«Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации «Муниципальное общеобразовательное

Дипломная работа

В последние годы негативное влияние современной школьной среды на здоровье ребёнка становится всё более очевидным. Учебные перегрузки, которые испытывают обучающиеся, способны нанести серьёзный вред их здоровью, поэтому внимание медиков и педагогов привлечено к здоровью школьников. В связи с этим возникла необходимость изменения содержания и структуры образования, обобщения опыта использования здоровьесберегающих технологий обучения, направленных на оптимизацию учебной нагрузки учащихся, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка этой средой является школа, которая должна взять на себя долю ответственности не только за образование детей, но и за их здоровье.

В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» одним из приоритетных направлений является здоровье школьников. При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако ещё более важен переход от одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учёбе.

В направлении обеспечения здоровья школьников будут разработаны:

  •  новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающего формирование заинтересованное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса;
  •  рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.1

Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы исправить ситуацию неблагополучия, чтобы получение образования происходило без ущерба здоровью детей.

Изучая научную и методическую литературу, описывающую здоровьесберегающую деятельность образовательных учреждений, опыт школ, перед нами возникло несколько проблем: 1) во-первых, проблеме здоровья школьников уделяется внимание не на должном уровне; 2) во-вторых, не достаточно современных пособий, которые описывают способы создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях; 3) в — третьих, образовательные учреждения крайне неохотно делятся своим опытом, чаще описывают направления своей деятельности, мероприятия и используемые в школе технологии.

19 стр., 9085 слов

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья школьников

... направленность занятий волейболом как средства здорового образа жизни школьников. 2. Обосновать методику организации занятий волейболом среди школьников в условиях малых городов. Глава 1 Волейбол как средство оздоровительной работы с детьми 1.1 Проблемы состояния здоровья детей и подростков волейбол школьник здоровье Здоровье как ...

Цель работы: выявить внутришкольные факторы, влияющие на здоровье обучающихся и условия, способствующие созданию благоприятной здоровьесберегающей среды.

Объект: внутришкольные факторы и условия, оказывающие влияние на здоровье обучающихся.

Предмет: здоровьесберегающая среда школы.

Гипотеза: если педагогами школы будут изучены и учтены все факторы способствующие здоровью обучающихся, то это позволит создать Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» благоприятную здоровьесберегающую среду, сделать процесс обучения и воспитания более продуктивным, а пребывание обучающихся в школе более комфортным.

Задачи:

1. изучить и проанализировать научно-теоретическую литературу и передовую педагогическую практику по здоровьесбережению обучающихся;

2. проанализировать здоровьесберегающую среду МОУ Лопаревской СОШ и определить условия для её развития;

3. разработать методические рекомендации для администрации и педагогического коллектива школы по созданию здоровьесберегающей среды;

— Методы исследования, используемые в дипломной работе: системный анализ, обобщение, сравнение, анкетирование и другие. Систематизация результатов, полученных в ходе дипломного исследования, позволит проанализировать особенности формирования здоровьесберегающей среды в школе, эффективность работы педагогического коллектива по сохранению здоровья обучающихся.

Результаты исследования и разработанные рекомендации, могут быть использованы администрацией и педагогическими работниками образовательных учреждений при организации работы по здоровьесбережению в школе.

1. Актуальность проблемы сохранения здоровья обучающихся

1.1 Понятие «здоровье», его характеристики и компоненты

Здоровье… Издавна с этим понятием люди связывали и продолжают связывать свое благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться, растить здоровых детей. Многочисленные определения этого понятия сводятся к тому, что здоровье — это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни. Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро и адекватно адаптируется к непрерывно меняющейся природной и социальной среде, у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме, он обладает высокой работоспособностью. Субъективно здоровье проявляется чувством общего благополучия, радости жизни. Именно в таком широком понимании эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) кратко определили здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие физических дефектов или болезни. С этих позиций деятельность по обеспечению высокого уровня здоровья включает в себя не только борьбу с болезнями, но и решение различных проблем социального характера, что и нашло свое отражение в документах ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году» и «Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе в XXI столетии».

17 стр., 8141 слов

Ответственность за вред, причиненный здоровью и жизни гражданина

... возникло, хотя его здоровью и причинен несомненный вред, его права ограничиваются возможностью требования компенсации за физические и нравственные страдания, которые ему пришлось пережить. Условием ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, является вина причинителя вреда, кроме случаев причинения ...

Что же такое здоровье? Здоровье — это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности. Физическое, духовно-психическое и социальное здоровье человека. Эти три компоненты являются мерилом здоровья человека. Физическое (телесное, соматическое) здоровье подразумевает отсутствие у человека не только заболеваний, но и любых морфологических и функциональных нарушений в организме, которые рассматриваются как предпосылки к формированию хронической патологии. Духовно-психическое здоровье — это наличие у человека мышления и поведения, основанных на понимании им своего неразрывного единства со всем мирозданием, что позволяет формировать благоприятный фон для его жизнедеятельности (физического, психического и экологического благополучия) в соответствии с биоритмами и для развития всей биосферы. Духовность и нравственность — это внутреннее, прежде всего эмоциональное, состояние человека, которое во многом обеспечивает толерантность, устойчивость организма в окружающей среде. Духовнопсихическое здоровье во многом определяет и физическое здоровье: агрессия, злые помыслы, даже и без их реализации, являются факторами риска тяжелых заболеваний.

Социальное здоровье — это хорошее самочувствие человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах. Фактически это самооценка здоровья, межличностных взаимоотношений, удовлетворенность жизнью и уверенность в будущем. Таким образом, здоровье — это гармония всех компонентов, его составляющих. Физически здоровый человек, как правило, находится в ладу с самим собой и окружающими его людьми на любом уровне социальной иерархии в обществе. Основными компонентами здорового образа жизни являются: рациональный режим труда и отдыха; двигательная активность; полноценное питание; соблюдение правил личной гигиены, закаливание и массаж; культура межличностного общения и психофизическая регуляция; отсутствие вредных привычек. Значимость отдельных компонентов здорового образа жизни для разных людей неодинакова. Она зависит от традиций, национальных особенностей, темперамента. Одни живут в обстановке, когда бытовая и профессиональная деятельность сама по себе требует больших затрат физического труда. Естественно, что в этом случае больше внимания должно быть уделено средствам восстановления, полноценному питанию. Другие заняты малоподвижным трудом и часто испытывают стрессы.

