Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст.129), следуют непосредственно за нормами, посвященными судебной власти.
Вообще организация и деятельность каждого государственного органа строится на определенных основах (принципах), предопределяющих особенности его статуса и индивидуализирующих среди многих прочих государственных органов. Принципом вообще признано считать основополагающие идеи, исходное начало.
Применительно к прокуратуре принципы организации и деятельности – это закрепленные в Конституции Российской Федерации и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Они содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности органов прокуратуры носят общеобязательный характер, то есть требование их соблюдения обязательно не только для самих прокуроров, но и для всех органов государственной власти и управления, общественных организаций, должностных лиц, за законностью деятельности которых осуществляют надзор прокуроры.
Актуальность данной курсовой работы очевидна, поскольку принципы являются основами, можно сказать «фундаментом» построения российской прокуратуры и всех направлений ее деятельности. На их основе определяется компетенция прокуратуры, полномочия прокурорских работников, развивается законодательство о прокуратуре и прокурорском надзоре.
Однако, не до конца остается определенным законодательный статус рассматриваемых принципов. В настоящее время они до сих пор не закреплены в Конституции Российской Федерации, в которой одна единственная статья 129 посвящена прокуратуре Российской Федерации и помещена в главу 7 «Судебная власть», следствием чего является проблема разграничения принципов организации и деятельности российской прокуратуры с принципами судопроизводства.
Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных ...
... каннибализма [7, с. 4]! 1. Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина ... в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от ...
В связи с перечисленным, возникает потребность в более углубленном изучении темы принципов организации и деятельности российской прокуратуры.
Целью изучения является выявление содержания и направленности действия принципов организации и деятельности российской прокуратуры.
Для достижения названной цели в работе поставлены и решаются следующие основные задачи:
- изучение и анализ многообразия взглядов
различных авторов на определение понятия «принципы» и «принципы и организации и деятельности российской прокуратуры», попытка дать свое определение данному понятию, наиболее полно и точно отражающее его смысл и содержание; - изучение и анализ многообразия взглядов
различных авторов на систему и классификацию принципов организации и деятельности российской прокуратуры;
— изучение и анализ сущности принципов
Глава 1. Теоретические основы понятия «принципы организации и деятельности российской прокуратуры».
Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. Научное определение правовых понятий, к числу которых, несомненно, относится и понятие принципов организации и деятельности прокуратуры, необходимо как для определения концептуальных основ организации и деятельности данного органа, так и для правильного применения норм действующего права.
Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации составляют единую (целостную) систему и не только организуют работу органов прокуратуры, предопределяют их организацию, но и позволяют каждому работнику прокуратуры руководствоваться ими при осуществлении своих полномочий.
В связи с эти исследование понятия, системы и содержания принципов
В юридической литературе были высказаны различные суждения по поводу определения принципов, но при всем различии они схожи в одном: принципы – это исходные, основополагающие положения (начала), определяющие сущность и предназначение какой-либо теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д. 1 В целом такова общепризнанная в юридической литературе точка зрения на понятие принципов. Однако, признавая это, ученые расходятся в решении вопроса о том, с какого момента сформулированная руководящая идея может быть отнесена к категории принципа: должна ли она быть закреплена в законе или же может стать принципом, оставаясь идеей, вытекающей из норм морали, этики и передовых научных разработок?
Согласно позиции, занимаемой одной группой авторов (А.Д.Бойков, В.М.Савицкий, В.В.Городилов, В.Т.Томин), эти руководящие идеи вначале материализуются в трудах классиков и идеологов, в программных документах различных организаций и
Прокуратура как правовой институт в Российской Федерации
... аспекты организации деятельности прокуратуры в РФ; Рассмотреть прокуратуру как правовой институт в Российской Федерации; Выявить основные принципы и направления в деятельности прокуратуры; Рассмотреть систему органов прокуратуры. Объект исследования - прокуратура как правовой институт. Предмет исследования - основы организации и деятельности Прокуратуры в РФ. Для написания работы ...
