ГЛАВА 1. НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ВЗЫСКАНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

, основную часть (три главы), заключение и список использованных источников.

Ключевые слова: ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительного производства при обращении взыскания на недвижимое имущество.

Предмет исследования: теоретические источники, касающиеся данной темы, нормативно-правовые акты, а также практика по вопросам исполнительного производства.

Цель исследования – комплексное изучение и анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с обращением взыскания на недвижимое имущество в исполнительном производстве, недвижимым имуществом, выявление проблемных вопросов в данной сфере и предложение конкретных путей их решения.

Для достижения цели дипломной работы были использованы действующие нормативные правовые акты, учебные пособия, а также материалы исполнительных производств, с которыми автор непосредственно осуществляет свою профессиональную деятельность.

При написании дипломной работы использованы такие методы, как метод системного анализа, сравнительно-правовой метод исследования, методы дедукции и индукции, моделирования, аналогии, а также метод синтеза полученной информации.

Полученные результаты и научная новизна заключаются в том, что благодаря проведенному исследованию был выявлен ряд проблемных вопросов в ходе обращения взыскания на недвижимое имущество должника в исполнительном производстве, которые могут быть предметом рассмотрения с точки зрения практического осмысления, а также предложены конкретные варианты их возможного разрешения.

Автор подтверждает, что все заимствованные из использованных источников теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов. Работа выполнена автором самостоятельно и единолично.

РЭФЕРАТ

Дыпломная праца «Зварот спагнання на нерухомую маёмасць даўжника у выканаўчым вытворчасці» складае 82 старонкі. Праца напісаная на падставе 54 крыніцы і ўключае ў сябе: ўвядзенне, асноўную частку (тры кіраўніка), заключэнне і спіс выкарыстаных крыніц.

Ключавыя словы: ВЫКАНАЎЧЫМ ВЫТВОРЧАСЦІ, ПРЫМУСОВАЕ ВЫКАНАННЕ, ЗВАРОТ СПАГНАННЯ, НЕРУХОМАЯ МАЁМАСЦЬ, АБ`ЕКТЫ НЕРУХОМАЙ МАЕМАСЦІ.

5 стр., 2385 слов

Исследование и разработка методов и алгоритмов резервного копирования ...

... резервирования: полного, дифференциального, мультиуровневого, алгоритма А. М. Костелло, К. Юманса, Ф. Ву, алгоритма Z Scheme . Целью данной работы является исследование и разработка методов и алгоритмов резервного копирования данных ... масштабирования, удовлетворять техническим требованиям скорости записи, чтения, восстановления данных и многим другим условиям. Выявить оптимальное решение очень ...

Аб’ект даследавання: грамадскія адносіны, якія складваюцца ў сферы выканаўчай вытворчасці пры звароце спагнання на нерухомую маёмасць

Прадмет даследавання: тэарэтычныя крыніцы, якія тычацца дадзенай тэмы, нарматыўна-прававыя акты, а таксама практыка па пытаннях выканаўчага вытворчасці.

Мэта даследавання — комплекснае вывучэнне і аналіз заканадаўства, якое рэгулюе адносіны, звязаныя са зваротам спагнання на нерухомую маёмасць у выканаўчым вытворчасці, нерухомай маёмасцю, выяўленне праблемных пытанняў у гэтай сферы і прапанова канкрэтных шляхоў іх вырашэння.

Для дасягнення мэты дыпломнай працы былі выкарыстаныя дзеючыя нарматыўныя прававыя акты, навучальныя дапаможнікі, а таксама матэрыялы выканаўчых вытворчасцяў, з якімі аўтар непасрэдна ажыццяўляе сваю прафесійную дзейнасць.

Пры напісанні дыпломнай працы выкарыстаны такія метады, як метад сістэмнага аналізу, параўнальна-прававой метад даследавання, метады дэдукцыі і індукцыі, мадэлявання, аналогіі, а таксама метад сінтэзу атрыманай інфармацыі.

Атрыманыя вынікі і навуковая навізна складаюцца ў тым, што дзякуючы праведзенаму даследаванню быў выяўлены шэраг праблемных пытанняў у ходзе звароту спагнання на нерухомую маёмасць даўжнiка ў выканаўчым вытворчасці, якія могуць быць прадметам разгляду з пункту гледжання практычнага асэнсавання, а таксама прапанаваны канкрэтныя варыянты іх магчымага дазволу.

Аўтар пацвярджае, што ўсе запазычаныя з выкарыстаных крыніц тэарэтычныя, метадалагічныя і метадычныя палажэнні суправаджаюцца спасылкамі на іх аўтараў. Праца выканана аўтарам самастойна і аднаасобна.

SUMMARY

Graduate work «Stages of executive proceedings» consists of 82 pages. The work is written based on 54 sources and includes: introduction, main part (three chapters), conclusion and a list of sources used.

Keywords: EXECUTIVE PROCEEDINGS, COMPULSORY EXECUTION, IMPOSITION OF PENALTY, REAL ESTATE, OBJECTS OF REAL ESTATE.

Object of research: public relations that develop in the field of enforcement proceedings in process of imposition of penalty on real estate.

Subject of research: theoretical sources related to this topic, normative legal acts, as well as practice on issues of enforcement proceedings.

The purpose of the research is a comprehensive study and analysis of legislation regulating relations related to penalty on real estate in enforcement proceedings, real estate, identifying problematic issues in this area and proposing specific ways in order to to solve them.

In order to achieve the purpose of the graduate work were used the existing normative legal acts, manuals, as well as materials of executive production which the author directly carries out his professional activities with.

When writing the graduate work were used such methods as the method of system analysis, comparative legal method of research, methods of deduction and induction, modeling, analogy, as well as a method for synthesizing the information obtained.

