Правовое положение главы муниципального образования

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Термин «Глава муниципального образования» был введен в оборот Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» До появления данного акта были распространены понятия «глава местной администрации», «глава местного самоуправления». Причем ни одно из них не имело четкого толкования. С одной стороны, можно было предполагать, что это тождественные понятия. С другой — что наименование зависит от способов вступления в должность: если лицо избиралось населением, его следует именовать главой муниципального образования, в случае назначения — это глава местной администрации. Наконец, конкретные реалии позволяли провести и иное разграничение: в границах территорий, где представительные органы не создавались, действовал глава местного самоуправления; там, где представительный орган функционировал, исполнительный орган возглавлял глава местной администрации.

В данной курсовой работе не будет подробно рассматриваться появление термина «глава муниципального образования», а лишь правовое положение главы муниципального образования и все те вопросы, которые с этим связаны.

Обозначим цель курсовой работы, которая заключается в подробном рассмотрение вопроса о правовом положении главы муниципального образования, а так же его полномочия и ответственность, контроль за его деятельностью.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и определение главы муниципального образования;
  • обозначить основные полномочия главы муниципального образования;
  • выделить причины, по которым привлекаются к ответственности глав муниципальных образований;
  • выработать рекомендации по совершенствованию технологии привлечения глав муниципальных образования к административной ответственности.

Объект курсовой работы — глава муниципального образования, его полномочия и ответственность.

Предметом исследования является правовое положение главы муниципального образования.

При разработке данной проблемы были использованы как теоретические, так и практические наработки российских авторов таких как Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Выдрин И.В., Кокотов А.Н. и другие известные ученые, занимающиеся данной проблемой.

12 стр., 5513 слов

Управление движимой муниципальной собственностью

Объектом является муниципальная собственность и ее составные элементы, предметом – основные направления деятельности органов местного самоуправления г. Тюмени по управлению муниципальным имуществом. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. ...

Актуальность выбранной темы курсовой работы, связана прежде всего с тем, что с принятием нового Федерального закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 января 2006 г., и это позволяет говорить об изменениях которые коснуться системы местного самоуправления. Так же это коснется и глав муниципальных образований. В частности, если по действующему закону глава муниципального образования может возглавлять представительный орган, то новая редакция вводит четкое разделение властей: когда мэр становится и спикером, местную администрацию должен возглавить наемный чиновник. Совмещение постов спикера и главы администрации разрешено лишь для поселений, где живет менее тысячи человек. Но это не единственное новшество, которое внесли законодатели. Ряд нововведений коснулся и конкурсной комиссии, отбирающей кандидатов на пост главы администрации, и ограничений власти мэров, но вместе с тем, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла две поправки, которым уделим внимание в ходе раскрытия темы данной курсовой работы, смягчающие участь муниципалов.

При рассмотрении данной темы будем проводить небольшой сравнительный анализ двух федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления», что позволит выявить их достоинства и недостатки, а так же предоставит возможность заглянуть в недалекое будущие и представить главу муниципального образования, так называемого нового типа.

Глава 1. Понятие и правовой статус главы муниципального образования

В ст. 16 Федерального закона от 28 августа 1995 г. и в ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяется понятие главы муниципального образования. Это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования. При характеристике статуса главы муниципального образования следует принимать во внимание признаки выборного должностного лица местного самоуправления, сформулированное в ст.1 Закона от 28 августа 1995 г. и ст.36 Закона от 6 октября 2003г. Они дополняют «портрет» главы муниципального образования еще двумя чертами. Это лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления, а также наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Целесообразно было бы отметить еще одно принципиальное качество главы муниципального образования: он является высшим должностным лицом в муниципальном образовании, символизируя собой местную власть.

Следует обратить внимание на то, что должность главы может быть предусмотрена уставом муниципального образования. Иными словами, законодатель не навязывает ее учреждение в обязательном порядке.

Конкретное наименование должности главы муниципального образования, срок его полномочий определяются уставом города, района, иной самоуправляющейся территории. В принципе нижние и верхние границы срока полномочий выборного должностного лица можно определить, опираясь на федеральное законодательство о местном самоуправлении и о выборах. Так, согласно ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г., срок полномочий главы, как и депутата, не может быть менее двух лет. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает максимальный срок деятельности выборного должностного лица –– пять лет.

