Административные барьеры на отраслевых рынках

Одним из ведущих факторов реализации монополистической власти в системе экономических отношений выступают возможность установления субъектом власти барьеров на пути развития конкуренции. Сложность или невозможность их преодоления создает субъекту монополистической власти максимально комфортные условия хозяйствования и способствует усилению его влияния. Такими барьерами выступают условия объективного и субъективного характера, ограничивающие или не позволяющие новым хозяйствующим субъектам начать работу в пределах поля власти монополии. Их наличие способствует ограничению потенциальной конкуренции, посредством повышения уровня риска деятельности и в самом поле власти, т.е. ограничивающие условия обеспечивают субъекту монополистической власти защиту как от внешней конкуренции, так и от изменений во внутренней среде ее функционирования.

Отличительной чертой современных российских рынков являются существенные ограничения конкуренции всех его агентов. Так, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены существенные структурно-технологические и поведенческие барьеры входа для рынков автомобильного бензина, рынка алюминия, лесопромышленного комплекса, рынка сахара; машиностроения; рынка авиационных пассажирских перевозок; сектора общественного питания и услуг и др. Важнейшими инструментами такого ограничения конкуренции признают высокие входные барьеры, отсутствие динамичности структуры большинства отраслей, высокую концентрацию отраслей, а также второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на глобальном рынке, что объективно осложняет задачи развития конкуренции. На подобных рынках выше стимулы участников к отказу от соперничества, выше и возможности крупных компаний ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке.

Целью выполнения реферата является характеристика и рассмотрение российских форм административных барьеров на отраслевых рынках.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность административных барьеров на отраслевых рынках.

2. Охарактеризовать российские формы административных барьеров на отраслевых рынках, в т.ч. выявить меры по борьбе с административными барьерами на отраслевых рынках России.

В ходе выполнения реферата использованы труды таких отечественных авторов как: И.С. Алейникова, С.А. Евтюхов, С.А. Лукьянов, А. Вурос, Н. Розанова, Т Доминик, Л.В. Рой и др.

4 стр., 1866 слов

Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка

... иностранной конкуренцией и т. д. Такие барьеры относят рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области ...

Структура реферата состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ

1.1. Понятие административных барьеров на отраслевых рынках

Отличительной чертой современных российских рынков являются существенные ограничения конкуренции всех его агентов. Так, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены существенные структурно-технологические и поведенческие барьеры входа для рынков автомобильного бензина, рынка алюминия, лесопромышленного комплекса, рынка сахара; машиностроения; рынка авиационных пас-сажирских перевозок; сектора общественного питания и услуг и др. Важнейшими инструментами такого ограничения конкуренции признают высокие входные барьеры, отсутствие динамичности структуры большинства отраслей, высокую концентрацию отраслей, а также второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на глобальном рынке, что объективно осложняет задачи развития конкуренции. На подобных рынках выше стимулы участников к отказу от соперничества, выше и возможности крупных компаний ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке [1, c.25].

В зависимости от причин, вызывающих возникновение барьеров принято выделять:

1) стратегические (субъективные) барьеры, появление которых вызвано сознательным поведением компаний, уже действующих на рынке (фирмы-старожилы), по недопущению на рынок новых компаний (фирмы-новички);

2) нестратегические (объективные) барьеры, появление которых вызвано действием объективных факторов, независящих от поведения компаний, уже действующих на рынке.

Типология отраслевых барьеров представлена в таблице 1.