The obtained results and scientific novelty consist in the fact due to the research, a number of problematic issues were identified in process of imposition of penalty on real estate of the debtor in the enforcement proceedings, which may be subject to consideration from the point of view of practical understanding, and also proposed specific options for their possible solving.

13 стр., 6438 слов

Проблемные вопросы законодательства об исполнительном производстве

... и свидетелей и производивших взыскания по определению суда. Издание Судебников (1497 и 1550 гг.) стало новым периодом в истории исполнительного производства. В них определялся новый институт ... Именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических ...

The author confirms that all the theoretical, methodological and methodological provisions borrowed from the sources used are accompanied by references to their authors. The work was written by the author independently and individually.

ВВЕДЕНИЕ

Защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, соблюдение и охрана интересов государства посредством правильного, полного и своевременного исполнения исполнительных документов в исполнительном производстве происходит посредством принятия судебным исполнителем принудительных мер в отношении имущества должника, в том числе недвижимого.

В связи с тем, что недвижимое имущество как фундаментальный объект гражданских прав является одним из наиболее ценных и значимых видом имущества как для физических, так и для юридических лиц, то в наши дни выступает одним из самых распространенных объектов обращения взыскания в исполнительном производстве.

Актуальность данного исследования состоит в том, что вступлением в силу 16 мая 2017 года Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон о судебных исполнителях) [1] и 13 мая 2017 года – Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях» (далее – Закон об исполнительном производстве) [2], в законодательство впервые введены такие понятия, как «меры принудительного исполнения» и «исполнительные действия», судебному исполнителю предоставлены дополнительные возможности при обращении взыскания на недвижимое имущество, внесены соответствующие изменения в законодательство о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Часть таких изменений, несомненно, положительно сказались на процессе обращения взыскания на недвижимое имущество. Вместе с тем, на сегодняшний день все еще не до конца проработаны некоторые вопросы, связанные с процессом обращения взыскания на недвижимое имущество должника.

В данной дипломной работе рассматриваются основные нововведения законодательства об исполнительном производстве, а также иных актов законодательства, тем или иным образом регулирующих отношения, связанные с недвижимостью, анализируется их влияние на процесс обращения взыскания в исполнительном производстве, а также предлагаются пути решения выявленных проблемных вопросов и противоречий.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительного производства при обращении взыскания на недвижимое имущество.

Предметом исследования являются теоретические источники, касающиеся данной темы, нормативно-правовые акты, а также практика по вопросам исполнительного производства.

Теоретической основой данной работы являются труды российских и белорусских авторов, таких как: Ф.В Чигир, В.И. Синайский, Н.Л. Дювернуа, Ю.С. Гамбаров, Д.И. Мейер, П.Г. Виноградов, Н.В. Диаковская, И.А. Емелькина, Д.Х. Валеев, Ю.Н. Андреев, С.Л. Сергеева. При написании данной работы также использован автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Российской Федерации Р.З. Гайфутдиновой, а также автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Российской Федерации Н.В. Диаковской Н.В.

16 стр., 7888 слов

Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании ...

... при оценке имущества должника для его продажи в рамках исполнительного производства Понятие ликвидационной стоимости имущества Под объектом собственности должника понимаем имущество должника- организации или имущество ... ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем; в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырья ...

В настоящей работе определены этапы и особенности обращения взыскания на недвижимое имущество должника в исполнительном производстве, выявлены дефекты законодательства, регулирующего данные вопросы, обоснована необходимость особого применения принципов исполнительного производства к недвижимому имуществу, учитывая особенности последнего, а также обоснована необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство.

Целью данного исследования является комплексное изучение и анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с обращением взыскания на недвижимое имущество в исполнительном производстве, недвижимым имуществом, выявление проблемных вопросов в данной сфере и предложение конкретных путей их решения.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • определить понятие недвижимого имущества как объекта гражданских прав;
  • определить виды недвижимого имущества как объектов взыскания в исполнительном производстве;
  • проанализировать исполнительные действия, которые совершает судебный исполнитель в процессе обращения взыскания на объекты недвижимого имущества должника;
  • проанализировать меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, принимаемые судебным исполнителем в отношении объектов недвижимого имущества должника;
  • рассмотреть порядок государственной регистрации недвижимого имущества должника и прав на него;
  • рассмотреть порядок проведения оценки недвижимого имущества должника в исполнительном производстве и проанализировать основные способы его реализации.

При написании данной работы использовались такие методы, как метод системного анализа, сравнительно-правовой метод исследования, методы дедукции и индукции, моделирования, аналогии, а также метод синтеза полученной информации.

При написании работы был проведён анализ нормативных правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующих порядок обращения взыскания на имущество должника – Закона Республики Беларусь об исполнительном производстве, Федеральный Закон Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон РФ об исполнительном производстве) [3] и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с недвижимым имуществом. Эмпирической базой исследования являлись материалы исполнительных производств, с которыми автор непосредственно осуществляет свою профессиональную деятельность.

Структурно дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть разделена на три главы. Список использованных источников включает 54 источника, которые расположены по мере их упоминания в работе.

ГЛАВА 1. НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ВЗЫСКАНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

1.1 Недвижимое имущество как объект гражданских прав

В повседневности мы часто употребляем хорошо знакомые нам термины «недвижимость», «недвижимое имущество». Как правило, понятие недвижимости ассоциируется с возведёнными человеком постройками, квартирами, домами и прочими сооружениями. Но, это далеко не единственное толкование понятия «недвижимость».

2 стр., 997 слов

Вещи как объекты гражданских прав

... странице Прайс-лист . Вещи как объекты гражданских прав Объектом является то, по поводу чего возникает правоотношение между субъектами: вещи; деньги; ценные бумаги; иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты ...

