Административная ответственность

Актуальность выдвигаемой проблемы связана с тем, что административная ответственность в системе общественных отношений, обеспечивает исполнение административно-правовой обязанности правонарушителя отвечает за противоправное деяние посредством применения мер государственного принуждения. Применение и использование факта административной ответственности обусловлено применением мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам.

Актуальность темы обусловлена повышенным интересом общественности и юридической науки к проблеме административных правонарушений.

Административные правонарушения остаются массовыми видами противоправных деяний. С практической точки зрения совершение административных правонарушений, вызывает общественный резонанс, обусловливая необходимость оперативного реагирования. Гапонов О.Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок // [http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1287186.04.12.13.]

Задачи законодательства об административной ответственности закрепляют объекты административно-правовой охраны, указывая на защиту общественного порядка и общественной безопасности.

Административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности. Этот институт активно участвует в обеспечении правопорядка и повышении гарантий защищенности прав граждан, юридических лиц и тем самым приобретает значимость эффективного правового способа воздействия на общественные отношения.

В российской науке административного права сформировались и продолжают развиваться различные взгляды на роль, содержание, принципы административной ответственности. Такие вопросы, как порядок применения административной ответственности, порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях определенными субъектами административной юрисдикции, всегда являлись предметом научных исследований и острых дискуссий в науке административного права. Рассматриваемый институт очень хорошо известен в юридической литературе.

Объект работы — общественные отношения регулирующие применение административной ответственности.

Предмет работы — нормы административного права и законодательства, регулирующие применение административной ответственности.

Целью работы является проведение правового анализа положений о сущности административной ответственности.

15 стр., 7190 слов

Административно-правовое принуждение: понятие, виды, основание ...

... принадлежит государству. Оно имеет, Государственное, Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью, Административное принуждение играет важную роль в, Применение Цель данной курсовой работы ... соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, ...

Таким образом, были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и признаки административной ответственности;
  • выявить основания административной ответственности;
  • исследовать административную ответственность физических лиц.

Теоретической основой явились труды отечественных ученых по рассматриваемой проблематике, учебная и специальная литература.

Законодательную базу исследования составили нормативно-правовые акты, иное федеральное законодательство Российской Федерации.

Практическая значимость исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании института ответственности. В курсовой работе анализируется реальное состояние существующего положения в сфере административной ответственности.

Степень научной разработанности. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределили необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы административной ответственности. В представленной работе мы опирались на исследования таких авторов как Бахрах Д.Н.,Вельский К.С.,Ухов В.Ю., Курноскин Е.А., Каплунов А.И., Калинина Л.Е., Серков П.П.,Старовикова И.Д.,Чаннов С.Е. и многих других.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Общая характеристика

§ 1.1 Становление и развитие института административной ответственности в России

административный ответственность правовой норма

Нормативно — правовая основа ответственности — это система функционирующих правовых норм, фиксируя:

1. составы правонарушений (база ответственности);

2. концепция управленческих санкций и основы их использования;

3. область субъектов, обладающих возможность накладывать управленческие взыскания;

4. операции затрагивающие ответственности и его процессуальные формы.

Развитие нормативно — правовой базы (института) административной ответственности в России можно разделить на три этапа:

Первый — с незапамятных времен до 1984 года. В это время административная ответственность сначала полностью, затем, в основном, и в завершении этапа регулируется многочисленными подзаконными актами (органы местного самоуправления).

Второй этап — 1984-1991 годы. За эти годы в России с некоторыми исключениями вопросы административной ответственности регулируется Кодексом об административных правонарушениях РСФСР , который был принят в 1984 году.

Третий этап возник в 1991 году его называют этапом декодификации. Его отличительная черта в том, что акты Кодекса об административных правонарушениях РСФСР действует, но издаются много законов и указов Президента Российской Федерации, акты руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые регулируют конкретные вопросы административной ответственности. Увеличенное количество новых норм не введены в КоАП и действуют одновременно с его нормами. Нормативная основа административной ответственности в настоящее время, как и в 1984 году процесса декодификации норм, формирует большее количество норм. Особенная роль из числа относящихся принадлежит КоАП, принятый в 1984 году. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и существенно сформировал его. Кодекс включает в себя огромное количество административно — процессуальных норм, регулирующих административных правонарушений по делу.

