Исправление осужденных к лишению свободы

Дипломная работа

Основной целью уголовного наказания является исправление осужденных. В ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.05.2017)1 (далее – УИК РФ) дается понятие исправления осужденных как формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования право послушного поведения.

Исправление осужденных заключается в непрерывном процессе воздействия на структуру личности осужденного. Изменение структуры личности осужденного происходит внешне под влиянием сотрудников исправительных учреждений, иных государственных структур и родителей. Все это можно охватить единым термином «исправительное воздействие».

Социально-значимый результат исправительного воздействия заключается в применение исправительных средств. Условно-досрочное освобождение является оценочным понятие процесса исправления осужденных.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональная подготовка; общественное воздействие.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что рецидивная преступность в Российской Федерации возрастает с каждым днем, в связи с чем возникает вопрос об эффективности деятельности исправительных учреждений, а хорошо выстроенная воспитательная работа является толчком к формирования гражданской позиции и правосознания.

Российская газета, 1997, 16 января.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере исправления осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие сферу исправления осужденных к лишению свободы и правоприменительная практика.

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов процесса исправления осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях и формирование предложений по усовершенствованию законодательства.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть особенности воспитательного процесса осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях
  • проанализировать деятельность исправительных учреждений.

Теоретической основой работы являются труды следующих исследователей: Р.А.Базарова, Л.И. Беляевой, Н.И. Ветрова, К.Е. Игошева, В.И. Козлова, А.Н. Ленского, В.Д.Лутанского, Г.М. Миньковского, А.С. Михлина, А.Е. Наташева, В.Б. Первозванского, Н.Б. Хуторской и других ученых.

14 стр., 6776 слов

Актуальные вопросы лишения свободы, его видов и сроков

... осуждёнными, равнодушия сотрудников исправительных учреждений к судьбам людей, оказавшихся в их власти, унижения и расправ с осуждёнными со стороны других осуждённых. В связи с широким применением лишения свободы ... желающим становиться на путь исправления, лишение свободы назначается тогда, когда цели ... принудительных работ исполняемых осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и ...

Методологической основой работы являются общенаучные методы такие как анализ, синтез, и частнонаучные методы сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов и судебной практики.

Нормативной основой работы является Конституция Российской Федерации1 и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Работа состоит из трех глав введения и заключения. В первой главе описываются все документы на основании которых осуществляется процесс исправления осужденных в местах лишения свободы. Во второй главе институт исправления осужденных рассматривается как функциональная единица в системе исполнения наказаний. В третьей главе анализируется

Российская газета. 1993. 25 декабря. проблемы систематизации института исправления осужденных к лишению свободы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ

ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

1.1. Понятие, виды и формы исправления, осужденных к лишению

свободы

Одной из основных форм исправления, осужденных в соответствии со ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации является режим. Установленный законом порядок исполнения и отбывания наказания обеспечивающий изоляцию от общества охрану заключенных. Заключенные находятся под постоянным наблюдением и выполняют возложенные на них обязанности. Разные категории осужденных содержаться раздельно. Режим выражает сущность наказания. В сферу воздействия режима включены осужденные, администрация ИУ, администрация организации, где работают1 осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями, должностные лица государственных учреждений, помещающие эти учреждения и участвующие в УИ процессе, граждане, находящиеся на объектах ИУ и территориях, прилегающих к ним. Действие режима распространяется на исправительное учреждение и прилегающие к нему территории. Режим выполняет карательную и воспитательную функцию. При проживании на территории исправительного учреждения осужденные должны выполнять ряд требований. Они могут подвергаться досмотру.

К следующим формам исправления относится воспитательная работа с осужденными что позволяет формировать ценностное и уважительное отношение к человеку, труду, обществу, нормам, правилам и традициям. При

Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право России: Учебник – 4-е изд., М.: Юристъ, 2005. – С. 512–515. применении мер поощрения учитывается участие в воспитательных мероприятиях. В процессе воспитательной работы происходит учет индивидуальных качеств личности особенностей характера, осужденного и обстоятельств. совершенного им преступления.

В исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных к лишению свободы, которые работают под контролем администрации исправительных учреждений. В исправительных учреждениях из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных создаются советы коллективов исправительных учреждений. Также могут создаваться и иные самодеятельные организации осужденных.

Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Ставить же, как это было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех антисоциальных свойств личности, осужденных нереально – она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания.

10 стр., 4734 слов

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ...

... 2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и в ...

Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как активное участие или безразличное отношение осужденных к про­водимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопро­сов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д. 1

Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудится трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных

Смолина Л.В. Краткий курс по уголовно-исполнительному праву: учеб. пособие. – М.: Издательство «Окей-книга», 2008. – С. 143. учреждений (с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, исходя из наличия рабочих мест).

Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных ГУП УИС и др. Осужденные мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, инвалиды 1 и 2 группы, привлекаются по желанию.

Труд развивает у осужденных творческие способности, закаляет волю, формирует коллективизм, ответственность и другие жизненно важные для человека качества. Вовлечение осужденных в трудовое соревнование, движение рационализаторов и изобретателей позволяет воспитывать у них активность, чувство состязательности.

Труд способствует физическому развитию и закаливанию организма. Кроме ϶ᴛᴏго он способствует предотвращению антиобщественных проявлений осужденных, так как их силы и энергия направлены на создание материальных благ. Естественно, что в СИЗО, исправительных колониях и тюрьмах для укрепления их здоровья проводятся различные медицинские, санитарно-гигиенические и иные мероприятия оздоровительного характера. «Но даже регулярное проведение прогулок, использование их для спорта и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, как правило, оказывается недостаточным для поддержания здоровья заключенных если они систематически не занимаются трудом» 1.

В годы Советской власти была сформирована достаточно эффективная система стимулирования труда осужденных. Однако в 30-е годы лишь только 10% трудящихся получили премиальные. На данном этапе развития уголовно-исполнительной системы меры поощрения достаточно специфичны и не стимулируют к желаемому результату. Улучшение материальных благ является лидером среди стимулов к трудовой активности. Целесообразно в порядке поощрения исключить из денежной премии вычет за питание,

Середа, Е.В. Теоретические и прикладные проблемы применения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин и их социальной реабилитации. – М., 2000. С. 418 одежду и коммунально-бытовые нужды. Материальная стимуляция трудовой активности заключенных должна быть регулярной.

Получение общего образования является одной из наиболее эффективных средств исправления осужденных. Образование в исправительных учреждениях классифицируется на 2 уровня: образование несовершеннолетних и совершеннолетних осужденных. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано получение различных уровней образования осужденными к лишению свободы. Общеобразовательные школы открываются при наличии не менее 80 обучающихся. При отсутствии такого количества обучающихся в пенитенциарных учреждениях создается учебно-консультативный пункт. Организация и ликвидация школ и учебно-консультативных пунктов регулируется Министерством юстиции Российской Федерации по соглашению с Министерством образования и науки РФ. 1

4 стр., 1746 слов

Лишение свободы. Пожизненное лишение свободы

... также при осуждении к пожизненному лишению свободы — в исправительных колонияхособого режима. Таким образом, в колониях особого режима должны по закону отбыватьнаказание две категории осужденных: при особо опасном ... рецидиве (ч.3 ст. 18УК) и при осуждении к пожизненному лишению свободы. Закон устанавливает также, что, если ...

Содержание образования должно содействовать исправлению осужденных, искоренять асоциальные установки, формировать стремление к искоренению противоправного поведения.

Образовательное учреждение УИС самостоятельно разрабатывает и утверждает по согласованию с исправительным учреждением ежегодные правила приема осужденных.

