Виды административных правонарушений и их квалификация

Курсовая работа

Актуальность темы работы. Человеческая деятельность состоит из поступков. Поступок является главным элементом человеческих взаимоотношений, в нем проявляются различные качества личности, хорошие и плохие. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях.

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим о том, что они поступают правомерно.

Каждая отрасль права выделяет специальные признаки собственно отраслевого понятия правонарушения. Отсюда такие понятия, как уголовное преступление, административное, дисциплинарное правонарушение и др.

Качественное изменение криминогенной обстановки усиливают опасение и тревогу граждан за свою жизнь, здоровье, честь, достоинство, собственность, общественный порядок и общественную нравственность. Это вызвано не только ростом преступности, но и значительным увеличением количества совершенных административных правонарушений.

В современной России практически каждый человек, хоть раз в своей жизни, совершал административное правонарушение.

Административные правонарушения в России сегодня превратились в одно из самых типичных явлений.

Современные исследования преступлений и административных правонарушений со всей очевидностью доказывают их взаимообусловленность, перерастание противоправных проступков в преступления, когда количество переходит в качество, где первым выступает административный проступок, вторым — преступление. Однако если проблемам преступности уделяется должное внимание, то административным правонарушениям — лишь в той мере, в какой это связано с отдельными видами уголовных деяний.

Объект настоящего исследования — правовые и общественные отношения, возникающие в процессе совершения административного правонарушения и регулируемые правовыми нормами.

Предмет исследования — теоретические и правоприменительные аспекты федерального законодательства, нормативные акты, регулирующие категорию «административное правонарушение», а также научные публикации, в которых затрагивается указанная тема.

2 стр., 859 слов

Состав административного правонарушения

... большее количество административных преступлений имеет формальный состав. У административных правонарушений есть не ... поступками. Физическое лицо должно давать отчет собственным действиям при совершении административного преступления. Административная ответственность возлагается на нарушителя, достигшего 16-летнего возраста. При квалификации административного правонарушения ... различные права граждан, ...

Целью настоящей работы является исследование видов административных правонарушений и их квалификация.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели работы:

  • исследовать категорию «административное правонарушение», а конкретно, определить понятие и виды административных правонарушений;
  • привести квалификацию видов административных правонарушений.

Методом исследования в данной работе является анализ нормативно-правовых документов и научной литературы по заявленной теме.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Понятие и виды административных правонарушений

административный правонарушение должностной проступок

1.1 Понятие административных правонарушений

Сущность понятия административного правонарушения заключено в следующем: оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Вредность для общества и опасность являются основным объективным признаком правонарушения, которое отграничивает его от правомерного поведения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Из определения вытекает следующее: административным правонарушением является противоправное, т. е. не соответствующее требованиям (или запретам) Закона поведение лица в форме действия или бездействия. Поведение лица имеет волевой характер, т.е. проявляется определенная осознанность деяния и его направленность, а также стремление достичь определенной противоправной цели или законной цели противоправным способом.

В нашей стране действуют различные юридически обязательные правила, имеющие своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности. К ним, в частности, относятся правила дорожного движения, санитарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Юридически обязательные правила предназначены для широкого круга субъектов. Одни правила адресованы всем гражданам и юридическим лицам, другие правила — работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

Существенной особенностью обязательных правил является то, что данные правила защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, которое является основанием для административной ответственности.

Итак, административное правонарушение — это противоправное, виновное действие либо бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность согласно Кодексу РФ об административных нарушениях.

11 стр., 5108 слов

Понятие и виды правонарушений

... деяние». «Деяние», включает в себя как «действие», так и «бездействие». Действием признается активное поведение лица, направленное на достижение целей (совершение правонарушения, проступка, предотвращение правонарушения, преступления, ... противоправным. Примером этого может служить то, что в уголовном и административном праве указаны такие обстоятельства исключающие противоправность, как «необходимая ...

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к административной ответственности.

Понятие административного правонарушения является общеобязательным правилом поведения, установленным государством и им охраняемым.

Определяющими признаками административного правонарушения являются следующие:

1. Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие. Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.).

Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд).

2. Антиобщественность посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах. Административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства.

3. Противоправность заключается в совершении деяния, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной ответственности. Административным правонарушением может быть признано только поведение, запрещенное законом.

4. Виновность: деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя. Деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет.

