1 Объекты и субъекты водных отношений
1.1 Вредное воздействие на водные ресурсы и цели водного законодательства
Общая высокая обеспеченность водными ресурсами не оправдывает их хищническую эксплуатацию. Долгое время в нашей стране практиковалось нерациональное и малоэффективное использование этих незаменимых природных благ. Во многом оно было обусловлено даровым характером природопользования, в частности, широко распространенной бесплатностью использования водных объектов. По мере хозяйственного освоения территорий происходило истощение, загрязнение, засорение вод. В результате произошло ухудшение питьевого водоснабжения, и значительная часть россиян вынуждена пить некачественную воду.
От истощения страдают прежде всего реки южного стока: практически исчерпаны возможности безвозвратного водоотбора в бассейнах рек Дон, Терек, Урал, Исеть, Миасс. Наиболее распространены загрязнения вод нефтепродуктами, фенолами, легкоокисляющимися органическими веществами. Качество воды зачастую не соответствует микробиологическим требованиям. Из-за перегруженности и низкой эффективности роботы очистных сооружений объем нормативно очищенных стоков охватывает лишь малую часть всех требующих очистки вод. Степень загрязнения прибрежных районов морей оценивается от «чистой» до «чрезвычайно грязной, особую озабоченность вызывает захоронение радиоактивных отходов в Белом и Баренцевом морях.
Российские водные ресурсы и водное хозяйство подпадают под действие как водного, так и природоохранного законодательства. Если природоохранное законодательство регулирует отношения по охране водных ресурсов самым общим образом, то водное законодательство, являясь природоресурсным, имеет более конкретные цели:
- обеспечить права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержать оптимальные условия водопользования;
- обеспечить соответствие качества поверхностных и подземных вод экологическим и санитарным требованиям;
- защитить водные объекты от загрязнения, засорения, истощения;
- предотвратить и ликвидировать вредное воздействие вод;
- сохранить биологическое разнообразие водных экосистем.
Все это достигается на основе принципа устойчивого развития — сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.
Разработка мероприятий по защите поверхностных водных объектов ...
... водные объекты сбрасывается 163 км 3 сточных вод, в том числе 7 км3 неочищенных и 9 км3 недостаточно очищенных. Сказываясь на состоянии водных объектов, загрязнение ... природный ресурс нуждается в защите. Охрана вод представляет собой деятельность людей, направленную ... часть водопроводов коммунального хозяйства и 1/3 ведомственных подают воду без достаточной очистки, в результате чего водопроводная вода ...
Водное законодательство состоит из Водного кодекса (ВК) и принимаемых на его основе законов и других нормативно – правовых актов на федеральном и региональном уровнях. ВК представляет собой «ядро» водного законодательства. Кроме него действуют и другие федеральные законы: от 21.07.1997 № 117 – ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 31.07.1998 № 155 –ФЗ « О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и др.
Согласно ст.59, 90, 108 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 – ФЗ существенные изменения были внесены в ВК и федеральные законы: « О безопасности гидротехнических сооружений», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Изменения в названных законах направлены на увеличение полномочий Российской Федерации в области использования и охраны вод.
Российское водное законодательство тесно связано с международными нормами и общепринятыми
В области использования и охраны водных объектов складываются отношения, регулируемые правом. ВК предусматривает, что эти отношения имеют свои объекты и субъекты. Объектами этих отношений являются водные объекты или их части. Водные объекты представляют собой сосредоточение вод на поверхности суши и в формах ее рельефа либо в недрах, имеющие границы, объем и черты водного режима. При этом поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берега, а подземные — из подземных вод и вмещающих их горных пород. Совокупность водных объектов в пределах России, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, образует водный фонд.
В ст.8 ВК названы следующие виды водных объектов: поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ, подземные водные объекты. В свою очередь, поверхностные водные объекты подразделяются на поверхностные водоемы, ледники и снежинки (ст. 9 ВК).
К поверхностным водотокам относятся реки, водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. От поверхностных водоемов (озера, болота, водохранилища, пруды), характерных замедленным водообменном, их отличают состояние непрерывного движения вод (ст. 10, 11 ВК).
Весьма специфичны по своим природным характеристикам «твердые» водные объекты – ледники и снежники. Ледники понимаются как движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники определяются как неподвижное естественное скопление льда и снега, сохраняющееся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части (ст. 13 ВК).
Ледники и снежники концентрируют в себе громадные запасы пресной воды, являются истоком крупных речных бассейнов, но в то же время подвержены атмосферному загрязнению.
Эти уникальные водные объекты в преддверии прогнозируемого дефицита пресной воды рассматриваются как резерв для водного хозяйства.
Охрана водных ресурсов (3)
... Мероприятия по охране и восстановлению водных ресурсов Охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, предполагают решение ряда задач по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты, охране подземных вод от загрязнения, реабилитации водных объектов ...
К подземным водным объектам относятся: водоносные горизонты – сосредоточение вод в трещинах и пустотах горных пород, находящихся в гидравлической связи; бассейн подземных вод – совокупность водоносных горизонтов расположенных в недрах; месторождения подземных вод часть водоносного горизонта с благоприятными условиями для извлечения подземных вод; естественные выходы подземных вод — выход подземных вод на суше или под водой.
Следует отметить, что естественные выходы подземных вод являются, в известной степени, не только подземными, но и поверхностными водными объектами, тем более, что они могут быть истоками рек и ручьев. Отношения при геологическом изучении, разведке и охране подземных вод регулируют как горным, так и водным законодательством РФ (ст. 5 ВК).
В ст. 14, 15 ВК дается определение внутренних морских вод и территориального моря. Морские воды считают внутренними в случаях когда они расположены в сторону берега от исходной линии, принятой для расчета ширины территориального моря. В свою очередь, к территориальному морю РФ относят прибрежные морские воды шириной 12 миль, отмеряемых от исходной линии прочь от берега. Более подробно отношения по охране и использованию морских ресурсов регламентирует специальный Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» В частности, нем предусмотрено установление исходной линии по максимальному отливу, по наиболее удаленной в сторону моря гряде островов, рифов, скал и. т.д.
1.3 Субъекты водных отношений
В качестве участников водных отношений выступают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образовании, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований действуют их органы власти.
Российская Федерация определяет государственную политику в области использования и охраны водных объектов, в частности, порядок использования водных объектов. Кроме того, Российская Федерация осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а так же перераспределение водных ресурсов из федеральных водных объектов. В федеральном ведении также находятся государственный мониторинг, учет, кадастр и контроль в области использования и охраны вод.
В настоящее время статус субъектов РФ как участников водных отношений определен недостаточ
Муниципальным образованиям передаются отдельные государственные полномочия в сфере использования и охраны водных объектов, реализация которых подконтрольна государству. Для осуществления этих полномочий предаются материальные и финансовые средства.
Кроме того, муниципальные образования владеют,
Режим пользования водными объектами
... договора пользования водным объектом является обязательным, такая запись не защищает водопользователя, ибо ее несоблюдение ничего не влечет для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Итак, новый Водный кодекс РФ вступил ...
Участниками водных отношений являются водопользователи — граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными
По числу водопользователей российские водные объекты также юридически классифицируются. Водные объекты, находящиеся в открытом и общедоступном пользовании неограниченного круга лиц, признаются объектами общего пользования. Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, если в водоохранных и природоохранных целях нее установлено другое. На определенных условиях также допускается общее пользование частными обособленными водными объектами. При этом происходящее ограничение права собственника следует компенсировать и отразить в едином государственном