4 стр., 1737 слов

Анализ судебных извещений и вызовов в рамках административного судопроизводства

... регламентирующие вопросы судебных извещений в административном судопроизводстве, включают следующие вопросы: определение круга субъектов, в отношении которых осуществляются судебные извещения; определение обязывающего субъекта, который производит судебные извещения; форма судебных извещений. Действующее процессуальное законодательство разграничивает понятия "извещение" и ...

Административный кодекс РСФСР является основным источником по целому ряду причин:

  • самый большей с точки зрения кодифицированного акта, регулирующего административную ответственность;
  • регулируют общие вопросы ответственности (системы штрафов, принципы их применения, по делам административных правонарушениях и др.);

— во многих актах сказано, что если не будут разрешены некоторые вопросы необходимо придерживаться общим правилам административного кодекса (например, ст. 289 Кодекса законов о труде).

Помимо этого, нужно иметь ввиду, что с 1990 года в этом Кодексе находилось все законодательство РСФСР об административной ответственности.

Таким образом, становление и развитие института административной ответственности в России напрямую зависит от нормативно — правовой базы регулирующих ответственность за административные правонарушения. Фиксирует составы правонарушений, санкции, область субъектов, концепции. Развитие института административной ответственности делят на три этапа, начиная с 1984 года до периода декодификации включая.

§ 1.2 Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, представляющий собой особое правовое состояние, когда лицо нарушившее правовую норму, обязано претерпеть определенные правовые последствия — лишения и ограничения применяемые к нему государством.

Административно — правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.

Одной из проблем института административной ответственности является отсутствие нормативного закрепления понятия данного административно-правового явления. Как справедливо отметил К.С. Вельский, «ни основы, ни кодексы не закрепили понимание административной ответственности в виде определения, хотя использовали это понятие, взяв за основу два его ключевых признака: административный проступок и административное взыскание». Вельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. — 2011. — № 12. — С. 12. Это было отмечено до принятия КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1).

— Ст. 1., положение не изменилось и после его вступления в силу, что порождает серьезные проблемы как правотворческого, так и правоприменительного характера.

Определение, предложенное Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявским, прямо указывает на административное правонарушение как на основание и один из главных признаков административной ответственности: «административная ответственность — это установленная государством мера юридической ответственности за административные правонарушения, состоящая в применении к правонарушителям предусмотренных законом видов (вида) административного наказания».Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность. — М., 2013. — С. 13.

4 стр., 1504 слов

Административное правонарушение, его понятие и состав

... законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Методологическая основа исследования курсовой работы: применялись общенаучные и специальные методы ... своих обязанностей по воспитания и обучению детей).8 Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. ...

Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. предлагают следующее определение административной ответственности — это действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций, направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступокЗвоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. «Юстицинформ», 2014. — С. 289..

Д.М. ОвсянкоОвсянко Д.М. Административное право. — М.: Юристъ, 2012. — С. 219. определяет административную ответственность как применение наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами с целью оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц.

Так, К., в срок не позднее установленной даты не уплатил административный штраф в размере 500 рублей, наложенный постановлением инспектора ДПС ОГИБДД.

К. вину признал, пояснил, что штраф не оплатил, так как не знал куда его нужно оплатить.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Как установлено, отсрочка либо рассрочка уплаты штрафа К. не предоставлялась, в связи с чем данный штраф должен быть им уплачен не позднее установленной даты.

Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств по делу суд пришел к выводу о виновности К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ.

В силу ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

С учетом изложенного, а также положения ст. 3.1 КоАП РФ, согласно которой целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, суд посчитал, что в отношении К. следует избрать наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч.1 статьи 20.25 КоАП РФ Постановление Мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г. Санкт-Петербурга от 10.04.2015 // https://rospravosudie.com/.

Основанием для наступления ответственности является совершение действия противоправного характера. Наличие отрицательных последствий для правонарушителя. Сочетание осуществления государственного принуждения с моральным осуждением лица, виновного в преступлении. Следует отметить, что именно административная ответственность наступает при совершении административного правонарушения. Рассматривать соответствующие дела уполномочен достаточно широкий круг субъектовСерков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. — М., 2012. — С. 10..