5. Наказуемость: деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права. Общественно-опасное деяние, которое запрещено законом, признается административным правонарушением только в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием в совокупности вышеуказанных юридических признаков. Отсутствие одного из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правомерным поведением, либо иным правонарушением (преступление).

Отличия административных проступков от иных правонарушений:

1) Отличие от преступления: преступление обладает более высокой степенью общественной опасности. Преступление является деянием, которое запрещено УК, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение — это деяние, которое предусмотрено нормами административного права.

2) Отличие административного правонарушения от дисциплинарных проступков: дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, который установлен в конкретной организации, учреждении, предприятии. Дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. В некоторых случаях одно и то же деяние признается и административным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, совершившее его, привлекается и к административной и к дисциплинарной ответственности (появление работника при исполнении служебных обязанностей в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в общественном месте.

7 стр., 3263 слов

Сущность правонарушений

... отраслевых юридических наук (уголовного и административного права). Значение вопроса о юридическом составе правонарушения весьма велико. Юридический состав правонарушения – это своего рода его идеальная ... правом; г) превышение компетенции. Важнейший качественный признак противоправности — запрещенность деяния. Запрещенность может быть выражена по-разному. Иногда нормативном акте указан прямой ...

3) Отличие от гражданско-правовых деликтов (проступок): гражданско-правовой деликт является нарушением субъективных прав лица (физического и юридического), носящим имущественный характер. Административное правонарушение носит более широкий характер и может нарушать не только имущественные интересы, но и другие виды общественных отношений: общественный порядок, порядок управления и т.д. Совершение гражданско-правового деликта влечет ответственность, которая предусмотрена нормами гражданского права (неустойка, пеня).

Таким образом, суммируя вышесказанное можно отметить, что административное правонарушение — противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние физического или юридического лица, за которое российским законодательством предусмотрена административная ответственность. Последнее означает, что данное деяние нарушает нормы права, причем не только административного, но и любой другой отрасли российского права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

1.2 Виды административных правонарушений

В Кодексе об административных правонарушениях виды административных правонарушений составляют следующие квалификационные группы:

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.

7. Административные правонарушения на транспорте.

8. Наиболее распространенными являются административные правонарушения в области дорожного движения.

9. Административные правонарушения в области связи и информации отнесены.

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил.

13. В отдельную группу выделяются административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

15. Значительную группу составляют административные правонарушения против порядка управления.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

17. Отдельную группу составляют административные правонарушения в области воинского учета.

Приведенная квалификация видов административных правонарушений позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность, а также требует от должностных лиц должного поведения и действий.

22 стр., 10587 слов

Внутригосударственная защита прав человека и гражданина

... используемых источников приведён в конце работы. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. ГЛАВА 1 Понятие внутригосударственной защиты прав человека и гражданина 1.1 История развития внутригосударственной защиты прав человека и гражданина Права человека одна из нескончаемых проблем ...

В квалификации административных правонарушений также применяется определение длящегося административного правонарушения. Само понятие длящегося правонарушения, применяемое при квалификации того или иного административного противоправного деяния, в основе своей базируется на теоретических разработках и судебной практике, заимствованных из уголовного права и адаптированных к реалиям правоотношений, относящихся к сфере административного регулирования. Однако если в уголовном праве теория длящихся составов в значительной степени разработана и применяется в судебной практике, то в отношении административных правонарушений ситуация обстоит значительно сложнее.

В основном, понятие длящегося правонарушения, определено судебными органами.

Учеными предлагаются и иные определения длящегося правонарушения, такие как «под длящимся административным правонарушением понимается конкретное деяние, предусмотренное настоящим Кодексом, сопряженное с последующим длительным и непрерывным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое лицо законом под угрозой административного наказания. Административное правонарушение начинается со дня совершения такого деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения».

Сущностным отличием длящихся правонарушений от недлящихся (совершённых) является то обстоятельство, что, зачастую, в момент юридического окончания нарушения нарушитель ещё находится в состоянии противоправного поведения, т.е. до его фактического прекращения (до момента завершения противоправного поведения или состояния).

Таким образом, в этой ситуации длящееся правонарушение является оконченным, однако противоправное действие или бездействие продолжает длиться до его прекращения.

