Особенности антикоррупционной политики в странах Ближнего Востока на примере Объединенных Арабских Эмиратов

Дипломная работа

Данный алгоритм представляет собой рекомендации по оценке антикоррупционных усилий государств по ряду факторов, среди которых: закрепление в законодательстве, предотвращение случаев коррупции, кооперация в рамках антикоррупционной деятельности, обмен и доступ к информации, применение законодательства на практике.

В рамках данной работы выше указанные факторы интерпретированы следующим образом:

1. закрепление в законодательной базе основных коррупциогенных практик,

2. наличие независимых контролирующих органов (предотвращение коррупционных практик),

3. кооперация с частным сектором и обучение сотрудников (кооперация в рамках антикоррупционной деятельности),

4. открытость/прозрачность государственной системы (доступ к информации).

Matei A. I., Matei L. Assessing the Anti-Corruption Strategies: Theoretical and Empirical Models // Journal of Management and Strategy. 2010. Vol.2, N.1. Р.23-40. URL: https://ssrn.com/abstract=1793266 (дата обращения: 10.04.2019).

Также в рамках отдельной главы будут рассмотрены случаи непосредственного применения антикоррупционных положений на практике.

В рамках данного исследования алгоритм UNODC, позволяет не только провести анализ всех основных элементов антикоррупционной политики, но также выделить особенности, характерные для ОАЭ.

2.1 Анализ законодательства ОАЭ по контролю коррупции

Первым пунктом анализа антикоррупционной политики станет анализ законодательства ОАЭ по вопросу регулирования коррупции. Объединенные Арабские Эмираты — это молодое государство, расположенное в Северо-восточной части Персидского залива. ОАЭ, в отличие от других государств региона, так же получивших независимость от Великобритании в середине XX века, пошло не по пути национализации и обособленности, а, наоборот, по пути интеграции ряда эмиратов, существовавших в регионе.

Для того, чтобы понять современное законодательство любого государства, сначала необходимо ознакомиться с историей его формирования и создания. По этому плану сначала мы разберем историю становления легальной рамки ОАЭ, затем проанализируем его современное состояние по борьбе с коррупцией и сделаем выводы для нашего исследования по вопросу степени закрепления и жесткости законодательной рамки.

2.1.1 История становления законодательства ОАЭ

Период с 1960 по середину 1970-х годов принес в мировое сообщество огромное количество новых государств, получивших свою независимость от бывших метрополий (Великобритании, Франции, Бельгии).

6 стр., 2642 слов

Особенности отношений собственности в потребительской кооперации

... члены потребительских обществ. Пайщики являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации. Методологической основой курсовой работы явилась ... Потребительские общества за счет своих взносов создавали потребительские союзы. Важно отметить, что собственность потребительских обществ и их союзов, а значит, собственность всей системы потребительской кооперации ...

Горелов А. А. От мировой колониальной системы до глобального неоколониализма // Век глобализации. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-mirovoy-kolonialnoy-sistemy-do-globalnogo-neokolonializma (дата обращения: 14.04.2019).

Одним из таких новообразований стали Объединенные Арабские Эмираты, которые появились на мировой карте в качестве независимого государства в 1971 году. Егорин А. З., Исаев В. А. Объединенные Арабские Эмираты. Институт востоковедения Российской академии наук: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1997.

На базе наиболее сильных экономически и политически на тот момент эмиратов Абу-Даби и Дубаи было создано объединенное арабское государство, состоящее сначала из шести, а затем, из семи эмиратов. Potts D. T. In the Land of the Emirates: The Archaeology and History of the UAE. Abu Dhabi/London : Trident Press, 2012.В состав объединенного государства вошли уже названные эмираты Абу-Даби, Дубай, а так же эмираты Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра, Шарджа. В 1972 году к договору об образовании объединенного государства присоединился и седьмой эмират Рас-Эль-Хайма. Potts D. T. In the Land of the Emirates: The Archaeology and History of the UAE. Abu Dhabi/London : Trident Press, 2012.

