Возбуждение дел об административных правонарушениях

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении возбуждения дела об административном правонарушении как начальную стадию в производстве по делам об административных правонарушениях.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить сущность возбуждения дела об административном правонарушении;

2. Дать общую характеристику административно — процессуальных мер, применяемых на стадии возбуждения дела об административном правонарушении;

3. Описать порядок возбуждения дела об административном правонарушении.

Вопросы возбуждения дел об административных правонарушениях актуальны в связи с тем, что в настоящее время социально — экономические преобразования в стране привели к резкому сокращению производства, снижению доходов у большей части населения, свыше 40% которого находится за чертой бедности, массовой безработице, поэтому отмечается рост антиобщественных проявлений. Все это обусловливает необходимость применения мер административного принуждения к правонарушителям. Не случайно последние годы к административной ответственности привлекался каждый третий – пятый трудоспособный.

В основном меры административного принуждения применяются органами милиции. Притом, как свидетельствуют прокурорские проверки, сотрудники милиции с одной стороны допускают многочисленные факты незаконного применения задержаний и иных мер административного принуждения, а с другой стороны нередко оставляют без реагирования серьезные правонарушения, допускаемые чиновниками, водителями транспортных средств, лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Глава I Возбуждение дела об административном правонарушении

1.1 Сущность возбуждения дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении в юридической литературе рассматривается как:

1) правовой (административно- процессуальный) институт;

2) процессуальное решение;

3) правоприменительный акт и юридический факт;

4)стадия производства по делам об административных правонарушениях.

В теории права под правовым институтом понимают систему взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений1. Он представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны

8 стр., 3762 слов

Понятие и признаки административной ответственности

... административного правонарушения и другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении. Возбуждение дела об административном проступке, как правило, оформляется составлением протокола или постановления о правонарушении. Единственным правовым основанием для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях ...

  • однородность фактического содержания (регулирует обособленную группу отношений либо отдельные поступки);
  • юридическое единство правовых норм (нормы, входящие в правовой институт, присущие для данного вида отношений);
  • нормативная обособленность (нормы, образующие правовой институт, обособлены в главах, разделах, закона или иного правового акта)2.

Анализ административно — процессуальных норм КоАП РФ, регулирующих деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по возбуждению дела об административном правонарушении, позволяет сделать вывод о том, что вышеназванные признаки правового института присущи данным нормам.

Во-первых, совокупность указанных норм предназначена для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений, возникающих на первоначальной стадии производства по делам об административных правонарушениях в процессе реагирования соответствующих органов государственной власти на административное правонарушение. Правовую сущность отношений по возбуждению дела об административном правонарушении составляет деятельность должностных лиц компетентного органа государства, направленная на выявление и регистрацию информации о совершенном или готовящемся правонарушении, а также обоснованное и быстрое реагирование на обнаруженные признаки правонарушения административно- процессуальными средствами с целью обнаружения оснований для принятия решения о возбуждении дела или отказе в этом.

Во-вторых, эти нормы, образуют единый комплекс, закрепляют общие положения, специфические правовые понятия, что создает, присущий данному виду отношений правовой режим деятельности должностных лиц по возбуждению дела об административном правонарушении.

В-третьих, административно — процессуальные нормы, образующие правовой институт «возбуждение дела об административном правонарушении», обособлены в отдельную главу КоАП РФ.

Именно с реализацией норм рассматриваемого правового института законодатель связывает начало административного производства.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что возбуждение дела об административном правонарушении в качестве правового института представляет собой совокупность административно — процессуальных норм, содержащихся в главе 28 КоАП РФ и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе возбуждения уполномоченными органами и должностными лицами дел об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено уполномоченным должностным лицом только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Т. о., при изучении полученного источника информации о совершенном правонарушении должностному лицу необходимо установить, достаточно ли данных, указывающих на наличие события правонарушения. По результатам проведенной проверки принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в его возбуждении.

9 стр., 4049 слов

Производство по делам об административных правонарушениях

... особого процессуального документа, а именно - протокола об административном правонарушении. Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица, постольку инициатором возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях ...

Некоторые ученые высказывали точку зрения о том, что момент принятия решения о возбуждении дела совпадает с составлением протокола об административном правонарушении3, но подобный подход применим только в случаях, когда сразу после выявления правонарушения возможно установить достаточные данные для составления протокола (на месте совершения административного правонарушения).