Основаниями для организации обучающего процесса осужденных к лишению служит: личное заявление осужденного на имя директора образовательного учреждения о согласии получать образование.

При разработке основных направлений образовательного процесса, осужденных педагог-психолог проводит диагностику нравственного становления личности за прошедший учебный год.

Щепкина Н. К. Становление системы образования осужденных и его нормативноправовое обеспечение // Право и образование. — 2010. — № 10. — С. 44-58.

В образовательный процесс осужденных к лишению свободы так же входит внеклассная работа, направленная на эстетическое развитие личности, сохранение здоровья, подготовка к жизни на свободе.

Основная задача педагога-реабилитолога была сформулирована ещё Макаренко как «восстановление нормального отношения между личностью и обществом, возбуждение новой системы мотивации»

Профессиональная подготовка — осужденным, не имеющим необходимой специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка. Для мужчин от 60 и жен от 55 лет, инвалидов 1 и 2 группы — по желанию. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.

Успешность такого исправительного процесса связана с качеством педагогических кадров, в составе которых должны быть лица, обладающие соответствующей подготовкой, а значит нельзя и забывать о подготовке самих сотрудников образовательной системы в исправительных учреждениях.

Немаловажным фактором исправления осужденных является общественное воздействие.

Эта деятельность осуществляется в рамках совета при Министерстве Юстиции Российской Федерации,Общественного совета при ФСИН России, общественных советов и общественных наблюдательных комиссий при территориальных органах ФСИН России; непосредственно в исправительных учреждениях в силу действующего законодательства.Общественные советы содействуют активному участию религиозных организаций в процессе исправления осужденных. Библиотеки исправительных учреждений обеспечиваются духовной литературой, которой верующим осужденным разрешено иметь в личном пользовании. Для успешного осуществления исправления осужденных необходимо привлекать весь их творческий и интеллектуальный потенциал.

8 стр., 3991 слов

Анализ затрат предприятия на охрану окружающей среды в системе ...

... система «залог-возврат»; экологическое рынки природных ресурсов, прав на загрязнение, лимитов выбросов и сбросов и др.[8] 3. Анализ затрат на охрану окружающей среды ОАО «МЗОО» В результате производственной деятельности ... ставках налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду», письма Государственного налогового комитета РБ 02/12 от 28.01.98 г. «Об исчислении экологического налога ...

1.2 Правовое регулирование исправления осужденных к лишению

свободы

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. предоставляет каждому человеку право на образование (ст. 43).

В отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В данном случае Конституция выступает правовой основой исправления осужденных к лишению свободы.

В соответствии со ст. 110 УИК РФ в системе исполнения наказаний осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иноевоспитание осужденных к лишению свободы, способствующее ихисправлению. В соответствии с нормами российского законодательства для успешного процесса воспитательной деятельности формируется материально – техническая база.

В соответствии с ФЗ «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.93 г. (ст.23) и ч.1 ст.103 УИК РФ, осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. На основании ст.106 УИК РФ, осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий без оплаты труда. Привлечение к такому роду деятельности ведется строго в соответствии с законом. Продолжительность трудовой деятельности по благоустройству исправительного учреждения не может превышать более двух часов в неделю.

Организация профессионального обучения регламентируется статьей 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

С 2012 года с момента перехода профессиональных училищ к ведомственности федеральной службы исполнения наказаний их число уменьшилось в двое. Что снижает эффективность процесса воспитания в разы.

В соответствии со ст. 163 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации для осужденных военнослужащих предусмотрены такие меры исправления как строевая, боевая и тактическая подготовка и военное воспитание.

Европейские пенитенциарные правила рекомендуют поддержание контактов с социальными организациями и службами, общественными объединениями и гражданами, использование их потенциала в поддержании необходимого правопорядка в тюрьме, обеспечении разумных потребностей, осужденных во время отбывания наказания, на стадии подготовки к освобождению и после освобождения. Общественное воздействие в соответствии с международными стандартами должно быть таким, чтобы тюрьма действительно воспринималась как территория общественных интересов1.

Согласно ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации характеризует наказание как способ исправления личности.

Агамов Г.Д., Ковалева Е.Н. Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными – Европейские пенитенциарные правила // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 1. С.8

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ

ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

2.1. Институт исправления осужденных к лишению свободы как

важнейшая составляющая системы исполнения наказаний

В истории отечественной пенитенциарной системы известен лишь один пример многомерного использования социокультурного фактора в условиях изоляции – это практический опыт А.С. Макаренко в исправительном учреждении. Сегодня необходимо вновь вернуться к его наследию и с учётом современных условий реализовать его открытия.

3 стр., 1426 слов

Правовое положение осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы

... № 4. - С. 42. 10. Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы в механизме обеспечения прав осужденных к лишению свободы // Гражданин и право. - 2006. - № 2. - ... М: Академия МВД России, 1992.- 29. Сундуров Ф.Р. Социально-психологические и правовые аспекты исправления и перевоспитания правонарушителей. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976. 30. Стручков Н.А. ...

Проблема реабилитации осуждённых понимается нами как один из сложнейших социальных процессов, направленный на подготовку лиц к жизни в обществе и являющийся процессом непрерывным, в котором необходимо максимально использовать время отбытия наказания осуждённым для проведения комплекса воспитательных воздействий.

Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность её определений. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация – это и результат воздействия на личность, её отдельные психические и физические функции 1.

Отбывание наказания можно трактовать как процесс социальной реабилитации осужденного, выражающийся в попытке воспитателей так воздействовать наосужденного, чтобы на свободу вышел социально Зубкова Т.И. Сущность социально-педагогической реабилитации: материалы научно-практической конференции СоИн УГППУ / Т.И. Зубкова. Екатеринбург, 2001.С.14 — 19 адаптированный человек, который был бы в той или иной степени приспособлен к жизни, в которую он вступает

В практике исполнения наказания произошел переход от идеологизированного, жестко регламентированного процесса воспитания в рамках модели исправительно-трудового воздействия к более гибкой модели, ориентированной на максимально широкий спектр средств исправительного воздействия, психолого-педагогические методы работы с осужденными пришли на смену жестких форм давления на личность.

Формирование института исправления осужденных как лишению свободы как составляющую системы исполнения наказаний сложный долговременный процесс, требующий разработки положения, отражающего специфические особенности предмета работы. Система исправления осужденных многоуровневая и требует структурного анализа. Необходимо сформировать соответствующие условия для исправления осужденных. Законодатель в этом отношении работает в правильном направлении в статье 8 уголовно – исполнительного кодекса оговаривается что уголовно – исполнительное законодательство основывается на рациональном применении мер принуждения. Первой составляющей системы исправления осужденных к лишению свободы можно считать формирование карательноисправительной среды, регулирующийся нормами уголовноисполнительного законодательства.

Вторая составляющая это воспитательная работа. К ней в концепции развития уголовно – исполнительной системы относятся социальная, психологическая и образовательная работа. Отношение психологической работы к воспитательной совсем не означает что это одна ветвь направления работы. В концепции отмечается что психологическая работа — это комплекс мероприятий для оказания психологической помощи осужденным и сотрудникам уголовно-исполнительной системы. И основное ее направление деятельности — это недопущение появления деструктивных ситуаций в местах лишения свободы. 1

Цель исправления осужденных предполагает различные способы влияния на личность преступника и исходить необходимо из индивидуальных условий каждого и обращать внимание на обстоятельства совершённого деяния. В условиях современно социально – экономической ситуации сложно добиться создания гуманистического типа пенитенциарной системы, в рамках которой средства воздействия на личность осужденного использовались бы комплексно.