Ключевой особенностью Объединенных Арабских Эмиратов является их государственное и административно-территориальное устройство. При общем объединении, эмираты ни просто не теряли своей внутренней независимости и возможности вводить собственное законодательство, но даже оставались абсолютными монархиями. Объединенные Арабские Эмираты и на общем уровне являются одной из немногих абсолютных монархий в мире, где верховную властью обладает Президент, избираемый семью шейхами из числа правителей столичного эмирата Абу-Даби. Богатуров Д. С. Государства Персидского залива в XXI веке: социально-экономическое положение //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №. 5-2. С. 10-15. Аналогично отмечена ключевая роль эмирата Дубаи, чей правитель всегда является премьер-министром государства. Там же. Кроме этого, в рамках парламента данные эмираты имеют восемь представителей, в то время как остальные шесть эмиратов — не более шести каждый. Все это подтверждает тот факт, что ОАЭ иллюстрируют собой интереснейшую форму государственности, так называемую федеративную монархию. Кушхов Идар Русланович Основы федерализма при современной монархической форме правления // Журнал российского права. 2006. №11 (119).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-federalizma-pri-sovremennoy-monarhicheskoy-forme-pravleniya (дата обращения: 14.04.2019).

легальная рамка Объединенных Арабских Эмиратов складывалась

Первая фаза

Именно в этот длительный период складываются основные особенности политического становления арабских эмиратов, оказывающие непосредственное влияние и на современном этапе жизнедеятельности государства, а именно: руководящая роль шейхов, значимое положение ключевых семей-кланов. Al-Muhairi B. S. B. A. The Development of the UAE Legal System and Unification with the Judicial System //Arab Law Quarterly. 1996. Vol.11. N.2. P. 121.В ходе этого периода в арабских эмиратах не существует стандартной закрепленной юридической системы. Особую роль в судебном процессе и трактовке правил поведения на протяжении всего периода, вплоть до 1950-х годов, играет религиозное право, шариат. Даже не смотря на включенность в состав империй, метрополии не меняют сложившегося уклада жизни, только иногда дополняя рамку нужными указами. Ключевые юридические решения принимаются кади (мусульманские судьи, назначаемые правителями Османской империи), на основе их интерпретации Корана и Сунны.

11 стр., 5492 слов

Общество и государство. Государство в политической системе общества

... каждого вопроса. На сегодняшний день существует большое количество книг и трудов, в которых внимание акцентируется на обществе и государстве, а также на механизмах их взаимодействия. На мой взгляд, ... – это личный, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в 8 которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные ...

В послевоенный период, попав под протекторат Великобритании, эмираты были вынуждены принять ряд изменений в свои системы и заключить договоры, выгодные и необходимые для британских нефтяных компаний в данном регионе, и проживающим здесь гражданам метрополии. На основе индийского законодательства, британские власти вывели законодательную систему, которая стала новой для населения данного региона, но повлияла на его дальнейшее развитие. В этот момент появляются Британские суды и общее право, которые будут действовать на территории ОАЭ вплоть до момента независимости в 1971 году. Potts D. T. In the Land of the Emirates: The Archaeology and History of the UAE. Abu Dhabi/London: Trident Press, 2012.

Таким образом, первая фаза становления законодательства Объединенных Арабских Эмиратов проходит под сильнейшем воздействием исламского права и племенных традиций арабского общества, но так же и под воздействием традиций империй, в чей состав входили эмираты. Именно в этот период начинают предприниматься первые попытки изменить сложившийся уклад жизни арабского общества, выполненные с внешней стороны.

второй стадии,

Абу-Даби

Дубаи

Создание Судебного Закона впервые привело к разделению на гражданское и исламское право, отведенное на второй план в рамках данного эмирата. Там же. За основу законодательства эмирата Дубаи, несмотря на влияние британской традиции, берётся не англо-саксонское право, а континентальное европейское: ключевым примером для создания собственных законов служит Египет, перенявший в свою очередь французские особенности.

дихотомия легальной системы

предгосударственной

Третья стадия

С принятием Конституции был запущен ряд важнейших для существования объединенного государства процессов: трансферта власти с мест на федеральный уровень, унификация законодательства, длившаяся до 90-х годов, высшая роль федеральных судов. Там же.

Общегосударственное становление шло по пути эмирата Абу-Даби, ставшего основным в создании объединенного государства, но вот законодательство ряда северных эмиратов основывалось на примере эмирата Дубаи, что в очередной раз подчеркивает значимость рассмотрения законодательства именно этого эмирата.

Уголовный кодекс

Именно в ходе третьей стадии окончательно создаются гражданские кодексы отдельных эмиратов, которых не существовало вплоть до 1992 года. Tам же. Происходит унификация законодательной системы, которая становится не только более понятной для иностранцев, но и для местного населения.