Основным и единственным самостоятельным объектом недвижимого имущества еще в римском праве всегда выступала земля (solum), имеющая свою градацию в зависимости от располагающихся на ней объектов и целей использования самих земельных участков.

Кроме земли в понятие недвижимого имущества включались и вещи, неразрывно с ней связанные (res soli).

К таким относились:

  • а) вещи, связанные с землей по своей природе (деревья, кустарники);
  • б) вещи, искусственно связанные с землей (здания, сооружения)».[4]

Однако с развитием гражданских правоотношений, с появлением новых институтов, требующих закрепления на законодательном уровне, с повышением значимости в гражданском обороте земли как одного из главных объектов гражданских прав привычные правила со временем перестали отвечать потребностям общества.

Термины «недвижимость», «недвижимое имущество» в российском законодательстве впервые можно встретить еще в начале XVIII века. Само понятие «недвижимость» введено Указом Петра I «О наследии имений» 1714 года. [5].

Данный Указ даже перечислил такие виды недвижимого имущества, как родовые вотчины, купленные и выслуженные вотчины, поместья, а также дворы и лавки.

В первую очередь, под термином «недвижимость» понималась, прежде всего, часть земной поверхности и все, что прочно с ней связано таким образом, чтобы данная связь не могла быть порвана без нарушения вида и целостности самой недвижимой вещи.

Недвижимостью признавались как и возведенные надземные строения, так и подземные постройки. Также являлись недвижимыми насаждения, плоды растений и деревьев, полезные ископаемые.

Имевший место практически во всех правовых системах принцип деления вещей на движимые и недвижимые был отвергнут советской правовой доктриной в начале 20-х годов принятием Гражданского кодекса РСФСР в 1922 году. (далее – ГК РСФСР) [6]

Этот кодекс упразднил ставшее уже обычным для цивилистики деление имущества на «движимое» и «недвижимое». Последнее понятие считалось не имеющим никакого практического значения в условиях страны, где земля, недра, воды и леса являлись исключительной собственностью государства.

Так, примечание к ст. 21 ГК РСФСР 1922 г. гласило: «С отменой частной собственности деление имущества на движимое и недвижимое имущество упразднено».

Следует отметить, что большая часть ученых рассматривали и рассматривают разделение вещей на движимые и недвижимые в качестве существенного основания для их классификации, что является вполне обоснованным.

Как утверждал В.И. Синайский, «среди деления вещей, или имуществ, главное место занимает… деление их: а) на недвижимые и б) движимые.[7]

Похожей позиции придерживался в свое время Н.Л. Дювернуа, полагавший, что «во главе деления вещей по различию их свойств, важных для конструкции гражданских правоотношений, на отдельные категории наше законодательство, буквально следуя французскому образцу, ставит различие вещей (имуществ) движимых и недвижимых». [8]

По мнению Ю.С. Гамбарова, «деление вещей на движимости и недвижимости может быть просто и запутанно. Оно просто, если в основу его кладутся природные свойства вещей, не создаваемые правом, а только констатируемые им и сопровождаемые известными юридическими последствиями. Одно из таких природных свойств вещей есть способность или неспособность их к перемещению. В первом случае мы получаем движимые вещи, или движимости, во втором — недвижимые вещи, или недвижимости. Движимостью будет то, что может быть перенесено без ущерба для своего существа из одного места в другое; недвижимость — земля и все, что с нею физически связано. Так различались по своим природным свойствам движимости от недвижимостей в римском праве, и такое различие, не выходившее за пределы телесных вещей, было ясно и не подавало повода к спорам». [9]

5 стр., 2037 слов

Приобретение права собственности на движимое и недвижимое имущество, ...

... книгу и о признании недвижимой собственности. 2 Движимое имущество Относительно регистрации движимого имущества в законе сказано, что движимая собственность возникает посредством передачи движимой вещи, когда отчуждатель передает владение вещью приобретателю при наличии между ...

Критерий разделения вещей на движимые и недвижимые порождает особенности регулирования правоотношений, вытекающих из правового режима недвижимости, ввиду особых оснований возникновения, перехода и прекращения вещных прав, присущих исключительно недвижимому имуществу, в том числе наличие процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В современной юридической науке также можно найти мнение, что деление вещей на движимые и недвижимые на уровне закона не всегда соответствует самой сущности этих вещей.

Так, российский юрист Д.И. Мейер писал следующее: «Нет, однако же, необходимости, чтобы юридическое деление имущества на недвижимое и движимое совпадало с физической неподвижностью или подвижностью вещей: в области права это деление имущества имеет то значение, что одни определения связываются с имуществом недвижимым, другие — с имуществом движимым; но действительно ли имущество, признаваемое по закону недвижимым, неподвижно по своей природе или оно подвижно — это все равно. И если, например, законодательство найдет нужным какое-то определение, касающееся недвижимого имущества, распространить и на имущество движимое, то определение это будет применяться к движимому имуществу и наоборот». [10]

Однако такая позиция также подвергалась критике. Так, в противопоставление Д.И. Мейеру, цивилист П.Г. Виноградов высказывался, что именно природная составляющая недвижимого имущества, и в частности критерий прочной связи с землей, должен быть положен в основу разделения вещей на движимые и недвижимые на законодательном уровне. Отнесение к недвижимости движимых вещей по своей природе, но недвижимых в силу их государственной регистрации, по его мнению, необходимо было устранить.

С мнением П.Г. Виноградова следует согласиться, поскольку законодатель относит имущество, по своей сути являющееся движимым, к недвижимым вещам, руководствуясь лишь наличием особого порядка государственной регистрации таких вещей, что по нашему мнению не должно являться основанием отнесения таких объектов к недвижимому имуществу.

