Статья : «Виды административных правонарушений и их квалификация»

Административные правонарушения совершаются не силами природы, предметами или животными, они совершаются людьми, поэтому такие правонарушения неразрывно связаны с правом, которое регулирует только общественные отношения, т.е. отношения людей (отдельных индивидов или их организаций).

Лишь применительно к древности и средним векам, когда людям еще не была достаточно ясна природа права и юридической ответственности как чисто общественных явлений, когда юридическая ответственность распространялась в некоторых случаях не только на животных, но и на неодушевленные предметы, можно весьма условно говорить о «правонарушениях», как действиях не только людей, но и сил природы, животных.

Новейшая история человеческого общества таких случаев не знает.

Административные правонарушения могут совершаться отдельными индивидами — гражданами страны (в качестве граждан или должностных лиц), лицами без гражданства, иностранцами. Субъектами правонарушений могут быть также организации. Раскрытие понятия административного правонарушения — важная предпосылка для глубокой научной разработки проблемы ликвидации рассматриваемого общественного явления.

  • актуальна

Проблема административных правонарушений была и остается одной из самых значимых для общества на протяжении всего времени существования человечества. Данная проблема не утрачивала своей актуальности ни при каких общественных строях и формациях. Правонарушения существовали всегда. Главная задача теории государства и права при изучении правонарушений в обществе состоит в раскрытии социальной сущности этого явления. Но для того, чтобы анализировать их социальную сущность, необходимо прежде всего знать, что такое правонарушение. Иначе говоря, следует охарактеризовать те общие признаки, которые свойственны всем разновидностям административных правонарушений (преступлений, гражданско-правовых, административных и иных проступков) и отличают их от других общественных явлений.

Предмет исследования, Целью данной работы

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи :

3 стр., 1282 слов

Классификация административных правонарушений в области воинского учета

... Глава 2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА 2.1. Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях в области воинского учета Производство по делам об административных правонарушениях- это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность государственных органов, ...

1. дать понятие административного правонарушения;

2. рассмотреть признаки административного правонарушения;

3. представить характеристика состава правонарушения;

4. квалифицировать административное правонарушение.

Методы исследования., Правовую базу исследования, Глава 1. Понятие административного правонарушения.

Под административным правонарушением понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное действие или бездействие, за которое административным законодательством установлена административная ответственность.

Правонарушение всегда выступает как социальный и юридический антипод правомерного поведения. В любом обществе правонарушения носят, как правило, далеко не единичный характер и наносят ему немалый материальный и моральный вред. Правонарушение — это социальный и юридический антипод правомерному поведению, их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение является разновидностью антисоциального, противоправного поведения. В социальном смысле это поведение, противоречащее или способное причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений. Так, преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, посягают на основы государственного строя, на личность, ее политические и экономические или социальные права, общественный порядок и иные социальные блага. Другие правонарушения, хотя и не являются столь общественно опасными, все же наносят вред общественным отношениям, личности, природной среде и т.д. Конечно, отдельные правонарушения не могут представлять опасности для общества в целом. Однако, взятые в совокупности, они представляют существенную опасность для него, нарушают режим законности, установленный правопорядок.

Массовое явление, состоящее из совокупности преступлений, совершаемых в государстве в определенный временной период, называется преступностью. Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт. Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Поскольку каждая норма права закрепляет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение нормы права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным.

Рассмотрим основные признаки правонарушения:

1. Правонарушение — акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение).

4 стр., 1838 слов

Права человека при производстве следственных действий

... права в уголовном судопроизводстве является наличие на то достаточных фактических и процессуальных оснований. Закон предусматривает дополнительные гарантии- соблюдения прав граждан при производстве осмотра, обыска и выемки, в ... лицо об этом и разъяснить процессуальные права и обязанности. К средствам обеспечения прав человека при производстве следственных действий, перечисленных в ч. 2 ст. ...

Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д.

2. Правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно. Нельзя назвать правонарушением т.к. не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного. Поэтому правонарушениями являются варианты поведения только дееспособных (деликтоспособных) людей. Малолетних и душевнобольных закон деликтоспособными не считает.

3. Правонарушением признается только такое деяние совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.

4. Правонарушение — это действие противоправное, нарушающее требование норм права. Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет. Признак противоправности характеризует правонарушение с формально-юридической стороны. Общеизвестно, что никто не может быть ограничен в своих правах и свободах и никакие действия, совершаемые в пределах правовых предписаний, не могут быть признаны противоправными. В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормой права, а могут вытекать «из духа» закона или типа регулирования (раз решено все, что не запрещено), противоправные деяния в виде их запретов должны быть четко сформулированы в правовых нормах. Излишний «формализм» противоправности обеспечивает единство требований, предъявляемых ко всем гражданам и организациям.

