Правовые проблемы охраны труда работников

Конституция РФ в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41).

Производным от него является и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которое также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплено в ст. 37 Конституции.

Охрана труда — одна из наиболее острых проблем современного общества, имеющая глобальный характер. Это обусловлено в первую очередь тем, что в XX в. резко возросли масштабы промышленного производства, связанные с появлением новых технологий и соответствующих видов трудовой деятельности, увеличением числа предприятий и т. д. В результате значительно возросло количество опасных производственных объектов, крупные промышленные аварии на таких объектах не только приводят их разрушению, прекращению производственной деятельности и гибели работников, но и превращают огромные территории в зоны не пригодные или мало пригодные для выживания.

В силу этого вопросы безопасности труда и его охраны приобрели международный характер. Не случайно в 90-х гг. XX в. Международная организация труда (МОТ) приняла ряд специальных конвенций и рекомендаций по этим вопросам. Среди них стоит особо выделить Конвенции № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» и Конвенцию № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах».

В этот же период в Российской Федерации были приняты сначала Основы законодательства об охране труда (1993), а затем в 1999 г. заменивший их Федеральный Закон (ФЗ) «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

В настоящее время основные нормы института охраны труда содержатся в разд. X «Охрана труда» Трудового Кодекса РФ, включающем три статьи, в которых достаточно подробно урегулированы отношения в области охраны труда, а также определены основные понятия данного института.

Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.

Сложность стоящих перед охраной труда задач требует использования достижений и выводов многих научных дисциплин, прямо или косвенно связанных с задачами создания здоровых и безопасных условий труда.

Так как главным объектом охраны труда является человек в процессе труда, то при разработке требований производственной санитарии используются результаты исследований ряда медицинских и биологических дисциплин.

4 стр., 1782 слов

Охрана труда в медицинском учреждении

... ответственные за охрану труда в целом по учреждению и по участкам с повышенной опасностью (автоклавная, пожарная безопасность др.) Обучение работников безопасным методам труда проводится в следующем ... скорой медицинской помощи и др. 2. Организация безопасности медицинского учреждения В условиях современного развития общества и технического прогресса нарастает угроза возникновения чрезвычайных ...

Особо тесная связь существует между охраной труда, научной организацией труда, эргономикой, инженерной психологией и технической эстетикой.

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение состоит в том, что охрана труда способствует укреплению здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов.

Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области.

Большинство существовавших документов по охране труда не предусматривалось четкое разграничение прав, обязанностей и ответственности всех участников производственного процесса в области охраны труда, начиная от рабочего и кончая работодателем. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава содержит четыре параграфа, посвященных общим положениям вопросов охраны труда. Вторая глава состоит из двух параграфов, в которых проводится тщательный анализ существующих на сегодняшний день проблем охраны труда (как правового, так и экономического характера) на примере следственного изолятора 3/3 г. Стерлитамака. Кроме того, вторая глава рассматривает вопросы ответственности за нарушение условий охраны труда. А также во второй главе указаны основные направления государственной политики по решению основных проблем охраны труда.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в следующем: охрана труда работников в условиях рыночной экономики — необходимый элемент успешной деятельности предприятия и, поэтому, решение правовой защищенности работников является не столько корпоративной проблемой, сколько государственной.

Целью выпускной квалификационной работы является выявление основных правовых проблем охраны труда.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие охраны труда;
  • рассмотреть основные права работников на создание условий, отвечающим требованиям охраны труда;
  • охарактеризовать основные обязанности работодателей по созданию условий, отвечающим требованиям охраны труда;
  • указать органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением условий охраны труда;
  • рассмотреть основные требования охраны труда и указать ответственность за нарушение этих требований;
  • проанализировать основные проблемы охраны труда и определить возможные пути решения данных проблем;
  • указать основные направления государственной политики по решению проблем охраны труда.

Основными нормативно — правовыми актами при написании выпускной квалификационной работы являлись: Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и другие.

11 стр., 5099 слов

Правовая охрана Конституции Российской Федерации

... охраны Конституции Российской Федерации можно получить, рассматривая ее как составную часть, уровень более широкой системы - правоохранительной системы Российской Федерации. Основанием для выделения правовой охраны Конституции РФ в правоохранительной системе страны является особый объект охраны - Конституция Российской Федерации ...

