Выборы в Государственную Думу не были прямыми, равными и всеобщими. По избирательному закону, принятому 11 декабря 1905 года, для выборов учреждались 4 курии избирателей — землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Причем, один выборщик приходился на 90 тысяч рабочих, 30 тысяч крестьян, 4 тысячи горожан и 2 тысячи землевладельцев. Это дало очевидные преимущества состоятельным слоям населения. Избирательного права были лишены женщины, молодёжь до 25 лет, учащиеся, ряд национальных меньшинств, кочевые народы. Помимо этого, не участвовали в голосовании пролетарии, занятые на предприятиях с числом рабочих менее пятидесяти. Таким образом, более половины населения Российской империи лишалось права голоса. Затем, с учетом особенностей общественно – политического развития, 3 июня 1907ода было принято новое “Положение о выборах в Государственную Думу с разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства внутренних дел”. Это положение вошло в историю под названием Третьеиюньского переворота.
В итоге число депутатов уменьшилось с 524 до 442.Сократилось число представителей Польши и Кавказа. Население 10 областей и губерний Азиатской России из-за “недостаточного развития гражданственности” было вообще лишено избирательных прав.
Депутаты от высшего сословия, согласно нового закона, должны были составлять 40% депутатского корпуса (при удельном весе среди населения в 1,5%).
Депутаты от крестьян – землевладельцев (80% населения страны) получили 15% депутатских мест, интеллигенция – 18%, духовенство – 10%, промышленники и торговцы – 8%, рабочие – 2,3%. (24)
Для рабочих была установлена система трехстепенных выборов. Из положения о выборах в Государственную Думу: «Рабочие избирают из своей среды уполномоченных по расчету… один уполномоченный на каждую полную тысячу рабочих. Уполномоченные избирают…выборщиков на съездах. Выборщики… участвуют в избрании членов Государственной Думы в составе губернского или городского собрания по принадлежности». (25)
Подобная, только четырехстепенная, система голосования была введена и для крестьян-землевладельцев.
Согласно пункта 23 Положения о выборах «общий надзор за правильным производством выборов возлагается под руководством Министерства внутренних дел на… градоначальников по принадлежности. Им предоставляется требовать… сведения о ходе и порядке выборов, а равно образовывать выборные производства и давать указания к обеспечению правильного их хода». Таким образом, были уточнены и расширены полномочия полицейских органов по контролю за выборами. При формировании первых Государственных Дум впервые употребляется официальный термин “избирательная комиссия”. Согласно пункта 38 главы III “Положения о выборах в Государственную Думу” «в городах для проведения выборов образуются в каждом избирательном участке избирательные комиссии в составе председателя и двух членов, приглашаемых городским головою из числа лиц, имеющих право на участие в выборах». (26)
Правовой статус Государственной Думы РФ
... также об изменении конституционно-правового статуса Федерации (ст.65, 66 и 137); о государственных флаге, гербе и ... Государственной Думы. А также на первом заседании депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей. Заседание Государственной Думы ... судебной системе РФ (ст.118); о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, ...
Избирательные комиссии являлись официальными органами
Однако жалобу начальника железнодорожной станции «Рождество» С. И. Огнева отклонили из-за непредставления сведений о проживании в Лебедянском уезде более года». (28)
Государственная Дума имела 4 созыва. Дважды её распускал царь, но она просуществовала почти 12 лет, вплоть до падения самодержавия, внеся огромный вклад в развитие отечественного парламентаризма.
ГЛАВА III. От Февраля к Октябрю
В результате февральских событий Россия осталась без правительства. Петроградский Совет, опиравшийся на поддержку солдат и рабочих столицы, опасаясь анархии и гражданской войны, обратился к Временному комитету IV Государственной Думы (он был создан депутатами, оказавшимися в это время в Петрограде) с предложением о формировании правительства для временного управления страной . (29) Ответ не заставил себя долго ждать: «Временный комитет членов Государственной Думы при тяжелых условиях внутренней разрухи… нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка». (30) 2–го марта 1917г. было создано Временное правительство, которое объявило, что основой его деятельности будет являться, в частности, «немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и Конституцию страны». 4 марта Временное правительство упразднило должности старой администрации, вместо которых появились новые (губернские и уездные комиссары), подчинявшиеся непосредственно Министерству внутренних дел (МВД) и назначавшиеся правительством. Однако, в целом, существующий государственный аппарат был сохранен.
22 марта 1917 года было образовано Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Предварительная работа по составлению избирательных списков возлагалась на существующие государственные учреждения и общественные организации. Исполнительные действия, необходимые для технической подготовки выборов «в целях скорейшего производства и успешного прохождения», возлагались на МВД.
Политический кризис в россии 1993 года – Конституционный кризис ...
... Конституции, расценив этот шаг как государственный переворот, и о временном переходе полномочий к вице-президенту Руцкому. В своем телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года ... Президента – Правительство России – ... декабря выборы ... годами. (…) Уже давно большинство заседаний Верховного Совета проходит с нарушением элементарных процедур и регламента… Идут чистки комитетов и комиссий. ...
