Международно-правовой статус Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств является основной международно-правовой структурой, позволяющей большинству постсоветских государств согласовывать свои позиции и совместно решать общие вопросы. В настоящее время именно это региональное объединение выполняет регулирующие функции на постсоветском пространстве. Содружество стало образованием, которое служит развитию и укреплению отношений добрососедства, взаимопонимания, взаимовыгодного делового партнерства государств-участников. От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое хозяйство, во многом зависят возможности, методы и перспективы социально- экономических проблем этих стран. Поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ. В чем и заключается актуальность написания курсовой работы на тему «Международно-правовой статус Содружества Независимы Государств».

Целью является ознакомление с межправительственной региональной международной организацией как Содружество Независимых Государств, формирование знаний о развитии интеграционных процессов в «сообществе бывших республик Союза Советских Социалистических Республик».

К задачам данной курсовой работы следует отнести: анализ предпосылок и процесса образования Содружества Независимы Государств; изучение основных целей и принципов функционирования Содружества; выявление направлений, перспектив сотрудничества государств-участников в рамках Содружества Независимы Государств, а также с международными организациями; определение статуса Содружества Независимы Государств.

При написании работы использовались учебные пособия таких авторов, как Тихиня В.Г., Павлова Л.В., Колосов Ю.М., Калугин В.Ю. и др., Устав Содружества Независимых Государств, периодические издания, а также Интернет-ресурсы.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

1.1. Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы

К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований — Европейского Союза и Содружества Независимых Государств (далее — СНГ).

13 стр., 6263 слов

Содружество Независимых Государств

... года Союз был разрушен. Цель курсовой работы состоит в исследовании возникновения и создания Содружества Независимых Государств (СНГ), их правовой природы, членство СНГ и органов СНГ. В соответствии с указанной целью ... на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав; учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех ...

Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности.[21]

Создание Содружества на месте бывшего единого государства рассматривается как форма компромисса между потребностью сохранения «исторической общности народов и сложившихся между ними связей», с одной стороны, и стремлением к самостоятельному и независимому правовому

статусу бывших союзных республик, с другой.[16]

Первоначальное соглашение о создании СНГ было подписано в Беловежской пуще 8 декабря 1991 председателем Верховного совета Беларуси Станиславом Шушкевичем, президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Украины Леонидом Кравчуком. Договор 1922 о создании СССР был объявлен расторгнутым. 21 декабря 1991 в г.Алма-Ата состоялась встреча лидеров 11-ти бывших республик СССР; Грузия направила на нее своих наблюдателей. Участники встречи окончательно подтвердили прекращение существования СССР. Они приняли Алма-Атинскую декларацию. Содружество было объявлено открытым как для бывших республик Советского Союза, так и для других государств, согласных с его принципами и целями. До 26 декабря 1991 Алма-Атинские соглашения были ратифицированы парламентами Белоруссии, Казахстана, России, Украины, Таджикистана и Туркменистана. Грузия к Содружеству не присоединилась. В конце 1992 года парламент Азербайджана, где к власти пришел оппозиционный «Народный фронт», отказался ратифицировать договор о создании СНГ, и делегация этой страны участвовала во встрече в статусе наблюдателя.

К концу 1993 в составе СНГ сформировались две неофициальные группы государств. Одна из них (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) выступала за большую координацию и расширение сотрудничества в области внешней политики, обороны, валютной политики, экономики и транспорта. Другая (Туркменистан и Украина) выказывала интерес к ограниченному сотрудничеству, делая упор на защите своих национальных интересов. С приходом к власти в Азербайджане в 1993 Гейдара Алиева эта страна вернулась в состав СНГ. Глава государства Грузия Э.А.Шеварднадзе начал проводить политику сближения с Содружеством, и в декабре того же года Грузия стала его членом. На очередной встрече глав государств и правительств (Москва, сентябрь 1993) премьер-министры Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана подписали соглашение о создании экономического союза, к которому присоединилась также Грузия. Туркменистан стал ассоциированным членом союза в декабре 1993, а Украина – в апреле 1994. В апреле 1994 Молдова официально стала полноправным членом СНГ.[18]

10 стр., 4597 слов

Становление и развитие адвокатуры в Республике Беларусь

... значимости выбранной темы. 1. Образование и развитие адвокатуры 1.1 Адвокатура дореволюционной Беларуси Как и во многих других государствах, адвокатура в Беларуси имеет многовековую историю, тесно ... использованных источников. Курсовая работа написана на 26 листах компьютерного текста. Адвокатура в Республике Беларусь представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с ...

Из бывших республик СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстония. В августе 2005 Туркменистан прекратил постоянное членство и в настоящее время является ассоциированным членом СНГ.[14] В настоящее время государствами-участниками Содружества Независимых Государств являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация,

Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.[13]

Учредительными документами Содружества Независимых Государств являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991г., Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате, и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. в Минске был принят Устав Содружества.[8,236]

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства-члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему к моменту принятия устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова. Государствами-членами следует считать те государства, которые примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.[7,311]

В странах СНГ сосредоточено около 10% мирового промышленного потенциала и почти 25% разведанных мировых запасов природных ресурсов.

Содружество имеет собственную официальную символику и флаг.[14] Русский язык является рабочим — средством межнационального общения, его знает подавляющее большинство населения СНГ.[19] Решения в главных органах СНГ .принимаются консенсусом.[20]

Статья 2 Устава СНГ в качестве целей Содружества провозглашает: «осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимную правовую помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества».[1]

Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с такими принципами, как суверенное равенство государств, уважение суверенитета; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; нерушимость государственных границ; разрешение споров мирными средствами; невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга; уважение неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне; обеспечение прав человека и основных свобод; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая его Устав; верховенство международного права в межгосударственных отношениях; взаимопомощь при условии согласия на ее оказание; духовное единение народов.[17] Хотелось бы отметить, что цели и принципы Содружества Независимых Государств в полной мере соответствуют целям и принципам Организации Объединенных Наций (стст. 1, 2 Устава ООН).

6 стр., 2680 слов

Безопасность Республики Беларусь в военной сфере

... которых оно не может существовать как независимое государство, причем в каждой сфере определяется национальные интересы, а в Республике Беларусь жизненно важные интересы, являющиеся ... обороны): разработка и совершенствование законодательных и иных нормативных "разовых актов, регламентирующих отношения в военно-экономической сфере, четкое распределение и согласование функций республиканских органов ...

В то же время они отражают специфические особенности СНГ как региональной межправительственной организации, возникшей на территории, составлявшей в течение длительного времени единое политическое и экономическое пространство.

1.2. Структура органов Содружества Независимых Государств

Всего в рамках Содружества Независимых Государств создано 82 органов, в том числе 66 органов отраслевого сотрудничества. К уставным органам относятся Совет глав государств СНГ , Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел СНГ, Cовет министров обороны государств-участников СНГ, Совет командующих пограничными войсками, Межпарламентская Ассамблея СНГ, Экономический Cуд СНГ.[13]

Соглашение о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (далее — СГГ) и Совет глав правительств (далее — СГП), что закреплено в Уставе СНГ. Образование Содружества Независимых Государств и его высших органов потребовало создания соответствующей структуры для обеспечения их деятельности.

Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает решения, касающиеся: внесения поправок в Устав СНГ; создания новых или упразднения существующих органов Содружества; оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества; утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции и др. [15]