Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Среди различных заболеваний детского и подросткового возраста психическим болезням принадлежит одно из ведущих мест. По данным ВОЗ распространенность психических заболеваний у подростков в экономически развитых странах составляет от 5 до 15 %. В подростковом возрасте (с 14 до 18 лет) происходит половое и психическое созревание, причем созревание неравномерное. Примерно в течение 5 лет в организме происходит глубокая биологическая перестройка. В последние десятилетия очень актуальными оказались явления акселерации (ускорения) физического развития и проблема инфантилизма. К акселерации относят увеличения всех показателей физического развития населения (роста, массы тела и т.п.) и более раннее половое созревание. Инфантилизм, в виде отставания в физическом развитии и психосоциальном созревании, достаточно распространенное явление в эпоху акселерации.

1. Особенности психики подростка. Понятие акселерации и инфантилизм.

В подростковом возрасте меняется и психологический склад личности, претерпевают глубокие изменения психические функции. Этот важный период в развитии каждой личности может протекать как относительно спокойно, так и очень бурно, что зависит от ряда внешних и внутренних условий. Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения — «пубертатного криза».

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно, без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами — с обожествлением случайных кумиров.

В современной западной психиатрической литературе широкое распространение получила концепция Эриксона о «кризисе идентичности», как о главной особенности подросткового периода. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Промежуточность общественного положения и статуса подростка и юноши (уже не ребенок, но еще не взрослый) определяют и особенности их психики. Важнейшее психологическое образование — чувство взрослости — представляет главным образом новый уровень притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого подросток еще реально не достиг. Детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

31 стр., 15093 слов

«ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И САМООТНОШЕНИЯ ...

... изменений, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это фактор, который опосредует все отношения личности, в том числе и отношение к детям». Таким ... отношений и самоотношения в младшем подростковом возрасте. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: ведущие принципы психологии – системности, развития, детерминизма, целостности психики; теоретические положения ...

Пубертатный криз, кроме «кризиса идентичности» слагается также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводится как следствие «Эдипова комплекса», как протест против отца. Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дома и бродяжничество.

2. Поведенческие стереотипы несовершеннолетних.

Существует также ряд поведенческих стереотипов, характерных для подросткового и юношеского возрастного периода. Эти стереотипы находят свое выражение в виде особых реакций подростка или юноши на определенные воздействия и явления, наблюдаемые им в социальном окружении.

  1. Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, в бравировании опьяненным состоянием, в побегах из дома, а иногда и в антисоициальных явлениях.
  2. Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу, образцу, образцом для подражания может стать и антисоциальный герой. Известно, какое влияние оказывает на правовое сознание подростка формирование образа преступника -супермена, пропаганда уголовного романтизма.
  3. Реакция отрицательной имитации -поведение, нарочно противопоставленное навязываемой модели.
  4. Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области, подчеркнутым успехом в другой области, неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением в кругу сверстников.
  5. Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Так, присущая подростку радость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. По этой причине крайне робкий и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т.п.).

  6. Реакция эмансипации — стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание норм закона, бродяжничество.
  7. Реакция группирования — объединение в группы сверстников. Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.
  8. Реакция увлечение — проявляется в самых разнообразных подростковых хобби. Поп музыка, стиль в одежде, стремление к получению личной информации, используемой для самого процесса общения, увлечения, связанные с чувством азарта или обеспечивающие всеобщий успех, внимание (модница, гитарист и т.п.), овладение престижными навыками (водитель автомобиля).

Нередко отклоняющееся поведение подростков может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия. В то же время существует особый вид отклоняющегося поведения подростков, юношей (девушек), которое и внешне и внутренне адресовано взрослым. Это, так называемое, демонстративно-отклоняющееся поведение, когда окружающим демонстрируется отклонение, когда действия совершаются ради их ненормативного характера.

4 стр., 1831 слов

Интеллектуальное и личностное развитие подростков

... -профессиональная деятельность должны быть совмещены [38, c. 636-643]. 1.2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие подростков. По ... создаются новые образы. Важным психическим новообразованием младшего подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может ...

3. Задержка психического развития. Особенности судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы этих лиц.

Для права и судебной психиатрии важным является положение о том, что в этот период может быть ускорение физиологического созревания и некоторое запаздывание созревания психических функций.

Задержка психического развития у детей и подростков встречается чаще, чем ускоренное развитие. Психическая незрелость может проявляться в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, поведенческой сферах. У таких подростков наблюдается значительное несоответствие между реальными показателями психической деятельности и теми, которые должны быть в норме в их возрасте. Решение вопроса возрастной отсталости, соответствия паспортному возрасту требует специальных познаний в области детской и подростковой психологии, поэтому закон предусматривает назначение комплексных экспертиз с участием психологов и психиатров (ст. 421 УПК РФ).

Эти комплексные психолого-психиатрические экспертные комиссии могут давать заключения о соответствие уровня психического развития подростка его фактическому возрасту. Формальное понимание противоправности и наказуемости, знание моральных запретов и этических норм еще не являются условием того, что подростки в своих юридически значимых действиях будут руководствоваться установленными общими правилами. Подростки в силу естественной возрастной психической и социальной не зрелости не могут в полной мере осознавать усложняющиеся законы и правила поведения в обществе, логически обосновывать свои действия. Они не достаточно знают правовые нормы и не всегда правильно ими пользуются. У них также отмечается незрелость волевых функций, несформированность критических способностей (оценка и самооценка) и способностей адекватно прогнозировать последствия своих действий. Поэтому при любых сомнениях в психической полноценности подростка -правонарушителя, его необходимо направлять на судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

В ст.421 п.5 УПК РФ указывается, что определение уровня психического развития несовершеннолетнего предполагает выяснение степени его интеллектуального развития, соответствия возрасту, причин задержки психического развития. В этих целях могут быть истребованы документы, допрошены родители, учителя и воспитатели, соседи, лица из окружения обвиняемого (подозреваемого).