20 июля 1917г. был утверждён первый раздел Положения, который содержал переходные правила формирования избирательных комиссий:
Вопрос об изменении государственного устройства России, как и другие важные общественно-политические проблемы, откладывался Временным Правительством до Учредительного собрания, созвать которое, по его мнению, можно было только после окончания войны. Часть министров склонялась даже к мысли о возможности восстановления монархии. Однако нарастание революционного движения значительно ускорило провозглашение нового строя. (32)
1 сентября 1917 года Временное правительство официально оформило установление в России республики. «…Считая нужным положить предел внешней неопределенности государственного порядка, Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский и провозглашает Российскую республику». (33) В этом же месяце Временное правительство приняло ряд нормативных актов, которые касались внесения изменений и дополнений в ряд статей Положения о выборах. 2 октября 1917 года Временное правительство утвердило «Инструкцию к разделу III Положения о выборах в Учредительное собрание» (о порядке выборов в армии и на флоте).
Положением о выборах предусматривалось создание при Временном правительстве Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии, на которую возлагалось общее наблюдение за подготовкой и ходом выборов. В состав комиссии должны были входить Председатель и 15 членов, назначаемых Временным правительством по представлению Особого совещания. Официальным печатным органом комиссии была газета «Известия». Необходимо отметить, что эта избирательная комиссия имела временный характер. По окончании выборов депутатов Учредительного собрания она должна была прекратить свое существование.
По представлениям комиссии Временное правительство издавало законодательные акты. Таким образом, комиссия выступала не просто исполнителем механизма организации выборов в Учредительное собрание, а обладала и правом законодательной инициативы, что выгодно отличало ее от избирательных комиссий в последующие периоды отечественной истории. (34)
На местах организация и проведение выборов возлагались на окружные, столичные, уездные и городские участковые избирательные комиссии, а также на городские, поселковые и волостные земские управы. Новой властью уделялось серьёзное внимание составу избирательных комиссий в связи с тем, что для вхождения в них гражданин должен был соответствовать условиям имущественного ценза, при этом юристов, членов окружных судов и мировых судей принимали в первую очередь. Свою деятельность комиссии координировали с другими органами государственной власти, прежде всего с МВД, на котором лежала ответственность за техническое обеспечение выборов.
Избирательные комиссии: ЦИК и избирательные комиссии субъектов ...
... РФ во время выборов и референдумов -изучить структуру ЦИК и ИКС РФ Курсовая работа состоит из двух частей. В первой главе дается определение ЦИК и муниципальным избирательным комиссиям. Определяется их правовой статус, ... РФ, -5 - Советом Федерации, -5 - Государственной думой. Действующая в настоящее время Избирательная комиссия была сформирована в 2011году со сроком полномочий в 5 лет. Согласно ...
Таким образом, в этот драматичный период
ГЛАВА IV. Развитие выборных институтов в советский период
Принятие II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 года воззвания
«К рабочим, солдатам и крестьянам!» ознаменовало образование нового государства. Первым его конституционным актом стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года, в которой фиксировались основы государственного
«1.Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит советам.
2. Российская Советская Республика учреждается на основе союза свободных наций, как федерация советских национальных республик». (35)
По существу, данная Декларация явилась малой Конституцией и впоследствии вошла целиком в текст Конституции РСФСР, принятой в 1918 году V Всероссийским съездом Советов. В соответствии с Конституцией, высшими органами власти стали Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК).
Конституция декларировала выборность органов снизу доверху, закрепила основные принципы избирательной системы и, прежде всего, принцип многостепенности выборов. Прямые выборы проводились только в сельские и городские Советы. Волостные, уездные и районные Съезды формировались сельскими Советами, то есть выборы были двухстепенными. Такими же были выборы и на губернские Съезды. Аналогично проводилось формирование Всероссийского съезда Советов. Но для сельского населения выборы в него были пятистепенными, тогда как для городских избирателей – трёхстепенными. Кроме того, доля представителей крупных и средних городов была искусственно увеличена. Таким образом, устанавливалось неравное представительство селян и горожан – примерно 1:5. (36)
Создавалась сложная система Советов и выборов в них. Причём они были одновременно источником как законодательной, так и исполнительной власти. Помимо выборов, «избиратели, пославшие в Совет депутатов своего представителя, имели право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы», что создавало дополнительные сложности. (37)
Порядок выборов Президента Российской Федерации
... органам. 2). Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане ... Совет Безопасности РФ и иные совещательные и вспомогательные органы при Президенте; представляет ВС для назначения кандидатуры федеральных судей, председателя Центробанка РФ, Генерального прокурора РФ; принимает отставку вице-президента РФ, ...
Конституция предоставляла избирательные права «трудящемуся населению» (рабочим и крестьянам), но лишала этих прав всех, кто использовал наёмный труд, а также бывших полицейских и священнослужителей.
Избирательные комиссии образовывались на уровне губернии, города, села и волости; назначались они соответствующим исполнительным комитетом; у них не было своего аппарата (они могли пользоваться аппаратом исполкома), и деятельность членов избирательной комиссии не оплачивалась.
Конституция не фиксировала подробно порядок проведения голосования, не устанавливала единого для страны, губернии, уезда дня выборов, оставляя решение этого вопроса на усмотрение местных Советов, отвечавших за организацию, проведение и оглашение итогов голосования. Однако некоторые общие положения в ней заложены были. Процедура голосования могла быть как тайной, так и открытой. Конституция ставила только одно обязательное условие: в соответствии со статьей 67 «Выборы производились и производятся в присутствии избирательной комиссии и представителя Совета». (38) О ходе и результатах выборов составлялся протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя местного Совета. Согласно статье 70 Конституции, подробный порядок проведения выборов определялся местными Советами в соответствии с инструкцией и нормой ВЦИК РСФСР.