Законность — это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона — необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.
Вопрос о принципе законности смыкается с вопросом о толковании норм права, о том, кому из должностных лиц разрешено толковать закон. Законодательства значительно различаются в этом вопросе. В некоторых законодательствах толкование закона разрешалось всем судьям, в некоторых — только верховному суду государства, причем обязательную силу имеют только те толкования закона верховным судом, которые были включены этим судом в «комментарий» к закону, обязательный для нижестоящих судов. В некоторых законодательствах толкование закона судьями запрещено, и судьи должны в неясных случаях руководствоваться аналогией, а если необходимо — то и аналогией отраслей права.
Правовые и корпоративные нормы проблемы взаимодействия
... в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы. Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ...
Полное отсутствие принципа законности наблюдается там, где должностному лицу позволено решать какие-то правовые вопросы на основании своего личного усмотрения.
Принцип законности — принцип четкой определенности норм права, принцип права. Если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно четко и недвусмысленно очертить границы этих требований.
В частности, правовые нормы не должны зависеть от усмотрения конкретных должностных лиц.
Цель настоящего исследования — изучить теоретические основы и практическое применение принципов законности в нашей стране.
Задачи исследования — проанализировать научные и практические материалы по данной теме, сделать соответствующие выводы.
Предмет исследования — законность и её основные принципы.
Объект исследования — теоретические и учебные материалы по данной теме, материалы судебной практики.
Курсовой проект состоит из: введения, 2 глав основной части, заключения, списка использованной литературы.
законность право свобода государство
Глава 1. Понятие законности
Для наиболее полного понимания принципов законности и их значения, нам необходимо определить, что такое законность.
Государство управляется с помощью различных методов и средств — экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Законность возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность — это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности — это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.
«Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Однако законность — явление исторически развивающееся: она развивалась вместе с правом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда произошло формирование буржуазной демократия, а право стало мерой свободы формально равных индивидов» Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы тео-рии права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. — С.60. Связи законности с демократией и правовым законом настолько тесны и неразрывны, что некоторые авторы даже считают, что законность возникла именно в этот период, а не вместе с правом.
Конституция РФ — основной закон государства
... охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством). Из свойства юридического верховенства Конституции вытекает и то, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность ... законом РФ. Изучение конституции важно также из-за того, что здесь закреплены основные права и обязанности как гражданина по отношению к государству, так и государства ...
Законность — сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной действительности. Право без законности остается пустым звуком, ибо без точной и качественной реализации в жизни законов и подзаконных актов невозможно цивилизованное существование общества, надежный правовой порядок.
«Законность — это соблюдение всеми субъектами права действующего законодательства; это совокупность требований, связанных с отношением к законам и подзаконным актам и проведению их в жизнь». Основы государства и права : учебное пособие/ А.В. Малько [ и др.] ; под ред. А.В. Малько.-4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2010. — С.124.
Для законности необходимы две стороны:
- Ш наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);
- Ш их выполнение, так как только наличие даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением права.
При понимании законности как принципа деятельности происходит отождествление законности с правовыми идеями. При таком подходе законность из сферы поведения субъектов перемещается в сферу правосознания.
При понимании законности как метода деятельности законность отождествляется с формами реализации законов. Однако законность — не метод реализации, а состояние общественных отношений, обусловленное реализацией законов.
понятие законности
«Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и суть рассматриваемого явления в любой его интерпретации. Нет соблюдения — нет и законности». Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2016. — С.271.
Сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
Структурно законность состоит из двух юридических процессов-действий; правотворчества и реализации права. Хотя ряд ученых не считают правотворчество (законотворчество) элементом законности, полагая законотворчество в качестве предпосылки законности. Законность также предполагает позитивную реализацию права всеми субъектами права. Законность является определенным состоянием регулирования общественных отношений, состоянием правомерной деятельности. Деятельность субъектов права при этом должна соответствовать норме права (закону).
Законность означает точное действие юридических норм во времени, в пространстве, по кругу лиц в соответствии с их юридической силой. Законность является общественно-политическим режимом жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.
