Индийская традиция неразрывно связывает развитие правовой мысли в древней Индии с многочисленными памятниками индийской ведической литературы, история которых уходит вглубь тысячелетий. Действительно, влияние, которое оказала религиозная, философская и другая ведическая литература на правовую культуру древней Индии, было столь значительным, что многие правовые явления и в современной Индии не могут быть поняты и объяснены без его учета. Модифицированные в период средневековья нормы древнеиндийского права легли в основу системы индусского права, многие институты которого пережили века. Такая их живучесть объясняется прежде всего относительной устойчивостью социально-экономической структуры в доколониальной Индии.
Создание письменных сборников религиозно-правовых предписаний — дхармашастр на определенной весьма ранней стадии развития индийского общества явилось прямым следствием усиления социальных антагонизмов в древней Индии, становления здесь классового общества. Тесная связь индусского права с религией нашла выражение не только в религиозно-философских концепциях, — таких, как концепции варнадхармы и ашрамадхармы, но и теории источников права. Исходя из традиционной характеристики источников права, один из крупнейших авторитетов в области индусского права С. Т. Десаи дает следующее его определение: «Там, где оно не модифицировано или не отменено законодательством, индусское право может быть определено как древнейшее право индусов, основанное на Ведах, провозглашенное в смрити, разъясненное и истолкованное в признанных комментариях и дигестах, дополненное одобренным обычаем».
Традиционно выделяют следующие источники древнеиндийского права:
1. Веды (знание, учение) — сборник самых древних священных писаний индуизма.
На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов.
Суть всех Вед можно сформулировать так:
Человек должен считать себя тем самым Высшим «Я», которое пребывает во всех людях и существах этого мира. Помогай всегда, не вреди никогда. Люби всех, служи всем.
Согласно установившейся традиции литература каждой веды делится на четыре группы. Первая группа — самхиты, (самхита — «собранное»), т. е. собрание гимнов, заклинаний, формул; вторая — брахманы (брахмана — «объяснение Брахмана»): книги, написанные для брахманов и другие объяснения к самхнтам; третья, вплотную примыкающая к ним группа ведической литературы — араньяки (араньяка — «лесная книга»), в основном содержащие правила поведения для отшельников, стариков; четвертая — упанишады, т. е. разного рода поучения, передаваемые от учителя к ученику, собственно философская часть вед Сыркин, А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад [Текст] / А. Я. Сыркин. — М. : Наука, 1971. С 7..
Представления о правах человека в древней Греции и Риме
... О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Истоки политико-правовой мысли древних греков, в том числе и некоторых важнейших принципов в области прав ... с равенством. Благодаря этому равенство получает и юридическое значение, хотя и ограниченное. Пифагорейцы чтили законопослушание считая ... разделены по имущественному цензу на четыре группы. При этом права и обязанности граждан он распределил таким ...
Самхиты, брахманы, араньяки и упанишады и составляют шрути («услышанное») или, в строгом значении данного понятия, веды, занимающие первое место в перечне источников древнего права Индии.
Однако в самих ведах трудно найти то, что можно отнести к нормам права. Такие нормы закреплены в другой древнеиндийской литературе — смрити («запомненное»), т. е. передаваемая по памяти традиция, восходящая к отдельным авторитетам. Смрити — ритуальные, научные, правовые трактаты, возникшие на основе брахман, комментирующие веды. Сами трактаты известны под названием дхармасутр (сутра — «нить»).
На основе старейших дхармасутр — Гаутамы, Баудхаяны, Апастамбы, Васиштхи и других возникала обширная правовая и научная литература, смрити или шастры, например Манусмрити (Законы Ману), Яджнавалкьясмрити, Нарадасмрити, Брихаспатисмрити и другие сборники.
Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды — источник (ргатапа) всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой — таков основной принцип древнеиндийского права. Но поскольку в самих ведах нормы права отсутствуют, для подтверждения извечной божественной сущности права брахманская ортодоксия исходила из фикции, что часть смрити основана на забытых или потерянных шрути и практически смрити никогда не могут толковаться как противоречащие ведам.
2. Артхашастры (наука о пользе) — сводный трактат по науке управления, традиционно приписываемый министру-мудрецу Каутилье (321-297 года до н.э.), но реально унифицированный в первые века новой эры. Основное содержание Артхашастры, включающей 15 разделов, составляют проблемы административной структуры государства, экономики и финансов, судопроизводства, ведения войны. Как теоретический трактат Артхашастра базируется на общих принципах науковедения. Критерий науки как таковой (шастра) — познание закона и пользы. Последний раздел Артхашастры — перечень 32 признаков науки, изложенной в тексте, имеющий общеметодологическое значение.
В иерархии источников права в древней Индии особое место отводилось Артхашастре, единому комплексу наук, философских, социально-политических и экономических, относящихся к государственной деятельности. Основное содержание Артхашастры — в рассмотрении дхармы царя, где основу составляет понятие выгоды, пользы (артхи).
