Сущность и основные черты афинской рабовладельческой демократии

Курсовая работа

Проблема образования государства является одной из наиболее актуальных в общественных науках, в частности, в истории государства и права. Особую остроту она приобрела с выходом на российскую арену пролетариата, вооружённого научной концепцией марксизма-ленинизма, который научно объяснил всю сущность и социальное назначение государства и права. Взгляды учёных можно разделить на разные группы. Одни исходили из вечности существования государства, изначала присущего человеческому обществу. У других не существовало проблемы происхождения государства, объясняя его происхождение с антинаучных, идеалистических позиций.[1]

Одной из буржуазных теорий является естественная или договорная теория происхождения государства. Позиции этой теории можно найти в мысли, но её развитие связано с борьбой западноевропейской буржуазии с разлагающимся феодализмом. Согласно ей имеются несколько вариантов, изначально люди жили в естественной свободе, но затем для защиты свободы люди создали общественный договор, положивший начало государству, ибо учреждалось общее для всех правительство.

Широкое распространение имела теория организации государства, в соответствии с которой государство развивается подобно живому организму. Эта теория изучает размеры и уплотнения структуры государства. Однако указанные буржуазные теории, как и многие другие не могут точно указать истинные причины происхождения государства, его классовую сущность и социальное назначение.

Материалистическое понимание истории исходит из того, что государство возникло на определённой ступени развития человеческого общества, когда в результате совершенствования и обновления производительных сил в недрах первобытнообщинного строя, где появляется на орудия и средства производства и на этой основе происходит разделения общества на классы — на угнетателей и угнетённых, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Возникновение государства в Афинах было актуально. Афинский полис становиться территориальной формой общества.

Данная курсовая работа раскрывает сущность и основные черты афинской рабовладельческой демократии. Но сразу и с уверенностью могу сказать, что демократия была демократией только для класса рабовладельцев. В ее лежат следующие принципы: политическое равенство всех граждан мужского пола всеобщее мужское избирательное право, выборность и подотчётность органов власти и должностных лиц при непосредственном народовластии; свобода слова и обсуждения всех государственных вопросов; подчинение меньшинства большинству и . Но демократия была демократией только для класса рабовладельцев.

26 стр., 12859 слов

Происхождение государства: договорная теория и теория насилия

... периодизация позволяет чётко для теории государства и права определять, какие формы организации власти и социально - регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а ... представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» ...

Афинская демократия была ограниченной, ибо из политической жизни исключалось большинство населения — рабы, и политических прав лишалась значительная часть свободных — женщины и метэки.

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение и изучение сущности и основных черт афинской рабовладельческой демократии. И на мой взгляд огромный вклад в изучение данной темы внесли ученные , , и др. именно они наиболее ярко и четко раскрыли в своих трудах данную проблему. Как отмечал Ф. Энгельс: «выродились в союзы частного характера и в религиозные братства» . Клисфен реорганизовал центральные . Вместо Совета четырехсот был создан совет пятисот, в который избиралось по 50 членов от каждой территориальной филы.

Власть второго архонта — полемарха — была ограничена коллегией десяти стратегов, избиравшихся по одному от каждойфилы. Первоначально они осуществляли только функций , а позже — высшую исполнительную власть в Афинах.

Для защиты установленного государственного строя от посягательств отдельных лиц, стремящихся к власти, Клисфен ввел «остракизм» (от слова «остракон» — черепок) — изгнание за пределы страны сроком на 10 лет граждан, опасных для существующего строя, путем специального голосования. В результате реформ Клисфена окончательно были уничтожены остатки родоплеменного строя и возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики. Ф. Энгельс писал: «Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования, государства вообще, поттому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего_или внутреннего, — кратковременная, узурпация власти Писистратом не оставила никаких следов, — с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества…».

Зарождение государственности на территории Эллады (Греции) относится к глубокой древности. Скудные сведения сохранились о Минойском,

Микенском царствах древнейшей в Греции ахейской цивилизации. В XIII-XII вв. до н. э. территория Греции была завоёвана этническим неоднородными дорийскими племенами. Древние греки населяли главным образом южную часть Балканского полуострова (около четверти всей его территории), острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Многочисленные греческие поселения находились, также в других частях Средиземноморского бассейна (Босфор и Дарданеллы, Южная Италия, Сицилия и. т. д. Рабовладельческое государство в греческом мире имело своеобразную форму «полиса» — государства-города, т. е. государства, состоящего из нескольких объединившихся вокругодного городского центра. Не большие размеры греческихрабовладельческих государств объясняются тем, что они сложились какнепосредственный результат крушенияродоплеменных общин, охватывавших сравнительно небольшие коллективы. В то же время не было экономических предпосылок для образования сколько-нибудь обширных политических объединений. Ремесло, появилось на узкой базе рабского труда и не имело достаточно высокого развития. Торговля прибрежных городов носило преимущественно внешний, заморский характер, а внутренний рынок развит был слабо.[2]

4 стр., 1735 слов

Афинское государство и право

... 2. Афинское государство в V – IV вв. до н.э. В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в ...

Разъединению греческих областей способствовала в свою очередь и природа Греции. Страна была покрыта труднопроходимыми горными хребтами, переход из одной области в другую совершался через ущелья и горные тропинки. Узкий перешеек Истм (Коринфский) отделял одну часть страны от другой.

Колонизация греками обширной области Средиземноморья началась еще в VIII в. и привела к тому, что греческие колонии раскинулись далеко на запад и восток. На западе они были расположены не только на южных берегах Италии и островах Сицилия и Корсика, но и на южном иобережье Франции (Массилия, ныне Марсель) и даже в Испании (Сагунт); на востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Ольвия, Херсонес и др.) и даже устье Дона (Танаис).

Государственный строй как в городах метрополии, так и в колониальных поселениях был весьма различен и подвергался частым изменениям. Поражение родовой аристократии чаще всего влекло за собой переход власти в руки зажиточных торговых и промышленных слоев городского населения. Создавалась обычно демократия, при которой демос наделялся политическими правами, созывались народные собрания, органы власти были выборными. В отдельных случаях, однако, в результате борьбы власть попадала в руки единоличных правителей — тиранов, опиравшихся на поддержку крестьянства, а также ремесленников и торговцев. Эта ранняя греческая тирания была направлена своим острием против родовой знати влияние которой тираны пытались сломить самыми решительными мерами, вплоть до ее изгнания и конфискации имуществ. Там же, где власть удержи­валась родовой знатью, складывалась аристократия, в которой правили немногочисленные представители знати. От аристократии отличали олигархию, при которой органы власти были открыто закреплены за представителями богатых граждан.

В дальнейшем изложении после рассмотрения древнейшего периода в истории Греции (гомеровской Греции) будут освещены только два греческих государства — Афины и Спарта. Это наиболее могущественные из греческих государств-городов (полисов), оказавшие заметное влияние на судьбы большинства других греческих государств. Одно из них (Афины) представляет собой образец рабовладельческой демократии, а другое (Спарта) — образец рабовладельческой аристократии. Афины — одно из наиболее развитых государств Греции, Спарта — одно из наиболее отсталых.

Необходимость такого объединения диктовалась рядом обстоятельств. Прежде всего с возникновением частной собственности на землю началась купля-продажа земельных участков, что в свою очередь, вызвало рост торговли. В этих условиях члены родовых фратрий и племён должны были перемешиваться между собой: на территории родов, фратрий и племен[3].

Кроме того, из-за начавшегося во второй половине II тыс. до н. э нашествия дорийцев в Афины устремились, спасаясь от завоевателей, ахейцы, в первую очередь знать, ремесленники и торговцы из других районов Греции. Поселение «чужаков» на территории рода, фратрии и племени «нарушило нормальное функционирование органов родового строя», ибо «чужаки» не могли не только пользоваться защитой этих органов, но и принимать в них участие. Необходимость объединения 4 племён в единое целое, несомненно, была вызвана также требованием сплотить все силы для борьбы с завоевателями. «Синойкизм» был связан с созданием общего для всей Аттики центрального управления в лице совета. Часть дел, находившаяся в ведении племенных органов, была передана общему совету в Афинах. Всё население страны, независимо от рода, фратрии, племени, было разделено на ри категории — эвпатридов, геоморов и демиургов. Эвпатриды — это родовая знать, или благородные; геоморы — земледельцы, родовые общинники, составляющие основную массу населения; демиурги — ремесленники. Вся должности могли занимать только эвпатриды.[4]

4 стр., 1660 слов

Общественные реформы и законодательство Солона

... Греции. Глава II. Общественно-политическое положение Греции до реформ Образование Афинского государства характеризуется оформлением обособленных социальных групп. Эвпатриды – это родовая знать, закрепившая за собой все привилегии, ... и они принесли победу Афинам. После этого Солон стал самым популярным человеком в Аттике. Широкие слои населения видели в Солоне человека, способного освободить афинское ...

Эти нововведения имели большое значение, так как ослабляли родовую организацию. Во-первых, бало создано центральное управление, в рассмотрении которого оказались дела, до того находившиеся в самостоятельном ведении племён. Во-вторых, была предпринята первая попытка разорвать родовые связи путем деления всего населения на привилегированных (эвпатридов) и непривилегированных (геоморов и демиургов).

В-третьих, возникло «общее афинское народное право,

возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племён и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определённые права и…правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником».

