Суд присяжных по судебным уставам 1864 года

В наши дни, когда укрепление правопорядка и всей правоохранительной системы вновь выходит на передний план, возрастает интерес к истории отечественного правосудия. И это обязывает исследователей историков и юристов продолжать научную разработку проблемы на уровне современного знания. Сейчас, когда новое российское государство встает на ноги и делает попытки провести разные демократические реформы, в том числе и судебные, опыт прошлого нашей страны очень важен. Интересен этот опыт не столько с исторической точки зрения, сколько с практической, поскольку, как и тогда сейчас Россия должна выбрать по какому пути развития она пойдет, а от этого зависят и ее дальнейшие преобразования. И не последнюю роль в этом играет именно судебная реформа, потому что государство именно через суд может обеспечить права и свободы человека и гражданина. Именно суд является той гарантией, что эти права будут соблюдены. А судебная реформа 1864 года была в нашей стране первой демократической реформой в этой области.

Основной задачей этой курсовой работы является изучение судебной реформы 1864 года, которая считается самой буржуазной и последовательной реформой Х1Х века в России. В ходе реформы судопроизводства в России предполагались изменения в разных его областях: в организации судебной системы (например, введение суда присяжных), в профессиональном статусе судей (институт мировых судей, пожизненное избрание), в процедуре вынесения приговора (“двухэтапного” формирования приговора — присяжными и судей) и т.п.

Эта тема в настоящее время актуальна, так как на современном этапе наше государство проводит реформирование судебной системы, которое идет, и по сей день. Мотив выбранной мною темы прост: я хочу глубже познать историю отечественного государства и права на примере Великих реформ России XIX века. При написании этой курсовой я использовала достаточное количество источников по выбранной теме.

Во второй половине XIX века создались все условия для усовершенствования системы судопроизводства. Проблема была в том, что в России слабо было развито уважение к закону. Большая часть ответственности за юридические решения лежала на плечах царских чиновников, для которых, как известно «закон — что дышло», правосудие – область государственного беспредела, суды – его орудия, а права человека – на втором, если не на двадцать втором месте. Все судебные процессы были закрытыми для публики, судьи коррумпированы, а постановления судов редко «грешили» объективностью. Основываясь, как правило, на социальных мотивах: низшим слоям выносились куда более суровые приговоры. Старый дореформенный суд в России справедливо почитался не правосудием, а «кривосудием».

20 стр., 9791 слов

Мусульманская система права

... вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была настолько значительна, что некоторые исследователи начали определять мусульманское право как право адвокатов. В ...

Глава 1

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ, ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Российская действительность в XIX – начале XX вв. являлась результатом исторического развития страны. Основным итогом этого развития в течение долгих веков стало общее цивилизованное отставание России от передовых стран Запада, ее евразийский характер, принимавший все более четкие очертания по мере территориального расширения страны.

Это различие исторических судеб западноевропейских земель и земель восточного славянства давало себя знать еще с глубокой древности. Все основные социально-экономические, политические, культурные, религиозные процессы запаздывали в землях восточных славян и в Древней Руси на несколько столетий. Это определялось и различием географических и климатических условий (на Западе они были намного благоприятнее для развития хозяйства, торговли, культуры, градостроительства), и мощными процессами синтеза античной и новой, варварской, позднее западноевропейской средневековой цивилизаций, чего были лишены в такой же степени русские земли, испытавшие лишь опосредованное влияние античности – через культурно-исторические связи с Византией. К этому надо добавить отчаянную борьбу Руси со степными кочевниками, которая на протяжении столетий уносила животворные народные силы. Огромное тормозящее влияние на общее развитие страны оказало перенесение центра русской государственной деятельности с берегов Днепра на берега междуречья Волги, Оки и Клязьмы. По существу, строительство нового Владимиро-Суздальского княжества в лесных чащах северо-востока и его хозяйственное и политическое доминирование среди восточнославянских земель начались тогда, когда страны Запада уже миновали раннее средневековье и шли к созданию централизованных государств на новой хозяйственной основе. Перенос центра русской жизни на северо-восток отдалил ее от мировых культурных центров, придав ей евразийский характер. Татаро-монгольское нашествие, а позднее жесточайшее иго лишь резче обозначили общую историческую обреченность Руси, Московии, России, еще более задержав поступательное развитие русских земель.