14 стр., 6637 слов

Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

... и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок ... отбывания наказания осужденными к лишению свободы. 4. Дать понятие и охарактеризовать виды условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы. 4. Охарактеризовать основные правовые средства режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы ...

Для достижения основной цели исправления осужденных необходимо индивидуальное комплексное воздействие средств исправления на личность.

Привлечение общественных организаций к процессу исправления увеличивается число форм воспитательного воздействия.

Необходимость гуманизации карательной политики государства предопределяется тем, что наказание в виде лишения свободы тяжким бременем ложится на бюджет государства, влечет разрыв социальных связей осужденных, порождает криминализацию общества. В целом такая тенденция гуманизации уголовной политики и судебной практики, когда наказание в виде лишения свободы применяется как крайняя мера, является благоприятным фактором трансформации данного социального института. С одной стороны, это позволяет улучшить материально-бытовые условия отбывания наказания, оградить от влияния преступной среды тысячи граждан. С другой – появляется возможность развивать и совершенствовать деятельность учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, которые потенциально более эффективны, чем лишение свободы. 2

Обращается внимание на то что свободное от труда и других занятий время не должно быть использовано для планирования нового преступления.

Мадаев Х.Т. Пути оптимизации исполнения и отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы // Элиста. 2011. С. 91 – 92.

Панкратова З.Н. Социологический анализ трансформации функций отечественной пенитенциарной системы // Преступление и наказание. 2012. № 6. Оно должно служить основой для формирования культурного уровня осужденных к лишению свободы. Высокий уровень культурного сознания способен снизить тягу к совершению рецидивного совершения преступления.

Часто причиной для совершения преступления служит отсутвие общественно важного занятия. Возникает необходимость деятельности, в которой человек может само реализоваться. У лиц, находящихся в местах лишения свободы потребность в самореализации повышается под воздействием режима и условий отбывания наказаний. По мнение большинства авторов самым эффективным способом для самореализации личности является культурно-массовая и спортивная деятельность 1.

Приказ ФСИН России от 26.01.2007 № 32 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы» наделяет общественность правом принимать участие в решении задач, стоящих перед уголовноисполнительной системой (далее — УИС), в защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, со держащихся в следственных изоляторах. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» дает возможность институтам гражданского общества осуществлять контроль над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также оказывать содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. УИК РФ в статьях 9, 14, 23, 110, 142 определяет порядок участия общественности в процессе исправления осужденных.

12 стр., 5926 слов

Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

... законодательство не включало в предмет своего правового регулирования исполнение наказаний в отношении военнослужащих. В УИК РФ впервые введено исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих (раздел V, ...

В целом имеющаяся законодательная база позволяет институтам гражданского общества принимать активное участие в пенитенциарной жизни. Так, по данным ФСИН России, в 79 субъектах Российской Федерации

Перинская Н.А. Ресоциалиция // Знание. Понимание. Умение.2005 № 4. С. 95

16 созданы общественные советы при территориальных органах ФСИН России. Их численность, включая Общественный совет при ФСИН России, составляет 1048 человек. 1

У института исправления осужденных фокус должен быть на полезный результат. Все концепции исправления осужденных должны быть согласованны с Концепцией реформирований уголовно-исполнительной системы до 2020 года.

2.2 Содержание и принципы деятельности сотрудников

учреждений, исполняющих наказание, по исправлению

осужденных к лишению свободы

Сегодня задачи, стоящие перед пенитенциарными учреждениями, невозможно решить только посредством усиления карательных ограниче­ний. Первостепенное значение приобретают гуманное отношение к право­нарушителям, строгое соблюдение их прав. Так, Концепция реорганизации УИС основным направлением деятельности считает создание условий и порядка исполнения наказаний.

Правовое положение осужденных это совокупность прав и законных интересов, и обязанностей, которыми заключенный наделяется.

Принцип законности основополагающий принцип деятельности сотрудников уголовно – исполнительной системы.

Беззаконие в пенитенциарной системе является повышенной опасностью так как несет риск получения ответной реакции.

Осужденный попадая в места лишения свободы отрывается от привычной среды и снижаются его адаптационные способности. На

Мадаев Х.Т. Институты гражданского общества и исправление осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы // Современное право. 2012. № 6. С. 125-127. сотрудника исправительного учреждения ложатся следующие функции по воспитательной деятельности:

  • изучение характера взаимоотношений в среде осужденных;
  • выявление неформальных лидеров;
  • разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимся к различным классификационным категориям;
  • составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами;
  • организация самовоспитания и аттестация осужденных.

Данная деятельность требует от сотрудников больших усилий. Есть необходимость применения особого подхода к преодолению сопротивления воспитуемых. Воспитательные мероприятия являются обязательными и предусмотрены в распорядке дня. Сотрудник должен мотивировать осужденного к законопослушному образу жизни

Соблюдение закона в отношении осужденных является неотъемлемой частью исправительного процесса.

В воспитательном процессе администрацией ИУ уделяется внимание культурному, духовному и физическому воспитанию осужденных с привлечением общественности. В выходные и праздничные дни, в целях активной занятости осужденных, проводятся культурно-массовые мероприятия, соревнования, спартакиады по различным видам спорта. 1

надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишения свободы, осуществляется прокурором. В рамках своих полномочий он:

3 стр., 1319 слов

«Законодательство России об исполнении уголовных наказаний до ...

... и организационная структура системы исполнения наказаний в России до 1917 года. Цель курсовой работы состоит в общей характеристике законодательства России об исполнении уголовных наказаний до 1917 года на основе комплексного ... регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы в России (XIX — начало XX в.) и его влияние на становление и развитие института правового положения осужденных к ...

  • посещает в любое время органы и учреждения предварительного заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;
  • Купцов И.И., Пивоварова Т.В. Рациональные пути исправления несовершеннолетних осужденных // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 26-34.
  • опрашивает задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;

— – знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера. Закон устанавливает, что постановления прокурора подлежат обязательному, незамедлительному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебнопсихиатрических учреждений.

В случае выявления нарушений закона со стороны сотрудников, должностных лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления – возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.

Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.

Таким образом, воспитательный процесс в ИУ трудный вид педагогической деятельности, который включает в себя некоторые относительно самостоятельные, хотя и взаимосвязанные элементы: изучение личности осужденного, выбор средств, способов и форм воздействия на него, их реализацию, контроль за результатами.

В качестве задач, ставящихся перед сотрудниками уголовно исправительной системы для осуществления исправительного процесса можно выделить

  • обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех ас­пектах проводимой с осужденными воспитательной работы;
  • воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелатель­ного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гу­манизма и партнерства.
  • обеспечение социально-правовой и социально-психологической защищенности осужденных, оказание им помощи и поддержки;
  • создание необходимых материальных и социально-бытовых условий для сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффектив­ность проведения с ними воспитательной работы;
  • расширение возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при исправительных учреждениях об­щественных комитетов и иных формирований родственников, осужденных;
  • обеспечение реальных условий для общения осужденных с пред­ставителями средств массовой информации, обсуждение проблем исправи­тельных учреждений в местной печати, программах радио и телевидения.
  • создание условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов;
  • 1
  • обеспечение педагогически целесообразных условий для стимули­рования позитивной самореализации и самоутверждения осужденных в различных видах деятельности, оказания им платных услуг, предусмот­ренных законом. 2

В деятельности сотрудника УИС должен преобладать принцип патриотизма. Патриотизм сопоставляет личные и общественные интересы.

