Особенности правового регулирования труда государственных служащих

Актуальность темы. Правовое регулирование государственной службы традиционно рассматривается наукой трудового права лишь в качестве одного из проявлений субъектной дифференциации правового регулирования труда, не выходящей за рамки отрасли трудового права. Законодательство о государственной службе признается частью трудового законодательства, устанавливающей для одной из категорий наемных работников — государственных служащих — некоторые специальные правила поступления на работу, особые условия труда, дополнительные основания увольнения.

В настоящее время принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», иные нормативные правовые акты о государственной службе, в том числе субъектов Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Вопросы документационного обеспечения государственной службы закреплены в федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства и других нормативных документах. Статья 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»1 называет перечень существующих в Российской Федерации видов государственной службы. К таковым относятся военная, правоохранительная и государственная гражданская служба.

Специфика профессиональной деятельности государственных служащих как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами, требует особого подхода к правовому регулированию их труда, что нашло отражение в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». В соответствии с ним на государственных служащих распространяется законодательство о труде с особенностями, предусмотренными этим законом.

Установление особенностей в правовом регулировании труда государственных служащих обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью поддержания ее высокого уровня (в том числе за счет ротации управленческого аппарата), специфическим характером профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы.

Они касаются практически всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих, в том числе возникающих в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением.

30 стр., 14943 слов

Права и обязанности государственных служащих

... они являются государственными служащими, и их статус должен регулироваться с учетом особенностей их служебного положения. Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной службы дается соответственно в Реестре государственных должностей Российской федерации и, являющимся ...

Суть этих особенностей состоит в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие, по сравнением с законодательством о труде, требования к государственным служащим, устанавливают для них определенного рода ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, а с другой — предоставляют им дополнительные льготы и социальные гарантии в связи с исполнением государственной службы.

Целью курсовой работы является изучение особенностей регулирования труда государственных служащих.

Для достижения этой цели поставлены

1. Исследовать трудо-правового статуса государственных служащих.

2. Рассмотреть систему государственной службы.

3. Определить компетенции Российской Федерации при регулировании трудовых отношений государственных служащих.

Объектом исследования являются общественные отношения государственных служащих, регулируемые нормативными правовыми актами о труде.

Предмет исследования составляют: нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения государственных служащих, трудо-правовой статус государственных служащих, юридические гарантии.

В основу исследования положены теоретические достижения таких представителей науки трудового права, как З.О. Александрова, Л.Ю. Бугров, З.С. Гафаров, СЮ. Головина, А.В. Гусев, Р.З. Лившиц, М.В. Молодцов, Ю.П. Орловский, В.Н. Скобелкин, В.И. Попов, Н.Д. Мершина, Е.Б. Хохлов, Л.А.Чиканова, В.Ш. Шайхатдинов, В.Д. Шахов и др.

Нормативную основу диссертации составляют Конституция РФ, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, акты Президента, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, акты глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, а также документы Международной Организации Труда.

Глава 1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Государственная служба органично связана с органами государственной власти, которые реализуют через государственных служащих свои функции.2

Государственная служба прежде всего характеризуется тем, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы).

За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются (ст. 3 Закона о системе госслужбы)3:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Законом о системе госслужбы установлено (ст. 2)4, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

5 стр., 2385 слов

Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих

... социальной защите государственных служащих ничего нового. Как и большинство местных законов закон Федеральный закон от 27. 07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральный закон и дает следующее определение: «Государственная служба ...

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

В России сложилась двухуровневая система государственной службы, которая учитывает федеративное государственное устройство страны. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены своеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственных служащих РФ.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.

Государственная должность — это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.5

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Согласно Закону о системе госслужбы (ст. 8) должности государственной службы подразделяются на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта РФ;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ.

В целом выделяются два типа федеральных государственных органов: первый — органы, ведающие вопросами федерального значения; второй — органы, имеющие полномочия вести вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Второй тип федеральных государственных органов обычно имеет в субъектах Федерации свои территориальные органы. В последнем также учреждаются должности федеральной гражданской службы. В таких государственных органах сочетается единое руководство сферой государственной жизни с разделением полномочий федерального и территориального уровней.

4 стр., 1509 слов

Запреты и ограничения, связанные с государственной гражданской службой

... дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением должности гражданской службы. Эти обстоятельства называются запретами, связанными с гражданской службой. Целевое назначение запретов - повышение эффективности деятельности всей системы государственной службы и лиц, на ней занятых. В ...

Статья 8 Закона о госслужбе6 устанавливает, что должность государственной гражданской службы устанавливается с двойной целью: «…обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность». Понятие «государственный орган» означает государственную структуру органа либо лица, замещающего государственную должность. Поэтому важно отличать понятие должности гражданской службы от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность характеризует род трудовой деятельности, требует определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем профессионального образования или практического опыта, например, в области финансов, юстиции, экономики и др.