Административное принуждение: понятие, виды

Дипломная работа

Реализация исполнительной власти обеспечение правопорядка и дисциплины в государстве находит свое практическое осуществление лишь непосредственно с помощью определенных способов и методов стратегического воздействия на сознание и поведение людей. В качестве этих способов на данном этапе развития общества выступают два взаимодополняющих метода государственного управления — убеждение и принуждение. Свое социальное назначение, а также эффективность своего воздействия данные методы находят в том, что они, во-первых, обуславливаются общими социально-экономическими закономерностями развития общества, во-вторых, обязательно должны находиться в неразрывном единстве, в-третьих, находятся в зависимости от того, насколько правильно и социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества.

Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.д., в классовом обществе — на власти государства. Всякая государственная власть и есть принуждение Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. — Тюмень, 1994. — С.89.

Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.

Реализация мер административного принуждения является весьма важной и актуальной задачей государственных органов, поскольку эти меры направлены на обеспечение законности, охраны правопорядка, прав и интересов граждан и организаций, собственности, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти.

Административное принуждение на протяжении более пятидесяти лет подвергалось неоднократному исследованию, в юридической науке сформировалось множество различных позиций, которые нередко противоречат. Таким образом, особую актуальность приобретает систематическое изучение сформировавшихся позиций для приведения накопившихся теоретических разработок в аргументированную точку зрения.

10 стр., 4780 слов

Президент РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти ...

... по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др. Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной право- и дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и ...

Необходимость комплексного исследования мер административного принуждения вызвана двумя основными проблемами. Во-первых, возникают теоретические разногласия по поводу отнесения тех или иных понятий к видам административного принуждения, а во-вторых, частое неправомерное применение административного принуждения, происходящее в силу недостаточной теоретической разработки их классификации и отсутствия их системы в едином нормативно-правовом акте. Таким образом, теоретическое осмысление названных проблем и их исключительная практическая важность определили выбор темы дипломной работы.

Научно-теоретическое исследование административного принуждения отечественными учеными насчитывает более ста лет. Большая роль в исследовании и разработке теории административного принуждения принадлежит профессору Московского университета И.Т. Тарасову. По его мнению, принуждение представляет собой крайнюю меру, которой располагает исполнительная власть для реализации распоряжения: «Принуждением называется та деятельность администрации, посредством которой устраняется и подавляется встречаемое администрацией сопротивление при исполнении ее законных задач».

Ощутимый вклад в развитие отечественной административно-правовой науки внес ректор С.-Петербургского университета и профессор кафедры полицейского права И.Е. Андреевский. Он был сторонником централизованной исполнительной власти, наделенной значительными карательными полномочиями. В наше рассматриваемой темы касаются труды таких правоведов, как А.П.Алехин, Ю.М. Козлов, А.К. Костылев, ВЕ. Севрюгин, Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. С.С. Алексеев, А.И. Каплунов, Л.Л. Попов и другие.

Объект исследования — общественные отношения, связанные с административным принуждением.

Предметом исследования стали нормативные основы, правоприменительная практика в сфере применения мер административного принуждения.

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:

  • выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
  • сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
  • классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
  • проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.

административный принуждение государственный

1.1 Государственное принуждение как форма реализации государственной власти

Принуждение как многоаспектное социально-правовое явление может быть рассмотрено с разных позиций. Существуют различные подходы к раскрытию его содержания: философский, психологический (волевой), социальный (управленческий), юридический (правовой).

В совокупности перечисленные подходы дают возможность глубже понять содержание государственного принуждения как вида социального принуждения и правового явления, его социальную роль и назначение в демократическом правовом государстве.

С точки зрения семантики, имя существительное «принуждение» в русском языке понимается чаще всего как действие, направленное на человека с целью заставить его что-либо сделать или не делать помимо его воли. Так, в Словаре современного русского литературного языка термин «принуждать» объясняется как «силою побуждать к чему-либо; заставлять».

18 стр., 8943 слов

Соотношение политической власти и административного управления

... как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. ... другим» для преодоления естественного состояния «войны всех против всех». По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем ...

По мнению В.И. Даля, «принуждать» означает также «принудить.., приневолить, силовать, заставлять», в свою очередь слово «принудить» объясняется как «заставить что-н. сделать». Таким образом, по мнению специалистов-языковедов, синонимом глагола «принуждать» является глагол «заставлять».