Купцов И.И., Пивоварова Т.В. Рациональные пути исправления несовершеннолетних осужденных // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 26-34.

Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве: учеб. пособ. М.: Статут, 2015. С.85 Формирую у осужденных чувства любви к своей родине готовности отдать жизнь за родину воспитывает правильную гражданскую позицию и поднимает уровень правосознания. Критериями исправимости можно обозначить следующие отношение осужденного к совершенному деянию, отношение осужденного к режиму и условиям отбывания наказания.

Оценить степень исправления, осужденного можно следующими способами: характеризуется положительно, не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, характеризуется положительно, характеризуется неопределенностью в поведении либо имеет неустойчивую социальную установку, характеризуется отрицательно либо не стремится к исправлению, злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания. Администрация должна содействовать исправлению осужденного.

АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия установил Ефимов А.А. осужден приговором Ленинского районного суда г. Астрахани от 30.04.2015 года по п. «а» ч.3 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации, по п. «а» ч.3 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации, по п. «а» ч.3 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 6 месяцам лишения свободы за каждое из совершенных преступлений, без штрафа и ограничения свободы. На основании ч.3 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний к 3 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в колонии особого режима.

Осужденный Ефимов А.А. обратился в суд с ходатайством об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания мотивирую свое ходатайство тем, что им отбыто более половины срока наказания, считает, что для своего исправления он не нуждается в дальнейшем отбывании наказания.

Рассмотрев ходатайство без участия осужденного, согласно его письменного заявления, заслушав представителя администрации колонии, поддержавшего ходатайство осужденного, заключение прокурора, полагавшего ходатайство удовлетворить, суд приходит к выводу о том, что ходатайство осужденного об условно-досрочном освобождении от наказания подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Суд постановил ходатайство осужденного Ефимова А.А., года рождения, отбывающего наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания — удовлетворить.

Освободить Ефимова А.А., года рождения от дальнейшего отбывания наказания условно-досрочно на не отбытый срок на 01 год 09 дней.

Возложить на Ефимова А.А. в течении оставшейся не отбытой части наказания исполнение следующих обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного; своевременно являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, на регистрацию согласно графику, утвержденному начальником данного органа; не покидать своего места жительства в ночное время с 22-00 до 6-00 часов. 1

Саратовский областной суд установил Приговором судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 28 декабря 2001 года, с учетом постановления Энгельсского городского суда Саратовской области от 28 апреля 2004 года, Кузнецов В.А. осужден по п. «в» ч. 3 ст. 162 и п.п. «а, ж, з» ч. 2 ст. 105 УК РФ на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 19 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Осужденный Кузнецов В.А. обратился в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания по данному приговору.

Постановлением Ленинского районного суда г. Саратова от 13 февраля 2017 года в удовлетворении ходатайства осужденного отказано.

В апелляционной жалобе осужденный Кузнецов В.А. выражает несогласие с постановлением, считает его незаконным и необоснованным. В доводах указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам. Ссылаясь на нормы ч. 2 ст. 43 и ст. 79 УК РФ, ч. 1 ст. 9 УИК РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлениях от 21 апреля 2009 года № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания» и от 20 декабря 2011 года № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора», полагает, что суду были

РосПравосудие Зубово-Полянский районный суд Архивное дело № 4/1-775/2017 URL:https://rospravosudie.com/court-zubovo-polyanskij-rajonnyj-sud-respublika-mordoviyas/act-556811559/ представлены все необходимые сведения, свидетельствующие о его исправлении, однако суд в постановлении надлежащим образом не обосновал и не мотивировал свое решение об отказе в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, отказал в удовлетворении его ходатайство по основаниям, не предусмотренным законом. Обращает внимание на то, что в содеянном он раскаялся, характеризуется положительно, имеет 27 поощрений, окончил училище и получил специальности, в настоящее время обучается в ВУЗе, что по заключению психолога возможно его условно-досрочное освобождение. Указывает, что после смерти матери его сестра осталась одна и нуждается в его помощи по выплате кредита, взятого на похороны. Просит постановление отменить и вынести новое решение об удовлетворении его ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Суд постановил удовлетворении ходатайства, осужденного Кузнецова В.А. об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания по приговору судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 28 декабря 2001 года оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного — без удовлетворения. 1

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия установил Кондаков Д.В. осужден приговором Красногорского городского суда Московской области от 29.03.2013 г. по ст. 30 ч. 3 — 228.1 ч. 2 п. «а» УК РФ (2 эпизода) на основании ст. 69 ч. 2 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Осужденный Кондаков Д.В. обратился в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении.

РосПравосудие Саратовский областной суд Архивное дело № 22-1780/2017 URL:https://rospravosudie.com/court-saratovskij-oblastnoj-sud-saratovskaya-oblast-s/act556801354/

Администрацией ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия представлено заключение о целесообразности условно-досрочного освобождения осужденного из мест лишения свободы, поскольку он характеризуется положительно и не нуждается в полном отбытии наказания.

Рассмотрев ходатайство, выслушав мнение представителя администрации ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия, поддержавшего ходатайство осужденного, исследовав представленные материалы, выслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить ходатайство осужденного, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство осужденного по следующим основаниям. Суд постановил ходатайство осужденного Кондакова Д.В., года рождения об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания — удовлетворить.

Освободить Кондакова Д.В., года рождения от дальнейшего отбывания наказания условно-досрочно на не отбытый срок 03 (три) месяца 11 дней.

Возложить на Кондакова Д.В. на период в течение оставшейся не отбытой части наказания исполнение следующих обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного; своевременно являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, на регистрацию согласно графику, утвержденному начальником данного органа; не покидать своего места жительства в ночное время с 22-00 до 6-00 часов, кроме работы в ночную смену.

Разъяснить осужденному, что согласно части 7 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, если в течение оставшейся не отбытой части наказания осужденный совершит нарушение общественного порядка, за которое на него будет наложено административное взыскание или злостно уклонится от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению органов, указанных в части шестой статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания.

Приморский краевой суд установил По приговору Первореченского районного суда г.Владивостока от 23 декабря 2015 года Майсурадзе Андро Шермандинович признан виновным и осужден по пп. «а, д» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Начало срока отбывания наказания исчисляется с 04.09.2015 года, конец срока наказания – 03.01.2018 года.

Осужденный Майсурадзе А.Ш. обратился в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания, назначенного по приговору суда.

Постановлением Артемовского городского суда Приморского края от 31 марта 2017 года осужденному Майсурадзе А.Ш. в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания отказано.

