Билет 1 История государства и права зарубежных стран

1.Государственный и общественный строй Древнеримской республики

Периодизация истории Древнего Мира:

1) Царский период – (753–509 гг. до н.э.) – разложение первобытнообщинного строя и образовании рабовладельческого государства;

2) Республиканский период – (509 – 27 гг. до н.э.);

3) Монархический период – (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.), в том числе:

  • принципат (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.);
  • доминат (284–476 г. до н.э.).

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

  • имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

  • мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов).

Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций — завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве — разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

6 стр., 2603 слов

Римское экзамен. 1 Правовая система Древнего Рима. Предмет и ...

... подхода. 3 Периодизация римского частного права. История Западной римской империи насчитывает около 1200 лет. В политическом отношении римская история делится на: Царский период (VIII-VI ... предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право по общему правилу умерло вместе с падением Рима. Римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным ...

Главную , обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Трибутные собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Куриатные собрания формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан.

Государственные должности именовались магистратурами.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

  • выборность — все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;

  • срочность — один год (за исключением диктатора);

  • коллегиальность; безвозмездность; ответственность.

2.Государственный механизм Великобритании в Новейшее время

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура претерпевает серьезные изменения.

После досрочных парламентских выборов 1923 г. на смену либеральной партии приходит партия лейбористов, которая занимает место официальной оппозиции. Но окончательно закрепиться в двухпартийном тандеме с консервативной партией партия лейбористов смогла лишь после Второй мировой войны.

Значительные изменения в период после Первой мировой войны произошли в государственном строе. Основные изменения были связаны как с определенными реформами конституционного характера, так и, главным образом, с модификацией прежних конвенций неписаной конституции.

Изменения прежде всего затронули избирательное право. В 1918г. избирательное право было предоставлено всем мужчинам старше 21 года и женщинам, достигшим 30-летнего возраста. Их доход должен составлять не ниже 5 ф.ст., женщина могла состоять в супружестве с человеком, имевшим такой доход.

В 1929 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.

В 1948 г. был отменен двойной вотум (право англичанина голосовать дважды, как по , так и по месту нахождения недвижимости).

С 1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет.

Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти, кабинета министров. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство — акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. В настоящее время количество актов делегированного законодательства многократно превосходит количество законов, принятых парламентом. Делегированное законодательство, по существу, стало инструментом установления господства исполнительной власти в политической системе Великобритании.

6 стр., 2655 слов

Общая характеристика источников гражданского и торгового права ...

... логической связи и в точном соответствии одна за другой не имеет, как правило, противоречий между собой. В системе общего права кодексов нет (ни гражданского, ни торгового). Систематизация в ... правовых норм издания судебников или ежегодников судебных решений. Судебники издаются палатой Лордов, высшей судебной инстанцией, и при составлении уже происходит некий отбор правовых норм, решений. Судебные ...

Верховенство кабинета министров в британской государственной машине еще более усилилось в период Второй мировой войны, причем произошло максимальное усиление роли премьер-министра. Он получил право без консультаций с кабинетом осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства. Определять порядок работы кабинета и повестку дня, решать вопрос о созыве или роспуске палаты общин. Премьер-министр может принимать единоличные решения по основным вопросам текущей политики. В результате система «правления кабинета» трансформировалась в систему «правления премьер-министра».

Парламент, несмотря на некоторое ослабление своих позиций, продолжает осуществлять общий контроль за исполнительной властью,

Особенностью Великобритании является сохранение в политической системе таких институтов, как палата лордов и королевская власть.

В течение XX века роль и значение палаты лордов претерпели существенные изменения, прежде всего в силу перераспределения полномочий в пользу палаты общин. Так в 1949 г. был принят закон, сокративший до одного года вето палаты лордов для нефинансовых биллей. Тем не менее, оставаясь высшей судебной инстанцией, палата лордов сохраняет значительное политическое влияние.

Своеобразное место в политической системе страны занимает корона, которая продолжает оставаться символом ее стабильности. Формально сохраняются многие прежние прерогативы и полномочия королевской власти — право назначения премьер-министра, ни один законопроект не , только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра. Согласно английской неписаной конституции, монарх должен действовать по совету министров, но в случае, если проводимая ими политика, по его мнению, «разрушает базис английской конституции», монарх может отправить в отставку кабинет министров, распустить парламент, не утвердить законопроект и т.д.