История международного сотрудничества в области обраще
ния с осужденными
История международного сотрудничества в области обращения с осужденными охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII в. стали появляться первые, получившие общественное звучание, идеи о возможности и необходимости обмена информацией : по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовало широкое распространение в мире идей английских основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США. В XIX в. потребность в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в определенные организационные формы.
Одной из них стала проведенная по инициативе общественности серия благотворительных, организованных частными лицами, международных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся во : Франкфурте-на-Майне в 1846 г., второй — в 1847 г. в Брюсселе, третий — в 1857 г. снова во Франкфурте. Первый конгресс носил ознакомительную с национальными и международными пенитенциарными проблемами направленность, на втором — был образован разместившейся в Париже Тюремный комитет действия, на третьем — предметно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения. Однако на всех трех конгрессах превалировал благотворительный характер намечаемых мер.
Осознание государственной необходимости в решении пенитенциарных проблем на международном уровне привело к соединению усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительственной комиссии (1872 г. — комиссии представителей государств, с 1878 г. международной пенитенциарной комиссии, затем международной уголовной и пенитенциарной комиссии) была проведена вторая серия из двенадцати тюремных конгрессов, состоявшихся в Лондоне (1872 г.), Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.), Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905 г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936 г.), Гааге (1950 г.).
Российская Федерация является частью мирового сообщества. В 1996 г. она вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства последовательно реализовывать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.
Мирное разрешение международных споров
... международная следственная процедура, международная согласительная процедура, международное арбитражное и судебное разбирательство. Разрешение споров в таких универсальных международных ... Левин Д.Б. История международного права. М. 1998. Лисовский В.И. Международное право. Киев. ... исследований в области мирного урегулирования международных споров. Мирное урегулирование международных споров отвечает ...
В результате в УИК появилась специальная ст. 3, закрепляющая положение о том, что уголовно-исполнительное Законодательство Российской Федерации должно учитывать международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора (п. 2 ст. 3 УИК РФ).
2. Система действующих международных актов об обращении с осужденными
Международно-правовые стандарты обращения с осужденными — это
принятые на международном уровне нормы, принципы и рекомендации и
области исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-исполнительных учреждений и органов
Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания. Главная цель этих документов — защита человеческих и гражданских прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее репрессивных мер — смертной казни, лишения свободы, предварительного заключения под стражу и т.д.
Система действующих международных актов об обращении с осужденными является частью системы международных актов по контролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в данной области. Стандарты, содержащиеся в международных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать, как минимум, по трем основаниям:
- масштабам действия;
- специализации;
- обязательности для государств-применителей.
По масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере можно разделить на две группы:
- универсальные,
- региональные.
Универсальные — это стандарты, устанавливаемые ООН, а региональные — Советом Европы или иными региональными объединениями государств.
По специализации международные акты, содержащие универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два класса:
- акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные, интересующие нас стандарты;
- акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными.
Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными она ориентирует не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.
По обязательности для государств-применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двум основным разрядам:
- обязательные нормы — принципы и общие положения;
- конкретные стандарты — рекомендации, не носящие обязательного характера.
Если стандарты-принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, то стандарты-рекомендации внедряются тем, либо иным государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.
Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении ...
... стандартов обращения с осужденными в женских исправительных учреждениях России //"Общество и право", 2008, N 2Иванова Н.А. «Гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин ... Декларации об искоренении насилия в отношении женщин: обеспечивать оказание женщинам, ... правило об обязательном письменном согласии женщины ... акты 1.1.Уголовный Кодекс РФ 1.2.Уголовно-Исполнит
В России международно-правовые стандарты вошли в систему законодательства и практику деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, сравнительно недавно. В советский период они или совсем не освещались в научной литературе, или освещались чисто символически.
3. Общие и специализированные акты ООН и акты Совета Европы
Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, принятые ООН.
Акты общего характера:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);
- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);
- Декларация прав ребенка (1959 г.);
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);
- Декларация о правах инвалидов (1975 г.).
Специализированные акты:
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.);
- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
- Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);
- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);
- Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.);
- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.);
- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядекие руководящие принципы) (1990 г.).
62 стр., 30620 слов
Проект Конституционного договора для Европы как попытка реформирования ...
... сложившиеся в Европейском союзе. Попытка создания такого значимого документа, как Конституционного договора для Европы, имеет большое значение для дальнейшего пути развития Европейского союза. Само появление ... -министра Италии Джулиано Амато и профессора европейского права в университете Флоренции Джакуэса Зиллера «Европейская Конституция: Положения и материалы в законодательстве Европейского союза ...
Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.
В связи со вступлением России в Совет Европы важное значение приобретает постепенная реализация европейских стандартов организации и правового регулирования исполнения уголовного наказания.
К документам, содержащим европейские стандарты, относятся:
- Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября 1964г.;
- Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;
- Европейская Конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.;
- Европейские пенитенциарные правила, объявленные рекомендацией № R (87) 3 Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г.;
- Резолюция Комитета министров Совета Европы от 9 марта 1976 г. “О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы”;
- Резолюция Комитета министров Совета Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 г.;
- Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде заключенных от 18 сентября 1975 г.;
- Резолюция Комитета министров Совета Европы об образовании в тюрьмах от 13 октября 1989 г.;
- Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками от 24 сентября 1982 г.;— Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным от 24 сентября 1982 г.