Административное взыскание

Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в, духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взыскание — это мера административной ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения.

Административными взысканиями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены Кодексом об Административных правонарушениях (КоАП) в ст. 24-32 1 главы 3 раздела II «Административное правонарушение и административная ответственность». Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административного принуждения, применяемые в связи с административным правонарушением, административными взысканиями не являются. Так, не должны считаться административными взысканиями административное задержание (ст. 240 КоАП), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243), изъятие вещей и документов (ст. 244), отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства (ст. 245).

Эти принудительные меры по своей правовой природе объединены в группу процессуальных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Их реализация не означает привлечения к административной ответственности; цель их в другом — пресечь правонарушение и обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дел и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Применение административных взысканий является хотя и необходимым, но все же вспомогательным средством борьбы с административными правонарушениями. Применяя административное взыскание, государство сочетает принуждение и убеждение. Административное взыскание, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательный потенциал.

Административное взыскание как мера ответственности применяется в целях:

  • а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
  • б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
  • в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Таким образом, с помощью административных взысканий осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общей и частной превенции).

3 стр., 1204 слов

Понятие и виды административных взысканий

... такое административное взыскание и его виды. В работе была использована нормативная база и учебная литература 1.ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения ...

Специальное предупреждение заключается в том, что административное взыскание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреждение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самого нарушителя, но и окружающих его лиц. Конечная цель применения административных взысканий состоит в том, чтобы ни нарушитель правовых норм, ни другие лица не совершали более административных правонарушений. Административные взыскания выполняют в известной мере также функцию предупреждения преступлений.

В данной курсовой работе дается анализ КоАП в части, касающейся положений об административных взысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.

1. Система административных взысканий

В ст. 24 КоАП РСФСР закреплены следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонару-шения 1 ;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Таможенным кодексом РФ (ТК РФ) и рядом других актов также установлено такое взыскание:

9) отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Кроме того, ТК РФ называет еще одну санкцию:

10) взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Все десять названных взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель — защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений.

По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

Кара — это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).

Административные взыскания налагаются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют будущее поведение.

14 стр., 6861 слов

Административное принуждение

... видов административного принуждения остановимся более подробно в следующем разделе курсовой работы. 2. Классификация мер административного принуждения .1 Меры административного предупреждения Административно-предупредительная работа является ... право )наложения административных взысканий имеют более 35 субъектов (ст. 218 - 244 КУоАП [1]); )меры административного принуждения могут применяться как ...

Взыскания отличаются от иных средств административного принуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.

В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. В частности, велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции.

Возмездное изъятие и конфискация предметов, отзыв лицензии, взыскание стоимости товара, выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных взысканий, а все остальные взыскания могут быть только основными (ст. 25-32 1 КоАП РСФСР, 244, 245 ТК РФ).

За нарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное взыскания.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 24 КоАП РСФСР, все взыскания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из 10 взысканий, а децентрализованно — актами субъектов Федерации — только предупреждение и штраф.

2. Виды административных взысканий

2.1 Предупреждение

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом В ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.

Предупреждение — один из видов административного взыскания. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении не-значительных административных проступков. Оно может налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавливающего административную ответственность. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно со штрафом. Вместе с тем законодательство не допускает его применения вместо других административных взысканий, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного взыскания более мягким видом административного взыскания.

Предупреждение — одно из основных административных взысканий, известных Кодексу. К предупреждению может быть присоединено дополнительное административное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы. Так, незаконная передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или наложение штрафа с конфискацией запрещенных предметов.

Применение предупреждения, равно как и другого административного взыскания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этому взысканию, считается в «течение одного года со дня его исполнения наказанным в административном порядке (ст. 39).

15 стр., 7151 слов

Формы оплаты труда адвоката по уголовному делу

... влечет его незаключенность (п. 1 статьи 432 ГК РФ) О порядке взыскания задолженности по оплате труда адвокатов за участие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов ...

Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное взыскание.

Предупреждение как административное взыскание следует отличать от устного замечания. Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего малозначительное административное правонарушение. Устное замечание не является административным взысканием и не влечет связанных с ним отрицательных правовых последствий. Такого рода замечания широко используются и повседневной деятельности надзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической меры воздействия.