Украина ХХІ века: верховенство права или верховенство закона
... поліцією та судами в кожному окремому випадку, з'являється надія на те, що народ може вдало урядувати. Як і у випадку вищого закону, верховенство закону необхідно для права народу, хоча ... всій території України, остаточним і оскарженню не підлягає". Хоч у щойно згаданому правовому контексті це може видаватися доречним, саме поняття "тлумачення, обов'язкового до виконання" є ...
«Законность — это идея, требование, режим и состояние правомерного соблюдения, исполнения, использования и применения права» Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства М.: Городец, 2010. — С.529.
Условия законности образует определенная социальная среда, ее качественное состояние, обусловленное правовой культурой. В силу объективного действия права в обществе и отношения к реализации права субъектов права сознательное и положительное отношение к правовой действительности называется правозаконностью.
Состояние законности обычно связывается с реализацией и принципом верховенства закона. При характеристике законности имеет особое значение характеристика содержания права (ценностно-правовая значимость).
Режим законности связан с реальным обеспечением основных прав и свобод человека, непротиворечивостью и беспробельностью права, правомерной реализацией права. «Сущность законности как режима состоит в том, что должно осуществляться, с одной стороны, неукоснительное требование ко всем органам государства и должностным лицам при исполнении ими своих полномочий строжайшего соблюдения буквы и духа закона, с другой — создание обстановки (атмосферы) уверенности каждого гражданина в неприкосновенности своей личности, в гарантированности реализации своего правового статуса и в неотвратимости юридической ответственности за любое правонарушение» Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. — «Проспект», 2011.- С.74.. Термин «законность» происходит от понятия «закон», который в качестве источника (формы) права занимает особое место в правовом регулировании, обладая рядом особых свойств. Но под законностью понимается исполнение не только законов, но и других правовых норм, принятых на основании закона, в дополнение к нему, при условии непротиворечивости иных норм нормам законов. Это определение является попыткой соединения широкого (соблюдение законов и подзаконных актов) и узкого (соблюдение только законов) понимания законности.
Законность означает, прежде всего, соответствие поведения субъектов права законам, за нарушение которых предусматривается юридическая ответственность. Важное значение для теории и практики имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Требования законности показывают идеологическую направленность содержания правовых норм, эти требования конкретно связаны с деятельностью субъектов в определенных сферах (отраслях права).
Каждый из принципов законности может быть представлен как совокупность требований (например, законы должны соответствовать Конституции, подзаконные акты должны соответствовать законам и т. д.).
«Законность точно так же, как и демократия, должна оцениваться в качестве завоевания человеческой цивилизации и воплощения тысячелетнего опыта использования права и государства в жизни людей. Законность и демократические формы государства являются теми началами, которые в той или иной форме и степени ограждают личность от произвола власти, общество в целом — от насилия со стороны тех, кто нарушает право. Особое политическое значение приобретает законность с установлением равенства всех перед законом и судом» Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль, 2004. — С.229..
Соотношение права, государства и экономики
... соотношения вышеуказанных категорий. Цель данной курсовой работы: рассмотреть и показать на примерах как соотносятся и взаимодействуют государство, право и экономика. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и ...
Итак, законность — атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества, осуществления демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма (государственных органов и иных организаций, служащих), гражданского общества (общественных, религиозных организаций, средств массовой информации) и для всех граждан.
Глава 2. Принципы законности
Принципы законности — наиболее существенные, глубинные черты законности как явления, которые относятся ко всем видам деятельности всех субъектов и выражают ее содержание. Принципы правовой законности представляют в определенном аспекте отражение объективных закономерностей, свойственных становлению и реализации правоотношений, опосредуемых государством и получивших свое материальное воплощение в соответствующих правовых нормах.
Под принципами законности следует понимать основные, исходные положения правовой деятельности общества и государства.
Основными принципами законности
ь верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;
- ь соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;
- ь обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;
- ь принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности;
- ь единство законности. Понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;
- ь решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность;
- неотвратимость наказания за правонарушения;
- ь неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).
