Цели и результаты приватизации собственности в России

Приватизация — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того, чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка.

Приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно, перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную.

Рассмотрим приватизацию собственности в России. Изучим основные цели и выделим результаты приватизации.

1. Цели приватизации

Как экономическое явление приватизация присуща всей мировой экономике. Но, сохраняя общие черты и закономерности, она в тех или иных условиях приобретает специфические черты.

В странах с развитой рыночной экономикой и переходной экономикой цели приватизации различны.

Цели приватизации страны с рыночной экономикой:

1. Сокращение задолженности государственного сектора

2. Развитие рынка

3. Стимулирование предпринимательства

4. Расширение индивидуальных свобод

5. Развитие народного капитализма

6. Ослабление профсоюзов

Цели приватизации в России:

1. Формирование слоя частных собственников-предпринимателей

2. Повышение эффективности деятельности предприятий

3. Создание конкурентной среды

4. Содействие демонополизации экономики

5. Привлечение иностранных инвестиций

6. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

  • приватизация не должна являться «капризом моды», государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
  • приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
  • изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
  • обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
  • приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
  • каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Приватизация — по закону РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» — это приобретение у государства и муниципальных органов в частную собственность предприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов в капитале АО.

12 стр., 5897 слов

Структура собственности в экономике развитых стран

... в области развития отношений собственности. Предмет исследования – собственность, объект – формы собственности в условиях экономики развитых стран. Объект ... способ производства. Качественный аспект собственности - отношения между людьми, предприятиями, государством, между государством и ... роста страны. Цель работы – проанализировать сущность и рассмотреть многообразие форм собственности в условиях ...

В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории — собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.

По существу, приватизирующиеся предприятия переходного периода — это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проводимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов).

При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это, прежде всего, выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана.

2. Формы и методы приватизации

Все разнообразие методов может быть сведено к следующим:

  • прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг;
  • льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний;
  • массовая ваучерная приватизация и реприватизация.

Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.

Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации.

15 стр., 7296 слов

«Приватизация в России»

... РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» - это приобретение у государства и муниципальных органов в частную собственность предприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев, ...

Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов — крупных промышленных предприятий, что предотвратило или приостановило спонтанное расхищение подлежащего приватизации госимущества. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т.п. имеет преимущество — получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.

Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода).

Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий. Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на активы на частную. Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.

Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила особый размах в России, где использовалась в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовала первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям — от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

Следующим методом приватизации является реприватизация, т.е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т.е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т.е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами.

4 стр., 1670 слов

Приватизация государственной собственности

... лиц реально приобрести предприятия, их части в свою собственность В Гражданском Кодексе приватизация государственного и муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и ...

3. Проведение приватизации в России

Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

  • приватизация собственности;
  • самостоятельность субъектов рынка;
  • система социальной поддержки населения;
  • право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
  • устойчивость рубля и денежного обращения;
  • демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
  • система социальной поддержки населения;
  • наличие конкуренции;
  • независимое судопроизводство;
  • право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
  • развитие внешнеэкономических связей;
  • формирование у людей рыночных норм поведения.

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

  • преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
  • преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
  • стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;
  • изменение роли государства, так как государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид:

  • государственные предприятия;
  • частный бизнес;
  • народные предприятия;
  • акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала;
  • акционерные негосударственные предприятия.

Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.

5 стр., 2193 слов

Приватизация предприятий через аукционы

... приватизации объекта. Аукцион проводится в следующих формах: открытый аукцион, используемый, как правило, при продаже активов ликвидируемого предприятия, небольших предприятий (с численностью менее 200 человек), акций акционерных обществ; закрытый аукцион (закрытый тендер), используемый, как ...

4. Этапы приватизации в России

приватизация разгосударствление

Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие основные этапы:

1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.

В июле 1991г. были приняты закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий и государственная программа приватизации. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом.

В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

Окончательная версия программы приватизации была принята резидентским указом в июне 1992г. Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой — между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетам, отдаваемым работникам предприятий. Программа тала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994гг. Программа приватизации предусматривала разделение всех крупных предприятий на несколько групп:

  • подверженные обязательной приватизации (предприятия легкой промышленности, в частности, текстильные, пищевые и мебельные);
  • приватизируемые по специальному разрешению ГКИ (крупные машиностроительные предприятия);
  • приватизируемые по специальному разрешению правительства основные предприятия в стратегических отраслях — добыче полезных ископаемых и оборонной);
  • предприятия, приватизация которых запрещена (медицинские учреждения).

