Анализ конфликта между Японией и Россией по поводу Курильских островов

Отчет по практике

«Внешнеполитический конфликт между Россией и Японией по поводу принадлежности южных Курильсих островов»

Исполнитель: Бредихин Артём Андреевич

студент группы: 31

Научный руководитель:_________________ _______

  1. Характеристика субъектов конфликта.

Противоборствующие стороны в данном конфликте:

Сторона 1: Россия ( в т.ч. Российская Империя, СССР).

Россия – государство, которое расположено на территории Восточной Европы и Северной Азии и Северной Азии.

Территория (1-е место в мире) – 17 075 400 км².

Население ( 9-е место в мире) – 142 914 136 чел.

Является собственником объекта конфликта.

Позиция стороны: Россия как правопреемница СССР имеет полное право на владение Южными Курильскими островами в рамках закона по итогам Второй Мировой войны, которые закреплены в уставе ООН. Данный факт сомнению не подлежит.

Положение стороны в данном конфликте – это роль защищающееся стороны.

Союзники данной стороны: Китай (1964-1991).

Сторона 2: Япония.

Япония является островным государством Восточной Азии, которое было основано в 660-м году. Расположено на Японском архипелаге (состоит из 6852 островов).

Является одним из самых развитых государств в мире.

Территория (60-е место в мире) – 377 944 км².

Население (10-е место в мире) – 127 370 000 чел.

Является инициатором территориального спора, ведёт агрессивную ( в рамках мирных методов) борьбу. Всерьёз уверена в правоте своей позиции, поэтому будет бороться в споре до самого конца.

Позиция стороны: Южные Курильские острова впрочем как и все Курильские острова издавна были заселены японским народом. Россия варварским методом захватила их и совершенно не собирается уступать данные территории. Россия должна немедленно вернуть территории, которые изначально принадлежали японцам.

Союзники данной стороны: США.

  1. Характеристика объекта (объектов) конфликта.

Объектами конфликта являются несколько южных Курильских островов – Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи. Собственно принадлежность данных территории по отношению к России вызывают сомнения у Токио.

Данные острова могут существенно увеличить экономический и внешнеполитический потенциал для Японии, так как данные острова находятся рядом с незамерзающими проливами, что является очень большим преимуществом для флота, а на самих островах находятся источники редких полезных ископаемых, вероятно, есть золото. Россия на этих островах имеет самый мощный в стране рыбоперерабатывающий завод (о. Итуруп), природный заповедник “Курильский” (о. Кунашир), на территории которого находятся 84 вида животных, занесённых в Красную книгу.

20 стр., 9939 слов

Отношения России с Китаем, Японией и Кореей

... и Трибунала внешних сношений (Палаты по делам инородцев) сняло проблему взаимного титулования императоров России и Китая. ... посол отверг упомянутые притязания китайской стороны на российские территории и добился признания принципа «каждое государство ... России урегулировать русско-китайские отношения, предложили провести переговоры для заключения мира и установления границы . 2. Русское государство и ...

Стоит отметить, Япония вполне могла заполучить о.Шикотан, потому что Декларация 1956 года между СССР и Японией гласит о том, что в случае подписания мирного договора между вышеуказанными странами данный остров может считаться собственностью Японии. Но Японию данное условие не устраивает, так как эта страна намеревается получить в своё владение все четыре объекта.

  1. Вид конфликта

Данный конфликт можно выделить

  • По составу и количеству конфликтующих сторон: межгосударственный.
  • По проблемно-деятельностному признаку: внешнеполитический.
  • По времени протекания конфликта: длительный, вялотякущий.
  • По содержанию конфликта: проблемный.
  • По тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта: деструктивный.
  • По степени остроты противоречий: разногласие переходящее в противодействие.
  • По степени интенсивности конфликта: реалистический.
  1. Характеристика территориальных рамок конфликта.

Что касается территориальных рамок конфликта, то в нём задействованы страны с практически противоположными характеристиками имеющихся в их составе территорий. Так, Россия является страной, которая стоит на 1-ом месте по площади территории (17 075 400 км²) , в то время как Япония – всего лишь на 60-ом месте (377 944 км ²).

Территория объектов конфликта крайне мала, что может привести к заблуждению о том, что Россия и Япония на протяжении более 50-ти лет лишь только зря решают территориальную принадлежность нескольких “маленьких островков” (их суммарная площадь равняется примерно 5015 км²).

Но обладание этими “маленькими островками” позволит России или Японии как уже было сказано выше увеличить свой экономический и внешнеполитический потенциал. Так что не стоит недооценивать роль оспариваемых объектов.

  1. Характеристика хронологических рамок конфликта.

Начало конфликта по поводу деления островов между Россией и Японией было положено ещё в 19 веке, когда страна восходящего солнца провозгласила суверенитет над всем Сахалином и Курильскими островами, но данные территории уже были в составе Российской Империи в результате проведения российскими императорами экспедиций, направленных на мирное присоединение неизведанных территорий с проживающими на их местностях народов. В принципе именно данное событие и можно считать началом конфликта.

7 февраля 1855 – заключается российско-японский мирный договор, который отдавал Японии южную часть Курильских островов.

После окончания Второй Мировой войны и капитуляции Японии перед СССР южные острова были включены в состав СССР, но при составлении мирного договора между Японией и союзниками была соблюдена неясность в пояснении состава Курильских островов – Япония не включала острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хобомаи в состав Курильских островов, хотя по договору было утверждено обратное. СССР предпринял попытку внести в договор поправку, которая бы гласила о полном суверенитете СССР над всеми Курильскими островами, но этого не произошло.