Теперь нам предстоит разобраться с каждым из вышеприведённых принципов.
1.Верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Суть принципа верховенства правового закона состоит в том, что государственные решения должны быть основаны на согласии свободного гражданского общества. Следовательно, они призваны защищать фундаментальные права и свободы граждан, являясь при этом объектами оценки независимых судов. Наряду с этим в правосознании формируется представление о правовой законности как требовании правомерного поведения всех без исключения участников общественных отношений. С точки зрения соотношения личности, общества и государства правовая законность исходит из приоритета прав человека перед интересами государства. Правовой закон при таком подходе рассматривается как одинаковая, равная мера свободы для правящих и подвластных. Однако если для гражданина его верховенство определяется формулой «разрешено все, что не запрещено законом», то в отношении государственной власти, подчиняющейся этому же закону, действует другое правило: «разрешено только то, что разрешено законом».
Международное морское право. Понятие, принципы, источники
Для международного морского права характерны принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и ... в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в: Конвенции по охране человеческой жизни на море ...
«Принцип верховенства законов заключается в том, что в процессе нормотворчества, издания подзаконных актов следует исходить из того, чтобы эти акты не противоречили закону, издавались в соответствии с законом. Если же в процессе реализации права, применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона» Чердянцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2016. — С.383.
Принцип верховенства законности означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности. Конституционный Суд, Прокуратура и другие правоприменительные органы осуществляют контроль за исполнением законности. Принцип законности должен распространяться на все правовые формы деятельности; правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, правореализационную. Принцип верховенства закона означает, что, прежде всего, должны исполняться законы и исполняться в соответствии с нормами закона во всех случаях, когда закон подлежит применению.
2. Соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность. Уважение к личности, ее правам и свободам, уважение к закону, добросовестное исполнение юридических обязанностей и нравственного долга, неприятие произвола и социальной несправедливости, активное реагирование на грубые нарушения правопорядка, понимание необходимости и ценности права, значения правосудия — черты, характерные для демократического общества.
Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц — это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
В ст. 18 подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».
Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе. Данный принцип означает наличие в обществе средств и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека, интересов государства и общества в целом.
Особенности семейного права по законам Хаммурапи
... 128 по 161 Кодекса царя Хаммурапи. Цель работы – рассмотреть особенности семейного права по законам Хаммурапи. ... принцип взаимности прав и обязанностей. Несмотря на обладание рядом прав, деликтоспособность жены, по законам Хаммурапи, ... прав и обязанностей. По смыслу вышеприведенной статьи именно мужчина инициирует бракозаключительный процесс и в известной степени отвечает за соблюдение его законности, ...
3. Обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом. Принцип равенства перед законом состоит в том, что в процессе реализации законов все в равной степени должны соблюдать законы и в равной степени нести ответственность перед законом в случае его нарушения. Никакое должностное, социальное, имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к той или иной национальности, партии и т. д. не освобождают от соблюдения законов и от ответственности за их нарушение. Равенство перед законом включает одинаковую обязанность граждан соблюдать закон и равное отношение правоохранительных органов к различным нарушителям одних и тех же норм. Последнее тесно связано с принципом верховенства права, поскольку требует, чтобы законы в равной степени относились к тем, кто их издаёт и кто обладает верховной властью. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан.
В Российской Федерации равенство перед законом декларируется в 19 статье Конституции РФ:
«1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».
4. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, если он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос — руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.
«Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо» Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — Право и закон, М.: КолосС, 2014. — С.420..
Если же закон устарел, отстал от жизни или просто оказался неудачным, несовершенным, его надо отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему разумению. Очень важна здесь роль юридической науки, которая призвана вовремя подмечать такие несоответствия, коллизии и вносить в официальные органы обоснованные предложения и рекомендации. «Исправлять» закон не может отдельно взятый гражданин или организация.
Соотношение понятий «право» и «закон»
... правового государства. Представленная работа, не является поиском решения глобальной проблемы соотношения права и закона. 1 Понятие пр ава и закона, их характеристики 1.1 Общее понятие права Каждое определение права - ... теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко Законность - точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права. ...
Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д. В гражданском праве есть немало диспозитивных норм, которые предполагают выбор субъектом того или иного варианта поведения, исходя из личной целесообразности.
Но это — «разрешенная» целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности. Именно таково одно из обязательных условий построения правового государства. Строгое следование закону полезно и целесообразно.
5. Единство законности. Принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия. Единообразное понимание и применение закона составляет режим законности. Единство законности означает единство всех форм правовой деятельности, их согласованность между собой (правотворчество, правоприменение, правоохрана).
«Единство законности означает не только одинаковое (единообразное) действие закона по территории, но и по субъектам. Обеспечение всеобщности (единства) правовых предписаний — задача государства, его правореализационной функции»Липинский Д.А., Хачатуров Л.Н. Теория государства и права. Учебник.- М.: Директ -Медиа, 2013. -с.278.
Единство законности основывается на точном осуществлении законодательных установлений всеми субъектами права при наличии соответствующего контроля законности со стороны государства (режим законности).
Единство законности исключает какой-либо произвол со стороны субъектов права.
Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.
Проблема единства законности особенно обострилась в связи с ростом в последнее время регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности, настроений неподчиненности центру. Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства.
Аналогия права и аналогия закона как способы восполнения пробелов в праве
... аналогии права связано с большей неопределенностью, в законодательстве последовательно устанавливается приоритет аналогии закона перед аналогией права: аналогия права применяется только при невозможности использования аналогии закона ... государстве. Разнообразные аспекты вопросов выявления и установления пробелов в праве, ... предмета, подлежащего заполнению. В теории права понятие «пробел» чаще ...
6. Решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность; неотвратимость наказания за правонарушения. Принцип неотвратимости наказания означает, что всякое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовно _ правового воздействия, предусмотренным уголовным законом. «Смысл принципа неотвратимости наказания заключается в том, что неотвратимость наказания есть лучший способ предупреждения преступлений, суровость наказания сама по себе не способна остановить преступника» Кожевников С.Н. Общая теория права: Курс лекций. — Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2010. — С.203..
В буквальном смысле «неотвратимость» — это свойство, означающее неминуемость, неизбежность наступления вслед за событием тех или иных следствий. Суть этого принципа составляют своевременное раскрытие правонарушения и назначение виновному соответствующего (адекватного) наказания. Меры воздействия должны быть строго индивидуализированными, соответствовать тяжести совершенного деяния, личности правонарушителя обстоятельствам, средствам совершения правонарушения, тяжести последствий и др. К тому же, если за то или иное деяние должны последовать меры юридической ответственности, то без законных оснований никто не может быть от этого освобожден. Иными словами, каждое совершенное правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении — подвергнуты соответствующему наказанию.
7.Неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов. В юридической литературе уделено внимание анализу понятия «контроль», часто его сопоставляют с надзором. Эти понятия различаются, что проявляется и в тех мерах, которые могут применить государственные органы, осуществляющие соответствующие функции. Надзорные органы сами обычно не обладают правом отмены правового акта, но путем соответствующего реагирования пытаются обеспечить законность на практике. Контролирующие же органы наоборот отличаются не только правом отмены правовых актов, но и активным вмешательством в незаконную деятельность. Контрольная функция Конституционного Суда имеет свою специфику. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. При этом проблемы целесообразности не должны иметь решающее значение. Более того, принятие не самого удачного правового решения, реализованного в нормативном акте, не означает его неконституционность. В этом отличие конституционного контроля от контроля проводимого иными государственными органами, включая и ведомственный контроль.
Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере — обеспечения законности. Он свободен от ведомственных и местнических влияний, вследствие чего объективно исходит из общегосударственных задач.
Оптимизация контрольных и надзорных функций должна обеспечить решение задач по созданию единого правового поля реализации государством контрольных и надзорных функций, упрощению разрешительных процедур, сокращению лицензируемых видов деятельности, передаче части функций по контролю и надзору субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, а также создаваемым саморегулируемым организациям.