Обычные правонарушения оканчиваются объективно — самим фактом совершения противоправного акта (например, мелкого хулиганства или невыполнения законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

Длящиеся правонарушения следует рассматривать как формально оконченные с момента их субъективного официального выявления, т.е. со времени обнаружения и фиксации в протоколе об административном правонарушении, предписании, акте проверки и т.д. Последующее продолжение противоправного поведения должно расцениваться как «новое» длящееся административное правонарушение независимо от фактического применения административного наказания за предшествующее деяние.

Продолжаемое административное правонарушение — неоднократное совершение нескольких тождественных, повторяющихся правонарушений, составляющих единую по своей цели схему противоправного поведения, подлежащего наказанию как одно административное правонарушение. Критерии, которым, как представляется, должно удовлетворять понятие «продолжаемое правонарушение»:

13 стр., 6240 слов

Юридическая ответственность физических лиц за нарушение прав ...

... административную деятельность государства и т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина. ... права, свободы и обязанности, прежде всего, опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за ... проявляются в конституционных правах, свободах и обязанностях людей. В литературе предпринята ...

  • наличие множественности дискретных во времени эпизодов;
  • возможность его совершения в форме действия или бездействия;
  • вина может выражаться в форме умысла или неосторожности;
  • эпизоды должны иметь совпадающие существенные признаки.

Административным правонарушениям присуща повторность, предусмотренная КоАП РФ, означает совершение одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию, (т.е. в состоянии административной наказанности).

Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание (взыскание).

В соответствии со ст. 4.6. КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.

Таким образом, виды административных правонарушений и их составы обеспечивают нормативно-правовые основания административной ответственности, законность и правопорядок в сфере административных правоотношений.

Глава 2. Классификация видов административных правонарушений

2.1 Административные правонарушения, посягающие на права граждан

В широком значении «права человека» включают обширный комплекс прав и свобод личности: на труд, отдых, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п. Более детальной классификацией прав человека является их деление на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и некоторые другие.

Общим признаком всех административных правонарушений является родовой объект посягательства — общественные отношения, обеспечивающие конституционные права и свободы человека и гражданина.

Родовым объектом административных правонарушений, содержащихся в главе 5 Кодекса, являются общественные отношения, реализация которых обеспечивает политические, социальные и иные права и свободы, закрепленные в законодательстве.

По видовому объекту, как основанию классификации, указанные административные правонарушения можно подразделить на следующие группы:

1) посягающие на политические права и свободы граждан (ст. 5.1 — 5.25; 5.45 — 5.52; 5.56 — избирательные права и свободы граждан и участников референдума, 5.38 — право проведения публичных мероприятий);

2) посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него (ст. 5.26);

3) посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст. 5.27 — 5.34, 5.42);

4) посягающие на социальную защиту, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 — 5.37);

5) посягающие на иные социальные права: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39); непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение (ст. 5.41); нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств для инвалидов (ст. 5.43); незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53); неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете) (ст. 5.54); непредоставление кредитного отчета (ст. 5.55).

3 стр., 1079 слов

Понятие и виды права общей собственности

... собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Право общей собственности — это правомочия владения, пользования, распоряжения, осуществляемые совместно несколькими сособственниками в отношении общего имущества. Право общей собственности возникает: 1) при поступлении в собственность нескольких лиц ... принадлежащим гражданам на праве общей собственности» // БВС ...

Объективная сторона правонарушений, посягающих на права граждан, может выражаться как в действиях, так и в бездействии.

Субъектом рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона данных правонарушений может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

Дела о правонарушениях соответственно рассматриваются судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностными лицами Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Правонарушителям могут назначаться административные наказания: предупреждение, штраф, конфискация предмета административного правонарушения (юридических лиц — ст. 5.19 — 5.20).

Рассмотрим некоторые административные правонарушения, посягающие на права граждан, подробнее.

Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, сформулированы в гл. 5 Особенной части КоАП РФ.

Распространенными нарушениями в рассматриваемой сфере являются: злоупотребление государственными служащими и иными должностными лицами своим служебным положением для публичной поддержки кого-либо из кандидатов, а также отдельных избирательных объединений и блоков; нарушение правил предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации; подкуп избирателей путем вручения или обещания им денежных средств, подарков или иных материальных благ и т.д.

Объектом проступков, посягающих на избирательные права граждан, предусмотренных статьями 5.1-5.25 КоАП, являются общественные отношения возникающие в связи с реализацией граждан своих пассивных и активных избирательных прав. Избирательные права граждан — конституционные права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях.