Таблица 1

Типология отраслевых барьеров

Стратегические барьеры

Получение вертикального контроля

Заключение долгосрочных или эксклюзивных контрактов по поставке дефицитного сырья

Заключение долгосрочных договоров по реализация продукции через сбытовые сети

Увеличение минимального эффективного выпуска

Увеличение расходов на рекламу и инновации

Создание правовых препятствий для начала бизнеса

Лоббирование лицензирования деятельности

Создание отраслевых ассоциаций, устанавливающих стандарты качества

Патентование продукции

Проведение хищнического ценообразования

Поддержание избыточных мощностей

Снижение цен при попытке входа новых фирм на рынок

Дифференциация продукта

Расширение продуктового многообразия на отраслевом рынке

Нестратегические барьеры

Технологические

Значительная положительная отдача от масштаба производства

Наличие нескольких стадий производства, что обуславливает стимулы к вертикальной интеграции

Многопродуктовости (возможность выпуска разных видов продукции, возможность диверсификации деятельности)

Цикличность производства

Экономические

Емкость рынка (высокая насыщенность благами, низкая платежеспособность, иностранная конкуренция)

Низкая эластичность и низкие темпы роста спроса

Наличие инфраструктуры

Преимущества в уровне затрат

Уровень капитальных затрат (капитальные затраты, затраты освоения, НИОКР, длительность освоения)

Институциональные

Несовершенное законодательство

Необходимость лицензирования и сертифицирования вида продукции

Квотирование и пошлины

Криминальные

Исторически нестратегические барьеры формируются государственными органами с самого начала их возникновения. Наиболее распространенными являются административные, или правительственные, барьеры входа-выхода фирм на рынок.

Суть их состоит в том, что законодательно или на уровне подзаконных актов устанавливаются некие ограничения на ведение определенного вида деятельности. Преодоление этих ограничений требует временных и финансовых затрат, которые придется производить до вхождения на отраслевой рынок или при желании его покинуть.

По мнению Доминико Т.Арментано: «Государство – а вовсе не рынок – является источником монопольной власти. Государственное лицензирование, сертификаты общественной полезности, франшизы, пошлины и другие законодательно вводимые ограничения могут создавать и на деле создают монополии и монопольную власть для отдельных корпораций, защищая их от конкуренции. Монополистические злоупотребления всегда связаны с государственным вмешательством в производство или товарный обмен, и в таких ситуациях действительно наносится ущерб потребителям, имеет место недопущение продавцов на рынок и конечным результатом всего этого становится неэффективное использование ресурсов» [5, c.432].

Теоретическое обоснование термина « административные барьеры» вызывает много споров и обсуждается на многих уровнях.

Приведем некоторые рассуждения по этому поводу. В резолюциях ряда научно-практических конференций по проблемам предпринимательской деятельности административные барьеры определены как «специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, либо сознательным ущемлением интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников», или как «субъективные для МСБ «барьеры входа» на рынок, вызванные, прежде всего, тем, что действующие правила и механизм государственного регулирования хозяйственной деятельности «настроены» на относительно невысокие темпы подготовки и принятия решений в соответствии с бюрократическими принципами работы и оплату из собственных средств бизнесменов труда бюрократов, создающих эти барьеры (которые требуется затем преодолевать бизнесменам самостоятельно)» [7].

Согласно подходу А.Аузана, П.Крючковой, административные барьеры в экономике – «это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур» .

Х.Кусаинов считает, что данное определение очень емкое, которое можно уточнить в части платежей. На его взгляд, речь должна идти об искусственных мерах, приводящих к расходам потребителей услуг, зачастую многократно превышающих установленные тарифы, при этом разница между «реальным» и «номинальным» платежом действительно проходит мимо бюджета.

Согласно положению межведомственной комиссии по преодолению АБ в развитии предпринимательства в РФ «административные барьеры представляют собой действия органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия нормативных, распорядительных документов, противоречащих действующему законодательству и нормативным актам РФ, а также связанные со злоупотреблением и превышением своих полномочий при проведении им контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательства».

По мнению А.Дягтерева и Р.Маликова, «АБ являются препятствиями, возникающими при организации и осуществлении предпринимательской деятельности вследствие введения нормативными актами органов государственного (федерального и регионального) и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, предусматривающих возмездный характер их преодоления» [4, c.48].