В свете вышесказанного можно считать, что принципы законности — это такие начала политико-правовой деятельности общества и государства, которые выражают идею, суть законности, обладают универсальностью, императивностью и общей значимостью, направляют и синхронизируют правотворческую и правоприменительную деятельность, отражают ее объективную необходимость в обществе и государстве.
Принципы законности можно считать демократическими, если они сформированы в рамках демократических политических систем и государственных режимов; гарантируют верховенство права в обществе и государстве; не допускают проявления властного произвола при помощи действенного механизма правовых сдержек и противовесов; детерминируются общими потребностями социальной жизни и т.д. Следует сразу оговориться, что указанные принципы, будучи известным завоеванием общечеловеческой цивилизации и культуры, наполняются конкретным содержанием только в условиях формирования правового государства (государства верховенства права) и гражданского общества.
Глава 3 . Обеспечение законности и её принципов
Обеспечение конституционных прав личности и задачи совершенствования управления государством требуют дальнейшего упрочения режима правозаконности, которое происходит и может происходить только на базе совершенствования всех институтов общества.
На состояние законности прямо или опосредованно влияют многие факторы социального характера: духовные (состояние общественного сознания, уровень культуры населения), материальные (состояние экономики, состояние внешней среды), юридические (состояние всей правовой деятельности, включая правовой характер законов), политические (состояние политической системы общества в целом, состояние федеративного устройства, наличие или отсутствие разделения властей), организационно-управленческие (состояние информационной обеспеченности, состояние профессиональной ориентации) и др.
Упрочение режима правовой законности может происходить только на базе совершенствования всех институтов демократии. Как правовой феномен законность составляет основу государственной организации общества. Законность служит утверждению демократии: охраняет демократические права и свободы граждан, обеспечивает правовой порядок в государстве, способствует развитию гражданского общества.
«Механизм законности призван юридически гарантировать основные права и свободы граждан, их равные права и обязанности — без этого не может развиваться творческая инициатива личности, не может существовать и действовать действительная демократия. Таким образом, демократия создает наиболее благоприятные условия для существования прочной законности, а законность, в свою очередь, обеспечивает и охраняет демократические институты политической системы общества. Необходимо иметь в виду, что политической (государственной) демократии без режима правозаконности нет и не может быть вообще» Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др. Теория государства и права. Под общ. ред. проф. С.С. Алексеева — М.: Норма, 2004.-С.184.
Упрочение законности диктуется не только дальнейшим развертыванием демократии — главного направления развития политической системы общества, но и постоянным ростом культуры населения и работой государственного аппарата. Между законностью и культурностью также существует взаимосвязь. Без законности нельзя обеспечить культуру работы должностных лиц, да и общая культура населения непременно включает в себя в качестве элемента правовую культуру. С другой стороны, и это очень важно, чем выше уровень культуры и образованности людей, тем больше требований они предъявляют к деятельности государственных учреждений, административных органов, должностных лиц, тем более нетерпимо относятся к нарушению своих прав и законных интересов, к правонарушениям и произволу.
И наконец, дальнейшее упрочение законности диктуется тем, что существует объективная потребность в постоянном упорядочении общественных отношений, сочетаемом с обеспечением меры свободы и инициативы участникам этих отношений. Эта потребность коренится в самой организации общества. Данное обстоятельство имеет решающее значение для упрочения законности. Чем выше уровень управления общественными отношениями, тем прочнее должна быть государственная дисциплина, которая не может обойтись без закона и законности, без прочного правопорядка в сфере общественных отношений.
Таким образом, забота о законности, как видим, обусловлена не только высокими идеалами гуманизма, несовместимого с любыми проявлениями анархии и произвола, злоупотреблением властью и нарушениями прав человека, не только уровнем культуры и степенью развертывания демократии, но и, в конечном счете, объективными потребностями развития общества.
Следует различать общесоциальные гарантии и юридические средства обеспечения законности в государстве. Важнейшими общими гарантиями законности являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов; демократизм государственного и общественного строя и др.