4 стр., 1801 слов

Специфика школы научного и административного управления

... дублирование как неэффективное управление, а когда приказы еще и противоречивые, то неэффективным становится не только исполнение, но распыляется и ответственность административных лиц за неправильный ... положениях, стала предметом изучения высшей школы. Её дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяется знанием истории. Школа научного управления Фредерика Тейлора В конце ...

Административное законодательство регламентирует виды ответственности. Применение мер, как правило, не влечет за собой увольнение с работы или судимости. Уполномоченные рассматривать дела субъекты определяют административную ответственность по отношению к лицам, не подчиненным им.

Основной целью выносимой меры наказания является профилактика правонарушений. Административная ответственность подразделяется на несколько видов. Среди них следует отметить такие, как:

  • предупреждение;
  • возмездное изъятие предмета правонарушения или орудия его совершения;
  • выдворение за пределы российского государства лица, не имеющего гражданства, или иностранного гражданина.

Субъектами правоприменения (уполномоченные к привлечению) могут являться представители власти судебной (судьи), должностные лица органов госуправления. Административная ответственность может распространяться как на физических, так и на юридических лиц. Привлечены могут быть лица за совершенные правонарушения в связи со служебным положением или деятельностью.

Административная ответственность должностных лиц часто устанавливается также лицами должностными. В данном случае необходимо отметить некоторые особенности. Административная ответственность (в отличие, например, отдисциплинарной) устанавливается за преступления, последствия которых распространяются за границы внутрислужебных отношений. При этом субъектами правоприменения могут быть должностные лица, с которыми правонарушители не состоят в служебном подчинении.

Как уже было выше сказано, наказание имеет нормативную основу. Существует несколько принципов административной ответственности. Первым является законность. Его суть состоит в том, что нарушитель, привлекаемый к ответственности, может быть подвергнут наказанию только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Применение должностным лицом (уполномоченным) административного наказания по делу о правонарушении осуществляется в пределах компетенции и в соответствии с законодательством. Рассматриваемый принцип включает в себя различные взыскания за совершенные противоправные действия. В этом случае лицо несет ответственность только за правонарушения, которые были доказаны. Также законность включает в себя наказание субъекта только за совершенные лично им проступки.

В этом случае говорят о таком явлении, как индивидуализация ответственности. Другими словами, при привлечении к наказанию граждан, совершивших преступление, исследуется весь комплекс факторов, определенных законодательством. Следующий принцип — справедливость. Его суть заключается в том, что наказание должно соответствовать совершенному правонарушению. Еще одним принципом считается целесообразность.

Здесь избираемая мера административного воздействия должна соответствовать целям ответственности. Немаловажен принцип гуманности. Он означает, что применяемые меры воздействия не должны унижать честь, достоинство, свободу, а также права граждан. Следующий принцип — презумпция невиновности. Он предполагает, что административная ответственность может быть применена к субъекту только после доказательства его вины. До тех пор он считается невиновным. Кроме того, субъект, которому вменяют вину, не обязан доказывать то, что он не совершал нарушений.

3 стр., 1225 слов

Административные правонарушения в области охраны собственности

... административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.34, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, установленную санкцией этой статьи для юридических лиц. Применительно к ч. 1 ст. 7.231 КоАП индивидуальные предприниматели рассматриваются в качестве самостоятельных субъектов административного правонарушения. В ...

Следующий принцип — своевременность. Суть его состоит в том, что ответственность за совершенное правонарушение должна наступать как можно быстрееСерков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. — М., 2012. — С. 10..

Наказания за те или иные проступки должны выполнять определенные задачи. Использование административной ответственности преследует следующие цели:

  • воспитывать в гражданах уважение к закону;
  • защищать общественный правопорядок;
  • поддерживать социальную справедливость;
  • бороться с существующими и предупреждать появление новых правонарушений.

Из выше сказанного следует отметить, что административная ответственность — это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям совершенные административные правонарушения. Главной проблемой института административной ответственности является то, что понятие административной ответственности не закреплено в законодательстве в виде определения, хотя и квалифицируется определенными признаками, такие как административный проступок и административное взыскание.

Основанием для наступления ответственности является совершение действия противоправного характера, предусмотренного КОАП.

Административное законодательство регламентирует виды ответственности.

Основной целью выносимой меры наказания является профилактика правонарушений.

Административная ответственность может распространяться как на физических, так и на юридических лиц.

