Каждый человек ежедневно принимает решения различного характера, делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях результаты чаще всего соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не соответствовать целям решения.
В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений вовлечен широкий круг людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники.
В государственных органах, особенно областного, республиканского, федерального уровней, принимается ежегодно несколько тысяч управленческих решений, как текущего оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического значения. Должностные лица отводят исключительно много времени разработке и реализации управленческих решений. Им приходится постоянно обосновывать различные варианты, изыскивать оптимальные альтернативы ресурсного обеспечения, согласовывать различные решения между собой, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля, заниматься многими другими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности.
Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления, так или иначе, связана с принятием и реализацией решений. Этим, прежде всего, определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия управленческого решения и порядка его принятия. В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: изучить понятие и виды управленческих решений; рассмотреть способы принятия, а также реализацию управленческих решений.
1. Они обязательны, так как несут не только правонаделение, но и принуждение.
2. Они опираются на правовые акты, что дает возможность субъектам управления легитимным образом прибегать к различным инструментам воздействия на исполнителей.
3. Они связаны с использованием бюджетных средств (средств налогоплательщиков) и соответственно чреваты невосполнимыми социальными издержками.
Развитие науки и практики управления проектами в истории мирового ...
... Управление проектами, Специальность:, СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Барнаул – 2010 СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ВВЕДЕНИЕ: 1. цели семинарских занятий: Основной целью семинарских занятий является обучение будущих специалистов методам обоснования и принятия решений, ... проектной документацией и технологией реализации проекта потребности в материалах и поставках для реализации проекта должны определяться, анализироваться и ...
4. Поскольку подобное привилегированное положение субъектов управления может провоцировать злоупотребления, правовыми нормами закрепляются их полномочия, касающиеся принятия управленческих решений, — своего рода ограничители, устанавливающие меру должного поведения, радиус возможных действий.
5. Они часто характеризуются невозможностью четко и бесспорно определить цель, скажем, в форме прибыли или иного количественного изменения, как это делается в коммерческих организациях. Поэтому и процесс принятия решений страдает известной неопределенностью. Причина этого не только в специфике собственно государственной службы, но и в необходимости учета политических соображений, поскольку при принятии решений возникает потребность в удовлетворении противоречивых или в лучшем случае несовпадающих интересов различных заинтересованных участников этого процесса.
6. На характер управленческих решений влияет также специфика государственных организаций, выражающаяся в высокой значимости иерархических отношений. В этих условиях решения детерминированы не только правовыми нормами, но и безусловной обязательностью исполнения директивных предписаний вышестоящих органов. Подобная целенаправленность административной деятельности обусловливает немалые ограничения в сфере работы с управленческими решениями, в их числе — уменьшение потенциального числа разрабатываемых альтернатив.
7. Правоустановленные и служебно-иерархические ограничения сужают свободу действий служащих, но никоим образом не уничтожают ее. В любой государственной иерархии служащие сохраняют значительную свободу при принятии и исполнении решений, имеют собственные профессиональные и ценностные ориентации, этику поведения. Почти у каждого должностного лица любого уровня организационной иерархии всегда остается некоторое свободное пространство для собственного выбора, хотя базовые ценности, учитываемые при принятии решений, должны быть отнесены за счет формального иерархического механизма контроля.
8. Модификация (преобразование) управленческих решений напрямую связана с управленческой культурой организации.
9. Иерархичность структуры государственного органа дает основания для различия двух типов решений реальных и формальных. «Реальные» решения разрабатываются на низших ступенях организационной иерархии, ближе всего стоящих к объекту управления и более других знающих проблемную ситуацию, и они на высших уровнях организации трансформируются в «формальные», т.е. утверждаются без сколько-нибудь серьезного анализа их сути. Различия между «реальными» и «формальными» решениями тем заметнее и значительнее, чем больше уровней в иерархии и чем больше удаленность друг от друга массивов информации, сосредоточенных на соответствующих уровнях.
10. Следует отметить и другое следствие иерархической структуры государственных органов, заключающееся в преувеличенной значимости должности в ущерб профессионализму. Неадекватное иррациональное восприятие должности может исказить процесс принятия управленческих решений, когда соображения государственной целесообразности и правомерности решений стоят далеко не на первом месте.