Другие утверждают, что никакие идеи сами по себе не могут регулировать общественные отношения до тех пор, пока они не станут правовыми актами и не обретут государственно-
В связи с этим И.Ф. Демидов отмечает, что точка зрения, согласно которой регулятивное значение имеют те идеи, которые стали правовыми нормами, умаляет силу и значение идей, исключает возможность их прямого воздействия на правоохранительную деятельность. Отрицание регулятивного значения неформальных идей-принципов не позволяет говорить о возможности непосредственного влияния науки на практику. Между тем теоретические идеи и концепции, если и отвечают потребностям практики, могут восприниматься ею, не дожидаясь закрепления в правовых формах. 4
На мой взгляд, в каждой изложенной позиции содержится рациональное зерно, в связи, с чем подход должен быть дифференцированным.
Действительно, для того чтобы отдельные идеи или исходные положения стали принципами жизнедеятельности какой-либо партии, общественной организации или объединения, их правового закрепления не требуется, в данном случае достаточно их провозглашения или отражения в уставах этих организаций, протоколах общего собрания и т.п. Однако любая правовая деятельность (в частности прокурорский надзор, уголовный процесс и т.п.) подробно регламентируются нормами права. И даже самые мудрые и прогрессивные идеи могут регулировать данные правоотношения лишь тогда, когда они найдут воплощение в правовых нормах, т.е. приобретут общеобязательную силу. Однако отдельные основополагающие, руководящие, стержневые идеи не обязательно должны закрепляться в нормах права буквально. Формулировка принципа как минимум должна вытекать из содержания совокупности правовых норм. 5
Учитывая, что организация и функционирование прокуратуры требует детальной правовой регламентации, соответствующие принципы должны носить императивный, властно-распорядительный характер, т.е. содержать обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств, следовательно:
Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации можно определить как основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры, а также исходные моменты ее организации и функционирования, которые находят отражение в Конституции России и федеральных законах.
Организация органов прокуратуры и осуществление прокурорской деятельности органически взаимосвязаны и практически неразделимы. 6 Только в совокупности эти категории могут обеспечить надлежащую деятельность органов прокуратуры. Именно поэтому мы не можем отделить принципы деятельности органов прокуратуры от принципов ее организации.
Далее определим признаки, которые характеризуют идею, положение как принцип организации и деятельности прокуратуры. К числу таких признаков относятся:
Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов ...
... был и остается вопрос о роли прокуратуры в организации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью коррупционного характера. Коррупция* оказывает ... выявить и обосновать необходимость расширения координирующей роли органов прокуратуры в сфере борьбы с преступлениями коррупционного характера; 4) ... 1. Ст. 6228. общепризнанными нормами и принципами международных прав, прав и свобод человека ...
- Нормативно-правовой характер, т.е. закрепление в законе идей, положений, научных разработок;
- Принципы определяют основные, исходные моменты организации и деятельности прокуратуры, из которых, в свою очередь, могут следовать нормы более частного характера;
- Концептуальный (относительно абстрактный), обобщающий уровень идеи, положения;
- Действие идеи во всех отраслях и направлениях деятельности;
- Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, что позволяет не без оснований рассматривать их в юридической литературе как систему, ибо только определенная совокупность принципов может гарантировать выполнение стоящих перед прокурорским надзором задач.
Глава 2. Система и классификация принципов организации и деятельности российской прокуратуры.
Вопрос о системе принципов различными авторами решается по-разному. Существуют авторы, разделяющие все принципы на три группы: общеорганизационные, специфические (специфические прокурорские) и отраслевые, другие же разделяют принципы организации и деятельности прокуратуры на общие (законность, гласность, независимость и т.п.) и внутриорганизационные (зональность, предметность и т.п.).
7 Однако, на мой взгляд, здесь явно происходит смешение принципов организации и деятельности прокуратуры с условиями и порядком, организационными правилами осуществления этой деятельности. На недопустимость подобного подхода, верно, обращают внимание в своих работах отдельные авторы.8 В частности, В.И. Басков отмечает, что условия и порядок осуществления прокурорами своих функций относительно принципов всегда носят подчинительный характер.9