§ 1.3 Применение административной ответственности

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством издания норм, которые определяют основания применения мер к нарушителям, инструменты принуждения, порядок рассмотрения проступков и реализации санкций. В правовой доктрине под административной ответственностью понимают применение наказания. Оно присутствует во всех мерах, используемых по отношению к нарушителю в рамках законодательства.

Привлечение к административной ответственности допускается при наличии правонарушения. В этом случае активируется механизм санкции нормы. Из потенциальной возможности наступления негативных последствий для виновного она преобразуется в действительную меру.

Действующее законодательство не формулирует точного определения. Глава вторая КоАП содержит в названии такие понятия, как «административная ответственность» и «правонарушение». При этом в ст. 2.1 разъясняется только понятие проступка.

В качестве него выступает виновное, противоправное поведение юридического лица либо гражданина, за которое КоАП предусматривает санкции. Юридические лица привлекаются к ответственности в случае, если доказано, что они имели возможность соблюсти установленные нормы и правила, но не предприняли все зависящие от них меры для предотвращения нарушения. Применение санкций к организациям не освобождает от них физлиц, равно как и наоборотКозлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право России: Учеб.для вузов / Под общ. ред. Л.Л. Попова. — М., 2012. — С. 434..

13 стр., 6118 слов

Юридический состав административного правонарушения

... Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 1.2Признаки административного правонарушения Исходя из определения административного правонарушения, выделяют следующие его признаки: Деяние в виде действия (например, сброс ...

В учебной и научной литературе авторы по-разному трактуют понятие административной ответственности. Тем не менее в целом в разъяснениях присутствуют схожие элементы. К ним, например, относят следующие положения: Административная ответственность является разновидностью административной. Санкции менее суровы, чем те, которые предусмотрены в УК. Административная ответственность не предполагает судимости. В качестве основания для применения санкций выступает проступок, предусмотренный в КоАП. Мера ответственности представлена в виде неблагоприятного последствия имущественного либо личного характера. Наложение санкций осуществляется как в ходе судебного разбирательства, так и во внесудебном порядке. Субъектами могут быть юридические лица либо граждане.

Порядок привлечения к ответственности по КоАП относительно прост и содержит при этом гарантии законности. Установление санкций осуществляется ФЗ и законами регионов страны. Исходя из указанных признаков, можно заключить, что административная ответственность выступает в качестве способности виновного лица при совершении им правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия имущественного/личного характера, которые предусматриваются в соответствующих нормах КоАП.

Особое значение при реализации мер принуждения в отношении виновных имеют отягчающие и смягчающие обстоятельства. При их наличии варьируется размер санкций. Следует отметить, что эти признаки предусматриваются не только в КоАП. Отягчающие и смягчающие обстоятельства играют существенную роль при рассмотрении уголовных дел.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: Предотвращение лицом, которое совершило неправомерный поступок, негативных последствий, добровольное возмещение или устранение нанесенного ущерба. Раскаяние субъекта в своем деянии.

Совершение проступка в состоянии аффекта (сильного волнения) либо под влиянием тяжелых семейных или личных проблем. Добровольное сообщение лицом о совершенном им нарушении. Недостижение совершеннолетия. Совершение правонарушения женщиной в состоянии беременности или имеющей на иждивении малолетнего.

Указанные критерии, таким образом, включают в себя признаки, по которым можно квалифицировать степень опасности проступка. Эти признаки учитываются, когда в рамках рассматриваемого дела происходит назначение наказания. При смягчающих обстоятельствах применяются менее суровые санкции. Раскаяние Оно предполагает наличие отрицательной оценки у самого виновного лица совершенного проступка и нанесенного вреда.

В данном случае субъект исходит из собственного мировоззрения. Именно оно характеризует негативное отношение к нарушению. Раскаяния, полученные под влиянием физического или морального принуждения, не будут выступать как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются добровольные действия лица по предотвращению вреда, возмещению или устранению ущерба. Оценивая эти признаки, необходимо учесть ряд моментовМельников В.А. Проблемы определения понятия административного принуждения //Административное право и процесс. — 2012. -№ 1. — С. 39..

4 стр., 1636 слов

Возбуждение дел об административных правонарушениях

... о возбуждении дела об административном правонарушении. С учетом изложенного можно прийти к выводу, что процессуальное решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицом при установлении события административного правонарушения. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении ...