Для проведении анализа проблем охраны труда была систематизирована и обобщена информация, полученная из различных источников, таких как монографии различных ученых — правоведов (Шептулина Н. Н., Луговой А., Иванов С.А., Ершов В.В., Ершова Е.А. и др.), учебные пособия и комментарии к трудовому законодательству РФ.

Одним из основных трудов при написании выпускной квалификационной работы являлся труд Гусова К.Н. «Трудовое право Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике». Автор рассматривает вопросы, связанные с функционированием законодательства по охране труда в современных российских условиях. Он проводит детальное сравнение условий охраны труда в условиях советского времени и современных условиях. Автор указывает на современные пробелы законодательства. Так, по его мнению, решение проблем по охране труда связано, прежде всего, с совершенствованием в области законодательства, повышением ответственности за нарушение условий охраны труда.

Ершов В.В., Ершова Е.А. в статье «Международные трудовые стандарты и российское трудовое право» опубликованной в журнале «Трудовое право» исследуют соответствие российских законов и их применение с международными трудовыми стандартами. Для сравнения авторы приводят законодательство о труде в странах западной Европы и Соединенных Штатах Америки и их исполнение на практике. Современное российское законодательство в последнее время стало ориентироваться на международные стандарты, были приняты ряд законов и постановлений по охране труда в Российской Федерации. Авторы утверждают, что Россия уже находится на пути создания действительно правового государства, где соблюдаются права человека и гражданина, в том числе и права человека на создание безопасных для него условий охраны труда.

1. 1 Понятие охраны труда

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст. 7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Правовая система обеспечения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности в нашей стране получила закрепление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27) от 22 июля 1993 г., ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», разделе X (гл. 33—36) Трудового Кодекса РФ, а также в подзаконных нормативных актах, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, и в иных нормативно-правовых актах. В важнейшем комплексном нормативно-правовом акте, каким являются Основы, и Трудовом кодексе РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда, конкретизированы права работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и закреплены гарантии этих прав, предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда и т. д.

3 стр., 1008 слов

Правоведение / ы / правила и нормы по охране труда / ПРАВИЛА ...

... соответствующих работ. Отраслевые правила и нормы по охране труда утверж­даются министерствами и ведомствами совместно или по согласованию с соответствующими профессиональными союзами и распространяются только на те предприятия и организации, рабочие и служащие которых объединя ...

Законодательство об охране труда совершенствуется нормативной частью социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, устанавливающих для работников дополнительные гарантии охраны труда.

В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле охрана труда— система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Значительная роль в системе указанных мероприятий принадлежит правовым средствам обеспечения жизни и здоровья работников в процессе труда, их действия распространяются независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций. В широком смысле охрана труда нужна везде (в том числе и при отбывании наказания по приговору суда) в период работы в организациях. Лишь охрана труда в широком ее понятии способна сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Если какой-то ее компонент (правовой, медицинский, технический или экономический) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается. Например, на грязных работах не созданы душевые, санитарно-гигиенические помещения или превышены в несколько раз допустимые нормы производственных вредностей и т. п.

Всесторонняя охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее аспектов.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве понимается как один из принципов трудового права; правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении. Также в узком смысле под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм (пединституты):

  • правила по технике безопасности и производственной санитарии;

— специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

  • нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

— нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда;

  • нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий и возможности их устранения и нейтрализации, а также регламентировать деятельность органов надзора — единых органов в рамках государства. Нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.

13 стр., 6291 слов

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

... особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников. Целью данной работы является детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также соответствующей правоприменительной практики. 1. Охрана труда. Понятие, требования, права и обязанности работников Охрана труда - система ...

Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда, они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но, и в административном, и даже в уголовном праве. Таким образом, эта группа норм является комплексной, а не отраслевой.

С учетом содержания норм этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают:

  • стандарты безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);
  • санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

— правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности);

  • правила по охране труда и инструкции по охране труда.

В любом случае охрана труда является одним из важнейших элементов трудового отношения между работником и работодателем. Она заключатся в обязанности работодателя обеспечить на рабочем месте работника безопасные условия труда, предоставить необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты, а также в обязанности работника соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности

Совокупность норм, регулирующих обособленные отношения в области охраны труда, образует самостоятельный институт охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности обеспечивается и другими нормами трудового законодательства: о праве на труд и его гарантиях, рабочем времени и времени отдыха, нормировании труда и его оплате и т. д.