Порядок принятия наследства
... гибели, то 6-месячный срок для принятия наследства исчисляется с момента вступления указанного судебного решения в законную силу. Днем открытия наследства при этом считается день предполагаемой гибели. ... имеющих право на наследование. В данном случае срок принятия наследства начинает исчисляться со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим. В противном ...
11. Правовая норма, будучи обязательным элементом управленческого решения, сокращает число возможных альтернатив, но не исключает возможность выбора [1], [4].
Виды управленческих решений.
Для типологии и классификации управленческих решений выбираются различные основания (признаки, критерии).
1. По своей сущности — т.е. целенаправленности, социальной значимости, масштабу управляющего воздействия на общество, его различных сфер, решения можно охарактеризовать как политические (политико-управленческие) и административные (административно-управленческие).
Политические решения —
Правом и обязанностью принимать политико-управленческие решения наделены представительные органы в рамках своей компетенции, а также правительство и министерства как политико-административные органы исполнительной власти. Однако эти решения различаются по их юридической силе, субъектам принятия, срокам действия, степени обязательности исполнения и т.д.
Виды политико-управленческих решений:
- общеполитические правовые решения
— административно-политические решения (акты федеральных и региональных отраслевых и функциональных органов управления);
— решения представительных органов местного самоуправления. С их помощью регулируется жизнедеятельность местного сообщества, решаются вопросы экономического, социального и культурного развития муниципального образования, обеспечивается выполнение актов государственных органов власти.
Классификация политических решений по методу принятия решения:
демократические,
консенсусные,
компромиссные,
Административно-управленческие решения —
Административно-управленческие решения целесообразно разделить на две группы:
внутриорганизационные решения
публичные решения
По основаниям принятия административно-управленческие решения также подразделяются на две группы:
исполнительные решения
по собственной инициативе субъекта управления
2. По масштабности, Стратегическое решение, Тактические решения, Ситуационное решение —
3. По степени уникальности, Решение незапрограммированное, Решение запрограммированное —
коллективные (коллегиальные) и индивидуальные.
Коллективные решения имеют несомненные достоинства, ибо увеличивают управленческий потенциал. Впрочем, они могут иметь и недостатки. Нужно предусмотреть следующее: группа затрачивает на принятие решения больше времени, чем одно лицо; отдельные члены коллектива в силу занятости иного рода, по другим причинам недостаточно активны; группа может принять решение, которое не сообразуется с целями организации, ибо люди зачастую руководствуются личными интересами или интересами представляемых ими партий, которые приходят в столкновение с комплексными целями организации, группа может недостаточно знать стратегические цели организации [7].
5. По методам выбора, Рациональное решение, Интуитивное решение
6. Оценочный фактор, Допустимое, Эффективное
по индивидуальным качествам ЛПР:
Волевые -, Эмоциональные решения, Эмпирические решения, Аналитические —
8. С учетом времени действия решений, Решения, рассчитанные на определенный период, Решения, срок действия которых заранее не устанавливается,, Решения, прекращающие свое действие по мере их исполнения,
9. По юридическим свойствам, Нормативные решения
- императивные,
- диспозитивные,
Ненормативные решения
типовые правила принятия решений.
Интеллектуальная собственность: сущность, роль, формы реализации. ...
... детального изучения свойств и роли интеллектуальной собственности, изобретения наиболее надежных способов защиты продуктов интеллектуальной деятельности и решения проблемы ее реализации во многих государствах. Проблемы реализации прав интеллектуальной собственности в информационной сфере Информация ...
нормативным
Методами, позволяющими решать слабострукторизованные (вероятностные) проблемы являются:, Дескриптивный, Системный, Ситуационный, Методами, позволяющими решать неструкторизованные проблемы являются:, Эвристический
- поиск трудностей (что является причиной затруднения);
- разграничение данных;
- постановка вопроса;
- специализация проблемы (рассмотрение критических случаев);
- отказ от ограничений, навязываемых формулировкой задачи.
построение различного рода моделей и их анализ.
материальные
По формам и методам описания характеристик моделируемого объекта абстрактные концептуальные модели можно разделить на логические, графическо-числовые, математические и машинные электронные, а материальные модели — на наглядные предметные, физические и технологические. Машинные электронные модели, в свою очередь, делятся на две разновидности — на аналоговые модели и на дискретные цифровые.
экономико-математических методов.
В наиболее общей форме процесс принятия решений можно отобразить в составе следующих примерных этапов:
Выявление необходимости принятия решений.