Таким людям более важно использовать физические упражнения, средства психофизической регуляции. Для многих людей образ жизни определяют религиозные представления, нравственные устои. Вполне очевидно, что уровень здоровья человека в результате его взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется; здоровье — это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля — смерть), когда человек выздоравливает — уровень здоровья повышается. Понятия здоровье и болезнь тесно связаны друг с другом. Казалось бы они противоположны: крепкое здоровье — отсутствие болезней и наоборот. Однако все гораздо сложнее. Измерить болезнь и здоровье трудно, границу между ними провести практически невозможно. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов. Великий русский ученый И. П. Павлов отмечал: «Человек может жить до ста лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей степени».

5 стр., 2456 слов

Охрана окружающей среды и здоровья человека

... связи с этим здоровье человека чаще всего называют критерием оценки, показателем качества жизни. Здоровье и болезнь не являются простым отражением состояния окружающей человека среды. Человек, с одной ... воду, растения и другие компоненты окружающей среды. К числу наиболее крупных источников, поставляющих в окружающую среду вредные для здоровья человека вещества, относятся предприятия черной и ...

1.2 Здоровьесберегающая среда и здоровьесберегающая деятельность

Современное состояние общества предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. Современным обществом востребованы не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участников образовательного процесса. Поэтому целью современного образования является развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное — здоровой личности. В связи с этим в основу процесса обучения и воспитания положен принцип здоровьесберегающего подхода, целью которого является создание единого пространства для формирования личности, гармонично развитой физически и психически. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья обучающихся является строгая реализация здоровьесберегающей среды в процессе обучения в образовательных учреждениях.

Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье обучающихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.

Здоровьесберегающая среда должна включать взаимосвязь и взаимодействие всех факторов, которые направлены на сохранение здоровья обучающихся на всех этапах обучения и развития.

Под здоровьесберегающей средой подразумевается совокупность условий, в которых ученик без принуждения, по собственному выбору может развивать свои индивидуальные способности, реализовывать возможности самоопределения и самовыражения с учётом реального состояния здоровья и необходимости его дальнейшего укрепления. 2

Действенность здоровьесберегающей среды обеспечивается реализацией следующих условий: Здоровьесберегающая деятельность в школе. Н.В.Вершинина

 социально-педагогических – вариативность содержания образования, выбор здоровьесберегающей технологии, создание комфортных условий жизнедеятельности ученика с учётом его социального статуса;

  •  медико-педагогических – обеспечение физической, физиологической, психической и психологической адекватности ребёнка к постоянно меняющейся окружающей среде в школе, обучение детей познанию самих себя, своего здоровья, умению проводить профилактику собственных заболеваний и т.д.;
  •  санитарно-гигиенических – создание и соблюдение правил режима питания, труда и отдыха, содержания помещений в чистоте и т.д.;
  •  организационных – разработка и реализация содержания и структуры управления образовательной и оздоровительной работой в школе.3

Создание указанных условий в процессе подготовки и реализации управленческих решений в значительной степени влияет как на их эффективность, так и на достижение поставленных целей.

14 стр., 6674 слов

Профилактика здоровья школьника

... ребенка крепким, выносливым, укрепляет силы, способствует формированию положительных моральных качеств. Глава I. Организация и методика гигиенического обучения воспитания школьников Школьная гигиена - наука об охране и укреплении здоровья ... не сочетаются с соответствующими физическими упражнениями, крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Регулярное занятие ...

Организация образовательного здоровьесберегающего пространства в школе – это проблема, связанная, прежде всего, с чётким пониманием его определения и механизма формирования.4

Руководители школ, внедряющие в систему работы принцип здоровьесбережения, выстраивают свою деятельность двумя способами:

1. Созданием школьных программ, связанных со здоровьем, но продолжающих традиционную систему образования.

2. Построением деятельности школы на основе индивидуального состояния здоровья ребёнка, его самочувствия и самосознания во всех аспектах образовательной школьной среды.

Школа, которая только начинает деятельность по сохранению и укреплению здоровья школьников, обычно работает первым способом. Здоровьесберегающие технологии основаны на улучшении физкультурно Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе. А.Р. Вирабова Справочник руководителя образовательного учреждения, №9 сентябрь 2006 год, стр.31 оздоровительной работы, открытии кабинетов фито- и аэротерапии, совершенствовании системы питания. Положительное влияние такой деятельности на здоровье школьников очевидно. Однако для её реализации требуются мощные финансовые влияния в материально-техническую базу школы, при этом параметры оценки состояния здоровья школьников остаются однобокими, и никак не учитывается педагогическая, урочная деятельность, также влияющая на здоровье.

1.3. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

изобразительного искусства Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарногигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала. Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок изо? Здоровьесберегающий урок изо должен:

  • воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни;
  • учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь — это прекрасно;
  • вызывать у них позитивную самооценку. Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
  • выполнение требований СанПиН;
  • соблюдение этапов урока;
  • использование методов групповой работы;
  • использование интерактивных методов. Это урок изо, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
  • оптимальная плотность урока;
  • индивидуальное дозирование объёма учебной творческой нагрузки и рациональное распределение её во времени;
  • чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания и т.п);
  • оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы;

— минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе и в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога. Кинезиологические упражнения. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная творческая нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»: — Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга. Цветотерапия помогает сохранить здоровье школьника на уроках. Цвет Значение Использование Красный Наделяет чувством безопасности, Перед важными

10 стр., 4524 слов

Охрана здоровья женщин и детей (2)

... Глава 1. Охрана здоровья женщин и детей Женщины – социально – демографическая группа населения. Охрана женщин и детей — система государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка. Медико ... родами, абортами, «Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу». Женщине рекомендуется посетить женскую консультацию после выписки из родильного дома ...

