Особенности источников права Древнего Китая

Курсовая работа

Вот уже несколько веков подряд Восток неизменно притягивает к себе внимание многих народов. Интерес к Востоку в наши дни, когда особенно активизирован диалог мировых культур и цивилизаций, при дихотомии Восток — Запад, не просто огромен, он нарастает с каждым днем. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ. История и культура, человек и религия, общество и государство, наука, философия, государство и право — все это и многое другое сегодня находится в центре внимания. Столь пристальное внимание ученых связано с потребностью человека лучше разобраться в настоящем, понять причины современных ему общественных явлений, предвидеть в каком направлении они будут развиваться в дальнейшем. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались, и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям и принципам и ценностям.

В этой связи особый интерес представляет страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникшая за несколько тысячелетий до нашей эры — Китай. Китай — государство в Центральной и Восточной Азии остается все тем же неразгаданным сфинксом, жизнедеятельность которого и в прошлом и в настоящем так мало похожа на все то, что пережито и переживается остальным человечеством.

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древнего Китая проявились прежде всего в его источниках.

Учитывая вышеизложенное, выбранная тема дипломного сочинения — «Особенности источников права Древнего Китая».

И. С. Иванова

Принимая во внимание все вышеизложенное, следует отметить, что целью написания данного дипломного сочинения явилось рассмотрение источников права Древнего Китая, а также анализ их особенностей.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Анализ правовых учений даосизма, моизма, а также концепции и взгляды двух противоборствующих школ — конфуцианства и легизма. Рассмотрение основных черт права Древнего Китая.

Н. Н. История

в X—XIII вв.

В. С. Нерсесянц

Все неестественное (культура, законодательство, например) согласно даосизму, это отклонение от Дао и, следовательно, ложный путь. Влияние естественного вообще (в том числе и естественного права) на политическую и общественную жизнь в целом, по данной концепции, осуществляется на путях такого на путях такого следования Дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учетом каких — то каких — то позитивных требований Дао.

4 стр., 1630 слов

Государство и право Древнего Китая

... понимаемых, однако, каждой школой по-разному. Государство и право Древнего Китая Государство Древнего Китая образовалось на территории среднего и нижнего течения реки Хуан-Хе (Желтая река) и равнины, расположенной в заливе Бохай. С 3-го ... Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом “инь”. Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал ...

Резко критиковал Лао — цзы всякого рода насилие, войны и даже армию. По мнению Лаоцзы, там «где побывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы… Победу следует отмечать похоронной процессией». Там же. С.26

В целом, учение Лао-Цзы при его желании бессмысленно повернуть ход истории вспять, имеет консервативный и утопический характер. В центре внимания даосизма стоят природа, космос, человек, эти начала постигаются не рациональным путем, а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. В учении даосизма присутствует центральное понятие — Дао — путь, предопределившее название самого учения. В отличие от традиционно — теологических толкований Дао, как проявление «небесной воли» Лао — цзы характеризует Дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны.

Все недостатки современной ему культуры, социально — политическое неравенство людей бедственное положение Лао — цзы приписывает отклонению от подлинного Дао. Протестуя против существующего положения дел, он, вместе с тем, все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие Дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. «Небесное Дао, — утверждал он, — напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное Дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же Дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято». Там же. С. 30

В. С. Нерсесянц

Благодаря основному принципу даосизм «главное для человека созерцание и следование природе» и призыву к отрешению от мирской суеты, что способствовало в свою очередь развитию института отшельничества, а так же, принимая во внимание вышеизложенное, даосизм, как политико-правовое явление особый интерес представляет с точки зрения диалектики и материализма.

Р. К. Всемирная, Н. А. Крашенниникова

Следование небесному образцу Моцзы называл также «почитание мудрости как основы управления». Важным моментом такого мудрого управления является умелое сочетание «наставления народа с наказаниями». Ссылаясь на примеры прошлого, Моцзы подчеркивал, что власть должна использовать не только насилие и наказания, но и нравственные формы воздействия на людей.