Необходимость принятия решения может быть вызвана следующими причинами:
- указания вышестоящих органов;
- неполадки в управляемой системе;
- истечение срока действия предыдущего решения;
- необходимость корректировки ранее принятого решения;
- новое состояние управляемого объекта;
- другие причины.
Постановка проблем.
Постановка проблемы заключается в выявлении причин. Принцип может быть осуществлен с помощью причинно-следственного анализа (причина — следствие — анализ):
- рассмотрение объекта и его дефектов;
- описание дефекта;
- выявление различий;
- выявление изменений;
- выявление причин;
- подтверждение наиболее вероятной причины.
Сбор, обработка, анализ информации.
Информация должна отвечать всем необходимым требованиям, обеспечивая наилучшие возможности для принятия рационального решения. Все эти сведения собирают для выяснения сущности проблемы, уточнения цели, разработки и анализа вариантов решения.
Принятие решения.
Этап принятия решения включает определение цели; установление, разделение критериев; выработку, сравнение альтернатив; определение оценки риска; принятие рационального решения. Цель — это желаемое состояние объекта, проектируемый результат решения. Когда главная цель уточнена и сформулирована разрабатываются цели (подцели) для подразделений служб, работников, то есть создается «дерево целей». Критерием считается показатель, на основании которого оцениваются различные варианты. Целесообразно использовать как количественные так и качественные критерии. Затем их разделяют по принципу значимости. Затем вырабатывают различные альтернативы решения и сравнивают их с помощью разработанных критериев. У рациональных вариантов решения определяют вероятность проявления в зависимости от влияния случайных факторов и серьезность не проявления решения. Степень риска оценивается, разрабатываются подстраховывающие мероприятия и принимается наиболее рациональное решение.
Организация принятого решения.
Организация выполнения решений специфическая деятельность, завершающая управленческий цикл по каждой конкретной задаче.
Организация исполнения включает ряд связанных функций:
- разработка мероприятий по выполнению решения, определение исполнителей;
- доведение задач до исполнителей;
- организация условий труда исполнителей;
- обеспечение исполнителей ресурсами для реализации решения;
- инструктаж исполнителей о порядке выполнения решения;
- расстановка исполнителей и согласование их действий;
- стимулирование исполнителей;
- организация контроля в процессе исполнения решения;
- регулирование процесса исполнения решения, корректировка хода исполнения;
- корректировка решения;
- учет, анализ, оценка и подтверждение итогов исполнения[2], [3], [24].
- разработка плана реализации решений;
- управление реализаций;
- контроль выполнения решения;
- оценка результатов реализации.
Каждой из перечисленных процедур характерны следующие задачи:
- определение комплекса необходимых результатов;
- определение необходимого объема ресурсов;
- определение числа исполнителей;
- распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам.
- проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителем;
- личное распорядительство в ходе выполнения решений;
- оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.
- контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения;
- контроль за соблюдением сроков реализации;
- выявление причин отклонений в ходе реализации решений;
- внесение (в случае необходимости) изменений в проблему реализации решений.
- периодическая оценка фактической эффективности решения;
- прогнозирование окончания срока эффективного действия решения;
- определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения;
- накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации решений[2], [22].
формы разработки:
- Указ — решение главы государства, утвержденное парламентом. Например, Указ Президента РФ, утвержденный Думой РФ. Указ имеет силу закона.
- Указание — решение, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме разъяснения.
- Закон — решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер. Например, Конституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах.
- Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций. Например, акт о передаче чего-либо в собственность. Акт может быть международным.
Приказ (письменный или устный), Распоряжение
- Протокол — решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.
Инструкция
— Договор — решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о создании компании.
Соглашение
- План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании.
управленческий решение деловой беседа
— Контракт — решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения. Например, контракт на поставку компьютеров, брачный контракт, контракт купли-продажи.
- Оферта — решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта.
- Акцепт — решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт — это вторая сторона контракта, оферта и акцепт составляют контракт.
Положение
— Правила — решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения.
— Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на входные воздействия[2].
Формы реализации управленческих решений, Предписание -, Деловая беседа -, Убеждение -, Разъяснение -, Принуждение -, Наставление -, Сообщение -, Личный пример -, Обучение —
— Совет — деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения управленческого решения. Совет не является обязательным для исполнения подчиненным.
Деловая игра (тренинг) -, Совещания -, Заседания —
- Отчет — решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению управленческого решения. Отчет может быть письменным и устным.