Итак, охрана труда как институт труда трудового права— это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами. Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

1. Правила и инструкции по охране труда;

2. Специальные правила охраны работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

3. Специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

4. Нормы об организации системы управления охраной труда, о планировании и финансировании мероприятий по охране труда;

5. Нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.

Трудовой Кодекс Российской Федерации определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

9 стр., 4187 слов

Особенности охраны труда отдельных категорий работников

... всех основных вопросов касающихся охраны труда: понятие охраны труда; требования охраны труда; прав и обязанностей субъектов трудового права, касающихся охраны труда; ответственности за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда; прав отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, лиц с ...

Таким образом, охрана труда содержит не только правовые нормы, регулирующие определенную сторону трудовых отношений, но и включает комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников. С этой точки зрения можно оценивать указанное определение как соответствующее ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Остальные понятия, определяемые в ст. 209 ТК РФ, раскрывают содержание следующих факторов и условий, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности:

1) условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние работоспособность и здоровье работника;

2) безопасные условия труда — условия труда, при ко воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия в превышают установленных нормативов;

3) вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

4) опасный производственный, фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

В ст. 209 ТК РФ, на наш взгляд, необоснованно не включены природно-климатические факторы места выполнения работы, воздействующие на многие категории работников в процессе трудовой деятельности, но не подпадающие под определение понятия «условия труда», установленного Трудовым кодексом. Дело в том, что это понятие сужено и охватывает только факторы производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника. В нем, к сожалению, не учтена возможность действия опасных природных факторов окружающей среды (ураганы, тайфуны, сели, обвалы, наводнения, землетрясения и др.).

Например, работа в сейсмоопасной зоне требует дополнительных мер по охране труда, устанавливаемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Правда, в отдельных случаях воздействие природно-климатических факторов (например, при работе в высокогорной местности) учитывается путем включения таких работ в перечни производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также право на другие льготы.

1.2 Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 ТК РФ, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Это право конкретизировано в ст. 219 ТК РФ и подкреплено гарантиями, содержащимися в ст. 220 ТК РФ. В частности, каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

5 стр., 2211 слов

Конституционное право на труд и самозащита работниками своих трудовых прав

... и работникам, и работодателям основные положения законодательства в сфере труда. Допускаемые работодателем нарушения законных прав и интересов работников приводят к возникновению споров, требующих своего разрешения. В своей работе я уделила внимание анализу причин нарушений, раскрыла свободы ... Конституция РФ. М., 1999. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ...

— получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

— отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

— обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

  • обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

— профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

— запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

— обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

— личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

— внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения оказанного медицинского осмотра (обследования);

— компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Следовательно, Трудовой кодекс РФ теперь легально закрепил широкое содержание право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Статья 220 Трудового кодекса РФ закрепляет гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

7 стр., 3231 слов

Охрана культурного наследия России

... российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. 1. История охраны памятников истории и культуры в России К памятникам истории и культуры, составляющим наше культурное наследие, относятся старинные ...

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с настоящим Кодексом.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Но нельзя ограничивать гарантии права на охрану труда лишь теми, что закреплены в ст. 220 ТК РФ. Гарантиями права работника на охрану труда будут все нормы института охраны труда о ее организации, предупредительном и текущем надзоре и общественном профсоюзном контроле, исполнение работниками своих обязанностей, а также обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В частности, работник обязан:

— соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:

4 стр., 1606 слов

Нарушение правил охраны труда (2)

... поставленных целей при минимальных затратах. Цель данной курсовой работы рассмотреть уголовно-правовую характеристику нарушений правил охраны труда, а также проблем отграничения преступного деяния ... союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и ...

— безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования; осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

  • применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

— режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

— приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;

— недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране груда в организации;

— в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований);

— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;

— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

— предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

— принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

— расследование и учет в установленном Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

— беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;

— разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников;

— наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Для проведения мероприятий по охране труда выделяются в установленном порядке средства и необходимые материалы. Расходование этих средств и материалов на другие цели запрещается.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью,— в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Контроль за использованием средств и материалов по охране труда, предусмотренных в коллективном договоре и соглашении, осуществляют стороны и их представители, а также органы по труду.