уверенностью в завтрашнем дне, мероприятиями, когда

помогает проще справиться с нужно быть в тонусе,

неприятностями. Положительно активизирует

влияет на негативные психические умственные

состояния: апатия, депрессия, страх, способности детей, для

неуверенность в себе. всех видов контроля. Жёлтый Способствует релаксации и вселяет Уменьшает чувство

оптимизм. Пробуждает умственную страха у детей.

активность, бодрит и оживляет

разум и душу, несёт хорошее

настроение, настраивает на

оптимистический лад. Синий Успокаивает разум и имеет Тонизирует

освежающий эффект. С его умственную

помощью можно уравновесить активность.

беспокойство и устранить

неуверенность. Располагает к

серьезности, строгости в поведении. Зелёный Оказывает расслабляющее, Успокаивающе

6 стр., 2920 слов

Развитие навыков чтения у детей

... чтения - одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося ... детей, увеличивается число школьников, имеющих нарушения нервно-психического здоровья и неспособных овладеть навыками чтения. 2. Характеристика качеств навыков чтения Чтение ... расширении «поля чтения». Наблюдения показывают, что у учащихся класса: мал ...

успокаивающее воздействие. воздействует на всех

этапах урока. Голубой Снижает кровяное давление, Успокаивающе

успокаивает. воздействует на всех

этапах урока. Фиолетовый Возбуждает деятельность сердца и Используется как

легких, увеличивает профилактическое

сопротивляемость организма к средство.

простудным заболеваниям Черный В небольшой дозе – сосредотачивает Тонизирует

внимание. умственную

активность. Упражнения для глаз Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения. «Рисунок носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Мимические упражнения На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные, либо Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют. Релаксация Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку Упражнение «Путешествие на облаке» — Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц. А) «Снеговик» — Зима – снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна – снеговик начал таять. Б) «Тряпичная кукла и солдатик» — Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются. Дыхательно-голосовые игры и упражнения Дыхательные упражнения используются с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления. Дыхательно-голосовые игры и упражнения. А) «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом — и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»).

13 стр., 6064 слов

Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей

... детей, причем в нашей стране для семьи в наибольшей меретипично наличие одного-двух детей. В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распреде-ление обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем. В ... суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первых - психологические трудности, возникающие при переходе от одного этапа жизненного цикла к ...

А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха. Б) «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у»), вою ветра («в»), писку комара («з»), произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. Уроки в « движении» В Древней Греции очень ценились занятия физическими упражнениями. Было замечено, что именно при ходьбе, в движении лучше думается. Продолжателями греков можно считать японцев, у них есть правило: каждый день необходимо совершить 10000 шагов, и это является одной из причин долголетия японцев. Поэтому мы проводим уроки в «движении», например, выходы на пленэр. Организуется небольшая экскурсия, где в процессе ходьбы дети называют встречающиеся предметы, описывают их цвет, структуру и т.д. Пример учителя Напомню принципиальный педагогический тезис, особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя по всему спектру внешних проявлений — образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне. Учителю следует обратить внимание на: 1. личные, психологические особенности характера, свои эмоциональные проявления; 2. состояние своего здоровья, образ жизни и отношение к своему здоровью; 3.обременение собственными проблемами, способность психоэмоционального переключения; 4.профессиональную подготовленность по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. Подводя итог сказанному, нужно отметить необходимость того, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты.

Выводы по первой главе

1. Школа — открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства.

2. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от: социальноэкономического положения обучающихся, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с обучающимися, функционирования системы оздоровления, психологического климата в семье и школе.

3. Здоровье является фактором личностно-ценного образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы: воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью обучающегося; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития обучающегося.

5 стр., 2415 слов

Влияние развода на дальнейшую жизнь ребёнка

... причине смерти второго. Показатели уровня удовлетворённости жизнью последних были такими же, что и у "детей развода". Это наблюдение ещё раз подтверждает, что детям необходимы оба родителя. Вдвоем они ...

4. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя. Учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.

5. Традиционная организация образовательного процесса создаёт у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

6. Основными направлениями здоровьесберегающей деятельности в современной школе являются:

  • o организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  • o организация двигательной активности обучающихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня;
  • o организация рационального питания обучающихся;
  • o система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

7. Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

8. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у обучающегося, прежде всего, зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и учитель.

Здоровьесберегающая педагогика позволяет:

  • o защищать здоровье обучающихся от перегрузок и других неблагоприятных воздействий образовательного процесса;
  • o воспитывать культуру здоровья обучающихся;
  • o содействовать укреплению здоровья обучающихся.

2. Опыт работы МОУ Лопаревской СОШ по созданию

здоровьесберегающей среды

2.1 Программа мониторинга состояния здоровья учащихся МОУ

Лопаревской СОШ

«Потерял деньги – жалко,

Потерял время – досадно,

Потерял здоровье – безнадёжно!»

Г.Ратнер

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Поэтому, оздоровление детей должно вестись целенаправленно, через систематическую спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.

Можно выделить несколько компонентов здоровья:

 Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем

организма человека.  Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем

организма.  Психическое здоровье — состояние психической сферы, душевного

комфорта.  Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и

потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу ко торой определяет система нравственных ценностей.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет нам в решении проблем здоровьесбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики. На начальном этапе следует создать и оформить Паспорт здоровья каждого класса, что позволит в будущем создать Паспорт здоровья для каждого учащегося.

В школе ребенок находится в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости высок: 85% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды…

Национальный проект «Образование» определил здоровьесбережение одним из приоритетных направлений в образовании. Сохранение и укрепление здоровья школьников объявлено актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Необходимо искать новые подходы к сохранению здоровья; проектировать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии. «Паспорт здоровья класса» является новой формой организации здоровьесберегающей деятельности, содержащей данные о состоянии здоровья класса и направленной на охрану и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Он определяет принципиально новый подход к вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Работа с паспортом доступна и не лишает педагога творчества.

В нашей школе в рамках реализации программы «Здоровая школа» используются разнообразные формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей, но эта работа требует модернизации, поскольку заболеваемость детей остаётся высокой. Мы стараемся искать неиспользованный здоровьесберегающий потенциал, внедрять новые формы работы, здоровьесберегающие технологии в образовательный и воспитательный процессы.

