимание то, что устав – основной нормативный акт, регламентирующий права участников образовательного процесса, и в первую очередь обучающихся 2 .

Если в уставе есть ошибки, то он практически не выполняет правозащитную функцию, установленную Законом Российской Федерации «Об образовании», нарушается принцип общедоступности образования. В связи с этим возникают конфликтные ситуации, приводящие к нарушению прав и свобод.

Целью данной работы является изучение учредительной документации в образовательных учреждениях, для того, чтобы выявить отклонения и недостатки в работе, связанной с оформлением учредительной документации.

Данная цель реализуется в рамках конкретных задач:

  • дать определение понятию «учредительные документы» и описать состав этих документов;
  • рассмотреть процедуры регистрации образовательного учреждения;
  • раскрыть правовые основы устава и договора с учредителем – как главных организационно-правовых документов;
  • проанализировать процедуру реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
  • просмотреть процесс формирования документов в условиях создания и реорганизации Бюджетного оздоровительного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Нижневартовская санаторная школа-интернат»;
  • провести сравнительный анализ главного документа Нижневартовской санаторной школы-интерната в разных редакциях;
  • выявить недостатки в составлении и оформлении учредительных документов.

Степень изученности. За теоретическую основу для написания данной курсовой работы были взяты те материалы, которые касаются нормативно-правового обеспечения юридического лица, в том числе и образовательного учреждения.

30 стр., 14903 слов

Договор об оказании образовательных услуг

... образовательных учреждений. Тема данной работы посвящена договору об оказании образовательных услуг, в связи с чем мной будут рассмотрены такие вопросы как, понятие, содержание, основные положения договора об образовании, ... цифр), устанавливаемых учредителем (для ... образование. Для приема документов ... развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; 2) развитие ...

Большинство авторов освещают вопросы составления и оформления учредительных документов с юридической точки зрения, рассматривая в качестве объекта исследования предприятия и организации, не имеющие отношения к образованию.

Это статья Д. Бондаренко в журнале «Право и экономика» 3 . В своей работе он подробно рассматривает вопросы составления и государственной регистрации учредительных документов, разъясняет основания для отказа в регистрации юридического лица.

Правовой природе учредительных документов юридического лица посвящена статья Н. Козловой 4 . В настоящей статье автор подробно описывает понятие и состав учредительных документов, сходства и различия учредительного договора и договора о совместной деятельности по созданию юридического лица. Рассматривает устав юридического лица с разных сторон: устав как закон, устав как подзаконный нормативный акт и устав как локальный нормативный акт. А также автор разъясняет правовые последствия признания учредительных документов недействительными.

В своей книге 5 М.Л. Макальская и Н.А. Пирожкова подробно освещают вопросы, относящиеся к деятельности некоммерческих организаций, в том числе и порядок их создания и ликвидации. Кроме этого предлагают в качестве приложений все официальные документы, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций, а также примерный устав некоммерческой организации.

Также в работе использовалась такая литература, которая рассматривает функционирование документов с точки зрения делопроизводства.

А.Н. Белов и А.А. Белов в своей книге 6 обобщают и анализируют вопросы теории и практики современного делопроизводства. Здесь изложены требования к составлению и оформлению всех видов документов, в том числе и учредительных. Книга помогает правильно и рационально сориентироваться в работе с документацией.

В.А. Кудряев 7 рассматривает общие правила работы с документами, затрагивая составление и оформление отдельных видов организационно-правовых документов.

В книге «Делопроизводство» 8 , подготовленной ведущими преподавателями кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Государственного университета управления, освещены все вопросы грамотной и эффективной организации современного делопроизводства. Подробно рассмотрены особенности подготовки, составления и ведения всех видов документов, включая и учредительные документы, приведены примеры правильного оформления.

16 стр., 7858 слов

Порядок аудиторской проверки учредительных документов и формирования ...

... учредительных документов — это проверка ключевых документов, на основании которых предприятие было создано и действует. С точки зрения закона для ООО учредительными документами являются Учредительный договор и Устав ... образований). Аудиторская организация должна выделить для себя, по крайней мере, три направления проверки: 1) аудит учредительных документов; ... на запросы (вопросы) могут предоставлять ...