Из приватизационного процесса оказались исключены предприятия, имеющие очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с самого начала для приватизации предполагались лишь предприятия с сомнительной ценностью. Ряд государственных предприятий был исключен из программы приватизации, потому что они:

13 стр., 6254 слов

Понятие приватизации: сущность, основные формы, критерии эффективности. ...

... фонд приватизации и направляются не только на возмещение расходов, связанных с приватизацией, но и для кредитования технического перевооружения приватизированных предприятий, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест. Таким образом, приватизация вообще и прежде ...

  • не могли бы выжить без массивных государственных субсидий и разу бы обанкротились;
  • были прибыльными и поэтому избежали ваучерной приватизации в ожидании следующего этапа денежной приватизации;
  • были исключены правительством из программы приватизации;
  • предназначались для более поздней приватизации группами с обширными политическими связями и влиянием.

Согласно программе, крупные предприятия должны быть преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), а затем приватизированы комбинированным способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также ваучерных аукционов, и только потом открывался доступ для внешних инвесторов.

Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г. Каждый ваучер, который мог получить любой гражданин за 25 руб., имел номинальную стоимость в 10000 руб. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (рудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро замывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних — увеличилась почти вдвое.

Крупные институциональные инвесторы проявили интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации.

Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось: приватизированные предприятия не получили никаких дополнительных инвестиционных ресурсов. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора приложение 3).

Массовая приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди множества индивидуальных собственников. В результате массовой приватизации 1992-1994гг. были разрушены старые механизмы контроля, а новые не были созданы. Административный контроль со стороны профильных министерств и ведомств стал уже невозможен, а рыночные механизмы контроля со стороны акционеров и фондовой биржи еще не начали действовать.

18 стр., 8728 слов

Приватизации земли

... приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров . Однако сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что приватизация ... давал разъяснения этих актов и Программы приватизации. При этом за пределами юрисдикции этих законов оставалась приватизация земли и жилищного фонда, социально-культурных учреждений ...

После 1 июля 1994г. приватизация (покупка и продажа акций и ваучеров) продолжалась только за деньги. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995г. и имел две основные цели:

  • пополнение государственного бюджета;
  • инвестиционная поддержка приватизированных компаний.

Уже в середине 1995г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компании. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам:

1. на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухания спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний;

2. у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений — рынок государственных ценных бумаг;

3. из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную елевую составляющую.

Субъектами, предъявившими наибольшей платежеспособный спрос в оде денежной приватизации, стали теневые бизнесмены, бывшие бюрократы, сотрудники органов государственной безопасности и иногда иностранцы.

В 1995-1996гг. не была достигнута главная, фискальная цель приватизации — недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень — зима 1995г.).

в соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний «Сургутнефтегаз», «ЛУКойл», «Норильский никель» и т.д.).

По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок 1 сентября 1996г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации — практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долларов.

14 стр., 6503 слов

Собственность: сущность, эволюция и многообразие ее форм. Место ...

... определить сущность и формы собственности; дать экономически обоснованную классификацию сложившихся форм собственности; рассмотреть процессы приватизации в России в 2003-2012 гг.; подвести итоги национализации предприятий в 2004-2012 гг.; проанализировать проблемы и ...

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрыты для большинства банков, создавая выгодные условия только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались в 3-5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.

Действительный результат реализации схемы заключался в том, что нескольким нуворишам и магнатам удалось получить «бриллианты» промышленности по крайне низкой цене. Более того, вопреки идеологии массовой приватизации схема «кредиты в обмен на акции» показала, что правительство вовсе не собиралось придерживаться в ходе приватизации крупных и ценных предприятий принципа приоритетности интересов простых россиян. Данная схема вызвала волну общественной критики приватизации. Фактически имела место успешная попытка создания новой экономической элиты, хотя и вопреки первоначальным принципам приватизации, с помощью сомнительных и мошеннических методов. Новая элита получила активы практически бесплатно.

