Право спорта. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта

Подборка по базе: , конспект Таможенное право.docx , ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ 10 право.doc , Гражданское право.doc , Контрольная работа. право.docx , Реферат — конституционное право.docx , КР Экологическое право.docx , КР Корпоративное право.docx , налоговое право.docx , инф право.docx


Глава 3. Правовой статус спортивных тренеров

§ 1. Особенности статуса спортивных тренеров

Легальное определение тренера содержится в ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Спортивный тренер — это физическое лицо , имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Деятельность тренеров в меньшей степени регламентирована локальными нормативными актами федераций по видам спорта. В основном действуют акты, касающиеся тренерского состава сборных команд. Например, в Положении о Главном тренерском совете сборных команд России по легкой атлетике *(30) предусмотрено, что тренеры должны состоять в штате Центра спортивной подготовки сборных команд Росспорта, т.е. иметь трудовой договор.

Приказом

постановлении

  • старший тренер-преподаватель по спорту;
  • старший инструктор-методист спортивной школы;
  • старший инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций;
  • тренер-преподаватель по спорту;
  • тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего);
  • инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего);
  • инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций;
  • инструктор-методист спортивной школы.

Специфика деятельности тренеров в спорте имеет следующие особенности.

1. Самая важная особенность деятельности тренера в области спорта заключается в ее педагогическом характере. Особенности педагогической деятельности тренера заключаются в том, что ее результаты должны отвечать государственным образовательным стандартам, процесс осуществления — общественным моральным нормам, а личная миссия, состоящая в формировании личности отдельного учащегося, постоянно требует высокой личной ответственности педагога. Педагогическая деятельность имеет ярко выраженный творческий характер *(33) .

5 стр., 2498 слов

Общественные объединения спортивной и оздоровительной направленности

... правами на использование символики спортивных сборных команд по соответствующим видам спорта, за исключением государственной символики Российской Федерации; осуществлять аттестацию тренеров и спортивных ... шахматные клубы); 2) общественные спортивные объединения (Олимпийский комитет России, добровольно-физкультурные спортивные общества, спортивные федерации, спортивные арбитражные суды и т.д.); ...

2. Важная особенность профессиональной деятельности тренера состоит также в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность спортсмена. Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. В целом успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками *(34) .

3. Повышенный стресс в деятельности тренера, что приводит к значительным нервным перегрузкам и что, в свою очередь, может негативно сказываться на успешности его деятельности. Сюда можно отнести следующие факторы *(35) :

  • а) деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, либо на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях, при минимальном комфорте и отрыве от семьи ;
  • б) тренеру приходиться вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса: с учащимися и их родителями, с представителями администрации, с коллегами, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами;
  • в) успешность деятельности тренеров находится в зависимости не только от них самих, но и от спортивных достижений их учеников, от личности руководителей и даже от материальной базы;
  • г) деятельность тренера характеризуется высокой степенью «профессионального риска», поскольку всегда существует вероятность «напрасности» многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия в связи с травматизмом , личными обстоятельствами спортсменов;
  • д) престиж тренера отличается неустойчивостью, и его уровень достигает пика только в момент удачного выступления спортсменов и стремительно падает, когда его преследуют временные неудачи, ведь деятельность тренера обладает высокой конкурентностью, нестабильностью статуса и профессионального положения;
  • е) деятельность тренера связана с высоким уровнем эмоционального напряжения, поскольку она носит публичный характер и от нее многое зависит.

    В процессе соревнования он испытывает такие же переживания, как и спортсмены, но должен сдерживаться или скрывать их;

— ж) тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при показе, страховке и в других случаях , когда тренер сам выполняет двигательное действие, особенно в условиях, когда показатели физического состояния уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не подготовлен.

4. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и оценивается, как правило, спортивными результатами его учеников.

10 стр., 4504 слов

Особенности заключения трудовых договоров с профессиональными ...

... во-первых, чертами, присущими пе­дагогической деятельности, а, во-вторых, специфическими особенностями, свойственными труду спортсменов. Однако по мнению ряда учёных1, тренер, в чьи функции входит работа с ...

5. Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром и ученик не ушел из школы *(36) .

6. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений , т.е. осуществлять не только набор, но и отбор учеников.

7. Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности, как на соревнованиях, так и на тренировке.

8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны находиться в определенной спортивной форме.

Таким образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами, присущими любой другой педагогической деятельности, но и обладает специфическими особенностями, свойственными спортсменам.

По статистике, почти половину всех тренеров (43,2%) составляет группа в возрасте от 31 до 40 лет. Данный контингент отличается высоким творческим потенциалом. Количество тренеров в возрасте 51-60 лет заметно снижается, а после 60 лет становится совсем незначительным. По-видимому, это вызвано серьезными трудностями сохранения уровня профессиональной пригодности, высокими требованиями к их физическому и психологическому состоянию, которые связаны с повышенными двигательными и эмоциональными нагрузками *(37) .

Существует взаимосвязь между прошлыми спортивными заслугами и тренерским званием, что свидетельствует о влиянии спортивного мастерства тренера на успешность его профессиональной деятельности. Важным является личный соревновательный опыт и спортивная квалификация тренеров.

Начало тренерской деятельности имеет существенные особенности. Так, почти половина педагогов начинают профессиональный путь, работая с детьми, и лишь незначительное число тренеров сразу приступают к работе со взрослыми.

В настоящее время наблюдается тенденция к углубленной специализации по отдельным направлениям тренерского труда *(38) .

Такая ситуация является, вероятно, отражением противоборствующих тенденций в оценке и практике материального вознаграждения тренерского труда, а также несовершенной структуры организации детско-юношеского, молодежного и взрослого спорта, отсутствия преемственности в построении тренировочного и воспитательного процессов со спортсменами с момента их прихода в секцию и до момента, когда они становятся спортсменами мирового класса. Взаимное стремление тренеров и спортсменов как можно раньше выйти на уровень высоких спортивных достижений с целью получения дополнительных заработков ведет к нарушению принципов постепенности в многолетнем планировании.