Деловое слово —
деловую беседу.
- создание взаимно заинтересованной обстановки беседы;
- согласование основных целевых установок будущего задания;
- ознакомление исполнителей с необходимой информацией;
- обоснование задания и аргументирование неясных положений;
- корректировка задания с учетом предложений исполнителя;
- принятие окончательного решения.
Д. Карнеги рекомендует для эффективного проведения деловой беседы соблюдать следующие принципы:
- внимательно выслушивайте собеседника до конца — это не только знак внимания, но и профессиональная необходимость;
- избегайте недоразумений и неверных толкований;
- изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным;
- уважайте личность собеседника;
- будьте вежливыми, дружелюбными и дипломатичными;
- любыми способами постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших предложений как не навязанных ему[2].
Совместное использование форм.
Каждая форма разработки управленческих решений может быть реализована несколькими формами реализации.
Таблица 1
Формы разработки |
Формы реализации |
|
указ, закон, приказ, распоряжение |
предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, деловая беседа, совещание |
|
указание, положение, протокол, инструкция, правила |
разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, совет, деловое слово |
|
соглашение, договор, контракт, оферта, акцепт |
предписание, убеждение, совещание, отчет, деловое слово |
|
акт, план, модель |
деловая беседа, личный пример, обучение, деловая игра, заседание, отчет |
|
1) Методы, позволяющие решать слабострукторизованные (вероятностные) проблемы (ситуационный, системный, дескриптивный);
2) Методы, позволяющие решать неструкторизованные проблемы (эвристический, метод построения различного рода моделей, экономико-математический метод).
Что касается реализации управленческих решений — это наиболее сложный, трудоемкий и длительный этап процесса принятия решений, поглощающий основную часть времени и ресурсов.
Реализация решений состоит из следующих процедур:
- разработка плана реализации решений;
- управление реализаций;
- контроль выполнения решения;
- оценка результатов реализации.
В зависимости от условий разработки и реализации управленческих решений могут использоваться различные формы разработки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.
Формы реализации управленческих решений включают в себя деловую беседу, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет, деловое слово.
В порядке выводов по теме в целом хотелось отметить следующее. Теория принятия решений является одной из классических тем в административной науке управления. Она широко представлена в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Очевидно, что она возникла вследствие экономических и политических потребностей, но сегодня ее уже нельзя отнести только к экономической или политической науке. Теория принятия решений активно использует методы математики, статистики, социологии, психологии, в то же время тесно связана с управленческой практикой.
1. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. — М.: Проспект, 2009.
2. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Злобина Н.В. Управленческие решения: учебное пособие — Тамбов: изд-во Тамб. гос. ун-та, 2007.
4. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1972.
5. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
6. Беспалов В.А. Наука и искусство принятия управленческих решений. Киев, 1985.
7. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.
8. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях / Пер. с англ. М., 1993.
9. Оболонский А.В. Человек и государственное управление. М., 1987.
10. Туманов Г.А. Проблемы повышения эффективности решений в сфере государственного управления. М., 1987.
11. Литвак Б.Г. Управленческие решения. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», изд. ЭКМОС, 1998.
12. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. — М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
13. Юткаева В.С. Управленческие решения: Уч. пособие. — М.: ОПС, 1998.
14. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: учеб. пособие. — М.: ФОРУМ, 2009.
15. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. — СПб: Питер, 2008.
16. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. — Саратов: ПАГС, 2008.
17. Мокеев М.М., Подсумкова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: электронное пособие. — М.: НЦ «Нахабино», 2006.
18. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Оптимизация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в современных условиях. — Волгоград, 2005.
19. Местное самоуправление: спецкурс / под ред. Ю.П. Алексеева. — М., 1997.
20. Атаев А. Научная организация управленческого труда. — М.: Экономика, 1980.
21. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. -М.: «Дело и сервис», 2005.
22. — Управленческие решения / Реализация решений в организации.
23. — Управленческие решения / Классификация управленческих решений.
24. http://www.aup.ru/books/m26/6.htm — Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Процессы принятия решения и управление.
25. http://www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0016/ — InvenTech — Центр креативных технологий / Методы принятия управленческих решений.
26. http://www.mevriz.ru/articles/2003/2/1123.html — Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» — Сущность и характерные особенности.
27. — Эффективные управленческие решения / Управленческие решения.
28. — Ременников В.Б. Управленческие решения.