Принуждение как философскую категорию позволительно рассматривать в узком смысле как насильственный акт. По мнению отдельных исследователей, принуждение — это результат противоправного «заставления», стесняющего внешнюю свободу человека, который закрепляет несправедливое применение силы и изменяет состояние формального равенства.

С точки зрения философского подхода и с учетом норм русского языка, принуждение можно определить как процесс снятия индивидуальной воли посредством внешнего воздействия, направленного на то, чтобы заставить индивида делать что-либо или воздержаться от каких-либо действий Словарь современного русского литературного языка. Т. 11.- М-Л., 1961. — С. 635..

С точки зрения психологии, принуждение — это внешнее воздействие на сознание (волю) и поведение принуждаемого лица вопреки его воле и желанию. Надобность в нем возникает при противоречивости стремлений двух субъектов, из которых один предписывает выполнение своего требования другому. Принуждение представляет собой метод воздействия, который обеспечивает совершение действий людьми вопреки их воле, в интересах принуждающего.Поскольку принуждение — не просто воздействие, а целенаправленное воздействие, то, с точки зрения социологии, оно выступает как метод социального управления.

Принуждать — значит различными насильственными способами и средствами заставлять принуждаемого поступать в соответствии с установленными социальными нормами, в соответствии с волей и желанием принуждающего субъекта. Посредством принуждения подавляются, тормозятся антисоциальные, противостоящие общественной или иной воле мотивы поступков человека, ограничивается свобода его действий, стимулируется желательное поведение.

Принуждение есть метод управления, конечным результатом которого может быть состояние подчинения. Специфика принуждения как метода социального управления состоит в том, что с его помощью ограничивается или ликвидируется свобода функционирования и развития объекта управления в соответствии с целями управляющей системы.

Государственное принуждение, являясь разновидностью общесоциального и получив юридическое опосредование, обретает форму правового принуждения. Перечисленные выше подходы к пониманию сущности и социальной роли принуждения в обществе являются отправными при раскрытии понятия государственного принуждения.

В юридической литературе государственное принуждение традиционно рассматривается в сочетании с убеждением в качестве одного из методов государственного руководства обществом, метода государственного управления, средства организации волевых устремлений субъектов с целью подчинения государственной воле. Под методами в данном случае понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы, с помощью которых достигается подчинение воли подвластных воле субъекта государственной власти.

7 стр., 3357 слов

Угроза, насилие и принуждение, как способы совершения преступления

... способа совершения преступления в соответствующих статьях Особенной части УК РФ. Принуждение потерпевшего как разновидность посягательства на право личной неприкосновенности гражданина, объектом своего воздействия, ... безопасности человечества, а так же предупреждение преступлений». 2. Угроза, насилие и понуждение, как способы совершения преступления С принятием статуса демократического федеративного ...

Действующий правоохранительный механизм в зависимости от заложенных в нем социально-юридических программ, а именно: в зависимости от способа охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, включает следующие формы государственного принуждения: предупреждение, пресечение, юридическую ответственность, правовосстановление и процессуальное обеспечение.

Отсутствие в юридической науке общепринятого понятия принуждения в праве, а также государственного, принуждения как вида социального принуждения породило многочисленные споры об их понятии и объеме. Вместе с тем необходимой предпосылкой определения понятия государственного принуждения является рассмотрение его основных черт.

В структурном отношении государственное принуждение предполагает следующие элементы:

  • субъект принуждения (государственный орган, его должностное лицо);
  • осуществление принуждения, т.е. процесс воздействия властной воли;
  • объект принудительного воздействия, т.е.

лицо, претерпевающее меру принуждения, как правило, это физическое или юридическое лицо, совершившее противоправные действия.

В научной литературе категории «правовое принуждение» и «государственное принуждение» нередко отождествляются. Однако они имеют определенные различия. Так, по мнению А.И. Козулина, «Государственное принуждение — это основанное на организованной силе, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение людей, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства». В свою очередь правовое принуждение он определяет как нормативно определенное принуждение. В приведенном определении государственного принуждения особое внимание автор акцентирует на субъекте принуждения.