Часто оцениваемые как позорные, совершенные на основе тайного говора и коррумпированные, залоговые аукционы привели к замедлению хода российской приватизации после 1995г. На последнем этапе приватизации, в 1996-1997гг., правительство выставляло на продажу остающиеся у него пакеты акций в рамках инвестиционных тендеров. Это послужило так называемой «войны банкиров». На первых этапах приватизации собственности было столь много, что заинтересованные стороны могли легко приходить к соглашению относительно ее раздела. Когда количество лакомых кусков сократилось, финансово-промышленные группы и банки, контролируемые олигархами, вступили в открытую войну. В конце концов, российская приватизация обернулась попыткой сохранить status quo: никаких ликвидаций предприятий, практическое отсутствие продаж активов, отказ от разукрупнения предприятий во имя развития конкуренции, отсутствие поддержки вновь создаваемых фирм. Напротив, правительство посчитало нужным стимулировать слияния и возникновение крупных холдингов в таких секторах, как нефтяная промышленность, электроэнергетика и телекоммуникации.

В 1997г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Стоимость имущественных комплексов определялась не только по балансовой стоимости, а совокупно — на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).

Был предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирался на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта была нацелена на получение максимальных получений в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам были проданы пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Было предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду. Крупнейшими сделками с 1997-1998гг. стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков.

7 стр., 3425 слов

Сущность собственности и ее многообразие в современной российской экономике (2)

... Частная собственность. Частная собственность – собственность отдельного гражданина или семьи на земельные участки с постройками, жилье, предприятия в сфере производства ... экономике преобладает частная собственность. Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства. В-третьих, собственность ...

5. Итоги российской приватизации в 90-х годах

Несомненным результатом проводимой реформы явился процесс трансформации централизованной плановой системы в рыночную экономику смешанного типа. Сложилась многоукладная экономика, появился класс собственников в лице владельцев приватизированных предприятий и недвижимости. В структуре занятых выросла доля лиц, занятых в негосударственном секторе. Так, если в 1991г. на предприятиях государственной формы собственности было занято 75,4%, то в 1995г. их доля составила 42,1%, в то же возросла доля занятых в частном секторе с 13,3% до 34,4% и на совместных предприятиях — с 10,3 до 22,8%.

Среди приватизированных предприятий 51% составляют предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Доля приватизированных предприятий в производстве составляет 33%. В аграрном секторе создано 293 тыс. фермерских хозяйств.

С переходом к денежному этапу приватизации начался процесс концентрации прав собственности, что находит выражение в создании финансово-промышленных групп, усиления их роли в реальном секторе экономики. Широкое развитие получил процесс создания рыночных институтов.

Увеличилось количество фондовых и товарных бирж, брокерских контор и фирм, коммерческих банков, идет процесс концентрации банковского капитала. Происходят изменения в структуре денежных доходов населения: увеличивается доля доходов от предпринимательской деятельности, от финансово-кредитных операций.

К сожалению, отмеченные позитивные сдвиги в экономике происходили на фоне глубоких негативных результатов проводимой реформы. Основными из них являются: обвальный спад производства, резкое снижение жизненного уровня населения, усиление сырьевой ориентации экономики и рост зависимости от внешнего рынка, сокращение отечественного рынка для собственных товаропроизводителей. Ухудшились макроэкономические показатели: упала в два раза доля России в мировом производстве, снизились объемы ВВП, капитальных вложений в производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, рыночного товарооборота, реальных доходов населения. Разрыв в доходах между богатыми и бедными слоями населения возрос с 4,5 раза до 13,5 раза. Тяжелое положение обусловлено особенностями реформы. Предполагалось, что либерализация цен и приватизация сами по себе приведут к созданию конкурентной среды, свободному переливу капиталов. И в этой ситуации преимущественное развитие получат отрасли конечного спроса. Однако этого не произошло, а произошел обвал цен и глубокий спад производства. Предполагалось, что либерализация приведет к массовым банкротствам слабых, технологически устаревших предприятий. Однако в тяжелом положении оказались и весьма перспективные высокотехнологичные предприятия. При общем глубоком спаде производства наблюдается большая неравномерность: наиболее тяжелое положение сложилось в легкой, машиностроительной, пищевой, нефтехимической промышленности, т.е. в тех областях, которые должны работать на потребительский рынок и рынок инвестиций. Более благоприятная ситуация лишь в отраслях топливно-энергетического комплекса, активно работающего на экспорт. В аграрном секторе спад производства идет на фоне общего снижения эффективности использования земель и падения продуктивности животноводства.

