МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«Минский государственный торговый колледж»
Специальность « Правоведение»
По дисциплине « Охрана окружающей среды и энергосбережение »
Учащейся Поляковой Юлии Артуровны
3 курса
31255 группы
13 шифр
Список вопросов:
7. Классифицируйте природные ресурсы. Назовите природные ресурсы Вашего родного края. (стр.3)
13.Сформулируйте определение круговорота энергии и вещества и приведите примеры круговоротов. (стр.3 – 4)
24.Назовите государственные органы, занимающиеся решением проблем охраны окружающей среды в РБ. (стр. 4 -5)
35.Дайте общую характеристику основных направлений
46.Вследствие чего происходит перерасход тепловой энергии в жилых зданиях? Как снизить эти потери? ( стр. 7 – 8)
7. Природные ресурсы – это составные части окружающей среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.
Классификация природных ресурсов :
- По интенсивности использования :
- реальные – используемые при данном уровне развития производства,
- потенциальные – могут быть использованы при
возникновении новых технологий или в связи с изменением потребности общества в этих ресурсах (алюминий, уран).
2. По принадлежности к частям биосферы (натуральная классификация):
- биотические – животный и растительный мир,
- абиотические – водные, воздушные, климатические, почвенные, космические, полезные ископаемые.
3. По исчерпаемости:
- исчерпаемые – запасы таких ресурсов ограничены на Земле.
- неисчерпаемые – количество ресурсов практически не изменяется при их потреблении.
Исчерпаемые невозобновляемые – богатства недр.
Исчерпаемые возобновляемые — растения и животные, микроорганизмы.
Исчерпаемые относительно возобновляемые – почва, воздух, вода.
4.По экономической классификации:
- ресурсы для материального производства;
- ресурсы непроизводственной сферы (отдых, коммунальное хозяйство).
5.По заменяемости:
- заменяемые (нефть)
- незаменяемые (кислород).
Природными ресурсами моего края являются:
- Минерально-сырьевые ресурсы (доломит, глина, песок, песчано-гравийная смесь, торф и сапропель).
- Водные ресурсы
- Лесные ресурсы.
- Земельные ресурсы.
13.
Круговорот вещества – это постоянный процесс изменения и
Превращение энергии: энергия Солнца
Большой круговорот вещества связан с превращением горных пород на Земле (выветривание, растворение, образование осадков, поднятие и опускание земной коры).
Малый (биологический) круговорот — это часть большого круговорота:
Примеры круговоротов:
- Круговорот воды – вода испаряется с поверхности мирового океана и суши.
Столько же выпадает с осадкам. Часть задерживается растениями, остальное впитывается почвой или стекает по поверхности земли в водоемы. Часть возвращается в атмосферу. Лишние осадки, выпадающие на сушу, сохраняются в ледяных шапках и ледниках, пополняя грунтовые воды. Растения, с помощью корневой системы, используют грунтовые воды для роста и развития. Грунтовые воды подпитывают реки и озера, со стоком вода возвращается обратно в океан. Воду, ушедшую в космос, в некотором количестве компенсируют за счет ювенильной воды, поднимающиеся из недр земли в результате вулканической деятельности и землетрясений.
— Круговорот углерода – в результате фотосинтеза из диоксида углерода и воды образуются углеводы, и высвобождается кислород, поступающий в атмосферу. Часть образовавшихся углеводов используется самим фотосинтезирующим организмом для получения энергии, а часть употребляется животными в пищу. При этом диоксид углерода переходит в окружающею среду через корни, листья и другие органы растений, а также выделяется животными при дыхании. Мертвые растения и животные разлагаются микроорганизмами почвы, и углерод из тканей вновь окисляется до углекислоты и возвращается в атмосферу.
24. Систему государственных органов в области охраны окружающей среды составляют:
Президент РБ – издаёт декреты, указы, распоряжения, директивы и контролирует соблюдение законодательства.
Национальное собрание РБ – определяет основные направления государственной политики в области природопользования и энергосбережения.
Совет Министров РБ – реализует государственную политику в области энергосбережения и природопользования, разрабатывает программы, определяет направления международного сотрудничества, координирует деятельность Министерств.