5. Правонарушение всегда социально вредно. Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства (имущественный, социальный, моральный, политический и т.п.).

Повреждение или уничтожение имущества, смерть человека, ущемление его достоинства, потеря рабочего времени, бракованная продукция — все это негативные последствия правонарушения. Деяние может — не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные, ценности под его угрозу (таково, например, нетрезвое со стояние водителя).

Степень общественной вредности может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям.

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение. Следовательно, не является правонарушением вариант поведения, хотя и нарушающий правовые предписания, но не наносящий ущерба, социально полезный. Действие, хотя и социально опасное, но осуществляемое в рамках правовых предписаний, тоже не считается правонарушением, как не считается таковым и противоправное действие недееспособного лица.

Глава 2. Юридическая сущность административной ответственности.

2.1 Обстоятельства, исключающие, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченным должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

18 стр., 8527 слов

Административное правонарушение (2)

... в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но ...

Выше уже указывалось на то, что основанием для применения административной ответственности может быть не только административное, но и финансовое, налоговое, экологическое правонарушение.

Выделяя административную ответственность в числе иных видов административной ответственности, следует отметить ее отдельные особенности.

Во-первых, административная ответственность устанавливается достаточно широким кругом нормативных актов. В отличие от административной ответственности уголовная, например, может устанавливаться исключительно действующим Уголовным кодексом, меры гражданско-правовой ответственности могут устанавливаться, помимо нормативного регулирования, соглашением сторон обязательства.

Субъектами административной ответственности являются как физические, так и юридические лица, в то время как субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо.

За совершение административного правонарушения предусмотрены административные взыскания, применяемые широким кругом лиц — органами исполнительной власти, местного самоуправления, судом. Уголовное наказание, в отличие от административного взыскания, может быть назначено исключительно судом.

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами, которым лицо, совершившее правонарушение, служебно не подчинено. Дисциплинарные взыскания — напротив — налагаются начальниками на подчиненных.

Применение административного взыскания, в отличие от уголовного наказания, не влечет судимости и, в отличие от дисциплинарного взыскания, не влечет прекращения трудовых правоотношений.

Что касается источников права, регулирующих институт административной ответственности, то на сегодняшний день нет единого нормативного акта. Большая часть Особенной части действующего КоАП касается административной ответственности физических лиц.

Административная ответственность юридических лиц в большинстве своем определяется специальными законами, такими как Федеральный Закон «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии», Федеральный Закон «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Действующий КоАП содержит перечень обстоятельств, наличие которых исключает административную ответственности. К ним относится крайняя необходимость, необходимая оборона, невменяемость, передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, а также малозначительность правонарушения.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административное правонарушение, в соответствии со ст. 34 КоАП относятся следующие обстоятельства:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

10 стр., 4997 слов

Административная ответственность в РФ

... совершение административного правонарушения. Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Хотя вопрос административной ответственности юридических лиц еще дискутируется, но ряд нормативных правовых актов уже содержат положения об административной ответственности юридических лиц. Санкции ...

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, в соответствии со ст. 35 КоАП, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения.

2.2 Понятие, сущность, цели и основания применения административных взысканий.

Под административным взысканием понимается мера ответственности за совершение административного правонарушения. Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на лицо, совершившее правонарушение, хотя в некоторых случаях, административное взыскание включает в себя оба вида воздействия.

В качестве целей применения административной ответственности надлежит выделить следующие:

1. воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правопорядку, предупреждение совершения им новых правонарушений (так называемая частная превенция).

2. Предупреждение совершения правонарушений другими лицами (общая превенция).

Необходимо отметить, что указанные цели преследуются при применении любого вида юридической ответственности.

Основанием для применения является совершение лицом правонарушения. Причем, это может быть не только собственно административное правонарушение, но и иные виды правонарушений, за совершение которых предусматривается административная ответственность.

Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никак больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

Административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного правонарушения являются:

4 стр., 1833 слов

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступления

... правоотношение уголовная ответственность предполагает, прежде всего, свое содержание, суть которого выражается в осуждении (и наказании) лица, совершившего преступление, и принуждении его ... физического насилия, исключающего свободу его волеизъявления. Уголовная ответственность за совершение преступления Уголовная ответственность в содержательном плане есть разновидность правоотношения, входящего ...

— Антиобщественность;

— Противоправность;

— Виновность;

— Наказуемость деяния;

Антиобщественность — причиняющий вред интересам граждан, общества и государства.