Также объектом правонарушения могут выступать не только общие избирательные права граждан, но и права отдельных субъектов избирательного права, получивших дополнительные права и обязанности в связи с приобретением в соответствии с законом определенного правового статуса. В частности, можно выделить: права избирательной комиссии, члена избирательной комиссии, комиссии референдума и ее членов, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, кандидата, зарегистрированного кандидата, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя средства массовой информации.

13 стр., 6197 слов

Защита права собственности

... материального мира двумя и более лицами. Общая собственность предполагает два обязательных условия: наличие одной вещи как объекта права; нескольких субъектов того же права. Общая собственность может возникнуть в отношении ... имущества двух и более лиц, если оно не может быть ...

Объективная сторона правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, может выражаться как в форме действия (например, проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах ст. 5.10, так и бездействия (например, неисполнение решения избирательной комиссии ст.5.3, непредоставление сведений об избирателях ст.5.4, непредоставление сведений об итогах голосования ст. 5.25).

Помимо основного признака объективной стороны — деяния, многие правонарушения в рассматриваемой сфере имеют также ряд дополнительных обязательных признаков необходимых для квалификации проступка: это нарушение сроков рассмотрения заявлений и обращений граждан, нарушение сроков предоставления информации, время и место совершения правонарушения и т.д.

Субъекты правонарушений. За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе, к ним относятся: должностные лица, члены избирательных комиссий, главные редакторы средств массовой информации (далее СМИ), а также, сами СМИ, как юридическое лицо, кандидаты в депутаты или на выборную должность. В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане, независимо от их служебного статуса, за совершение административных правонарушений. Субъектами ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушений, посягающих на избирательные права граждан характеризуется не только умышленной, но и неосторожной формой вины.

Административное правонарушение в области трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) субъекта трудовых правоотношений, посягающее на трудовые права и свободы граждан, за которое КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектом административных правонарушений, посягающих на права граждан (статьи 5.27-5.34, 5.42), являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда.

Объективная сторона административных правонарушений в области трудовых отношений либо затрагивающих их выражается в действиях или бездействии, непосредственно либо опосредованно направленных на нарушение или на невыполнение законодательства о труде и об охране труда.

Субъектами административной ответственности за административные правонарушения в области трудовых отношений могут быть должностные лица (ст. 5.27 КоАП РФ) и работодатели или лица их представляющие (ст.ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ).

Анализ субъективной стороны рассматриваемых административных правонарушений позволяет утверждать, что их совершение предполагает умышленную либо неосторожную форму вины.

Таким образом, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Конституционные права и свободы человека и гражданина охраняются также нормами, содержащимися в главе 5 и иных главах Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

3 стр., 1204 слов

Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях (2)

... задач по производству дел об административных правонарушениях. Содержание доказательств представляют собой сведения о тех обстоятельствах, которые входят в предмет доказывания. К числу обстоятельств, подлежащих выявлению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие самого события правонарушения; лицо, которое ...

2.2 Административные правонарушения в области охраны собственности

Административные правонарушения в области охраны собственности представляют собой наказуемые в административном порядке виновные противоправные деяния, которые посягают на принадлежность материальных благ соответствующим собственникам, а равно нарушают требования по обеспечению их сохранности.

КоАП РФ содержит 33 статьи, объединенных в главу «Административные правонарушения в области охраны собственности». В ранее действовавшем КоАП РСФСР аналогичная глава содержала всего 8 статей.

Увеличение составов административных правонарушений, посягающих на собственность, включенных в комментируемую главу, произошло в основном за счет отнесения к ним проступков в области охраны земли, недр, водных объектов. И это оправданно, ибо земля, недра, водные объекты, леса (недвижимость) являются составной частью материального субстрата отношений различных форм собственности и одним из видов объектов гражданских прав.

В то же время важно подчеркнуть, что названная глава не исчерпывает всего многообразия административных правонарушений против собственности.

Особенная часть КоАП построена на основе смешанного принципа — по родовому объекту и сфере (отрасли), в которой совершено правонарушение. Поэтому вполне допустимо, что разбор некоторых проступков, причиняющих вред собственности, помещен в других главах.