В поисках «единого образца справедливости» Моцзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. В древности, говорил он, не было управления и наказаний, у каждого человека было свое понимание справедливости, между людьми царила вражда. «Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управление и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба… Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок» Там же. С. 30

Подобная идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти была направлена, прежде всего, против «больших людей, ванов, гуннов», устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что по смыслу договорной концепции Моцзы противоречит всеобщему соглашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный «образец справедливости». История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. — С. 329

13 стр., 6353 слов

Сократ и Платон о человеке и обществе

... по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, ... посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы ...

Но ни Лао — цзы, ни Моцзы, ни другие представители правовых учений не сыграли той особенной роли, как Конфуций и Шан Ян, основатели конфуцианства и легизма.

Н. А. Крашенниникова

Следует отметить, что, тем не менее, представляя реформистскую группу в рядах рабовладельческого класса, Конфуций выступал за проведение реформ, как выгодных, так и не выгодных для старого строя, проявляя уступчивость в отношении вновь возникших сил. Древнекитайскому мудрецу были чужды идеалы новой социальной прослойки имущих из числа зажиточных свободных общинников, новых землевладельцев, купцов, стремящихся к выгоде и обогащению, философ противопоставлял им принципы морали и долга. Следует отметить, что главной целью своего политико-правового учения Конфуций видел в возвращении князьям утраченного престижа и влияния.

Н. А. Крашенниникова

Как уже было отмечено ранее, центральное место в концепции Конфуция занимает учение о благородном муже, или человеке, который становится таковым благодаря благосклонности Неба. Конфуций. Уроки мудрости. М., Харьков, 2004, С. 111 Учение о благородном муже тесно связано с учением о ли: «Благородный муж берет за основу своей деятельности справедливость и проводит ее в соответствии с „ли“». Значение ли — моральных норм особенно: сюда входит и стремление к внутреннему совершенствованию, почитание родителей, — сяо (сыновья почтительность), почитание предков, любовь к родственникам, — жэнь (Принцип жэнь был выдвинут Конфуцием для урегулирования отношений внутри господствующего класса. Фактически это был призыв к господствующему классу проявлять в отношениях между собой любовь и солидарность).

«Ли» — многогранное по своему содержанию понятие и включает широкий круг традиционных правил, с помощью которых наследственная аристократия осуществляла свое господство. Конфуций уверял, что нельзя говорить то, что противоречит «Ли», нельзя слушать то, что противоречит «Ли». По его мнению, «Ли» должны были соблюдать все жители Поднебесной, и прежде всего сам правитель. Философ полагал, что соблюдение «Ли» должно обеспечить вечное и неизменное господство наследственной аристократии. Соблюдение моральных норм («Ли») и традиций является основой и средством поддержания справедливого порядка. Моральные нормы закрепляют некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении «меры» во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам и компромиссам.

В. С. Нерсесянц

Основополагающая добродетель подданных заключается, согласно конфуцианству, в безграничной преданности правителя, в послушании и почитании ко всем «старшим». Там же. С.579

Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. «Я слышал о том, что правители царств и главы семей озабочены не тем, что у них мало людей, а тем, что (богатства) распределены неравномерно, озабочены не бедностью, а отсутствием мира (в отношениях между верхами и низами).

11 стр., 5273 слов

История политических и правовых учений

... и легизма. Предметом исследования являются непосредственно учение Конфуция и Шан Яна как основоположников политико-правовой мысли Древнего Китая. Структура работы состоит из введения, основной части (2 главы), заключения и библиографии. Глава 1. Политические и правовые ...

Когда богатства распределяются неравномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочисленен; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами) не будет опасности свержения (правителя)». Будда. Конфуций. Магомед. Францисс Ассизкий. Савонапола: биогр. Очерки. — М., 1995. — С. 99. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира. И являясь сторонником демократических начал и неограниченной власти государя, тем не менее он ограничивал последнего своим учением о середине. По мнению Конфуция и его последователей, противиться государю можно только при чрезвычайных требованиях; правителю же рекомендуется в управление государством придерживаться принципа умеренности. Умеренность — один из главных моральных принципов. Способность и умение придерживаться во всем середины и избегать крайностей. В правлении излишняя слабость или излишняя суровость вредны — надобно уметь соединять силу и умеренность.