Осужденный Майсурадзе А.Ш. на судебное решение подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое постановление – отменить, как немотивированное и необоснованное, направить материал на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда. В обоснование своих доводов ссылается на то, что отбыл 2/3 назначенного наказания, а не более 1/2 как указал суд. Полагает, что судом не в полном объеме учтены данные о его личности, сообщает, что он имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь ДД.ММ.ГГГГ г.р., малолетнего сына ДД.ММ.ГГГГ г.р., является …, имеет …, раскаивается в содеянном, имеет положительные жизненные ориентиры. Исполнительный лист в отношении него поступил в декабре 2016 года, и с января 2017 года он начал принимать меры к возмещению ущерба. Суд постановил осужденному Майсурадзе Андро Шермандиновичу в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания – оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнением — без удовлетворения1.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия установил емоданов В.А. отбывает наказание по приговору Пресненского районного суда г.Москвы от 29.10.2014 (с учетом изменений последующих внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 03.12.2014) по:

  • пункту «а» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением статьи 64 Уголовного кодекса Российской Федерации (по преступлению от 28.03.2013г) к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, с лишением права занимать должности в государственных органах, связанные с исполнением распорядительно-контрольных функций, сроком на 2 года со штрафом в размере 6 000 000 (шесть миллионов) рублей в доход государства;
  • пункту «а» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением статьи 64 Уголовного кодекса Российской Федерации (по преступлению от 26.03.2013г) к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, с лишением права занимать должности в государственных органах, связанные с исполнением распорядительно-контрольных функций, сроком на 2 года со штрафом в размере 9 000 000 (девять миллионов) рублей в доход государства;
  • пункту «а» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением статьи 64 Уголовного кодекса Российской Федерации (по преступлению от декабря 2012) к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, с лишением права занимать должности в государственных органах, связанные с исполнением распорядительно-контрольных функций, сроком на 2 года со штрафом в размере 3 600 000 (три миллиона шестьсот тысяч) рублей в доход государства;
  • РосПравосудие Приморский краевой суд Архивное дело № 22-2738/2017 URL:https://rospravosudie.com/court-primorskij-kraevoj-sud-primorskij-kraj-s/act-556776741/
  • пункту «а» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением статьи 64 Уголовного кодекса Российской Федерации (по преступлению от 25.09.2012) к 4 годам лишения свободы, с лишением права занимать должности в государственных органах, связанные с исполнением распорядительно-контрольных функций, сроком на 2 года со штрафом в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей в доход государства; Суд постановил ходатайство осужденного Чемоданова В.А.

года рождения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания удовлетворить.

Освободить Чемоданова В.А. от дальнейшего отбывания наказания условно-досрочно на не отбытый срок 01 год 05 месяцев 04 дня.

Обязать Чемоданова В.А. не менять своего места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, своевременно являться на регистрацию в этот орган.

Разъяснить Чемоданову В.А., что согласно части 7 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, если в течение оставшейся не отбытой части наказания осужденный совершит нарушение общественного порядка, за которое на него будет наложено административное взыскание или злостно уклонится от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению органов, указанных в части шестой статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации может постановить об отмене условнодосрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания.

Вышневолоцкий городской суд Тверской области установил Афанасьева А.И. обратилась в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, в котором указала, что отбыла 2/3 части назначенного судом наказания. По прибытии в исправительное учреждение она была трудоустроена в раскройноподготовительный цех транспортным рабочим. К труду относится добросовестно, всегда имела стабильную норму выработки. Имеет 8 поощрений, принимает активное участие в жизни отряда и колонии. Постоянно посещает мероприятия воспитательного характера. Установленный режим содержания в исправительном учреждении с <�дата> года соблюдала в полном объеме. Имела ряд взысканий, которые сняты в порядке поощрения и погашены временем. Она осознала свою вину, в содеянном искренне раскаивается, твердо встала на путь исправления. За дальнейшую жизнь строит только положительные планы. В случае условно – досрочного освобождения она намерена трудоустроиться, проживать по месту проживания вместе с родителями.

В судебном заседании осуждённая поддержала заявленное ходатайство и просила суд его удовлетворить.

Представитель администрации ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тверской области пояснила, что Афанасьева А.И. участвует в общественной жизни отряда, добросовестно относится к труду, но за весь период отбывания наказания показала нестабильное поведение, не соблюдает режим содержания в полном объеме. С учетом всего поведения за весь период отбывания наказания, которое не было стабильным, администрация учреждения считает нецелесообразным освобождать Афанасьеву А.И. условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания.

Прокурор возражал против удовлетворения ходатайства осуждённой.

Выслушав участников, исследовав представленные материалы, суд находит ходатайство осуждённой Афанасьевой А.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Суд постановил в удовлетворении ходатайства осуждённой Афанасьевой А.И., родившейся <�дата> в городе <�данные изъяты>, отбывающей наказание по приговору Ломоносовского районного суда города Архангельска от 12 июля 2011 года, о применении условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания – отказать 1.

Приморский краевой суд установил По приговору Дальнереченского районного суда Приморского края от 18 июня 2015 года (с учетом апелляционным определения судебной коллегии по уголовным делам Приморского краевого суда от 11.11.2015 года) Сафарян Гарник Гаренович признан виновным и осужден по ч.3 ст.33, ч.3 ст.260 УК РФ (в ред. ФЗ № 420-ФЗ от 07.12.2011 года) к 4 годам лишения свободы без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Начало срока отбывания наказания с 26.02.2014 года, конец срока наказания – 25.02.2018 года.

Осужденный Сафарян Г.Г. обратился в суд с ходатайством об условнодосрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания, назначенного по вышеуказанному приговору.

Постановлением Спасского районного суда Приморского края от 16 февраля 2017 года осужденному Сафаряну Г.Г. отказано в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Осужденный Сафарян Г.Г. на судебное решение подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое постановление – отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворить ходатайство об условно – досрочном освобождении от отбывания наказания. В обоснование своих доводов ссылается на то, что по прибытию в исправительное учреждение он хотел трудоустроиться, но поскольку промышленная зона колонии не рассчитана на большое количество рабочих мест, он не смог трудоустроиться, но постоянно обращается к администрации ИУ с просьбой

РосПравосудие: Вышневолоцкий городской суд Тверской области Архивное дело № 4/17-91/2017 URL:https://rospravosudie.com/court-vyshnevolockij-gorodskoj-sud-tverskayaoblast-s/act-556739676/ его трудоустроить. В связи с отсутствием работы он не может осуществлять выплаты по исполнительному листу, и вынужден был обратиться к родственникам с просьбой помочь с оплатой. Сообщает, что осуществлял работы по благоустройству территории колонии, жилой зоны и локального сектора. Также он принимал активное участие во всех проводимых культурно-массовых мероприятиях, за что неоднократно поощрялся. Сообщает, что с заключенными и сотрудниками колонии всегда вежлив и корректен, внешний вид опрятен. Обращает внимание, что он имеет четырех малолетних детей, супруга не справляется с воспитанием детей, ей также не хватает денег. Он имеет такие заболевания, как …, в связи с чем его жизнь находится под угрозой. Суд постановил Постановление Спасского районного суда Приморского края от 16 февраля 2017 года об отказе осужденному Сафаряну Гарнику Гареновичу в удовлетворении ходатайства об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания – оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного — без удовлетворения.

Орловский областной суд установил осужденный Ларичев А.Ю. обратился в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, указав, что вину признал полностью, в содеянном раскаивается, имел одно устное взыскание, которое в настоящее время погашено, неоднократно поощрялся администрацией исправительного учреждения, трудоустроен на раскройном подготовительном участке, исполнительных листов не имеет, поддерживает отношения с родственниками, по освобождении обязуется трудоустроиться и в дальнейшем вести правопослушный образ жизни.

Начало срока отбывания наказания – <�дата>, конец срока – <�дата>, 2/3 назначенного наказания отбыл – <�дата>.

Представитель администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области и прокурор в судебном заседании полагали, что предоставление условно-досрочного освобождения Ларичеву А.Ю. нецелесообразно.