1. 3 Создание здоровых и безопасных условий труда

Закрепленные в ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, не только конкретизируют право граждан на труд, но и предъявляют определенные нормативные требования к условиям их работы. Такие требования закрепляются в государственных нормативных требованиях охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда. В них устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Включение в Трудовой кодекс специальной главы, посвященной обеспечению прав работников на охрану труда, является подтверждением приоритетности направления государственной политики в области охраны труда, связанного с реализацией конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статья 219 ТК РФ включает 12 основных прав, которые призваны не только обеспечить сохранение жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, но и возможность сохранить работу в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда. При возникновении подобной ситуации работник может использовать свое право на профессиональную переподготовку за счет работодателя.

В установленном ст. 219 ТК РФ перечне прав можно выделить ряд новых, не предусмотренных ранее в КЗоТ РФ.

К ним относятся следующие права, которыми, согласно ст. 219 ТК РФ, наделен каждый работник:

на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения тре-5ований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

при отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями суда, не предусмотренных трудовым договором, — освобождение работника от дисциплинарной ответственности;

5) в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей — возмещение указанного вреда в порядке и на условиях, установленных федеральным законом.

Однако наиболее важной и действенной гарантией в этой сфере следует считать деятельность государства по предупреждению и устранению нарушений законодательства об охране труда-

В этих целях государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Заметную роль в решении данной проблемы призван сыграть введенный в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса о административных правонарушений Российской Федерации (КоАП), который значительно расширил полномочия органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в целом, включая охрану труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применяемых в организации ранее вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение производственных объектов подлежат государственной экспертизе, в том числе на соответствие требованиям надежности и безопасности. Она проводится в соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной документации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000г. №1008.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектной документации на соответствие санитарным правилам проводится органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержден Приказом Минздрава России от 15 августа 2001 г. № 326).

Решения об отнесении технических устройств к средствам метрологического контроля принимаются Госстандартом России. Порядок разработки и аттестации методик проведения такого контроля и измерений определяется также Госстандартом России.

На действующих предприятиях согласно Положению о сертификации оформляется соответствующий сертификат безопасности. Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту, нормативам и стандартам определяется в ходе аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест— это система анализа и гигиеническая оценка существующих условий и характера труда, оценка травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Эта работа регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12, в соответствии с которым сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

В Российской Федерации действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

— межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтруда России;

— отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтруда России;

— правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтруда России;

— государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтруда России;

— строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтруда России;

— государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (Сан-Пин), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтруда России.

Проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

На федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность ежегодно информировать Минтруда России о планах разработки и пересмотра нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; осуществлять разработку и пересмотр указанных требований на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, анализа результатов сертификации работ по охране труда, руководствуясь при этом соответствующими методическими рекомендациями Минтруда России.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минтруда России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Разрабатывая нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из того, что включаемые в них требования не должны быть ниже государственных.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на два срока.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия.

Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда не должны противоречить санитарным правилам.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет.

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным или другим представительным органом работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

Инструкции по охране труда для работников организации разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии— на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций— изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работниками представительным органом.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуется и проводится работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкции по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно (разд. V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда).

Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу, с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на вводный, первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж проводится со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте охватывает всех вновь принятых в организацию, переводимых из одного подразделения в другое, командированных, учащихся и студентов, работников, выполняющих новую для них работу, а также строителей при выполнении строительно-монтажных работ на территории предприятия. Инструктаж проводится с каждым работником индивидуально и должен включать демонстрацию безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж призван повысить уровень знаний правил и инструкций по охране труда и проводится индивидуально или с группой работников одной профессии (бригадой) по программе инструктажа на рабочем месте. Такой инструктаж проходят все работающие не реже чем через 6 месяцев, за исключением тех, кто не связан с использованием инструментов и оборудования.

Внеплановый инструктаж проводится при изменении технологического процесса, правил по охране труда, замене оборудования и при других обстоятельствах, влияющих на безопасность труда. Текущий инструктаж проходят работники перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск. Целевой инструктаж проводится в случаях:

— выполнения разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т. п.);

  • ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф;
  • производства работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы.

Контроль за проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов осуществляется государственными инспекторами.

Государственные инспекторы по охране труда вправе отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда (подп. 7 п. 10 Положения о федеральной инспекции труда).

Повышенные требования к охране труда устанавливаются в отдельных отраслях хозяйства с учетом вредных и опасных условий труда.

Современный уровень развития производства еще не позволяет создать для всех работников такие условия труда, которые давали бы возможность сохранять здоровье и высокую работоспособность.