Предотвратить наступление последствий гражданин может при добровольном либо вынужденном отказе от нарушения, то есть до его совершения. В связи с тем, что другим способом предупредить вред нельзя, лицо не может считаться виновным вследствие отсутствия состава проступка и события. В этом случае производство по делу исключается.

Опасные последствия нарушения КоАП отождествляет с физическим, моральным или имущественным вредом, который нанесен гражданину или организации. Ущерб Такие обстоятельства, смягчающие наказание, как возмещение или устранение причиненного вреда, возможны только при совершении нарушения.

Добровольность действий субъекта означает, что он действовал самостоятельно и без внешних принуждений. Данные обстоятельства, смягчающие наказание, относятся к юридическому лицу или гражданину, умышленность поведения которых доказана постановлением, вступившим в силу. При применении санкций должны учитываться факты возмещения или устранения нанесенного вреда.

Противоправные действия гражданина в отдельных случаях могут стать следствием неосознанной реакции. В этом случае должностное лицо либо уполномоченный орган квалифицирует содеянное в состоянии аффекта как смягчающее обстоятельство. В качестве важнейших критериев неосознанной реакции выступают сиюминутный порыв, нестандартное психоэмоциональное состояние, внезапность действий, которые могут привести к нанесению ущерба. Для доказательства наличия в составе проступка признаков сильного волнения обычно необходима экспертиза. Заключение специалиста может учитываться в ходе административного разбирательства. При несогласии с оценкой эксперта уполномоченный орган или должностное лицо может назначить повторное исследование.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут относиться к тяжелому жизненному положению лица. Под ним в большинстве случаев следует понимать имущественные (денежные) проблемы. Вследствие неблагополучного материального состояния субъект совершает правонарушение. В качестве фактора, влияющего на уменьшение размера санкций, выступает недостижение лицом совершеннолетия. Как правило, такие граждане не могут адекватно оценить степень опасности поведения. Нахождение женщины в беременном состоянии или наличие у нее малолетнего иждивенца также выступают как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В данном случае при рассмотрении дела учитываются физиологические особенности, которые не всегда позволяют предвидеть вероятный вред от поведения.

Дополнительно при рассмотрении дела о правонарушении должностное лицо или уполномоченный орган принимают во внимание не только указанные в КоАП и прочих нормативных актах обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Они вправе учесть и иные существенные факторы, которые могли, по их мнению, повлиять на поведение субъекта. Данное право закреплено непосредственно в КоАП.

Административная ответственность наступает по трем основаниям: Нормативному — при наличии соответствующих положений законодательства. Фактическому — при совершении деяния, нарушающего предписания, охраняемые санкциями. Процессуальному — при наличии акта компетентного субъекта о применении конкретного взыскания за определенный проступок.

10 стр., 4648 слов

Административные правонарушения и ответственность за них

... РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ (на территории Кемеровской области “Закон Кемеровской Области об Административных Правонарушениях”) установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет ...

Чтобы наступила реальная ответственность, необходимо, чтобы указанные основания возникли именно в такой последовательности. В первую очередь появляется норма. Она устанавливает определенную обязанность и предусматривает санкцию за нарушение. При наличии соответствующей нормы и поведения, противоречащего предписанию, уполномоченное лицо/орган может наложить взыскание в сформулированном в законе порядке. Расширение действия КоАП В течение многих лет значение административной ответственности постепенно становилось выше. Во второй половине 80-х гг. усиление ее роли стало проявляться активнееКалинина Л.Е. Метод принуждения в административно-деликтных отношениях при применении статьи 14.1 КоАП РФ // Право и экономика. — 2013. — № 10. — С. 35..

В этот период участилось использование многих составов правонарушений. При этом сама ответственность стала строже, усилились санкции за проступки. Сегодня перечень действий, за которые могут применяться меры принуждения, существенно расширен. В первую очередь это обусловливается возникновением ответственности за деяния, которые ранее не считались нарушениями. Среди них следует отметить, например, неуважение к суду, неисполнение требований прокурора и иных должностных лиц и так далее. Кроме этого в КоАП добавлены составы, которые ранее считались преступлениями, гражданско-правовыми нарушениями, дисциплинарными проступками. В законодательстве сегодня присутствуют нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц. Предпосылки к ужесточению законодательства

По мнению ряда авторов, расширение сферы действия КоАП обусловливается в первую очередь негативными последствиями НТР. Достаточно широко сегодня используются компьютеры, ресурсы, радиоактивные элементы, сложная техника. Это все требует от общества заботы о противопожарной, информационной, санитарной и другой безопасности. Многие знают, какой ущерб может причинить дорожное происшествие или загрязнение окружающей среды. Охрана граждан, материальных ценностей природных ресурсов регламентируется законодательством.