Противоправность — совершение деяние, нарушающую нормы права.

Виновность — деяние совершено умышленно или по неосторожности.

Наказуемость деяния — только то деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Глава 3. Состав административного правонарушения. Элементы и виды административных составов.

Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторяемость по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторяемость служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторяемость необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящиеся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом несколько тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности.

Субъектами административного правонарушения признаются:

— физические лица;

— организации;

Административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности.

13 стр., 6118 слов

Юридический состав административного правонарушения

... Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 1.2Признаки административного правонарушения Исходя из определения административного правонарушения, выделяют следующие его признаки: Деяние в виде действия (например, сброс ...

Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла и неосторожности. Вина является обязательным признаком административного правонарушения. Вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последовательность.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. Только при наличии состава административного правонарушения, лицо его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

По существу, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью; в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности; в-четвертых, общественная опасность выражается во вредности правонарушений; в-пятых, постоянно идет процесс декриминации и криминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще, а также внешне сходных, совпадающих по ряду своих параметров преступлений и административных правонарушений в особенности.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности.

Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Состав административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. Только при наличии состава правонарушения может быть решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Под составом правонарушения принято понимать единую целостность таких элементов как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Таки образом, состав административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правововыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административного воздействия.

10 стр., 4648 слов

Административные правонарушения и ответственность за них

... Области об Административных Правонарушениях”) установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ...

1. Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок.

Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

— причинением вреда субъектом общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);

— путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);

— путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

2. Объективная сторона административного правонарушения — это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Как правило указывается в диспозиции статьи КоАП.

Действие предполагает активное поведение.

Бездействие — это пассивное поведение в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов.

Необходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много правонарушений, основанных на пассивном противоправном поведении. О наличии объективной стороны административного правонарушения можно говорить только в том случае, если в основе действия или бездействия лежало сознательное поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического или психического принуждения, так что у правонарушителя не было выбора между неправомерным и правомерным поведением. Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность и повторность.

3. Субъектом административного правонарушения могут быть как физические (дееспособные и достигшие установленного законом возраста) лица так и юридические.

4. Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение нарушителя к совершенному деянию и его последствиям выраженное в форме вины.

Вина может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Классические формы вины:

В форме умысла:

— Прямой умысел означает, что лицо совершившее деяние, сознавало его противоправный характер, предвидело его вредные последствия и желало их наступления

12 стр., 5546 слов

Виды административных правонарушений и их квалификация

... данное деяние нарушает нормы права, причем не только административного, но и любой другой отрасли российского права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. 1.2 Виды административных правонарушений В Кодексе об административных правонарушениях виды административных правонарушений ...

— Косвенный умысел означает, что лицо, осознавая противоправность своих деяний, не желало, но предвидело и сознательно допускало наступление вредных последствий

В форме неосторожности или небрежности:

— Неосторожность присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно-опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить

— Небрежность присутствует, когда лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные — мотив и цель.

Они являются квалифицирующими признаками правонарушения. То есть деяние признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Например самовольное использование в корыстных целях электрический либо тепловой энергии. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Орудие совершения — это то, чем непосредственно совершается противоправное деяние, предмет умышленно используемый для его непосредственного совершения.

Средство совершения — это то, с использованием чего совершается противоправное деяние, предмет сознательно и умышленно используемый как средство для достижения поставленной цели, без которого не получилось бы этой цели достигнуть.

Итак, состав административного правонарушения включает четыре элемента, наличие которых является необходимым и достаточным основанием для признания деяния административным правонарушением. Это объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Основные объекты административных правонарушений были перечислены при определении понятия административного правонарушения.

Объективная сторона отражает проявление административного правонарушения в объективной реальности и может быть выражена в действии либо бездействии. Наличие объективной стороны законодатель зачастую ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом и др. Если наличие объективной стороны связывается с наличием таких обстоятельств, это фиксируется в диспозиции соответствующей нормы административного права.

В качестве субъектов административного правонарушения могут выступать как физические лица, так и организации. Рассматривая физических лиц как субъектов административного правонарушения можно выделить две разновидности субъектов — та называемый общий субъект и субъект специальный. Если к общим субъектам можно отнести всех без исключения граждан, обладающих свойством вменяемости и достигших возраста административной ответственности, то субъектами отдельных категорий административных правонарушений могут быть исключительно субъекты специальные — то есть физические лица, обладающие такими специальными индивидуализирующими признаками как определенное должное положение, выполнение лицом предусмотренной законом профессиональной или социальной функции, принадлежность к религиозным объединениям, гражданство.