Одной из новых форм является «Паспорт здоровья класса». Он позволяет организовать личностно – ориентированный подход по сохранению и укреплению здоровья учащихся, способствует формированию мотивации на здоровый образ жизни, на ценностное отношение к здоровью на основе полных данных о состоянии здоровья каждого ученика.

Цель мониторинга

Оценить уровень здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего развития деятельности школы в области здоровьесбережения.

Задачи мониторинга

1. Формировать базы данных о физическом, соматическом,

психологическом здоровье учащихся, создание которых является

необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития

школы, корректировки её здоровьеформирующей и

здоровьесберегающей деятельности; 2. Вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить

динамику здоровья учащихся; 3. Выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Реализация задач возможна при таких условиях: 1. Тесное взаимодействие и взаимопонимание всех участников

мониторинга здоровья учащихся; 2. Наличие высокой компетентности в области здоровьесбережения у

всех участников образовательного процесса; 3. Реализация здоровьеформирующего, здоровьесберегающего и

рекреативного подхода в моделировании процесса обучения;

Объект мониторинга

Объектом мониторинга здоровья являются здоровье обучающихся.

Субъект мониторинга

Субъектом мониторинга является сами учащиеся.

Участники мониторинга

Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:

1. Учащиеся; 2. Классные руководители; 3. Родители; 4. Учителя физической культуры; 5. Психолог; 6. Медицинская сестра школы.

Основные методы и средства сбора и хранения информации

Основными методами и средствами диагностики здоровья обучающихся являются:

1. Ежегодный медицинский осмотр; 2. Тестирование; 3. Анкетирование; 4. ИКТ-технологии.

Получатели информации

Сбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру, психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в папке классного руководителя и должна быть доступна для всех участников образовательного процесса.

Планируемые результаты

1. Оформление паспорта здоровья для каждого класса (см. Приложение

8).

2. Определение уровня здоровья всех учащихся; 3. Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся; 4. Использование рекреативных технологий в реализации программы

«Здоровая школа». 5. Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и

укреплению здоровья обучающихся (формирование

здоровьесберегающей среды в школе).

Состав экспертной группы

В экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:

  •  зам. директора школы;
  •  учителя физической культуры;
  •  медицинская сестра школы;
  •  психолог.

Принятие управленческих решений

Управленческие решения принимает администрация. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является зам. директора школы М.С. Иванова.

Сроки исполнения

Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.

План проведения мониторинга

№ Мероприятия Исполнители Сроки

1 Разработать и утвердить план Члены сентябрь мероприятий по реализации экспертной мониторингового исследования группы

2 Информирование коллектива о Администрация сентябрь мониторинговом исследовании

3 Подготовка измерителей, таблиц, Члены сентябрь тиражирование анкет экспертной февраль

группы

4 Организация и проведение Медицинская по плану медицинского осмотра учащихся сестра, учитель

физкультуры

5 Обработка результатов медицинского Члены по плану осмотра учащихся экспертной

группы

6 Проведение проверки соответствия Члены сентябрь школьной мебели требованиям экспертной СанПиН. группы

7 Изучение валеологической кривой Члены октябрь, расписания экспертной февраль

группы

8 Организация и проведение Классные сентябрь самообследования учащихся (см. руководители октябрь Приложения 1,2)

9 Посещение уроков с целью выявления Администрация, октябрь использования ЗСТ на уроке апрель 10 Организация и проведение Классные сентябрь анкетирования учащихся, родителей руководители ноябрь (см. Приложение 3-7)

11 Обработка результатов анкет Члены ноябрь

экспертной

группы

12 Оформление паспорта здоровья для Члены октябрь каждого класса, внесение результатов экспертной май медицинского осмотра, тестирования, группы анкетирования

13 Собрание классных руководителей с Администрация апрель членами экспертной группы по выявлению замечаний, дополнений, предложений по мониторинговому исследованию

14 Разработка рекомендаций для Члены апрель улучшения здоровьесберегающей экспертной среды школы группы

15 Информирование коллектива о Администрация май результатах мониторингового исследования

16 Корректировка плана работы ОУ на Администрация май следующий учебный год

Критерии и показатели мониторинга здоровья учащихся

Объект Критерии Методики сбора монито- оценки информации

Показатели оценки ринга

Здоровье Уровень 1.Количество уроков, 1. Медицинское учащихся здоровья пропущенных по

обследование.

учащихся

болезни.

2. Анкетирование

2. Медицинские

учащихся и

статистические данные:

 Уровень и структура родителей.

общей заболеваемости

3. Тестирование

(неинфекционная,

инфекционная, учащихся.

травматическая).

 Уровень и структура 4. Ведение классного

острой заболеваемости журнала.

 Количество часто

болеющих детей.

 Распределение детей по

группам здоровья и

физкультурным

группам.

 Количество детей с

хроническими

заболеваниями.

 Количество детей с

нарушениями

состояния здоровья,

вызванными

адаптацией к школе.

 Количество детей,

нуждающихся в

оздоровительных

мероприятиях: 1-4 кл. 5-9 кл. -10-11 кл.

(занятия в группах

корригирующей

гимнастики).

 Динамика травматизма.

3. Контроль физического

развития и двигательной

подготовленности.

Валеоло- 1. Валеологическая кривая 1. Гигиенические гические расписания.

требования к ресурсы

2. Количество учащихся в

расписанию

классе.

3. Соответствие школьной уроков и ростовым

мебели СанПиН

показателям

4. Использование ЗСТ на

учащихся.

уроке.

2. Образовательный

паспорт школы.

Нагрузка 1. Число проверочных, 1. Образовательный

учащихся контрольных работ и других

паспорт школы.

видов аттестации в единицу

времени (четверть, год); 2. Самообследование

2. Время, затраченное на 3. Проверка рабочих

подготовку домашнего

тетрадей учащихся.

задания, их трудоемкость (по

предметам, по четвертям, по

параллелям)

Обучаемо 1. Легкость освоения Диагностика

сть материала (отсутствие

психолога

напряжения, утомления).