В области энергосбережения: Совету Министров РБ подчиняется Министерство экономики, Комитет экономики ТЭК и химической промышленности, Государственный Комитет “Энергосбережение”, концерны “Белэнерго”, “Белтопгаз”, “Белнефтехим”.
Государственному Комитету “Энергосбережение ”
В области природопользования: основным государственным органом управления природопользованием в РБ является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Оно контролирует выполнение законодательства в области охраны окружающей среды, выполнение международных обязательств, проводит экологическую экспертизу проектов. Министерство здравоохранения осуществляет контроль качества питьевой воды, продуктов питания, санитарный надзор.
МВД: проводит мероприятия по охране атмосферы от вредного воздействия автотранспорта, борьбе с хищениями природных богатств.
Гос. таможенный комитет: препятствует незаконному ввозу и вывозу редких животных, памятников природы, радиоактивных и токсичных веществ.
Управление делами администрации Президента РБ: осуществляет руководство природоохранной деятельностью на территории национальных парков и заповедников.
К иным специально уполномоченным государственным органам, наделенным правами государственного контроля состояния окружающей среды в рамках своей компетенции, являются:
35. Основные направления энергетической политики РБ до 2010 года.
Перед республикой стоят
- критическое финансовое положение ТЭК, дефицит инвестиций в ТЭК.
- высокая энергоемкость ВВП (приводит к высоким ценам на продукцию).
- повышение надежности обеспечения РБ топливом
- отсутствие современной нормативно-законодательной базы отраслей ТЭК.
- неразвитая производственная база по выпуску запасных частей и комплектующих энергетического оборудования.
Начиная с 1992 г. в РБ проводилась работа по выполнению «Энергетической программы РБ на период до 2010 года» и «Основных направлений энергетической политики РБ на 2001-2005 гг. и на период до 2015 года».
Были реализованы следующие намеченные планы:
- обеспечена потребность РБ в топливе и энергии,
- энергоемкость ВВП в 1999 г. сократилось по сравнению с 1995 на 22.4%
- снижена экологическая нагрузка ТЭК на окружающую среду.
- сформирована нормативно-правовая база для реализации энергосберегающей политики.
- проводится работа по структурной перестройке ТЭК
Разработанная Энергетическая программа РБ содержит следующие направления:
1. энергосбережение;
2. использование местных видов топлива;
3.модернизация ТЭК РБ;
4. развитие малой энергетики;
5. внедрение систем контроля и учета энергии и
6. снижение энергоемкости ВВП.
К 2010 г. установленная мощность производства электроэнергии в РБ должна возрасти до 9000 МВт. Планируется построить ТЭЦ с использованием газотурбинных технологий (Березовская ГРЭС, ТЭЦ – 3, ТЭЦ – 4 Минск, Гродненская и Гомельская ТЭЦ) и строительства АЭС. Необходимо и далее снижать энергоемкость ВВП, покрывать дефицит ТЭР за счет нетрадиционных источников энергии .
Поскольку Беларусь не обладает достаточными собственными энергетическими ресурсами, оптимизация развития и функционирования энергетического сектора рассматривается как приоритет при осуществлении реформ в сферах законодательства, управления и организации. В качестве основных направлений развития были определены следующие ключевые направления:
- снижение энергоемкости экономики;
- энергосбережение;
- диверсификация импорта энергии;
- модернизация существующих и строительство новых электростанций на базе энергоэффективных технологий;
- максимальное развитие энергоисточников на местных видах топлива (прежде всего, древесина и торф) и ВИЭ;
- развитие атомной энергетики.
Три «Республиканских программы энергосбережения» были приняты на периоды 1996- 2000 гг., 2001-2005 гг. и 2006-2010 гг. Эти программы были успешно выполнены. В декабре 2010 была принята новая Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. №1882).
Основная цель всех программ заключалась в снижении энергоемкости и повышении
Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» был принят в 1998 г.
В 2007 году Президентом Республики Беларусь были
- Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь;
- Директива N 3 Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства.
Это ответ Беларуси на растущее беспокойство в мире в связи с ограниченностью
Два вышеназванных документа определяют действующую энергетическую стратегию и цели страны до 2020 г.
Дополнительно был принят ряд документов, определивших организационные структуры и механизмы
«Государственная комплексная программа модернизации