Категорию специальных субъектов, в свою очередь, можно разделить на субъектов, специфические особенности которых обуславливают дополнительные основания для административной ответственности (водители, должностные лица, работники торговли) и субъектов, для которых индивидуализирующие обстоятельства являются основанием для ограничения применения мер административной ответственности (беременные женщины и женщины, имеющие детей до 12 лет, лица, не достигшие совершеннолетия, инвалиды).

Для правильного применения на практике норм административного права об административных правонарушениях надлежит различать такие понятия как субъект административного правонарушения и субъект административной ответственности, ввиду того, что не ко всякому субъекту административного правонарушения административная ответственность может быть применена.

Под субъективной стороной административного правонарушения понимается психическое отношение субъекта к совершенному противоправному действию либо бездействию и наступившим последствиям.

Вина (субъективная сторона) может быть выражена в форме умысла и неосторожности. Умышленная вина выражается в том, что лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправность совершаемого деяния, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступления этих последствий.

Неосторожная вина имеет место в случаях, когда субъект правонарушения предвидел возможность наступления последствий, но легкомысленно надеялся их предотвратить (легкомыслие), либо не предвидел, но мог и должен был их предвидеть (небрежность).

Факультативными признаками субъективной стороны в предусмотренных законом случаях являются мотив, цель правонарушения. В качестве признаком объективной стороны они используются только в случаях прямого указания на них соответствующей нормой административного права.

Глава 4. Виды административных правонарушений.

В качестве критерия деления административных правонарушений на виды выступает родовой объект, т.е. общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП в главы раздела II Особенной части.

На основе данного критерия можно выделить следующие виды административных правонарушений.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5, ст. 5.1-5.44).

К ним, в частности, относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума; неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума; незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума и др.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6, ст. 6.1-6.14).

Они включают, в частности: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения: незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством); незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; занятие проституцией; получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, и ряд других.

Административные правонарушения в области охраны собственности (глава 7, ст. 7.1-7.28).

Это, в частности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение специальных знаков; нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны и др.

Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8, ст. 8.1-8.40).

Эти правонарушения, в частности, включают: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; сокрытие или искажение экологической информации; порча земель: нарушение требований по рациональному использованию недр и др.

Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9, ст. 9.1-9.14).

К ним, в частности, относятся: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ и ряд других.

Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10, ст. 10.1-10.14).

Это, в частности: нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; проведение мелиоративных работ с нарушением проекта и др.

Административные правонарушения на транспорте (глава 11, ст. 11.1-11.29).

Они, в частности, включают такие правонарушения, как: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил использования воздушного пространства; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судна лицом, не имеющим права управления, и ряд других.

Административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12, ст. 12.1-12.36).

К ним относятся, в частности, такие правонарушения, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов; управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов; превышение установленной скорости движения и другие правонарушения в данной области.

Административные правонарушения в области связи и информации (глава 13, ст. 13.1-13.24).

Это, в частности: самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания; самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования; нарушение правил охраны линий или сооружений связи; использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи и ряд других.

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14, ст. 14.1-14.25).

К данному виду относятся, в частности, следующие правонарушения: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин; обман потребителей и другие правонарушения.

Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15, ст. 15.1-15.26).

Этот вид правонарушений включает в себя, в частности, такие правонарушения, как: нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций; нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и ряд других.

Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (глава 16, ст. 16.1-16.22).

Это, в частности: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации; нарушение режима зоны таможенного контроля и другие правонарушения.

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (глава 17, ст. 17.1-17.13).

К ним, в частности, относятся: невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава, воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации, а также ряд других правонарушений в данной области.

Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (глава 18, ст. 18.1-18.14).

Среди правонарушений данного вида можно назвать, в частности, нарушение режима Государственной границы Российской Федерации; нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также другие правонарушения в данной области.

Административные правонарушения против порядка управления (глава 19, ст. 19.1-19.25).

Это, в частности: самоуправство, умышленное повреждение или срыв печати (пломбы); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление сведений (информации), а также другие правонарушения.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20, ст. 20.1-20.27).

К ним относятся, в частности: мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведение собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; стрельба из оружия в не отведенных для этого местах, а также ряд других.

Административные правонарушения в области воинского учета (глава 21, ст. 21.1-21.7).

Это, в частности: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета, а также другие правонарушения.

Глава 5. Квалификация административных правонарушений.