Родовым объектом рассматриваемых административных правонарушений выступает собственность. Собственность — это сущностная характеристика любого общества. Она выступает «кристаллизационным ядром» экономической системы, определяет ориентиры и содержание политического и социального развития общества. Такая ее роль предопределяется несколькими факторами. Во-первых, собственность выступает наиболее гарантированным средством удовлетворения интересов материальных и духовных потребностей граждан, коллективов и общества в целом. Во-вторых, собственность предоставляет ее обладателям экономическую власть над вещами и отношениями, возникающими по поводу использования этих вещей, а значит, и экономическую свободу в отношениях с другими людьми. В-третьих, собственность обеспечивает ее обладателям стабильность и долговременность удовлетворения потребительских нужд.

Объектом права собственности выступает имущество, результаты интеллектуальной деятельности, имущественные права.

Под имуществом понимаются предметы естественной и искусственной природы, имеющие материально-телесную субстанцию и обладающие потребительской стоимостью. Результаты интеллектуальной деятельности относятся к категории нематериальных объектов собственности. Они делятся на две большие группы — художественные (произведения науки, литературы и искусства) и промышленные (изобретения, полезные модели, промышленные образцы).

Имущественные права образуют субъективные правомочия участников отношений собственности, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом и результатами интеллектуальной деятельности, а также с теми имущественными требованиями, которые возникают между участниками отношений присвоения по поводу их принадлежности и оборота.

Непосредственным объектом правонарушений в сфере охраны собственности выступают отношения сохранности.

Предметом выступают чужие вещи административно наказуемых посягательств в сфере охраны собственности и чужие результаты интеллектуальной деятельности. В частности, ими могут быть: отдельные виды природных ресурсов (водные объекты, земельные участки, участки лесов, полезные ископаемые, объекты животного мира); межевые знаки; наблюдательные режимные скважины; гидротехнические, водохозяйственные и водоохранные сооружения, устройства или установки; объекты культурного наследия; электрическая и тепловая энергия; питьевая вода в системах питьевого водоснабжения; жилые помещения, нежилой фонд, предметы потребления и некоторые другие материальные блага.

Объективная сторона административных правонарушений против собственности чаще всего выражается в следующих действиях: хищение, завладение, уничтожение, незаконное использование и т.д.

Однако часть правонарушений совершается в форме бездействия, уклонения от исполнения обязательств (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия; проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия и др.).

Административные правонарушения в области охраны собственности — это общественно-вредные деяния. Их вредные последствия состоят, прежде всего, в том, что собственники несут определенные имущественные потери, а виновные лица в определенных случаях получают имущественную выгоду. Убытки для собственника налицо и тогда, когда он, имея имущество, во владении, встречает препятствия в осуществлении законного права пользования и распоряжения этим имуществом.

В результате действий или бездействия виновных лиц собственнику причиняется имущественный (материальный) вред (ущерб).

Он может быть выражен в виде прямого лишения собственника определенных объектов, а также расходов, которые собственник должен понести по восстановлению объектов собственности из-за их порчи, повреждения, уничтожения либо ухудшения их качества, неполучения собственником доходов (упущенная выгода).

Сущностным признаком объективной стороны административных правонарушений в области охраны собственности является их противоправность. Субъекты данных правонарушений нарушают (не выполняют, не соблюдают) правовые нормы трех видов:

а) устанавливающие запреты на совершение определенных действий в отношении объектов собственности,

б) возлагающие обязанности по сбережению материальных благ,

в) предоставляющие правомочия по распоряжению и пользованию объектами собственности.

Нарушенными в данной связи могут быть нормы закона либо нормы подзаконных актов. Основополагающие нормы права собственности содержит Конституция Российской Федерации. Она, в частности, устанавливает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами (ст. 35) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36) каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35).

Более развернутую характеристику права собственности, правомочий собственников и обязанностей участников отношений присвоения содержит гражданское законодательство.

С субъективной стороны правонарушения против собственности — это деяния в абсолютном большинстве своем с прямым умыслом. Виновное лицо осознает антисоциальный и противоправный характер своих действий или бездействия, предвидит их вредные последствия, но, несмотря на это, стремится осуществить такое поведение, желая получить для себя определенные имущественные блага, соответствующую материальную выгоду (яркий пример — кража чужого имущества).

Часть проступков совершается с корыстной целью (мелкое хищение, пользование природными объектами без разрешения (лицензии), самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, газопроводам и др.).