По мнению А.И. Каплунова, за основу при разграничении понятий «правовое принуждение» и «государственное принуждение» должен быть взят именно субъект принудительного воздействия. Государственное принуждение — это опосредованное правом принуждение, которое осуществляется государственно-властными органами и их представителями. Оно проявляется и реализуется через деятельность структурно организованных, профессионально подготовленных и постоянно функционирующих государственных органов, имеющих в своем распоряжении специальные силы и средства. Каплунов А. И. Об основных чертах и понятии государственного принуждения/А.И.Каплунов //Государство и право.- 2004. — № 12.- с. 10-17.

Вместе с тем отдельные меры правового принуждения могут применяться и иными специально уполномоченными на то законом субъектами. К примеру, правовые меры дисциплинарного воздействия могут применяться уполномоченными на то лицами, как государственных органов, так и других организаций.

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос об основаниях государственного принуждения. Основания принуждения — это те юридически значимые факты, которые служат поводом для принудительного воздействия. В отечественной теории права сложились два подхода к определению круга оснований государственного принуждения.

Представители первого (узкого) подхода считают, что основанием принуждения является только правонарушение. «Применение самого государственного принуждения, — пишет М.Х. Фарукшин, — допустимо лишь в случае противоправного поведения и в связи с таким поведением. Никакими иными соображениями использование мер принуждения использовать нельзя».

4 стр., 1781 слов

Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения

... приговору.6 6. Наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое последствие - судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе. Уголовно-правовые ...

По мнению сторонников данного подхода, правовая норма (обязывающая, запрещающая) обеспечена принуждением. Возможность принуждения имеет место со времени принятия правовой нормы. Но возможность становится действительностью, когда совершается правонарушение. Реальное правовое принуждение является следствием неправомерных действий.

Представители второго (широкого) подхода считают, что принудительные акции применяются для предотвращения, ликвидации или устранения не только правонарушений, но и иных нежелательных явлений, которые причиняют или могут причинить вред интересам личности, общества, государства. Так, по мнению С.С. Алексеева, «в ограниченном числе случаев меры правового принуждения могут применяться и для решения государственных задач, сопряженных с экстремальными социальными условиями, — военной обстановкой, стихийными бедствиями.

В интересах государственной безопасности, охраны прав граждан применяются досмотр багажа и личный досмотр, проверка документов» Алексеев С.С. Общая теория права. — М.,1998. — С.267. Суть позиции С.С. Алексеева заключается в том, что в особых, экстраординарных условиях компетентные органы государства могут применять государственно-принудительные меры и без факта совершения правонарушения с целью предупреждения возможного причинения обществу необратимого вреда.

По мнению А.И. Каплунова, более правильным следует признать мнение тех авторов, которые в качестве оснований государственного принуждения называют и противоправное поведение, и возникновение экстремальных социальных условий. При этом необходимо принять во внимание следующие соображения.

Возведенная в закон воля выражена в законодательстве в виде дозволений, предписаний, запретов. Из конституционных положений вытекает, что основной сферой функционирования принуждения является сфера правовых обязанностей личности, отступления от их исполнения, а также сфера нарушения запретов, прямо устанавливаемых законом. Государство, действуя от имени общества, формулирует абстрактную обязанность всех субъектов исполнять конкретные юридические обязанности, а само выступает субъектом, имеющим право требовать исполнения этой обязанности. Под конкретные обязанности субъектов как бы заложено достаточно широкое по объему требование исполнения определенных правовых обязанностей и соблюдения запретов. Универсальные требования соблюдать Конституцию и законы, т.е. исполнять конкретные обязанности и не нарушать определенные запреты, установлены в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации Каплунов А. И. Об основных чертах и понятии государственного принуждения/А.И.Каплунов //Государство и право.- 2004. — № 12.- с. 10-17..

Основанием для принудительных актов управления всегда является внешне выраженный конфликт между волей конкретного индивида и волей, возведенной в закон. Этот конфликт внешне может проявиться в виде правовой аномалии, которая может трансформироваться в правонарушение или изначально являться таковым.