Вместе с этим нужны и специальные юридические гарантии законности и прочного правопорядка. Среди них прежде всего:
- закрепление основ общественного и государственного строя, основных прав и свобод, обязанностей граждан, порядка организации и деятельности органов государственной власти в конституции страны — основном законе государства;
- полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам конституции, верховенство закона по отношению ко всем иным государственным актам, всеобщность требований соблюдения законов, в том числе подзаконность государственного управления;
- равенство всех граждан перед законом и судом, право граждан на обращение в суд при нарушении их конституционных прав и свобод административными органами;
- умение каждого защищать свои права и законные интересы, выполнение гражданами своих юридических обязанностей;
- высокий уровень правосознания и правовой культуры населения;
- четкая правовая регламентация нормотворческой деятельности государственных органов, распространение законности на область законодательствования, своевременная кодификация и упорядочение всех нормативно-правовых актов, устранение противоречий между этими актами и пробелов в законодательстве, ясность и доступность нормативно-правового материала;
- демократические принципы судопроизводства, осуществление правосудия только судом, независимость суда и подчинение только закону, признание правосудия высшей юридической гарантией законности и неприкосновенности личности, ее прав и свобод, а также действие презумпции невиновности, право обвиняемого на защиту с момента задержания;
— централизованный прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны, за неотвратимостью ответственности в каждом случае виновного нарушения правопорядка, за справедливостью, обоснованностью и законностью наказания, за соблюдением требований законности в управлении и охране правопорядка.
Все факторы механизма регулирования правозаконности можно дифференцировать на две основные группы обеспечительных мер — юридического и неюридического характера.
Государство, непосредственно устанавливая законы и обеспечивая их общеобязательность, прежде всего, возможностью использования механизма принуждения, является одним из важнейших факторов обеспечения правозаконности. Вместе с тем правозаконность способна влиять на все области государственной жизни: закрепляя основные направления и цели внутренней и внешней политики; разрабатывая механизм обеспечения субъективных прав и свобод; предусматривая порядок формирования и компетенцию государственных органов, их иерархическую структуру и соподчиненность, взаимоотношения с общественными объединениями, политическими партиями, гражданами. Правозаконность в тех случаях, когда оказывается политико-юридическим принципом деятельности всей системы государственных органов, в состоянии связывать государственный аппарат и его должностных лиц требованием строгого и неукоснительного соблюдения правил поведения, закрепленных в нормативно-правовых актах. Неслучайно в современной отечественной юридической науке правозаконность рассматривается как наиболее действенный правовой метод разрешения социально-политических конфликтов. «Правозаконность как специфический механизм правового регулирования оказывает существенное влияние на то, каким образом будет разрешена сложившаяся конфликтная ситуация. Как правило, правозаконность предполагает компромисс конфликтующих сторон, когда в решении проблемы учитываются интересы всех участников» Гогин А., Липинский Д., Малько А. и др. «Теория государства и права. Учебник». М.:Изд -во»Проспект», 2016-С.212.
Это становится возможным только в том случае, если государство выступает равноправным, а не главенствующим субъектом правоотношений, наряду с обществом и отдельными гражданами.
Иногда считают, что одной из гарантий законности является государственное принуждение. В действительности принуждение не может быть гарантией законности, ибо законность сама является гарантией правомерности применяемого государством принуждения. Это правомерное, на законе основанное государственное принуждение оказывается средством предупреждения правонарушений, элементом ответственности и наказания нарушителей правопорядка, служит охране порядка в государстве.
Важнейшим методом (способом) охраны правопорядка является не принуждение, а разъяснение целесообразности соблюдения законодательства. Общегосударственная целесообразность соблюдения законов ни у кого не может вызывать сомнения. Законность и целесообразность нельзя противопоставлять.
нарушение закона, потому что не может быть целесообразного нарушения
Убеждение как решающее средство обеспечения правопорядка соприкасается не только с вопросом целесообразности, но и с проблемой справедливости в праве. Оценка закона и акта правосудия с позиций справедливости чаще всего имеет большое значение. Однако важно, чтобы и сам принцип законности воспринимался как проявление социальной справедливости, а не как чисто формальное требование соблюдения законов, вне их какой бы то ни было нравственной оценки. Естественно, что убеждение в справедливости режима законности создает наиболее благоприятную идейную предпосылку для господства закона государства в общественных отношениях.