Важнейшим стал совет знати — ареопаг,

получивший свое, название по месту его заседания на холме Ареона бога

войны. Он объединил высшую судебную и религиозную власть. В состав

ареопага входили отслужившие свой срок архонты. Кроме того, появились и

другие должностные лица, избиравшиеся из числа эвпатридов. Новые

органы управления уже не совпадали с органами родового строя и были

отделены от широких слоев населения.

Для ведения войн на море и охраны торговых судов был создан военный флот. Для этого на территории каждого племени было образовано 12-территориальных округов (навкрарий), каждый из которых должен был построить и полностью оснастить вооружением одно военное судно с экипажем и выставить двух всадников. Это нововведение еще больше ослабляло родовую организацию: «во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории»[5].

Несмотря на скудные фактические данные, которыми обладает историческая наука, можно утверждать, что до VIb. до н. э. шел интенсивный процесс разложения первобытнообщинного строя. Об этом свидетельствуют рост разделения труда, частной собственности, в том числе и на землю, дальнейшее развитие внутренней и , появление денег, углубление и рост имущественной дифференциации среди населения Аттики, усиление, рабства. Именно в рассматриваемый период появились такие институты, как купля-продажа, заем, ипотека (заклад недвижимости с оставлением ее во владении должника) и самозаклад (долговая кабала) неизвестные родовому строю.[6]

В VIII-VII вв. до н. э. почти вся земля в Аттике оказалась в руках эвпатридов. «Вся… земля была в руках немногих», — писал Аристотель. Эвпатриды сосредоточили в своих руках также торговлю сельскохозяйственными продуктами. Появление денег способствовало концентрации богатств у незначительной части населения. В своем стремлении к обогащению эвпатриды разоряли и закабаляли незнатные роды. Для этого широко использовалась ипотека и самозаклад. На устанавливались специальные долговые столбы, сообщавшие, кому и за сколько заложен участок. В случае неуплаты долга должник и члены его семьи превращались в рабов. Аристотель сообщает, что бедные находились порабощении не только сами, но также их дети и жены».Эвпатриды отбирали земли у незнатных родов, а многие должники, чтобы не оказаться в рабстве, бежали в другие районы страны. Разорённые крестьяне арендовали землю у эвпатридов на условии уплаты 5\6 урожая, оставляя себе только шестую его часть. За что их называли шестидолжниками.

8 стр., 3750 слов

Методика расследования преступлений против личности

... работы: изучение методики расследования преступлений против личности, обобщение и систематизация материалов по основным характеристикам преступлений против личности, по вопросам, касающимся рассмотрения возможностей использования судебных экспертиз по делам о преступлениях против личности как доказательства по ...

Таким образом, сложилось антогонистические противоречия между родовой знатью и незнатными родами. Используя родовые и новые институты власти, эвпатриды безжалостно эксплуатировали безземельное и малоземельное крестьянство.

В результате в афинском обществе возникла вторая группа противоречий — между родовой и городской рабовладельческой знатью. Но основным противоречием на этом этапе было противоречие между эвпатридами и безземельным и малоземельным крестьянством. Крестьяне и торгово-ремесленное население городов получили общее название «демос» (народ), в отличие от родовой знати, аристократии. Борьба между демосом и аристократией пронизывала всю политическую историю Афин.[7]

Первым результатом этой борьбы явилось введение в 621 г. до н. э. писанных законов, получивших название законов Дракона (по имени архонта Дракона).

Родовая знать, в руках которой была судебная власть, произвольно использовала неписаные обычаи в интересах аристократии. Законы Дракона положили начало писаному праву в Афинах. Их особенность — жестокость наказаний за посягательство на частную собственность. Любая кража каралась смертной казнью. Один древнегреческий оратор говорил, что Дракон писал свои законы не чернилами, а кровью. Тем не менее, эти законы ограничили власть архонтов. Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона.[8]

2.1 Реформы Солона и Клисфена

Реформы Солона. К началу VI в. до н. э. противоречия между аристократией и крестьянством достигли небывалой остроты. В такой обстановки в 594 г. до н. э. архонтом с правом реформировать существовавшие общественно-политические порядки был избран Солон. Реформы Солона были направлены на примирение враждующих сторон и носили половинчатый, компромиссный характер.

На первом, месте среди социально-экономических преобразований была так называемая «сисахвия» (буквально — «стряхивание бремени»), уничтожившая все долги и отменившая долговое рабство. Со всех заложенных участков были убраны долговые столбы, а участки возвращены бывшим . Долговые рабы были освобождены, а те из них, которые были проданы на чужбину, выкуплены и возвращены на родину. Солон запретил впредь превращать афинян в рабов за долги.

Однако не был осуществлён передел земли, чего требовали безземельные и малоземельные крестьяне и земли, которые захватили эвпатриды ранее, не были возвращены их бывшим собственникам. Тем не менее с целью ограничения роста крупного , Солон установил предельную норму землевладения. Были также почти на треть уменьшены суммы долгов для собственников движимого имущества .

8 стр., 3560 слов

Государство и право стран Древнего Востока

... в брачно-семейном праве власть отца над детьми:[5] БИЛЕТ № 6 1. В сельской общине стран Древнего Востока:[3] 2. В Древней Греции введение остракизма ( изгнание из государства как ... 1. В странах Древнего Востока свободные мелкие производители ( крестьяне-общинники и городские ремесленники):[1] 2. В Афинах деление всех жителей на четыре имущественных разряда было осуществлено по реформе:[3] ...

Была изменена монетная система; установлено правило, что, если отец не обучал сына какому-либо ремеслу, последний вправе оказать отцу в старости в пропитании; прият ряд законов, направленных против роскоши.

Оценивая эти преобразования нужно отметить, что они во-первых, способствовали формированию рабовладельческого строя за счёт рабов-чужеземцев, купленных или захваченных в плен; во-вторых, ограничивали экономически силу эвпатридов и заложили основу для развития мелкого землевладение, как основной формы земледельческого хозяйства; в-третьих, признавали в качестве главной эксплуатируемой силы рабов. Таким образом, ограничивая собственность родовой знати, реформы Солона содействовали развитию рабовладельческой собственности. Указывая, что реформы Солона явились политической, революцией, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что они открыли эту революцию «вторжением в . Все происходившие до сих пор революции были революциями для защиты одного вида собственности против другого вида собственности». Одновременно Солон осуществил политические реформы. Всё население было разделено по имущественному признаку, то есть по размерам землевладения и его доходности, на 4 разряда.[9]

Первый разряд — «пентакосиомедимны», или «пятисотмерники» — составляли те, кто получал со своих земель доход не менее 500 медимнов зерна (медимн — мера ёмкости несколько более 50литров) или соответственно других сельскохозяйственных продуктов.

Второй разряд — всадники, получавшие от 300 до 500 медимнов

годового дохода.

Третий разряд — зевгиты, имевшие доход от 200 доЗОО медимнов

Четвертый разряд — феты — все остальное население.

На основе этого деления была создана новая военная органзиция.

Первые два, разряда должны были служить в кавалерии зёвгиты — в

тяжеловооруженной пехоте (гоплиты), а феты составляли легковооруженную пехоту. Вооружались все за свой счет. Таким образом, все свободные афинские граждане были организованы в вооруженную силу, которая была направлена, прежде всего, против рабов.

Таким образом, все свободные афинские граждане были организованы в вооруженную силу, которая была направлена, прежде всего, против рабов. Это нововведение наделяло граждан политическими правами в зависимости от имущественного состояния.[10]

Только представители первых трёх разрядов имели право занимать все должности в государстве. Самые высокие должности — архонтов, членов ареопага — могли занимать только представители первого разряда. Правда, на богатейших людей возлагалась в пользу общества и дополнительные обязанности связанные с большими , так называемые литургии: они должны были строить суда для военного флота, устраивать общественные праздники и др.

Феты имели право принимать участие в народном собрании, котрое избирало всех должностных лиц.

Таким образом, на смену родовитости приходит богатство. «Права и государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности, и в той же мере, в какой стали приобретать влияние имущие классы, начали вытеснять старые кровнородственные объединения; родовой строй потерпел новое поражение».

2 стр., 881 слов

Двойное гражданство: плюсы и минусы для граждан государства

... одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Еще, к плюсам двойного гражданства ... гражданство страны, входящей в Европейский Союз, он имеет право на работу в любой стране ЕС, упрощенный режим получения виз в США, Канаду. То есть, главным плюсом двойного гражданства ...

В качестве уступки эвпатридам Солон сохранил старое деление на четыре племени (филы) и создал совет четырёхсот, в которой каждое племя избирало по 100 человек из представителей первых трёх разрядов. Посколько родовая знать занимала господствующее положение в племенах, она могла иметь большинство в этом органе. Совет четырёхсот, готовил для народного собрания, подготовил проекты его решения и др. Солон сохранил также оплот аристократии — ареопаг, который осуществлял контроль над соблюдением законов и контролировал деятельность народного собрания, а также осуществлял высшую судебная власть.[11]

Был также создан новый орган — гелиэя, куда были допущены граждане всех четырёх разрядов. Таким образом, реформы Солона сохранили многие привилегии родовой знати, в частности, племенную организацию общества. Но в целом они носили прогрессивный характер, ибо нанесли новый удар по одовой организации и способствовали развитию рабовладельческих отношений, основанных на рабстве чужеземцев.

Тирания Писистрата. Ни одна из сторон не была полностьюудовлетворена реформами Солона, и вскоре вновь начались смуты. В ходе внутренней борьбы возникли три политических группировки: педиаки, в число которых входили эвпатриды, — жители равнинной, наиболее плодородной части Аттики; диакрии — малоземельные и безземельные крестьяне горного района Аттики; паралии — городские рабовладельцы и торгово-ремесленные слои прибрежной части страны. Педиаки являлись сторонниками аристократического правления, диакрии выступали за демократическое правление; паралии занимали промежуточную позицию. По словам Аристотеля, последние «добивались среднего образа правления».

