Тактика и методика прокурорского надзора

Происходящие в России демократические преобразования, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как Федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан. Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Построение правового государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания эффективного механизма противодействия нарушениям закона. Работа данного механизма, главным образом, зависит от деятельности правоохранительных органов, в первую очередь, прокуратуры. Эффективное предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, а также выявление условий, им способствующих, восстановление нарушенной законности и привлечение к ответственности виновных лиц всецело предопределяются выбором правильной тактики и методики прокурорского надзора.

Целью моей курсовой работы, таким образом, является раскрытие понятий тактики и методики прокурорского надзора, их классификация, а также решение вопроса о соотношении данных категорий. Актуальность данной темы никак не может быть подвержена сомнению, поскольку в законодательстве, в том числе и в теории прокурорского надзора, вопросы тактики и методики в полной мере не урегулированы и не раскрыты.

Изначально необходимо выяснить, в чем же заключается прокурорский надзор? В общих чертах, прокурорский надзор состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.

Также, стоит отметить, что в организационной деятельности органов прокуратуры важное место уделяются планированию, организации и контролю исполнения проводимых мероприятий, а тактика и методика, в свою очередь, являются неотъемлемой частью планирования прокурорского надзора1 . Поскольку вопросы организации и планирования прокурорской деятельности в научной литературе разработаны достаточно, я счел необходимым отталкиваться от данного массива информации, а также от внутриведомственных актов Генерального прокурора Российской Федерации и практики прокурорского надзора.

9 стр., 4401 слов

Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов ...

... роли и месте органов прокуратуры, о признании прокурорского надзора в качестве самостоятельной отрасли российского права, а его института — координации правоохранительной деятельности других органов государственной власти в сфере борьбы с коррупцией — ведущим направлением деятельности1. В ...

Глава 1. Понятие тактики прокурорского надзора

Следует заметить, что вопросы тактики прокурорского надзора, или прокурорской тактики, в отличие от следственной тактики являются недостаточно разработанными в теории прокурорского надзора, что в определенной мере отрицательно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Известно, что перед прокурором любого звена практически ежедневно встают задачи подобного плана: какому из многих вопросов, которые необходимо решить, отдать предпочтение; что сделать сегодня, а что в последующие дни; что выполнить самому, другим прокурорским работникам, а что поручить исполнить органам контроля и другим органам либо осуществить совместно с ними. В процессе организации и осуществления надзорной и иной деятельности прокурору приходится в целях наилучшей реализации стоящих перед ним задач постоянно маневрировать имеющимися силами и средствами.

Прокурору необходимо организовать работу таким образом, чтобы с незначительным количеством прокурорских работников выполнить как можно больший объем работы и при этом с высоким качеством. Прокурор должен уметь выделить главное в работе из большой массы второстепенного, сосредоточить усилия подчиненных ему работников, в первую очередь, на решении основных, ключевых задач. Ему приходится самому определять порядок наиболее эффективного использования предоставленных законом полномочий, последовательность применения правовых средств, сообразуясь в каждом случае с возникшей конкретной ситуацией. Прокурор периодически решает задачи и иного плана: как лучше провести прокурорскую проверку, с чего ее начать, в какой последовательности осуществлять те или иные проверочные действия в целях полного выявления нарушений законов, установления способствующих им обстоятельств и виновных лиц. Ему приходится также решать: какое правовое средство реагирования применить в целях достижения лучшего конечного результата, в адрес какого органа его вынести, какие вопросы поставить в акте прокурорского реагирования и другое. Иными словами, прокурор должен уметь в каждой ситуации избрать правильную тактику действий. Решение подобных вопросов и составляет содержание тактики прокурорского надзора, или прокурорской тактики.