2. Гибкость в переключении

на новые способы и приемы

работы.

3. Прочность сохранения

освоенного материала.

Теоретическая значимость проекта

Состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования здорового образа жизни школьников на основе использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Практическая значимость проекта

Состоит в том, что отслеживание показателей здоровья учащихся в мониторинге позволит определить уровень здоровья всех школьников. Систематическое и своевременное внесение результатов в паспорт здоровья даст наглядную картину состояния здоровья учеников в классах, поможет выявить причины снижения уровня здоровья учащихся и выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, сэкономит время для оперативного нахождения требуемой информации по конкретному ученику.

ПРИЛОЖЕНИЯ

В Приложениях 1-7 приведены примерные анкеты для определения уровня здоровья школьников, для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Приложение 1

Анкета для учащихся 1 – 11 классов « Моё здоровье»

Ф.И.О.__________________________________ класс _______

Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Выберите несколько, наиболее подходящих именно Вам. Отметьте их крестиком в графе «ответы». Если вы выбрали ответ «другое» — напишите, что именно.

№ Вопросы и варианты ответов Ответы

1 В чём проявляется неблагополучие твоего здоровья?

1) Плохо сплю

2) Часто болит живот

3) Физические недостатки

4) Часто болит голова

5) Плохое настроение

6) Часто простываю

7) Плохой аппетит

8) Болезненный внешний вид

9) Боюсь сквозняков

10) Другое 2 От кого ты получаешь информацию о здоровье?

1) От специалистов, врачей

2) От родителей

3) От учителей на уроке

4) От классного руководителя

5) От учителя физической

культуры

6) От учителя ОБЖ

7) От одноклассников

8) Читаю специальную литературу

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/fizicheskaya-ohrana-v-obrazovanie/

8) Ни от кого

9) Другое 3 Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?

1) Хорошо отношусь к другим

2) Соблюдаю режим дня

3) Правильно питаюсь

4) Занимаюсь физкультурой

5) Закаляюсь

6) Стараюсь много двигаться

7) Сплю при открытой форточке

8) Мою руки перед едой

9) Ничего не делаю

10) Другое

Приложение 2

Анкета для учащихся 1 – 11 классов «Мой режим дня»

Ф.И.О.__________________________________ класс _______

Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Проконтролируйте в течение недели свой режим дня, записывая каждый день продолжительность ночного сна, время выполнения домашнего задания и время, затраченное на прогулку. Подсчитайте среднее значение за неделю по всем трём вопросам. Выберите наиболее подходящее число из предложенных вариантов. Запишите в графе «ответы».

№ Вопросы и варианты ответов Ответы

1 Какова продолжительность Вашего ночного сна в среднем за неделю?

1. Менее 9ч

2. Менее 9ч30м

3. От 10ч25м до 9ч30м

4. 10ч30м и более 2 Сколько времени Вы тратите на выполнения домашних заданий в среднем за неделю?

1. Менее 1ч

2. 1ч30м и менее

3. От 1ч до 1ч30м

4. От 1ч35 м до 2ч

5. Более 1ч30м

6. Более 2ч 3 Сколько времени занимает прогулка на свежем воздухе (в часах и минутах) в среднем за неделю?

1. 4ч и более

2. 3ч30м и более

3. 3ч и более

4. От 3ч55м до 3ч30м

5. От 3ч25м до 3ч

6. От 2ч55м до 2ч30м

7. Менее 3ч30м

8. Менее3ч

9. Менее2ч30м

Приложение 3

Анкета для родителей «Здоровье моего ребёнка»

Ф.И.О.___________________ класс, в котором учится сын (дочь) _______

Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты. В зависимости от характера ответа вам следует подчеркнуть да или нет.

№ Вопросы Ответы

Бывают ли головные боли (беспричинные, при волнении, 1 да нет после школы, после физической нагрузки).

2 Бывает ли слезливость. да нет

Бывает ли слабость, утомляемость после занятий в школе и 3 да нет дома.

Бывает ли нарушение сна (плохое засыпание, чуткий сон, 4 да нет ночное недержание мочи, трудное вставание).

Отмечается ли при волнении повышенная потливость или 5 да нет

появление красных пятен.

Бывают ли головокружения, неустойчивость при перемене 6 да нет

положения тела.

7 Бывают ли обмороки. да нет

Бывают ли боли, неприятные ощущения в сердце, 8 да нет

сердцебиения, перебои.

9 Отмечалось ли когда-либо повышения давления. да нет

Бывает ли насморк да нет 10 часто:

кашель да нет .

потеря голоса да нет

11 Бывают ли боли в животе. да нет

12 Бывают ли боли в животе после приёма пищи. да нет

13 Бывают ли боли в животе до еды. да нет

14 Бывают ли тошнота, отрыжка, изжога. да нет

15 Бывают ли нарушения стула (поносы, запоры).

да нет

16 Бывала ли дизентерия. да нет

17 Была ли болезнь Боткина (желтуха).

да нет

18 Бывают ли боли в пояснице. да нет

19 Бывают ли когда-нибудь боли при мочеиспусканиях. да нет

Бывают ли реакции на какую-нибудь пищу, запахи, цветы, 20 да нет

пыль, лекарства (сыпь, отёки, затруднение дыхания).

Бывает ли реакция на прививки (сыпь, отёки, затруднение 21 да нет

дыхания).

Часто ли бывают жалобы на боли в мышцах после 22 да нет

физкультурных занятий, тренировок?

Изменения физического развития и физической подготовленности учащихся также являются важными показателями здоровья на протяжении всей жизни. Физическое развитие детей — это один из наиболее часто используемых обобщающих гигиенических показателей состояния здоровья и индикатор социального благополучия общества.

Регулярное исследование физического развития детей и молодежи в образовательных учреждениях проводится на основании Приказа МО РФ от 15.03.2002 г. № 867 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

Показатели физического развития школьников легко измеряются и дают много информации, особенно, если исследования проводятся регулярно (не менее 1 раза в год) и рассматриваются в динамике. Для анализа физического развития учащихся оценивают длину, массу тела, окружность грудной клетки и могут быть дополнены измерением жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и кистевой динамометрии.