В. В. Сумерки

Политико-правовые учения Конфуция получили свое распространение и за пределами своего государства. Следует отметить, что для самых просвещенных европейцев учение конфуцианства, как и другие правовые учения Китая, стали доступны лишь благодаря усилиям и деятельности первых миссионеров — переводчиков. Таким образом, была снята долгое время существовавшая завеса, Срединную империю от взоров европейцев (1273 г.), и многие произведения китайских мыслителей переводились на многие европейские языки.

Особенности правовой концепции легизма древнекитайский право даосизм моизм На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III в. До н.э.) в конце правления Чжоуской династии, усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период в Древнем Китае и было создано легистское учение. Школа легистов или «фацзя» — сторонников закона традиционно правовой мысли проповедовала противоположный конфуцианскому подход к пониманию права. История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. — С. 418

с VII—III вв.

Идеи легистов были чрезвычайно жизнеспособными. Доктрины легизма, его теория и практика в ряде важнейших пунктов были кардинально противоположны тому, что предлагали конфуцианцы. Говоря в самом общем плане, легисты в политике, как и в этике, были реалистами. Если у конфуцианцев, во всяком случае в начале, теория стояла как бы над практикой, а политика считалась как бы производной от морали, то для легистов практика и потребности конкретного развития стояли на первом плане. Учение легистов было направлено против пережитков в родовых отношениях. Оно открывало путь к развитию.

В отличии от конфуцианцев с их приматом морали и обычного прав, призывом к гуманности и осознанному чувству долга, культом предков и авторитетом личности мудреца, легисты в основу своей доктрины ставили безусловный примат Закона, сила и авторитет которого должны были содержаться на жесткой дисциплине и суровых наказаниях. В самом начале развития школы легизма ее сторонники ставили перед собой цель — установить для всего Китая единые законы, и, тем самым обеспечит стабильность, организованность правовой порядок в обществе, и самое главное, пожалуй, объединить княжества. Легисты были убеждены, что человек рождается с любовью и ненавистью, он алчен и жаждет богатства. Там же. С. 403 Главное средство управления людьми — закон и разработанная на его основе система наказаний и поощрения. Закон должен быть ясным, наказания суровыми, а награды заслуженными. В отличие от конфуцианства, которое предусматривало применение наказаний с учетом официального положения преступника и его место в системе родства, легисты выступали за всеобщность и неотвратимость ответственности за всех, закон обязателен для каждого. Так Хань — Фэй — цзы говорил: «Если править государством на основании закона, то применяют его ко всему. Закон нелицеприятен перед знатностью, прямая линия не идет вокруг ломанной. От требования закона мудрый не может отклониться, и храбрый не решиться оспаривать его… При управлении государством законы, награды и наказания играют такую же роль, как прочный экипаж и добрый конь на суше, легкое судно и удобные весла на воде. Пользующиеся ими достигают успеха». Антология мировой правовой мысли: В 5 т., Т1. Античность. Восточные цивилизации / рук. науч. Проекта Г. Ю Семигин.; отв. Ред. Л. Р Сюкияйнен.- М.: Мысль, 1999. 725с. С. 503 Таким образом провозглашался принцип «закон обязателен для всех», сторонники этого учения стремились лишить знать, чиновников различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти.

4 стр., 1824 слов

Роль римского права в истории права и правовых учениях

... Гуго и Савиньи, Все темы данного раздела: Римское право – право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации. Право в объективном смысле – совокупность правовых Периодизация римского права – выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток ...

Целесообразно отметить, что данный принцип был подкреплен принципом коллективной ответственности, который впервые был введен циньским царем Сяо — гунном (361 — 338 гг. до н.э.), инициатором данного преобразования был Шан Ян. Принцип коллективной ответственности выходил за круг людей, охватываемых семейно — родственными связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) — на так называемые пятидворки и десятидворки. Существовала круговая порука. Можно привести исторический пример: за государственные преступления казнили не только самого преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и даже жены. Другой исторический пример: за убийство отца убийцу четвертовали, его младших братьев обезглавливали, его дом разрушали до основания, главного учителя удушали, чиновника ответственного за район, где совершено отцеубийство, понижали в должности, у соседей, живущих слева и справа, отрезали уши, потому что они должны были слышать о преступлении и доложить куда следует, соседей живущих впереди дома убийцы лишались глаз — потому, что они должны были все видеть и предотвратить преступление, освободить от коллективного наказания мог только своевременный донос, характерно, что донос должен был быть четко определенным, любая неточность влекла за собой наказание, в этом случае доносителю грозила та кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Запрещались, под угрозой смертной казни, доносы на родителей и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже или измене. Внедренная таким образом тотальная система взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованно власти и стала существенным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.