четвертой стадии

В рамках данного центра и его юрисдикции действует особое общее британское право, и он выведен из-под контроля всех остальных юрисдикций, что направлено на привлечение прямых иностранных инвестиций. В то же самое время, у МФЦД нет собственного законодательства по вопросу контроля коррупции, а потому по этим правонарушениям здесь действует федеральный уголовный кодекс и иные федеральные законы. Mohtashami R., Tannous S. Arbitration at the Dubai International Financial Centre: a Common Law Jurisdiction in the Middle East // Arbitration International. 2009. Vol. 25. P. 173-186.

9 стр., 4223 слов

Тема рефератов по коррупции

... МВД России на транспорте. Организационно-правовое обеспечение деятельности подразделений по исполнению административного законодательства территориальных органов МВД России на транспорте. Порядок оказания ... и тактика противодействия экономическим преступлениям и коррупции на объектах транспорта. Совершенствование деятельности подразделений по предупреждению преступных посягательств на грузы ...

Таким образом, небольшое знакомство с особенностями формирования законодательной базы современного объединенного арабского государства представляет нам основные проблемы и перспективы для законодательства этого государства. Мы могли заметить, что не смотря на объединенный характер, вопросы законодательства эмиратов до сих пор играют важнейшую роль, а особая роль эмирата Дубаи, и в особенности его статуса международного финансового центра, остается ключевой и на сегодняшний день, несмотря на унификацию законодательства в ходе третьей стадии.

Несомненно, значимым для исследователей и востоковедов является положение дихотомии в законодательном устройстве ОАЭ при наличии гражданского и религиозного законодательства. Тем не менее, для нашего исследования мы можем отметить, что основные вопросы антикоррупционного регулирования лежат в рамках светского/гражданского права, в связи с чем дальнейший анализ будет основываться на анализе законодательных актов как на федеральном, так и на уровне эмиратов.

2.1.2 Международные механизмы борьбы с коррупцией, реализуемые в Объединенных Арабских Эмиратах

нескольких международных документов

конвенции ООН против коррупции

Данный международный документ вводит в рамки национального законодательства крайне широкий инструментарий для борьбы с коррупцией (статьи 5-13), начиная с общих нормативов политики против коррупции, контролирующих органов, так же охватывая сферу публичного сектора, правила поведения государственных служащих и правила проведения государственных закупок.Конвенция ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003 г.) [Электронный документ].URL: . org/ru/ documents/ decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 19.04.2019).

Конвенция дает возможность предсказуемого сотрудничества в рамках международных отношений между государствами — членами (ст.16 «Подкуп иностранных публичных лиц», ст.43 «Международное сотрудничество», ст.46 «Взаимная правовая помощь»), определяя механизмы сотрудничества и проведения совместных действий в области контроля и борьбы с коррупцией. Там же. Конвенция способствует эффективному противодействию коррупции внутри государства, вводя определения основных коррупционных преступлений: хищение, злоупотребление влиянием, незаконное обогащение, подкуп в частном и публичном секторе, а так же иностранных публичных лиц, злоупотребление служебным положением (ст. 15-42).

Там же. Конвенция создает основные ориентиры для будущего регулирования и модернизации законодательства, подготовки новых кадров (ст.60-62).

17 стр., 8076 слов

Исследование коррупции, её социальной сущности и социальных последствий

... задачи: 1 — исследовать коррупцию как социальное явление; 2 — проанализировать социальные последствия коррупции; 3 — провести социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и ... заключение, список используемой литературы. ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 1.1 Коррупция как социальное явление Под коррупционной преступностью понимается ...

Там же.

конвенцию ООН о признании и исполнении международных арбитражных решений

Арабская конвенция против коррупции,

Конференция стран участников

Международного Центра по Урегулированию Инвестиционных Споров

Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

Таким образом, данный обзор международно-правового участия Объединенных Арабских Эмиратов показывает, что государство принимает активное участие в международных организациях, направленных на снижение угрозы коррупции и успешно ратифицирует и применяет в своем законодательстве нормы международных конвенций.

Законодательство ОАЭ по вопросу регулирования коррупции

Помимо международного законодательства, нормы которого приняты в Объединенных Арабских Эмиратах и влияют на все действующие законодательные акты, на сегодняшний день в государственной структуре нормативная база по борьбе с коррупцией представлена целым рядом нормативно-правовых актов, которые так же в разной степени ограничивают проявление этого общественного порока.

Как было отмечено раннее, история развития права и государственности ОАЭ привела к наличию не только единого федерального законодательства по вопросу регулирования коррупции, но и законодательства уровня эмиратов. В следующей части исследования мы рассмотрим федеральную рамку борьбы с коррупцией, действующую на территории всего государства, а затем обратимся к примеру наиболее развитого и обладающего особым экономическим статусом эмирата Дубаи.