Погружаясь в историю белорусского гражданского законодательства, важно отметить, что принятый в 1964 году Гражданский кодекс Белорусской ССР (далее – ГК БССР) [11] недвижимое имущество как отдельный вид имущества не выделял, как и Гражданский кодекс РСФСР того же времени. Недвижимое имущество в то время являлось объектом права собственности и совершения сделок без всякой индивидуализации.

Так, например, ст. 100 ГК БССР устанавливала, что «в собственности граждан могут находиться жилые дома, дачи, садовые дома, земельные участки, транспортные средства, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, средства производства для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуальной и другой хозяйственной деятельности, произведенная продукция и полученные доходы, а также иное имущество потребительского и производственного назначения».

5 стр., 2366 слов

Правовое регулирование регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

... -З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.07.2014 г. № 190-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. О создании системы государственных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав ...

В отечественное законодательство определение понятия недвижимости было возвращено Закона «О собственности в Республике Беларусь» [12] от 11.12.1990, затем воспринято Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 [13].

Согласно п. 2 ст. 4 Основ «к недвижимому имуществу относились земельные участки и все, что прочно с ними связано: здания, сооружения, предприятия, иные имущественные комплексы, многолетние насаждения».

В современном российском законодательстве легальное определение недвижимого имущества на сегодняшний день содержит Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 г. (далее – ГК РФ) [14].

Так, п. 1 ст. 130 ГК РФ определяет, что «к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства».

В законодательстве Республики Беларусь на сегодняшний день определение терминов «недвижимое имущество», «недвижимость» закреплено Гражданским кодексом Республики Беларусь 1998 года (далее – ГК Республики Беларусь) [15].

Определение соответствует аналогичному определению ГК РФ 1994 года.

Так, в соответствии со ст. 130 ГК Республики Беларусь «к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, поверхностные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места. К недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море», космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество».

Поскольку понятие недвижимого имущества, определенное статьей 130 ГК Республики Беларусь практически буквально соответствует статьей 130 ГК РФ, то при анализе отечественного законодательства можно регулировать и учитывать исследования, в том числе и российских ученых – юристов посвященными данной тематике.

Из содержания норм белорусского и российского гражданских законов усматривается отождествление таких терминов, как недвижимость, недвижимые вещи и недвижимое имущество. Такой подход подвергается критике. По мнению некоторых юристов, указанные понятия нельзя отождествлять.

Так, Н.В. Диаковская полагает, что недвижимое имущество включает в свое содержание как недвижимые вещи, так и имущественные права. [16]

По мнению И.А. Емелькиной, вышеуказанный подход заслуживает внимания, поскольку некоторыми зарубежными правовыми системами само понятие недвижимости толкуется достаточно обширно и под таким имуществом понимают, в том числе, как и материальные объекты, так и права на них. Однако по отношению к отечественным правовым доктринам, она высказывается иным образом: «Полагаю, что в нашем правопорядке такое невозможно, поскольку у нас отсутствует концепция бестелесного имущества, и объектом права собственности могут быть материальные объекты». [17]

14 стр., 6936 слов

Имущество реферат рб

... права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им. государственной и частной Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно- ... качества. Перечень оснований прекращения права собственности вопреки воле собственника включает: ^ ^ Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ^ Реквизиция –, Конфискация – ^ ^ ...

Проведя анализ норм ГК Республики Беларусь и ГК РФ, можно выделить несколько основных для определения недвижимого имущества признаков:

1) прочная связь объектов с землей;

2) невозможность перемещения таких объектов без несоразмерного ущерба их назначению.

В современной юридической литературе выделение первого признака подвергается существенной критике. Например, квартира на шестом этаже или административное помещение — офис, регистрируются как самостоятельные объекты недвижимого имущества, но, не имеют прочной связи с землей ввиду очевидных причин. Как утверждает И.А. Емелькина, «Как раз эти объекты относятся к недвижимости не по признаку прочной связи с землей, а в силу прямого указания в законе».

В фундаментальном белорусском источнике под редакцией В.Ф.Чигира относительно второго признака недвижимости написано следующее: «под общим признакам недвижимое имущество характеризуется тем, что оно постоянно расположено в одном и том же месте, его перемещение либо вообще не возможно, либо хотя и возможно, но с несоразмерным ущербом его назначению, в результате чего вещь обесценивается. Следовательно, отнесение вещей к категории недвижимых связано прежде всего с их естественными свойствами» [18].

Однако вышеуказанный признак недвижимости также подвергается критике, поскольку современные достижения техники и науки на сегодняшний день позволяют нам перемещать даже капитальные строения с места на место без нанесения им хоть малейшего ущерба. Однако необходимо заметить, что перемещение таких объектов, скорее всего, будет являться исключением из общего правила.

Зарубежные правовые системы в своем большинстве выделяют только один признак недвижимого имущества – прочная связь с землей.

Анализируя научные труды авторов, посвященные проблемным аспектам разделения имущества на движимое и недвижимое, а также исходя из буквального толкования определения недвижимого имущества, данного статьей 130 ГК Республики Беларусь, по нашему мнению, также можно выделить четыре группы недвижимого имущества:

  • а) первая группа, к которой можно отнести основной, базовый перечень прочно связанных с землей объектов недвижимости, таких как, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты;
  • б) вторая группа объектов, характеризующихся наличием прочной связи с землей, к которой относятся леса, многолетние насаждения, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • в) третья группа: приравненное к недвижимым вещам предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море», космические объекты;
  • д) четвертая группа: иное имущество, отнесенное законодательными актами к недвижимым вещам.