Правонарушитель в этом случае получает незаконную материальную (денежную) выгоду, а государство и другие собственники терпят ущерб, утрачивая или недополучая определенное количество имущественных (денежных) ценностей.

Определенная категория имущественных правонарушений совершается по неосторожности. В этом случае вред собственнику причиняется в результате небрежности виновного лица, когда данный ущерб не предвидится, но должен был предвидеться, или предвидится, но субъект легкомысленно рассчитывает его предотвратить, не допустить. Это всевозможные случаи повреждения, уничтожения или порчи объектов природы, а также недобросовестного отношения к сохранности (сбережению) имущества.

Субъектом административных правонарушений в сфере охраны собственности выступают граждане, должностные лица и юридические лица.

По составам проступков, предусмотренных статьей 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества); статьей 7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями); статьей 7.27 (мелкое хищение), субъектом их совершения являются только граждане. Исключительно должностные лица являются субъектами деяний, которые запрещены статьей 7.16 (незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения); статьей 7.24, частью 1 (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности).

Должностные лица и юридические лица несут ответственность по статье 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений) и статье 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).

Граждане и юридические лица являются субъектами правонарушений по статье 7.28 (нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах).

В остальных случаях субъектами правонарушений против собственности выступают как граждане, так и должностные и юридические лица.

За совершение административных проступков в сфере охраны собственности предусмотрены санкции в виде административного штрафа.

2.3 Административные правонарушения против порядка управления

Административные правонарушения, посягающие на порядок управления, предусмотрены в главе 19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая состоит из 34 статей.

Административными правонарушениями, посягающими на порядок управления, следует признавать противоправные, виновные и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся при осуществлении порядка управления.

Общим объектом административных правонарушений, объединенных в главу 19 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере установленного порядка управления.

Управление в широком смысле означает руководство чем-либо или кем-либо. Под порядком управления понимается определенная последовательность регулирования государственными органами социальной жизни в обществе.

С объективной стороны большинство административных правонарушений рассматриваемой группы совершаются в форме активных действий, например неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий; передача либо попытка передачи запрещённых предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, являются по своему выражению формальными, т. е. для привлечения к административной ответственности достаточно установление факта совершения противоправного действия (бездействия), без наступления каких-либо вредных последствий.

С субъективной стороны административные правонарушения данной группы совершаются, как правило, умышленно.

Субъектами административных правонарушений против порядка управления являются физические, должностные и юридические лица. Совершение отдельных административных правонарушений в этой сфере возможно только специальным субъектом. Например, за незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст. 19.17 КоАП РФ) ответственности подлежат соответствующие должностные лица, уполномоченные в предусмотренных законом случаях изымать удостоверение личности (паспорт) у гражданина РФ.

Многие административные правонарушения против порядка управления согласно ст. 23.3 Кодекса относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции).

В частности, указанные органы имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.2 (умышленное повреждение или срыв печати (пломбы); ст. 19.15 (проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации); ст. 19.16 (умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности); ст. 19.17 (незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог; ст. 19.18 (представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство); ст. 19.22 (нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок).

К компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) относится и составление протоколов об административных правонарушениях по большинству административных правонарушений рассматриваемой главы Кодекса (п. 1 ч. 2. ст. 28.3).

Помимо органов внутренних дел отдельные дела об административных правонарушениях против порядка управления вправе рассматривать судьи, военные комиссары, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, органы и войска пограничной службы, органы государственного горного и промышленного надзора, органы транспортной инспекции, стандартизации, метрологии и сертификации и др. Должностные лица указанных органов (за исключением судей) по отдельным статьям рассматриваемой главы вправе составлять и протоколы об административных правонарушениях.

Рассмотрим следующее правонарушение — Заведомо ложный вызов специализированных служб (статья 19.13. КоАП РФ).

Объектом рассматриваемого правонарушения являются права и законные интересы граждан, один из способов обеспечения которых — деятельность специализированных служб: пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи и др. Непосредственным предметом посягательства признается порядок нормальной деятельности указанных спецслужб, предназначенных для оказания помощи гражданам в экстренных ситуациях.