В 560 г. до н. э. власть в Афинах захватил диакриев Писистрат и установил тиранию. Объединившись, педиаки и паралии дважды изгоняли его из Афин, но в 541 г. до н. э. он разбил своих противников и до своей смерти (527 г. до н. э.) являлся правителем Афин.

Правление Писистрата характеризовалось решительной борьбой против родовой аристократии и защитой интересов крестьян и торгово-ремесленных слоев городского населения.

Политика Писистрата нашла свое выражение в следующих преобразоваяиях:

  • земли эвпатрадов, погибших во внутриусобной борьбе, бежавших или изгнанных из Афин, конфискованы и распределены между диакриями;
  • крестьянам предоставлялся дешевый кредит из ;
  • основные тяготы ( налогового бремени переложены на наиболее богатых граждан;
  • введен 10-процентный подоходный налог;[12]

для развития морской торговли построен значительный торговый и военный флот. Осуществлены большие градостроительные работы.

Система органов управления, установленная Солоном, не была отменена, но она не функционировала. Архонтов назначал сам Писистрат. Он учредил институт разъездных судей, разбиравших дела на местах, что освобождало крестьян от необходимости поездки в город. С именем Писистрата связано создание постоянного войска: разоружил народ и создал военную дружину, которую содержал частично за счет подоходного налога.

В литературе было высказано мнение, что Писистрат является создателем государства. Оно основано на том, что им была дана публичная власть — постоянная армия и введены налоги на её содержание. С таким мнением согласиться нельзя, ибо, во-первых, существование этих институтов носило весьма кратковременный характер и, во-вторых, не было ликвидировано родоплёменное деление.

15 стр., 7173 слов

Основные теории происхождения государства и права

... возникновении государства. В целом именно этим и характеризуется выбор тематики курсовой работы. Как говорится: «Сколько людей, столько и мнений». Поэтому хотелось бы более подробно изучить вопрос происхождения государства и права, изучить множество теорий происхождения государства и права. ... дела» для всех граждан и осуществляет специфический арбитраж в обществе. Право представляет собой ...

После Писистрата в Афинах правили два его сына, власть которых была свергнута аристократами при военной помощи Спарты (510 г. до н. э.).

Победители попытались установить в Афинах аристократический строй, но произошло народное восстание, в ходе которого объединились диакрии и паралии. Спартанцы были изгнаны из Афин, а власть аристократов свергнута.

Следует, отметить, что тирания как форма правления VII — VI до н, э. была свойственна многим греческим городам. Её историческое значение заключалось в том, что тиран на широкие слои народа и была направлена против аристократи. Но всюду она была недолговечна: как только тирания выполняла свою задачу; она сменялась другой формой правления, отвечающей интересам всего класса рабовладельцев, — демократической либо аристократической республикой.

Афины пошли по пути создания рабовладельческой демократической республики, власть в которой принадлежала всем полноправным гражданам, противостоявшим огромной массе рабов.

Реформы Клисфена. Клисфен (509 г. до н. э.), вождь паралиев, возглавивший восстание против аристократов и Спарты, после его избрания архонтом разделил всё население Аттики по территориальному принципу. Аттика была разбита на 30 частей (триттий), из которых десять находились в городе, десять — вдоль берега и десять — в глубине страны. Три триттий — по одной от каждой части страны — составляли территориальный округ (филу), являвшийся самоуправляющей политической и военной единицей.

Основной административной единицей стала община — округ (дем), включавший в себя одно-два селения. Всего было сто демов, каждая территориальная фила включала в себя десять демов. Каждый дем был самоуправляющей единицей. В демы входили не только все афиняне, проживавшие на данной территории, в их состав были включены также чужестранцы, проживавшие на территории данного дема, и вольноотпущенники, что усилило значение демоса.

Таким образом, на смену родоплеменной организации населения

пришло объединение граждан по территориальному принципу, по месту их

жительства. Решающее значение стала иметь не принадлежность к родовой

филе (племени), а место постоянного жительства; «население в

политическом отношении превращалось в простой придаток

территории»[13].

Кроме того, поскольку территориальные филы не составляли сплошных территорий, аристократические роды были раздробленьктак, род Аминандридов оказался расселенным в 26 демах, род Кериков — в 19, род Эвмолпидов — в 10 и т. д. В каждой территориальной филе население городского и приморского районов (купцы, ремесленники, моряки, рыбаки и т. д.), то есть демос, имело численное превосходство. Племенные филы сохранились, но они потеряли свое политическое значение, ибо за ними остались в основном религиозные функции; они, как отмечал Ф. Энгельс,

«выродились в союзы частного характера и в религиозные братства» . Клисфен реорганизовал центральные органы управления. Вместо Совета четырехсот был создан совет пятисот, в который избиралось по 50 членов от каждой территориальной филы.[14]

14 стр., 6563 слов

Личность, государство, право

... обеспечивать и охранять. Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства, права и личности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить учебную литературу по курсу “Теория государства и права” описать сущность государства и права; раскрыть ...

Власть второго архонта — полемарха — была ограничена коллегией десяти стратегов, избиравшихся по одному от каждойфилы. Первоначально они осуществляли только функций военачальников, а позже — высшую исполнительную власть в Афинах.

Для защиты установленного государственного строя от посягательств отдельных лиц, стремящихся к власти, Клисфен ввел «остракизм» (от слова «остракон» — черепок) — изгнание за пределы страны сроком на 10 лет граждан, опасных для существующего строя, путем специального голосования. В результате реформ Клисфена окончательно были уничтожены остатки родоплеменного строя и возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики. Ф. Энгельс писал: «Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования, государства вообще, поттому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего_или внутреннего, — кратковременная, узурпация власти Писистратом не оставила никаких следов, — с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества…».[15]

Эта теория изучает размеры и уплотнения структуры государства. Однако указанные буржуазные теории, как и многие другие не могут точно указать истинные причины происхождения государства, его классовую сущность.

2.2 Демократизация государственного строя

В начале V в. до н. э. над Грецией нависла смертельная опасность со стороны персидской державы. В 492 г. до н. э. царь Дарий двинул на завоевание Греции огррмную армию. В ходе греко-персидских войн, закончившихся— победой греков в 449 г до н. э., произшло возвышение Афин среди других греческих государств сопровождавшееся дальнейшим развитием демократии.

Во время войны с персами возник союз (симмахия), во главе которого первоночально стояла аристократическая Спарта, но затем руководство союзом перешло к Афинам. Это в значительной мере объяснялось тем, что основные военные действия велись на море, а Спарта, будучи земледельческой страной, не обладавшей значительным военно-морским флотом, не могла принимать активного участия в военных действиях. Кроме того, Спарта была оплотом аристократических сил, а во время греко-персидских войн во многих греческих городах победили демократические силы, искавшие союза с Афинами. Государства, заинтересованные в окончательном разгроме персов, который зависел от исхода военных действий, главным образом на море, в 478 г. до н. э. образовали союз греческих городов во главе с Афинами — Афинский морской союз, в который вошло несколько сотен государств-городов. Для руководства союзом на острове Делос (поэтому этот союз называют ещё Делосским) проводились съезды представителей его членов. Здесь же находилась и общественная казна. Все члены должны были делать регулярные в общую казну (форос), средства из которой расходовались на военные нужды. Формально члены союза были равноправны. Фактически в нём господствовали Афины: они определяли решения съездов, их стратеги руководили военными делами, они же, по существу, распоряжались общей казной, ибо она находилась в руках десяти назначаемых Афинами казначеев (эллиноамиев, то есть казначеев-эллинов).

В литературе было высказано мнение, что в этом союзе видны элементы . Однако представляется, что Афинский морской союз правомерно считать своеобразной формой конфедерации.

В середине V в. до н. э. Афинский морской союз превращается в Афинскую морскую державу (архэ), а его члены становятся поддаными Афин. В 454 г. до н. э. казна союза с острова Делос была перенесена в Афины, которые стали ею распоряжаться бесконтрольно. Попытки некоторых членов союза выйти из него пресекались силой.

Афиняне разделили всю территорию союза на пять административных округов, во главе которых стояли их уполномоченные. На территории многих государств— членов союза были основаны военные поселения афинян, являвшиеся, по существу, военными гарнизонами, предназначенными, для того, чтобы держать членов союза в повиновении Афин. Вмешательство Афин во внутренние дела союзных государств дошло до того, что на них было распространено действие афинского права; афинские монета и меры веса стали общеобязательными для членов союза. Все судебные дела членов союза передавались на рассмотрение афинского суда, а окончательные решения, которые раньше принимало общее собрание членов союза, стало выносить афинское народное собрание. Для управления держа­вой был учрежден обширный штат должностных лиц1.

Создание державы позволило Афинам эксплуатировать союзников в интересах своего обогащения.

Другим результатом греко-персидских войн явилась демократизация, государственного строя Афин.

Для «внутриполитической обстановки в Афинах в период греко-персидских войн характерна острая борьба между аристократами и демократам. Первые отражали интересы крупных землевладельцев и части зажиточного крестьянства. Они были приверженцами аристократических порядков, существовавших в Спарте. Вторые объединяли в своих рядах торговцев, ремесленников, матросов, грузчиков и выступали за широкое участие народа в управлении делами государства, за гражданское и политическое равенство. Они считали, что государство должно заботиться о материальной обеспеченности бедных граждан.