Физическая (двигательная) подготовленность. Для всех обследуемых учащихся мы предлагаем проводить общепринятые в практике физического воспитания тесты: бег 30 м, челночный бег 3×10 м, подтягивание на высокой перекладине для юношей и в висе лежа для девушек, прыжок в длину с места, 6-минутный бег. Учителя физической культуры имеют подробную инструкцию для проведения тестирования двигательной подготовленности.

Учащиеся будут серьезнее относиться к исследованию, если учитель заранее объяснит им задачи и подскажет, как определить результат. Для этого необходимо иметь оценочные таблицы.

По результатам определения физического развития и физической подготовленности школьников заполняется следующая анкета.

Приложение 4

Анкета «Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся»

ОУ________________________________________ Класс ________________

Дата заполнения ____________________________

Показатели Мальчики Девочки Всего

n % n’ % n %

Количество учащихся в классе

Нормальное физическое

развитие Определяет врач

Дисгармоничное ФР

Дефицит массы тела

Избыточная масса тела

Низкий рост

Освобождены от уроков ФК

Физическая подготовленность Определяет учитель

выше среднего физкультуры

Физическая подготовленность

средняя

Физическая подготовленность

ниже среднего

Оценка изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни. Анализ знаний выпускников общеобразовательных школ показал, что практически каждый из них владеет информацией о здоровье и формирующих его факторах. Однако знания сами по себе не могут автоматически обеспечить в реальной жизни адекватное здоровьесберегающее поведение. До тех пор пока не будут сформированы определенные эмоционально-ценностные ориентации, а освоенные умения и навыки не станут привычкой, нормой поведения будет сохраняться возможность нездоровых проявлений в жизни человека.

Имеющиеся многочисленные программы, способствующие организации здорового образа жизни (ЗОЖ), как правило, не учитывают психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике. В образовательной модели необходимо делать гораздо больший акцент на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для ребенка, чем факторы, связанные с возможным будущим заболеванием. Для анализа изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни следует учитывать те варианты образовательных программ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализуются в данном образовательном учреждении. В зависимости от варианта используемых программ могут быть применены анкеты оценки знаний учащимися основ здорового образа жизни. Разработано 3 типа анкет: для учащихся младшего (1—4 классов), среднего (5—7 классов) и старшего (8—11 классов) возраста с учетом их возрастных особенностей. Каждая анкета содержит вопросы, адаптированные для данного возраста.

Далее приводятся анкеты для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Инструкция по заполнению анкет ЗОЖ

Анкета ЗОЖ предназначена для оценки знаний учащегося основ здорового образа жизни. Разработано 3 типа анкет: для учащихся младшего (1 – 4 классов), среднего (5 – 7 классов) и старшего (8 – 11 классов) возраста с учетом их возрастных особенностей. Каждая анкета содержит вопросы, адаптированные для данного возраста.

При ответах на вопросы учащиеся 1-4 классов внимательно читают вопрос и отмечают крестиком в свободных клетках те ответы, которые им кажутся правильными.

Учащиеся 5-11 классов на вопрос 1 в свободные клетки вписывают баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для него).

На вопрос 2 учащиеся отмечают 4 наиболее важных для себя ответа. При ответе на остальные вопросы учащиеся выбирают один из вариантов ответа. Не должно оставаться ни одного вопроса без ответа. При ответе на вопросы п.8 в анкетах ЗОЖ 5 – 7 и 8 – 11 классов сначала следует ответить на 1-й вопрос — отметить свободные клетки в первом столбике в соответствии с ответом, затем на 2-й вопрос — отметить клетки во 2-м или 3-м столбиках.

Приложение 5

Анкета для учащихся 1—4 классов «Здоровый образ жизни»

Класс_______________ Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты 20___г.

1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

мыло □ зубная щетка □ полотенце для рук □

мочалка □ зубная паста □ шампунь □

тапочки □ полотенце для тела □

2. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

Завтрак 08.00 09.00

Обед 13.00 15.00

Полдник 16.00 18.00

Ужин 19.00 21.00

Другое □ □

3. Оля, Вера и Таня не могут решить — сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным: Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить □

Изо рта все скопившиеся за день остатки пищи □

Зубы нужно чистить утром и вечером □

Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день □

4. Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:

Перед чтением книги □ Перед посещением туалета □

После посещения туалета □ После того, как заправил постель □

Перед едой □ Перед тем, как идешь гулять □

После игры в баскетбол □ После того, как поиграл с кошкой или собакой □

5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь:

Каждый день □ Два-три раза в неделю □ 1 раз в неделю □

6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь:

Положить палец в рот □

Подставить палец под кран с холодной водой □

Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой □

Приложение 6

Анкета для учащихся 5 – 7 классов «Здоровый образ жизни»

Класс_______________ Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты 20___г. 1. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

Иметь много денег □ Много знать и уметь □

Быть здоровым □ Иметь любимую работу □

Иметь интересных друзей □ Быть красивым, привлекательным □

Быть самостоятельным (самому решать, что делать и самому обеспечивать себя) □

Жить в счастливой семье □

2. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

Регулярные занятия спортом □

Хороший отдых □

Знания о том, как заботиться о своем здоровье □

Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.) □

Возможность лечиться у хорошего врача □

Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д. □

Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни

(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.) □

3. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?

Ежедневно Несколько раз в Очень редко,

неделю никогда

Утренняя □ □ □ зарядка, пробежка

Завтрак □ □ □

Обед □ □ □

Ужин □ □ □

Прогулка на □ □ □ свежем воздухе

Сон не менее 8 ч □ □ □

Занятия □ □ □ спортом

Душ, ванна □ □ □

4. Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).

Да, конечно □ Скорее да, чем нет□ Скорее нет, чем да □ Нет□

5. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ. Да, очень интересно □ Скорее интересно, чем не интересно □

Скорее неинтересно, чем интересно □ Не интересно □

6. Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?

Часто От случая к Никогда

случаю

В школе □ □ □

Дома □ □ □

От друзей □ □ □

Из книг и журналов □ □ □

Из передач радио и □ □ □ телевидения 7. Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаёшь…

Интересно Не всегда Не интересно

интересно

В школе □ □ □

Дома □ □ □

От друзей □ □ □

Из книг и журналов □ □ □

Из передач радио и □ □ □ телевидения

8. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе?