Неисполнение лицом возложенных на него обязанностей или нарушение установленных запретов является основанием для применения принуждения. Кроме того, в сфере государственного управления основанием для применения принуждения может быть невыполнение обязанными лицами законных требований или распоряжений уполномоченных на то органов и должностных лиц. Такое неисполнение в соответствии с КоАП РФ является административно наказуемым. Это нежелание исполнять юридическую обязанность, в том числе дополнительную, в связи с возникновением чрезвычайного обстоятельства. Содержание правовой аномалии состоит в виновном или объективно-противоправном неисполнении юридической обязанности. Таким образом, правовая аномалия как основание государственного принуждения представляет собой виновное или объективно-противоправное неисполнение лицом юридической обязанности по соблюдению установленных запретов или по исполнению законных требований уполномоченных должностных лиц либо неисполнение конкретных обязанностей, в том числе дополнительных, в связи с совершением правонарушения или возникновением иной потенциальной или реальной угрозы.

6 стр., 2881 слов

Исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь

... вывод, что пожизненное заключение вряд ли является более гуманной мерой наказания, нежели смертная казнь. Заключение Курсовая работа на тему ««Исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь» ... преступлений. Такими средствами воздействия, в частности, на убийц в Республике Беларусь, как и во многих других странах, являются наказания в виде пожизненного заключения либо лишения ...

С точки зрения правового содержания государственного принуждения применяемые для оказания принудительного воздействия способы, приемы, действия выражаются в правоограничениях личного, имущественного и организационного характера, в возложении специальных обязанностей, которые С.С. Алексеев называет «правовым уроном», О.Э. Лейст — «правовыми обременениями».

Принуждение с фактической стороны выражается в мерах, т.е. таких юридически реальных явлениях, образующих содержание правоохранительных и иных государственно-властных отношений, которые олицетворяют действия, реализацию правового принуждения в том или ином конкретном жизненном случае. Поэтому с точки зрения содержания государственное принуждение представлено различного рода принудительными мерами воздействия, применяемыми органами государства и их уполномоченными должностными лицами.

В общетеоретической литературе меры принуждения определяются как «первичные» структурные элементы государственного принуждения, как юридические последствия несоблюдения правовых предписаний, суть которых сводится к правовым лишениям, обременениям, правовому урону.

В отраслевой литературе обращается внимание на последствия применения мер административного принуждения, которые, по мнению Л.Л. Попова, состоят «в причинении лицу какого-либо морального, материального или физического ущерба, какого-либо ограничения или лишения его личных или имущественных прав» Административное право./Под ред. Л.Л. Попова. — М.,2002. — С.283.

Меры принуждения — это установленные законом способы, приемы, средства и действия, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты, либо это дополнительные обременения в связи с совершением лицом противоправных деяний. Их применение обеспечивает предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности, восстановление нарушенных субъективных прав, защиту личности и ее имущества от источника опасности.Меры принуждения различаются в зависимости от способа воздействия (в частности, по непосредственному объекту воздействия, характеру правового вторжения в сферу прав, свобод и интересов принуждаемого лица) и результата (правовых последствий) их применения.

3 стр., 1416 слов

Понятие и классификация мер административного принуждения

... процедуры реализации конкретных мер воздействия; д) весь процесс применения государственного принуждения предполагает строжайшее соблюдение законности; ж) назначение принуждения состоит в исправлении и перевоспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений; 3) государственному принуждению свойственна закономерность ...

По характеру правового вторжения в сферу прав, свобод и интересов принуждаемого лица они представляют собой правовые ограничения лишения, обременения и ответные действия . Так, к числу ограничений можно отнести, например, запрещение поднадзорному выезда за пределы района, города, ограничение движения транспорта, к числу лишений — лишение специального права, аннулирование разрешения на хранение и ношение оружия. К обременению можно отнести, например, выполнение процессуальных обязанностей в связи с совершением правонарушения (прохождение медицинского освидетельствования), возложение на лицо специальной обязанности (являться для регистрации в ОВД).

К ответным; действиям следует отнести применение физической силы, специальных средств, применение и использование огнестрельного оружия.

Неблагоприятные последствия от применения меры принуждения наступают в виде правового урона (лишение специального права) либо причинения вреда (морального, материального, физического).

На основании перечисленных признаков меры принуждения можно определить как закрепленные законом способы, приемы и средства воздействия личного, имущественного и организационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты, и состоящие из правовых ограничений, лишений, обременении, ответных действий, влекущих наступление правового урона, причинение морального, материального и физического вреда.