Борьба между этими группировками шла с переменном успехом, что отражалось на развитии государственного строя Афин. Но процесс демократизации государственного строя тем не менее продолжался..В период греко-персидских войн архонты стали избираться также из всадников, а затем и из зевгитов; потерял свое значение как военного предводителя архонт-полемарх, и верховной военной коллегией стала коллегия стратегов.

Дальнейшая демократизация Афин связана с Эфиальтом и Периклом, возглавившими демократическую группировку. Эфиальт, выходец из обедневшего аристократического рода, являлся лидером радикального крыла демократов. В 462 г. до н. э. Эфиальт избирается стратегом и наносит удар по аристократии — ареопагу. В соответствии с проведенной реформой ареопаг был лишен права утверждать или отвергать постановления народного собрания, контролировать должностных лиц и наблюдать за исполнением законов. Эти права были переданы народному собранию, совету пятисот и гелиэи: они рассматривали дела об устройствах и о религиозных преступлениях.[16]

В 461 г. до н. э. Эфиальт был убит своими политическими противниками, и его дело продолжил Перикл.

С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. Он происходил из знатного рода, был широко образованным человеком, блестящим оратором, организатором и военачальником. Греческий историк Фукидид характеризовал его правление следующим образом: «По имени это была

демократия, на деле власть принадлежала одному человеку» . С 443 по 430 гг. до н. э. Перикл был бессменным стратегом Афин.[17]

В середине V в. до н. э. фактически исчезает солоновское деление на разряды. Все граждане получили доступ к выборным должностям. Выборы должностных лиц за небольшим исключением (например, должность стратега) стали производиться не путём голосования, а путём назначения по жребию.

2.3 Общественный строй Афин

V в. до н. э. — это период расцвета античного рабовладельческого общества.

Основой афинского общества являлась античная форма собственности. Для неё характерен дуализм, то есть существование частной и общинной, или государственной собственности. Основные средства производства — земля и рабы — находились в частной собственности, но недвижимость была собственностью только афинских граждан, как полноправных членов гражданской общины. Общинная, или государственная, собственность (например, серебряные рудники, золотые прииски, мраморные каменоломни, на которых эксплуатировались многие тысячи государственных рабов) удовлетворяла не только общегосударственные нужды. Такая форма собственности объединяла всех полноправных афинских граждан в единый класс -— класс рабовладельцев. Доходы от нее распределялись в различных формах между ними.[18] Таким образом, афинское общество представляло собой территориальную общину — полис, в которой полноправные афинские граждане, организованные политически как господствующий класс, были связаны совместным проживанием на общей территории и совместной эксплуатацией государственной собственности. Право собственности на землю и политические права давало только членство в общине. «Община (как государство), с одной стороны, есть взаимное отношение между этими свободными частными собственниками, их объединение против внешнего мира; в то же время она их гарантия. Общинный строй покоится здесь в такой же мере на том, что его членами являются работающие земельные собственники парцеллярные крестьяне, как и на том, что самостоятельность последних обеспечивается их взаимным отношением друг к другу как членов общины, использованием aqer publicus для общих потребностей, общей славы и т. д. Предпосылкой для присвоения земель здесь продолжает оставаться членство в общине, но, как член общины, каждый отдельный человек является частным собственником» .

В правовом отношении все свободные люди, проживавшие на территории государства, подразделялись на граждан и метэков (иностранцев).

Гражданами по закону Перикла (451 г. до н. э.) являлись только те, кто родился от законного брака афинянина и афинянки. По достижении 18-летнего возраста они на общинном собрании заносились в списки дема по отцовской линии. Если юноша претендовавший на занесение его в списки граждан, не мог доказать, что родился в законном браке от афинских граждан, он признавался несвободным и продавался в рабство. Только после занесения в списки дема молодой афинянин выходил из-под опеки отца, приобретал политические права и обязанности, но еще не имел права посещать народное собрание. Юноши в возрасте от 18 до 20 лет (эфебы) должны были проходить военное обучение, а военнообязанными граждане являлись до 60-летнего возраста. Только по достижении 20 лет юноши вносились в список народного собрания, но до 30-летнего возраста они не могли занимать должности и быть членами совета пятисот.

Афинские граждане имели определенные политические права и обязанности: право принимать участие в народном собрании, выступать на нем и вносить законопроекты; право занимать , ограниченное возрастным цензом и иногда имущественным положением (например, должность стратег, исполнение которой было безвозмездным) обязанности с 18 до 60 лет нести военную службу, соблюдать законы, выполнять повинности в пользу, общества др.

В экономическом отношении граждане были не равны. Господствующее место занимали крупные рабовладельцы (богатые землевладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских и т. д.), жившие за счет эксплуатации рабского труда. Государство накладывало на эту категорию граждан тяжелые финансовые повинности в пользу общества (литургии).

Чем богаче был гражданин, тем обременительнее литургия. «Всякий гражданин, которому казалось слишком обременительною или неправильно наложенною та или другая литургия, мог предложить её более богатому и в случае отказа имел право потребовать от него поменяться имуществом». Если последний отказывался, то дело передавалось в гелиэю, решавшую, какая из спорящих сторон, должна нести данную повинность.

Самой обременительной литургией была хорегия — покрытие расходов

на организацию музыкальных и состязаний, хоров для

драматических представлений во время общественных праздников. Не менее

обременительной была гимнасиархия_—устройство различных

гимнастических игр. Богатые граждане должны были устраивать угощение во время больших праздников для всех граждан своей филы.

Важнейшей литургией в пользу государства и общества была триерархия—оснащение и снаряжение военного судна. Лица, обремененные этой повинностью получали от государства остов судна и должны были. оснастить его, снабдить всем необходимым, набрать экипаж и командовать им в течение года. После этого триерарх должен был передать судно в исправном виде своему преемнику.[19]

Одновременно государство осуществляло дележ между полноправными гражданами. Оно материально заботилось об инвалидах и сиротах. Так, сироты воинов, павших в бою за родину, содержались и воспитывались государством до 18 лет. Неимущим и увечным оказывалась незначительная денежная помощь. За счет государства, содержалось более 20 тысяч взрослых афинских граждан, получавших жалованье за исполнение тех или иных государственных функций2. По существу, государство «кормило» почти все взрослое население мужского пола. Поэтому понятно, что афинский демос был заинтересован не в увеличении, а скорее в уменьшении числа граждан. Очевидно, именно этим объясняется принятие закона Перикла о гражданстве.

С целью избавиться от избыточного населения, в частности от его беднейшей части, с тем чтобы ослабить остроту противоречий между бедными и богатыми, была введена так называемая система клерухий. Клерухии— это колонии афинских граждан, которые основывались на завоеванных землях или на землях афинских союзников. Государство наделяло поселенцев земельными участками без права их отчуждения. Поселенцы сохраняли за собой афинское гражданство. В период между 460 и 410 гг. до и. э. было основано около десяти тысяч клерухий1. С целью увеличения занятости населения в Афинах велось большое строительство.

М е т э к и — это свободные жители, не имевшие афинского гражданства. Они не обладали политическими правами, но несли различные обязанности в пользу государства: платили поголовную подать (с женщины взимались 1/2 подати); налог за право заниматься торговлей на рынке; прямой налог. Наиболее богатые, метэки отправляли литургии, во время войны несли военную повинность. Метэки не имели права приобретать, в Аттике недвижимую собственность и землю могли брать только в аренду. Они не имели права самостоятельно выступать в суде.

Каждый метэк должен был иметь покровителя (простата) из числа афинских граждан, который был как бы посредником между метэком и государством.[20]

Метэки, имевшие особые заслуги перед государством, по по становлению народного собрания могли освобождаться от налогов, литургий, приобретать дома и недвижимость и даже получать гражданство. Но в последнем случае их права были несколько ограничены, в частности, они не могли занимать должности жрецов и быть архонтами.

Метэки занимались, главным образом, ремеслом и торговлей. Среди них были весьма богатые люди.

Основными производителями материальных ценностей в Афи­нах с развитой формой рабовладельческого хозяйства были рабы. По данным Афинея, греческого писателя III в. до н. э. в Афинах на 21 тыс. граждан приходились 10 метэков и 400 тыс. рабов. По данным Афинея, греческого писателя III. в. до н. э. в Афинах V в. до н. э. колебалось от 70 до 150 тыс.

Различались частные и государственные рабы.

Частные рабы эксплуатировались в ремесленных мастерских

(эргастериях), каменоломнях, на рудниках, в и в качестве домашней прислуги. Очень часто рабовладельцы отпускали своих рабов на оброк. Иногда такие рабы на средства своих хозяев открывали мастерские, которые юридически принадлежали собственнику оброчного раба, в свою очередь используя в них труд рабов. Широко была распространена аренда рабов.

Из числа государственных рабов формировалась городская полицейская стража (сначала она состояла из 300, а затем из 1200 человек) для поддержания общественного порядка. Государственные рабы использовались также в качестве тюремных , исполнителей судебных приговоров, глашатаев, писцов, работников монетных дворов и других низших служителей.