Именно все эти, вместе взятые, факторы оказали решающее воздействие на судьбу страны, определили специфику социально-экономического, политического и культурного развития России, шедшей не по западному, а по евразийскому пути. Это нашло свое выражение в консервации аграрного производства, длительном сохранении отсталых и быстро изжитых на Западе крепостнических отношений между землевладельцами и крестьянами. Вплоть до XVII в. Россия безоговорочно оставалась аграрной страной. И даже тогда, когда страны Запада шли по пути промышленных революций и ковали новые буржуазные отношения, Россия еще долго, едва ли не до начала XX в., продолжала поиск наиболее эффективного хозяйствования в сфере совершенствования крепостнических отношений, несмотря на наличие сильных антикрепостнических тенденций в экономике (сфера оброчных отношений и отходничества в сельском хозяйстве, мануфактуры), развитие внутреннего рынка и внешней торговли. На страже этой «старины», доставшейся XIX в. от прошлых столетий, стояли мощные силы: материально заинтересованное в сохранении существующих порядков дворянство, государственный аппарат, выражавший в значительной мере интересы землевладельцев, самодержавная власть, тесно связанная многими нитями с консервативным классом. Именно эта власть и стала на долгие столетия вершителем судеб страны, регулятором в сфере экономики, политики, культуры, религии. При отсутствии сильного третьего сословия, что также являлось свидетельством общего цивилизованного отставания России, все это и определяло консервативный уклад жизни страны во всех ее ипостасях. 1

8 стр., 3626 слов

Суд присяжных в дореволюционной России

... России не отвечала и этим требованиям. Из общих списков выбиралось определенное число присяжных заседателей, которые вносились в очередные списки, распределялись по четвертям года и извещались о сроках явки в суд. ... необходимость и возможность введения этого суда в нашей стране. Торжественная церемония открытия судебной палаты и окружного суда состоялась в Петербурге, в бывшем помещении Арсенала на ...

На мой взгляд, отсутствие с древних времен демократических традиций является существенной особенностью исторического развития Российской империи, что непосредственно влияет и на становление судебной системы как одного из институтов государства.

Глава 2

Подготовка судебной реформы 1864 года, Блудов Д.Н.

Глава 3

Проведение реформы

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. включали в себя:

  1. Учреждение Судебные установления.

  2. Устав гражданского судопроизводства.

  3. Устав уголовного судопроизводства.

  4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Именно эти уставы составили в целом судебную реформу. Статья 353 гласила:

Учреждения судебных установлений”, Основными звеньями общих судебных, Судами первой

Судебные следователи округа входили в состав окружного суда, (часть их находилась на местах, на своих участках, а часть — непосредственно при суде).

Окружные суды создавались в специальных судебных округах, как правило, совпадающих с территорией губернии. Председатель и члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции.

К лицам, назначаемым на судейские должности, предъявлялись определённые требования. И если ранее закон не предусматривал и не устанавливал для судей образовательного ценза, поэтому в судах первой инстанции были неграмотные судьи, то теперь это было необходимо. Срок полномочий для судей этого уровня не устанавливался.

Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение, в свою очередь, делился на две части: коронный суд и суд присяжных заседателей. В заседаниях участвовали три коронных судьи (председатель и два члена).

Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные следователи, которые должны были действовать в контакте с полицией (производство дознания, сбор необходимых сведений и т.д.).

Суд с участием присяжных заседателей

Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями и утверждались губернатором. Они должны были отвечать имущественному цензу, цензу оседлости, возрастному цензу (25-70 лет), иметь русское подданство, физический ценз, ценз нравственности. Закон оговаривал, что ни учителя школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц в списки не вносятся.

13 стр., 6068 слов

История становления и развития суда присяжных в России

... опыта применения института присяжных заседателей. Задачи работы: изучение вопросов становления и развития суда присяжных заседателей; анализ моделей создания суда присяжных заседателей; исследование современного положения суда присяжных заседателей в судебной системе России. Глава 1. Общая характеристика суда присяжных заседателей как формы ...

При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трёх судей и 12-ти присяжных заседателей. Роль присяжных заседателей была довольно ограниченна. Председатель суда ставил перед ними вопрос о виновности подсудимого. Присяжные должны были ответить на вопросы коронного суда (т.е. вынести вердикт о виновности или невиновности подсудимого).

Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей считался окончательным и мог быть обжалован (или опротестован прокурором) только в кассационном порядке в Сенат по признаку формального нарушения процессуального закона. Закон подробно определял все стадии рассмотрения дел в окружном суде, права сторон (и их равенство в процессе), порядок ознакомления с доказательствами и их оценки (суд должен был оценивать доказательства свободно по внутреннему убеждению, основанному на обстоятельствах дела).

Введение суда присяжных в России было встречено неоднозначно. Одни восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой довольно остро. 3

адвокатура

Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат . В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые заведовали, «под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании особого о них положения»5 .

Судебные палаты”

Основными функциями судебных палат являлись:

  • принятие решений о предании суду, в том числе иногда по делам, рассматривавшимся в окружных судах с участием присяжных;
  • разбирательство по первой инстанции дел о государственных преступлениях и “преступлениях по должности” (обычно в эти суды попадали чиновники так называемого среднего уровня);

— проверка в апелляционном порядке обоснованности и законности решений, окружных судов по гражданским делам, их приговоров, вынесенных по уголовным делам без участия присяжных заседателей или сословных представителей.