Наиболее корректное определение административных барьеров дает П. Крючкова – сотрудник фонда «Бюро экономического анализа». Административные барьеры – это «формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров или услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от ведения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с учетом эффекта дохода». Ситуация получения рентного дохода от монопольного владения административным ресурсом представляется классической ситуацией силового доминирования.

Таким образом, рассмотренные определения административных барьеров подчеркивают, что они появляются на базе формальных правил. Их создание определено выгодами и издержками предпринимателей и создателей АБ.

1.2. Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках

Государство законодательно определяет организационно-экономический уровень и направления развития, правил функционирования отраслевых. Выполняя свои функции по управлению национальной экономикой реализует в каждый определенный период времени инвестиционную, налоговую, таможенную политику, правила разработки недр, использования угодий, запасов, земли; вводит нормы обязательного страхования, устанавливает показатели срока окупаемости капитала, формирует среднюю прибыль, воздействует на ценообразование. Реализация данных мероприятий усиливает устойчивость и непреодолимость барьеров, формируя «барьерный» характер регулирования, что влечет ряд существенных негативных последствий для экономики.

Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей: трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен, т.е. прямые потери; и снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости, т.е. косвенные потери. Наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок прежде всего малого и среднего бизнеса, что снижает уровень конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики. Например, по данным исследования совокупных прямых потерь экономики России от наличия административных барьеров, проведенного под руководством В.Л. Тамбовцева, ежемесячные дополнительные издержки от преодоления административных барьеров в сфере торговли и производства составили от 18 до 19 млрд руб. Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования. В-третьих, «барьерный характер экономики создает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес.

Административные барьеры в краткосрочном периоде приносят доход в казну государства, но в долгосрочном способствуют сдерживанию экономической активности и формируют базу для коррупции, ибо там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда возникает вполне объяснимое ожидание благодарности.

Количественно уровень высоты административных барьеров Можно оценить как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрация предприятия, лицензирование и т.д.), можно рассматривать с точки зрения упущенной выгоды. Денежные же затраты по преодолению административного барьера можно оценить как суммы обязательных платежей. Сравнивая функции по различным отраслевым рынкам, можно получить картину уровня административных барьеров в экономике [4, c.51].

Вместе с тем в качестве тактической (чрезвычайной) меры введение административных барьеров может быть оправдано на несостоятельных рынках. В качестве таких барьеров могут выступать:

  • лицензирование коммерческой деятельности фирм;
  • выдача разрешений на определенные виды бизнеса;
  • распределение квот для фирм;
  • принудительная сертификация продукции, оборудования;
  • установление норм экологического контроля за состоянием окружающей среды;
  • всевозможные ограничения на ввоз или вывоз ресурсов.

Административные барьеры являются составной частью инструментария государственного регулирования, которым можно творчески воспользоваться и в итоге повысить состязательность на данном отраслевом рынке, а можно применить напрямую и добиться сужения или исчезновения этого рынка.

Кроме введения административных барьеров любое государство законодательно формулирует правила функционирования отраслевых рынков и тем самым определяет их организационно-экономический уровень. Государство проводит в каждый период времени определенную инвестиционную, налоговую, таможенную политику, формулирует правила использования ресурсов на своей территории, в первую очередь порядок разработки недр, использования угодий, запасов, земли. Оно может вводить нормы обязательного страхования, устанавливать показатели срока окупаемости капитала, нормировать среднюю прибыль фирм, воздействовать на формирование ценообразования. Все перечисленные факторы также могут способствовать росту барьеров на отраслевом рынке.

Хозяйственная практика знает немало случаев, когда под грузом административных и организационно-экономических барьеров многие виды гражданской деятельности исчезали или влачили жалкое существование. Именно поэтому следует приветствовать инициативу российского правительства по сужению количества видов лицензируемой деятельности с нескольких сотен до нескольких десятков. Это, с одной стороны, позволит ослабить зависимость экономически активного населения от чиновничества, сузит основу для коррупции, но, с другой стороны, может привести к вседозволенности и бесконтрольности развития предпринимательской деятельности, которая дает не только положительные результаты.