Какие из них ты считаешь интересными и полезными?

Проводятся Интересно Не интересно

Уроки, обучающие □ □ □ здоровью

Лекции о том, как □ □ □ заботиться о здоровье

Показ фильмов о том, □ □ □ как заботиться о здоровье

Спортивные □ □ □ соревнования

Викторины, □ □ □ конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на □ □ □ тему здоровья

Приложение 7

Анкета для учащихся 8 — 11 классов «Здоровый образ жизни»

Класс_______________ Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты 20____г.

1. Какие из ценностей, приведенных ниже, для вас наиболее важны?

Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное).

Материальное благополучие □

Качественное образование □

Привлекательная внешность □

Хорошее здоровье □

Возможность общаться с интересными людьми □

Благополучная семья □

Свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания) □

Любимая работа □

2. Какие условия для сохранения здоровья вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для вас.

Хорошая наследственность □

Хорошие экологические условия □

Выполнение правил здорового образа жизни (режим, зарядка и т.д.) □

Возможность консультации и лечения у хорошего врача □

Знания о том, как заботиться о своем здоровье □

Отсутствие физических и умственных перегрузок □

Регулярные занятия спортом □

Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д. □ 3. Что из перечисленного присутствует в вашем распорядке дня?

Ежедневно Несколько раз в Очень редко

неделю

Утренняя зарядка, □ □ □ пробежка

Завтрак □ □ □

Обед □ □ □

Ужин □ □ □

Прогулка на □ □ □ свежем воздухе

Сон не менее 8 ч □ □ □

Занятия спортом □ □ □

Душ, ванна □ □ □

4. Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?

Вполне достаточно □ Не вполне достаточно □ Недостаточно □

5. Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье? Очень интересна и полезна □ Довольно интересна и полезна □

Не очень интересна и полезна □ Не интересна и не нужна □

6. Откуда вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?

Часто От случая к Никогда

случаю

От родителей □ □ □

От друзей □ □ □

В школе □ □ □

Из журналов, книг □ □ □

Из передач ТВ □ □ □ 7. Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете?

Интересны Не всегда Не интересны

интересны

От родителей □ □ □

От друзей □ □ □

В школе □ □ □

Из журналов, книг □ □ □

Из передач ТВ □ □ □

Через интернет □ □ □

8. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в вашем классе?

Какие из них вы считаете интересными и полезными?

Проводятся Интересно Не интересно

Специальные уроки □ □ □

Лекции □ □ □

Показ видеофильмов □ □ □

Спортивные □ □ □ соревнования

Работа спортивных □ □ □ секций

Тематические вечера □ □ □

2.2. Паспорт здоровья класса

1) Методические рекомендации при работе с паспортом

1. Классный руководитель оформляет обложку паспорта, который храниться в папке. 2. Данные о состоянии здоровья класса в паспорт заносит классный руководитель и медицинский работник школы на основе данных медицинских карт учащихся.

3. Листы паспорта распечатываются в начале каждого учебного года.

4. Классные руководители вправе вносить предложения Совету содействия здоровью по оформлению паспорта и его дополнению важной информацией, используемой в работе (в графе «Заметки»).

5. В конце учебного года, заполненный паспорт подписывают: классный руководитель, медицинский работник школы и директор.

6. Паспорт храниться в папке классного руководителя. Состояние здоровья обучающихся ______ класса в 20___- 20___ уч. году

Начало Конец

Наименование № учебного года учебного года 1 Количество

обучающихся в

классе 2 Количество

мальчиков 3 Количество

девочек 4 Отнесённость к 1 группа _______ 1 группа _______

группам 2 группа _______ 2 группа _______

здоровья 3 группа _______ 3 группа _______

4 группа _______ 4 группа _______

5 группа _______ 5 группа _______ 5 Отнесённость к Основная Основная _____________ физкультурным ______________ Подготовительная _____ группам Подготовительная Специальная __________

______ Освобождённые _______

Специальная

___________

Освобождённые

________ 6 Уровень Высокий Высокий _____________ физического ______________ Средний _____________ развития Средний Низкий _____________

______________

Низкий

______________ 7 Телосложение по Гармонические Гармонические уровню _________ _________ физического Дисгармоничные Дисгармоничные развития _______ _______

С избытком веса С избытком веса

________ ________

С дефицитом веса С дефицитом веса ______

_______ Низкий рост

Низкий рост ___________

____________ 8 Виды патологий Болезни крови, Болезни крови,

кроветворных органов и кроветворных органов и

системы системы кровообращения

кровообращения _______

________ Болезни эндокринной Болезни эндокринной системы ______________ системы Психические _______________ расстройства __________ Психические Болезни нервной расстройства системы ______________ ___________ Болезни глаз __________ Болезни нервной Болезни уха ___________ системы Болезни органов _______________ дыхания ______________ Болезни глаз Болезни органов ___________ пищеварения __________ Болезни уха Болезни мочеполовой ____________ системы ______________ Болезни органов Состояние после травмы дыхания и операции _______________ ______________ Болезни органов Болезни кожи и пищеварения подкожной клетчатки ___________ ______________ Болезни мочеполовой Болезни костносистемы мышечной системы ______________ _______________ Состояние после Нарушение осанки травмы и операции ______ ______________ Сколиозы Болезни кожи и ______________ подкожной клетчатки Плоскостопие__________ ______________ Болезни костно мышечной системы ___

Нарушение осанки ____

Сколиозы ____________

Плоскостопие_________ 9 Выявлено всего заболеваний (количество/%) 10 Травмы В образовательном В образовательном

учреждении учреждении ___________

____________ Вне образовательного

Вне образовательного учреждения ___________

учреждения

____________ 11 Отравления В образовательном В образовательном

учреждении учреждении ___________

____________ Вне образовательного

Вне образовательного учреждения ___________

учреждения

____________ 12 Врождённые аномалии (чел.) 13 Новообразования (чел.) 14 Дети-инвалиды Инвалиды, посещающие Инвалиды, посещающие (чел.) школу _______________ школу _______________

