Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

В мировой практике аудиторский контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности — дело сравнительно новое. С развитием экономики аудиторская деятельность в России приобретает все большее значение. Вводятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства.

Аудиторы больше внимания должны уделять вопросам планирования и документирования аудита, определению аудиторского риска и существенности возможных ошибок, разработке внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок.

Аудит продолжает активно внедряться и влиять на становление рыночных отношений в России, и его регулирование развивается по трем основным направлениям:

  • государственное регулирование;
  • государственно-общественное регулирование;
  • регулирование на уровне аудиторских фирм.

Основные принципы, регулирующие аудит — этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.

Основные принципы, регулирующие аудит, изложены в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, разработанном МФБ. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими и профессиональными принципами:

  • независимость, честность и объективность;
  • профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;
  • конфиденциальность информации;
  • профессиональное поведение;
  • следование техническим стандартам.

Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.

Основная цель написания курсовой работы: углубить знания, полученные в процессе обучения, изучить основные принципы аудита, в частности принцип независимости.

3 стр., 1132 слов

Документирование аудита

... документирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить 1. Понятие и цели аудита. Аудиторская деятельность (аудит) ... результатам проверки. Понятие аудита значительно шире понятия контроля и ревизии. Аудит обеспечивает не только ... аудиторского заключения без проведения проверки, что может повлечь за собой аннулирование лицензии. 2. наличие рабочих документов является одним из основных ...

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • уяснить понятие аудита и аудиторской деятельности;
  • исследовать нормативное регулирование аудиторской профессии;
  • изучить основные принципы аудита. Принцип независимости;
  • провести сравнение ведения аудита в России и за рубежом;
  • сделать выводы.

Предметом исследования работы являются развитие аудита в России в сравнии с международным опытом.

1 Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

1.1 Понятие и сущность аудита

Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Существует множество определений аудита — одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.

В таблице 1 мы приведем примеры определения аудита различными авторами, изучающими Международный аудит и в РФ.

Таблица 1

Определения аудита

Русские авторы

Определения аудита

Зарубежные авторы

Определения аудита

1

2

3

4

Шеремет А.Д.

Аудит-это независимое рассмотрение специ-ально назначенным

аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

Комитет Американ-ской бухгал-терской ас-социации (American Accounting Association

«Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия опре-деленному критерию и представляющий резуль-таты заинтересованным пользователям»

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

проф. Андреев В.Д.

В своем определении уточняет те критерии, исходя из которых должна оцениваться собираемая аудиторами информация. По его мнению, результатом сбора и анализа инфор-мации должна стать оценка финансовой от-четности, с точки зрения ее «достоверности, пол-ноты и соответствия действующему законода-тельству».

Аудит — внешний финансовый контроль достоверности финан-совой отчетности него-сударственного сектора экономики

проф. Данилевского В.Е.

В определении аудита в качестве критериев фигурирует не только достоверность и полнота, но и точность документального отражения финансового состояния подвергающегося аудиторской проверке предприятия

Англия

цель аудита состоит в предоставлении воз-можности аудитору вы-разить мнение в отноше-нии того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспек-там в соответствии с ус-тановленными основами (положениями, норма-тивными документами) финансовой отчетности.

Окончание таблицы 1

Макоед И.А. и Шиманский К.А.

Включает в определение понятия «аудит» провер-ку соответствия учета не только действующему законодательству, но и «требованиям, предъяв-ляемым к бухгалтер-скому учету».

Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Понятие сопутствующих услуг. В общем объеме работ аудитора оказание сопутствующих услуг, как правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

  • налоговое консультирование;

анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

  • управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым таможенным спорам;

автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

  • проведение маркетинговых исследований;

проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в области, связанной с аудиторской деятельностью.

При этом законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация — это лицензируемая коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки, оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии. Если в соответствии с законодательством РФ оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующих лицензий, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.

Аудиторские организации могут быть созданы в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Требования к аудиторской организации предусматривают, что не менее 50 % ее кадрового состава должны составлять граждане РФ, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, то не менее 75 %.

1.2 Этапы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Становление аудита в современной России с 1987 г., с момента создания первых кооперативов и частных фирм, возникновения совместных предприятий. Развитие в России в условиях рыночных отношений независимого финансового контроля (аудита) условно можно разделить на этапы, приведенные в таблице 2.

Таблица 2