Особенно стоит отметить и специфические, характерные только для культурной и религиозной традиции данного региона, практики коррупционного поведения. Так к ним относятся уже упомянутая выше система неформального банкинга — хавала, система так называемых «чаевых», или попросту небольших взяток — бакшиш, неформальные связи — непотизм, а так же благодарности за совершенные услуги. Funk T. M., Boutros A. S. From Baksheesh to Bribery: Understanding the Global Fight Against Corruption and Graft.: Oxford University Press, 2019.

Анализ законодательства ОАЭ по вопросу регулирования коррупции. Федеральный уровень

Уголовный кодекс Объединенных Арабских Эмиратов

Впервые информация о преступлениях, связанных со взятками и злоупотреблением должностным положением, была добавлена в Уголовный кодекс с принятием новой версии в 1987 году. Al-Muhairi B. S. B. A. The Development of the UAE Legal System and Unification with the Judicial System //Arab Law Quarterly. 1996. Vol. 11. N.2. P. 116-160. Эти изменения можно назвать появлением специализированного антикоррупционного законодательства объединенного государства эмиратов.

На сегодняшний день информация о борьбе с коррупцией находится в первой части второй главы, которая регулирует преступления, совершенные против общества. Она состоит из пяти основных статей, которые закрепляют и раскрывают положения о коррупционной составляющей. Статьи данной части могут быть проинтерпретированы следующим образом.

Статьи 234, 235 и 237 УК ОАЭ

Статьи 236 и 237(1) УК ОАЭ

статье 238 УК ОАЭ

Статья 239

2 стр., 658 слов

Мы против коррупции

... считаю, что коррупция стала бизнесом государственного и международного масштаба, оборот которого превосходит нефтяные доходы и прибыли наркоторговцев. Мне, как представителю молодежи, хочется жить ... и альтернативные технологии, строить новые предприятия и пахать землю. Коррупция игнорирует законодательство, делает бессмысленными выборы, политические партии и общественные институты, практически ...

гражданский служащий и лицо, принимающее решение

1. граждане, обладающие государственной властью и нанятые работники в министерствах и государственных органах;

2. военнослужащие, как офицеры, так и солдаты;

3. главы и члены законодательных, совещательных и юридических советов;

4. главы корпораций, члены совета директоров, директоры, руководители и рядовые сотрудники частных компаний и негосударственных фондов.

Более того, согласно Уголовному Кодексу ОАЭ, любой нанимаемый работник, выполняющий задачи, связанные с распределением государственного имущества и государственной службой, рассматривается в качестве государственного служащего и попадает под рамки данного законодательного акта. Это дополнение подтверждает, что список регулируемых должностей в ОАЭ довольно широкий и затрагивает не только основных государственных акторов, обладающих публичной властью, но также представителей как государственных, так и частных компаний, и даже негосударственных фондов, более того, рядовых членов этих компаний. Все это делает распространение правил УК ОАЭ крайне жестким и всеобъемлющим.

подкупа родственников

Как мы можем заметить, уже Уголовный Кодекс ОАЭ начинает регулировать ряд местных практик, закрепляя в своих статьях, например, запрет на дачу взятки, что автоматически криминализирует так называемый бакшиш, характерный для данного региона. В то же самое время мы можем заметить, что Уголовный кодекс ограничивается этими положениями, не внося в правовую рамку регулирование ряда значимых статей. В свою очередь он не распространяется на подкуп зарубежных публичных лиц, что можно понять из определения, которое дается гражданским служащим и лицам. принимающим решения.

whistle

Согласно 62 статье Конституции ОАЭ,

Таким образом, данная статья ограничивает возможности финансового или любого иного влияния и получения прибыли за этот счёт со стороны основных правительственных управленцев.

кодексы этики

Закон №11 от 2008 года или

В рамках данного законодательного акта рассматриваются не только различные обязанности федеральных органов, государственных служащих и нормы по охране труда и технике безопасности на рабочем месте, но также и правила, касающиеся контроля потенциальной коррупции. В рамках X главы, посвященной корпоративной культуре, существуют такие подпункты как: регулирование подарков и взяток, конфликт интересов, наем на работу родственников.

запрещено принимать

(2) Все представленные подарки должны распространяться от имени соответствующего государственного органа и контролироваться специальным отделом внутри органа. Там же, статья 70 (2).