С правовой точки зрения раб не считался личностью, он был

вещью хозяина. «Раб есть наилучший вид собственности и наиболее совершенное из всех орудий», — говорил Аристотель. Характеризуя наказания, которым хозяин мог подвергнуть раба, герой одной из комедий Аристофана говорит: «Плетями бей, души, дави, на дыбу вздёрни, дери, крути суставы, можешь в ноздри уксус лить, класть кирпичи на брюхо. Можешь все». Хозяин мог по собственному усмотрению наказывать своего раба, но не имел права убивать его. Виновный в оскорблении и убийстве чужого

раба привлекался к судебной ответственности. В случае жестокого обращения раб мог бежать от своего хозяина и искать убежища в определённых «святых» местах (в храме Тесея, в святилище Эвмеинд и др.).

В этих местах хозяин не имел права ловить бежавшего. Рабы, воспользовавшиеся таким правом, подлежали продаже другому господину.

Находившиеся в частной собственности рабыне могли иметь семью и собственность: все, что они приобретали, являлось собственностью господина. Государственные рабы находились в лучшем положении: они могли иметь свою семью и хозяйство.

Основным источником рабства был военный плен. (Отсюда понятны те бесконечные войны, которые вели Афины).

Другой источник рабства — покупка рабов и ввоз их в страну. Рабами становились дети рабынь, а также свободные граждане по судебному приговору (например за присвоение гражданства).[21]

Рабы могли быть отпущены на волю государством или их хозяевами. В

первом случае это делалось по постановлению народного собрания (рабов

освобождали за особые заслуги перед государством, в частности, за донос о

государственных преступлениях).

Хозяин освобождал раба путем

публичного объявления. Однако вольноотпущенник не получал

гражданства и приравнивался к метэкам. Он продолжал оставаться под покровительством бывшего господина и выполнял в его пользу определенные повинности. Вольноотпущенник не мог без разрешения быв­шего хозяина вступать в брак и если умирал бездетным, то его имущество пе реходило к бывшему господину.

2.4 Государственный строй Афин

Основное социальное назначение Афинского государства заключалось в охране и воспроизводстве тех общественных отношений, которые существовали в полисе.

Полисный характер требовал поголовного участия всех полноправных граждан в управлении делами государства, что и определило форму государства — рабовладельческая демократическая республика. Все граждане мужского пола были равны перед законом, имели равные права на участие в управлении делами государства; все государственные органы и должностные лица были выборными.

Однако формальное равенство не отменяло имущественных и иных различий между гражданами. «Юридически и политически все граждане были ранены, но в социальном отношении полного равенства не было и в демократических Афинах, например, знатность происхождения и богатство, не совсем утратили значение: они открывали дорогу к власти и к влиянию. На некоторые должности, почетные и не соединенные с материальными выгодами, замещавшиеся не по жребию, особенно на должность стратегов, избирали преимущественно лиц более или менее видного происхождения и богатых» .

Сохранение воспроизводство рабовладельческих требовало от государства осуществления таких главных функций, как удержание в повиновении огромной массы рабов, оборона страны и ведение агрессивных войн для обеспечения постоянного притока рабов.

Высшими органами государственной власти являлись народное собрание, совет пятисот и гелиэя.

Народное собрание (экклессия).

Афинская демократия носила непосредственный характер, выражавшийся в том, что верховная власть осуществлялась всеми полноправными гражданами. Правом участия в народном собрании обладали граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метэки не имели доступа в народное собрание.

Фактически в заседаниях народного собрания не принимали участия большинство граждан, проживавших в отдаленных от города районах. На них, обычно присутствовали две-три тысячи граждан, главным образом жителей Афин, и лишь для участия в остракизме требовалось не менее шести тысяч человек.[22]

В год проводилось 40 народных собраний, каждую десятую, часть года — четыре собрания, каждое из которых имело свою повестку дня. Первое собрание считалось главным. На нем обсуждались вопросы, обороны страны, снабжения ее продовольствием, деятельность должностных лиц и правильность их распоряжений, делались заявления о преступлениях государственной важности и др.

На втором собрании рассматривались заявления и ходатайства отдельных граждан. Остальные собрания посвящались прочим делам.

Каждое народное собрание начиналось с принесения жертв богам. Затем председательствующий объявлял, какой вопрос подлежит решению, и зачитывал предварительное мнение по этому вопросу совета пятисот. Если собрание соглашалось с ним, то решение принималось без обсуждения. Но собрание могло принять решение и об обсуждении мнения совета пятисот.

Каждый участник собрания имел, право выступить на нем. Оратор надевал да голову и никто не вправе был его оскорбить под страхом наказания.

Голосование могло быть открытым (поднятием рук) либо

тайным (черепками, бобами или камушками).

Народное собрание прежде всего являлось и могло принимать два вида актов: 1) общеобязательные для всех граждан—законы (номос); 2) обязательные только для частного случая (псефизмы)

Законодательный процесс был довольно сложным, позволявшим верхушке рабовладельческого класса не допустить принятия неугодных ей законов.

На первом народном собрании каждого года любой гражданин мог внести предложение о принятии нового закона или об изменении действовавшего. В случае согласия собрания инициатор законопроекта представлял его на обсуждение совета пятисот, который выносил свое заключение — пробулевму. Третье собрание года рассматривало законопроект вместе с пробулевмой. Положительное голосование на собрании еще не делало законопроект законом. Он направлялся в гелиэю, которая из числа своих членов создавала специальную коллегию номофетов. Она заслушивала автора законопроекта и его противников, назначенных народным собранием, и голосованием решала судьбу законопроекта. Только после одобрения коллегией номофетов он становился законом. Таким образом, гелиэя могла стать преградой на пути любого законопроекта, не отвечавшего интересам верхушки рабовладельцев.

Для наблюдения за тем, чтобы вновь принимаемые законы но противоречили демократическим порядкам Афин, народное собрание учреждало специальную коллегию хранителей законов— коллегию номофилков.

Особое место в охране демократических порядков занимал институт «обвинения в противозаконны» — так называемое «графе параномон». Суть его заключалась в том, что каждый гражданин был вправе заявить под присягой о противозаконности всякого закона, проекта или постановления народного собрания в течение года после его принятия. После такого заявления обсуждение законопроекта или действие принятого закона приостанавливалось, и обвинение передавалось на рассмотрение гелиэи. Если она признавала обвинение обоснованным, то лицо, внесшее противо­законное предложение, подвергалось наказанию в виде штрафа, а в особо серьезных случаях — смертной казни. Но если обвинитель не мог собрать одной пятой голосов судей, то он приговаривался к крупному денежному штрафу.

Для защити демократических порядков служил также остракизм. На определенном по порядку народном собрании ставился вопрос: не находит ли народ нужным подвергнуть кого-либо остракизму? В случае положительного ответа на следующем собрании проводилось тайное голосование, кого следует подвергнуть изгнанию. Каждый участник собрания получал глиняный черепок, на котором писал имя человека, представлявшего, по его мнению, угрозу демократии и, подлежащего изгнанию. Если общее число черепков было не менее шести тысяч, тот, протрт кого было подано наибольшее число черепков, подвергался изгнанию сроком на 10 лет. В противном случае голосование считалось недействи­тельным.

Народное собрание также избирало должностных лиц афинской республики и проверяло их деятельность, ведало вопросами войны и мира, внешними сношениями, продовольственными делами, делами религиозного культа и др. Оно обладало и судебной властью: рассматривало особо важные государственные преступления, а за явления, по другим государственным преступлениям передавало на рассмотрение суда.

Совет пятисот — постоянно действовавший правительственный орган из 500 членов (булевтов), которые избирались ежегодно жребием из числа полноправных граждан, достигших 30-летнего возраста. Каждая фила избирала по 50 булевтов. За отправление своих обязанностей булевты получали ежедневное, вознаграждение.

Кандидаты в члены совета подвергались так называемой докимассии (проверке личности).

Перед вступлением в должность члены совета давали клятву добросовестно и в соответствии с законами исполнять свои обязанности. По истечении годичного срока булевты должны, были давать отчет о своей деятельности. Если до истечения годичного срока против булевта кем-либо выдви галось обвинение, то в случае его доказанности, он мог быть исключён из совета и предан суду.

Члены коллегии из 50-булевтов от каждой филы поочередно впорядке,

определяемом жребием, осуществляли свои полномочияв течение десятой

части года. Срок дежурства коллегий назывался пританией, а ее члены —

пританами. Пританы дежурили ежедневно, кроме определенных

неприсутственных (праздничных) дней.[23]

Ежедневно из числа пританов по жребий избирался председатель эпистат, который вместе с третью выделенных им пританов должен был постоянно находиться в специальном помещении. Эпистат одновременно — являлся председателем народного собрания, хранителем ключей от храмов, в которых находились казна и государственные документы. Один и тот же притан не мог из бираться эпистатом более_одного раза в год.

Функции совету пятисот были весьма разнообразными:

  • подготовка вопросов для обсуждения народным собранием; подготовка

народного собрания, его созыв;

  • проведение. в жизнь постановлении народного собрания;
  • осуществление общего надзора за государственными финансами (определение источников доходов, сбор поступлений и средств);
  • приём иностранных послов заключение договоров с другими государствами;
  • заслушивание отчётов афинских послов;
  • наблюдение за постройкой военных судов и контроль за состоянием флота и конницы;
  • приём отчётов должностных лиц и осуществление суда над ними (приговор совета пятисот мог быть обжалован в суд);
  • провидение докимассии кандидатов в совет пятисот, кандидатов в архонты и др.

Гелиэя. (Суд присяжных) являлась одним из важнейших высших органов республики. Она состояла из 6000 членов (гелиастов), ежегодно избиравшихся архонтами по жребию из числа граждан по 600 человек от каждой филы.

Кандидатом в гелиасты мог быть гражданин не моложе 30 лет; он не должен быть государственным должником или «лишённым чести».