В целом реальный сектор экономики стал характеризоваться тенденцией сужающегося воспроизводства, разрушением базисных производств, обеспечивающих научно-технический прогресс, что увеличивает зависимость нашей экономики от мирового рынка. Даже в области потребительских товаров выросла зависимость от импортных поступлений, в то время как отечественные товаропроизводители испытывают трудности с реализацией производимой продукции. За годы реформы в структуре экономики страны повысился удельный вес сырьевых отраслей и отраслей низкой степени переработки. Российская экономика все более принимает черты колониальной экономики.

За годы реформы были разрушены нормальные условия воспроизводства не только материального продукта, но и главного фактора производства — человека. Резко упал жизненный уровень населения, усилилось имущественное неравенство в обществе. Тревожен не сам по себе факт усиления мужественного расслоения в условиях перехода к рыночной экономике, а его специфика для России: в разряд бедных попала значительная часть экономически активного и высококвалифицированного населения (техническая интеллигенция, научные работники, учителя, врачи и т.д.).

Сложилась ничем не оправданная дифференциация в заработной плате работников финансовой сферы и сферы производства, работников бюджетной сферы и ряда приватизированных предприятий, а внутри предприятий — различие в заработной плате между руководителями и работниками может достигать 10-15 раз, а иногда и значительно больше.

Реформа способствовала процессу первоначального накопления капитала, одной из особенностей которого является широкое использование в этих целях экономическими субъектами сугубо спекулятивных сделок. Спекулятивный характер накопления капитала в условиях экономической и политической нестабильности вынуждает владельцев капитала искать надежные способы его хранения, что ведет к вывозу капитала за рубеж. Вовлечение в сферу спекулятивных действий государства, предпринимателей, банкиров и населения усиливает процесс перераспределения богатства в интересах немногих, снижает реальный потенциал экономического роста.

Резко ухудшилась и продолжает ухудшаться демографическая ситуация: снижается рождаемость, увеличивается заболеваемость, снижается средняя продолжительность жизни.

Возникшая в итоге структура собственности не только не соответствует критериям экономической эффективности, но и создает предпосылки для обострения социально-экономических проблем в средне- и долгосрочной перспективе.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

6. Приватизация 2000-х годов

Премьер-министр России Михаил Касьянов подписал программу приватизации на 2004 год. Об этом сообщили в Департаменте правительственной информации. Этот документ, как ожидается, будет внесен в Государственную думу вместе с проектом федерального бюджета на следующий год 26 августа, передает ИТАР-ТАСС. Эта программа, в целом одобренная на заседании Правительства 17 июля, включает около 1050 ФГУПов и более 600 госпакетов в акционерных обществах. По словам первого заместителя министра имущественных отношений Александра Бравермана, в 2004 году государство планирует выйти из уставного капитала практически всех акционерных обществ, где его доля составляет менее 25%. Реализация программы приватизации на следующий год, по оценке Минимущества, должна принести государству как минимум 35-40 млрд. руб.

Доходы от приватизации госимущества в 2006 году, согласно оценкам Минэкономразвития, запланированы в объеме 31 млрд. руб. Об этом сообщил источник в Правительстве РФ, комментируя представленные Минэкономразвития материалы об итогах приватизации федерального имущества в 2005г. и о задачах в области приватизации в 2006 году. Как отметил источник, план приватизации по акционерным обществам в 2005 году выполнен больше чем на треть, по ФГУПам — на половину. Всего в 2005 году приватизировано 741 унитарное предприятие против 517 в 2004 году. Кроме того, проданы пакеты акций 634 АО против 655 в 2004 году. Доходы от приватизации в 2004 году были запланированы в 42.7 млрд. руб. Фактические поступления от приватизации составили 34.8 млрд. руб. В 2006 году запланирована приватизация 1400 унитарных предприятий и продажа более 1300 пакетов акций АО. Минэкономразвития также предлагает усовершенствовать законодательство о приватизации госимущества. По словам источника, министерство внесло в Правительство поправки в законодательство о приватизации госимущества, об оценочной деятельности и об акционерных обществах, направленные на повышение эффективности приватизационных процессов. В частности, в поправках предлагается отказаться от акционирования мелких и средних унитарных предприятий, от института нормативной цены при приватизации. Кроме того, изменения направлены на упрощение порядка продажи единичных акций, совершенствование продажи путем первичного предложения, повышение информационной открытости приватизационных процессов, упрощение создания АО при приватизации и ряд других мер. По словам источника, после согласования законопроекта с ГПУ и его рассмотрения на Правительственной комиссии по законопроектной деятельности документ может быть вынесен в Правительство в течение месяца. Среди задач на 2006 год Минэкономразвития ставит сокращение количества унитарных предприятий, деятельность которых не направлена на обеспечение государственных функций, а также на своевременное оформление всех документов при выставлении предприятия на приватизацию. По словам источника, Минэкономразвития представит окончательный отчет об итогах приватизации в 2005 году 15 апреля, а также ежеквартально будет отчитываться о выполнении плана приватизации в 2006 году.