Соотношение законности и справедливости рассматривают как с позиции того, насколько справедливы защищаемые законностью порядки (отношения, учреждения, идеалы), так и с позиции признания справедливости определенным качеством, свойственным праву и законности как таковым. Чаще всего, когда речь идет о справедливости в юридической практике и науке, имеют в виду оценку не самого права, не самой законности, а тех отношений, которые ими защищаются. С этой точки зрения ясно, что наибольшей степенью справедливости обладает право, а потому и законность.
Уже отмечалось, что справедливость — важный ценностный ориентир для сохранения и развития общества, соответствия, соразмерности между поступками людей и ответной реакции на это со стороны общества, индивидов, государства, определенных коллективов, ориентир, который проявляется в виде вознаграждений, поощрения, осуждения.
«Применительно к законности справедливость — это беспристрастность, правильность реагирования юстиции на определенные поступки, решения споров о праве; равенство перед законом и судом, всеобщность требования соблюдения законов; соразмерность наказания тяжести содеянного, соответствие между целями законодателя и средствами их достижения. И наконец, законность справедлива, потому что (как и право) противостоит произволу, бесправию и беззаконию, которые всегда нарушают любые социальные соразмерности и никогда не могут признаваться справедливыми, с каких бы исторических позиций ни подходить к этой справедливости» Боннер А.Т . Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. — М.: Российское право, 1992. —С.75..
Законность с давних пор воспринималась многими выдающимися мыслителями как социальная справедливость.
Само собой разумеется, что черты справедливости могут быть свойственны требованию соблюдения закона только тогда, когда справедлив сам закон, когда он утверждает право и противостоит антиправу.
Заключение, Законность
При понимании законности как метода деятельности законность отождествляется с формами реализации законов. Однако законность — не метод реализации, а состояние общественных отношений, обусловленное реализацией законов.
понятие законности
Сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности: Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.
Значение законности
принципами законности
ь верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;
- ь соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;
- ь обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;
- ь принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности;
- ь единство законности. Понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;
- ь решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права, и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность;
- неотвратимость наказания за правонарушения;
- ь неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).
Принципы законности взаимосвязаны между собой и образуют систему принципов, которая позволяет судить о состоянии законности, ее уровне и характере.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/printsipyi-zakonnost/
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»
2. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль, 2004. — 410с.
2. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др. Теория государства и права. Под общ. ред. проф. С.С. Алексеева — М.: Норма, 2004.- 283с.
3. Боннер А.Т . Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. — М.: Российское право, 1992. —320с..
4. Гогин А., Липинский Д., Малько А. и др. «Теория государства и права. Учебник». М.:Изд -во»Проспект», 2016 — 328с.
5. Кожевников С.Н. Общая теория права: Курс лекций. — Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2010. -253с..
6. Липинский Д.А., Хачатуров Л.Н. Теория государства и права. Учебник.- М.: Директ -Медиа, 2013. -466с.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2016. -528с.
8. Основы государства и права: учебное пособие/ А.В. Малько [ и др.] ; под ред. А.В. Малько.-4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2015. — 334с.
9. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. — 240с.
10. Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства М.: Городец, 2010. — 752с.
11. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. — «Проспект», 2011. — 176с.
12. Чердянцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. — 402с.
13. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — Право и закон, М.: КолосС, 2003. — 544с.
14. Хропанюк В.Н Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. — М.: Юристъ, 2003. — 456 с.
15. Шагиев Р.В. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. — М.: Норма, 2015. — 214 с.
Приложения
Дело № 02-314-11
Решение именем Российской Федерации
10 марта 2011 года
Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М.
с участием прокурора Масюта Е.Н.
при секретаре Горшуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по заявлению Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц — жителей муниципального района «Борзинский район» об оспаривании Устава сельского поселения «Акурайское»,