4 стр., 1931 слов

История государства и права Средневекового Китая

... 20 дней в году. Крестьяне, бывшие основной производительной силой в государстве, оказались прикрепленными ... империи. С развитием феодальных отношений население Китая было организовано в сложную иерархическую ... Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше. Несмотря на препоны, ... принадлежала императору, который обладал неограниченными правами и должен был править на ...

К. И. Батыра

Представления легизма о государстве несколько отличались от представления предшествовавших политико-правовых учений. Легисты разработали свое учение о технике управлением властью.

Представители легизма были носителями интересов богатых общинников, особенно той прослойки, которая не была связана кровными узами с аристократией. Это было единственное политическое учение, которое в большей или меньшей степени выражало интересы торгово-ростовщических слоев и рабовладельцев.

О. Э. Лейста

В своем учении легисты выделяли шесть «паразитов», к которым относились ли, музыка, Ши цзын, почитание старых порядков, братский долг, нежелание воевать. Если в стране имеются подобные «паразиты», то правитель не сможет заставить людей обрабатывать землю и воевать. Государство непременно обеднеет и будет расчленено. «Если государством управляют при помощи добродетельных методов, в нем непременно появится масса преступников». Там же. С. 40

В Древнем Китае был очень высок престиж чиновничества, которые были призваны заботиться о народе и направлять его в сторону добра. Социальная значимость и престиж чиновничества определял государственный аппарат. По сравнению с государственными аппаратами других древневосточных государств, этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, он включал в себя ряд ведомств: финансовое, ведомство правительственного двора, военное, судебное, дворцовой стражи и многие другие. Чиновники центрального аппарата назначались правителем — государем, который был и высшим судьей и стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата. Когда к чиновнику обращались за разъяснением какого — либо закона или предписания, чиновник обязан был дать четкий и ясный ответ на заданный вопрос. В «Книге правителя области Шан» предполагалось приговаривать к смертной казне без права на помилование тех чиновников, кто осмелился нарушить текст закона или предписания, или изменить текст, соскоблив или добавив иероглифы. Шан Ян настаивал на том, чтобы подлинный экземпляр законов и предписаний хранился во дворце сына Неба. Права или обязанности чиновников и должностных лиц должны быть закреплены, в противном случае, это открывало путь к смуте, закрепление — это некий путь к порядку. Сам правитель должен относиться ко всем чиновникам одинаково. «Когда правитель справедлив к нелюбимым и не делает поблажки любимцам, сановники не могут скрыть что — либо о т правителя, а подданные обмануть его». Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т1. Античность. Восточные цивилизации. / рук. науч. Проекта Г. Ю Семигин.; отв. Ред. Л. Р Сюкияйнен.- М.: Мысль, 1999. 725с. С. 505 «Если закон обязателен для всех чиновники не могут совершить преступлений» Там же. С. 509 — если же все — таки чиновник совершил должностное преступление и, чтобы освободиться от коллективной ответственности, кто — нибудь сообщит правителю, то этот человек, не зависимо от того является ли сообщивший знатным человеком или человеком низкого происхождения, он полностью наследует должность, ранг знатности, поля и жалования того чиновника.

5 стр., 2211 слов

Проблемы определения предмета и метода в философии права

... освещение проблемы определения предмета и метода в философии права. В рамках обозначенной цели нами были поставлены следующие задачи: осветить различные подходы к определению предмета философии права; определить понятие метода и дать характеристику метода философии права. философия право ...

Таким образом, легистами нередко рассматривался и вопрос вознаграждений или вопрос о награде, о стимулах должного поведения. Награда и жалование должны были соответствовать заслугам.

Правовые учения легистов оказались весьма жизнеспособными. Благодаря реформам и правовому учению легиста Шан Яна захолустное царство Цинь смогло быстро окрепнуть. При правители Цинь Ши — хуанди царство Цинь усилилось, и, разгромив всех своих соперников, сумело объединить в 221 г. до н.э. весь Китай. Ко II веку до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения, как конфуцианства, так и легизма.