13 стр., 6407 слов

Высшие органы государственной власти Японии

... полномочия. В третьей главе рассматривается законодательная власть, порядок формирования законодательной власти. В четвертой главе рассматривается исполнительная власть и конституционно-правовые основы деятельности правительства. В пятой главе дается характеристика судебной власти Японии. конституция законодательная власть компетенция ...

1956 год был близок к тому, чтобы Япония получила некоторые территории Курильских островов – была подписана Совместная декларация, по правилам которой в случае заключения между сторонами мирного договора, острова Хабомаи и Шикотан могут быть переданы в Японию. Но в данный момент шла холодная война между СССР и США, последняя, к слову, была союзницей Японии. Возможно противоречия между двумя державами способствовали невозможности заключения мирного договора.

В 60-е годы ситуация ещё более усложнилась, так как США продлил соглашение с Японией о размещении своих войск на японских территориях, отчего СССР категорично отказывался передавать острова Японии, так как советское руководство понимало, что данные территории могут стать местом дислокации войск своего главнаго идеологического врага – США.

После распада СССР между Россией и Японией в 1993 году была заключена Токийская декларация о российско-японских отношениях, в которой указывается о том, что Россия является правопреемницей СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией будут признаны как Россией, так и Японией. Впервые после долгого перерыва было видно стремление сторон обоюдно решить спор. Япония же не стала оккупировать острова в тот момент, когда Россия терпела крах в экономическом и политическом плане, то есть в тот момент, когда Япония в принципе могла беспрепятственно завладеть территориями островов.

В начале 21 века конфликт стал меньше принимать антагонистическую окраску: стороны стали более лояльно относиться к интересам противоборствующей стороны. Чего только стоят визиты главы России на тот момент В.В.Путина в страну восходящего солнца . Стоит также отметить, что Япония очень благополучно относится к Путину по причине того, что он вполне видит реальной ситуацию, когда данный конфликт может быть решён в сторону Японии, но только в рамках двух объектов ( Хабомаи и Шикотан ).

Но Японию абсолютно не устраивают такие условия. Совсем по-другому Япония стала относиться к следующему Президенту России — Д.А.Медведеву: его визит на Южные Курильские острова только усугубил российско-японские отношения. Конфликт зашёл в тупик: при Медведеве Япония не видит перспективы сотрудничества между странами. Именно поэтому японцы внимательно следят за грядущими президентскими выборами в России в надежде, что у руля страны встанет В.В.Путин, который сможет вновь возобновит прежние партнёрские отношения между странами.

  1. Построение структурной и теоретико-игровой модели конфликта.

Россия Япония

+ —

Южные Курильские острова

Теоретико-игровой метод:

  1. Основные этапы конфликта.

Стоит отметить что данный конфликт нельзя так просто разделить на этапы, так как данный спор имеет динамическую форму протекания, то есть в нём можно узреть несколько эскалаций, формирований противоречий и т.д. Данное обстоятельство происходит прежде всего по причине долгой продолжительности спорной ситуации. Действительно за время его протекания в обоих сторонах менялась форма правления: в одной стороне 3 раза — абсолютная монархия ( Российская империя), тоталитаризм (СССР) и демократия ( Российская Федерация), в другой стороне 2 раза – абсолютная монархия и конституционная монархия ( Японская империя).

4 стр., 1678 слов

Межличностные конфликты и способы их предотвращения

... разделилась на несколько категорий разрешения межличностного конфликта: i. Разрешение конфликта с использованием рациональных аргументов ii. Разрешение конфликта с частыми ссылками на религию iii. Разрешение конфликта методами, схожими с ранними ... подгоняемые таким образом, что бы укрепить позицию субъекта.[6] В данную эпоху менеджерами скорее можно назвать управляющих замками (дворецких, старших ...

А) Начальная стадия.

Под начальной стадией данного конфликта модно считать самый первый территориальный спор между странами по поводу Курильских островов. Произошло данное событие в 19 веке.

Б) Эскалация.

Самый пик конфликта пришёлся на вторую половину 20-го века. Главным союзником Японии на тот момент была США – главный враг СССР. Учитывая масштабы холодной войны и готовность стран вести войну оружием массового поражения, можно предположить чем бы кончился спор по поводу данных островов, если бы не лояльность политиков США, СССР и Японии того времени.

В) Сбалансированное противодействие.

Данный этап совпал с моментом развала СССР и окончанием холодной войны. Продолжается по сей день. Стороны в случае осложнений отношений между собой применяют по отношению друг к другу. Так было во время визита Д.А.Медведева на остров Кунашир, что стало причиной временного возвращения главы японской миссии в России назад в Токио.

  1. Итоги конфликта.

Промежуточные итоги: Россия находится в более выигрышном положении, ведь с момента начала спора практически ничего не изменилось: Россия как владела оспариваемыми объектами, так и продолжает ими владеть. К тому конфликт на данный момент попросту зашёл в тупик: стороны начинают, что конфликт не сможет завершиться безоговорочной победой японской стороны. Для России же данный конфликт никакого пагубного воздействия не оказывает, потому что Япония в случае любого исхода конфликта не перестанет быть для России большим экономическим партнёром.

  1. Возможные способы урегулирования конфликта.

Российская сторона наиболее активна в том, чтобы урегулировать конфликт в благоприятном отношении для обеих сторон. Собственно для этого она и предлагает Японии совместно развивать инфраструктуру, добывать природные ресурсы островов для получения выгоды. То есть все оспариваемые объекты становятся общей территорией для обоих стран. Но есть и другой способ урегулирования. Япония может получить не все оспариваемые объекты, а всего два (Хабомаи и Шикотан), но такое может произойти в том случае, если страны подпишут двухсторонний мирный договор, исходя их декларации 1956 года.