Нормативно-правовые акты и их действие

Объектом исследования является: нормативно-правовой акт как источник права. Предмет данной работы – понятие, классификация, особенности и пределы действия нормативно-правового акта.

Актуальность темы состоит в том, что нормативно-правовой акт – это один из источников права в современном государстве. В нем заключается большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные для человека общественные отношения. Нормативные акты начинают издаваться с момента появления централизованного государства. С помощью него устанавливаются, дополняются, изменяются, а также отменяются нормы права.

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов, веления государства становятся общеобязательными.

Нормативные акты в целом представляют собой иерархичную систему. В которой они расположены, в зависимости от органов власти, принимающих их. Нормативные акты вышестоящих органов имеют большую юридическую силу, чем акты нижестоящих органов.

Нормативный акт – это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью них устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы, указы, постановления, и др.

Цель данного исследования — анализ нормативно-правовых актов, как источников права и изучение их пределов действия.

Из этого вытекают следующие задачи, которые были поставлены для изучения данной темы:

  • Рассмотреть понятие нормативно-правовых актов;
  • Изучить классификацию нормативно-правовых актов;
  • Изучить систему нормативно-правовых актов в Российском праве;
  • Изучить порядок принятия нормативно-правовых актов в Российском праве;
  • Изучить действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве, и по кругу лиц.

1. Понятие нормативно-правовых актов

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. 1 Следовательно, формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

4 стр., 1971 слов

Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом

... 1) права и обязанности рабочих; 2) права и обязанности администрации; 3) нормы, касающиеся рабочего времени и его использования, 4) специфические правила некоторых отраслей и производства. Основными нормативными актами, которыми ... работником я конкретным предприятием. Если действия работника не нарушают требования правовых предписаний, совершаются в рамках законодательства, ни о каком нарушении ...

Из числа известных истории права и юридической практике современных государственных источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права — нормативно-правовые акты государственных органов, а также нормативно-правовые акты, принимаемые в порядке референдума либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. 2 Это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.3

Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) обще-регулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками 4 :

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

2 стр., 790 слов

Систематизация нормативных правовых актов

... форма систематизации, при которой происходит коренная переработка нормативного материала, объединение его в новые, единые, внутренне систематизированные нормативные правовые акты. При кодификации изменяется содержание нормативных актов, отменяются устаревшие нормы права, вводятся новые; многие нормы переформулируются, ...

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектах права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности .

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового акта как источника права следу ет отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, пронявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.

2. Виды нормативно-правовых актов

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим 5 .

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах сдержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство).

Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

4 стр., 1720 слов

Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

... законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных право 1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных ... Самым простым объектом, необходимым для регистрации биологического действия токсиканта, является клетка. При изучении механизмов токсического действия вакцин и их составляющих - это положение ...

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
  • акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
  • акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон – «это разновидность нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особом порядке либо на референдуме, обладающего после Конституции высшей юридической силой по отношению ко всем иным видам нормативных правовых актов, регулирующий наиболее важные и стабильные общественные отношения и являющийся правовой основой для издания подзаконных нормативных правовых актов. 6 Высшая юридическая сила законов имеет следующие проявления:

  • все остальные правовые акты должны исходить из законов и соответствовать им, а в случаях противоречия законам действует последний;
  • никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
  • законы не подлежат утверждению каким- либо другим органом после их принятия.

У закона имеются специфические реквизиты и целый ряд других особенностей, способствующих внешней определенности этого акта. Ведь законы должны регулировать наиболее значимые, существенные общественные отношения; они должны быть совершенными как по содержанию, так и по форме; если закон нормативно закрепляет справедливость, то есть носит правовой характер, то соблюдение его должно быть непререкаемым.

Все особенности закона должны служить основополагающей цели – повышению легитимности этого акта, который должен наиболее точно выражать интересы граждан государства.

В связи с непосредственным взаимодействием с субъектами права возрастает значение научной проработки признаков и к системе подзаконных актов.

Основные признаки подзаконных нормативных актов:

  1. Полномочие на издание подзаконных нормативных правовых актов устанавливается в других актах. Одновременно устанавливаются формы актов и предметы, по которым они могут издаваться;
  2. Подзаконный акт создается на основании и во исполнение закона, из-за чего он и занимает по отношению к закону подчиненное положение и основанием его издания является закон;
  3. подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию;
  4. В Подзаконных актах «осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и т.д.»7
  5. Подзаконные акты отличаются разнообразностью и неоднородностью. Федеральные органы государственной власти не ограничивают себя разнообразными формами, которые им прямо разрешены (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения).8

3. Система нормативно-правовых актов в РФ