определение взятки

запрещенных намерений

1. ускорение процесса работы государственных служащих и сотрудников;

2. прекращение определенной работы со стороны государственного служащего или сотрудника;

3. оказание влияния со стороны сотрудника на других представителей государственного органа или компании.

Согласно (5) части данной статьи все случаи нарушения будут расследованы. Если в ходе расследования выясняется, что сотрудник заплатил, получил или попросил взятку, то это лицо будет передано в суд. Федеральный закон №11 о человеческих ресурсах от 2008г. Статья 70(5).

14 стр., 6601 слов

Экспертиза финансово-экономического положения компании

... анализа оценить изменение финансового состояния компании в период с 2006 по 2008 год, а также предложить ... инвесторы, внешние аудиторы, независимые аналитики, а также государственные и контролирующие органы). Различия между этими группами ... Глава 1 Методические основы финансово-экономической экспертизы компании 1.1. Значение финансово-экономического анализа компании. Очевидно, что прежде чем отвечать ...

[Электронный документ]. URL: https://www. fahr. gov.ae/Portal/en/legislations-and-guides/the-law/human-resources-law.aspx (дата обращения: 22.04.2019).

конфликтом интересов

1. участия в принятии официального решения, которое влияет на успех подрядчика, принадлежащего родственникам до 4 степени родства;

2. участия в принятии решения о предоставлении лицензии или земли родственникам до 4 степени родства;

3. участия в принятии решения с лицом, с которым сотрудник или государственный служащий имеет партнерские отношения;

4. злоупотребления положением и передачи конфиденциальной рабочей информации, с целью получении услуги или выгоды.

найма родственников

запрет

Human

Проработан и вопрос подарков для государственных служащих, четко прописаны правила приёма, учета и возможностей дарения, выделены специальные комиссии внутри государственных органов, отвечающих за контроль данных действий, что фактически так же ограничивает бакшиш и систему благодарностей за выполненные услуги. Данный законодательный акт дает легальную трактовку понятия взятка, что крайне важно для четкого понимания того, что является правонарушением. В то же самое время оглашаются возможные последствия нарушения законодательного акта от дисциплинарного нарушения до уголовного, за доказанные случаи взятки и конфликта интересов, повлекшего негативные последствия для государственного блага.

в Законе ОАЭ №8 от 1984 года «О коммерческих компаниях»

практика хавалы

статье 2

1. конвертация, передача или хранение доходов, с намерением скрыть их или незаконное происхождение таких доходов;

2. сокрытие истинной природы, источника, местоположения, расположения, перемещения, прав в отношении собственности или доходов;

3. приобретение, владение или использование таких доходов.

Во второй части данной статьи говорится о том, что любая собственность, не соответствующая нормам данного законодательного акта, будет рассматриваться как средство, которое могло быть извлечено вследствие подкупа.

Данные положения фактически начинают рассматривать практики неконтролируемых финансовых потоков в случае неспособности хаваладара — банкира их объяснить как криминальные денежные средства, значит, подпадающие под уголовную ответственность.

Таким образом, законодательные акты №8 и №4 оказывают крайне важное воздействие, как на частные фирмы, так и на традиционные практики поведения, в рамках законодательства ОАЭ, фактически запрещая и жестко регулируя возможность создания фирм — однодневок и отмывания денежных средств через подставные «третьи фирмы» и фирмы, аффилированные с владельцами компаний, а так же выводя на официальный уровень информацию о полученных доходах, которые могли быть получены преступным путем.

федеральные законодательные акты № 6 «Федеральные вооруженные силы» и № 7

статья 37

федеральный закон №7

11 стр., 5201 слов

Роль предельных издержек в формировании стратегии фирмы

... Именно в Q0 предельный доход будет равен предельным издержкам. В разделе Q1-Q0 фирма получит меньше прибыли, а в разделе Q0-Q2 предельные издержки превысят предельный доход, а прибыль уменьшится. ... расширение производства увеличит доходы и расходы? Фирма будет сравнивать предельный доход и предельные издержки. Пока расширение производства обеспечит более быстрое увеличение доходов по сравнению с ...

Важной особенностью данных законодательных актов является их распространение на всех военнослужащих вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов и обслуживающий персонал без исключений. Федеральный закон № 6 от 2004 г. «Федеральные вооруженные силы». [Электронный документ]. URL: http: //www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/98631/117537/F1124036572/0019-Federal_Law _no6_of_ 2014_ar.pdf (дата обращения: 2.05.2019).

Федеральный Закон № 4 от 2004года

Конфликт интересов

решении № 12 Верховного главнокомандующего вооруженных сил ОАЭ от 1986 года