Исходя из изложенного, важным также будет отметить, что отечественный гражданский закон все же остался верен традиционному принципу определения недвижимых вещей по природе и недвижимых вещей по закону. К последним, может относиться, в частности, юридически недвижимые объекты, по своей сути которое являются движимыми (воздушные и морские суда, космические объекты и т.д.).

16 стр., 7757 слов

Гражданско-правовая характеристика института договора аренды ...

... хозяйствующих субъектов. В правоприменительной практике договор аренды в настоящее время стал одним из самых распространенных. Среди разновидностей данного договора преобладает аренда имущества, в частности, аренда зданий, ... должны быть взаимосвязанными, взаимообусловленными, дабы достичь определенный правовой результат. договор аренда беларусь прекращение Этого не отрицает и М.И. Брагинский и ...

Норма ГК Республики Беларусь до настоящего времени относит к недвижимым вещам как и леса, многолетние насаждения, так и поверхностные водные объекты, что в свое время вызывало массу споров. Нельзя также не подвергнуть критике, на первый взгляд, кажущиеся схожими понятия «незавершенные законсервированные капитальные строения» и «объекты незавершенного строительства». В первом случае, по логике белорусского законодателя, к недвижимому имуществу относятся только законсервированные капитальные строения , в то время как к объектам незавершенного строительства можно отнести, как и законсервированные так и незаконсервированные объекты строительства, обладающие как фактически, так и юридически всеми признаками недвижимых вещей. По нашему мнению, подход российского законодателя в данном случае более практичен. Как мы полагаем, белорусскому законодателю следует последовать примеру страны союзного государства.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Легальное определение недвижимого имущества, предусмотренное, статьей 130 ГК Республики Беларусь, не удовлетворяет в полной мере ни практиков, ни теоретиков. В современной отечественной науке нет единого мнения о содержании понятия недвижимого имущества. Различными исследователями предлагается разграничивать понятия недвижимости, недвижимого имущества и недвижимых вещей. Некоторые авторы высказываются за исключение из состава недвижимости объектов, которые отнесены к данному виду силой закона, но не имеют признаков недвижимых вещей по своей природе.

Недвижимое имущество как объект гражданских прав, по нашему мнению, следует определять как совокупность объектов гражданских прав, на которую распространяется установленный законодателем специальный правовой режим недвижимых вещей, подлежащих обращению взыскания в рамках исполнительного производства.

1.2 Виды недвижимого имущества и прав на него

В соответствии со ст. 2 Закона о судебных исполнителях правовую основу деятельности судебных исполнителей составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Поскольку законодательство об исполнительном производстве недвижимое имущество должника не разделяет на виды, то судебному исполнителю в процессе исполнения требований исполнительных документов применительно к процедуре обращения взыскания на конкретные виды объектов недвижимости в целях установления их признаков следует руководствоваться иными специальными актами законодательства.

В первую очередь все же необходимо отметить условное разделение недвижимого имущества должника по возможности обращения на него взыскания. Такое разделение усматривается из ч. 3 ст. 70 Закона об исполнительном производстве, согласно которой, при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество должника, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, перечисленного в приложении к Закону.

В связи с этим, недвижимое имущество как объект взыскания в исполнительном производстве следует классифицировать следующим образом:

  • недвижимое имущество, на которое может быть обращено взыскание;
  • недвижимое имущество, на которое не может быть обращено взыскание.

В свою очередь недвижимое имущество, на которое не может быть обращено взыскание также можно подразделить на следующие категории:

  • изъятое из оборота недвижимое имущество;
  • недвижимое имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с приложением к Закону об исполнительном производстве.

Так, согласно п. 1 Перечня имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документа, содержащийся в Законе Республики Беларусь об исполнительном производстве, к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание относится, в том числе жилой дом с хозяйственными постройками или отдельные его части либо квартира, в том числе с хозяйственными постройками, или отдельные ее части, если должник и его семья постоянно в них проживают, за исключением случаев, когда взыскивается кредит, предоставленный банком или небанковской кредитно-финансовой организацией на строительство дома или квартиры, а также реконструкцию или приобретение жилого дома (квартиры), либо когда жилой дом или квартира обременены ипотекой при условии неисполнения должником обеспеченного ипотекой обязательства.

Таким образом, к видам объектов недвижимого имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, можно отнести:

1) Жилой дом с хозяйственными постройками или без них;

2) Квартира с хозяйственными постройками или без них.

Следует также отметить, что главным условием отнесения данных видов объектов недвижимого имущества к имуществу граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, является постоянное проживание в них должника и его семьи.

Поскольку для правового режима недвижимого имущества особое значение имеет закрепленная статьей 131 ГК Республики Беларусь государственная регистрация такого имущества, а как правило на практике в исполнительном производстве недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, как объект обращения взыскания составляет основную его часть и встречается достаточно часто, то в первую очередь для определения видов объектов недвижимого имущества следует обратиться к акту законодательства, регулирующему отношения, связанные с регистрацией недвижимого имущества и прав на него.

Таким нормативным правовым актом является Закон Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-3«О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости) [19].

Так, ст. 3 указанного Закона устанавливает правила государственной регистрации в отношении следующих видов объектов недвижимого имущества:

1.1. земельных участков;

1.2. капитальных строений (здания, сооружения);

1.2-1. незавершенных законсервированных капитальных строений;

1.3. изолированных помещений, в том числе жилых;

1.3-1. машино-мест;

1.4. предприятий как имущественных комплексов;

1.5. других видов недвижимого имущества в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Для определения конкретных объектов недвижимого имущества, перечисленных ст. 3 Закона о государственной регистрации недвижимости, в первую очередь рассмотрим, что законодатель вкладывает в содержание понятий данный объектов.

Так, согласно абз. 18 ст. 1 Кодекса Республик Беларусь о земле [20] земельный участок — это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями).