Все процессуальные действия, проводимые должностным лицом по установлению события административного правонарушения, направлены на обоснование решения о возбуждении дела об административном правонарушении, которое принимается, как правило, при наличии обоснованного предположения о совершении административного правонарушения. В этой связи справедливой представляется позиция, которая связывает принятие решения о возбуждении дела с началом действий, направленных на собирание доказательств, подтверждающих или опровергающих совершение административного деликта4. Отсюда следует, что должностное лицо принимает решение о возбуждении дела при наличии достаточных данных о событии правонарушения, и совсем не обязательно для этого устанавливать все признаки состава. Соответственно, после возбуждения дела производство в ряде случаев может быть и прекращено.

Если данных о событии административного правонарушения недостаточно, уполномоченное должностное лицо принимает решение об отказе в возбуждении дела. В каждой конкретной ситуации решение должностным лицом принимается по своему внутреннему убеждению.

Рамками ст. 28.3 КоАП РФ законодатель ограничил круг лиц, имеющих право принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении.

С учетом изложенного можно прийти к выводу, что процессуальное решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицом при установлении события административного правонарушения.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть процессуально оформлено. Вовне оно выступает в качестве правоприменительного акта.

В юридической литературе под административным актом понимают правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело, устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно — властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке согласно установленной процедуре для достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций5.

Процессуальный акт возбуждения дела об административном правонарушении по своему юридическому содержанию, представляет собой индивидуальный правовой акт, т.к. соответствует всем его признакам.

В науке административного права признано, что индивидуальный акт управления — односторонне властное волевое решение компетентного административного органа, выраженное в установленной законодательством форме, принимаемое на основе соответствующих норм административного права в отношении индивидуально определенного физического или юридического лица с целью установления, изменения, прекращения или подтверждения его прав и обязанностей6. Данный процессуальный акт носит выраженный правоприменительный характер, поскольку не содержит норм права, устанавливающих общеобязательные правила поведения, а определяет, изменяет или отменяет права и обязанности конкретных лиц.

12 стр., 5604 слов

Административная ответственность

... принадлежит КоАП, принятый в 1984 году. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и существенно сформировал его. Кодекс включает в себя огромное количество административно - процессуальных норм, регулирующих административных правонарушений по делу. Административный ...

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении, как процессуальный акт представляет собой имеющий юридическое значение документ, оформляющий волеизъявление должностных лиц государственных органов начать производство по делу об административном правонарушении.

Часть 4 ст. 28.1 КоАП РФ содержит перечень документов, констатирующих факт возбуждения дела об административном правонарушении. Данные процессуальные акты имеют значение юридического факта, с которого начинается производство по делу об административном правонарушении. Именно с момента составления официального процессуального документа, возможны появление таких процессуальных фигур, как свидетели, понятые, а также проведение отдельных процессуальных действий, например ареста имущества.

1.2 Поводы и основания к возбуждению дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении является начальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности рассмотрения дела.

Ст. 28.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. По делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию, в п.3 ч.1 данной статьи определены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

4. фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки;

5. подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Положения ч.2 и 3 ст. 28.1 КоАП РФ, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица самостоятельно без согласования с прокурором.

Т. о. ст. 28.1 КоАП РФ раскрывает источники из которых полномочные органы или должностные лица получают информацию об административном правонарушении.

Глава II. Административно-процессуальные действия на стадии возбуждения дела

2.1 Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении важна его правильная первоначальная квалификация. Ряд статей КоАП РФ содержат составы административных правонарушений, пограничные с преступлениями. Следует учитывать, что отграничение указанных противоправных действий от уголовно наказуемых деяний осуществляется по соответствующим статьям УК РФ7, содержащим квалифицирующие признаки преступлений (например, размер причиненного ущерба).

13 стр., 6222 слов

Административное принуждение и административная ответственность

... Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности. Задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ) являются: во ...

При оценке отличий административных правонарушений от дисциплинарных проступков необходимо учитывать положения ст. 2.5 КоАП РФ.

Частью 4 ст. 28.1 КоАП РФ определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье КоАП РФ протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении. Представляется, что данные положения требуют углубленного изучения.

Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч.5 ст. 28.1 КоАП РФ, напрямую связаны с п.2 и 3 ч.1 данной статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

В ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела обжалуется в соответствии с правилами, установленными в главе 30 КоАП РФ.