Над всеми судебными органами России стоял Сенат

  • рассмотрение дел о наиболее опасных преступлениях по первой инстанции с участием или без участия представителей.
  • проверку в апелляционном порядке обоснованности законности приговоров, вынесенных без участия сословных представителей и судебных палат.

Следует пояснить, что суд сословных представителей был одним из наглядных проявлений непоследовательности судебной реформы. Власти не решались полностью изолировать суды от влияния сословных интересов, поэтому были выделены категории преступлений, рассмотрение дел о которых ставилось под контроль представителей основных сословий. При их разбирательстве к профессиональным судьям присоединялись предусмотренные законом сословные представители, которые участвовали в вынесении приговора и пользовались правами профессиональных судей. Иногда Сенат выступал в качестве инстанции, решавшей вопрос о предании суду. Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности.

создавался Верховный уголовный суд

прокуратуры.

Судебные уставы по реформе 1864 года, принятые в ноябре составили основу судебной реформы. Судебные уставы предусматривали: “Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями”, “Устав уголовного судопроизводства”, “Устав гражданского судопроизводства” . Судебные уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года.

11 стр., 5326 слов

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей в России: ...

... современного порядка формирования коллегии присяжных заседателей в РФ. 1. История суда присяжных в России Существованию современного суда присяжных предшествовала многолетняя история возникновения и преобразования данного института судебной власти. Щедрина Ю.В. Суд присяжных в пореформенной ...

мировым судьям

Учреждением судебных установлении (ст. 237 и 239) предусматривалось, что основой внутренней самостоятельности судей служат прочность судейских должностей и равенство судей: у них не может быть начальников; члены всех судебных инстанций как судьи равны между собой, а сами суды различаются только, по степени власти—суды первой и высших инстанций

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями”, Устав уголовного судопроизводства”, Основными стадиями в уголовном процессе, Устав гражданского судопроизводства”

Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями. Избираемые мировые судьи пришли на смену полицейским чиновникам. Вину подсудимого нужно было доказывать гласно, в борьбе с адвокатурой перед лицом представителей населения – присяжных заседателей. Суд присяжных оказал мощное благотворное влияние на всю судебную систему.6

Судебная реформа 1864 г., столкнувшись с жизненными реалиями, впоследствии претерпела значительные изменения. По данным Министерства юстиции, к 1894 г., т.е. за 30 лет существования судебных уставов, в них было внесено около 700 дополнений, изменений, поправок. Прежде всего изменения коснулись независимости судебной власти и несменяемости судей, что привело к принятию закона от 20 мая 1885 г. «О порядке издания общего наказа судебным установлениям и о дисциплинарной ответственности чинов судебного ведомства». Закон от 12 февраля 1887 г. ограничивал гласность судопроизводства, т.е. давал право на закрытое рассмотрение некоторых категорий дел и пресекал отчеты в прессе о ходе процессов. Закон от 28 апреля 1887 г. «О порядке составления списков присяжных заседателей» возложил составление общих списков присяжных заседателей на должностных лиц, располагавших сведениями об имуществе, образовании, благонадежности лица. 7

Законом от 19 мая 1871 г. были внесены некоторые изменения в порядок расследования политических преступлений. Важным положением закона было разрешение жандармским властям при недостаточности улик для передачи дела в суд применять меры административного воздействия.

В мае 1878 г. были приняты еще два закона, связанные со сферой государственных преступлений, — «О подсудности и порядке производства дел о государственных преступлениях» и «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям».

9 августа 1878 г. появился закон, согласно которому важнейшие государственные преступления и преступления против порядка управления передавались в ведение военных судов. 8 апреля 1879 г. появился еще один закон, который еще более расширил круг дел, разбиравшихся военными судами по законам военного времени. Губернаторам ряда городов предоставлялось право передавать военным судам не только обвиняемых в совершении государственных преступлений, но и всяких других по их усмотрению «для ограждения общественного порядка и спокойствия». Были сокращены сроки движения дела, свидетели вызывались лишь те, которые могли явиться в течение трех дней. Наконец, на приговор военного суда допускались только кассационные жалобы, которые генерал-губернатор мог или направить в главный военный суд, или открыть на месте Особое присутствие для их рассмотрения, или оставить жалобы без последствий. В какой-то мере это было серьезным отступлением от демократических процессуальных институтов судебной реформы 1864 г. 8

11 стр., 5088 слов

Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений

... преступлениях; - законности проведения предварительного расследования; - законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора[7, с. 188]. 1. Надзор за исполнением законов ... процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; - разрешать отводы, заявленные дознавателю, ...