Определение капитального строения содержит абз. 10 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, в силу которого капитальное строение (здание, сооружение) — любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Примечательно, что в соответствии с п. 4 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 N 11 [21], для признания объекта капитальным строением (зданием, сооружением) необходима совокупность следующих признаков:

  • здание, сооружение возводятся, реконструируются, реставрируются, проводится капитальный ремонт здания, сооружения на основе разработанной проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, переустройство, перепланировку (далее — проектная документация), если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;
  • здание, сооружение прочно связаны с землей путем устройства фундамента, для отдельных видов сооружений — основания сооружения или являются подземными;
  • здание, сооружение (кроме зданий, сооружений, введенных в эксплуатацию до 1 января 1992 г., а также садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) подлежат вводу в эксплуатацию в соответствии с законодательством;
  • здание, сооружение не являются временными согласно проектной документации, разрешению на строительство объекта или решению об изъятии и предоставлении земельного участка государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией;
  • здание, сооружение невозможно переместить без несоразмерного ущерба их назначению, то есть если при демонтаже здания или сооружения есть необходимость полной или частичной разборки здания, сооружения в целом или их разрушения.

В случае возникновения сомнений при отнесении здания, сооружения к капитальному строению организация по государственной регистрации, регистратор или заказчик могут обратиться с запросом об отнесении здания, сооружения к капитальному строению в соответствующий исполнительный комитет.

Абзац 12 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости определяет, что незавершенное законсервированное капитальное строение — законсервированный объект строительства, создание которого в качестве капитального строения разрешено в соответствии с законодательством Республики Беларусь, но не завершено, имеющий прочную связь с землей, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

В свою очередь п. 10 ст. 62 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» [22] предусматривает, что в состоянии консервации объект незавершенного строительства может находиться не более трех лет.

Таким образом, под незавершенным законсервированным капитальным строением (НЗКС) по белорусскому законодательству следует понимать законсервированный на срок не более трех лет объект строительства, создание которого в качестве капитального строения разрешено в соответствии с законодательством Республики Беларусь, но не завершено, имеющий прочную связь с землей, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Как следует из абз. 6 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости изолированное помещение — внутренняя пространственная часть капитального строения (здания, сооружения), отделенная от других смежных частей строения перекрытиями, стенами, перегородками, имеющая самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т.п.) либо с территории общего пользования (придомовой территории, улицы и т.п.) непосредственно или через другие помещения, территорию путем установления сервитута, назначение, местонахождение внутри строения, площадь которой описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Согласно п. 23 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь [23] жилое изолированное помещение — жилое помещение, расположенное внутри жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), отделенное от других помещений жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения) перекрытиями, стенами, перегородками и имеющее вход из вспомогательного помещения либо непосредственно с придомовой территории.

Под машино-местом в соответствии с абз. 11 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, признается место стоянки, предназначенное для размещения транспортного средства и являющееся частью капитального строения (здания, сооружения, в том числе автомобильной стоянки), принадлежащее юридическому или физическому лицу и зарегистрированное как объект недвижимого имущества в соответствии с правилами, установленными законодательством Республики Беларусь о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для нежилых изолированных помещений.

Согласно п. 1 ст. 132 ГК Республики Беларусь предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Закон о государственной регистрации недвижимости устанавливает правила государственной регистрации только в отношении вышеуказанных объектов недвижимого имущества.

К объектам недвижимости, в отношении которых установленные указанным Законом правила государственной регистрации не применяются, можно отнести: участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания и суда смешанного плавания «река – море» космические объекты.

Поскольку в соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь [24] «недра, воды и леса составляют исключительную собственность государства», то выступать в качестве объектов обращения взыскания в рамках исполнительного производства ввиду их особого правового режима не могут.

Правила регистрации таких объектов недвижимого имущества, как воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания и суда смешанного плавания «река – море», космические объекты, определяют иные акты законодательства.

Важным будет отметить, что в современной белорусской практике обращение взыскания судебным исполнителем в рамках исполнительного производства на данные объекты недвижимого имущества практически не встречается. Тем не менее, поскольку данные объекты имущества все же относятся к недвижимому имуществу ввиду прямого указания в законе, и могут быть объектами вещных прав, то формально, их можно отнести к недвижимому имуществу должника, которое может быть подвергнуто взысканию судебным исполнителем в ходе исполнительного производства.

В соответствии со статьей 217 ГК Республики Беларусь вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

1) право хозяйственного ведения и право оперативного управления;

2) право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

3) право постоянного пользования земельным участком и право временного пользования земельным участком;

4) сервитуты.

Несмотря на то, что все без исключения вещные права являются основанием возникновения юридической связи между субъектом права и объектом недвижимости, в исполнительном производстве закон четко установил перечень вещных прав, позволяющих квалифицировать определенный объект недвижимости как объект взыскания в исполнительном производстве.

Частью 2 и 3 ст. 75 Закона об исполнительном производстве закреплено, что взыскание обращается на иное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — на праве оперативного управления.

Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, взыскание обращается на долю должника в таком имуществе, определяемую в соответствии с законодательством.

Установленные законодателем ограничения в распоряжении недвижимым имуществом, принадлежащего должнику на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, содержащиеся в ст 278-279 ГК Республики Беларусь в процессе обращения взыскания в рамках исполнительного производства не применяются. Согласие собственника объектов недвижимого имущества на его принудительное отчуждение не требуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что объектами недвижимого имущества должника, на которое может быть обращено взыскание судебным исполнителем в исполнительном производстве, выступают принадлежащие должнику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а также находящиеся в общей собственности земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, незавершенные незаконсервированные капитальные строения, изолированные помещения, в том числе жилые, машино-места, предприятия как имущественные комплексы, а также воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания и суда смешанного плавания «река – море», космические объекты, а также иные объекты, отнесенные законодательными актами к недвижимым вещам

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

2.1. Общий порядок обращения взыскания на недвижимое имущество должника. Исполнительные действия.

Статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, соблюдение и охрана интересов государства посредством правильного, полного и своевременного исполнения исполнительных документов.

Выполнение данных задач осуществляется путем применения судебным исполнителем мер, определенных Законом Республики Беларусь об исполнительном производстве в том числе, в отношении недвижимого имущества должника.

В Законе об исполнительном производстве недвижимое имущество как объект взыскания отдельно не рассматривается и выступает в качестве объекта обращения взыскания наряду с другими видами имущества, подпадая под единую обобщенную категорию «иное имущество». Законодательством сегодня не установлено определение понятия «имущество», на практике и в науке оно является весьма многозначным. Поскольку в целом понятие «имущество» в материальном гражданском праве используется в довольно разных значениях, комментируя нормы Федерального Закона об исполнительном производстве, российский юрист Д.Х. Валеев пишет, что «при применении соответствующих норм требуется всякий раз уяснить значение термина «имущество».[25] Этот вывод верен и применимо к отечественному Закону об исполнительном производстве.

Общие правила исполнительного производства при обращении взыскания на недвижимое имущество неразрывно связаны с общими правилами обращения взыскания на имущество должника в целом, определённых Законом об исполнительном производстве.

Так, ч. 3 ст. 70 указанного Закона определено условие, при наличии которого судебным исполнителем производится обращение взыскания на имущество должника: «при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество должника, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, перечисленного в приложении к настоящему Закону».

Данное условие находит свое отражение также в ст. 75 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 которой закрепляет, что обращение взыскания на иное имущество должника производится при недостаточности денежных средств, взысканных со счетов, вкладов (депозитов) должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации по предъявленному взыскателем к исполнению исполнительному документу либо посредством обращения взыскания на денежные средства иным способом.

Аналогичное условие содержится и в тексте Федерального закона РФ об исполнительном производстве. Однако важно отметить, что действующий российский закон также устанавливает очередность обращения взыскания на имущество.

Как определено ст. 94 Федерального Закона РФ об исполнительном производстве в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:

1) в первую очередь — на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;

2) во вторую очередь — на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

3) в третью очередь — на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

4) в четвертую очередь — на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда».

Такой подход, как мы полагаем, хоть и обеспечивает соблюдение закрепленных Конституцией права должника на неприкосновенность имущества, но в тоже время способствует необоснованному затягиванию принудительного исполнения судебных решений в части обращения взыскания на недвижимое имущество должника. Как мы видим обращение взыскания на недвижимое имущество должника, согласно позиции российского законодателя, должно производиться лишь после обращения взыскания на движимое имущество и имущественные права, непосредственно не участвующее в производственной деятельности должника в не зависимости от размера требований по исполнительному документу и задолженностью по исполнительному производству в целом. Это не совсем практично и рационально и не в полной мере учитывает права взыскателя на своевременное исполнение судебного решения.

Для примера можно рассмотреть соответствующий случай из российской практики. На исполнении в одном из районных отделов Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу находилось исполнительное производство № 123456, возбужденное на основании исполнительного листа арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2017 № А40-29356/17-111-290 о взыскании задолженности с ОАО «Б» в пользу ОАО «В» в размере 10.000.000,00 долларов США. Денежных средств должника для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе не достаточно.

В ходе исполнения требований данного исполнительного документа установлено, что в собственности должника имеется ряд не участвующих в производственной деятельности объектов недвижимости, в случае реализации которых требования исполнительного документа могли бы быть исполнены в полном объеме.

Деятельность ОАО «Б» заключается в производстве деталей и запчастей к объектам гражданской авиации. Автотранспортных средств за должником не зарегистрировано, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней, а также имущественных прав также не имеется. С учетом требования очередности, судебному исполнителю в данном случае следует выйти по месту осуществления должником финансово-хозяйственной деятельности и обратить взыскании, в первую очередь на предметы дизайна офисов, и готовую продукцию. Будет ли иметь достаточную ликвидность производимая должником готовая продукция ввиду специфики таковой? Будет ли целесообразен арест предметов интерьера офисов, поскольку денежных средств, полученных от реализации такого имущества явно не достаточно? Будет ли данный порядок соответствовать закрепленным статьей 4 Федерального закона РФ об исполнительному производстве принципу исполнительного производства своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и принципа соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения?

По нашему мнению, порядок обращения взыскания на имущество должников — юридических лиц, установленный Федеральным Законом РФ об исполнительном производстве не в полной мере защищает законные права и интересы взыскателей, а также не соответствует вышеуказанным принципам исполнительного производства.

Однако стоит признать, что подобная норма, устанавливающая очередность обращения взыскания на имущество юридических лиц ранее содержалась в Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь от 11.01.1999 № 238-З [26] в редакции до 09.01.2017. Белорусскому законодателю удалось отойти от подобной очередности обращения взыскания на имущество, что безусловно отразилось на своевременности и эффективности исполнении исполнительных документов имущественных требований.

Ведь на практике нередко встречаются случаи, когда именно составление акта ареста находящегося в собственности должника, к примеру, капитального строения может понудить последнего к принятию мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа во избежание ущерба деловой репутации, отношений с арендаторами, срыва производственного процесса и иных неблагоприятных для должника последствий.

Термин «обращение взыскания», не является однозначным. Сам процесс обращения взыскания на недвижимость в исполнительном производстве, по своей сути, представляет собой на практике цепочку взаимосвязанного принятия мер и совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа из денежных средств, полученных при реализации судебным исполнителем объектов недвижимого имущества должника, либо передача таких объектов взыскателю в счет погашения задолженности по требованиям имущественного характера.