При характеристике правовых мер принуждения важно отметить такой их признак, как урегулированность нормами права, и в этой связи соотнести правовые меры принуждения со структурой правовой нормы.

В настоящее время позиции ученых в отношении того, в каком элементе правовой нормы закрепляется мера принуждения, можно разделить на два направления.

Представители первого направления считают, что одни меры принуждения закрепляются санкциями правовых норм, другие меры принуждения — в диспозиции.

Государственно-необходимые, профилактические и превентивные меры правового принуждения, такие как досмотры багажа и личный досмотр, проверка документов, а также процессуально-обеспечительные действия (обыск, выемка, наложение ареста), меры профилактико-предупредительного воздействия (изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих алкоголизмом, и др.), по мнению С.С. Алексеева, «принципиально по самому своему назначению отличаются от санкций, выступающих в качестве последствия для данного лица в связи с фактом его противоправного поведения, и потому образуют особую группу мер правового принуждения, входящих в содержание регулятивных государственно-властных отношений» Алексеев С.С. Общая теория права. — М.,1998. — С.268.

Представители второго направления все меры принуждения относят к числу санкций правовых норм. Так, И.А. Галаган к объему санкций административно-правовых норм относит любые меры принуждения, основанные на праве и влекущие в случае их применения различные правовые последствия, — меры ответственности (наказания), меры пресечения, восстановительные и превентивные меры.

В свою очередь В.В. Серегина считает, что выделенную С.С. Алексеевым группу государственно-необходимых, профилактических и превентивных мер, несмотря на сложность и противоречивость их природы, следует рассматривать в тесной связи с категорией санкции нормы права, так как эти меры при их принудительном применении к обязанным лицам утрачивают для последних характер диспозиции и приобретают свойство специфических санкций. В связи с этим такого рода меры в реальной действительности следует в подавляющем большинстве случаев также рассматривать как санкции норм права, хотя они не всегда структурно обособлены от диспозиции этих норм и составляют их содержание.

13 стр., 6222 слов

Административное принуждение и административная ответственность

... и разнообразных мер дисциплинарной ответственности. По своему содержанию и непосредственной цели их применения все предусмотренные ныне действующим законодательством меры административного принуждения можно разделить на пять видов: 1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных ...

В структурном плане государственное принуждение реализуется при взаимодействии в рамках охранительного правоотношения двух субъектов: принуждающего и принуждаемого. Соответственно, меры государственного принуждения закреплены в двух видах правовых норм: а) нормах, регламентирующих деятельность властного субъекта; б) нормах, устанавливающих правила поведения принуждаемого лица.

Нормы, закрепляющие меры государственного принуждения, реализуются в ходе осуществления правоохранительной деятельности в рамках охранительных и регулятивных правоотношений. Из числа существующих форм реализации норм права — соблюдение, исполнение, использование и применение, — меры принуждения реализуются, прежде всего, в форме правоприменения. С точки зрения внешне выраженных форм, принуждение как социально-правовое явление приобретает характер правоприменительного процесса, конкретной правовой деятельности по реализации принудительных мер в строгом соответствии с процедурно-процессуальными нормами. Результатом данной деятельности является принятие акта применения права.

К числу основных черт государственного принуждения как метода воздействия на поведение участников общественных отношений относится системность государственного принуждения, которая обусловлена системностью входящих в состав единого метода правового регулирования элементов, а именно: трех первоначальных способов воздействия — дозволения, предписания и запрета. Реализация предписаний и соблюдение запретов осуществляются как добровольно, так и принудительно. Закрепление в праве различных способов принудительного воздействия на поведение людей обеспечивает необходимую универсальность механизма государственного принуждения, в котором его компоненты целесообразно взаимоувязаны, что придает содержанию государственного принуждения как метода государственного управления системный характер.

Государственное принуждение существует и выполняет свою социальную функцию как система, состоящая из различных взаимосвязанных и взаимообеспечивающих мер государственного принуждения. В отдельно взятом случае применяется та принудительная мера, которая в данной конкретной ситуации обеспечивает реализацию норм права, закрепляющих предписания и устанавливающих запреты в рамках соответствующих социальных связей и отношений. Другие закрепленные законом меры выступают в качестве «подстраховывающих» на случай, если какая-либо мера не обеспечит должного поведения участников правоотношений. Государственное принуждение носит комплексный характер соответствующего реагирования и применения мер принуждения в ответ на отдельные противоправные деяния Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. /Д.Н.Бахрах. — М.:, 2000. — С.425..