Заключение

Долгая история традиционного китайского права, занявшая четыре тысячелетия, включает в себя два основных этапа — древность и средневековье, граница между которыми приходится на X в. При этом источники права Древнего Китая, на каждом из них, имели свои особенности.

В свою очередь в развитии права Древнего Китая выделяют три этапа. На первом этапе в VI в до н.э., создает свое учение Лао — цзы и излагает его в своем произведении «Дао дэ цзын» или «Книге о Дао и дэ». Этот выдающийся мыслитель Китая по — своему, иначе, чем это делали традиционно — теологические толкования, объясняет сущность Дао. Для него Дао — это некое проявление «небесной воли», естественный, не зависящий даже от небесного владыки, естественный ход вещей.

По — новому трактовал «Волю неба» и Мо — цзы, основатель моизма. Для Мо — цзы и его последователей небо выступает в качестве некого эталона и модели для взаимоотношения людей. Моизм настаивал на признании равенства всех людей. Огромная роль в моизме отводится вопросам государственного управления. Для Моцзы основа управления — это почитание мудрости.

Однако ни легизм, ни моизм, как, в прочим, и другие, политико — правовые учения, хотя они и являлись весьма влиятельными учениями, не смогли исполнить ту своеобразную роль, как конфуцианство и легизм. Именно с именами их основателей, с Конфуцием и Шан Яном, благодаря их правовым концепциям и догматам связано поступательное развитие китайского права, его идейных основ, принципов и институтов.

П. С. Попова

Конфуцианство в Китае было основой основ государства и общества. Конфуцианство привлекало людей своим культом этического начала, проповедью повиновения старшим, прежде всего умершим предкам, чья воля должна быть священной для потомков и чьи установления не должны были меняться. Вторым важнейшим обстоятельством способствовавшему успешному развитию и распространения конфуцианства было то, что последователи этого учения уделяли очень большое внимание обработке и интерпретации древних сочинений, которые использовались в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Конфуцианство также фактически оказалось основой административно — политической структуры страны. Все это, несомненно, обеспечило неуязвимость и незаменимость этого учения, и, в свою очередь, оказалось залогом прочности Китая.

На втором этапе развития права Древнего Китая, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано учение сторонников закона, или сторонников легизма. Среди тех, кто внес наибольший вклад в развитие этого учения, были по преимуществу политики — практики, реформаторы, министры и т. д. , действовавшие в Лу, Цинь, Вэй и т. д. — в различных царствах Древнего Китая. Наиболее яркими представителями легизма были Ли Сы, Гуньсунь Ян, более известный как Шан Ян, Хань Фэй.

13 стр., 6094 слов

Конфуций — основоположник этико-политического учения

... мыслителя Кун-цзы - Конфуция; латинизировано как Confucius) - этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае. Конфуцианство основано Кун-цзы ...

Учение легистов было направлено против пережитков родовых отношений. Легисты выступали за равенство всех перед законом. Легисты были убеждены в бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, и это, несомненно, было негативным моментом в правовом учении легистов. Легисты исходили из обязательности превентивных мер и коллективной, общесемейной и общеслужебной ответственности, обеспечивающих «хорошее управление», отказывались признавать существование какой — либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступником.

В первой китайской империи Цинь легизм в его крайней форме становится официальной идеологией. Придя к власти, легисты претворяют в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственного искоренения из массового сознания конфуцианских догматов с помощью преследования их носителей и уничтожения конфуцианских книг. Не желая проявлять гибкую политику в управлении государством и учитывать интересы всех индивидуумов, не имея социальной опоры, империя Цинь, вместе с легизмом, пала, уступив свое место новой империи Хань. Утверждения династии Хань — последний этап формирования древнекитайского права. (III в. до н.э. — III в. н.э.).

При династии Хань на основе отказа от некоторых крайностей легизма начинается процесс синтеза легистских и конфуцианских идей. Это этап формальной победы конфуцианства. В результате идейно — теоретического симбиоза различных концепций управления и правопонимания возникло новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство. В результате синтеза двух противоборствующих школ — конфуцианства и легизма, в Древнем Китае стала формироваться правовая мысль, сыгравшая значительную роль во всем последующем развитии государства и права.