Судом постановлено указанное решение. В апелляционной жалобе осужденный Ларичев А.Ю. просит об отмене постановления, в обоснование приводит доводы о том, что суд безосновательно отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку единственным основанием для этого послужили показания свидетеля ФИО6 о невыполнении им нормы выработки, в то время как, по мнению осужденного, ФИО6 в силу личной неприязни к нему препятствовал получению им поощрений. Кроме того, осужденный обращает внимание, что получал минимальный оклад, который не начисляют при невыполнении нормы выработки, при наличии работы на производстве всегда выполнял необходимый объем работы. Ларичев полагает, что судом в нарушение требований ст. 87 УПК РФ не проведена надлежащая проверка показаний свидетеля ФИО6 наличие одного погашенного взыскания свидетельствует об окончательном его исправлении, а последующие поощрения о стремлении скорейшему освобождению из мест лишения свободы, анализируя характеристику из исправительного учреждения, считает, что суд дал неверную оценку данным о его личности. Суд постановил постановление Ливенского районного суда Орловской области от 06 марта 2017 г. об отказе Ларичеву А.Ю. в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания оставить без изменения, а апелляционную жалобу осужденного Ларичева А.Ю. — без удовлетворения. 1

Судья Красноармейского районного суда установил Приговором Краснооктябрьского районного суда <�адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужденный осужден по ч.4 ст.111 УК РФ к лишению свободы сроком на 7 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Начало срока – ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ.

Осужденный осужденный обратился в Красноармейский районный суд <�адрес> с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, мотивировав свое ходатайство тем, что он отбыл более 2\3 срока

РосПравосудие: Орловский областной суд Архивное дело № 22-705/2017 URL: наказания; зарекомендовал себя с положительной стороны, состоит на обычных условиях содержания; действующих взысканий за серьезные нарушения установленного порядка отбывания наказания не имеет; был трудоустроен, но в связи с ухудшением здоровья оставил работу; вину признает частично, наказание считает несправедливым; на профилактическом учете не состоит; поддерживает связь с детьми и матерью; в случае условно-досрочного освобождения будет предоставлена работа; после освобождения проживать будет по адресу: <�адрес>, ул. <�адрес>, д.№, кв.№; имеет положительные жизненные взгляды и цели, уверен, что твердо встал на путь исправления и в дальнейшем отбытии наказания в колонии строгого режима не нуждается.

В судебном заседании осужденный поддержал свое ходатайство по основаниям, в нем изложенным. Суд постановил Ходатайство осужденного осужденный об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы – оставить без удовлетворения.

Разъяснить осужденному, что в соответствии с ч.10 ст.175 УИК РФ в случае отказа в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания повторное обращение в суд по вопросу условно-досрочного освобождения может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе. 1

Судья Бежецкого городского суда Тверской области установил Приговором Тверского областного суда от 02.10.2003 г. с учетом изменений, внесенных кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29.02.2004 г., постановлением Бежецкого городского суда Тверской области от 14.06.2013 г., апелляционным постановлением Тверского областного суда от 15.08.2013 г., Тюрин М.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «и,ж»

РосПравосудие Судья Красноармейского районного Архивное дело №4/16116/2017 URL:https://rospravosudie.com/court-krasnoarmejskij-rajonnyj-sud-g-volgogradavolgogradskaya-oblast-s/act-556562193/ ч. 2 ст. 105 УК РФ, и ему в соответствии со ст. 70 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет 4 мес. с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбывания наказания осужденному Тюрину М.П. исчисляется с 28 марта 2003 г. По состоянию на 18 мая 2017 г. не отбытый срок составляет 2 месяца 9 дней.

Осужденный Тюрин М.П. обратился в суд с ходатайством об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания. Ходатайство мотивировано тем, что он отбыл более 2/3 срока, назначенного судом наказания. За время отбывания наказания имеет нарушения, неоднократно поощрялся, имеет благодарности от администрации учреждения. Трудоустроен, к работе относится добросовестно. Участвует в общественной жизни отряда и учреждения. Принимает активное участие в уборке и заготовке урожая (овощей).

Иск, назначенный судом, выплатил полностью, вину в содеянном осознал, раскаивается. Дома его ждут родные: мама пенсионного возраста, сестры и малолетний ребенок. В дальнейшем намерен стать добропорядочным человеком и не нарушать закон. Суд остановил ходатайство осужденного Тюрина М.П. об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения, а осужденным — в тот же срок со дня вручения ему копии постановления, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд. 1

Судья Бежецкого городского суда Тверской области установил Приговором судебной коллегии по уголовным делам Тверского областного суда от 31 мая 2002 года с учетом изменений, внесенных постановлением Калининского районного суда Тверской области от 29 марта 2004 года и кассационным определением Тверского областного суда от 25 мая 2004 года,

РосПравосудие Судья Бежецкого городского суда Тверской области архивное дело № 4/1-76/2017 URL:https://rospravosudie.com/court-bezheckij-gorodskoj-sud-tverskaya-oblasts/act-556577759/ Сопкин А.А. осужден по п.п. «а,з» ч. 2 ст.105, п. «в» ч. 3 ст. 162, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 18 годам 10 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания осужденному Сопкину исчисляется с 27 марта 2000 г., конец срока 26 января 2019 г. По состоянию на 18 мая 2017 г. он отбыл 17 лет 1 месяц 22 дня, не отбытый срок составляет 1 год 8 месяцев 8 дней.

Осужденный Сопкин обратился в суд с ходатайством об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания. Ходатайство мотивировано тем, что он отбыл более 2/3 назначенного ему срока наказания – более 17 лет. Еще на стадии следствия полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном, активно способствовал раскрытию преступления. В 2002 г. для отбывания наказания был направлен в ФКУ ИК-10 <�адрес>, где после обучения получил специальность оператор газовой котельной и был трудоустроен. В 2008 г. переведен на облегченные условия содержания. В 2009 г. переведен в ФКУ ИК-1 <�адрес>, где также был трудоустроен на производственный участок. В 2012 г. сдал вступительные экзамены в ТСХА. Затем был переведен в ФКУ ИК-6 г. Бежецка, где был трудоустроен в газовую котельную. На протяжении всего срока отбывания наказания им производились отчисления в пользу потерпевших, в январе 2015 г. иск перед потерпевшими погашен полностью. Получил более 50 поощрений за добросовестный труд и за активное участие в общественной жизни отряда и колонии. На протяжении всего срока отбывания наказания является активным участником спортивных соревнований как внутри колонии, так и между колониями Тверской области. Обучается на 5 курсе ТСХА. Связь с родственниками не потерял. Состоит в браке, детей нет. После освобождения намерен проживать вместе с супругой. В 2014 г. не стало его отца, в связи с чем ухудшилось положение семьи. Матери нужна его помощь и поддержка, так как она является пенсионером и ей нужны дорогостоящие лекарства. Суд постановил Сопкину А.А. в удовлетворении ходатайства об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания отказать.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в 10 суток со дня вынесения, а осужденным — с момента вручения ему копии постановления, в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд. 1

Верховный суд республики Саха установил Приговором Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2014 года, Макаров А.С. осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 5 годам 8 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Начало срока отбывания наказания Макарова А.С. – 20 июля 2012 года, конец срока – 19 марта 2018 года.

В апелляционной жалобе осужденный Макаров А.С. просит отменить постановление суда и удовлетворить его ходатайство об условно-досрочном освобождении, либо направить материалы дела на новое рассмотрение, в связи незаконностью, несправедливостью. Указывает, что суд при вынесении постановления допустил существенные нарушения уголовнопроцессуального закона, неверно применил нормы общей части уголовного закона, обосновал и мотивировал свое решение выводами, которые не подтверждаются доказательствами, не учёл обстоятельства, которые влияют на исход дела. Отмечает, что он отбыл 4 года и 8 месяцев, суд не учел обстоятельства его содержания под стражей, который был зачтен в срок отбытия наказания. Утверждает, что 2 исполнительных листа имеют другой характер и не относятся к вреду, причиненному преступлением, относятся к процессуальным издержкам. Полагает, что ссылка суда на его не трудоустройство является несостоятельным, поскольку право на труд не является обязательным. Ссылается на то, что он характеризуется

РосПравосудие: Бежецкий городской суд Тверской области Архивное дело № 4/184/2017 г URL:https://rospravosudie.com/court-bezheckij-gorodskoj-sud-tverskaya-oblast-s/act556577760/ положительно, прошел профессиональное обучение, вину признал, имеет поощрения.