Есть и такие авторы, которые рассматривают природу учредительных документов именно в образовательных учреждениях. Их работы явились основными для написания настоящей курсовой работы.

Прежде всего, это работа О.Ю. Волкова 9 , в которой изложены рекомендации по написанию устава образовательного учреждения и разъяснены требования, которые обычно предъявляются к этому документу.

Надзорные органы часто выявляют такое нарушение законодательства об образовании, как отсутствие договора между школой и ее учредителем. Проверки свидетельствуют – многие руководители считают этот договор необязательным. Работа А.И. Вавилова 10 подробно описывает законодательные требования о договорном взаимоотношении школы и учредителя и объясняет важность такого договора.

Постатейный комментарий к Закону об образовании 11 , подготовленный А.Н. Козыриным и В.В. Насонкиным, ведущими специалистами в области законодательства об образовании, позволяет правильно истолковать нужную статью, сделать соответствующие выводы.

Комментарий к Закону об образовании 12 , написанный под руководством кандидата юридических наук В.И. Шкатулла, последовательно комментирует каждую статью Закона с учетом федерального законодательства и с привлечением ведомственных нормативных актов. Книга направлена на адекватное применение образовательного законодательства, тем самым позволяя провести в данной работе исследование и выявить недочеты в сфере образования.

Комментарий к положению об общеобразовательном учреждении, изданный под редакцией В.И. Шкатулла 13 содержит полную информацию по каждому разделу Типового положения об общеобразовательном учреждении. Это помогает правильно трактовать пункты положения и проанализировать соответствия исполнения законодательства на практике.

***

Изучив весь теоретический материал, можно заключить, что вопросы составления и оформления учредительных документов образовательных учреждений изучен недостаточно, т.к. большинство авторов рассматривают учредительную документацию в общем смысле, и только единицы уделяют внимание учредительным документам образовательного учреждения.

Анализ источниковой базы исследования. Источниками в изучении данной темы выступают как федеральные законы, так и подзаконные нормативно-правовые акты.

Центральное положение в законодательстве об образовании занимает Закон «Об образовании» 14 – Федеральный закон, принятый по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Закон устанавливает общие принципы и правила, регулирующие все виды правоотношений в области образования, возникающие между работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися, родителями; между руководителем образовательного учреждения и учредителями, учебным заведением и другими организациями.

5 стр., 2068 слов

Правовое положение сословий по своду законов Российской империи 1832г

... Свода законов Российской империи 1832 г.). Белковец И. П., Блатковой В. В. Глава I. Подготовка свода законов. Система Свода М. М. Сперанский Существует два основных подхода к кодификации права: ... Свод законов должен был состоять из восьми разделов: основные государственные законы (т. I, ч. 1); учреждения: ... основная социальная структура общества остается неизменной по сравнению со второй половиной XIX ...

Во многих субъектах Российской Федерации приняты свои законы об образовании. В них есть как общие, так и специфические нормы. Создаются многочисленные нормативные акты по отдельным проблемам образовательного процесса с учётом региональных и национальных особенностей.

В нашем регионе основным законом в сфере образования является Закон ХМАО – Югры от 11.11.2005 № 107-ОЗ «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» 15 , принятый думой ХМАО – Югры 28.10.2005 г. Этот закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об образовании» и иными федеральными законами регулирует отношения в сфере образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Немаловажным источником в изучении данной темы явилось Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 апреля 2008 г. № 74-п «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» 16 , которым был утвержден порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В Гражданском кодексе Российской Федерации 17 содержатся базовые понятия о правосубъектности учреждений (в том числе и образовательных).

В нем дается законодательное определение понятия учреждение, установлены рамки правоспособности учреждений, регулируются их имущественные права и обязанности.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 18 регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении 19 регулирует деятельность общеобразовательных учреждений, т.е. устанавливает правила, обязательные для этих учреждений. В правилах определяются участники образовательных отношений, их права, обязанности и ответственность друг перед другом.

Типовое положение об общеобразовательной школе-инте рнате20 регулирует образовательную, воспитательную и финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных общеобразовательных школ-интернатов, созданных в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.