3 стр., 1305 слов

Убеждение и принуждение в государственном управлении

... из видов государственного принуждения. Ему, как и государственному принуждению в целом, присущи черты, суть которых — применение государственными органами, а в отдельных случаях и должностными лицами мер принудительного характера для обеспечения надлежащего поведения людей. Административное право применяется ...

Принудительная реакция в отношении отдельно взятого противоправного деяния в зависимости от его тяжести и решаемых правоохранительных задач может включать использование целого комплекса различных мер воздействия. К примеру, при совершении уголовно наказуемого деяния на месте происшествия могут быть применены меры специального административного пресечения, т.е. применена физическая сила, использовано огнестрельное оружие и др. Кроме того, применяются административно — и уголовно-правовые меры процессуального обеспечения и, наконец, меры уголовной ответственности (уголовное наказание).

Существует государственная монополия на нормативное регулирование правового принуждения. Только государство вправе издавать юридические нормы, устанавливающие, в связи с чем, кто, какие меры принуждения, в каком порядке может применять. Только государство, обладающее специальным аппаратом принуждения, вправе применять принудительные меры к гражданам и к коллективным субъектам.

Правовыми нормами государство предоставляет негосударственным организациям и гражданам право на самозащиту, а кроме того, муниципальным и частным организациям — право применять меры дисциплинарного принуждения; муниципальным и некоторым общественным организациям делегирует право применять некоторые меры административного принуждения.

Негосударственные организации, граждане могут осуществлять принуждение в отношении граждан только по поручению государства, в установленных законами случаях и под государственным контролем.

Таким образом, государственное принуждение — это метод воздействия, состоящий в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременении или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз.

1.2 Административное принуждение: понятие, признаки

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного, но и гражданского, трудового, экологического, земельного, таможенного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы государственного управления. Административным правом регулируется административное и — частично — дисциплинарное принуждение. Соответственно административное законодательство закрепляет: I) административные и 2) дисциплинарные санкции; можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву. Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих.

Для всех видов принуждения, устанавливаемого в административном законодательстве, характерно следующее:

1) реальное осуществление мер административного принуждения обосновывается всегда совершением правонарушений, не являющихся преступлениями;

2) они применяются в ходе исполнительно-распорядительной деятельности, в административном процессе различными субъектами административного права, должностными лицами и представителями власти, а именно: органами государственного управления, судьями, сотрудниками ОВД, пограничными войсками, таможенными органами, руководителями государственных инспекций труда, государственными инспекторами по охране труда, государственными правовыми инспекторами труда и т. д.;

3) виды, размеры принудительных средств и масштаб принудительного воздействия, основания и порядок реализации определяются нормами административного права.

Административное принуждение как научная проблема достаточно глубоко изучено нашими учеными. Однако можно встретить и некоторые спорные вопросы и предложения авторов. Например, вместо понятия административного принуждения предлагается термин «административно-правовое принуждение», так как административное принуждение намного шире административно-правового. Оно нередко связано с произволом и насилием. В отличие от уголовной ответственности для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством.

Административное принуждение связывается, как правило, с двумя понятиями более общего уровня:

1) государственным принуждением;

2) правовыми актами управления.

С одной стороны, административное принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, так как оно осуществляется от имени государства и в его интересах полномочными представителями государства — органами государственного управления, должностными лицами, обладающими юрисдикционными полномочиями.

Меры административного принуждения применяются только в процессе управленческой деятельности, в сфере обеспечения правопорядка. Реализация этих мер должна происходить в строго определенных процессуальных формах, т. е., как правило, в рамках конкретных управленческих процедур, которые имеют юридическое оформление.

С другой стороны, административное принуждение может быть рассмотрено в связи с анализом способов воздействия государства на управляемые объекты (субъекты):

— установлением конкретных обязанностей или заданий для них; осуществлением контрольной, надзорной деятельности;

— становлением запретов; отказом в удовлетворении необоснованного притязания (жалобы, предложения) и т. д.