Если человек, не отвечавший этим требованиям, становился членом гелиэи он привлекался к ответственности. Перед вступлением в должность гелиасты давали клятву судить по закону и одинаково относиться к показаниям сторон.

Гелиасты от каждой филы распределялись на десять групп (по 60 человек), каждая группа имела буквенное обозначение до буквы «К». Все судьи, имевшие таблички с одинаковой буквой, объединялись в коллегию (судебную палату) — дикастерию, состоявшую из 500 гелиастов от различных фил. Как правило, дикастерия состояла из 501 члена, а при рассмотрении особо важных дел ее состав мог быть в два-три раза увеличен.

Такая коллегия формировалась ежедневно жеребьевкой, так что никто, в том числе и сами гелиасты, заранее не мог знать состав суда. Кроме того, круг дел, подлежавших рассмотрению, определялся утром, до начала заседания. Таким образом исключалась возможность воздействия на судей со стороны и обеспечивалась их беспристрастность. Заседания суда происходили публично.

Гелиэя занимала своеобразное место в системе высших органов власти и управления Афин. С одной стороны, это был судебный орган, рассматривавший важнейшие уголовные и гражданские дела (о государственных и должностных преступлениях, споры между гражданами союзных государств и др.), и являлся апелляционной I инстанцией по отношению к нижестоящим судам. С другой стороны, гелиэя оказывала воздействие на государственную жизнь: без ее одобрения не мог вступить в силу ни один закон; ее вето было абсолютным; ей принадлежало решающее слово в случае возбуждения «обвинения в противозаконии»(графе параномон).

Путем докимассии и утверждения отчетов должностных лиц она имела возможность контролировать деятельность последних. Таким образом, гелиэя была здерживающим и контролирующим органом

Административный аппарат. Непосредственное управление делами государства осуществлял многочисленный административный аппарат, который находился под контролем народного собрания и совета пятисот. Можно выделить следующие принципы организации этого аппарата:

1) выборность. Все должностные лица избирались либо открытым голосованием, либо жребием по филам и демам;

2) срочность. Все должностные лица (за некоторым исключением) избирались сроком на один год. Нельзя было занимать одну и ту же должность два срока подряд или две должности одновременно. Военные должности, в том числе должность стратега, можно было занимать по нескольку раз. Дважды гражданин мог быть избран в члены совета пятисот;

3) коллегиальность. Все должности, кроме должности первых

трех архонтов, исполнялись коллегиально. Во главе коллегии сто

ял председатель. Все члены коллегии обладали равными правами;

4) возмездность. Все должностные лица, кроме стратегов, по

лучали вознаграждение за исполнение службы;

5) подотчетность. На первом народном собрании каждого года

обсуждалась правильность действий и распоряжений должностых лиц. Все

они по окончании срока своей деятельности должны были сдавать отчет

особым коллегиям (логистам и эвфинам) с последующей проверкой этих

отчетов гелиэей. Пока отчет должностного лица не был окончательно

утвержден, оно не могло быть избрано на другую должность, не могло

распоряжаться своим имуществом и выезжать за пределы страны. В случае

совершения злоупотреблений должностные лица привлекались к ответствен­

ности. Каждый гражданин был вправе возбудить обвинение против

должностного лица;

6) докимассия. Все лица, избранные, на ту или иную должность, подвергались докимассии (проверке).

При этом устанавливалось, являются ли они гражданами, каков их образ мыслей, как они выполняют свои гражданские обязанности.

При исполнении своих обязанностей должностные лица носили на голове символ власти — миртовый венок. Они пользовались привилегией на занятие лучших мест в театре и на лучшие куски мяса при жертвоприношениях. Должностные лица были наделены правом принуждать к исполнению их распоряжений путем наложения штрафа или привлечения к суду. Основные должностные лица.

Коллегия десяти стратегов в период расцвета демократии играла руководящую роль в управлении государством. Стратеги из убирались открытым голосованием на народном собрании. Первоначально они избирались по одному от каждой филы, а затем — из всех граждан. Поскольку должность стратега была неоплачиваемой, на неё могли избираться только состоятельные люди. И как это ни парадоксально, все лидеры афинской демократии были выходцами из аристократических родов. Стратеги были подконтрольны и подотчетны народному собранию. Если собрание признавало стратега виновным в пренебрежении своими обязанностями, он предавался суду.

Стратеги не только осуществляли верховное руководство и командование вооруженными силами, но и являлись высшими должностными, лицами государства. В некоторых случаях одному или нескольким стратегам вручалась вся полнота власти в государстве с правом принимать решения, независимо от народного собрания и совета пятисот.

Народное собрание определяло каждому стратегу сферу деятельности, наделяло стратегов равными правами и обязанностями, но на самом деле один из них либо благодаря своим личным качествам, либо в силу влиятельного положения той группировки, которая за ним стояла, выдвигался в лидеры. «На практике этот первый стратег не только руководил и командовал всеми вооруженными силами государства, но и сосредоточивал в своих руках руководство всей общественной и государственной жизнью страны, не исключая международной политики и вопросов войны и мира». Таким наиболее известным стратегом был лидер афинской демократии Перикл.

Коллегия архонтов. До реформ Клисфена архонты были вые шими должностными лицами, но затем их роль перешла к стра тегам.

Девять архонтов (эпоним, басилевс, полемарх и шесть фесмофетов) и секретарь фесмофетов избирались жребием из числа всех граждан сроком на один год. Они подвергались докимассии сначала в совете пятисот, а затем в гелиэе.

Каждый архонт имел свой круг обязанностей. Архонт-эпоним после вступления в должность объявлял через глашатая о том, что всем предоставляется право владеть в период его пребывания на должности имуществом, которое у них было к этому моменту. Можно согласиться с мнением , что это, очевидно, древний обычай, связанный с разграничением общинного и частного .[24]

Архонт-эпоним осуществлял попечение над сиротами, наследницами и вдовами. На виновных в дурном с ними обращении архонт-эпоним мог накладывать дисциплинарные взыскания и привлекать к суду; рассматривал жалобы о дурном обращении с престарелыми родителями, сиротами, наследницами, о нанесении ущерба имуществу сирот, об умопомешательстве при обвинении в расточительстве, об учреждении опеки; руководил религиозными процессиями, состязаниями и шествиями во время празднеств, и назначал лиц, ответственных за их организацию.[25]

архонт-басилевс ведал, делами, связанными, главным образом, с религиозным культом. Он председательствовал в гелиэе по делам о бесчестии, о праве на жречество, а также возбуждал дела по обвинению в убийстве.

Архонт-полемарх совершал религиозные обряды, связанные с военными делами: совершал жертвоприношения богам войны, устраивал состязания в честь павших в бою воинов и поминки в их честь. Он также ведал теми делами метэков, какими архонт-эпоним—в отношении афинских граждан, возбуждал по этим делам процессы и председательствовал на них. Он разбирал споры между метэками и гражданами, между вольноотпущенниками и их бывшими хозяевами.

Эпоним, басилевс и полемерх по собственному выбору избирали себе по два помощника.

Фесмофеты осуществляли в основном судебные функции. Они назначали

дни слушания дел и формировали судебные коллегии гелиэи,

председательствовали на них или назначали вместо себя других

должностных лиц; докладывали народному собранию о поступивших

чрезвычайных заявлениях (эйсангелиях) о преступ-лениях

государственной важности (измена, заговор против демократии, подкуп оратора и т. п.), а также о притеснениях вдов, сирот и наследниц и о «графе параномон»; ставили вопрос о смещении должностных лиц за неправильное исполнение ими служебных обязанностей; рассматривали жалобы о подкупах, , лжесвидетельстве и прелюбодеянии. Кроме того, фесмофеты утверждали частноправовые договора между афинянами и гражданами других государств, руководили судебными заседаниями, связанными с нарушениями этих договоров, и председательствовали при докимассии и утверждении отчетов стратегов.

Финансы и управление финансами. На содержание афинских граждан и проведение активной внешней политики требовались огромные средства. Ниболее крупные суммы в государственную казну поступали в виде дани с союзников (форос).

К концу V — началу IV вв. до н. э. форос составлял более половины всего государственного дохода.

Другим источником государственного дохода являлись доходы от государственных имуществ. Наибольшую их часть составляли доходы от лаврийских серебряных рудников, фракийских золотых приисков от мраморных каменоломен. Они арендовались частными лицами, которые должны были вносить в государственную казну единовременно обусловленную сумму и ежегодно 1/24 часть полученного дохода. Кроме того, государство получало доходы от принадлежавших ему земель, от рыбных и соляных промыслов, которые также сдавались в аренду частным лицам.

Государственная казна пополнялась за счет различных налогов, сборов и пошлин, штрафов, а также конфискации имущества преступников. Афинские граждане не платили постоянного налога; рабовладельцы платил незначительный ежегодный налог за каждого раба. Постоянный налог

платили только метэки: мужчины и одиноко живущие женщины. Однако в случае чрезвычайных обстоятельств по постановлению народного собрания с граждан взимался налог на военные нужды. Взимались также торговые пошлины на ввоз и вывоз товаров, рыночные и портовые пошлины. Особой статьёй дохода являлись литургии. Судебная организация.

Судебные органы. Древнейшим судебным органом Афинского государства был ареопаг. Позднее образовался суд эфетов. Ещё позднее, при Солоне, была создана гелиэя — суд присяжных заседателей. При Писистрате для рассмотрения мелких дел были учреждены судьи по демам, уничтоженные по свержении тирании и впоследствии восстановленные в виде коллегии 30-ти (позднее — коллегии 40).