Однако в 2006 году было продано только 356 пакетов акций АО, или 26% от включенных в приватизацию хозяйственных обществ, и только по 523 УПам (36% от плана).

Среди крупнейших приватизационных сделок 2006 года была продажа 100% акций Международного аэропорта Сочи за 5,5 млрд. рублей и госпакета (19,8%) акций ОАО Дальневосточное морское пароходство за 3,9 миллиарда рублей. Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2006 году составили 18,26 миллиарда рублей, или 58,9% от установленного плана. Сокращение поступлений объясняется тем, что ежегодно не выполняются планы по приватизации.

Всего за период приватизации с 2000-го года государство получило доход в федеральный бюджет: в 2000г. — 83,3%, 2001г. — 89%, 2004г. — 34,8% от запланированных 58,9%), 2006г. — запланировано поступлений в размере 31 млрд. руб., а поступило 18,26 млрд.руб.

Это говорит о том, что система приватизации в России требует совершенствования, но по сравнению с 90-ми годами она усовершенствовалась, свидетельство этому вклады людей в развивающееся производство, которое становится конкурентно способным.

Итоги и опыт реализации проведения приватизации последних годов заложило основу для подготовки планирования приватизации в последующие годы, в том числе планирования приватизации на среднесрочную перспективу, которое позволит вывести приватизационный процесс как часть системы управления имуществом на качественно новый уровень.

Заключение

Таким образом, приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Приватизация означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также право распоряжения и пользования мужеством при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия. Приватизация может осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества и т.д.

Начиная в 1992г. широкомасштабную приватизацию, российское правительство оказалось в условиях, при которых нормальная продажа государством своего имущества в частные руки была невозможна по трем основным причинам:

1. такая приватизация — дело небыстрое, а избранный вариант реформы экономики требовал незамедлительного разгосударствления;

2. дело штучное, требующее участия многочисленной армии квалифицированных специалистов, которых, естественно, в наличии не было;

3. и это, пожалуй, самое важное и непреодолимое обстоятельство — в стране попросту отсутствовали необходимые денежные средства.

К сожалению, реформирование ключевых отраслей и либерализация производственно-экономических связей не обеспечили экономический рост — увеличение темпов развития и рост национального дохода на душу населения. Поспешная приватизация и криминализация экономики привели к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство и связи, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За 1992-1998гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны. Игнорирование организаторами процесса приватизации основной сущности собственности (как совокупности производственных отношений, а не только как совокупности имущества) отбросило страну назад в экономическом развитии.

Как итоги приватизации можно отметить:

1. разрушение той части производительных сил, которые отличают современное постиндустриальное общество;

2. структура российской экономики изменилась в сторону увеличения доли сырьевых отраслей (в СССР доля топливно-энергетического комплекса составляла около 8%, сейчас эта доля превышает 1/3);

3. снижение уровня производства на 51%.

Важнейшей задачей, которую необходимо решить для восстановления способности государства управлять экономикой, является четкое оформление системы отношений собственности и системы управления государственной собственностью. В России на сегодняшний день до сих пор не сложилось четкой системы отношений собственности. Права собственности в них «размыты» среди трех основных групп субъектов:

  • работников предприятий;
  • руководства тех же предприятий;
  • так называемых внешних собственников (акционеров), в качестве которых чаще всего выступают частные фирмы и банки.

Необходимо разработать программу и начать инвентаризацию и единообразное оформление прав собственности на все области недвижимости. Формирование целостной системы собственности в России невозможно без того, чтобы само государство, остающееся крупнейшим собственником не осознало себя как собственника и не начало действовать как собственник. Государство в результате реформ практически самоустранилось.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/referat/privatizatsiya-sobstvennosti/

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Закон от 3 июля 1991г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

4. Указ Президента РФ от 14 августа 1992г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ».

5. О. Белокрылова. «Теория переходной экономики». Ростов-на-Дону. 2002г.

6. В. Андрефф. «Российская приватизация: подходы и последствия». 2004г.

7. А. Левинтов. «Особенности приватизации в России». Москва. 2000г.