Объективная сторона выражается в противоправном деянии — ложном, т.е. намеренно выдаваемом за действительный, вызов пожарной охраны, полиции, скорой помощи или иных спецслужб. Такими действиями нарушается нормальный, оперативный порядок деятельности спецслужб, что препятствуют их эффективной работе, принятию экстренных мер по спасению жизни и здоровья граждан, их имущества, любой формы собственности, борьбе с административными правонарушениями и преступлениями.

Субъектом названного правонарушения признаются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанного деяния.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме прямого умысла, о чем свидетельствует указание в диспозиции статьи на заведомо ложный вызов

Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), органов, уполномоченных в области здравоохранения.

Необходимо иметь в виду, что в ст. 207 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а именно за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Итак, органы государственной исполнительной власти осуществляют свои полномочия в установленном нормативными актами порядке. Таким образом, нарушение данного порядка приводит к нарушению законных прав и интересов физических и юридических лиц и в конечном итоге негативно влияет на авторитет государственной власти.

Заключение

Административные правонарушения в России сегодня превратились в одно из самых типичных асоциальных и противоправных явлений

Опасность такого состояния очевидна: ослабление механизмов социализации личности, укрепление правонигилистических настроений в обществе и, как итог, усиление архетипной основы поведения человека. Последнее лежит в основе объяснения многих преступлений общеуголовного характера. Современные исследования преступлений и административных правонарушений со всей очевидностью доказывают их взаимообусловленность, перерастание противоправных проступков в преступления, когда количество переходит в качество, где первым выступает административный проступок, вторым — преступление. Однако если проблемам преступности уделяется должное внимание, то административным правонарушениям — лишь в той мере, в какой это связано с отдельными видами уголовных деяний.

Классификация видов административных правонарушений служит научной основой кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Общепризнанно, что классификация правонарушений не только позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам, гражданам ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность, но и обеспечивает надлежащее осуществление деятельности по охране правопорядка, усилению борьбы с административными правонарушениями и в целом способствует укреплению законности.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/klassifikatsiya-administrativnyih-pravonarusheniy/

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. — 21.09.2009. — С.15.

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу 15.11.2013) — С.27.

3.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» пункт 16 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2005. — С.35.

4.Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник / А.Б. Агапов. — М.: Юрайт-Издат, 2011. — С.448.

5.Административное право России. Фондовая лекция по теме: Административные правонарушения против порядка управления: Кафедра административного права и административной деятельности ОВД Тюменского юридического института МВД России, 2009. — С.31.

6.Административное право России: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров (отв. ред. Попов Л.Л.) — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — С.560.

7.Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2010. — С.816.

8.Андреева Л.А. Виды административных правонарушений: классификация составов / Л.А. Андреева // Вопросы права в современном мире: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II (2 ноября 2011 г.) — Новосибирск: Априори, 2011. — С.32.

9.Анисимов П.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие / П.В. Анисимов. — М: Ось-89, 2010. — С.208.

10.Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко. — СПб.: ГУАП, 2010. — С.432.

11.Газизов Д.А. Общественная опасность как признак административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств / Д.А. Газизов // Вестник ВИ МВД России. — 2012. — №3. — С.38.

12.Гетман Я.Б. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Автореф. дис. … к.ю.н / Я.Б. Гетьман. — Ростов-на-Дону, 2010. — С.29.

13.Дерюга А.Н. Концептуально-прикладные основы развития административной деликтологии: Автореф. дис… д-ра юрид. наук / А.Н. Дерюга. — М., 2012. — С.60.

14.Каширин А. Нарушитель во времени / А. Каширин // ЭЖ-Юрист. — 2009. — С.20

15.Лапина М.А. Административное право: Учебник / М.А. Лапина. — М.: МИЭМП, 2010. — С.314.

16.Марцев А.И. Общественная опасность преступления / А.И. Марцев // Актуальные проблемы уголовного права: мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. за вып. М. В. Бавсун, К. Д. Николаев. — Омск: Омская академия МВД России, 2010. — С.3.

17.Панов А.Б. О длящихся правонарушениях / А.Б. Панов // Журнал НИУ-ВШЭ. — 2012. — № 4. — С.106.

18.Смоленский М.Б. Административное право / М.Б. Смоленский. — М.: Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. — С.346.

19.Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А.Тихомиров. — 2-е изд., доп и перераб. — М., 2009. — С.652

20.Тихомиров Ю.А. Современная теория административного права / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. — 2004. — № 11. — С.215