Из приведенного выше понятия административного правонарушения вытекают признаки, которым должно отвечать то или иное деяние для признания такового административным правонарушением:

1. Антиобщественность

2. Противоправность

3. Виновность

4. Наказуемость

В первую очередь административное правонарушение представляет собой деяние — акт волевого поведения субъекта правоотношения. Деяние может быть выражено в одной из двух форм — действие либо бездействие.

Сущность действия составляет активное поведение, выражающееся в активном невыполнении возложенной на субъект обязанности или законного требования, нарушение запрета. Так, действием будет считаться неостановка водителем транспортного средства по требованию сотрудника ГИБДД.

Под бездействием понимается пассивное невыполнение обязанности.

Однако не всякое деяние может быть признано административным правонарушением, а лишь то, которое по своей социальной значимости является антиобщественным, противоправным, причиняющим вред охраняемым законом правоотношениям.

Причем, административным правонарушением будет считаться не только то деяние, которое причиняет вред правоотношениям, составляющим предмет административного права , но и деяние, нарушающее нормальное развитие правоотношений, являющихся предметом права финансового, налогового, трудового, гражданского. Принципиальным моментом здесь будет то, что за нарушение нормального развития правоотношения предусмотрена именно административная ответственность.

Виновность деяния выделяется в качестве основополагающего признака административного правонарушения и предполагает в первую очередь способность субъекта осознавать, что совершает административное правонарушение и формировать психологическое отношение к нему.

Наказуемость деяния предполагает, что административным правонарушением будет признано только то деяние, наступление ответственности за совершение которого предусматривается применение мер административной ответственности.

Указанные признаки практически повторяют элементы состава административного правонарушения, однако, их надлежит различать. Это имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, так как не всякое деяние, содержащее признаки административного правонарушения, будет признано таковым. Для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие состава правонарушения.

Заключение.

Итак, подведем итоги.

Правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений отражает состав правонарушения. К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Объективная сторона показывает его выражение вовне. Содержание объективной «стороны составляют: противоправные деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальные организации. С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, то есть психическим отношением лица к содеянному. Правонарушения делятся на проступки и преступления. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности).

Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. Существуют два основных направления в проблеме исследования причин правонарушений. Представители одного из них исследовали преступность как социальное явление, представители другого — как явление биологическое. Известны и попытки соединения двух этих направлений в одно. Правонарушения были, есть и, по-видимому, будут. Задача правоохранительных органов вести активную последовательную борьбу с ними, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений. Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдение последовательности действий и т.п.).

Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании. Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя. Правонарушения различают по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д. Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками. Отечественная наука изучает правовые явления в социально-историческом аспекте, подчеркивая, что преступность — это относительно массовое, исторически изменчивое, социальное имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени.

Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

Административное правонарушение — это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права — административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение.

Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина — это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Как основание административной ответственности административное правонарушение содержит юридический состав, т.е. определенные элементы, только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного наказания. К юридическому составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/priznaki-administrativnyih-pravonarusheniy/

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. — 2009. — 21 января. — №7.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (с изм. от 5 апреля 2010 г. №55-ФЗ) // Российская газета. — 2010. — №72. — 7 апреля.

  3. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание «законодательства РФ. — 2009. — №1. — Ст. 17.

  4. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общ. ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. — Система ГАРАНТ, 2008.

  5. Агапов А.Б. Административное право: учебник. — М.: Юрайт, 2009.

  6. Административное право России: учебник для студентов Вузов / Под ред. П.Н. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: закон и право, 2009.

  7. Административное право России: учебник / Б.Н. Габричидзе и др. — М.: Проспект, 2009.

  8. Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право: учебник. — М.: Дашков К, 2009.

  9. Алехин А.П., Кормолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебник. — М.: ЗЕРЦАЛО, 2007.

  10. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: НОРМА, 2007.

  11. Габричидзе Б.М. Чернявский А.Г. Административное право РФ: Учебник для вузов. — М.: Дело и Сервис, 2005.

  12. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. — М.: Юристъ, 2009. — С. 116.

  13. Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2008.

  14. Бачило И.Л., Гришковец А.А., Салищева Н.Г. и др. Административное право Российской Федерации / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. — М.: Юристъ, 2008.

  15. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. — М.: Юстицинформ, 2007.

  16. Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. Курс лекций. — М.: Юристъ, 2008.

  17. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010.

  18. Российский Б.В. Административное право: Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ. Закон и право, 2004.

  19. Смоленский М.Б. Административное право: учебник. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

  20. Хазанов С.Д., Новоселова Н.В. Административное право. — СПб.: Юр. центр-Пресс, 2003.

  21. Четвериков В.С. Административное право: учебник. — М.: Эксмо, 2010.