В соответствии со ст. 421 ч. 1 п. 2 подлежат установлению такие особенности психики несовершеннолетнего, как способность к абстрактному мышлению, возможность самостоятельной организации деятельности, социальный характер интересов и ценностей, ограниченность запаса общих сведений и знаний, примитивность морально-этических норм поведения, асоциальность установок и др.

17 стр., 8417 слов

Становление и развитие прав личности в истории России

... и права. Предмет исследования — становление и развитие прав личности в истории России. Цель дипломной работы — исследовать процесс становления и постепенного развития правового статуса личности в России в ... исследованием исторических, теоретических аспектов правового статуса личности в области прошлых исторических событий и современные проблемы развития прав человека в начале XXI века. Элементом ...

Юридический (психологический) критерий невменяемости с его признаками устанавливается путем постановки на разрешение психолого-психиатрической экспертизы следующих вопросов:

  1. «страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством»;
  2. «имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством»;
  3. «мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и, если мог, то в какой мере?».

4. Психопатии, их судебно-психиатрическая оценка.

В практике судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних наиболее часто встречаются формирующиеся психопатии и психопатоподобные состояния, обусловленные перенесенными в детском возрасте травмами мозга и инфекционными заболеваниями (энцефалиты, менингиты).

Психопатия — это стойкая аномалия личности, характеризующаяся дисгармонией эмоционально-волевой сферы и своеобразным мышлением. Психопатия рассматривается как аномалия характера, личности и не является поэтому психической болезнью. Для установления психопатии важно наличие так называемой триады (П.Б. Таннушкин): тотальность характерологических нарушений, их стойкость и изменения социальной адаптации. В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать то, что подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов заостряются. Преобладают различные поведенческие реакции: протест, отказ агрессия, попытки самоубийства, отказ от подчинения.

Социальная дезадаптация, в случаях психопатий, обычно проходит через весь подростковый период. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей, подросток не удерживается ни в школе, ни в училище, быстро бросает работу, куда только что поступил. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников — либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами — небольшой группой подростков, ведущих аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни. Наиболее часто встречаются расстройства личности типа неустойчивых, истерических, эксплозивных. Эти типы и имеют наибольшее судебно-психиатрическое значение.

5 стр., 2301 слов

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц

... тождества личности. Судебно-медицинская экспертиза живого лица производится постановлению следователя В случаях, когда экспертиза живого лица производится в ам­булатории при отсутствии следователя, судебно- ... квалифици­рованы имеющиеся повреждения. Установление состояния здоровья. При проведении судебно-медицинской экспертизы состояния здоровья тщательно анализируются сведения, относящиеся ...

Ведущее место среди подростков, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, занимают лица с повышенной возбужденностью или эксплозивностью, у которых в пубертатном периоде появляются грубость, непослушание, раздражительность, злобность, склонность к бурным проявлениям аффектов в ответ на незначительные поводы. Характерны для них аномалии влечений, садистские стремления, девиации их сексуального влечения. Алкоголизация быстро приобретает характер патологического пристрастия. Хотя опьянение протекает тяжело, с возбуждением, яростью, агрессией, желанием всех бить и все крушить, тем не менее легко возникает потребность напиваться до отключения («пока не отрубишься»).

Для подростков с психопатией по неустойчивому типу свойственны школьные прогулы, тяга в асоциальные подростковые компании, жажда легких развлечений и зрелищ, нежелание трудиться, отсутствие реальных планов на будущее, склонность к азартным играм, побеги из дома. При истероидной психопатии у подростков часты аффективные реакции с криками, плачем, рыданиями, вплоть до истерических припадков. Истерические реакции легко возникают при малейших неудачах, в трудных ситуациях, при столкновении с родными или властями, при обиде на близких.

Реже встречаются патологически замкнутые (аутичные) подростки, у которых пубертатный период проявляется в повышенной склонности к мудрствованию, резонерству, философствованию, а также психастенические личности с повышенной тревожностью, мнительностью, боязнью заболеть, умереть, с обидчивостью, ранимостью, с легко возникающей подавленностью и раздражительностью. В условиях судебно-психиатрической экспертизы можно выявить и различные типы реагирования подростков с формирующейся психопатией. У одних подростков может быть усиление фантазирования, склонность к вымыслам. У подростков с возбудимостью часты реакции протеста, диагностируются дисфорические (тоскливо-злобные) колебания настроения. Подростки с преобладанием психастении обнаруживают невротические состояния с навязчивостями. Состояния заторможенности, адинамии, вялости, пассивности преобладают у подростков с психастеническим проявлением. В тех случаях, когда при судебно-психиатрической экспертизе выявляются выраженные расстройства личности — психопатии, исключающие возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, имеются основания для признания подростков невменяемыми. При этом клиническими критериями судебно-психиатрических оценок глубины личностных расстройств являются патологическая внушаемость, неумение использовать опыт интерперсональных отношений, некорригируемость поведения, невозможность адаптации, склонность к частым ухудшениям состояния с усугублением психопатических проявлений, расстройства критических способностей (отсутствие борьбы мотивов и адекватной оценки и самооценки, невозможность соотносить поступки с реальностью).