Кроме того, для гражданских дел существовал суд диэтетов — официально назначаемых . Были также суды, специально предназначенные для отдельных категорий дел. Остановимся на устройстве и компетенции каждого судебного органа в отдельности:

А) Ареопаг. До середины V в. до н. э. ареопаг был одним из наиболее влиятельных органов государственной власти в Афинах, контролировавшим работу должностных лиц и деятельность народного собрания. Ареопаг состоял из архонтов и бывших архонтов, давших удовлетворительный отчёт в своей деятельности. Члены ареопага назначались пожизненно. Председательствовал на суде ареопагитов архонт-базилевс. К компетенции ареопага после реформы Эфиальта относились лишь дела об предумышленных убийствах, нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях, окончившихся смертью. Убийство считалось делом, вызывающим гнев богов, поэтому наказание убийцы приобретало религиозное значение. Архонт-базилевс определял направление дела и производил предварительное следствие. Обычным наказанием за умышленное убийство была смертная казнь. Однако убийца мог после речи обвинителя удалиться в изгнание и в силу этого избавиться от осуждения. Народное собрание иногда поручало ареопагу расследование государственных преступлений, о результатах которого ареопаг докладывал народному собранию, после чего дело поступало на рассмотрение суда присяжных — гелиэи.

Вместе с тем ареопаг осуществлял надзор за священными маслячными деревьями, а также наблюдение за нравами.

Компетенция ареопага стала возрастать после битвы при Херонее (338 г до н. э.), когда ему было поручено судить всех покинувших отечество на произвол судьбы, и ещё больше расширилась позднее, в период римского господства. Б) Гелиэя. Гелиэя — суд присяжных — состоял из 6000 членов, изхбиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30-летнего возраста, по 500 на каждую филу.

Гелиэя распадалась на 10 коллегий — дикастерей — в составе 500 членов каждая. Круг дел, подлежавший рассмотрению того или иного состава, определялся утром того дня, когда должно было происходить заседание суда.

Гелиэя рассматривала жалобы на решение других судебных инстанций и была первой инстанцией по ряду важнейших дел. Гелиэя также осуществляла контроль за деятельность должностных лиц. Наконец, гелиэя принимала участие и в законодательстве: ей принадлежало право окончательного утверждения постановлений народного собрания.

В) Суд эфетов разбирал дела о неумышленных убийствах, о подстрекательстве к убийству или нанесению увечья и дела об убийстве метеков. Кроме того, он рассматривал дела об убийствах, в которых обвиняемый заявлял, что он совершил убийство, дозволенное законом (при самообороне и т д), или убийство нечаянное. Этот же суд рассматривал случаи причинения смерти животными и неодушевлёнными предметами. Эти вещи, а также животные, причинившие смерть человеку, удалялись за пределы Аттики.

Г) Для рассмотрения уголовных дел существовала ещё коллегия

одиннадцати. Ей подсудны были дела разбойников, ночных и карманных

воров, похитителей граждан и др. преступных элементов общества.

Первоначально коллегия одиннадцати сама судила этих лиц, позднее она

стала приговаривать виновных к смертной казни лишь в случаи сознания

преступника. Коллегия осуществляла также надзор над тюрьмами и

наблюдала за приведением в исполнение приговоров, осуждавших виновных

к тюремному заключению, а также смертных приговоров.

Д) Суд диэтетов рассматривал гражданские и малозначительные уголовные

дела. Различались государственные и частные диэтеты. Первые избирались

поровну от каждой филы и распределялись на десять отделений, каждое из

которых имело свое место заседаний. Они избирались ежегодно по жребию

из числа граждан старшего призывного возраста, то есть из

шестидесятилетних. Как правило, от этой должности никто не вправе был отказаться. Частные диэтеты — это третейские судьи, избиравшиеся в количестве трех человек.

Е) Коллегия сорока избиралась по жребию по четыре человека от

каждой филы. Она рассматривала незначительные гражданские

дела. [26]

Местное управление.

Аттика была разделена на десять территориальных фил и сто демов (общин-округов), которые являлись самоуправляющими административно-политическими единицами.

Фила состояла из десяти демов. Она имела собственное управление и имущество. Во главе филы стояли три «попечителя» (по количеству тритий).

Помимо административных функций, они осуществляли надзор за земельной собственностью филы, вместе с казначеем заведовали ее казной, созывали собрания филы и контролировали исполнение их решений.

Собрание филы избирало должностных лиц и решало различные общинные вопросы.

По филам избирались члены совета пятисот (по 50 от каждой филы).

Кроме того, фила являлась военной единицей. По филам составлялись списки убитых на войне и совершалось их торжественное погребение.

Дем считался основной административной единицей. Все граждане пожизненно были приписаны к определенному дему. С 18-летнего возраста они записывались в общинную книгу. Каждый дем имел собственный храм, бога-покровителя и культовые праздники. В собственности дема находились общинные земли.

Граждане дема (демоты) ежегодно избирали старосту (демарха), в

функции которого входило: представительство дема

перед государством; ведение общинной книги; дема, сбор с граждан штрафов и других взносов, взыскание на, основании судебного решения частных долгов; осуществление полицейских функций. За неисполнение своих решений демарх имел право взыскивать штрафы. Кроме демарха, демоты избирали двух казначеев, 30 судей, разбиравших мелкие споры, и служителей местного культа. Все должностные лица перед вступлением в должность должны были проходить докимассию. По окончании срока своей они обязаны были сдавать отчет о ней.

Высшим органом власти в деме являлось собрание демотов, которое созывалось демархом. Оно решало все важнейшие вопросы, в частности: тайным голосованием решало вопрос о занесении молодых граждан в общинную книгу, проводило выборы или жеребьевку должностных лиц и их докимассию, рассматривало жалобы на решения демарха о взыскании штрафов, распоряжалось общинным имуществом. По демам проводился набор в вооруженные силы. Вооруженные силы.

Афинский полис был не только хозяйственной и политической, но и военной организацией всех афинских граждан, главное назначение которой состояло в том, чтобы держать в повиновении рабов, метэков и эксплуатируемых союзников. Вооруженные силы должны были не только поддерживать господство Афин над подвластными территориями, но и обеспечивать постоянный приток рабов, на труде которых основывалось богатство и могущество Афин, благосостояние их граждан.

Все афинские граждане от 18 до 60 лет считались военнообязанными и в определенном порядке призывались народным собранием к несению военной службы. Молодые граждане в возрасте от 18 до 20 лет (эфебы) проходили военное обучение и несли гарнизонную и сторожевою службу только внутри страны. В случае необходимости народное собрание созывало ополчение военнообязанных и даже призывало к службе метэков и рабов в качестве легковооруженных пеших солдат и матросов.

Согласно реформе Солона, первые два разряда граждан поставляли воинов в кавалерию, зевгиты — в тяжеловооруженную пехоту и феты — в легковооруженную пехоту и на флот.

Каждая фила выставляла отряд конницы, которой командовал филарх, и отряд тяжеловооруженной пехоты (гоплитов) во главе с токсиархом. Кроме

того, народное собрание избирало двух гиппархов, каждый из которых командовал всадниками от пяти фил.

Основу вооруженных сил составлял военно-морской флот, которым командовал один из стратегов. Каждая фила снаряжала в порядке литургии пять военных судов под командованием триерархов.

Функции по поддержанию общественного порядка осуществлял специальный отряд, состоявший из государственных рабов.

За порядком, чистотой, благоустройством, а также за нравственностью должны были следить десять астиномов, надзор за порядком на рынках и соблюдением правил торговли осуществляли десять агрономов. Было много других должностных лиц, следивших за порядком в различных сферах общественной жизни и хозяйства.[27]

В конце V в. до н. э. вновь обостряется борьба между аристократией и демосом, в ходе которой аристократия предпринимает попытку ликвидировать демократические порядки. Это обычно связывается с поражением Афин в Пелопонесской войне, начавшейся в 431 г. до н. э. между Афинами и возглавляемой ими Афинской державой, с одной стороны, и возглавляемым Спартой союзом греческих городов (Пелопонесским союзом) — с другой. Война была длительной и шла с переменным успехом, пока в 404 г. до н. э. Афины не капитулировали на условиях, выдвинутых Спартой. Во время войны аристократы приступили к подготовке свержения демократических порядков. В 411 г. до н. э., когда Афины потерпели поражение во время похода на Сицилию, аристократическая группировка совершила государственный переворот и власть перешла в руки верхушки крупных рабовладельцев — олигархов. Они отменили «графе параномон» и право на заявления о преступлениях государственной важности с целью изменения старых и принятия новых законов. В интересах аристократии была отменена оплата должностных лиц. Вся пол нота власти предоставлялась совету четырехсот; который избирался по филам: по 40 человек в возрасте старше 30 лет из заранее намеченных кандидатур. Никакого контроля над этим органом не было. Однако через 4 месяца его власть была свергнута, и по предложению представителя средних зажиточных слоев Ферамена было установлено правление пяти тысяч граждан. Как отмечает Аристотель, «руководство государством принадлежало тем, кто обладал тяжелым вооружением»[28]

После первых же военных успехов Афин в 410 г до н. э. правление пяти тысяч было ликвидировано и восстановлен демократический строй.

Новая попытка свержения демократии была предпринята в 404 г. до н. э. после капитуляции Афин перед Спартой. Ликвидация демократического строя была одним из условий капитуляции. Государство стало возглавлять олигархическое правительство, состоявшее, главным образом, из ставленников Спарты, — коллегия тридцати. Она назначала членов совета пятисот и прочих должностных лиц.