Инвалиды, Инвалиды, обучающиеся

обучающиеся на дому ______________

на дому

______________ 15 Заболевания Болезни крови, Болезни крови, школьников, кроветворных органов и кроветворных органов и обучающихся на системы системы кровообращения дому (не кровообращения _____ _______ являющихся Болезни эндокринной Болезни эндокринной инвалидами) системы __________ системы ______________

Психические Психические

расстройства ______ расстройства __________

Болезни нервной Болезни нервной

системы ________ системы ______________

Болезни глаз _____ Болезни глаз __________

Болезни уха ______ Болезни уха ___________

Болезни органов Болезни органов

дыхания __________ дыхания ______________

Болезни органов Болезни органов

пищеварения ________ пищеварения __________

Болезни мочеполовой Болезни мочеполовой

системы ____________ системы ______________

Состояние после Состояние после травмы

травмы и операции и операции ___________

__________ Болезни кожи и

Болезни кожи и подкожной клетчатки __

подкожной клетчатки Болезни костно __ мышечной системы ____

Болезни костно- Нарушение осанки ____

мышечной системы ___ Сколиозы ____________

Нарушение осанки ____ Плоскостопие_________

Сколиозы ___________

Плоскостопие_________ 16 Количество Всего Всего

детей, ________________ __________________

прошедших в том числе: в том числе:

оздоровление в в пришкольных в пришкольных

текущем году лагерях___________ лагерях_______

в выездным лагерях _ в выездным лагерях __

от от

поликлиники_________ поликлиники__________

в санаториях округа и в санаториях округа и

области _________ области __________

в санаториях МЗ в санаториях МЗ

РФ_____ РФ______ 17 Количество

детей,

нуждающихся в

оздоровлении

2) Организация образовательного процесса

Итоги 20___ — 20___ учебного года по четвертям

Пропущено дней по болезни Всего учебных дней

Всего по классу _______ Всего по классу _______

в том числе: в том числе:

1 четверть __________ 1 четверть __________ 2 четверть __________ 2 четверть __________ 3 четверть __________ 3 четверть __________ 4 четверть __________ 4 четверть __________

Организация питания № ФИО Сведения о Сведения о

питании питании

(завтрак) (обед) 2 4

Организация досуга школьников

Начало Конец № Наименование

учебного года учебного года

1 Количество обучающихся, Всего в классе Всего в классе

охваченных ____ % ___ %

организованными в том числе: в том числе:

формами досуга при проведении при проведении

оздоровительной мероприятий в мероприятий в

направленности, в классе _______% классе ______%

соотношении от общего при проведении при проведении

количества детей в классе: общешкольных общешкольных

мероприятий __% мероприятий __%

в учреждениях в учреждениях

дополнительного дополнительного

образования ___% образования __% 2 Количество детей, В самом В самом

занимающихся спортом: образовательном образовательном

учреждении ___% учреждении __%

В учреждениях В учреждениях

дополнительного дополнительного

образования __% образования __% 3 Количество проведенных

краеведческих,

туристических экскурсий,

походов 4 Количество

организованных встреч с

медицинскими

работниками учреждений

здравоохранения 5 Количество мероприятий

оздоровительной

направленности

(спортивные соревнования,

праздники, эстафеты, Дни

здоровья, классные часы,

познавательные программы

и др.), в которых

участвовал класс в течение

учебного года

Заметки __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Выводы по второй главе

Основными направлениями здоровьесберегающей деятельности нашей школы являются:

1) рациональная организация образовательного процесса;

2) организация физкультурно-оздоровительной работы;

3) просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на

формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни;

4) организация системы просветительской и методической работы с

педагогами и родителями;

5) медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием

здоровья учащихся.

Важными перспективными направлениями развития школы является не только отработка отдельных направлений деятельности, но и целенаправленное комплексное формирование успешной, всесторонне развитой личности, воспитание ценностных ориентаций и отношения, обеспечивающего ответственное поведение и овладение культурой моделирования собственного образа жизни, выработку экологически грамотной социально значимой позиции. Важен системный подход, системная комплексная работа школы. Анализируя проделанную работу по сохранению здоровья учащихся, можно подвести следующие итоги:

o в школе создана единая система организации (модель)

здоровьесберегающего образовательного пространства, основу которой

составляют механизмы внутреннего взаимодействия;

o разработана Программа мониторинга состояния здоровья учащихся

МОУ Лопаревской СОШ; o разработан Паспорт Здоровья; o разработан комплекс мероприятий по профилактике здоровья, тематика классных часов;

  • o реализуется и совершенствуется система обучения руководителей, педагогов школы по проблемам сохранения и развития здоровья участников образовательного процесса;
  • o сформирована стратегия деятельности управленческой структуры школы в аспекте здоровьесбережения;
  • o активно создается система мониторинговых исследований состояния здоровья обучающихся, которая позволит более результативно строить всю систему здоровьесберегающей деятельности;
  • o формируется новая идеология отношения к здоровью, культуре здорового образа жизни.

Заключение

Формирование здоровьесберегающей среды – одно из наиболее востребованных и перспективных направлений национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Важную роль в решении данной проблемы играет материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Создание здоровьесберегающей среды следует понимать как создание соответствующей материально-технической базы для активизации учебного процесса и внедрения результативных здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии в основном основаны на улучшении физкультурно-оздоровительной работы, совершенствовании системы питания. Положительное влияние такой деятельности на здоровье учащихся очевидно. Здоровье учащихся тесно связано с состоянием школьной образовательной среды и личностью учителя. Учителю важно знать, как правильно организовать учебное занятие. От выполнения гигиенических требований во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность, предупреждать преждевременное утомление. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровье, а это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние здоровья учащихся. Проведённые в МОУ Лопаревской СОШ исследования и анализ школьных факторов риска показали, что большинство проблем здоровья обучающихся создаётся и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, то есть связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо в собственной педагогической деятельности использовать все резервы для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Таким образом, поставленная в дипломной работе цель достигнута, задачи решены.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/fizicheskaya-ohrana-v-obrazovanie/