Действующее законодательство предусматривает письменную форму вынесения административного взыскания в виде предупреждения. О наложении данного взыскания органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, выносится постановление по делу. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформлении применения этого вида административного взыскания на месте совершения правонарушения путем компостерной просечки «талона» к удостоверению на право управления маломерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодекса наложение административного взыскания в виде предупреждения может быть оформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме просечки «талона» может применяться только за те нарушения правил плавания по внутренним водным путям России, перечень которых указывается в названном талоне. Так, предупреждение с отметкой в талоне к удостоверению на право управления маломерным судном может быть применено за нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 111 2 .

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законодательством случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М.: НОРМА-ИНФРА·М, 2000. С. 499.

2.2 Штраф

Штраф — мера имущественного характера. В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.

1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);

2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода, например).

В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;

3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);

4) пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель использует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, — на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ).

11 стр., 5276 слов

Тарифные системы оплаты труда

... фонда оплаты труда, методов его расчета. Объект исследования – тарифные системы оплаты труда. Предмет исследования – основы построения тарифной системы, формы и системы оплаты труда, фонд оплаты труда при тарифной системе оплаты труда. Глава 1. Основы построения тарифной системы оплаты труда в организации Тарифная ...

Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальный субъект, — 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, — 25 тысяч минимальных окладов Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст. 1977.

Следует также учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970. установлен до принятия нового кодекса порядок перерасчета размеров штрафов, закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твердой сумме. В законе назван такой «масштаб» расчета налагаемых на основе КоАП штрафов:

  • ..если верхний предел штрафа не превышает:
  • десяти рублей, считать его равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения;
  • тридцати рублей, считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда…
  • пятидесяти рублей, считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда…
  • ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оплаты труда…
  • двухсот рублей, считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда…
  • трехсот рублей, считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда…
  • пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда…
  • тысячи рублей, считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда…
  • трех тысяч рублей, считать его равным десяти минимальным размерам оплаты труда.

2.3 Возмездное изъятие

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санкциях. А поскольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представляются обоснованными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.

Возмездное изъятие как вид административного взыскания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное взыскание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудия совершения или явившихся непосредственным объектом правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взысканием.

По содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых, принудительное изъятие предмета у правонарушителя, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмездности это изъятие отличается от другого административного взыскания — конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. При конфискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность государства.

13 стр., 6006 слов

Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг

... данным видам выполняемых работ, предоставляемых услуг. 2 Законодательство в сфере защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) Законодательство о защите прав потребителей - это ... нарушения прав потребителей. 1. Теоретические вопросы 1 Основные понятия и круг правоотношений по выполнению работ (оказанию услуг) законодательство право потребитель защита Защита прав потребителей ...

Возмездное изъятие предмета может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания оно предусмотрено только ч. 1 ст. 173 Кодекса за нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормы предусмотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве дополнительного взыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административных правонарушений: нарушение правил перевозки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте (ст. 106) и уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов (ст. 175).

Причем, если за первое нарушение законодатель предусматривает возможность наложения дополнительного взыскания в виде возмездного изъятия предмета, то за второе нарушение данное взыскание обязательно дополняет основное взыскание — штраф.

2.4 Конфискация

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.).

К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ).

Дело в том, что конфискация — мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, — значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

В постановлении Конституционного Суда Российской Феде-рации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458., сказано:

1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье.

7 стр., 3346 слов

Административные взыскания

... Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные ...

2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке…

4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами…

Хотя в постановлении КС РФ признаются не соответствующими Конституции РФ только три административно-правовые нормы, очевидно, что неконституционными признаются ч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающие конфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкция законодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должны применять ее. После опубликования постановления в «Российской газете» 26 марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постановления о конфискации в административном порядке неконституционны.

2.5 Лишение специального права

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Административное взыскание в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, состоит в ограничении нарушителя права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ограничивает возможность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лишения права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обязательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873. право на управление автотранспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получив-шим соответствующее удостоверение. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения (ст. 27).

Аналогичные требования установлены законодательством и в отношении права на управление маломерными судами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификационный экзамен, для охотников — техминимум. Водительские удостоверения выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государственной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным судном).

14 стр., 6595 слов

Судебная защита конституционных прав на труд граждан Российской Федерации

... порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права. В нашем случае автор дипломной работы будет рассматривать наиболее действующий механизм защиты трудовых прав граждан - судебный. Таким образом, целью ... к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению Библиотечка Российской газеты. - 1999. - № 22-23. - С. 69.. Провозглашением свободы труда устанавливается ...

Водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения водителя, не превышает восьми, предоставляется лицам, имеющим водительские удостоверения категории «В». Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим обществом.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права, на управление транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматривается Кодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 — управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, ч. 2 ст. 118 — нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений), за систематическое нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 118 1 ), грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов, управление судном судоводителем в состоянии опьянения (ст. 1114 ).

Лишение права охоты приметается за нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85).

Рассматриваемое административное взыскание связано со значительными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного взыскания. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в течение установленного срока управлять при-надлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.).

Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Закон предусматривает ряд условий, ограничивающих применение лишения специального права. Ограничивает закон и применение лишения права на управление транспортными средствами. Данное административное взыскание не может, по общему правилу, применяться к лицам, которые пользуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью. Из указанного правила есть исключения. Лишение водительских прав названных лиц закон связывает со случаями управления транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транс-портного происшествия, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования.

Законодательство относит применение рассматриваемого административного взыскания к компетенции различных органов. Применение лишения водительских прав зависит от вида транспортных средств. Лишение права на управление автомототранспортом и городским электротранспортом применяют органы внутренних дел, на управление тракторами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами — органы гостехнадзора, на управление маломерными судами — органы государственной инспекции по маломерным судам. Право налагать административное взыскание в виде лишения права охоты предоставлено органам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты.

55 стр., 27395 слов

Понятие и виды дисциплинарной ответственности по законодательству ...

... ненадлежащее исполнение своих обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную ТК и иными законодательными актами. ... необходимыми и обеспечиваются государством при помощи дисциплинарных санкций. Остальные элементы поведения работника в ... социального управления, развития общественного производства, улучшения работы хозяйственного механизма, повышения производительности труда. Понятие ...

2.6 Исправительные работы

Исправительные работы — одно из наиболее строгих административных взысканий. Перечень административных проступков, за которые оно может применяться, невелик. Это — незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хищение государственного или общественного имущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мелкое хулиганство; злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка; распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция, совершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанное нарушение; незаконная продажа товаров или иных предметов, совершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанные нарушения (ст. 44, 49, 49′, 150 2 , 151, 158, 162, 165, 1661 ).

Предельный срок исправительных работ — два месяца. Минимальный срок не может быть менее 15 дней, если в соответствующей норме он не указан. Для всех перечисленных выше проступков минимальный срок исправительных работ установлен один месяц.

Право назначения исправительных работ предоставлено только районному суду и судье этого суда. Фактически законодательство предусматривает назначение исправительных работ судьями.

Исправительные работы могут назначаться и отбываться по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, на предприятии и в организации, независимо от формы собственности: государственной, общественной, муниципальной, частной и др.

Контроль за исполнением взыскания в виде исправительных работ осуществляют инспекции исправительных работ.

Часть заработка виновного (не более 20 процентов), определенная постановлением о применении к нему взыскания в виде исправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процент заработка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. В нормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установлен единый размер удержаний — 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, не назначен твердый заработок (работающему, например, на ферме), удерживаемый процент заработка определяется исходя из среднего заработка по району (городу).

Не допускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и страхования, и из выплат единовременного характера.

В период отбывания взыскания в виде исправительных работ запрещается предоставление очередного отпуска. Это вытекает из содержания ст. 299 Кодекса, установившей, что постановление о применении исправительных работ направляется на исполнение не позднее, чем на следующий день после его вынесения.

Производство по исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой 29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителем исправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства.

Применение в качестве административного взыскания исправительных работ в отличие от исправительных работ, назначаемых в качестве уголовного наказания, не создает судимости. В настоящее время исправительные работы как мера административного взыскания применяются крайне редко.

2.7 Административный арест

Административный арест является самым строгим административным взысканием. Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции от общества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении.

Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.

Административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности приближаются к преступлениям: незаконные приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хулиганство; распитие спиртных налитков в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному распоряжению, или требованию работника милиции, или народного дружинника, или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка; проявление неуважения к суду; неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности; злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 44, 158, 162, 165, 165 1 , 1655 ).

Указание в данной статье о том, что административный арест применяется в исключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствии с Настоящей статьей он может назначаться только районным судом (судьей).

Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложено только на судей.

В настоящей статье не указывается, какие случаи могут рассматриваться как исключительные. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции. В них сказано, что применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправительных работ, будет признано недостаточным.

Если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, это взыскание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.