Политика правительства поначалу была умеренной, но затем, когда его

власть укрепилась, «не стали щадить никого из граждан, но убивали

всех, кто только выдавался по состоянию или по происхождению или пользовался уважением. Так делали они, стараясь незаметно устранять опасные элементы и желая ограбить их имущество. Так за короткое время они погубили не менее полутора тысяч человек».

Правление «30 тиранов», как их называли, вызывало всеобщее возмущение. Их власть была свергнута вооруженным путем, и в 401 г. до н. э. в Афинах вновь был восстановлен демократический строй. Однако с этого времени Афины вступают в полосу острого кризиса.

Во второй половине IV в. до н. э. начинается усиление могущества ранее отсталой Македонии, которая постепенно завоевывает всю Грецию. В 338 г. до н. э. Александр Македонский разбил войска ряда греческих государств во главе с Афинами, и Афины, как и вся Греция, вошли в состав его империи, а во II в до н. э.— в состав Римской империи.

Чем же объясняется кризис афинской демократии и ее гибель?

В его основе улежит кризис полиса и всей рабовладельческой системы в Афинах1. В ходе Пелопонесской войны и после ее окончания в Афинах начался интенсивный процесс, с одной стороны, концентрации земли в руках немногих, а с другой — обезземеливания и обнищания широких крестьянских масс, в ходе которого резко усиливалось имущественное расслоение среди граждан. Опустошительные нашествия врагов, огромные человеческие потери в войне, расстройство морской торговли, возвращение огромного числа клерухов, потерявших свои земли в результате поражения Афин, — все это вызвало разорение и обнищание широких слоев крестьянского и городского населения. Массы обездоленных обнищавших людей, не имевших средств к существованию скопились в городе. Возник античный люмпен-пролетариат, презрительно относившийся к физическому труду и предпочитавший жить на подачки государства. Однако истощение государственной казны не позволяло, как прежде, «подкармливать» афинских граждан.

Разорение основной массы населения вело к ослаблению военной мощи государства. На смену ополчения приходит наемная армия. Обедневшие люди нанимались в войска не только Афин, но других государств. Так подрывались основы афинского полиса, истощалась мощь афинского государства и приходила в упадок афинская демократия.

Обобщённую характеристику причин гибели античных рабовладельческих обществ дал Ф. Энгельс: «Рабство — там, где оно является господствующей формой производства, — превращает труд в рабскую деятельность, т. е. в занятие, бесчестящие свободных людей».

Афинское государство, как и рабовладельческий строй, возникло в результате закономерного развития общества и было прогрессивным явлением в истории человечества. «Без рабств не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи. А от того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Нам никогда не следовало бы забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнано. В этом смысле мы вправе сказать: без античного рабства не было бы и современного социализма».

Древнегреческая философия, искусство и поныне составляет духовное достояние человечества. Ф. Энгельс отвечал, что нам приходится «снова и снова возвращаться к философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одарённость которого обеспечило ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ».

В основе афинской демократии лежат следующие принципы: политическое равенство всех граждан мужского пола всеобщее мужское избирательное право, выборность и подотчётность органов власти и должностных лиц при непосредственном народовластии; свобода слова и обсуждения всех государственных вопросов; подчинение меньшинства большинству и коллегиальность. Но демократия была демократией только для класса рабовладельцев.

Афинская демократия была ограниченной, ибо из политической жизни исключалось большинство населения — рабы, и политических прав лишалась значительная часть свободных— женщины и метэки.[29]

Я считаю, что цель, заданная в курсовой работе выполнена. По моему мнению приведено достаточно аргументов и цитат известных ученых, которые ее раскрывают. Примером может служить слова Ф. Энгельса, суть которых посвящена раскрытию и объяснению кризиса афинской рабовладельческой демократии и ее гибели: «Чем же объясняется кризис афинской демократии и ее гибель?

В его основе улежит кризис полиса и всей рабовладельческой системы в Афинах1. В ходе Пелопонесской войны и после ее окончания в Афинах начался интенсивный процесс, с одной стороны, концентрации земли в руках немногих, а с другой — обезземеливания и обнищания широких крестьянских масс, в ходе которого резко усиливалось имущественное расслоение среди граждан. Опустошительные нашествия врагов, огромные человеческие потери в войне, расстройство морской торговли, возвращение огромного числа клерухов, потерявших свои земли в результате поражения Афин, — все это вызвало разорение и обнищание широких слоев крестьянского и городского населения. Массы обездоленных обнищавших людей, не имевших средств к существованию скопились в городе. Возник античный люмпен-пролетариат, презрительно относившийся к физическому труду и предпочитавший жить на подачки государства. Однако истощение государственной казны не позволяло, как прежде, «подкармливать» афинских граждан.

Разорение основной массы населения вело к ослаблению военной мощи государства. На смену ополчения приходит наемная армия. Обедневшие люди нанимались в войска не только Афин, но других государств. Так подрывались основы афинского полиса, истощалась мощь афинского государства и приходила в упадок афинская демократия.

Обобщённую характеристику причин гибели античных рабовладельческих обществ дал Ф. Энгельс: «Рабство — там, где оно является господствующей формой производства, — превращает труд в рабскую деятельность, т. е. в занятие, бесчестящие свободных людей».

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/osnovnyie-chertyi-afinskogo-prava/

1. Громаков рабовладельческого государства и права ( Афины и Рим).- М.: ВЮЗИ, 19с.

2. Андреев полис (Гомеровский период).

— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 19с.

3. Аристотель. Афинская полития. — М.: Соцэкгиз, 19с.

4. Кечекьян и право Древней Греции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 19с.

5. Государство – город античного мира. — М., 1910.-267с.

6. К вопросу о феодализме в Древней Греции // Методология историко-правовых исследований.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 19с.

7. История Древнего мира // Под ред. и .- М., 195с.

8. История государства и права зарубежных стран. Ч.1.// Под ред. , .- М.: Норма, 1997.-461с.

9. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое государство и право) // Под ред. и .- М.: Юрид. Лит., 198с.

10. . История государства и права зарубежных стран.- М.: Норма, 200с.

11. Федоров государства и права зарубежных стран. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.-456с.

12. История афинской демократии.- СПб., 1909.-194с.

13. История государства и права зарубежных стран. Ч.1 // Под ред. -М.: Норма, 1997.-461с.

14. Никольская устройство афинской демократии // Учебные записки Белорусского государственного университета. Вып. 30. Серия Историческая. — Минск., 1956.- 27с.

15. История государства и права зарубежных стран. Ч.1 // Под ред. — М.: Норма, 1997.-719с.

16. Хрестоматия во всеобщей истории государства и права// Под ред. . — М.: Изд-во Моск. ун-та, 199с.

17. История государства и права зарубежных стран. Ч.2 // Отв. ред. . — М.: Былина, 2002.-472с.

18. Доватур в Аттике в VI-V вв. до н. э. — М.: Наука 198с.

19. Дьяконов и государственный строй Древнего Двуречья.- М.: Наука, 195с.

[1]Аристотель. Афинская полития.- М.: Соцэкгиз, 1936. — С.29.

[2] Громаков рабовладельческого государства и права (Афины и Рим).

— М.: ВЮЗИ, 1986. — С.26.

[3] — Соч. — 2-е изд. — Т.21. — С.110.

[4] История государства и права зарубежных стран. Ч.1// Под ред. и . — М.: Норма, 2003. — С.118.

[5] — Соч. 2-е изд. — Т.21. — С.118.

[6] Аристотель. Афинская полития.- М.: Соцэкгиз, 1936. — С.15.

[7] История афинской демократии. — СПб., 1909. — С. 191.

[8] Там же. — С. 194.

[9] К вопросу о феодализме в Древней Греции // Методология историко-правовых исследований. — М.: Наука, 1980. — С.63.

[10] — Соч. — 2-е изд. — Т.21. — С.116.

[11] Там же. — С. 117.

[12] Громаков рабовладельческого государства и права (Афины и Рим).

— М.: ВЮЗИ, 1986. — С.75.

[13] Доватур в Аттике в VI-V вв. до н. э. — Л.: Ленинград. ун-та,1980. — С. 128.

[14] Государство – город античного мира. М., 1910. С. 205.

[15] Там же. – С. 206.

[16] Кечекьян и право Древней Греции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — С.187.

[17] История Древнего мира // Под ред. и . — М., 1952. — С.308.

[18] Андреев полис (Гомеровский период ).

— Л.: Изд-во Ленинград. ун-та,1976. — С.48.

[19] — Соч. — 2-е изд. — Т.46. — С.466.

[20] Государство – город античного мира. — М., 1910. — С. 263.

[21]История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое государство и право) // Под ред. и . — М., 1980. — С. 341.

[22] Громаков рабовладельческого государства и права (Афины и Рим).

— М.: ВЮЗИ, 1986. — С.46.

[23] Аристотель. Афинская полития.- М.: Соцэкгиз, 1936. — С.115.

[24] История государства и права зарубежных стран // Под ред. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 326.

[25] Там же. — С. 329.

[26] Громаков рабовладельческого государства и права (Афины и Рим).

— М.: ВЮЗИ, 1986. — С. 34.

[27] История государства и права зарубежных стран // Под ред. – М.: Норма, 2002. – С. 400.

[28] — Соч. — 2-е изд. — Т.46.Ч.1. — С.465-467.

[29] Дьяконов и государственный строй Древнего Двуречья. – М.: Наука, 1959. – С. 255.