Таким образом, следует сделать вывод, что понятия исполнительных действий и мер принудительного исполнения не являются синонимами. Исполнительные действия, по своему назначению служат для создания условий для дальнейшего применения судебным исполнителем мер принудительного исполнения.

Обращение взыскания на недвижимое имущество должника осуществляется непосредственно путем совершения судебным исполнителем определенных ст. 63 Закона об исполнительном производстве исполнительных действий, которые в свою очередь создают условия для применения мер принудительного исполнения, закрепленных в ст. 69 данного Закона. Статьей 69 предусмотрено, что меры принудительного исполнения применяются судебным исполнителем после возбуждения исполнительного производства при принудительном исполнении исполнительного документа, то есть по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Интересно, что в статье 64 Федерального закона РФ об исполнительном производстве так и говорится, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В тексе Закона об исполнительном производстве подобной формулировки нет. На сегодняшний день на практике возникает масса споров относительно тех либо иных мер к исполнительным действиям либо к мерам принудительного исполнения. К тому же, между исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения прослеживается очевидная логическая связь.

Так, мерой принудительного исполнения применительно к объектам недвижимого имущества, как и применительно к имуществу в целом, является закрепленная статьей 69 Закона об исполнительном производстве мера в виде обращения взыскания на имущество должника, в том числе на имущественные права, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Согласно данной норме закона, недвижимое имущество должника попадает, как отмечалось выше, под обобщенный термин «имущество».

Исполнительные действия – это действия, которые судебный исполнитель вправе совершать, чтобы исполнить требования исполнительного документа, выражающие его полномочия. Этим правомочиям судебного исполнителя корреспондируют соответственно обязанности должника или третьего лица, к которым обращено действие судебного исполнителя.

Так, по нашему мнению, применительно к обращению взыскания на недвижимое имущество должника в первую очередь необходимо выделить такие определенные ст. 63 Закона об исполнительном производстве» исполнительные действия, как:

  • вызов должника или его представителей, а также собственников имущества (учредителей, участников) должника — юридического лица для дачи объяснений, представления необходимых документов;
  • истребование у должника сведений об имеющемся у него имуществе, источниках получения доходов, а также других сведений, необходимых для исполнения исполнительного документа;
  • истребование от сторон исполнительного производства и иных лиц устной и письменной информации, материалов и (или) документов, необходимых для исполнения исполнительного документа, в том числе с последующим изъятием их в порядке, установленном законодательством;
  • получение по находящимся в его производстве исполнительным документам от граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, должностных лиц государственных органов и иных организаций на безвозмездной основе необходимых материалов и (или) документов, информации (за исключением первичных статистических данных), включая информацию, содержащую банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, в случаях, установленных законодательными актами;

— получение по находящимся в его производстве исполнительным документам на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведений из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные, а также наличие доступа, включая удаленный, к информационным ресурсам и системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных государственными органами и (или) иными организациями, в том числе с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы».

Примечательно, что в силу п. 58 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее – Инструкция) [27], судебный исполнитель не вправе в срок для добровольного исполнения исполнительного документа вызывать должника или его представителей, а также собственников имущества (учредителей, участников) должника — юридического лица для дачи объяснений, представления необходимых документов, а также истребовать у должника сведения об имеющемся у него имуществе и т.д.

Впрочем, в век современных технологий это не является критическим. Для получения сведений об объектах недвижимого имущества должника судебному исполнителю не обязательно вызывать к себе на прием представителей должника. Такие сведения на данный момент в реальном времени возможно получить посредством удаленного доступа к специально разработанной для таких целей информационной системе единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Такой информационной системой является NKA_Remote версии 2.0.9., удаленный доступ к которой имеется на рабочем месте практически у каждого судебного исполнителя. Данное программное обеспечение разработано в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимого имущества, постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 27.07.2006 № 13 «Об утверждении Инструкции о порядке дистанционного доступа к единому государственному регистру недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» [28], постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 24.01.2005 №4 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления сведений и документов в отношении недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и внесении изменений в постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 4 июля 2003 г.№ 6». [29]

В зависимости от типа пользователей им присваивается одна из трех ролей в ПО NKA_Remote, определяющая возможности пользователя при работе с программой. Органы принудительного исполнения имеют третий тип пользователя.

В соответствии с п. 6 вышеуказанного постановления Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 27.07.2006 № 13 дистанционный доступ к регистру недвижимости предоставляется пользователям на основании договора об оказании услуг по предоставлению дистанционного доступа к регистру недвижимости (далее — договор), заключаемого с республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — республиканская организация по государственной регистрации).

Подобные договора заключаются с Главными управлениями юстиции городских либо областных исполнительных комитетов, структурным подразделением которых являются территориальные органы принудительного исполнения в виде отделов и управлений принудительного исполнения. Органы принудительного исполнения получают доступ к регистру недвижимости на безвозмездной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

До появления упомянутого программного обеспечения судебным исполнителям в целях получения сведений об объектах недвижимости, находящихся в собственности, либо вещном праве, необходимо было направлять письменные запросы в территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что в определенной степени причиняло немало неудобств и порой препятствовало своевременному принятию судебным исполнителем мер, направленных на бесконтрольное отчуждение должником недвижимого имущества.

Таким образом, началом обращения взыскания на недвижимое имущество должника, как мы полагаем, следует считать момент получения судебным исполнителем сведений об имущественных правах на объекты недвижимого имущества должника из информационной системы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, либо получение таких сведений от сторон исполнительного производства в устном или письменном виде. Взыскатели зачастую уже в заявлении о возбуждении исполнительного производства указывают имеющиеся у них сведения об объектах недвижимости до