И в этой сфере КоАП играет существенную роль. Кроме этого приняты нормы, устанавливающие ответственность за невыполнение актов муниципальных и государственных структур, представителей власти, за неуважение к суду. Они призваны сформировать благоприятные условия для реализации уполномоченными органами и лицами их обязанностей по обеспечению дисциплины и правопорядка в обществе. Немаловажно и то, что административные нормы охраняют таможенное, налоговое дело, работу по борьбе с монополиями и многие экономические отношения, которые возникли и продолжают возникать в процессе преобразований в государстве.

Рассмотрев применение административной ответственности, можно отметить, что административная ответственность прежде всего характеризуется как применение наказания за административное правонарушение. Привлечение к административной ответственности допускается при наличии правонарушения.

Административная ответственность не предполагает судимости. В качестве основания для применения санкций выступает проступок, предусмотренный в КоАП. Порядок привлечения к ответственности по КоАП относительно прост и содержит при этом гарантии законности.

Исходя из указанных признаков, можно заключить, что административная ответственность выступает в качестве способности виновного лица при совершении им правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия имущественного/личного характера, которые предусматриваются в соответствующих нормах КоАП.

Глава II. Основания и условия административной ответственности

Статья 2.9. КоАП. Возможность освобождения от административной ответственности при малочисленности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

§2.1 Основания административной ответственности

Главной чертой административной ответственности — является его правовая основа, которая придает ей набор специфических качеств. Существует три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности, отсутствие любого, исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное. Юридическое основание административной ответственности — это система норм административного права, регулирующих ответственность. Фактическое основание административной ответственности — это конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

Процессуальное основание административной ответственности — составленный уполномоченным должностным лицом органы государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенным данным субъектом.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы было все три основания и именно в такой последовательности.

При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления. Как отмечалось ранее, особый вид преступления, а именно административное правонарушение. Это её фактическое основание. В случае если имеется административное правонарушение, то к административной ответственности не способен прийти. Статья 10 настоящего Кодекса об административных правонарушениях определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность. Правонарушение является административным, если его совершение не влечет за собой уголовной ответственности. Речь идёт о противоправном, наказуемом и виновном деянии.

Что представляет собой противоправность? Тот факт, что данное поведение представляет собой посягательство на требования, содержащихся в соответствующих административных и правовых норм. С другой стороны, тот факт, что эти правила запрещенных действий, составляющих реальное содержание таких посягательств. Все это можно легко обнаружить в характеристике любого административного правонарушения. К примеру, ст.165 КоАП предусматривает за умышленное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. Очевидно, что речь идёт о недопустимости подобных действий, поскольку они посягают на установленный порядок управления. Но это незаконно, практически все виды правонарушений. Тем не менее, только для преступника использовать дополнительный элемент, который определяет их противоправность — общественной опасности.

Общественная опасность означает, что акт наносит вред обществу, вовлекая их или реальную угрозу причинения значительного ущерба связям с общественностью. Из — за этого, задача уголовного закона заключается в борьбе с нападения на общественный порядок, собственность, а личность его субъективных прав, на верховенстве закона. Но ст.1. КоАП устанавливает точно такая же проблема об административном законодательстве правонарушений. Это означает, что преступления и административные правонарушения подобные объекты посягательства . Вывод состоит в том, что общественная опасность также является признаком административного правонарушения, выражение его незаконности. Иначе трудно объяснить, почему государство использует свою власть для борьбы с такими актами и широко используется в этом коэрцитивными правовыми средствами, если эти действия не являются никакой опасности, для общественного интереса не представляет. Иногда их называют антиобщественными административными правонарушениями, что также в гармонии с их общественной опасности. Конечно, они тоже вредны. Понятно, что также действия являются вредными для общества, граждан, должностных лиц и юридических лиц последствия. Из — за этого, и запрещает определенные действия или предоставлять негативную правовую оценку бездеятельности. Это также является показателем их общественной опасности.