При осуществлении такого метода государственного управления, как административное принуждение, происходит непосредственное и целенаправленное воздействие органов исполнительной власти, должностных лиц, других субъектов права на волю и сознание подконтрольных физических лиц и на деятельность юридических лиц.

Метод административного принуждения является разновидностью административных методов воздействия, реализуемых государством. Несмотря на тенденцию по сокращению сферы реализации административных и расширения области применения экономических методов, метод административного принуждения остается одним из важнейших в правоприменительной деятельности государства.

До настоящего времени в российском законодательстве отсутствует понятие административного принуждения; даже в общей форме не определена система органов, уполномоченных устанавливать те или иные меры принуждения, их компетенция, механизм применения, гарантии соблюдения законности.

Более того, среди ученых и практиков существуют различные мнения о содержании административного принуждения. Одни авторы (например, Д.Н. Бахрах) сводят его к применению предусмотренных законом санкций к лицу, совершившему административный проступок; другие (например, И.А. Галаган, М.И. Еропкин) рассматривают административное принуждение значительно шире, включая в это понятие и психическое воздействие в виде угрозы применения административных санкций за уклонение от совершения предписанных действий, неподчинение известным запретам и ограничениям.

Основными законодательными и нормативными актами, регламентирующими порядок применения мер административного принуждения, являются законы: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон о Государственной границе РФ, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», законы РФ «О милиции», «О Государственной границе Российской Федерации», федеральные законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водный, Лесной и Воздушный кодексы и другие.

Административное принуждение обладает всеми признаками, которые имеются у государственного принуждения. Однако административное принуждение имеет и свои особенности:

1) оно применяется в отношении как физических, так и юридических лиц;

2) осуществляется в сфере обеспечения правопорядка для охраны складывающихся в данной сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права;

3) механизм правового регулирования административного принуждения, который устанавливает основания, и порядок применения административно-принудительных мер воздействия, определяется административным законодательством;

4) применение мер административного принуждения осуществляется, как правило, во внесудебном порядке и относится в большинстве случаев к компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц (представителей административной власти), т.е. оно является результатом реализации их государственно — властных полномочий.

Меры административного принуждения применяются, как правило, только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т.е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции. Административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем.

Субъекты реализации мер административного принуждения должны обладать специальными полномочиями по отношению к субъектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют контрольно-надзорные функции — являются представителями власти. Меры административного принуждения применятся также судами;

5) система мер административного принуждения отличается разносторонним характером, включая возможное применение физического воздействия;

6) меры административного принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);

7) административное принуждение имеет основной целью понуждение к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;

8) порядок применения административного принуждения определен административно-процессуальными нормами; однако процессуальный порядок оформления факта применения мер административного принуждения, по общему правилу, связан с производством меньшего круга процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством;

9) специфический порядок применения мер административного принуждения — это порядок оперативного воздействия. Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой административного принуждения является, например, производство по делам об административном правонарушении и одновременно элементом административной юрисдикции;

10) меры административного принуждения могут применяться как к лицам, совершившим административный проступок, так и к лицам, не совершившим его (в целях превенции, предупреждения наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях);

11) при применении мер административного принуждения должна обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением систематического контроля за реализацией мер административного воздействия, осуществлением прокурорского надзора, возможностью обжалования, другими способами, закрепленными в законодательстве.

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.

Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. /Д.Н. Бахрах, Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов — М.:, 2004. — С.325. .

Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т. е. внесудебный, порядок их применения.

Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями.

Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например милицией, таможенными органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк.

Уполномоченные на то органы реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд. Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.

В этой связи все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.

Несмотря на неоднозначность мер административного принуждения с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан, их использование в интересах реализации задач и функций исполнительной власти в ряде случаев объективно необходимо. Дело в том, что меры административного принуждения нередко являются единственным средством обеспечения нормальных условий функционирования управляемой системы, с их помощью достигаются правоохранительные цели государственно-управленческой деятельности.

Кроме того, любое принуждение заключается в физическом либо психологическом воздействии на поведение субъекта. Следовательно, второй признак является родовым для всех видов правового государственного принуждения. То же можно сказать и о связи административно-правового принуждения с дополнительными лишениями и правоограничениями, причиняемыми субъекту, а также о нормативной обоснованности административно-правового принуждения.