В возражении исполняющий обязанности прокурора П. приводит доводы в обоснование несостоятельности жалобы осужденного. Полагает, что постановление суда является законным, обоснованным и подлежит оставлению без изменения. Суд постановил об отказе в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания, осуждённого Макарова А.С. — оставить без изменения, а апелляционную жалобу осужденного Макарова А.С. — без удовлетворения.1

В большинстве указанных случаев сужденным было отказано в смягчении наказания, что связано с отсутствием прогресса в исправлении у осужденных в большей части примеров у прокуроров есть доказательства неправомерного девиантного поведения у осужденных в период нахождения в местах лишения свободы. Что еще раз демонстрирует несостоятельность и неэффективность системы исправления осужденных в Российской Федерации.

Практика вынесения судами решений по условно – досрочному освобождению далека от совершенства. Не все основания вынесения того или иного решения являются прозрачными. Встречаются случаи, когда отсутствует исследование достаточно важных обстоятельств. Достаточно распространенной проблемой является обоснованность наложения дисциплинарных взысканий на осужденного, а это является основным доводом в принятии решения об условно – досрочном освобождении. Встречаются случаи, когда суды мотивируют свой отказ отсутствием поощрений, хотя поощрения — это право, а не обязанность осужденного. Заключения администрации исправительного учреждения не всегда являются объективными.

РосПравосудие: Верховный суд республики Саха архивное дело № 22-713 URL:https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-saxa-yakutiya-respublika-saxayakutiya-s/act-556561082/

Законодательно не решен вопрос о том какой степени исправления должен достичь осужденный что бы процесс принятия решения об условно – досрочном освобождении считался объективным и не возникали противоречивые споры. Нет и критериев оценки степени исправления, сто позволяет увеличить сферу рассмотрения судами и злоупотребление администрациями исправительных учреждений.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Раздел курса: Правовое регулирование основных средств исправления осужденных. Тема: «Исправление осужденных к лишению свободы»

Занятие разработано для студентов среднего профессионального учебного заведения, для юридических специальностей.

Форма занятия: учебное занятие в виде семинара.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, репродуктивные, информационно-обобщающие.

Средства обучения: план семинарского занятия по теме «Исправление осужденных к лишению свободы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), Уголовноисполнительные кодексы РФ (по количеству образованных для работы подгрупп), карточки с заданиями (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Основные понятия: лишение свободы, уголовное наказание, исправление, образование, труд, воспитательная работа

Цель занятия: закрепить знания студентов в изучении уголовнопроцессуального законодательства РФ по теме «Исправление осужденных к лишению свободы» и определить степень усвоения студентами изученного материала по данной теме.

Задачи занятия:

1. Обучающие:

  • актуализировать известные студентам знания о правовом аспекте иправления осужденных;
  • дать максимально четкое представление о возможности исправления осужденными в местах лишения свободы;
  • научить понимать важность законного разрешения.

2. Развивающие:

  • Развивать умение проводить всестороннее изучение личности осужденного

Выявлять криминогенные свойства и разрабатывать меры их коррекции;

  • строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
  • умение работать с правовыми документами.

3. Воспитывающие:

  • формировать у обучающихся позитивное правосознание;
  • сознавать, что их действия и поступки затрагивают как их собственные права, так и интересы других людей, уважать интересы и чувства других, вставать в позицию другого.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть (10 мин.)

Приветствие, внутренняя и внешняя подготовка учащихся к уроку: проверка присутствующих на уроке, эмоциональный настрой, проверка наличия учебных принадлежностей и т.д.

Используемые понятия: Исправление осужденных, «исправительное воздействие», общее образование, дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления.

1.1 Определение темы и цели занятия:

Тема нашего занятия «Исправление осужденных к лишению свободы».

В ходе семинарского занятия мы должны закрепить знания о системе организации обучения осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях

1.2 Определение актуальности заданной темы:

  • Законность реализации на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения;
  • контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания;
  • возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов.

Одним из важнейших направлений реформирования уголовноисполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов, осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации.

Учитывая сказанное, актуальность рассматриваемой темы состоит в рассмотрении проблем правового регулирования и организации исправления осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовноисполнительной системы.

2. Основное содержание занятия (50 мин.)

Используемые понятия: право на образование, правовое регулирование воспитательного воздействия, порядок получения общего образования, учебный план.

На предыдущем занятии преподаватель провел предварительную подготовку обучающихся, разработал и раздал в печатном виде каждому студенту план семинарского занятия на тему: «Исправление осужденных к лишению свободы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), а также сообщил список дополнительной литературы, с которой студентам необходимо ознакомиться к семинарскому занятию.

Список дополнительной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/ponyatie-ispravleniya-osujdennyih/

 Калашников Г. М. Проблемы организации трудовой деятельности осужденных в тюремных условиях (Мое мнение) // Мир образования образование в мире. — 2015. — № 2 (58).

— С. 116-119

 Сломчинский А. Г. Образовательная мотивация осужденных. А. Г. Сломчинский(Обзор российской и зарубежной прессы) // Социология образования1561-2465. 2008 .- N 1 .- С. 122-123

2.1. В первой половине занятия обучающиеся выступают с заранее подготовленными докладами, темы которых были объявлены и распределены среди студентов на предыдущем занятии. После оглашения каждого доклада происходит обсуждение затронутых докладчиком вопросов, при этом приоритет при постановке вопросов должен быть у обучающихся. В случае отсутствия вопросов у слушателей, преподаватель проводит фронтальный устный опрос.

2.2. Во второй половине занятия преподаватель разбивает группу на подгруппы по 4-5 человек в каждой. Каждой подгруппе раздаются печатные издания Уголовно-исполнительного кодекса РФ и карточки с вопросами по теме занятия (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Студенты в течение 10 минут читают карточки, обсуждают поставленные вопросы и решение между собой, команда, готовятся обосновать свой ответ, при необходимости ссылаясь на нормы УИК РФ. По истечении времени подгруппы по очереди отвечают на указанные в карточках вопросы. Победившей считается та подгруппа, которая даст больше всего правильных ответов на сформулированные в карточках вопросы.

3. Закрепление материала (20 мин.)

Используемые понятия: Исправление осужденных, «исправительное воздействие», общее образование, дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления.

На данном этапе происходит актуализация полученных и усвоенных ранее знаний, а также закрепление изученного материала. Преподаватель обращается к аудитории с вопросом о том, с какими трудностями студенты столкнулись при выполнении предыдущего задания. После обсуждения для того, чтобы убедиться в качестве усвоенных знаний преподаватель проводит фронтальный устный опрос.

4. Подведение итогов (5 мин.)

По истечению отведенного на проведение группового занятия времени, преподаватель подводит итоги работы подгрупп, объявляет подгруппу, которая дала наибольшее количество правильных ответов.

Итак, можно сделать вывод о том, что цель занятия является полностью достигнутой, закрепление знаний студентов в изучении уголовноисполнительного законодательства РФ по теме «Общее образование осужденных к лишению свободы» и определение степени усвоения студентами изученного материала по данной теме прошло успешно.

5. Домашнее задание (5 мин.)

Осужденный к лишению свободы Игумнов в возрасте 23 лет категорически отказался продолжать учебу в седьмом классе школы в ИК общего режима. После предупреждения на него было наложено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор.