Таким образом, подводя итог к основаниям административной ответственности , можно сказать следующее: основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если это нарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности.

§2.2 Условия административной ответственности

Структура административной ответственности содержит в качестве обязательного элемента — условия привлечения к ответственности. Под условиями административной ответственности следует совокупность обстоятельств, которые закреплены нормами КоАП РФ и должны учитываться должностным лицом (органом) ведущим производство по делу в отношении каждого конкретного лица.

Условия административной ответственности можно разделить на две группы. К первой группе относятся такие обстоятельства (условия), наличие которых исключает административную ответственность как таковую, делает ее невозможной. Можно выделить условия первой группы:

  • Отсутствие события административного правонарушения. Это предполагает, что нормы административно — деликтного закона не признают совершенное деяние как административное правонарушение.

— Отсутствие состава административного правонарушения. В то же время состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элементов: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Следовательно, наличие таких обстоятельств как достижение возраста административной ответственности (ст. 2.3. КоАП РФ), невменяемость лица привлекаемого к административной ответственности (ст. 2.8. КоАП РФ), смерть физического лица ,в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п. 8ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ) или отсутствие в его действиях вины (ст. 2.2 КоАП РФ) позволяет говорить об отсутствии состава административного правонарушения.

— Наличие обстоятельств крайней необходимости. Ст. 2.7. КоАП РФ не признает административным правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам, если это было необходимым для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

— Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Давность, является условием любой юридической ответственности. Давность ограничивает возможности органов административной юрисдикции налагать административные наказания по истечении сроков установленных ст. 4.5. КоАП РФ (2 месяца или в установленных законом случаях 1 год).

  • Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (п.4.ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ).

  • Отмена закона, устанавливающего административную ответственность (п.5.ч.1 ст.

24.5 КоАП РФ).

Ко второй группе обстоятельств (условий), относятся такие, которые оказывают влияние на вид и размер (срок) административного наказания. Можно выделить следующие условия второй группы:

-Характеристики субъекта в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Характеристики могут быть обусловлены возрастом лица привлекаемого к административной ответственности, его физическим состоянием, специальным родом деятельности. Согласно ч.2 ст. 3.9 КоАП РФ к таким субъектам как несовершеннолетний, беременная женщина, женщина, имеющая ребенка в возрасте 14 лет, инвалидам I иII группы, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел , органов и учреждений уголовно — исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и таможенных органов не может применяться административный арест. Согласно ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

— Характер совершенного административного правонарушения. Административное правонарушение может быть совершено либо в форме умысла, либо по неосторожности (ст. 2.2).

Форма вины характеризует совершенное деяние и согласно ст. 4.1. КоАП РФ должна быть учтена при назначении административного наказания.

— Обстоятельства смягчающие административную ответственность. Наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность оказывает влияние на назначаемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание. Перечень обстоятельств смягчающих административную ответственность предусмотрен в ст. 4.2. КоАП РФ, данный перечень не является исчерпывающим и судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

— Обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Перечень обстоятельств смягчающих административную ответственность предусмотрен в ст. 4.3. КоАП РФ, данный перечень является исчерпывающим, но судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут не признать данное обстоятельство отягчающим в зависимости от характера административного правонарушения.

— Совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу. При указанных выше обстоятельствах административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Условия административной ответственности также вытекают из ее принципов презумпции невиновности и законности (ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ).

Так, исходя из общих правил принципа презумпции невиновности лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а любое неустранимое сомнение трактуется в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Часть 3 ст. 1.5 КоАП РФ, а также примечание к указанной норме закрепляют исключение из общего принципа презумпции невиновности, согласно которому данный принцип не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные 12 главой КоАП РФ в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблем административной ответственности показало, что административная ответственность — разновидность юридической ответственности — результат неправомерного поведения лица, выраженный в применении к виновному уполномоченными на то органами, должностными лицами в установленном порядке юридических санкций.

Основная особенность административной ответственности состоит в том, что фактическим основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.

Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Административное наказание не может унижать человеческое достоинство физического лица и причинять ему физические страдания, а для юридического лица наносить вред его деловой репутации. Но правильно ли это и так ли это?