Таким образом, в данном случае мы имеем дело с совокупностью общих признаков правового государственного принуждения. К специфическим особенностям административного принуждения, существенным для определения понятия данного явления относят, во-первых, специфический субъект, применяющий административно-правовое принуждение.

В качестве такового может выступать только специально уполномоченное государством лицо, которое чаще всего является должностным, т.е. занимающим ответственную должность в структуре органа исполнительной власти или иного органа государственного управления. Часть административно-принудительных полномочий в соответствии с действующим законодательством может находиться в руках специфических организаций. Например, в России такой организацией следует признать Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Перечень субъектов, применяющих административно-правовое принуждение, чрезвычайно обширен. В науке административного права обращается внимание на то, что множественность субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, — еще одна важная особенность административного принуждения.

Во-вторых, большинство мер административно-правового принуждения в отличие, скажем, от мер уголовно-правового характера, могут применяться во внесудебном порядке, что роднит их с мерами дисциплинарного принуждения. Однако в настоящее время явственно прослеживается тенденция к установлению судебного порядка применения административных принудительных мер в части мер административной ответственности.

В-третьих, меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности, т.е., в отличие от дисциплинарных мер принуждения, применяемых чаще всего начальником в отношении подчиненного ему по службе субъекта, меры административно-правового принуждения применяются вне служебной (трудовой) подчиненности.

В-четвертых, административное принуждение затрагивает интересы не только физических лиц, но также и их объединений — юридических лиц. При этом физическое или психическое воздействие в рамках применения меры административно-правового принуждения оказывается, естественно, на их представителей, но «страдает» при этом (несет убытки, пятнает деловую репутацию) «общее дело».

В-пятых, административно-правовое принуждение урегулировано нормами административного права. Административное право закрепляет перечень мер административно-правового принуждения, а также случаи и порядок их применения и перечень лиц, уполномоченных применять указанные меры.

И, наконец, в-шестых, целью применения мер административно-правового принуждения выступает обеспечение государственного управления. Указанной целью применения административно-правовое принуждение отличается и от гражданско-правового, применяемого в целях обеспечения прав и интересов частного лица, группы лиц, и от дисциплинарного, применяемого в интересах обеспечения служебной (трудовой) дисциплины, и от уголовно-правового принуждения, ставящего своей основной целью наказание лица, виновного в совершении преступления Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. /Д.Н. Бахрах. — М.:, 2000. — С.425.

В общем виде сформулированная цель административного принуждения призвана обобщить все те промежуточные задачи, которыми многие авторы пытаются проиллюстрировать спектр интересов административных органов, применяющих принудительные меры. Это, прежде всего, предупреждение правонарушений, пресечение противоправного поведения и предотвращение его возможных вредных последствий, наказание виновных в совершении административных правонарушений, а также обеспечение режима законности во всех сферах общественной жизни, обеспечение охраны прав и свобод граждан, общественного порядка, различных видов собственности, восстановление нарушенных законных прав и интересов государства юридических лиц и граждан. Кроме того, сюда же следует добавить и иные задачи государственного управления, связанные с необходимостью применения принудительных мер, а к ним можно oтнести абсолютное большинство функциональных задач органов государственного управления.

Таким образом, институт административного принуждения является комплексным административно-правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной, правоохранительной и правовосстановительной деятельности государства в специфической сфере — функционирования исполнительной власти, обеспечения законности реализации мер принуждения, создания и поддержания правопорядка.

1.3 Основание применения мер административного принуждения

Административно-правовое принуждение — это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями.

Прежде всего, это обусловлено тем, что органы внутренних дел и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений.

Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и др.), непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивают вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

Среди административно-принудительных мер есть такие, которые считаются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются в целях создания условий для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.

Принуждение осуществляется для охраны правопорядка. Но это достигается различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и наказания.

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.

Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции.

Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т. е. внесудебный, порядок их применения. Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями.

Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например милицией, таможенными органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд.

Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.

В этой связи все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.

Крайне важным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующих применение мер административного принуждения. Безусловно, что их использование в той или иной степени ограничивает права и свободы граждан. В этом, видимо, нет ничего страшного, так как, согласно Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но необходимо, чтобы такие ограничения были предусмотрены федеральным законом Конституция Российской Федерации. — М, 2008. — ст.55.