Обязательны ли получение общего образования и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы?

Дайте юридический анализ поведению осужденного и действиям начальника колонии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сформулировать выводы о том, что цели и задачи, поставленные в уголовно-исполнительной системе по исправлению осужденных, далеки от реальных возможностей Российской Федерации. Исполнение наказания не должно ставить нереальные задачи формирования из преступника гармонично развитой личности, достаточно направить отбывание наказания на исправление пороков и предоставление осужденным помощи в построении жизни после освобождения. Ведь основной причиной рецидивной преступности является дискриминация людей, освобожденных после отбывания наказания. После освобождения люди лишены возможности полноценно работать, что содвигает их на новое преступление Исправление осужденного — это изменение, направленное на воспитание законопослушного и социально полезного гражданина в духе его уважения к нравственным ценностям, труду, личности и обществу. В известном смысле исправление – это, во-первых, восстановление навыков вхождения осужденного в социальную среду после освобождения от наказания; во-вторых, процесс приспособления осужденного к изменяющемуся социальному окружению, восприятие его нравственных и правовых требований через устранение недостатков и пороков личности осужденного и усвоение им новых (позитивных) установок, социальных позиций и системы ценностных ориентации; в-третьих, это оказание социальной помощи лицу, судимому за уголовное преступление, через институты попечительства, опекунские и благотворительные организации.

Исходя из вышеизложенного, под процессом исправления осужденных следует понимать прямые и опосредованные воспитательные отношения и связи его элементов, образующих целостность, включающую предметнопрактическую деятельность его объекта (осужденных, групп осужденных) и субъекта (сотрудников, коллективов сотрудников ИУ), направленную на приобщение осужденных к социально одобряемым нормам и навыкам человеческого общежития с целью формирования законопослушного поведения социально полезного для общества гражданина.

Исходя из изученного материала выявляется основная проблема в процессе исправления осужденных в ресоциализации личности. Освобождаясь из мест лишения свободы, человек не имеет возможности к нормальной адаптации. Общество не создает условий для таких людей. При освобождении из мест лишения свободы возникает необходимость сопровождения адаптации таких лиц. Получается, что процесс исправления прерывается, когда человек оказывается в социуме и при этом не обладает возможностями обзавестись жильем и работой, еще и общество ставит на нем клеймо. Целесообразным является создание реабилитационных центров для людей освободившихся их мест лишения свободы где будет оказываться помощь при устройстве на работу и приобщение личности к нормам, традициям, нравственным ценностям в том обществе в котором он оказался после отбывания наказания. В отношении указанной категории граждан нет цельной государственной политики. Совершенствование реабилитационной работы с осуждёнными – одна из важных задач любого развитого общества. Это связано с её огромной значимостью для улучшения нравственного состояния общества.

Целесообразным является включение в п. 2 ст. 9 УИК РФ среднего профессионального образования, социальной и психологической работы как основного средства исправления осужденных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/ponyatie-ispravleniya-osujdennyih/

Нормативные и правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (в ред. от от 21.07.2014 ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1 – ФЗ (в ред. от 28.05.2017)) // Российская газета.1997.16 января.

Судебная практика

Приговор городского суда Удмуртской Республики Угроза применения насилия в отношении осужденного с целью воспрепятствовать исправлению осужденного – URL:

Кассационное определение Новгородского областного суда обоснованное решение о том, что преждевременно делать вывод об исправлении осужденного – URL:

Постановление Бежецкого городского суда Тверской области об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания – URL:

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания — URL:https://rospravosudie.com/court-zubovo-polyanskijrajonnyj-sud-respublika-mordoviya-s/act-556811559/

Саратовский областной суд об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания — URL:

Приморский краевой суд об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания — URL:

Вышневолоцкий городской суд Тверской области об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания URL:

Орловский областной суд об удовлетворении ходатайства об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания — URL:

Судья Бежецкого городского суда Тверской области об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания — URL:https://rospravosudie.com/court-bezheckijgorodskoj-sud-tverskaya-oblast-s/act-556577759/

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/diplomnaya/ponyatie-ispravleniya-osujdennyih/

Антонян Ю.М. Должна ли быть наука «исправление осуждённых»? // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 79-82.

Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовноисполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.

Вишневская Н. И. Исправление осужденных к лишению свободы: вопросы теории и практики (уголовно-исполнительный аспект) Челябинск, 2006. 181 с.

Гринберг М.С. Понятие наказания в уголовном праве // Вестник ОМГУ. Серия: право. 2012. № 3. С.164.

Дробышева В.В. Уголовно-исполнительные данные и исправление осуждённых, больных наркоманией // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики материалы научно-практической конференции. Ответственный редактор А. Г. Антонов. 2013. С. 99–-114.

Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М.: Норма, 2014. 484с.

Исмаилов В.Д. Институт исправления осужденных к лишению свободы в первые годы советской власти // Вестник Самарского юридического института. 2011. № 3 (5).

С. 106-109.

Купцов И.И., Пивоварова Т.В. Рациональные пути исправления несовершеннолетних осужденных // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 26-34.

Курганов Г.В. Обусловленность результатов процесса нравственного исправления и социального перевоспитания криминогенной активностью осуждённых в исправительной колонии // Проблемы гражданского общества и правового государства сборник статей и материалов. под редакцией. 2014. С. 103-119.

Кузнецова Н.Ф. Понятие и цели наказания. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. С. 744;

  • Кабакин В., Шматков В. Колосовская воспитательная колония // Преступление и наказание. 2014. №12. 23с.

Минязева Т.Ф., Добряков Д.А.Исправление осуждённого (преступника) как цель наказания Евразийская адвокатура. 2016. № 2 (21).

С. 63-66.

Орлов В.Н. Уголовное наказание: понятие, цели, система, объекты и субъекты: монография. М.: 2011. 130с.

Попова Е.Э. К вопросу о функциях общественного воздействия, как основного средства исправления осуждённых // TheInternationalScientificandPracticalCongressofEconomistsandLawyers “Thegenesisofgenius” ISAE «Consilium». 2014. С. 28-31.

Попова Е.Э. Педагогические принципы общественного воздействия как средства исправления осуждённых // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С. 670-672.

Сивиркин Ф.Д. Трудовая адаптация осужденных в рамках внедрения модели центра исправления осужденных исправительного учреждения // Вестник Самарского юридического института. 2015. № 1 (15).

С. 140-143.

Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве: учеб. пособ. М.: Статут, 2015.

Супонев С.П. Взаимодействие исправительных учреждений со средствами массовой информации: Дисс… канд. юрид. наук: 12.00.11. — М.: Академия управления МВД России, 2001. 241 с.

Степашин В. М. Основания назначения условного осуждения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. 2014. С. 71.

Ткаченко Н.И. Надзор за осужденными в исправительных колониях (правовой и организационный аспекты): Дисс.. .канд. юрид. наук: 12.00.08. М.: Академия управления МВД России, 2002. — 182 с.

Тер-Саакян А.Г. Режим как основа воспитания полезных привычек //Сб. Проблемы уголовного законодательства и судебная практика. Майкоп, 2001. 84с.

Тимофеев М.Б. Уголовно-исполнительная система России.М.,2001 г.500с.

Федоров В.В. Взаимодействие исправительных учреждений с органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах в местах лишения свободы: Дисс… канд. юрид. наук: 12.00.11. М.: Академия управления МВД России, 2002. — 260 с.

Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА М, 2012. С. 23.

Филиппов Р.А. Об оценке степени исправления осуждённых // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы научно-практической конференции. 2015. С. 41-44.