В ч. 2 ст. 32 КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии решения о применении в качестве взыскания административного ареста должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, достиг ли подросток, совершивший деяние, образующее проступок, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбывания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подвергнутых административному аресту, урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.

2.8 Административное выдворение

Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через Государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством, — неконтролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Конституция Российской Федерации (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства как административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой по постановлению органа исполнительной власти. Эта принудительная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное Правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.

Административное выдворение как меру административного взыскания (наказания) за совершенное правонарушение необходимо отличать от административного выдворения (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения.

Эта мера административного пресечения применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы и войска Федеральной пограничной службы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ в определенных ФПС местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ из пунктов про-пуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим государством. О масштабах применения данной меры административного пресечения свидетельствует тот факт, что в Российской Федерации только за 1995 г. органами пограничной службы при попытке въезда в страну было задержано более 39 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не имели установленных документов.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства может быть подвергнут административному выдворению за пределы РФ как мере административного взыскания за следующие нарушения:

1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

3) если он грубо нарушал законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство Закон от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // ВВС СССР, 1981, № 26, ст. 836.

Основанием для административного является также незаконное пересечение Госграницы иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о привлечении их к административной ответственности.

Постановление (решение) об административном выдворении принимается органами внутренних дел, органами государственной безопасности и органами Федеральной пограничной службы. Иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны покинуть территорию Российской Федерации в срок, указанный в постановлении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению за пределы РФ в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на время, необходимое для исполнения постановления о выдворении.

Ходатайства о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ в случаях, предусмотренных законодательством, когда эти граждане прибыли по линии российских принимающих организаций, незамедлительно возбуждаются этими организациями перед органами внутренних дел.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится органами внутренних дел, органами государственной безопасности и органами Федеральной пограничной службы Постановление Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г.; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства вправе обжаловать постановление о его выдворении из пределов Российской Федерации в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решение которого является окончательным.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам).

Такие документы выдаются в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому на-званная мера — это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-первых, последняя мера применяется только к. гражданам. А отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицензия, квалификационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого разрешения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необходимо выполнение установленных требований: представление документов, уплата сборов и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установленного срока.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения (ст. 245 ТК РФ).

В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, что оно может быть основным и дополнительным.

3. Общие принципы наложения административных взысканий

Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение административного взыскания». Заголовок начинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР такой: «Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила — принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следующие общие правила (принципы) карательного воздействия:

  • законность;
  • целесообразность;
  • своевременность, оперативность воздействия;

— * сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности).

Хотя и в разных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового, уголовного, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность.

Есть достаточные основания для вывода о том, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.

3.1 Законность и целесообразность применения административных взысканий

Законность — важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности, правильная квалификация действий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правом при-знаки нарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны. Он может налагать взыскание в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело судье.

Важнейший принцип применения ответственности — целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП РСФСР).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

  • чистосердечное раскаяние виновного;
  • предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства. А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, закрытый. Поскольку он закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятельствами признаны:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование прекратить его уполномоченных на то лиц;
  • повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
  • вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
  • совершение правонарушения группой лиц;
  • совершения правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение правонарушения в состоянии опьянения. Но правоприменитель с учетом конкретных данных может не признать

последнее обстоятельство отягчающим.

Хочется отметить, что если признак включен в состав, он не может в то же самое время быть смягчающим или отягчающим вину обстоятельством. Так, повторность, нетрезвое состояние являются конструктивными признаками состава, закрепленного ч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами при привлечении к ответственности за этот состав.

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами, предоставляющими правоприменителю возможность или прямо обязывающие его заменить взыскание иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения карательных мер.

Альтернатива первая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначительности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 21 КоАП РСФСР): лицо освобождается от ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественности, если с учетом обстоятельств дела и личности нарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

Альтернатива третья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача материалов об административных правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам (начальникам) для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений.

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): материалы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершеннолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полномочиях правоприменитель, а две последние для него обязательны.

3.2 Срок давности наложения административных взысканий

Эффективность деятельности исполнительной власти государственной администрации зависит и от последовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из проявлений этого принципа — установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 38 КоАП РСФСР. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению («поезд ушел»).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития — этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Для того чтобы правильно исчислять сроки давности и иные установленные правом сроки, необходимо руководствоваться правилом «РОКИ».

Считая сроки, нужно знать:

  • Р — размер срока;
  • О — откуда считать;
  • К — конечный момент срока;
  • И — имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически — фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.