Если государственное и общественное осуждение заложено в сути административной ответственности, то оно в любом случае отражается на деловой репутации статусного лица. По моему мнению, административная ответственность может превратиться в простую формальность не выполняющую функции предотвращения совершения правонарушений в случае отсутствия осуждений обществом противоправных деяний правонарушителя. Кроме того, для руководства юридического лица быть привлеченным к административной ответственности должно означать определенную нечистоплотность их деятельности и плохой деловой репутации. А для физического лица привлечение к административной ответственности должно быть постыдным явлением. Боязнь быть вновь подвергнутым наказанию будет удерживать его от повторного совершения правонарушения. Только в таком случае воспитательная роль административных наказаний может быть эффективной, и они действительно будут способствовать предупреждению правонарушений.

Таким образом, в настоящее время институт административной ответственности создает условия и предпосылки для возникновения и развития специфических материально — правовых и процессуальных отношений, становится возможным разрешение возникающего конфликта по поводу административной противоправности, предусмотренной объективной стороной состава административного правонарушения с учетом определенного баланса публичных и частных интересов. Такой баланс положительно сказывается на правопорядке в целом, на стабильности общественной жизни. Из всего этого следует, что институт административной ответственности является правовым механизмом, с помощью которого российское общество способно противостоять неправомерному поведению цивилизованным способом, отвечающим международно-правовым нормам.

3. Вельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. — 2011. — № 12. — С. 10 — 13.

4. Ухов В.Ю., Каплунов А.И., Курноскин Е.А., Прохорова О.В. и др. Административное право: курс лекций. СПб.: Санкт — Петербургский университет МВД России, 2012 . — 261 с.

5. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2011. — 624 с.(Российское юридическое образование).

6. Административное право: учебник / Под общ . ред. А.И. Каплунова.- М.: ДГСК МВД России, 2011. — 536 с .

7. Калинина Л.Е. Метод принуждения в административно-деликтных отношениях при применении статьи 14.1 КоАП РФ // Право и экономика. — 2013. — № 10. — С. 33 — 43.

8. Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право России: Учеб.для вузов / Под общ. ред. Л.Л. Попова. — М., 2012. -664 с.

9. Мельников В.А. Проблемы определения понятия административного принуждения //Административное право и процесс. — 2012. -№ 1. — С. 34 — 42.

10. Потапов А.И. Административная ответственность: правовое регулирование [Текст]: учебное пособие/А.И. Потапов, О.В. Корниенко; УрЮИ МВД РФ Кафедра админ. права и админ. деят. ОВД. — Екатеринбург, 2011. — 231 с.

11. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. — М., 2012. -219 с.

12. Серков П.П. Понятие административной ответственности // Закон. — 2010. — № 8. — С. 93 — 100.

13. Старовикова И.Д. Административная ответственность за правонарушения в области финансов: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Омск, 2008. -332 с.

14. Тюрин В.А.К вопросу о понятии мер административного пресечения в системе административного принуждения // Административное и муниципальное право. — 2013. — № 7. — С. 33 — 45.

15. Хазанов С.Д. Административная правосубъектность граждан: теория, законодательство, правоприменение // Административно-правовой статус гражданина. — М.: ИГиП РАН, 2014. -392 с.

16. Коркин А.В. Административная ответственность за административные правонарушения , предусмотренные статьями 20.20, 20.21 КоАП РФ [Текст]: учебное пособие / А.В. Коркин , Е.В. Елфимова, УрЮИ МВД РФ Каф. админ. права и админ. деят. ОВД. — Екатеринбург, 2011. — 37 с.

17. Хаманева Н.Ю. Административно — правовой статус граждан РФ . — М.: 2009. — 210 с.

18. Дорохин В.В. Применение по делам об административных правонарушениях : реалии и перспективы оптимизации [Текст] : монография/ А.С. Дугенец , М.Я. Масленников ; ВНИИ МВД РФ . — М ., 2011 . — 2012 с .

19. Чаннов С.Е. Состав административного правонарушения как основание административной ответственности // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014 .

Судебная практика

1. Обзор судебной практики по административным делам Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга за февраль 2015 года // Информационный бюллетень. — 2014. — № 3.

2. Постановление Мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г. Санкт-Петербурга от 10.04.2015 // https://rospravosudie.com