4 стр., 1797 слов

Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка

... муниципальными органами охраны общественного порядка своих полномочий, их взаимодействие с органами внутренних дел РФ. Органам местного самоуправления рекомендовалось предусматривать в уставах муниципальных образований выборность населением руководителей муниципальных органов охраны общественного порядка. В целях ускорения процесса формирования муниципальных органов охраны общественного порядка ...

Срок полномочий глав муниципальных образований, избираемых представительным органом местного самоуправления из своего состава, равен сроку полномочий этого органа. Руководители районов, городов вступают в должность не позднее срока, определенного уставом муниципального образования. До этого момента ранее избранные главы осуществляют свои полномочия. Исключения составляют случаи досрочного прекращения полномочий ранее избранных глав.

Уставами муниципальных образований может предусматриваться процедура принесения избранными главами торжественной присяги (клятвы) при вступлении в должность. Вновь избранные руководители самоуправляющихся территорий издают акты о своем вступлении в должность с указанием соответствующей даты.

Вполне допустимо досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в случаях: подачи им письменного заявления о добровольном сложении своих полномочий прекращения гражданства Р.Ф.; признания судом выборов, в результате которых он был избран, незаконными; вступления в законную силу приговора суда, которым он признается виновным в совершении преступления; избрания им вида деятельности, занятие которым несовместимо с выполнением полномочий главы муниципального образования; выражения ему недоверия и его отзыва населением, если это предусмотрено уставом муниципального образования; освобождения от должности местным представительным органом, ранее его избравшим; прекращения его полномочий с одновременным назначением новых выборов законом субъекта РФ; признания его безвестно отсутствующим, умершим, недееспособным или ограниченно дееспособным (в соответствии с решением суда на основании норм гражданского законодательства).

Решения о досрочном завершении деятельности выборного должностного лица принимаются различными субъектами: представительными органами местного самоуправления, судами общей юрисдикции; законодательными органами субъектов РФ на основании судебного заключения путем издания специальных законов. Полномочия глав прекращаются досрочно с момента вступления в силу актов указанных органов.

В уставах муниципальных образований определяются должностные лица, временно исполняющие полномочия глав до избрания новых руководителей самоуправляющихся территорий.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа избравшего главу муниципального образования из своего состава, последний сохраняет свои полномочия до вступления в должность нового главы, избираемого представительным органом местного самоуправления

Федеральное избирательное законодательство устанавливает возрастной ценз для занятия должности главы муниципального образования. Им может быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. Все иные ограничения в настоящее время отменены. На наш взгляд, это неправомерно. С упразднением ценза оседлости к выборам в муниципальные органы получили доступ люди, не связанные с территорией местом проживания. В стране уже сложилась негативная практика, когда депутаты одних представительных органов местного самоуправления работают и проживают в других территориях. Необходимым, по нашему мнению, является образовательный ценз. Ситуация, когда главой крупного города становится человек без высшего образования, выглядит по меньшей мере нелепой.

12 стр., 5564 слов

Муниципальная служба

... устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов. 3. Одновременно муниципальная служба призвана обеспечить исполнение на территории муниципального образования Конституции РФ, федерального законодательства, законов соответствующего субъекта Федерации, а также отдельных государственных полномочий Российской ...

Законодательство субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований фиксируют ограничения, связанные с деятельностью глав муниципальных образований. Они не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой; быть депутатами законодательных органов Российской Федерации; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности, вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей; принимать участие в забастовках, иных действиях, нарушающих нормальное функционирование органов местного самоуправления.

В пред идущем параграфе были рассмотрены основные понятия связанные с термином «глава муниципального образования», а теперь необходимо осветить его полномочия. Полномочия главы муниципального образования, как иного выборного должностного лица местного самоуправления, начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Но как известно, вступлению в должность предшествует процедура выборов и поэтому скажем несколько слов о ней.

Глава 2. Ответственность главы муниципального образования

2.1. Контроль и ответственность глав муниципальных образований

2.2. Совершенствование ответственности глав муниципальных образований

Заключение

Список использованной нормативно-правой литературы

  1. Конституция РФ. Официальный текст. – Санкт-Петербург: «Издательский дом Громова», 2002.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Официальный текст, действующая редакция. – М.: «Экзамен», 2003.
  3. Гражданский кодекс РФ. Части 1,2 и 3.– М.: «ИКФ Омега-Л», 2002.
  4. Трудовой кодекс РФ. на 15 марта 2003 г. – М.: «Проспект», 2003.