Меры административного принуждения

Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. «Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя… законность, справедливость, гуманизм… Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами». Государственное принуждение — это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. «Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность — дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п.». Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность государственного управления в сфере охраны окружающей среды">органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется «в основном лишь к тем кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть».

Актуальность выбранной темы объясняется, во-первых, управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, во-вторых, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти, в-третьих, административное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности.

Целью данной работы является описать сущность административного принуждения.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показывается понятие административного принуждения;

2. описывается характерные черты административного принуждения;

3. рассматриваются виды административного принуждения и их правовая характеристика.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

13 стр., 6222 слов

Административное принуждение и административная ответственность

... мер административного принуждения тем, что применяются они как санкции за совершение конкретного административного проступка. 2. Понятие и структура административной ответственности Административная ответственность -- это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний ...

1. Принуждение как метод государственного управления

1.1. Понятие административного принуждения

Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. Вообще в праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения: дисциплинарное; гражданско-правовое; уголовное. Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения. Административное правонарушение (проступок) — негативное социально-правовое явление, поскольку на носит вред охраняемым нормам административного права общественным и личным интересам (благам).

В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения).

В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями. Д.Н. Бахрах отмечает, что всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата.

Административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе. Он указывает, что как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания — административного проступка. Поскольку проступки менее вредны чем преступления той меры административного принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание. Севрюгин В.Е. отмечает, что административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно- юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний.

15 стр., 7190 слов

Административно-правовое принуждение: понятие, виды, основание ...

... ю щем: 1) Дать определение понятию правовое принуждение, выяснить его сущность. 2) Рассмотреть понятие административно-правового принуждения 3) Дать классификацию мер административно-правового принуждения. 4) Рассмотреть а 5) Охарактеризовать м ...

1.2. Виды мер административного принуждения

Административное принуждение — разновидность государственного принуждения, которое используется в качестве крайнего средства обеспечения и охраны правопорядка.

Принудительные меры используются как средство предупреждения и пресечения правонарушений, а также для процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям. Следовательно, оно используется и для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. В самом же широком смысле административное принуждение обеспечивает исполнение правил поведения, выражаемых в административно-правовых нормах.

Административное принуждение является функцией правоохранительных, как правило, органов, входящих в общую систему органов исполнительной власти. Например, это все органы, наделенные административно-надзорной компетенцией, органы внутренних дел и т.п.

Разнообразные меры административного принуждения подразделяются в зависимости от своего целевого назначения на три группы:

Административно- предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений и иных негативных проявлений в сфере государственного управления. Так, их применяют для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан в условиях, которые не связаны непосредственно с правонарушениями (контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); проверку документов, удостоверяющих личность).

Административно-пресекательные меры. Их целевое назначение – прекращение в принудительном порядке противоправных действий и предотвращение их вредных последствий (требование прекратить противоправные действия (препятствующие осуществлению полномочий милиции, нарушающие правила противопожарной безопасности и т.п.); административное задержание (для составления протокола об административном правонарушении, для доставления нарушителя в суд, милицию и т.п.); приостановление работы предприятия (при грубом нарушении правил охраны труда и техники безопасности и т.п.).

Административно-показательные меры или меры административной ответственности. Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного правонарушения.

2. Меры административного принуждения

2.1. Меры административного предупреждения

Административно- предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых — предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

Административно- предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

Особенности админиистраттивно- предупредупредитальных мер:

20 стр., 9547 слов

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, ...

... порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ее эффективности во многом зависит состояние правопорядка. Целью которая ставилась в данной работе является изучение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Для достижения ...

  • Административно- предупредительные меры являются средством охраны общественного порядка и безопасности .
  • Административно- предупредительные меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения .

Как правило административно- предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения.

  • Административно- предупредительные меры предшествуют применению иных мер.

К административно- предупредительным мерам относят:

  • административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • личный досмотр и досмотр вещей;
  • введения карантина;
  • прекращения движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
  • проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погран-зоне и др.);
  • уничтожение недоброкачественных продуктов питания;
  • ограничение права водопользования и т.п.

Административно- предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например досмотр).

Характерные особенности личного досмотра и досмотр вещей. Он проводится уполномоченным на то должностным лицом (ОВД, таможни, и т.д.) как правило в присутствии двух понятых и досматриваемого одного и того же пола, однако закон разрешает досмотр и без досматриваемого «в случаях не терпящих отлагательства». О досмотре закон обязывает составить протокол,либо соответствующую надпись.

Остановимся более подробно за такой предупредительной мерой как надзор за лицами освободившихся из мест лишения свободы. Эта мера возложена на Полицию ст. 12 «Закон о Полиции».

Контроль осуществляется с целью наблюдения за поведением лиц ранее судимых и оказание на них необходимого воспитательного воздействия с целью предупреждения совершение ими новых правонарушений.

Административный надзор может применятся отношении следующих лиц:

  • особо опасные рецидивисты,
  • судимых за тяжкие преступления,
  • судимых два и более рада, либо условно досрочно освобождённых и вновь совершивших преступление если их поведение свидетельствует о упорном нежелании встать на путь исправления,
  • если после освобождения лицо систематически нарушает общественный порядок.

Сроки административного надзора могут быть установлены на срок от шести месяцев до одного года, а при определённых условиях может быть продлён Полицией с уведомления прокурора на срок шесть месяцев каждый раз.

Административный надзор связан с ограничением административного статуса поднадзорных лиц и возложение на них определённых обязанностей.