И религиозная мораль, и «естественная справедливость» отходят на второй план, когда речь идет об «артхе».
3. Дхармасутры (VI-V в до н.э.) — основанные на «священном откровении» (на Ведах) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами.
Аналогия права и аналогия закона как способы восполнения пробелов в праве
... Поскольку применение аналогии права связано с большей неопределенностью, в законодательстве последовательно устанавливается приоритет аналогии закона перед аналогией права: аналогия права применяется только при невозможности использования аналогии закона (п. ... считая, что пробел в праве – это пробел в содержании действующего права в отношении фактов общественной жизни, находящихся в сфере правового ...
Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра-нить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э.-II в. н.э.), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.).
Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.
Иерархия источников древнеиндийского права, нашедшая отражение в дхармашастрах, которая исходит из священности его норм и отводит первое место ведам как главному источнику — одна из фикций этой правовой системы. Более того, в период средневековья дхармашастры фактически уступили место комментариям и дигестам. Устранение авторами дигест, комментаторами противоречий, неясностей, пропусков в праве дхармашастр привело к тому, что непосредственное толкование дхармашастр в судах не признавалось впоследствии достаточно надежным и авторитетным. Обычай и в эпоху средневековья оставался одним из важнейших источников права.
Таким образом, в Древней Индии источниками права являлись как Религиозные законы, так и систематизированные людьми своды различных правил, возникших в результате политических и экономических преобразований, происходивших в процессе развития общества.
Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ МАНУ
Первое упоминание о Законах Ману относится к IX веку до н.э. Современным исследователям Законы Ману известны лишь в списках III века до н.э. Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.
Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн, и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма.
Объем Законов Ману — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока).
- 1 глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;
- 2 — правила жизни в период обучения;
- 3-4 — правила жизни семьянина-домохозяина;
- 5 — некоторые религиозные нормы;
- 6 — правила жизни отшельника;
- 7 — наставления об обязанностях царя и управлении государством;
- 8 — наставления о судопроизводстве и юридической практике;
- 9-10 главы посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
- 11 — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
- 12 — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.
Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.).
Співвідношення держави, права, закону і людини у філософії
... Таке спотворене ототожнення права й закону породило ілюзію всесилля закону, і замість очікуваного зміцнення закону виявилась його широкомасштабна девальвація, недієвість, правовий нігілізм. Нерозрізнення права і закону, переважання закону над правом стало підґрунтям політичного ...
Поэтому часто данный памятник именуется «Откровения царевича Ману». Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.
В средние века Законы Ману были неоднократно переписаны и откомментированы индийскими авторами, что говорит о большом значении, которое им придавалось. До наших дней дошли комментарии Медхатитхи (IX век), Говиндараджи (XII-XIII века), Нараяны (XIV век), Куллюкабхатты (XV век), Рагхавананды (XVII-XVIII века), Нанданы и Рамачандры (XVIII век), а также анонимный кашмирский комментарий, по-видимому, довольно поздний. Естественно, что авторы данных комментариев проживали в отличных от времени составления Законов Ману общественных условиях, что не могло не влиять на их творчество, поэтому мнения различных индийских авторов при толковании отдельных стихов сильно расходятся.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в Законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и неприкасаемые).
В Законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
Таким образом, Законы Ману являются важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы. Он также является предметом критики со стороны современных исследователей. Большая часть критики связана с неизвестностью уровня влияния Законов Ману на индийское общество того времени, также происходят споры по поводу того, насколько изменился оригинальный текст после дальнейших интерпретаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тесная связь права с религией и моралью определила главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В основу их разграничения положен не характер самого правонарушений, а наказание за него. В одном случае это штраф, телесное наказание, в другом — искупление.
При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего — отягчал ее, кроме воровства, когда действовал обратный принцип.
Римское право по законам 12 таблиц и институциями Гая
... отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой ... текст со временем были внесены частичные изменения. Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1-3 века н. э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право ...
Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что источники права в Древней Индии были призваны регулировать взаимоотношения в обществе, однако, были далеки от совершенства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/zakonyi-manu-kak-istochnik-prava-drevney-indii/
1. Бонгард-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация [Текст] / Г. М. Бонгард-Левин. — М. : Восточная литература, 1992. — 320 с.
2. Крашенинникова, Н. А. Индусское право, история и современность [Текст] / Н. А. Крашенинникова. — М. : Мысль, 1988. — 136 с.
3. Кудрявцев, М. К. Община и каста в Хиндустане [Текст] / М. К. Кудрявцев. — М. : Книга, 1971. — 124 с.
4. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Текст] / М. Н. Прудников. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,. 2010. — 543 с.
5. Самозванцев, А. М. Правовые тексты дхармашастр [Текст] / А. М. Самозванцев. — М. : Наука, 1991. — 295 с.
6. Сыркин, А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад [Текст] / А. Я. Сыркин. — М. : Наука, 1971. — 289 с.