тактика прокурорского надзора

Таким образом, тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию поведения деятельности прокурора применительно к конкретной обстановке. Эта линия не является раз и навсегда постоянной. Она меняется в зависимости от состояния законности, постановки перед органами прокуратуры новых задач, изменения объемов работы, штатных изменений и от многих других факторов. Правильно организованная тактика помогает прокурорам выбирать из большого арсенала методов, приемов, способов, методических и научных рекомендаций наиболее целесообразные, рациональные, применительно к данной ситуации. Тем самым она способствует организации работы прокуратуры на научной основе, так как научная организация труда как раз и предполагает рациональное и эффективное использование имеющихся сил и средств для достижения наилучших конечных результатов. В зависимости от достигнутого конечного результата можно судить о правильно или неправильно избранной тактике действий прокурора. Неудовлетворенность полученными конечными результатами вынуждает прокурора прибегать к новой тактике, действовать тактически иначе. В связи с этим происходит с одной стороны повышение тактических навыков прокурора, а с другой – совершенствование тактики прокурорского надзора.

7 стр., 3203 слов

Шесть глав заключение список источников и литературы прокурорский ...

... указанном нормативном правовом акте использовался термин «прокурорская власть» ( например, ст.511). Прокуроры и товарищи прокуроров осуществляли функции надзора и уголовного преследования. Они возбуждали уголовные дела ... — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история] Разобщенность в работе всех перечисленных органов, отсутствие у них императивных полномочий и властно-распорядительных ...

Тактика подразумевает под собой следующие основанные на научных знаниях и передовом опыте прокурорского надзора умения прокурора: правильно квалифицировать правонарушение, установить надзорные цели, вытекающие из нарушения, подобрать необходимые для их достижения надзорные средства, определить место, время и последовательность применения надзорных средств, все эти действия произвести наиболее быстрым и экономичным путем.

Самое главное в определении тактики – умение прокурора быстро и эффективно действовать в конкретной ситуации. И здесь важно разобрать такое понятие, как ситуация в прокурорском надзоре. Ситуация – совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств, характеризующих определенную обстановку и оказывающих влияние на выбор прокурором средств для эффективной организации своих действий4 .

При этом надо знать, что всегда присутствуют следующие обстоятельства:

  1. относящиеся к характеристике самого правонарушения: способ, место, время, причины и условия;
  2. относящиеся к лицам, с которыми прокурор вступил в прокурорско-надзорные правоотношения;
  3. относящиеся к процедурам и предписаниям, установленным в самой прокуратуре;
  4. относящиеся ко времени проведения прокурором проверки и ее места;
  5. обстоятельства, относящиеся к объему работы прокурора, его загруженность, к отрезку времени, который есть у прокурора для выполнения тех или иных действий.

1.1 Классификация прокурорской тактики

В теории прокурорского надзора не уделяется достаточного внимания вопросу о классификации тактики прокурорского надзора, но, тем не менее, некоторые исследователи выделяют несколько видов тактики.

Например, Исаенко В. О., исходя из результатов проведения прокурорской тактики, выделяет следующие два вида:

  1. Правильно выбранная;
  2. Неправильно выбранная5 .

Данная классификация, на мой взгляд, не имеет никакой практической значимости. Поэтому я предлагаю более подробно рассмотреть классификацию, представленную профессором Винокуровым Ю. Е.. Критерием данной классификации является стадийное развитие прокурорского надзора и в связи с этим он выделяет две составные части прокурорской тактики:

9 стр., 4092 слов

Работа прокурора с обращениями граждан

... и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи. осуществляется личный прием граждан обязательной регистрации. После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, ...

  1. Тактика выявления нарушений (проверки);
  2. Тактика реагирования на нарушения законов6 .

тактика проверки

Прокурорская проверка связана с процессами собирания, исследования и оценки доказательств. Планируя проведение проверки, прокурор в каждом конкретном случае обладает далеко не одинаковой информацией о нарушении законов. Это могут быть сведения о нарушениях различных законов, совершенных разного рода субъектами, что в свою очередь обязывает прокурора тщательно продумывать тактику каждой проверки. Исходя из этого тактика проверок весьма разнообразна и зависит от следующих факторов:

  • характера полученного сигнала о нарушении закона;
  • степени осведомленности прокурора о характере совершенного правонарушения;
  • органа, где предстоит проводить проверку, а равно должностного положения лиц, нарушивших закон;
  • объема предстоящей работы;

— профессионального мастерства исполнителя, который будет проводить проверку, и от ряда других факторов.